На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Творчество и управление. Менеджер-исследователь. Системы управления и их исследование. Методы проведения исследования. Консультирование как форма организации исследования систем управления. Формирование интегрального исследовательского интеллекта.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 05.04.2007. Сдан: 2007. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


40
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ
СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА
КУРСОВАЯ РАБОТА ПО МЕНЕДЖМЕНТУ
ТЕМА: «ТВОРЧЕСТВО И ИССЛЕДОВАНИЯ В МЕНЕДЖМЕНТЕ»
ВЫПОЛНИЛА: студентка 2-й группы
II курса заочного отделения
Трескина И.Г.
АРХАНГЕЛЬСК - 2006
Оглавление
Введение………………………………………………………………….стр.3
1. Творчество и управление. Менеджер-исследователь………………стр.4
1.1. Исследование управления как функции, ценности и фактора творчества………………………………………………………………..стр.4
1.2. Исследования в требованиях к современному менеджеру..стр.7
1.3. Основные черты менеджера исследовательского типа……стр.10
2. Системы управления и их исследование……………………………стр.12
2.1. Система управления как объект исследования…………….стр.12
2.2. Организация исследования: виды и методы проведения исследования…………………………………………………………….стр.15
2.3. Технология исследования систем управления…………….стр.19
3. Консультирование как форма организации исследования систем управления………………………………………………………………стр.23
3.1. Управленческое консультирование: междисциплинарный
и трансдисциплинарный подходы……………………………………..стр.23
3.2. Пример разработки и использования в практике
управленческого консультирования междисциплинарных (физика&
экономика) моделей…………………………………………………….стр.26
4. Формирование интегрального исследовательского интеллекта….стр.32
Заключение……………………………………………………………...стр.37
Список литературы……………………………………………………..стр.40
Введение
Данное курсовое исследование имеет своим предметом творческие начала управления, и связанные с этим исследования в менеджменте.
Целевой установкой курсовой работы является исследование вопросов и проблем менеджмента с точки зрения творческого подхода в управлении. Это исследование необходимо для более ясного понимания того, что успешное управление зависит от умения руководителя творчески решать задачи управления. Но хочется отметить, что далеко не всегда руководитель (особенно крупного предприятия, находящегося на рынке довольно продолжительное время) может сам справиться с анализом системы управления своего предприятия, спрогнозировать развитие фирмы, поэтому порой необходимым является приглашение консультантов по управлению.
В ходе исследования были рассмотрены такие вопросы, как творчество и менеджмент (как эти понятия соотносятся между собой), системы управления и их исследование; рассмотрены изменения в требованиях к менеджеру на протяжении истории управления как науки; далее были выделены основные черты менеджера исследовательского типа. Одной из распространенных форм проведения исследований систем управления предприятий является консалтинг, рассмотрению которого было уделено достаточно много внимания: одним из самых действенных и эффективных подходов в управленческом консультировании были названы междисциплинарный и трансдисциплинарный подходы, применение которых было наглядно продемонстрировано в п.3.2. Последняя глава посвящена такому понятию, как «интегральный исследовательский интеллект», где были выделены принципы формирования коллективного интеллекта и принципы организации его деятельности.
Курсовое исследование проведено путем подбора и систематизации, обработки материалов и фактов из научной литературы (см. Список литературы, с.39).
1.Творчество и управление. Менеджер-исследователь
1.1. Исследование управления как функции, ценности и фактора творчества
Управление -- древнейшее искусство и новейшая наука. Спе-циалисты в области управления сходятся во мнении, что управле-ние является частью больших политических, экономических, тех-нологических, социальных и этических систем и основывается на собственных концепциях, принципах и методах, т.е. имеет серьез-ный научно-методический фундамент.
Наука располагает мощны-ми средствами познания мира -- методом анализа, т.е. расчлене-ния явления на его составные части, свойства, ступени развития, и методом синтеза -- обобщения, составления цельной картины изучаемого процесса. Анализ предшествует синтезу, их объединя-ет органическая, внутренне необходимая связь. Теория управления персоналом или наука об административ-ном управлении далеко не всегда может, к сожалению, опираться на дедуктивные и экспериментальные методы исследований, так как изучаемые явления нельзя изолировать от влияния внешней среды и побочных факторов. Помимо анализа и синтеза наука (и особенно искусство) располагает еще одним удивительным, таин-ственным инструментом -- интуицией. Интуиция -- результат напряженной работы человеческой мысли, постоянного, настойчивого поиска решения проблемы.
Поскольку управление является не только наукой, но и ис-кусством, то роль интуиции в принятии управленческих решений особенно велика и ответственна, тем более что эти решения обычно принимаются при остром дефиците времени и обычно отмене не подлежат. Сейчас, когда наша страна находится в стадии мучи-тельных поисков политических и экономических решений, особо важно, чтобы руководитель любого уровня понимал -- успешное управление фирмой, предприятием и, наконец, государством возможно лишь при знании научных основ управления и умении твор-чески применить эти знания, т.е. при владении искусством управ-ления.
В практической деятельности управляющие находятся в по-стоянном контакте с изменяющейся средой и обязаны принимать решения с учетом случайных явлений и конкретных ситуаций, ос-новываясь на собственном опыте и интуиции. Творческие поиски оптимального, нетривиального решения придают управлению ха-рактерные черты искусства. Более того, ряд крупных ученых и практиков (Г. Кунц, С. О'Доннел и др.) категорично настаивают на том, что управление в первую очередь является искусством: "Про-цесс управления есть искусство, суть которого состоит в примене-нии науки (основ организованного знания в области управления) к реальностям любой ситуации".
В широком смысле термин "искусство" применим к любой сфере человеческой деятельности, когда какая-либо работа вы-полняется умело, мастерски, искусно в технологическом, а часто и в эстетическом смысле. Искусство является составной частью более общих систем (эстетика, культура) и проявляется как способность к импровизации, высокое умение объединять отдельные элементы знания и интуиции в новые, ранее неизвестные комбинации; развивает творческое воображение, способствует нравственному самоопределению и самосознанию личности, формирует эстетичес-кие вкусы и идеалы. Если искусство есть деятельность, направленная на изучение и образное моделирование окружающего нас мира, то искусство управления отвечает этому принципу, так как руководитель должен постоянно исследовать возникающие реаль-ные ситуации и творчески моделировать варианты принимаемого управленческого решения. Искусство управления -- способность человека принимать нетривиальные решения в условиях дефицита информации и вре-мени.
Наука и искусство основаны на творчестве в отличие от репродуктивной деятельности, направленной на количественное воспроизведение достигнутого стандарта. Смелый прорыв в неведомое, та-лант первооткрывателя лежат в основе прогресса, однако и реа-лизация великих открытий, развитие материальной культуры об-щества требуют не только репродуктивной деятельности, колос-сальной концентрации ресурсов, но и истинно творческой актив-ности многих незаурядных личностей.
Менеджмент как особый вид деятельности никогда не отстранялся от творчества; напротив, всегда его использовал, причем двояко. Во-первых, для собственных нужд, т.е. для разработки тех или иных управленческих решений. Ведь и такие сугубо будничные повседневные акции, как всяческие заседания, совещания, планерки, «пятиминутки» и т.п., для управленцев, по сути, представляют занятие творчеством - пусть часто и неэффективным, даже бестолковым. Во-вторых, менеджмент использует творчество для побуждения подчиненных к действиям, требующимся с точки зрения тех, кто руководит. Такое побуждение предполагает при элементарно грамотной его организации постоянную апелляцию к заложенному в каждом работнике творческому началу, - пусть осуществляющуюся на интуитивном уровне.
Подчеркивая, что современный менеджмент пронизан творчеством и без него вообще невозможен, нельзя, впрочем, забывать об известной истине: чем больше в какой-то области деятельности творчества, тем больше ее тяготение к сфере искусства. В настоящее время вся система менеджмента выводится на качественно новую ступень научности, логичности, формализованности. Практика показывает, что этот переход на новую ступень развития происходит плавно, без нарушения видимой целостности созданной стройной системы, однако с глубинной деформацией многих устоявшихся и казавшихся незыблемыми истин и стереотипов. Отсюда правомерно предположить, что система менеджмента вступает в новую фазу развития, и ее, следовательно, ожидают новые интересные открытия, прежде всего в постижении основ творчества.
Менеджмент творческих процессов тесно связан с проблемами мыследеятельности. Характер этой связи и вытекающие из нее обстоятельства требуют специального исследования, пока еще в большей степени не осуществленного и даже в существенной мере не начатого.
Современная наука подошла к осознанию того, что творчество - это интегральное понятие о разнородных и нередко противоречивых процессах, и нужно уметь в этом запутанном конгломерате выделять именно ту структурную составляющую, которая в данных условиях требуется. Иначе не реализуется важнейшее положение менеджмента: для него объект управления всегда должен быть конкретизирован, грамотно и четко очерчен и представлен в ясных и однозначных терминах.
1.2. Исследования в требованиях к современному менеджеру
Каким должен быть современный менеджер, чтобы успешно выполнять свои функции? Дискуссии на эту тему начались еще в начале ХХ века, когда впервые начали изучать управление и связанные с ним руководство, лидерство.
Однако только в период между 1930 и 1950 гг. было впервые предпринято изучение лидерства в крупных масштабах и на систематической основе. Эти ранние исследования ставили своей целью выявить свойства или личностные характеристики эффективных руководителей. Согласно личностной теории лидерства, также известной под названием теории великих людей, лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для всех личных качеств. Развивая эту мысль, можно утверждать, что если бы эти качества могли быть выявлены, люди могли бы научиться воспитывать их в себе и тем самым становиться эффективными руководителями.
Табл.1. Качества, наиболее часто встречающиеся у успешного лидера

Интеллектуальные способности
Черты характера лич-ности
Приобретенные умения
* Ум и логика
* Инициативность
* Умение заручаться поддержкой
* Рассудительность
* Проницательность
* Гибкость
* Бдительность
* Умение кооперироваться
* Умение завоевывать популярность и престиж
* Оригинальность
* Созидательность и творчество
* Такт и дипломатич-ность
* Способность к концепт-уализации
* Честность
* Умение брать на себя риск и ответственность
* Образованность
* Знание дела
* Умение выражать свои мысли
* Целостность личности
* Смелость
* Уверенность в себе
* Умение организовывать
* Умение убеждать
* Умение изменять себя
* Любопытство и спо-собность осваивать новые знания и навыки
* Уравновешенность
* Надежность
* Острая интуиция
* Независимость
* Самостоятельность
* Амбициозность
* Потребность в достижениях
* Настойчивость и упорство
* Энергичность
* Властность
* Работоспособность
* Агрессивность
* Стремление к превос-ходству
* Обязательность
* Участливость
* Умение шутить и пони-мать юмор
* Умение разбираться в людях
1
В 40-х годах ученые начали изучать собранные факты о соотношении личных качеств и лидерства. К сожалению, несмотря на сотни проведенных исследований, они не пришли к единому мнению о наборе качеств, которые непременно отличают крупного лидера. Выяснилось, что лидеры, как правило, отличаются интеллектом, стремлением к знаниям, надежностью, ответственностью, активностью, социальным участием и социально-экономическим статусом, но в разных ситуациях эффективные руководители обнаруживают разные личные качества. Человек не становится руководителем только благодаря тому, что он обладает некоторым набором личных свойств.
Согласно поведенческому подходу к лидерству, эффективность определяется не личными качествами руководителя, а скорее его манерой поведения по отношению к подчиненным. Поведенческий подход создал основу для классификации стилей руководства или стилей поведения. Это стало серьезным вкладом и полезным инструментом понимания сложностей лидерства. Несмотря на то, что поведенческий подход продвинул изучение лидерства, сосредоточив внимание на фактическом поведении руководителя, желающего побудить людей на достижение целей организации, его основной недостаток заключался в тенденции исходить из предположения, что
__________________________________________________________________
1 Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - 3-е изд. - М.: Гардарика, 1998 (Табл.10.2).
существует какой-то один оптимальный стиль руководства.
Ни подход с позиций личных качеств, ни поведенческий подход не смогли выявить логического соотношения между личными качествами или поведением руководителя, с одной стороны, и эффективностью, с другой. Это не означает, что личные качества и поведение не имеют значения для руководства. Наоборот, они являются существенными компонентами успеха. Однако более поздние исследования показали, что в эффективности руководства решающую роль могут сыграть дополнительные факторы. Эти ситуационные факторы включают потребности и личные качества подчиненных, характер задания, требования и воздействия среды, а также имеющуюся у руководителя информацию.
Поэтому современная теория лидерства обратилась к ситуационному подходу. Современные ученые пытаются определить, какие стили поведения и личные качества более всего соответствуют определенным ситуациям. Результаты их исследований указывают, что аналогично тому, как разные ситуации требуют различных организационных структур, так должны выбираться и различные способы руководства - в зависимости от характера конкретной ситуации. Это означает, что руководитель-лидер должен уметь вести себя по-разному в различных ситуациях.
Подводя итоги всему вышесказанному, можно утверждать, что эффективный, успешный менеджер (руководитель) в любом случае - неординарная личность; обладает особым типом, стилем мышления, для которого характерны высокая скорость обработки получаемой информации, нестандартность принимаемых решений и высоко развитые способности к анализу и синтезу. Этот особый, полученный как драгоценное наследие предков или выработанный за годы жизни тип мышления называют творческим (еще креативным, латеральным). Главной особенностью его является хорошо развитая интуиция, то есть мыслительная деятельность, осуществляемая как бы «на краю» сознания. Хорошо развитая интуиция опирается на жизненный опыт человека и складывается из разнообразной информации, поступающей зачастую из всех органов чувств, мгновенно сортируемой, анализируемой и обобщаемой в виде акта принятия решения.
Руководитель должен уметь повышать мотивацию работников. Одним из способов повышения трудовой мотивации является участие работников в принятии важных решений, обсуждение с ними проблем развития и функционирования производства. Умение раскрывать интеллектуальный потенциал членов своего коллектива является высшим показателем управленческого мастерства, эффективность работы предприятия в итоге зависит не столько от руководителя, сколько от подчиненных - если руководитель умеет руководить!
В контексте данного курсового исследования можно говорить о том, что современные тенденции развития управления рождают новые требования к менеджеру. Возникает понятие "менеджер исследовательского типа ". Что это такое и в чем его особенность?
1.3. Основные черты менеджера исследовательского типа
Каждый менеджер проявляет в своей работе черты индивидуальности. Но всегда существует нечто общее, которое определяется особенностью деятельности и условиями, в которых она осуществляется. Современные условия управления - потребность в исследованиях. Эта потребность реализуется в самых различных проявлениях - организации, методологии и пр. Но одним из последствий реализации этой потребности является возникновение менеджеров, которых можно назвать менеджерами исследовательского типа. Их особенность - обостренное внимание исследовательскому подходу к решению всех проблем разработки управленческих решений. Но в более детальном представлении можно выделить следующие черты менеджера исследовательского типа.
а) Проблемное видение мира, способность распознавать проблемы там, где для других все ясно.
б) Умение превентивно, т.е. тогда, когда они еще в зародыше, ставить проблемы.
в) Системное и панорамное "восприятие действительности, процессов функционирования и развития управляемого объекта".
г) Умение воспринимать, понимать, принимать и использовать точки зрения, отличные от собственных или даже противоположные им.
д) Способность делать верные и удачные заключения при дефиците информации.
е) Развитая психологическая саморегуляция, определяющая отношение к проблемам и их оценку.
ж) Способность к имитации функций различных членов коллектива.
з) Психологическая проницательность, позволяющая видеть в людях больше, чем они проявляют в деятельности или демонстрируют. Компенсатором проницательности является психодиагностика.
и) Инновационность и безинерционность мышления, способность выйти за границы формального, привычного, проверенного, традиционного.
к) Способность привлекать людей к совместной деятельности, не прибегая к средствам материального или административного принуждения.
л) Способность быстро перестраиваться психологически при изменении условий деятельности или переходе к решению принципиально новых задач.
и) Умение делегировать не только власть и ответственность, но и свой авторитет лидера.
н) Способность к латентному (скрытому) руководству, предполагающему включение людей в деятельность не на формальной субординационной основе, а путем "ухода в тень", умением обратиться за советом и помощью.
* * *
Характерной особенностью современного состояния рынка является общий рост конкуренции на многих его сегментах. Это приводит к тому, что ранее проводимые мероприятия по повышению конкурентоспособности организации на рынке не приводят к желаемым результатам. Самое время предпринимать кардинальные действия по общему повышению эффективности функционирования предприятия. Поскольку успешность функционирования фирмы, в конечном счете, целиком зависит от правильности принятия решений высшим управленцем, то возрастает степень его ответственности за каждое принимаемое решение, направленное на поиск эффективных путей адаптации системы управления к условиям обостряющейся конкурентной борьбы. В связи с этим требуется большая глубина проработанности в управленческой аналитике, которая невозможна без применения современных методов анализа управленческой деятельности.
2. Системы управления и их исследование
2.1. Система управления как объект исследования
В современном менеджменте рассматривается мно-жество самых разных организаций, которые представля-ют собой «совокупность» людей, групп, объединенных для достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи на основе принципов разделения труда и распре-деления обязанностей. Это могут быть государственные учреждения, общественные объединения, научно-произ-водственные объединения, частные предприятия.
Организации создаются для удовлетворения разнооб-разных потребностей людей в продукции, либо услугах и поэтому имеют самое различное назначение, размеры, строение и другие параметры.
Такое разнообразие имеет большое значение при рас-смотрении организации как объекта управления. Множе-ство целей и задач, стоящих перед организациями разного класса сложности и разной отраслевой принадлежности приводит к тому, что для управления ими требуются спе-циальные знания и искусство, методы и приемы, обеспе-чивающие эффективную совместную деятельность работ-ников всех структурных подразделений.
Любая организация, вне зависимости от ее конкрет-ного назначения, может быть описана с помощью ряда параметров, среди которых главными являются: цели организации, ее организационная структура, внешняя и внутренняя среда, совокупность ресурсов, нормативная и правовая основа, специфика процесса функционирования, система социальных и экономических отношений и, наконец, организационная культура.
Каждая организация имеет конкретную систему управ-ления, которая также является объектом исследования. Исследовать систему управления можно только на основе выбранной научной концепции.
Прежде всего необходимо отметить, что концепция «системы» используется как средство для изучения харак-теристик объекта управления. Ценность этой концепции заключается в том, что она способствует более глубоко-му пониманию характеристик изучаемой системы и про-цесса функционирования организации как системы.
Рассмотрение управления как системы является одним из достижений современной науки. Это обуславливается, прежде всего, как необходимое требование учета многофакторных проявлений управления как деятельности, находящейся в сложной структуре отношений, сформированных как внутри самой системы управления, так и в отношениях с внешним миром, с внешними системами и надсистемами.
Система управления по своим характеристикам может быть отнесена к различным классам систем: социальным, сложным, открытым, самоорганизующимся, саморазвивающимся, адаптирующимся, многоуровневым, иерархическим, стохастически-детерминированным, активным, полиструктурным, многоцелевым, динамическим. Следует особо выделить такие свойства систем управления как уникальность, слабопредсказуемость, целенаправленность, способность к самообучению и адаптации. Среди системных элементов выделяют границы и внешние связи, цели и задачи, процессы управления, организационную структуру управления, кадры, системообразующий механизм. В таких системах протекают реальные процессы, а значит, существуют и материальные и информационные потоки, вход и выход. В рамках системного подхода к управлению, получившему широкое распространение с 50-х годов двадцатого столетия, предметом исследования и моделирования выступают реальные системы и их концептуальные модели.
Необходимость соответствия современной организа-ции требованиям рыночной экономики вызывает по-требность постоянного ее совершенствования, организа-ционного развития. Базой организационных нововведе-ний служит изучение деятельности организаций.
Исследование систем управления -- это вид деятель-ности, направленный на развитие и совершенствование управления в соответствии с постоянно изменяющими-ся внешними и внутренними условиями. В условиях динамичности современного производства и общест-венного устройства управление должно находиться в состоянии непрерывного развития, которое сегодня не-возможно обеспечить без исследования путей и возможностей этого развития, без выбора альтернативных направлений. Исследование управления осуществляется в каждодневной деятельности менеджеров и персонала и в работе специализированных аналитических групп, лабораторий, отделов. Иногда для проведения исследо-вания приглашают консультационные фирмы. Необхо-димость в исследованиях систем управления продикто-вана достаточно большим кругом проблем, с которыми приходится сталкиваться многим организациям. От правильного решения этих проблем зависит успех ра-боты этих организаций. Исследования систем управле-ния могут быть различными как по целям, так и по ме-тодологии их проведения.
Исследование систем управления включает:
* уточнение цели развития и функционирования предприятия и его подразделений;
* выявление тенденций развития предприятия в конкретной рыночной среде;
* выявление факторов, обеспечивающих достижение сформулированной цели и препятствующих ей;
* сбор необходимых данных для разработки меро-приятий по совершенствованию действующей сис-темы управления;
* получение необходимых данных для привязки со-временных моделей, методов и средств к условиям конкретного предприятия.
В процессе исследования и анализа работы организа-ции устанавливается роль и место данного предприятия в соответствующем секторе рынка; состояние производ-ственно-хозяйственной деятельности предприятия; про-изводственная структура предприятия; система управле-ния и ее организационная структура; особенности взаи-модействия предприятия с потребителями, поставщика-ми и другими участниками рынка; инновационная дея-тельность предприятия; психологический климат пред-приятия и др.
2.2. Организация исследования: виды и методы проведения исследования
Организация исследования - это система регламентов, нормативов и инструкций, определяющих порядок его проведения. Это распределение функций, обязанностей, ответственности и полномочий на выполнение работ, и распределение ресурсов и комбинация во времени, пространстве, в кадрах по видам работ.
С точки зрения организации проведения исследова-ния можно выделить следующие формы:
* индивидуальные и коллективные исследования;
* исследования, проводимые внутренними или внеш-ними специалистами;
* централизованная и децентрализованная организация;
* специальные отделы, службы управления измене-ниями, целевые проектные подразделения.
* привлечение специализированных консалтинговых организаций.
Эффективность исследования систем управления во многом определяется выбранными и использованными методами исследования.
Методы исследования представляют собой способы, приемы проведения исследований. Их грамотное приме-нение способствует получению достоверных и полных результатов исследования возникших в организации про-блем. Выбор методов исследования, интеграция различ-ных методов при проведении исследования определяется знаниями, опытом и интуицией специалистов, проводя-щих исследования.
Всю совокупность методов исследования можно раз-бить на три большие группы: методы, основанные на использовании знаний и интуиции специалистов; мето-ды формализованного представления систем управления (методы формального моделирования исследуемых про-цессов) и комплексированные методы.
Для наглядности представления совокупности методов исследования используем таблицу 21.
Первая группа -- методы, основанные на выявлении и обобщении мнений опытных специалистов-экспертов, ис-пользовании их опыта и нетрадиционных подходов к анализу деятельности организации включают: метод «мозговой атаки», метод типа «сценариев», метод экс-пертных оценок (включая SWOT-анализ), метод типа «Дельфи», методы типа «дерева целей», «деловой игры», морфологические методы и ряд других методов.
__________________________________________________________________
1 Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 157 с. (Рис.4.1. Структуризация методов исследования систем управления).
Вторая группа -- методы формализованного представ-ления систем управления, основанные на использовании математических, экономико-математических методов и моделей исследования систем управления. Среди них можно выделить следующие классы:
аналитические (включают методы классической ма-тематики -- интегральное исчисление, дифференциаль-ное исчисление, 40
методы поиска экстремумов функций, вариационное исчисление и другие, методы математиче-ского программирования, теории игр);
статистические (включают теоретические разделы математики -- математическую статистику, теорию веро-ятностей -- и направления прикладн40
ой математики, ис-пользующие стохастические представления -- теорию массового обслуживания, методы статистических испы-таний, методы выдвижения и проверки статистических гипотез и другие методы статистического имитационного моделирования);
теоретико-множественные, логические, лингвистиче-ские, семиотические40
представления (разделы дискрет-ной математики, составляющие теоретическую основу разработки разного рода языков моделирования, авто-матизации проектирования, информационно-поиско-вых языков);
графические 40
(включают теорию графов и разного рода графические представления информации типа диаграмм, графиков, гистограмм и т.п.).
Наибольшее распространение в экономике в настоя-щее время получили математическое программирование и статистические методы. Правда, для представления ста-тистических данных, для экстраполяции тенденций тех или иных экономических процессов всегда использова-лись графические представления (графики, диаграммы и т.п.) и элементы теории функций (например, теория производственных функций). Однако целенаправленное применение математики для постановки и анализа задач управления, принятия экономических решений разного рода (распределения работ и ресурсов, загрузки оборудо-вания, организации перевозок и т.п.) началось с внедре-ния в экономику методов линейного и других видов математического программирования (работы Л. В. Канто-ровича, В. В. Новожилова, С.А. Соколицына и др.). При-влекательность этих методов для решения формализо-ванных задач, какими обычно являются названные выше и другие экономические задачи на начальном этапе их постановки, объясняется рядом особенностей, отличаю-щих методы математического программирования от ме-тодов классической математики.
При стремлении более адекватно отобразить про-блемную ситуацию в ряде случаев целесообразно приме-нять статистические методы, с помощью которых на основе выборочного исследования получают статистиче-ские закономерности и распространяют их на поведение системы в целом. Такой подход полезен при отображе-нии таких ситуаций, как организация ремонта оборудо-вания, определение степени его износа, настройка и ис-пытание сложных приборов и устройств и т.д. Все более широкое применение находит статистическое имитаци-онное моделирование экономических процессов и си-туаций принятия решений.
В последнее время с развитием средств автоматиза-ции возросло внимание к методам дискретной матема-тики: знание математической логики, математической лингвистики, теории множеств помогает ускорить разра-ботку алгоритмов, языков автоматизации проектирова-ния сложных технических устройств и комплексов, язы-ков моделирования ситуаций принятия решений в орга-низационных системах.
В настоящее время в экономике и организации про-изводства применяются практически все группы методов формализованного представления систем. Для удобства их выбора в реальных условиях на базе математических направлений развиваются прикладные методы и пред-лагаются их классификации.
К третьей группе относятся комплексированные мето-ды: комбинаторика, ситуационное моделирование, топо-логия, графосемиотика и др. Они сформировались путем интеграции экспертных и формализованных методов.
Несколько в стороне стоят методы исследования ин-формационных потоков.
Специалист по системному анализу должен пони-мать, что любая классификация условна. Она лишь сред-ство, помогающее ориентироваться в огромном числе разнообразных методов и моделей. Поэтому разраба-тывать классификацию нужно обязательно, но делать это следует с учетом конкретных условий, особенно-стей моделируемых систем (процессов принятия реше-ний) и предпочтений, которым можно предложить вы-брать классификацию.
2.3. Технология исследования систем управления
В самом общем виде технология представляет собой приемы, навыки или услуги, применяемые для того, чтобы произвести определенные изменения в каком-либо материале. Социолог Чарльз Перроу списывает технологию как средство преобразования сырья - будь то люди, информация или физические материалы - в искомые продукты и услуги. Льюис Дейвис дает более широкое понятие технологии: "Технология - это сочетание квалифицированных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответственно технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материале, информации или людях"1.
Технология или методология и организация исследования систем управления требует учета ряда системных характери-стик, к которым относятся: потребность в исследовани-ях; объект и предмет исследования; ресурсы для проведе-ния исследований; эффективность исследований; результаты исследований.
Раскроем эти характеристики:
1. Потребность в исследовании предопределяет мас-штаб и глубину исследования системных характеристик, реализация которых в наибольшей степени влияет на достижение поставленных целей.
2. Объектом исследований является система управле-ния конкретной организации. Для ее изучения необхо-димо знать утвержденные схемы управления, должност-ные инструкции. Положение о подразделениях. Предме-том исследования являются взаимоотношения между со-трудниками аппарата управления, а также между подразделениями, расположенными на разных уровнях систе-мы управления. При этом предметом исследования яв-ляется конкретная проблема (или комплекс проблем), решение которой требует проведения исследований. Среди этих проблем могут быть следующие:
* развитие структуры управления;
* мотивация персонала;
* мотивация техники и информационных систем управления;
* разработка управленческих решений;
* подготовка персонала и др.
____________________ и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.