На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Направления влияния внешней среды и уровня конкуренции в отрасли на деятельность предприятия. Анализ сильных и слабых сторон его функционирования, конкурентные преимущества. Оценка динамики деловой активности в розничной и оптовой торговле России.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 15.04.2011. Сдан: 2011. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет Управления
Кафедра Экономики и управления на предприятиях торговли
Курсовая работа
по дисциплине: Экономика предприятия
специальность
080502 - Экономика и управление на предприятии (торговли)
Тема №3: Теоретический анализ проблемы адаптации фирмы к условиям внешней среды
Выполнил
Студентка 2 курса группа 25з/с
Петросян И.В
Преподаватель
Красильникова Е.А
Фамилия, И.О
Москва 2010 г.

1. Направления влияния внешней среды на деятельность предприятия

Внешняя среда оказывает важное влияние на деятельность любого предприятия. Направления влияния можно разделить на прямое воздействие и косвенное воздействие.
Среду прямого воздействия еще называют непосредственным деловым окружением организации. Это окружение формирует такие субъекты среды, которые непосредственно влияют на деятельность конкретной организации.
При рассмотрении влияния на организацию внешнего окружения важно понимать, что характеристики среды отличны, но в то же время связаны с ее факторами. Характеристики взаимосвязанности, сложности, подвижности и неопределенности внешней среды описывают факторы как прямого, так и косвенного воздействия. Эта зависимость станет понятнее при рассмотрении основных факторов в среде прямого воздействия:
- поставщиков;
- законов и государственных органов;
- потребителей;
- конкурентов.
Рассмотрим каждый из этих факторов среды прямого воздействия.
Поставщики
Зависимость между организацией и сетью поставщиков, обеспечивающих ее материалами, оборудованием, энергией; капиталом; рабочей силой - один из ярких примеров прямого воздействия внешней среды на деятельность организации. Поставщики - очень сильный фактор. От качества поставщиков (комплексный показатель) зависит жизнеспособность многих организаций. Примеры: требования зарубежных поставщиков вынуждают российские автомобильные компании сертифицировать свои системы качества.
Поставщиком энергии в основном является государство (монополист), что лишает организации возможности выбора другого партнера.
Поставщики материалов - чрезвычайно важный фактор для автосборщиков, для магазинов розничной торговли и т.п. Разработаны специальные методы обеспечения качества поставок при минимальных затратах: точно-во-время, канбан и др.
Поставщики капитала (инвестиций) - банки; государство (через государственный заказ); акционеры также оказывают ощутимое влияние на деятельность организации. Чем лучше работает фирма, тем легче ей получить кредит, государственный заказ и наоборот.
Поставщики трудовых ресурсов чрезвычайно важны для любой организации. Любой организации нужно адекватное обеспечение рабочей силой нужных специальностей и квалификации для реализации своих целей. Без соответствующего персонала прочие факторы теряют смысл. Основная проблема организаций - отбор кадров, поддержка талантливых менеджеров. Пример: объявления о найме на работу, как правило, содержат условие о наличии стажа работы. Цена ошибки некоторых специалистов сопоставима с жизнеспособностью организации Пример: ошибки в маркетинге, в оценке емкости рынка; ошибки главного бухгалтера, юриста и т.п.
Законы и государственные органы
Деятельность организации подпадает под множество правовых ограничений, которые устанавливает государство через законы: она имеет определенный статус - ОАО, ГУП, ООО, ЧП и т.п.; она действует в соответствии с налоговым законодательством. Как бы организация не относилась к законодательству, она должна придерживаться законов. Например, таких, как Законы об охране окружающей среды; Законы о труде; Закон о защите прав потребителя и т.п.
Состояние законодательства часто характеризуется не только его сложностью, но и подвижностью, иногда неопределенностью, а иногда и противоречивостью.
Помимо прочего, организация должна выполнять не только федеральные законы, но и требования различных государственных органов - Госкомимущество, Госстандарт, Санэпиднадзор, пенсионный фонд и многих других.
Дополнительно усложняют деятельность организации постановления местных органов управления, число которых непрерывно множится. Они также заметно влияют на деятельность организации через лицензирование некоторых видов деятельности, давая разрешение на выбор места для офиса, для магазина, для гостиницы, устанавливая тарифы на телефон, на электроэнергию и т.п.
Чтобы оценить значимость этого фактора, достаточно представить, что организация ведет дела в разных государствах.
Потребители
По мнению многих специалистов в области менеджмента, единственно подлинная цель бизнеса - создавать потребителя. Фирма существует и тем более процветает до тех пор, пока есть потребитель, пока она удовлетворяет его потребности. Это утверждение справедливо не только для бизнеса. Основная цель государства - оказывать услуги своим гражданам по обеспечению территориальной целостности, по обеспечению их прав и свобод и т.п. То, что граждане являются потребителями и заслуживают к себе соответствующего отношения, к сожалению, иногда не очевидно в повседневных соприкосновениях с государственной бюрократией. Тем не менее в период выборов использование рекламы и личных встреч с избирателями служит ясным указанием на то, что кандидаты в будущие хозяева кабинетов рассматривают граждан как потребителей услуг государственных организаций.
Конкуренты
Это один из внешних факторов, влияние которого невозможно оспаривать. Руководство каждой организации понимает, что если не удовлетворять нужды потребителя лучше конкурентов, долго на рынке товаров или услуг не удержаться. Иногда не потребители, а именно конкуренты (качеством своей продукции и своими затратами на их производство) определяют, какие продукты деятельности организация сможет продать и по какой цене. Следует понимать, что потребители - не единственный объект соперничества организаций. Они ведут борьбу за влияние на все факторы внешней среды - трудовые ресурсы, материалы, капитал, за право на использование новых технологий.
Однако, есть примеры и взаимодействия конкурентов. Так для защиты американского рынка от Японии три конкурирующие автомобильные американские компании - Дженерал Моторс, Форд, Крайслер - разработали стандарт, устанавливающий единые требования к системам качества своих поставщиков .
Внешняя среда косвенного воздействия
Факторы внешней среды косвенного воздействия обычно не влияют на деятельность организаций так же заметно, как факторы внешней среды прямого воздействия. Однако руководству организаций необходимо учитывать и их.
Среда косвенного воздействия обычно сложнее, чем среда прямого воздействия. Прогнозируя ее воздействие на организацию, руководство, как правило, не располагает достоверной информацией относительно направления и абсолютных значений факторов внешней среды (курс доллара, законодательно установленная минимальная зарплата, ставка процента кредитования и т.п.), поэтому зачастую при принятии стратегических для организации решений оно вынуждено опираться лишь на свою интуицию. При этом следует учесть, что организация не может оказывать прямого влияния на изменения факторов среды косвенного воздействия. Поскольку среди них - технологии (в широком смысле - как состояние научно-технического прогресса), состояние экономики, социально-культурные и политические факторы.
Технология
Технология (как состояние научно-технического прогресса) - одновременно внутренняя переменная и внешний фактор, имеющий большое значение для организации. Технологические нововведения влияют на эффективность, с которой продукцию или услугу можно производить и продавать, на скорость морального устаревания продукции, на то, как можно собирать, хранить и распределять информацию, а также на то, какого рода новые продукты и услуги ожидают потребители от данной организации. Скорость изменения технологий постоянно увеличивается. Принципиальное влияние на деятельность многих организаций оказывают компьютерная, лазерная, микроволновая технологии, а также робототехника, спутниковая связь, атомная энергетика, генная инженерия и т.п. Очевидно, что этот фактор внешней среды жизненно важен для организаций, имеющих дело непосредственно с высокими технологиями.
Состояние экономики
Руководство организации должно уметь оценивать влияние общих изменений экономики. Состояние мировой экономики влияет, как правило, на стоимость сырьевых ресурсов. Состояние национальной экономики определяет платежеспособность населения, цену кредитов и т.п. То или иное конкретное состояние экономики может оказать положительное влияние на одни и отрицательное влияние на другие организации. Организации, ведущие дела во многих странах, считают состояние экономики особенно сложным и важным для себя фактором внешней среды.
Социально-культурные факторы
Любая организация функционирует по меньшей мере в одной культур-ной среде. Поэтому социально-культурные факторы этой среды, в числе которых - установки, жизненные ценности, национальные традиции населения и т.п. - влияют на организацию. Примеры социально-культурного влияния на деловую практику:
- в США этичный бизнес, это бизнес без взяток, без фаворитов, без использования слухов, порочащих конкурентов;
- во многих странах до сих пор действует стереотип, дискриминирующий женщин при приеме их на работу; при продвижении по службе, согласно которому женщины не склонны рисковать и некомпетентны в качестве руководителей;
- при производстве одежды и обуви многие организации используют честолюбие определенных слоев населения, готовых платить дороже за продукцию престижных фирм, - им кажется, что это способствует возрастанию их веса в обществе;
- представления основной массы населения о "культурном обслуживании" влияет на работу магазинов, кафе, ресторанов.
В целях успешного функционирования организации должны быть в состоянии предугадывать изменение ожиданий общества и обслуживать своих клиентов более эффективно, чем конкуренты.
Политические факторы
Некоторые аспекты политической обстановки представляют для организаций особое значение.
Для многих организаций важно, как административные, законодательные, судебные органы относятся к бизнесу. Важно также спрогнозировать действия правительства в части налогообложения, обязательной сертификации, тенденции в соотношении цен и зарплаты и т.п.
Другой элемент политической обстановки, влияющий на деятельность многих фирм - это группы особых интересов и\или лоббисты. Примеры таких групп: военно-промышленный комплекс, крупный бизнес, малый бизнес и т.п.
Для компаний, ведущих операции или имеющих рынки сбыта во многих странах, особенно важным является такой фактор, как политическая стабильность.
Международное окружение
В то время как факторы внешней среды, описанные выше, в той или иной мере влияют на все организации, среда организаций, действующих на международном уровне, отличается повышенной сложностью. Это обусловлено уникальной совокупностью факторов, характеризующих каждую страну. Экономика, культура, количество и качество трудовых и материальных ресурсов, законодательство, государственное устройство, политическая стабильность, уровень технологического развития изменяются от страны к стране. Все это делает особенно сложным принятие управленческих решений в такой организации.

2. Анализ сильных и слабых сторон деятельности предприятия. Конкурентные преимущества предприятия

Для анализа сильные и слабых сторон деятельности предприятия применяется ряд методов.

Применяемый для анализа среды (как внешней, так и внутренней) организации метод SWOT (аббревиатура составлена из первых букв английский слов сила, слабость, возможности и угрозы) является довольно широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды. Применяя метод SWOT, удается установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи организации, и внешними угрозами и возможностями. Методология SWOT предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, а далее - установление цепочек связи между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации.

Сначала с учетом конкретной ситуации, в которой находится организация, составляются список ее слабых и сильных сторон, а также список угроз и возможностей.

После того, как конкретный список слабых и сильных сторон организации, а также угроз и возможностей составлен, наступает этап установления связей между ними. Для установления этих связей составляется матрица SWOT.

SNW-анализ - это усовершенствованный анализ слабых и сильных сторон. SNW - Strength (сильная сторона), Neutral (нейтральноя сторона), и Weakness (слабая сторона). В отличие от анализа слабых и сильных сторон SNW-анализ так же предлагает среднерыночное состояние (N). Основная причина добавления нейтральной стороны является, то что «зачастую для победы в конкурентной борьбе может оказаться достаточным состояние, когда данная конкретная организация относительно всех своих конкурентов по всем кроме одной ключевым позициям находится в состоянии N, и только по одному в состоянии S.
Конкурентное преимущество -- это те характеристики, свойства товара или марки, которые создают для фирмы определенное превосходство над своими прямыми конкурентами. Внешнее конкурентное преимущество, следовательно, увеличивает «рыночную силу» фирмы в том смысле, что она может заставить рынок принять цену продаж выше, чем у приоритетного конкурента, не обеспечивающего соответствующего отличительного качества.
Конкурентное преимущество является внутренним, если оно базируется на превосходстве фирмы в отношении издержек производства, менеджмента или товара, которое создает ценность для изготовителя, позволяющую добиться себестоимости меньшей, чем у конкурента. Внутреннее конкурентное преимущество -- эта следствие более высокой производительности, которая обеспечивает фирме большую рентабельность и большую устойчивость к снижению цены продаж, навязываемой рынком или конкурентами.
Для выявления конкурентоспособности предприятий необходимо более подробно рассмотреть предприятия, которые поставляют на рынок схожую продукцию.
Важная составная часть конкурентного преимущества фирмы в том или ином виде бизнеса, несомненно, заключена не только в самой фирма, но и в местной среде, где базируется этот бизнес. Не имея основательной, «здоровой» и надежной домашней базы, фирма не будет располагать необходимым потенциалом для роста производительности и быстрых инноваций. Фирма не будет в состоянии собрать ресурсы, специалистов, технологии и информацию, наиболее существенные для получения конкурентного преимущества.

3. Влияние уровня конкуренции в отрасли на деятельность предприятия

Сильное влияние на предприятие оказывает фактор внешней среды, обобщенно определяемый словом «конкуренция». Отсюда следует неизбежная необходимость изучения уровня и интенсивности конкуренции, явлений и обстоятельств, оказывающих наибольшее влияние на конкуренцию и ее перспективы.
Конкуренция ведет к постоянному росту эффективности производства. Она заставляет, производителей избегать потерь и сокращать издержки, чтобы продавать товары по более низким, чем у других, ценам. Она вытесняет с рынка тех, чьи издержки являются высокими, оставляя на нем только производителей с низкими издержками. Конкуренция действует тогда, когда есть возможность выбирать среди продавцов и когда есть свобода появления новых продавцов на рынке. В конкуренции могут участвовать крупные и мелкие фирмы. Фирмы-конкуренты могут соперничать на местном, региональном, национальном или даже мировом рынках.
Конкуренция оказывает давление на производителей, побуждая тех эффективно вести дела и учитывать запросы потребителей. Она устраняет тех участников, которые доказали собственную неэффективность: фирмы, не способные предоставлять потребителям качественные товары по конкурентным ценам, терпят убытки и постепенно вытесняются из бизнеса. Удачливым конкурентам приходится вести дела лучше, чем это делают фирмы-соперники. Добиваться этого можно различными способами: высоким качеством выпускаемой продукции, привлекательностью ее внешнего вида, отличным сервисом, удобством расположения офиса, рекламой и ценами, - но при этом необходимо предлагать потребителям услуги, по ценности уж никак не меньшие, чем у ваших конкурентов.
Конкуренция является для фирм сильным стимулом создавать продукты улучшенного качества и внедрять более дешевые способы производства. Никто точно не знает, какой именно продукт потребители захотят иметь в недалеком будущем или какая технология поможет свести к минимуму удельные издержки на единицу продукции. Конкуренция помогает найти ответ на этот вопрос.
Анализ конкуренции необходимо проводить в двух аспектах. Первый аспект - анализ деятельности конкретных фирм, которых можно рассматривать как ближайших конкурентов предприятия. Но, помимо непосредственного влияния определенных предприятий, необходимо иметь в виду влияние фактора, называемого «конкурентная среда». Такую среду образуют все предприятия-конкуренты вместе. Поэтому важной составной частью анализа конкуренции является анализ конкурентной среды, который включает:
- анализ основных факторов, определяющих интенсивность конкуренции на конкретном рынке;
- оценку общего характера конкурентной среды и интенсивности конкуренции;
- прогнозирование тенденций изменения конкурентной среды и отдельных ее факторов.
Поскольку конкурентная среда формируется; не только как следствие борьбы фирм-конкурентов внутри одной отрасли, то для анализа конкуренции на рынке необходимо учитывать более широкий круг факторов. Эти факторы характеризуются разной сферой действия, интенсивностью и продолжительностью действия. Можно выделить 6 основных групп факторов, которые связаны с различными субъектами микросреды. Деятельность всех этих шести субъектов рынка создает условия для конкуренции:
- непосредственно предприятия-производители (продавцы), действующие на рынке рассматриваемого товара, в настоящее время;
- потенциальные конкуренты - предприятия, которые могут вступить на рассматриваемый рынок и, соответственно, обострить конкурентную борьбу;
- производители товар и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.