На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Основные понятия, сущность и содержание менеджмента и управленческой деятельности, его эффективность. Внутренние переменные и внешняя среда организации. Интеграционные процессы в менеджменте, его функции: планирование, организация, мотивация и контроль.

Информация:

Тип работы: Лекции. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 07.12.2009. Сдан: 2009. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


58
конспект лекций
по курсу «Менеджмент»
Содержание

Введение
1. Общие представления о содержании менеджмента и управленческой деятельности.
1.1 Основные понятия
1.2 Сущность и содержание управленческой деятельности
1.3 Эволюция управленческой мысли
1.4 Внутренние переменные в организации
1.5 Внешняя среда организации
2. Интеграционные процессы в менеджменте
2.1 Процесс коммуникаций
2.2 Процесс принятия решений
3. Функции менеджмента
3.1 Планирование
3.2 Организация
3.3 Мотивация
3.4 Контроль
4. Эффективность менеджмента
Список литературы
введение

Современные экономические отношения в России требуют от специалистов и руководителей всех уровней высокого профессионализма и глубоких теоретических знаний в области менеджмента.
Понятие «менеджмент» достаточно быстро и прочно вошло в современный отечественный экономический лексикон, став по своей сути аналогом понятия «управление». Оно широко используется применительно к разнообразным социально-экономическим процессам, осуществляемым на предприятиях. Как и в мировой практике, наряду с общим менеджментом, в России получают распространение специальные формы менеджмента, ориентированные на отдельные функциональные области деятельности организаций и предприятий: инновационный менеджмент, финансовый менеджмент, менеджмент персонала и т.д.
Единую методологическую основу разнообразных форм менеджмента создает его общая теория, содержащая функциональные категории и понятия, принципы и методы, систему функций и задач менеджмента, независящую от отраслевой или функциональной специфики деятельности организации. Знание теоретических основ современного менеджмента создает необходимую фундаментальную базу профессиональной подготовки любого специалиста. В профессиональном образовании экономистов всех специальностей этот аспект находит отражение в обязательной дисциплине «Менеджмент». Цель дисциплины - формирование у студентов специальных знаний и практических навыков работы в области современного менеджмента на различных производственно-хозяйственных объектах.
В настоящем пособии изложены теоретические основы менеджмента в соответствии с утвержденной программой курса «Менеджмент».
Пособие содержит материал, систематизированный по четырем разделам:
1) общие представления о содержании менеджмента и управленческой деятельности;
2) интеграционные процессы в менеджменте;
3) функции менеджмента;
4) эффективность управления.
1 общие представления о содержании менеджмента и управленческой деятельности

1.1 Основные понятия

1.1.1 Понятие «Управление»
Управление - это целенаправленное воздействие на объект управления с целью перевода его в желаемое состояние (или удержания в заданном положении).
58
Рисунок 1 - Схема управления
Виды управления
Управление в биологических системах
Управление в технических системах
Управление в социальных системах
Управление организациями (менеджмент)
Рисунок 2 - Виды управления
1.1.2 Понятие «Менеджмент»
Менеджмент - управление организацией.
Менеджмент - это эффективное использование и координация таких ресурсов, как труд, земля и капитал для достижения заданных целей с максимальной эффективностью.
Менеджмент - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.
Менеджмент - область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей организации путем рационального использования имеющихся ресурсов.
МЕНЕДЖМЕНТ
Наука
Искусство
Функция
Процесс
Люди, управляющие организацией
Орган или аппарат управления
Рисунок 3 - Подходы к определению сущности менеджмента
Субъекты менеджмента - руководители различного уровня, занимающие постоянную должность в организации и наделенные полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности организации.
Объекты менеджмента - специальные области управленческой деятельности, связанные с решением определенных задач менеджмента.
В зависимости от объекта, различают такие виды менеджмента, как общий и функциональный.
Общий (или генеральный) менеджмент заключается в управлении деятельностью организации в целом или ее самостоятельных хозяйственных звеньев.
Функциональный (или) специальный менеджмент заключается в управлении определенными сферами деятельности организации или ее звеньев.
Общий менеджмент
Функциональный менеджмент
Структурные единицы
Сферы деятельности
Вид менеджмента
предприятие
А
Инновации
Инновационный менеджмент
Персонал
Менеджмент персонала
Б
Производство
Производственный менеджмент
Сбыт
Менеджмент маркетинга
Качество
Менеджмент качества
Финансы
Финансовый менеджмент
В
Внешняя деятельность
Международный менеджмент
Экология
Экологический менеджмент
Рисунок 4 - Объекты и виды менеджмента
1.1.3 Понятие «Организация»
Сущность понятия "организация" в широком смысле можно определить:
1) как "внутреннюю упорядоченность, согласованность, взаимодействие более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленную ее строением";
2) как "совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязи между частями целого";
3) как "группу людей, совместно реализующих некоторую цель";
4) как «процесс по переработке входа социально-экономической системы в ее выход».
58
Рисунок - 5 Структурное представление понятия "организация"
Организация, как социально-экономическая система представляет собой единство структуры и процесса функционирования.
58
Рисунок 6 - Структура понятия «Организация» применительно к социально-экономическим системам
Признаки организации:
1) наличие хотя бы двух людей, которые считали бы себя частью организации;
2) наличие по крайней мере одной цели, которую признавали бы как общую все члены данной группы;
3) наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь цели.
Классификация ОРГАНИЗАЦИЙ
По критерию формализации
По формам собственности
По отношению к прибыли
По размерам
По целевому назначению
Формальные
Частные
Коммерческие
Крупные
Производство продукции
Неформальные
Государствен-ные
Некоммерческие
Средние
Оказание услуг
Коллективные
Малые
Выполнение работ
Рисунок 7 - Классификация организаций
Характеристики организаций
1) ресурсы:
- трудовые;
- материальные;
- финансовые;
- информационные;
- энергетические;
- временные
2) разделение труда:
- вертикальное;
- горизонтальное
3) связь с внешней средой
Рисунок 8 - Взаимосвязь организации с внешней средой
Законы организации в статике (структурах) и динамике (процессах)
Таблица 1 - Перечень и краткое определение законов организации
Наименование закона
Краткое определение закона
Законы организации, проявляющиеся преимущественно в статике (структурах):
Закон композиции
Закон пропорциональности
Закон наименьших
Закон онтогенеза
Закон отражает необходимость согласования целей организации: они должны быть направлены на поддержание основной цели более общего характера
Закон отражает необходимость соотношения между частями целого, а также их соразмерность, соответствие или зависимость
Структурная устойчивость целого определяется его наименьшей частичной устойчивостью
Закон предопределяет, что каждая организация проходит в своем развитии следующие фазы жизненного цикла: становление, расцвет, угасание
Законы организации, проявляющиеся преимущественно в динамике (процессах):
Закон синергии
Закон информированности--упорядоченности
Закон единства анализа и синтеза
Закон самосохранения
Сумма свойств организованного целого не равна арифметической сумме свойств каждого из его элементов в отдельности
В организационном целом не может быть большего порядка, чем в упорядоченной информации
Процессы анализа (т. е. разделения, дифференциации и т. д.) дополняются синтезом (т. е. противоположными процессами соединения, интеграции и т. п.). Сначала проводится анализ, затем -- синтез
Любая реальная физическая (организованная) система стремится сохранить себя как целостное образование и, следовательно, экономнее расходовать свой ресурс
1.2 Сущность и содержание управленческой деятельности

1.2.1 Процесс труда менеджера


Рисунок 9 - Элементы производственного процесса
Рисунок 10 - Особенности управленческого труда
Рисунок 11 - Ключевые роли менеджера
1.2.2 Обособление управленческой деятельности
Возникновение и объективная необходимость управления как самостоятельного вида деятельности обусловлена общественным разделением труда, развитием кооперации и увеличением масштабов производства.
Разделение труда - форма сотрудничества, при которой отдельные участники производственного процесса или группы выполняют различные, и при том дополняющие одна другую трудовые операции.
Специализация - избрание какой-либо области деятельности, отрасли знания и т.д., сосредоточение на каком-либо занятии и приобретение соответствующих знаний и умений.
Кооперация - форма труда, при которой много лиц планомерно и совместно участвуют в одном и том же процессе труда, или в разных, но связанных между собой процессах труда.
Рисунок 12 - Этапы обособления управленческой деятельности
1.2.3 Виды разделения труда
Выделяют три вида разделения труда: функциональное, структурное и технологическое (профессионально-квалификационное).
1) Функциональное разделение труда основывается на формировании групп работников управления, выполняющих одинаковые функции менеджмента (например, группа планирования, группа мотивации и т.д.).
2) Структурное разделение труда менеджеров строится исходя из таких характеристик управляемого объекта, как организационная структура, масштабы производства, сфера деятельности и т.д.
Структурное разделение труда подразделяется на вертикальное и горизонтальное.
- Вертикальное разделение труда построено на выделении трех основных уровней управления: нижний, средний, высший.
Таблица 2 - Типы менеджеров по уровням управления
Уровень управления
Менеджеры
Основные задачи
Высший
Президент
Исполнительный вице-президент
Директор организации, его заместители
Руководители, ответственные за функциональные подсистемы
Формулирование целей организации и подразделений, разработка долгосрочных планов, адаптация организации к различным переменам, взаимодействие организации с внешней средой
Средний
Руководитель (директор) филиала
Руководитель отдела
Начальник цеха
Координация работы нижестоящих руководителей, руководство отдельными специализированными подразделениями и функциями
Нижний
Мастер
Бригадир
Руководитель функционального бюро в цехе
Непосредственная организация и руководство работниками, занятыми основной деятельностью, контроль за использованием сырья и оборудования
- Горизонтальное разделение труда представляет собой расстановку конкретных руководителей во главе отдельных подразделений. Горизонтальное разделение труда предполагает специализацию менеджеров по ключевым сферам деятельности, образующим подсистемы предприятия. Такими подсистемами являются: персонал, производство, маркетинг, финансы, исследования и разработки.
Рисунок 13 - Структурное разделение труда менеджеров
3) Технологическое (профессионально-квалификационное) разделение труда учитывает виды и сложность выполняемых работ. В соответствии с данным видом разделения труда в составе аппарата управления организацией выделяют три категории работников:
- руководители;
- специалисты;
- служащие.
1.3 Эволюция управленческой мысли

1.3.1 Подход на основе выделения различных школ

Таблица 3 - Первоначальные школы управленческой мысли
Название школы
Основатели школы
Основные идеи и принципы
1
2
3
Школа научного управления,
1885-1920 г.г.
Фредерик Уинслоу Тейлор, Френк и Лилия Гилбрет,
Генри Гантт, Генри Форд
Основные принципы научного управления Фредерика У. Тейлора
1) Разработка оптимальных методов осуществления работы на базе научного изучения затрат времени, движений, усилий и т.д.
Повышение производительности труда за счет рационализации трудовых операций на базе научной организации осуществления рабочим своей трудовой деятельности.
2) Абсолютное следование разработанным стандартам
3) Подбор, обучение и расстановка рабочих на те рабочие места и задания, где они могут принести наибольшую пользу.
4) Оплата труда по результатам. Систематическое использование стимулирования труда с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объемов производства. Разработка и введение норм выработки.
5) Использование функциональных менеджеров, осуществляющих контроль по специализированным направлениям.
6) Сотрудничество между администрацией и рабочими с целью обеспечения возможности осуществления научного управления.
Продолжение таблицы 3
Административная
(классическая) школа),
1920-1950 г.г.
Анри Файоль,
Линдалл Урвик,
Альфред П. Слоун
Цель школы - создание универсальных принципов управления, позволяющих повысить эффективность деятельности организации в целом.
Принципы управления Анри Файоля
1) Разделение труда
2) Полномочия и ответственность
3) Дисциплина
4) Единоначалие
5) Единство действий
6) Подчиненность личных интересов интересам организации
7) Вознаграждение персонала
8) Централизация управления
9) Скалярная цепь (цепь команд)
10) Порядок
11) Справедливость
12) Стабильность персонала
13) Инициатива
14) Ответственность
Школа человеческих отношений,
1930-1950 г.г.
Мери Паркер Фоллетт,
Элтон Мейо
Делается акцент на роли личности в эффективности производства - «Менеджмент - это обеспечение выполнения работы с помощью других лиц».
Если руководство проявляет заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности сотрудников должен возрастать, что ведет к увеличению производительности.
Четко разработанные рабочие операции и хорошая заработная плата не всегда ведут к повышению производительности труда. Большое значение имеют взаимоотношения работников внутри коллектива
Школа поведенческих наук,
с 1950 г.
Крис Арджирис,
Ренсис Лайкерт, Дуглас МакГрегор,
Фредерик Герцберг
Цель школы - повышение эффективности работы организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов, т.е. необходимо применять поведенческие науки к управлению организацией таким образом, чтобы каждый работник мог быть полностью использован в соответствии со своим трудовым потенциалом
Школа науки управления (количественный подход),
С 1950 г.
Использование количественных моделей, методов и измерителей при решении проблем организации
1.3.2 Процессный подход
Управление - процесс, т.е. серия непрерывных взаимосвязанных действий (управленческих функций), направленных на достижение целей организации.
Каждая управленческая функция представляет собой процесс.
Процесс управления является общей суммой всех функций управления - планирования, организации, мотивации и контроля.
Функции управления взаимосвязаны между собой с помощью связующих процессов: процесса коммуникаций и процесса принятия решений.
Рисунок 14 - Схема процесса управления
1.3.3 Системный подход
Применение теории систем к управлению позволило интегрировать вклады всех школ, которые в разное время доминировали в теории и практике управления.
С точки зрения системного подхода, организация - это открытая сложная социотехническая система.
Система - это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого.
Открытая система - это система, взаимодействующая с внешней средой через энергию, информацию, материалы и т.д.
Открытые системы имеют способность приспосабливаться к изменениям окружающей среды для того, чтобы продолжить свое функционирование.
Сложная система - это система, состоящая из нескольких взаимозависимых подсистем.
В соответствии с системным подходом одним из вариантов повышения эффективности менеджмента в организации является «Схема 7-С» компании Маккинси, в которой выделены семь взаимосвязанных направлений анализа, оценки и совершенствования системы управления организацией.
Рисунок 15 - «Схема 7С» компании Маккинси
1.3.4 Ситуационный подход
Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, который влияет на организацию в конкретный момент времени.
Результаты одних и тех же управленческих действий в различных ситуациях отличаются друг от друга. В связи с этим при осуществлении управленческих действий необходимо учитывать ситуацию.
С точки зрения ситуационного подхода существует четыре шага эффективного управления.
Шаг 1. Осуществление анализа ситуации с точки зрения того, какие требования предъявляет к организации ситуация и что характерно для ситуации.
Шаг 2. Выбор соответствующего подхода к осуществлению управления, который бы в наибольшей степени и наилучшим образом соответствовал требованиям, выдвигаемым к организации со стороны ситуации.
Шаг 3. Создание потенциала в организации для того, чтобы можно было перейти к новому управленческому стилю, соответствующему ситуации.
Шаг 4. Осуществление изменений в организации, позволяющих подстроиться к ситуации.
1.3.5 Современные концепции управления
На базе сложившихся научных школ и подходов к управлению получают развитие новые концепции менеджмента, отражающие тенденции гуманизации и либерализации в процессе функционирования организаций.
Таблица 4 - Современные концепции управления
Концепция
Основные положения
1
2
Management ohne Hierarie
(Менеджмент без иерархии)
Отказ от легализации права одностороннего распорядительства над ресурсами и информацией
Деперсонализация властных полномочий и отмена принципа «санкция»-«вознаграждение»
Учреждение автономных групп с высоким потенциалом саморегулирования
Утверждение гуманных ценностей и форм поведения взамен односторонней ориентации на экономический результат
Учет экономических требований при принятии решений
Just-in Time Production (JIT)
(Продукция как раз вовремя)
Устранение потерь в производстве и в смежных с ним сферах деятельности. Изготовлению подлежит только то количество продукции, которое необходимо к заданному сроку
Total Quality Control (TQC)
(Повсеместный контроль качества)
Комплексное повышение эффективности производственной системы за счет вовлечения в этот процесс всех работников организации
Lean Management/ Lean production
(Изучая управление изучаем производство)
Концепция «стройного» предприятия разработана для преодоления недостатков традиционных форм организации предприятия, препятствующих инновациям и необходимой для обеспечения конкурентоспособности, гибкости.
Ядро «стройного» предприятия образуют «центры прибыли», ориентированные на продукт и ответственные за экономический успех своего продукта
Бенчмаркетинг
Концепция направлена на непрерывное совершенствование деятельности предприятия и повышение его конкурентоспособности путем ориентации на высшие достижения во всех функциональных сферах. Она основывается на систематическом анализе и оценке деятельности предприятия в сравнении: с достижениями главных конкурентов на рынке; с объективными тенденциями развития науки, техники, технологии и других областей; с высшими достижениями международной практики в соответствующей области
Реинжиниринг бизнеса
Концепция состоит в пересмотре традиционных основ построения организаций и их организационной культуры, радикальном перепроектировании их бизнес-процессов.
Реинжиниринг бизнеса означает «Начать заново, начать с нуля»
1.4 Внутренние переменные в организации

Внутренние переменные (внутренняя среда организации) - это взаимосвязанные факторы внутри организации, контролируемые и регулируемые со стороны руководства
Рисунок 16 - Внутренние переменные в организации
1.4.1 Цели организации
Цель - это конкретное конечное состояние или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе.
Миссия - общая цель организации, выражающая причину ее существования.
При определении миссии учитываются интересы следующих групп людей:
1) собственники организации;
2) сотрудники организации;
3) потребители;
4) деловые партнеры организации;
5) общество в целом.
В миссии должны быть отражены следующие характеристики организации:
1) целевые ориентиры организации;
2) сфера деятельности организации;
3) философия организации;
4) возможности и способы осуществления деятельности организации.
Необходимость миссии для организации:
1) миссия дает субъектам внешней среды общее представление о том, что собой представляет организация, к чему она стремится, а также способствует формированию определенного имиджа организации в представлении субъектов внешней среды.
2) миссия способствует формированию единения внутри организации и созданию корпоративного духа;
3) миссия дает возможность для более действенного управления организацией, т.к. она является базой для установления целей организации.
Таблица 5 - Пример миссии для производственного предприятия
Важнейшие направления деятельности
Принципы работы
Производство
Капитал
Сотрудничество
Персонал
Внешняя обстановка
Путем целенаправленного совершенствования продукции, расширения ее номенклатуры, поддержания необходимого уровня выпуска в максимально возможной мере отвечать потребностям рынка
Постоянно и гибко перестраиваясь, повышать эффективность использования акционерного капитала, увеличивать доходность акций
С уважением относиться к деловым партнерам и активно работать с ними, расширять сферы деловых взаимоотношений
Быть внимательными и чуткими к запросам и нуждам персонала, способствовать росту отдачи труда
Всемерно содействовать формированию стабильной в экономическом и социальном плане, экологически безопасной внешней среды
Таблица 6 - Примеры миссии для непроизводственных организаций
Организация
Миссия
Коммерческий банк
Содействие становлению и развитию среднего и малого бизнеса в РФ путем предоставления широкого спектра банковских услуг, высокого качества обслуживания клиентов и эффективного развития с учетом интересов акционеров, клиентов и сотрудников
Инвестиционная компания
Мы готовы инвестировать капитал в любую область, работающую прибыльно и имеющую потенциал дальнейшего роста, направленного на преумножение национального богатства
Миссия образует фундамент для установления ключевых целей по таким важнейшим функциональным подсистемам, как производство, маркетинг, персонал, финансы, инновации.
Таблица 7 - Примеры ключевых целей для производственного предприятия
Функциональная подсистема
Ключевая цель
Маркетинг
Выйти на первое место по продаже продукции (определенного вида) на рынке
Производство
Достичь наивысшей производительности труда при производстве всех (или определенных) видов продукции
Инновации
Поддерживать конкурентоспособность и инновационность (постоянное обновление) выпускаемой продукции
Персонал
Обеспечить условия, необходимые для развития творческого потенциала работников и повышения уровня удовлетворенности и заинтересованности в работе
Финансы
Сохранять и поддерживать на необходимом уровне все виды финансовых ресурсов
1.4.2 Организационная структура
Структура организации - это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных подразделений, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации.
Структурообразующие факторы:
1) горизонтальное разделение труда;
2) вертикальное разделение труда.
К вертикальному разделению труда относят понятие сферы контроля.
Сфера контроля - число лиц, находящихся в подчинении у одного руководителя.
Рисунок 17 - виды сферы контроля
Элементы структуры управления:
1) звено - одно или несколько подразделений, которые выполняют определенную функцию управления;
2) уровень - совокупность равноправных звеньев;
3) связи - поддерживают отношения между звеньями и уровнями.
Связи могут быть горизонтальными и вертикальными, а также линейными и функциональными.
Горизонтальные - связи между равноправными звеньями, т.е. одноуровневые. Носят характер согласования.
Вертикальные - связи подчинения, т.е. связи между различными уровнями.
Линейные - отражают движение управленческих решений и информации между линейными руководителями, т.е. лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений.
Функциональные - отражают движение управленческих решений и информации по тем или иным функциям правления.
Рисунок 18 - Элементы организационной структуры
1.4.3 Задачи
Задача - это предписанная работа (серия работ или часть работы), которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее установленные сроки.
Задачи предписываются определенной должности.
Характеристики выполнения задачи:
1) частота выполнения задачи;
2) время, необходимое для выполнения задачи;
3) сложность выполнения задачи.
1.4.4 Технология
Технология - это сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации и других ресурсах.
Рисунок 19 - Классификация технологий
1.4.5 Люди
Факторы, влияющие на индивидуальное поведение и успешную деятельность человека:
1) способности;
2) потребности;
3) ожидания;
4) отношение, точка зрения;
5) ценности;
6) рабочая среда;
и т.д.
1.5 Внешняя среда организации

Внешняя среда - это совокупность определенных факторов, находящихся за пределами организации и оказывающих существенное влияние на ее эффективность.
Рисунок 20 - Факторы внешней среды
Таблица 8 - Характеристики внешней среды
Характеристика
Сущность
Взаимосвязанность факторов внешней среды
Уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы
Сложность внешней среды
Число факторов внешней среды, на которые организация должна реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора
Подвижность внешней среды
Скорость, с которой происходят изменения в окружающей среде организации
Неопределенность внешней среды
Относительное количество информации, которой располагает организация по поводу конкретного фактора внешней среды, а также уверенность в точности данной информации
2. интеграционные процессы в менеджменте

2.1 Процесс коммуникаций

Процесс коммуникаций - это обмен информацией между двумя или более людьми.
Основная цель процесса коммуникаций - обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена.
Рисунок 21 - Схема процесса коммуникаций
Элементы процесса коммуникаций:
1) отправитель;
2) сообщение;
3) канал;
4) получатель.
Этапы процесса коммуникаций:
1) зарождение идеи;
2) кодирование и выбор канала передачи сообщения;
3) передача сообщения;
4) декодирование.
Обратная связь - это ответная реакция получателя на сообщение отправителя.
Обратная связь способствует повышению эффективности процесса коммуникаций.
Шум - помехи, искажающие смысл сообщения.
Таблица 9 - Шумы в процессе обмена информацией и способы их устранения
Шумы
Способы устранения
1) Искажение сообщения в результате:
- затруднения в межличностных контактах;
- сознательного искажения информации;
- фильтрации сообщений;
- несовпадения статусов уровней организации
2) Информационные перегрузки
3) Неудовлетворительная структура организации
4) Конфликты
5) Различия в восприятиях людей
6) Семантические барьеры
7) Невербальные преграды
8) Плохая обратная связь
9) Неумение слушать
1) Регулирование информационных потоков
2) Управленческие действия по совершенствованию информационного обмена, связанные с выполнением функций управления
3) Организация системы обратной связи:
- перемещение работников из одной части организации в другую;
- опрос работников;
- оценка языка жестов, интонации;
- контроль первых результатов работы;
- проведение политики открытых дверей
4) Система сбора предложений
5) Информационные бюллетени
6) Использование современных информационных технологий
7) Прояснение идеи перед началом передачи сообщения
8) Восприимчивость к потенциальным семантическим барьерам
9) Необходимость следить за языком собственных жестов и интонацией
Все коммуникации в организации объединены в коммуникационную сеть.
Коммуникационная сеть - это соединение определенным образом участвующих в коммуникационном процессе индивидов и групп людей с помощью информационных потоков.
Р и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.