На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Сущность экономического прогнозирования, характеристика основных форм предвидения. Предвидение внутренних и внешних условий деятельности. Виды прогнозов и технология прогнозирования. Методы прогнозирования: экспертные, статистические, комбинированные.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 22.12.2009. Сдан: 2009. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


37
Теоретические основы прогнозирования спроса на товары
Содержание работы
Введение
1.Сущность экономического прогнозирования
1.1 Характеристика основных форм предвидения
1.2 Виды прогнозов
1.3 Технология и методы прогнозирования
1.3.1 Технология прогнозирования
1.4 Методы прогнозирования спроса
1.4.1 Методы экспертных оценок
1.4.2 Статистические методы прогнозирования
1.4.3 Комбинированные методы
Заключение
Список литературы
Введение

Актуальность темы исследования. Исследования, посвященные вопросам прогнозирования спроса на товары, приобретают особую актуальность для развития и экономического роста предприятия. Любая экономическая организация в своей деятельности неизбежно сталкивается с подвижностью, неопределённостью внешней среды. В российской экономике подвижность среды обусловлена нестабильностью социальной, политической и правовой сферы. В этих условиях для принятия коммерческих решений нужно опираться на постоянное обновление данных о внешней среде, их анализ и прогноз.
Неопределённость внешней среды означает, что фирма не обладает достаточно полными данными о своем настоящем и будущем, она не в состоянии предугадать все изменения, которые могут произойти во внешней среде
Одним из достаточно апробированных способов оценки перспективного спроса на товары, является прогнозирование. Несмотря на то, что в научных исследованиях, элементы прогнозирования используется достаточно широко, в области комплексного изучения спроса, их применение требует углубленных изысканий и разработок. Это в первую очередь, обусловлено сложностью и спецификой объекта прогнозирования, требующего переосмысления методологических и организационных подходов к формированию целостной системы предпрогнозных исследований и непосредственно прогнозов.
Прогнозирование является одним из способов предвидения внутренних и внешних условий деятельности. Прогнозирование как метод снижения рисков, вызванных неопределённостью, позволяет узнать наиболее вероятное состояние внешней среды в будущем (политической, научно-технической, финансовой, экологической, социальной). Прогнозирование даёт возможность оценки ближайших и отдалённых последствий принимаемых решений.
Мировой финансовый кризис оказал достаточно сильное влияние на социально-экономическое развитие Российской Федерации. Резкое ухудшение внешнеэкономических условий стало серьезным испытанием для российской экономики, вызвало падение экспорта, отток капитала, что привело к значительному спаду в промышленном производстве, торговле и инвестиционной сфере. При прогнозировании спроса на рыбную продукцию следует учитывать сложившуюся экономическую ситуацию страны и выработать оптимальные решения по предложению потребителям рыбной продукции надлежащего качества по доступной цене.
Комплексное изучение спроса на научной основе, должно создать предпосылки для решения ряда задач. Владение исчерпывающей информацией о потребительских предпочтениях населения, позволит предприятию своевременно приспосабливаться к требованиям покупателей, а соответственно и наиболее полно удовлетворять их потребности.
Чем шире масштабы предлагаемых товаров, тем настоятельнее потребность знать картину настоящего и особенно будущего развития покупательского спроса.
Преобразования произошедшие в социально-экономической обстановке РФ потребовали адаптации многих предприятий. В этой связи выбор темы исследования «Теоретические основы прогнозирование спроса на товары», является своевременным и актуальным.
Степень разработанности проблемы. Вопросы теории и практики прогнозирования спроса населения на товары и услуги рассмотрены в работах таких ученых как: Бутакова М.М., Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф., Нижегородцев Р.М., Фейгенбаум М., Мазманова Б.Г., Головань С.И., Спиридонов М.А., Грузинов В.П., Ковалевский А.М., Лопатников Л.И., Карлофф Б., Янч Э., Кондратьев Н.Д., Бестужева - Лада И.В. и др.
В работах этих авторов не акцентировалось внимание на комплексном изучении, анализе и прогнозировании спроса, в большинстве случаев проводимые работы не содержат детализированного анализа, либо исследование спроса осуществлялось лишь по конкретным направлениям.
В данной работе будут рассмотрены определение прогнозирования, методы прогнозирования, виды прогнозов, и прогнозирование спроса.
Цель и основные задачи исследования. Рассмотреть теоретические основы прогнозирования спроса на товары. Для достижения поставленной цели необходимо решить несколько задач:
1. Изучить сущность и теоретические основы прогнозирования.
2. Рассмотреть виды прогнозов.
3. Изучить технологию прогнозирования и методы прогнозирования.
При написании работы была использована теоретическая литература по менеджменту, маркетингу и прогнозированию.
1.Сущность экономического прогнозирования

1.1 Характеристика основных форм предвидения

В научной литературе, посвященной изучению будущего, понятие «прогнозирование» рассматривается как одна из форм предвидения.
М.М. Бутакова, в учебном пособии «Экономическое прогнозирование: методы и приемы практических расчетов» пишет: предвидение - это опережающее отображение действительности, основанное на познании законов природы и общества. В зависимости от целей исследования будущего, назначения и области использования полученных результатов могут быть выделены различные формы предвидения. Прогноз - это вероятностное суждение о состоянии исследуемого объекта в определённый момент времени в будущем или о путях достижения этого состояния. Бутакова М.М. «Экономическое прогнозирование: методы и приемы практических расчетов:
учебное пособие - 2-е изд., испр.-М.КНОРУС, 2010.-с.7 .
Прогноз, по мнению И.В. Бестужева - Лады - вероятностное научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта или об альтернативных путях и сроках достижения объектом этих состояний Рабочая книга по прогнозировнаию/ под ред. И.В. Бестужева - Лады. М.: Мысль, 1982.-с.393 . В литературе встречаются и другие определения прогноза. Например, Н.Д. Кондратьев считал, что прогноз - это обоснованное заключение от событий, уже данных в опыте, к возможному выходу событий, которые ещё не даны и не наступили Кондратьев Н.Д. Проблемы предвидения// Экономика и математические методы. Т.XXIV. Вып.2.1988.- с. 14. Э. Янч в книге «Прогнозирование научно-технического прогресса» писал, что прогноз - вероятностное утверждение о будущем с относительно высокой степенью достоверности Янч Э. Прогнозирование научно-технического прогресса. М.: Прогресс, 1974.-с.19 . Прогноз характеризует будущее с качественной и с количественной стороны. Он выражает предвидение на уровне конкретно-прикладной теории и отличается от гипотезы большей определённостью и достоверностью. Специалист в области консультационного бизнеса Б. Карлофф в книге «Деловая стратегия» писал, что «прогноз - это предсказание будущего, основанное на известных тенденциях и известных фактах» Деловая стратегия. Концепция, содержание, символы/пер. с англ. Б. Карлофф. Уфа: Академия менеджмента; М.: Экономика, 1993. -с.287.
Опираясь на вышеперечисленные высказывания авторов научной литературы, дадим следующее определение:
Прогноз - это результат процесса прогнозирования, выраженный в словесной, математической, графической или другой форме суждения о возможном состоянии предприятия и его среды в будущий период времени.
В научной литературе прогнозирование сравнивают с планированием будущего, как одну из форм предвидения. Но в торговле прогнозирование является начальной точкой планирования. Рассмотрим понятие план.
План - это образ исследуемого объекта, модель будущего, система мер, направленных на достижение поставленных целей. Говоря об экономических объектах, его определяют как систему целевых показателей развития экономической системы, функционирования конкретного объекта, а также указание на этапы и способы их достижения, распределение ресурсов, определение ожидаемых результатов и способов их использования Лопатников Л.И. Экономико-математический словарь. М.: Наука, 1993. - с. 255. Главная отличительная черта плана - определённость заданий, в нем предвидение получает наибольшую конкретность и определенность. Представляют интерес трактовки понятия планирования отечественными и зарубежными учеными, из множества которых можно выделить определение сущности планирования как самого процесса.
А.М. Ковалевский определят планирование как научное предвидение хода развития и определение конкретных путей осуществления конкретных путей осуществления расширенного воспроизводства, базирующееся на экономической теории, результатах научно-технического прогресса, передового опыта, направленное на достижение поставленных целей Ковалевский А.М. Перспективное планирование на промышленных предприятиях и в производственных объединениях. М.: Экономика, 2003.- с.62.
В.А. Грузинов подчеркивает, что «планирование есть непрерывный процесс, в ходе которого устанавливаются и постоянно уточняются во времени цели и задачи развития предприятия, определяются стратегия и политика по их достижению…» Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2006.-с. 94.
Дадим сравнительную характеристику прогнозирования и планирования, которая заключается в следующем:
1. Общие черты прогнозов и планов - опережающий характер содержащейся в них информации, что отличает предвидение от экономического анализа и статистики. Прогнозирование и планирование могут использовать одинаковые методы и показатели, строиться на основе общей информационной базы. Взаимосвязь между прогнозом и планом заключается прежде всего в том, что прогнозирование-это исследовательская база планирования. Традиционно прогноз предшествует разработке плана, но он может также следовать за ним, определяя возможности достижения запланированных ориентиров.
2. Различия между прогнозом и планом обусловлены тем, что прогнозирование по своему существу носит характер исследования, научного описания будущего (предсказания), а план - характер целеполагания (предуказания). Прогноз носит вероятностный характер, а план - нормативный. Прогноз имеет вариантное содержание, в то время как план представляет собой однозначное решение, даже если он разработан на вариантной основе. Прогнозирование существует независимо от планирования, хотя может быть составной частью процесса планирования. Непременное требование к планам - их ресурсная обеспеченность, в то время как прогнозы могут предсказывать вероятность достижения цели при неполном обеспечении ресурсами. В процессе планирования в большей степени проявляется влияние субъективного фактора - воли, желаний, устремлений человека, принимающего решения в постановке цели, в выборе способов её достижения.
Итак, как планирование, прогнозирование - это род предвидения, поскольку имеет дело с получением информации о будущем. Вместе с тем между планированием и прогнозированием существуют серьёзные различия. По своему составу прогнозирование шире планирования, так как включает не только показатели деятельности организации, но и разнообразные данные о её внешней среде.
1.2 Виды прогнозов

Виды прогнозов можно квалифицировать по нескольким признакам (таблица №1).
Таблица № 1.
Классификация и виды прогнозов Интернет сайт: «Институт проблем предпринимательства», ippnou.ru/article.php?idarticle=000508
краткосрочные,
среднесрочные,
№ п/п
Признаки классификации прогнозов
Виды прогнозов
Временной охват (горизонт прогнозирования)
37
долгосрочные
37
поисковые,
нормативные,
Типы прогнозирования
37
основанные на творческом видении
37
Возможностью воздействия
пассивные,
активные
37
Степень вероятности будущих событий
вариантные,
инвариантные
37
Способ представления результатов прогноза
точечные,
интервальные
37
Во-первых, прогнозы разделяют в зависимости от временного охвата. Различная длительность прогнозов определяется существованием различных горизонтов планирования - краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (до 5 лет), долгосрочные (от 5 лет и дальше).
Существуют прогнозы на очень короткий период времени - сроком до месяца. К таким прогнозам относятся месячные и недельные прогнозы продаж. Краткосрочные прогнозы обычно применяются при составлении годичных планов.
Средние и долгосрочные прогнозы иначе называют перспективными.
Во-вторых, прогнозы делятся по типам прогнозирования на:
· поисковые,
· нормативные,
· основанные на творческом видении.
Поисковое прогнозирование - способ научного прогнозирования от настоящего к будущему: прогнозирование начинается от сегодняшнего дня, опирается на имеющуюся информацию и постепенно проникает в будущее.
Существуют два вида поискового прогнозирования:
· экстраполятивное (традиционное),
· альтернативное (новаторское).
Экстраполятивный подход предполагает, что экономическое и прочее развитие происходит гладко и непрерывно, поэтому прогноз может быть простой проекцией (экстраполяцией) прошлого в будущее. Для составления такого прогноза необходимо вначале оценить прошлые показатели деятельности предприятия и тенденции их развития (тренды), затем перенести эти тенденции в будущее. Экстраполятивный подход очень широко применяется в прогнозировании и так или иначе отражается в большинстве методов прогнозирования.
Альтернативный подход базируется на том, что внешняя и внутренняя среда бизнеса подвержена постоянным изменениям, вследствие чего:
· развитие предприятия происходит не только гладко и непрерывно, но и скачкообразно и прерывисто;
· существует определенное число вариантов будущего развития предприятия.
Исходя из этого, в рамках альтернативного подхода:
· во-первых, альтернативное прогнозирование может объединять в единой логике два способа развития предприятия - гладкий и скачкообразный, создавая синтетическую картину будущего;
· во-вторых, создаются прогнозы, включающие сочетание различных вариантов развития выбранных показателей и явлений. При этом каждый из вариантов развития лежит в основе особого сценария будущего.
Альтернативный подход сравнительно молод (стал широко применяться в 80-е годы) и в настоящее время быстро распространяется в практике внутрифирменного планирования.
Оба вида поискового прогнозирования опираются как на количественные, так и на качественные методы прогнозирования.
Нормативное (нормативно-целевое) прогнозирование предполагает:
· во-первых, определение общих целей и стратегических ориентиров предприятия на будущий период;
· во-вторых, оценку развития предприятия, исходя из этих целей.
Нормативное прогнозирование применяется чаще всего тогда, когда предприятие не располагает необходимыми историческими данными. В силу этого оно опирается на качественные методы исследования и, как и экстраполятивное, является в большой степени традиционным подходом к предсказанию будущей среды предприятия.
Прогнозирование, основанное на творческом видении будущего, - использует субъективное знание прогнозиста, его интуицию. Прогнозы такого рода часто имеют формы “утопий” или “антиутопий” - литературных описаний вымышленного будущего. Несмотря на кажущуюся отдаленность от мира экономики, подобные произведения являются хорошим дополнением к сухому количественному прогнозу.
Данный вид прогнозирования может использоваться для непосредственного предсказания будущих результатов деятельности предприятия.
В-третьих, в связи с возможностью воздействия предприятия на своё будущее прогнозы делятся на пассивные и активные.
Пассивный прогноз исходит из того, что предприятие в силу ряда причин (отсутствие необходимых средств, наличие благоприятных тенденций развития и т.д.) не намерено воздействовать на свою среду и предполагает возможность самостоятельного, не зависимого от действий предприятия развития внешних процессов.
Активный прогноз предусматривает возможность активных действий предприятия по проектированию собственного будущего, его реальное воздействие на внешнюю среду.
В-четвёртых, прогнозы делятся на вариантные и инвариантные в зависимости от степени вероятности будущих событий. Если вероятность прогнозируемых событий велика, или, другими словами, предприятие рассчитывает на высокую степень определённости будущей среды, то прогноз включает в себя только один вариант развития, т.е. является инвариантным. Обычно инвариантный прогноз основывается на экстраполятивном подходе, простом продолжении сложившейся тенденции.
Вариантный прогноз основан на предположении о значительной неопределённости будущей среды и, следовательно, наличии нескольких вероятных вариантов развития. Таким образом, в рамках вариантного прогноза описывается несколько вероятных состояний предприятия в будущий период времени (рис.№1).
37
Настоящее Будущее
Рис.№1. Вариантный прогноз. С.И. Головань, М.А. Спиридонов «Бизнес-планирование и инвестирование: учебное пособие - Ростов н/Д: Феникс, 2009 - с. 109
Каждый из вариантов развития учитывает специфическое состояние будущей среды предприятия и, исходя из этого, определяет основные параметры данного бизнеса. Такого рода вариант будущего состояния фирмы называют сценарием.
В-пятых, прогнозы подразделяются по способу представления результатов на точечные и интервальные.
Точечный прогноз предполагает, что данный вариант включает единственное значение прогнозируемого показателя.
Интервальный прогноз - это такое предсказание будущего, в котором предлагается некоторый интервал, диапазон значение прогнозируемого показателя (рис №2.).
37
Точечный прогноз Интервальный прогноз
Рис.№2. Точечный и интервальный прогноз. С.И. Головань, М.А. Спиридонов «Бизнес-планирование и инвестирование: учебное пособие - Ростов н/Д: Феникс, 2009 - с. 110
1.3 Технология и методы прогнозирования

1.3.1 Технология прогнозирования
Технология прогнозирования включает в себя ряд последовательных этапов, описанных в таблице №2 и наглядно представленных на рисунке №3. Содержание работ на каждом этапе будет определяться и спецификой объекта исследования, и избранными методами прогнозирования.
Таблица №2
Процедурная схема прогнозирования Бутакова М.М. «Экономическое прогнозирование: методы и приемы практических расчетов:
учебное пособие - 2-е изд., испр.-М.КНОРУС, 2010.-с.25
Этап
Содержание работ
Прогнозная ориентация (программа исследования)
Совокупность работ, включающая определение цели, объекта и задач прогнозирования, периода упреждения (перспективного периода) и перехода основания (ретроспективного периода) прогноза, заданной точности и вероятности прогноза. Завершается разработкой задания на прогноз
Прогнозная ретроспекция
Исследование истории развития объекта прогнозирования и прогнозного фона с целью получения их системного описания (сбор информации о развитии объекта прогнозирования и прогнозного фона в ретроспективном периоде)
Прогнозный диагноз
Обобщение и систематизация полученной на предыдущем этапе информации, построение динамических рядов показателей для выявления тенденций развития объекта прогнозирования и прогнозного фона, выбора (разработки) моделей и методов их прогнозирования. Качественная и количественная оценка сложившихся в прошлом закономерностей
Прогнозная проспекция
Разработка альтернативных вариантов прогноза развития объекта прогнозирования, конкретизация пассимистического, оптимистического, инерционного и реального вариантов
Верификация прогноза
Оценка достоверности и точности прогноза
Корректировка прогноза
Уточнение прогноза на основании его верификации и дополнительной информации
Рис.№3. Взаимосвязь основных этапов прогнозирования и обеспечивающих подсистем Бутакова М.М. «Экономическое прогнозирование: методы и приемы практических расчетов: учебное пособие - 2-е изд., испр.-М.КНОРУС, 2010.-с.26

Далее подробно рассмотри подсистемы, обеспечивающие процесс прогнозирования Бутакова М.М. «Экономическое прогнозирование: методы и приемы практических расчетов: учебное пособие - 2-е изд., испр.-М.КНОРУС, 2010.-с.27
.
Организационное обеспечение будет различным при разработке прогноза самостоятельно менеджером предприятия, использующим его результаты для принятия управленческих решений, собственными службами предприятия либо специализированными организациями.
Информационное обеспечение в значительной степени определяет возможность использования тех или иных методов прогнозирования.
Техническое обеспечение создаёт материальную базу для применения аппарата математического моделирования, обработки больших массивов информации, использования современных справочно-поисковых систем.
Кадровое обеспечение включает специалистов по организации технологии прогнозирования, а при применении интуитивных методов - компетентных экспертов. Они определяют выбор методов и инструментария прогнозирования, оценивают качество исходной прогнозной информации, дают содержательную интерпретацию полученных результатов.
Программное обеспечение характеризуется в последние годы огромным влиянием на развитие прогнозирования через разработку пакетов прикладных программ, специально предназначенных для применения различных методов прогнозирования. Они позволяют оперативно проводить расчеты, необходимые для обоснования будущего.
Для специалиста при разработке прогноза представляют интерес два типа компьютерных пакета. Во-первых, это статистические пакеты, позволяющие проводить регрессионный анализ, анализ временных радов и т.п. Типичной программой, позволяющей использовать статистические пакеты, является Microsoft Excel. Во-вторых, это пакеты, специально созданные для прогнозирования. В настоящее время их число постоянно растёт, а внутреннее наполнение совершенствуется в направлении усовершенствования математического аппарата и максимального упрощения их использования и интерпретации результатов.
Методическое обеспечение включает совокупность методов прогнозирования, из которых необходимо выбрать наиболее адекватный задачам прогнозирования и собранной информации.
1.4 Методы прогнозирования спроса

Для понимания сущности данного вопроса необходимо предварительно дать определения понятий - метод.
Применительно к экономической науке и практике - метод - это: 1) система правил и приемов подхода к изучению явлений и закономерностей природы, общества и мышления; 2) путь, способ достижения определенных результатов в познании и практике; 3) прием теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь, исходящий из знания закономерностей развития объективной действительности и исследуемого предмета, явления, процесса.
Методы прогнозирования - это совокупность приёмов и способов мышления, позволяющих на основе анализа ретроспективных данных об исследуемом объекте вывести суждения определённой достоверности относительно будущего развития объекта. Бутакова М.М. «Экономическое прогнозирование: методы и приемы практических расчетов:
учебное пособие - 2-е изд., испр.-М.КНОРУС, 2010.-с.27
По оценкам отечественных и зарубежных учёных, в настоящее время насчитываются сотни методов прогнозирования, однако на практике регулярно используются несколько десятков базовых методов (рис. №4).
Рис. № 4. Классификация методов прогнозирования Интернет сайт: «Институт проблем предпринимательства», ippnou.ru/article.php?idarticle=000508
Из рисунка №4 видно, что вся совокупность методов прогнозирования может быть представлена двумя группами - в зависимости от степени их однородности:
· простые методы;
· комплексные методы.
Группа простых методов объединяет однородные по содержанию и используемому инструментарию методы прогнозирования (например, экстраполяция тенденций, морфологический анализ и др.).
Комплексные методы отражают совокупности, комбинации методов, чаще всего реализуемые специальными прогностическими системами.
Кроме того, все методы прогнозирования поделены еще на три класса:
· фактографические методы;
· экспертные методы;
· комбинированные методы.
В основу их выделения положен характер информации, на базе которой составляется прогноз:
1) фактографические методы базируются на фактическом информационном материале о прошлом и настоящем развитии объекта прогнозирования. Чаще всего применяются при поисковом прогнозировании для эволюционных процессов;
2) экспертные (интуитивные) методы основаны на использовании знаний специалистов-экспертов об объекте прогнозирования и обобщении их мнений о развитии (поведении) объекта в будущем. Экспертные методы в большей мере соответствуют нормативному прогнозированию скачкообразных процессов;
3) комбинированные методы включают методы со смешанной информационной основой, в которых в качестве первичной информации наряду с экс и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.