На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Характеристика проблем управления предприятиями в научном менеджменте. Сущность государственного унитарного предприятия: понятие, правоспособность, особенности управления. Анализ практики управления муниципальным автотранспортным предприятием БАС.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2010. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


85
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Теоретическое представление об особенностях управления государственного предприятия
1.1 Место проблем управления предприятиями в научном менеджменте
1.2 Государственное унитарное предприятие: понятие и правоспособность
1.3 Особенности управления государственными предприятиями
1.4 Основные пути совершенствования управления государственными предприятиями
Глава 2.Анализ практики управления муниципальным автотранспортным предприятием «БАС» г. Уфа
2.1 Характеристика МАП «БАС»
2.2 Существующая структура управления МАП «БАС»
2.3 Проблемы управления государственными предприятиями
Глава 3. Разработка предложений по совершенствованию управления государственным предприятием
3.1 Мероприятия по оптимизации расчетов
3.2 Мероприятия по повышению эффективности использования топливных ресурсов
3.3 Программное обеспечение управления государственным предприятием
3.4 Экономическая эффективность мероприятий
Глава 4. Безопасность и экологичность проекта
4.1 Обеспечение условий и безопасности труда на производстве
4.2 Влияние автотранспорта на экологию города

Заключение

Список используемой литературы

ВВЕДЕНИЕ

Управление производством как специфический вид деятельности -- объективный и неизбежный результат превращения индивидуальны производстве иных процессов в комбинированный общественный труд. Управление -- обязательный элемент любой формы организации коллективной деятельности людей.

Выбирая методы управления, предприятие должно осознавать ограниченность своего влияния на рыночный потенциал. Например, при удачном стечении обстоятельств оно может направить потребности клиента в другое русло, удовлетворить скрытые потребности предложением новой продукции и услуг или избежать конкурентной борьбы благодаря освоению новых рынков. Однако и эти примеры свидетельствуют, что рыночный потенциал в конечном счете нельзя рассматривать в отрыве от специфического для предприятия производственного потенциала. Суть дела в том, чтобы выявить рыночный потенциал с помощью своего рода управленческих “раннего обнаружения”, возможности же его использования зависят от компетенций и ресурсов предприятия.
Поэтому главная задача управления предприятием состоит в организации собственного потенциала с четкой ориентацией на рыночную ситуацию. Эту общую задачу можно разбить на две отдельные задачи принципиального значения. В краткосрочном плане на первое место выдвигается проблема текущей эффективности, т.е. превращения существующих ресурсов и компетенций в рыночные конкурентные преимущества, тогда как в долгосрочной перспективе проблема заключается в развитии новых ресурсов и компетенций, которые позволили бы использовать рыночные шансы.
Следующая проблема состоит в реализации управленческих планов. Неудачи в их осуществлении могут иметь прямые последствия для успеха предприятия.
Сложность проблематики предопределяет необходимость сбалансированного распределения задач в рамках управления предприятием.
Именно поэтому так актуальна рассматриваемая в дипломном проекте тема. При этом следует выделить три основные системы, которые должны решать разные задачи, - стратегического планирования, реализации и контроля. Эти системы отвечают соответственно за разработку, осуществление и ревизию стратегии управления предприятием. Определение этих задач и их осуществление - главная цель менеджмента.
Объектом исследования данной выпускной работы является МАП «БАС», предметом деятельности которого является деятельность по перевозке различных грузов.
Цель выпускной квалификационной работы - разработка конкретных предложений по совершенствованию управления государственным предприятием. Для реализации целив работе будут решены следующие задачи:
теоретическое изучение сущности особенностей управления государственным предприятием;
анализ финансового состояния предприятия и проблем управления;
разработка проекта совершенствования управления государственным предприятием.
Для решения поставленных задач в работе использованы данные первичного, оперативно-технического, бухгалтерского учета, специальная литература, годовые отчеты за 2001-2003 годы, бизнес-планы на эти же годы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Место проблем управления предприятиями в научном менеджменте
Сущность управления производством в литературе определяется по-разному с позиций философии, политэкономии, кибернетики, психологии, права и других наук. Сам термин «управление» соответствует латинскому «administratio», что в переводе означает «деятельность под (чьим-то) руководством, служба в подчинении».
П. Друкер, ведущий теоретик в области управления и организации, отмечает: «Управление -- это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу. Именно управление в большей степени, чем что-либо другое, объясняет самый значимый социальный феномен нашего века: взрыв образования. Чем больше высококвалифицированных людей, тем в большей мере зависят они от организации». Другой видный специалист в области управления Б. Карлоф отмечает, что управление -- это вся деятельность, связанная с контролем движения ресурсов. Есть простое американское определение управления: «Делать что-либо руками других и приводить их к успеху». Однако следует иметь в виду, что управление производством -- особая функция, присущая процессу труда как таковому. Любое производство предполагает управление средствами труда, которое Ф. Энгельс называл «управлением вещами»: это процесс непосредственного воздействия человека на предмет труда с помощью средств труда. Производство предполагает управление работниками на основе согласования их действий со стороны других работников, которое определяется как «управление людьми» и рассматривается как наиболее сложная область человеческой деятельности. В целом управление производством можно охарактеризовать как область трудовой деятельности, направленную на обеспечение согласованной и эффективной работы людей с целью выполнения поставленных перед ними задач.
Под методами понимают совокупность приемов и способов воздействия на объект управления для достижения поставленных организацией целей.
Все методы менеджмента можно разбить на 4 группы: организационно-административные; экономические; социальные; психологические.
К организационно-административным методам относятся: прямое административное указание, дисциплина, нормы, взыскания, поощрения. Эти методы базируются на отношениях власти и подчинения. Эффективное администрирование предполагает четкое определение функций, структуры, прав и обязанностей, положения о подразделениях организации, трудовую дисциплину, компетенцию руководителей и специалистов.
На практике административные методы реализуются в виде конкретных безвариантных заданий исполнителям, обладающим минимальной самостоятельностью при выполнении этих задач. Невыполнение распоряжений влечет за собой определенное взыскание (наказание).
В России переход к рыночным отношениям сопровождается снижением дисциплины; нередки случаи безответственности и безнаказанности ряда руководителей и исполнителей. В деле оздоровления российской экономики свою роль должны сыграть наряду с другими методами управления и организационно-административные.
Административные методы еще называют методами властной мотивации. Они ориентированы на прямое принуждение людей к определенному поведению и достижению заданной результативности, поощряют исполнительность. Между тем, учитывая особенности рыночной экономики и содержание современных принципов менеджмента, следует ориентировать работников на безграничный рост результативности и инициативу. Административные методы эту инициативу сковывают, и в этом проявляется их ограниченный характер.
В условиях рынка особую роль играют экономические методы. Они, в отличие от административных, предполагают не прямое, а косвенное воздействие на объект управления. Они базируются на непосредственной зависимости материальной обеспеченности человека от результатов его деятельности. Их конкретными формами являются: хозрасчет, ценообразование, финансирование, предоставление экономической самостоятельности в распоряжении фондами, прибылью, заработной платой.
На сегодняшний день в России в использовании экономических методов существует множество проблем. Как правило, преобладают материальные поощрения и штрафные санкции. Но материальное стимулирование в виде премий не всегда соответствует личному вкладу работника, так как фонды ограничены и распределение премий часто происходит согласно окладу. Сегодня отсутствует научная и апробированная методика определения стимулов в зависимости от характера, объемов, сложности труда работников, а также сопоставления стимулов работников различных категорий. Денежные штрафные санкции в виде снижения премий часто не охватывают важнейших кадровых аспектов, которые оказывают непосредственное влияние на результаты труда. Имеются в виду ухудшение психологического климата коллектива, низкий уровень профессионализма, непродуманные кадровые перемещения.
Рассмотрим подробнее социальные методы. Способности людей наиболее полно могут реализоваться, а производительность их труда резко повысится, если создан производственный коллектив, где существует творческая обстановка, здоровый социально-психологический климат, взаимопомощь, подчинение установленному порядку. Использование социальных методов означает создание равных возможностей для всех членов коллектива (вне зависимости от их должности и прочих заслуг) при получении различных социальных благ; организация и проведение социального планирования и регулирования, направленных на улучшение условий труда и отдыха членов трудового коллектива, повышение их производственной активности.
Наиболее сложны по своему содержанию психологические методы управления. Важнейшие из психологических методов -- это методы психологического побуждения (мотивации), профессионального отбора, ориентации и обучения. Реализация этих методов заключается в периодической оценке профессиональной пригодности, психологического климата и удовлетворенности трудом в коллективе, в воспитании, персональном психологическом консультировании работников и во многом другом.
В заключение вопроса о методах менеджмента отметим, что в работе менеджера важным является не только эффективное использование того или иного метода, а их согласование между собой, комплексное использование всех групп методов.
В каждой стране бизнес, а следовательно, и менеджмент, имеет свое «национальное лицо», свои отличительные особенности, во многом продиктованные психологией народа и его национальными традициями.
В переходных к рынку условиях модель российского менеджмента только формируется, поэтому изучение опыта управления, его достижений в других странах является необходимым и полезным.
Модели национального менеджмента -- североамериканского, западноевропейского, японского, латиноамериканского -- в условиях интернационализации экономических связей «сближаются», постепенно теряют свою специфику, а теоретики и практики менеджмента разных стран взаимно обогащаются идеями, наиболее продуктивными методами руководства, формами и средствами управления. Интеграция России с мировой экономикой обусловливает обогащение отечественной модели управления рациональными элементами моделей менеджмента развитых стран. Конечно, при этом следует учитывать специфику социально-экономического развития России, а также психологические особенности россиян.
Остановимся на двух моделях японского и североамериканского менеджмента.
Японская модель сформировалась под влиянием двух факторов:
* творческого освоения зарубежного опыта в области организации и управления;
* последовательного сохранения национальных традиций.
Японский менеджмент определяется следующими чертами японского характера: трудолюбие, эмоциональная сдержанность; дипломатичность; бережливость; восприимчивость к новому.
«Хороший человек -- работающий человек» -- эта мысль веками внушалась японцу. В повседневной напряженной работе заключается истинный образ жизни японской нации, а всему миру известно качество японских товаров.
Японский метод предусматривал всеобщее участие в управлении качеством. С этой целью было организовано постоянное и целеустремленное обучение всех категорий работающих и стало развиваться движение кружков качества. Японец не может воспринимать себя вне коллектива, членом которого он является. Поведение каждого члена группы прежде всего ориентировано па то, чтобы «вписаться» в действия. Самым ценным качеством считается умение во главу угла ставить интересы группы и быть ей полезным. Очень ценятся умение ладить с людьми, лояльность, дипломатичность.
Отличительной чертой управления японскими фирмами является использование системы «пожизненного найма» работников. Имеет место «семейный найм», когда на работу принимаются родственники кадровых работников; найм по рекомендации, когда за нового работника поручается сотрудник фирмы и за свою рекомендацию он несет ответственность.
Процесс принятия решений на японских фирмах происходит по методу «увязки корней». Главный лозунг японского бизнеса -- нововведения. Японцы -- прекрасные имитаторы. Они склонны к заимствованию новых идей в других странах, но внедряют эти идеи блестяще и часто лучше, чем на родине этих идей. Безусловно, японское производство создает и собственные нововведения. «Чудо Японии», о котором так много говорят в мире, конкурентоспособность японской экономики, ее лидирующие позиции, высокие темпы экономического роста имеют под собой прочные основания. Несомненно, положительную роль здесь сыграл и японский менеджмент.
А теперь -- об американском менеджменте. Национальные особенности американцев, влияющие на их деловую активность, следующие: способность бороться до конца, утверждая свое превосходство и жизненность; подчеркивание своей исключительности в этом мире, даже богоизбранности; борьба за лидерство и готовность к позитивным изменениям; энергичность, активность.
Демократичность американского управления -- чисто внешняя. В организационной деятельности американских фирм присутствует жесткая дисциплина, беспрекословность подчинения, единоначалие, хотя консультанты менеджмента призывают к «смягчению нравов», к либерализации в управлении. Концепция управления основана на трех столпах веры: уважение к личности, внимание к клиенту, высокое качество работы.
Американские менеджеры традиционно ориентированы на индивидуальные ценности и результаты. Процесс принятия управленческих решений осуществляется, как правило, отдельными лицами, которые несут персональную ответственность за их реализацию.
При всем различии как одна, так и другая модели основываются на таких принципах, которые позволяют и японским, и американским фирмам преуспевать. Это: предприимчивость; гибкость, чутье на потребности рынка; железная дисциплина; стремление к высокому качеству в работе; детальное знание своего дела и служение ему; умение привлекать хороших сотрудников; строгий контроль за соотношением между расходами и прибылью; стремление всегда быть лучше своих конкурентов.
1.2 Государственное унитарное предприятие: понятие и правоспособность

Согласно ст. 113 ГК РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В рамках одной организационно-правовой формы (унитарное предприятие) ГК РФ наделяет указанные юридические лица различным объемом правомочий на переданное собственником имущество. В зависимости от объема этих правомочий различаются унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, и унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления. И право хозяйственного ведения, и право оперативного управления носят вещный характер (ст. 126 ГК РФ). Особенности хозяйственного ведения и оперативного управления как вещных прав унитарного предприятия, разграничения правомочий собственника и правомочий унитарного предприятия, владеющего имуществом на иных вещных правах, предусмотрены ст. 114, 115, 294 - 300 ГК РФ и в Законе "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" не затрагивались.
Унитарные предприятия являются коммерческими организациями, т.е. юридическими лицами, преследующими извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (ст. 50 ГК РФ). Основная цель унитарного предприятия как коммерческой организации достигается имущественной обособленностью (право хозяйственного ведения или оперативного управления), организационным единством, способностью от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ст. 48 ГК РФ).
В Законе "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" абсолютно оправданно более четко определены собственники имущества унитарных предприятий - Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование. В основание классификации унитарных предприятий по уровню положено разграничение ранее единой государственной собственности.
Так, в соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты, составляющие основу национального богатства страны, объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач, объекты оборонного производства, объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства, составляют исключительную собственность Российской Федерации. И существующие или созданные на базе этого имущества унитарные предприятия соответственно относятся к ведению Российской Федерации.
Аналогичным образом указанное Постановление определяет имущество субъектов Федерации и муниципальных образований.
Как известно, ГК РФ (п. 2 ст. 113) не выделял в государственной собственности конкретных субъектов. Безусловно, что предусмотренная законом неделимость имущества, закрепляемого собственником за унитарным предприятием, означает только невозможность его распределения по вкладам (долям, паям).
В настоящее время в Российской Федерации насчитывается более 10000 федеральных государственных унитарных предприятий, причем очевидно прослеживается тенденция к сокращению их числа.
Функции по управлению унитарными предприятиями разделяются между федеральными органами исполнительной власти. Так, Минимущество России наделяет унитарные предприятия имуществом, относящимся к федеральной собственности, согласовывает вопросы распоряжения недвижимым имуществом унитарных предприятий, ведет их реестр, решает вопросы реорганизации унитарных предприятий, осуществляет контроль за эффективностью использования имущества, закрепленного за унитарными предприятиями.
Отраслевые федеральные органы исполнительной власти утверждают уставы унитарных предприятий, назначают на должность и освобождают от должности их руководителей, заключают, изменяют и расторгают контракты с руководителями унитарных предприятий.
Принципиальной законодательной новеллой является жесткий запрет унитарным предприятиям создавать в качестве юридических лиц другие унитарные предприятия путем передачи им части своего имущества (дочерние предприятия).
Закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" дал полный, исчерпывающий перечень видов унитарных предприятий. В основу перечня положены:
а) право, на основании которого унитарному предприятию принадлежит переданное собственником имущество, - хозяйственное ведение или оперативное управление;
б) непосредственный собственник имущества унитарного предприятия - Российская Федерация, субъект Российской Федерации и муниципальное образование.
В соответствии с этим Закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" выстраивает ясную и логичную систему унитарных предприятий:
- унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения:
а) федеральное государственное предприятие;
б) государственное предприятие субъекта Российской Федерации, или государственное предприятие;
в) муниципальное предприятие;
- унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления:
а) федеральное казенное предприятие;
б) казенное предприятие субъекта Российской Федерации, или казенное предприятие;
в) муниципальное казенное предприятие.
Названные шесть видов унитарных предприятий исчерпывают формы участия государства и муниципальных образований в предпринимательской деятельности посредством создания юридических лиц - коммерческих организаций.
Перечисляя виды унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, Закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" присваивает федеральным государственным предприятиям и государственным предприятиям субъектов Российской Федерации общее краткое наименование "государственные предприятия" (на уровне муниципальных образований - "муниципальные предприятия"). В отношении унитарных предприятий, основанных на праве оперативного управления, краткое наименование "казенное предприятие" относится ко всем унитарным предприятиям, основанным на праве оперативного управления. Таким образом, система видов унитарных предприятий предстает следующей:
Таблица 1.1. Система видов унитарных предприятий
Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения
Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления
1. Государственное предприятие
2. Муниципальное предприятие
1. Федеральное казенное предприятие
2. Казенное предприятие
3. Муниципальное казенное предприятие
Закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" не вносит каких-либо изменений в установленные ГК РФ положения о хозяйственном ведении и оперативном управлении. Это принципиально важно, поскольку именно нормы гл. 19 ГК РФ обеспечивают юридический "стержень" унитарных предприятий как самостоятельных участников предпринимательского оборота (в первую очередь определенность для контрагентов и кредиторов).
Унитарное предприятие должно иметь круглую печать. Известно, что ГК РФ в общих положениях о юридических лицах не содержит такого требования ни к юридическим лицам вообще, ни к унитарным предприятиям в частности. Между тем некоторые другие нормы ГК РФ (например, п. 5 ст. 185), определенные фискальные юридические нормы, практика делового оборота и ранее обязывали юридических лиц иметь печать. Комментируемый Закон лишь формализовал сложившийся порядок. Круглая печать унитарного предприятия в обязательном порядке содержит полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения унитарного предприятия.
В соответствии со ст. 49 ГК РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Цели деятельности юридического лица (в отличие от правоспособности граждан) по общему правилу очерчивают пределы его правоспособности.
Таким образом, объем правоспособности унитарного предприятия, как и любого иного юридического лица, может определяться только одним критерием - целями деятельности, установленными уставом.
Вместе с тем ст. 113 ГК РФ (абз. 2 п. 1) содержит императивную норму, обязывающую включать в устав унитарного предприятия сведения не только о целях, но и о предмете деятельности. Более того, п. 3 ст. 9 комментируемого Закона предписывает уставу унитарного предприятия в обязательном порядке содержать сведения не только о целях, предмете, но и о видах деятельности. Следует ли из этого, что требование о включении в устав сведений о видах деятельности по существу ограничивает правоспособность унитарного предприятия конкретными видами деятельности, предусмотренными уставом? Исходя из основных начал гражданского законодательства и сути хозяйственного ведения (оперативного управления), этот вопрос должен правоприменителем решаться отрицательно. В противном случае нормальное участие унитарных предприятий в коммерческом обороте просто невозможно. Анализируя данную норму, нельзя не учитывать и позицию высших судебных инстанций, которые в свое время достаточно безоговорочно разъяснили, что унитарные предприятия, а также другие коммерческие организации, в отношении которых законом предусмотрена специальная правоспособность (банки, страховые организации и некоторые другие), не вправе совершать сделки, противоречащие целям и предмету их деятельности, определенным законом или иными правовыми актами.
Закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" не определяет общего понятия цели и предмета деятельности унитарных предприятий. Цели деятельности в отдельных случаях могут совпадать с целями создания унитарных предприятий (п. 4 ст. 8 Закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"). Четко определенные цель и предмет деятельности конкретного унитарного предприятия должны быть указаны в решении собственника об учреждении унитарного предприятия (п. 5 ст. 8) и его уставе (п. 3 ст. 9).
Определяя границы специальной правоспособности унитарных предприятий, Закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" не только вводит дополнительное требование к содержанию устава унитарного предприятия - необходимость включения, кроме целей и предмета, также видов деятельности, но иначе формулирует критерии определения недействительности сделок. Гражданский кодекс РФ, упомянутое судебное Постановление, квалифицируя сделки унитарного предприятия ничтожными, применяют категорию "в противоречие" (ГК РФ), "противоречащие" (Пленум ВС РФ и Пленум ВАС РФ) уставу и предмету деятельности. Закон об унитарных предприятиях (ст. 18) условия ничтожности сделки (в том числе не выходящей за границы правоспособности унитарного предприятия) формулирует иным образом: государственное или муниципальное предприятие распоряжается движимым или недвижимым имуществом только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет и виды которой определены уставом такого предприятия.
Таким образом, сделки, связанные с распоряжением имуществом (а таких сделок в предпринимательской практике унитарного предприятия большинство), признаются недействительными не только в связи с их несоответствием (противоречием) уставу (целям и предмету), но и в связи с последствием (!) (реальным или обоснованно предполагаемым) сделки в виде невозможности унитарного предприятия в дальнейшем выполнять уставные цели и задачи после такой сделки. Указанное положение выступает ранее неизвестным гражданскому законодательству основанием признания сделки ничтожной, что требует особой осторожности и осмотрительности правоприменителя при реализации этой нормы. Следует отметить, что данное правило не распространяется на гражданско-правовые сделки, не связанные с распоряжением имуществом. К таким сделкам применяются общие правила, вытекающие из специальной правоспособности унитарного предприятия.
Кроме установления общих ограничений и запретов Закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" содержит дополнительный ряд конкретных императивных запретительных норм:
1) государственное или муниципальное предприятие до момента завершения формирования собственником его имущества уставного фонда не вправе совершать сделки, не связанные с учреждением государственного или муниципального предприятия (ст. 3);
2) унитарные предприятия не вправе выступать учредителями (участниками) кредитных организаций;
3) решение об участии унитарного предприятия в коммерческой или некоммерческой организации может быть принято только с согласия собственника имущества унитарного предприятия;
4) распоряжение вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества, а также принадлежащими унитарному предприятию акциями осуществляется унитарным предприятием только с согласия собственника его имущества;
5) государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия;
6) движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия;
7) государственное или муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества;
8) уставом государственного или муниципального предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия (ст. 18);
9) федеральное казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия Правительства Российской Федерации или уполномоченного им федерального органа исполнительной власти;
10) казенное предприятие субъекта Российской Федерации вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
11) муниципальное казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия уполномоченного органа местного самоуправления;
12) уставом казенного предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия;
13) казенное предприятие вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом, в том числе с согласия собственника такого имущества, только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом такого предприятия;
14) деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником имущества казенного предприятия (ст. 19);
15) сделка, в совершении которой имеется заинтересованность руководителя унитарного предприятия, не может совершаться унитарным предприятием без согласия собственника имущества унитарного предприятия (ст. 22);
16) решение о совершении крупной сделки принимается с согласия собственника имущества унитарного предприятия (ст. 23);
17) унитарное предприятие вправе осуществлять заимствования только по согласованию с собственником имущества унитарного предприятия объема и направлений использования привлекаемых средств (ст. 24).
В едином перечне указанные ограничения и запреты не только свидетельствуют о противоречии Закона об унитарных предприятиях Гражданскому кодексу (специальный закон значительно ухудшает положение субъекта), но и в своей совокупности образуют особую (даже не специальную) правоспособность юридического лица, можно сказать, "ограниченную правоспособность". Правоспособность в таком объеме может "выключить" унитарное предприятие из самостоятельных участников оборота, снизит для контрагентов экономический интерес к коммерческим отношениям с унитарными предприятиями. Усиление контроля собственника имущества не должно привести к искажению юридической личности унитарного предприятия и подмене конструкции права хозяйственного ведения административно-командным управлением, коммерческой организации - публичным образованием. Следует надеяться, что хозяйственная и судебная практика "сгладит" некоторые шероховатости столь важного правового акта, каким является Закон об унитарных предприятиях.
Кроме того государственное или муниципальное унитарное предприятие до момента завершения формирования собственником его имущества уставного фонда (а это до трех месяцев - ст. 13) не вправе совершать сделки, не связанные с учреждением унитарного предприятия.
1.3 Особенности управления государственным предприятием

Унитарные предприятия могут выступать в двух формах - основанные на праве хозяйственного ведения и праве оперативного управления, или казенные. Особенности правового статуса унитарных предприятий будут предусмотрены специальным законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.
Управление предприятием осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерацией и уставом.
Руководящим органом ГУП является его единоличный руководитель (директор), назначаемый собственником и подотчетный ему, а не общему собранию коллектива или какому-либо иному аналогичному органу (п.4 ст.113 ГК). Руководитель осуществляет свою деятельность на основании и в соответствии с условиями контракта, заключаемого с ним уполномоченным органом исполнительной власти. Руководитель обязан выполнять требования настоящего устава, а также других нормативных актов, обязательных для него, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Руководитель осуществляет текущее руководство деятельностью предприятия, он подотчетен в своей деятельности органу, заключившему с ним контракт.
Пределы компетенции руководителя предприятия определяются заключенным с ним контрактом, законодательством Российской Федерации, настоящим уставом и контрактом о передаче объектов государственного нежилого фонда в хозяйственное ведение.
По вопросам, отнесенным к его компетенции, руководитель действует на принципах единоначалия.
Руководитель выполняет следующие постоянные функции и обязанности по организации и обеспечению деятельности предприятия: действует без доверенности от имени предприятия, представляет его интересы в государственных органах, предприятиях, организациях, учреждениях; в пределах установленных контрактом найма и контрактом о закреплении имущества, от имени предприятия распоряжается его имуществом, заключает договора, выдает доверенности; делегирует определяемым им лицам те или иные из своих полномочий; открывает расчетные и другие счета предприятия; утверждает штатное расписание, положение об оплате и премировании работников предприятия и правила внутреннего трудового распорядка; в пределах своей компетенции издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников предприятия; нанимает (назначает) на должность и освобождает от должности работников, заключает с ними трудовые договора (контракты); заключает коллективный договор, если решение о его заключении принято трудовым коллективом.
Действия от имени предприятия сделки с руководителем предприятия либо с такими лицами, в деятельности которых руководитель имеет личный финансовый интерес, не признаются правомерными.
Руководитель предприятия считается имеющим личный финансовый интерес, если он, в частности, обладает правами собственника или кредитора в отношении лиц либо находится в родственных или трудовых отношениях с лицами, являющимися: поставщиками товаров или услуг для предприятия; производителями или поставщиками товаров или услуг, аналогичных товарам или услугам, производимым предприятием; крупными потребителями товаров или услуг, производимых предприятием; кредиторами предприятия.
Если Госкомсобственности РФ становятся известны факты или обстоятельства, свидетельствующие о личной финансовой заинтересованности руководителя предприятия о совершенной предприятием сделке, Госкомсобственность РФ может потребовать от предприятия отказаться от выполнения такой сделки или взыскать в судебном порядке ущерб, причиненный предприятию ее выполнением, если только в судебном порядке не будет доказано, что данная сделка была выгодна предприятию на момент совершения.
1.4 Основные пути совершенствования управления государственными предприятиями

В сложившейся социально-экономической ситуации назрела необходимость совершенствования принципов и приоритетов в области управления государственными унитарными предприятиями, использования различных экономических рычагов для повышения прибыли и рентабельности и регулирования этой деятельности.
Сегодня как никогда ощущается объективная потребность в создании стройной, экономически и логически выверенной системы управления государственными унитарными предприятиями и правового обеспечения этой системы с целью повышения эффективности государственного сектора экономики для удовлетворения общественных потребностей.
Экономические методы управления осуществляются путем создания экономических условий, побуждающих работников и трудовые коллективы действовать в нужном направлении и добиваться решения поставленных перед ними задач в соответствии с общегосударственными, коллективными и личными интересами (ГОСТ 24525.0-80).
Содержание экономических методов выражается в целенаправленном воздействии на экономические интересы работников и трудовых коллективов.
Это предполагает использование таких инструментов, как планирование, оплата труда и премирование, прибыль, цены, кредитование, финансирование, налоги, лизинг, штрафы, страхование, проценты за услуги, амортизационные отчисления, денежная наличность, ценные бумаги, запасы товарно-материальных ценностей, основной капитал, акционерный (уставный) капитал, экономический анализ.
В новых условиях хозяйствования не умаляется, а наоборот, возрастает роль планирования. Планирование является центральный звеном управления; это важнейшая часть в мероприятиях по достижению целей предприятия. При планировании производства и реализации продукции (услуг) используются самые разнообразные нормативы (нормы выработки и расценки, нормы расхода семян, кормов, удобрений, топлива, цены и др.), каждый из которых, имея экономическое содержание, оказывает определенное воздействие на эффективность деятельности работников. В планах предприятия находят отражение различные факторы не только экономического, но и социального характера. Поэтому планирование нельзя полностью относить к экономическим методам управления. План -- это средство административного воздействия.
Чтобы иметь четкое представление об основных стратегических направлениях своей деятельности в условиях рынка, каждое предприятие, в том числе крестьянское (фермерское) хозяйство, а также предприятие занимающееся его снабжением, должно иметь так называемый бизнес-план, с которого, в сущности, начинается вся работа. В нем должны найти отражение следующие положения: что намеревается производить предприятие (хозяйство); как будет организован этот процесс; кто им будет руководить; для чего все это будет делаться; когда и чем эта деятельность должна завершиться.
Структура и содержание бизнес-плана не регламентированы, но обычно в нем содержатся следующие разделы: цели и задачи деятельности предприятия; основные показатели и параметры плана; характеристика производимой продукции, товаров и услуг; оценка конъюнктуры рынка сбыта, спроса и объема продаж; план действий (в сфере производства, реализации и т.д.) и организационные меры; требуемые ресурсы и источники их получения; эффективность деятельности предприятия.
Материальное стимулирование является одним из важнейших средств воздействия на работника; ведущее место здесь занимает основная оплата труда. В настоящее время все предприятия АПК устанавливает размеры тарифных ставок самостоятельно, так же как должностные оклады руководителям, специалистам, служащим, обслуживающему персоналу. Размеры основной оплаты труда зависят от уровня экономического развития предприятия. Однако он не может быть ниже минимального размера, определяемого законодательством страны.
Основная оплата должна устанавливаться прежде всего в зависимости от индивидуальных результатов, количества и качества труда. Вместе с тем при коллективных формах организации труда она в значительной мере зависит от результатов работы коллектива подразделения, объема производства продукции и прибыли от ее реализации.
Наряду с основной оплатой на предприятиях широко используют различные доплаты и премии.
Доплата -- поощрительная форма материального вознаграждения, связанная с более высокими индивидуальными результатами и качеством труда. Незаслуженные надбавки вызывают протест у других, поэтому они недопустимы. Обычно надбавки к основной оплате не превышают четверти тарифной ставки.
Премия -- более сложная форма материального вознаграждения; от дополнительной оплаты она отличается рядом особенностей. Во-первых, премия носит неустойчивый характер (может уменьшаться, увеличиваться и не начисляться вовсе) и непосредственно связана с результатами труда (их превышением над базовой величиной). Во-вторых, премия не должна начисляться за результаты деятельности работника, являющиеся обязательными и оплачиваемыми в качестве основного заработка. В-третьих, выдачу премий по мотивам, не связанным с результатами труда (скажем, по причине выхода на пенсию, неудовлетворительного материального положения и т.л.), нельзя признать правильной. В-четвертых, незначительные по размерам, но массовые по охвату работников и регулярно выплачиваемые премии, по сути, превращаются в доплаты и не могут эффективно их стимулировать.
Премирование действенно лишь при выполнении определенных условий; получение работником или коллективом премии должно быть оправдано прежде всего экономически. Важным инструментом воздействия руководителей и специалистов на управляемую систему является экономический анализ. Он позволяет выявлять резервы производства, предупреждать штрафные санкции, более рационально использовать товарно-материальные ценности, денежную наличность, основной и акционерный капитал. Владея приемами экономического анализа, каждый руководитель и специалист может активно влиять на действия своих подчиненных.
Таким образом, в руках руководителей и специалистов предприятий АПК имеется большой набор средств экономического воздействия, к использованию которых следует подходить творчески. Многие из них, однако, могут быть реализованы лишь в связке с методами административного (организационно-распорядительного) управления.
Подводя итоги сказанному, отразум сущность управления производством, словами А. Файоля: «Управлять -- значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать: предвидеть--то есть учитывать грядущее и вырабатывать программу действий; организовывать -- то есть строить двойной, материальный и социальный организм предприятия; распоряжаться--то есть заставлять персонал надлежаще работать; координировать -- то есть связывать, объединять, гармонизировать все действия и усилия; контролировать -- то есть заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и отданным распоряжениям».
Таким образом, сущность управления производством заключается в обеспечении целенаправленного, планомерного воздействия управляющей системы (субъекта управления) на управляемую (объект управления), осуществляемого различными методами по определенной технологии в целях поддержания системы в устойчивом равновесии или переводу ее в новое (желаемое) состояние.
2. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ АВТОТРАНСПОРТНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ «БАС»
2.1 Характеристика МАП «БАС»

Государственное автотранспортное предприятие «БАС», организовано в соответствии с распоряжением мэра г. Уфы от 11 мая 1993 года №557/1640 в соответствии с действующим законодательством РФ. Организационно-правовая форма предприятия приведена в соответствие с действующим законодательством.
Официальное наименование предприятия: полное - Государственное автотранспортное предприятие по автотранспортному обслуживанию «БАС». Сокращенно - МАП «БАС».
Местонахождение предприятия: г. Уфа, ул. Путейская, 10.
Предприятие является организацией, не наделенной правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Предприятие обладает правами юридического лица, имеет самостоятельный баланс, расчетный, валютный и иные счета в учреждениях банков, печать со своим наименованием, бланки, товарный знак.
Предприятие производит продукцию, выполняет работы, оказывает услуги с целью извлечения прибыли, удовлетворения общественных потребностей.
Для достижения указанных целей предприятие обеспечивает: совершенствование организации управления; разработку текущих и долгосрочных прогнозов экономических, социальных и комплексных программ развития предприятия; укрепление материально-технической базы; разработку и проведение мероприятий, направленных на рациональное использование трудовых, энергетических и других ресурсов, охрану окружающей природной среды, защиту прав и законных интересов предприятия и дочерних предприятий.
Предприятие осуществляет следующие виды деятельности:
-заключает договора с клиентами на автотранспортное обслуживание;
- производит ремонт автотранспортной техники, оборудования;
- принимает на ответственное хранение автотранспортные средства.
Имущество предприятия относится к собственности г. Уфы в соответствии с распоряжением от 3 июня 1993 года №744-р и закреплено за предприятием на праве полного хозяйственного ведения.
Состав и структура основных средств МАП «БАС» следующая:

Таблица 2.1 Состав и структура основных средств

Показатели
На конец 2001 г.
На конец 2002 г.
На конец 2003 г.
Млн. руб.
В % к итогу
Млн. руб.
В % к итогу
Млн. руб.
В % к итогу
Здания
3516
77,21
2167
52,67
2167
51,23
Сооружения
105
2,30
136
3,31
258
6,1
Машины и оборудование
726
15,94
1365
33,18
1398
33,05
Транспортные средства
177
3,89
306
7,44
317
7,49
Инструмент, инвентарь
7
0,15
7
0,17
7
0,17
Другие основные средства
23
0,51
133
3,23
83
1,96
Всего основных средств
4554
100
4114
100
4230
100
В т.ч. производственные
4554
100
4114
100
4230
100
Все имущественные сделки, касающиеся распоряжения недвижимым государственным имуществом, в том числе продажа, аренда, залог, внесение в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ, совершаются только по согласованию с Комитетом по имуществу г.Уфы.
Доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении, а также имущества, приобретенного предприятием по договору или иным основаниям, являются государственной собственностью и поступают в хозяйственное ведение предприятия, в порядке установленном законодательством.
Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов предприятия являются: прибыль от реализации продукции (работ, услуг), а также от других видов хозяйственной (коммерческой) деятельности; амортизационные отчисления; кредиты банков и других кредитов; средства из бюджета и иное имущество, переданное ему целевым назначением собственником или иным уполномоченным им органом; безвозмездные благотворительные взносы, пожертвования физических и юридических лиц; иные источники, допускаемые законодательством Российской Федерации.
Предприятие самостоятельно распоряжается выпускаемой продукцией (кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации), и прибылью, полученной в результате деятельности предприятия, оставшейся после уплаты налогов и внесения других обязательных платежей.
Предприятие образует в соответствии с законодательством Российской Федерации следующие фонды: фонд накопления; фонд потребления; резервный фонд. Фонды накопления и потребления образуются за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и внесения других обязательных платежей.
Размеры резервного фонда должны составлять 10% уставного фонда предприятия. Обязательные отчисления в резервный фонд осуществляется ежегодно в размере не менее 5% от прибыли. Средства резервного фонда предназначаются исключительно на покрытие убытков, также на возврат ссуд и выплату процентов по целевым государственным кредитам в случае недостаточности средств предприятия.
Общие технико-экономические показатели МАП приведены в таблице 2.2.
Таблица 2.2. Основные технико-экономические показатели МАП «БАС», млн. руб.
Показатели
2001
2002
2003
2003 в % к 2001
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов
4554
4334
4172
91,6 %
Фондоотдача
1,18
1,68
1,41
119,5 %
Выручка от реализации продукции
5376
7282
5878
109,34 %
Дебиторская задолженность
689
778
1111
161,2 %
Оборачиваемость дебиторской задолженности
7,8
9,4
5,3
67,9 %
Кредиторская задолженность
580
600
675
116,4 %
Оборачиваемость кредиторской задолженности
9,3
12,1
8,7
93,5 %
Балансовая прибыль
868
631
990
114,1 %
Прибыль от основной деятельности
690
580
397
57,5%
Рентабельность в целом по предприятию
16,1 %
8,7 %
16,8 %
104,3%
Выручка от реализации товаров, продукции за период с 2001 года по 2003 год увеличилась на 9,34 %. По результатам работы за 2001 год получена прибыль 868 млн. р., в т.ч. от основной деятельности 690 млн.р., а в 2003 году прибыль составила 990 млн.р., в т.ч. от основной деятельности 397 млн.р., что на 14,1 % больше в 2003 году чем в 2001 году. По основной же деятельности прибыль в 2003 году по отношению к 2001 году составила 57,5 %. Рентабельность по предприятию увеличилась на 4,3%.
Дебиторская задолженность увеличилась по сравнению с 2001 годом на 61,2 %, соответственно снизилась оборачиваемость с 7,8 в 2001 году до 5,3 в 2003 году.
Кредиторская задолженность также увеличилась, но в меньшем размере на 16,4 %. Оборачиваемость снизилась и составляет в 2003 году 93,5 % от оборачиваемости в 2001 году.
Проверки и ревизии производственной и хозяйственной деятельности предприятия осуществляются налоговыми, природоохранительными и другими органами в пределах их компетенции, на которые в соответствии с действующим законодательством возложена проверка деятельности государственных предприятий.
Проверки, связанные с осуществлением контроля за использованием по назначению и сохранностью государственного имущества, закрепленного за предприятием, соблюдением условий контракта о закреплении имущества, осуществляет Госкомсобственность г. Уфы.
Информация о финансовом состоянии предприятия, содержащаяся в его балансе, дает достаточно основательную базу для определения конкретных мер по управлению финансами предприятия.
Финансовое состояние предприятия - это комплексное понятие, отражающее результат взаимодействия всех элементов финансовых и кредитных отношений, возникающих у предприятия в процессе его хозяйственной и коммерческой деятельности.
Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности и расположенных в порядке убывания ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения и расположенными в порядке возрастания сроков Данные расчетов сгруппируем в таблице 2.3.
Таблица 2.3. Анализ платежных средств и краткосрочных обязательств МАП «БАС» в млн. руб.
Актив

На начало

2003 года

На конец

2003 года
Пассив

На начало

2003 года
На конец 2003 года
Платежный излишек или недостаток
1
2
3
4
5
6
7=2-5
8=3-6
1.Наиболее ликвидные активы (А1)
233
66
1.Наиболее срочные обязательства (П1)
610
738
-377
-672

2.Быстро

реализуемые активы (А2)
872
1351
2.Краткосрочные пассивы (П2)
-
-
872
1351

3.Медленно

реализуемые актив (А3)
504
428
3.Долгосрочные пассивы (П3)
794
632
-290
-204
4.Трудно реализуемые активы (А4)
1524
2257
4.Постояные пассивы (П4)
1729
2732
-205
-475
Баланс
3133
4102
Баланс
3133
4102

Сопоставление итогов групп по активу и пассиву имеет следующий вид:

А1<П1; А2 > П2; А3 < П3; А4 < П4

Исходя из этого, можно охарактеризовать ликвидность баланса как недостаточную. За 2003 год возрос платежный недостаток наиболее ликвидных активов для покрытия наиболее срочных обязательств на 295 млн. рублей. В тоже время увеличились быстро реализуемые активы на 479 млн. рублей. Сопоставление первых двух неравенств позволяет вычислить текущую ликвидность:

ТЛ=(А1+А2)-(П1+П2)= 679 млн. руб.,

что свидетельствует о том, что в ближайший к рассматриваемому моменту промежуток времени предприятие может поправить свою платежеспособность за счет проведения мероприятий по ликвидации дебиторской задолженности. Снижение на 86 млн. рублей платежного недостатка медленно реализуемых активов (показатель перспективной ликвидности, характеризующий платежеспособность на основе сравнения будущих поступлений и платежей) говорит о наметившейся положительной тенденции.

Для оценки финансовой устойчивости применяется система Коэффициентов. Кратко рассмотрим их. Основными показателями, характеризующими финансовое состояние являются коэффициенты: автономии, соотношения заемных и собственных средств, маневренности, обеспеченности запасов и затрат собственными источниками, общий показатель ликвидности, абсолютной ликвидности, покрытия или платежеспособности, реальной стоимости имущества производственного назначения. Их характеристика приведена в приложении 1.

Проанализируем финансовые показатели МАП «БАС»:
1. Коэффициент концентрации собственного капитала (автономии, независимости) Ккс
Ккс =СК/ВБ
Где СК - собственный капитал; ВБ - валюта баланса.
Этот показатель характеризует долю владельцев предприятия в общей сумме средств, авансированных в его деятельность. Считается, что чем выше значение этого коэффициента, тем более финансово устойчиво, стабильно и независимо от внешних кредиторов предприятие. Нормальным уровнем для этого коэффициента должен быть равен от 0,5 до 0,6 .
На МАП «БАС»этот показатель будет равен:
На начало 2003 года: Ккс = 0,55
На конец 2003 года: Ккс = 0,67
Вывод: Анализ данного коэффициента показал, что коэффициентавтономиинаданномпредприятиесоответствуетнормативномузначению, отсюда следует, что предприятие финансовоустойчиво, стабильно и независимо от внешних кредиторов.
2. Коэффициент соотношения заемного и собственного капитала Кс:
Кс = ЗК/СК
Кс - коэффициент соотношения собственного и заемного капитала.
Он показывает величину заемных средств, приходящихся на каждый рубль собственных средств, вложенных в активы предприятия. Нормальным уровнем для этого коэффициента должен быть равен не больше одного.
НаМАП «БАС» данный коэффициент равен :
На начало 2003 года: Кс= 0,81
На конец 2003 года: Кс = 0,5
Вывод: Анализ данного коэффициента показал, что на данном предприятие заемного капитала на 0,81 (на начало года) раза меньше суммы собственного капитала. Это также влияет на финансовую устойчивость предприятия позитивно.
3. Коэффициент маневренности собственных средств Км.

Км =СОС/СК

где СОС - собственные оборотные средства.
Этот коэффициент показывает, какая часть собственного капитала используется для финансирования текущей деятельности, т.е. вложена в оборотные средства, а какая часть капитализирована. Значение этого показателя может существенно изменяться в зависимости от вида деятельности предприятия и структуры его активов, в том числе оборотных активов.
Оптимальное значение для этого коэффициента должно быть равно 0,5
НаМАП «БАС» данный показатель соответственно равен:
На начало 2003 года: Км= 0,12
На конец 2003 года: Км = 0,17
Вывод: Анализ данного коэффициента показал, что на данном предприятие значение этого коэффициента меньше нормативного. Это свидетельствует о том, что часть собственного капитала, которая используется для финансирования текущей деятельности (текущие активы) примерно меньше той части, которая капитализирована (внеоборотны еактивы).
4.Коэффициент обеспеченности собственными средствами К о.с.
К о.с.с. =СОС/ОА
Данный коэффициент характеризует степень обеспеченности предприятия собственными оборотными средствами необдимую для финансовой устойчивости. Оптимальное значение должно быть не менее 1.
НаМАП «БАС» показатель соответственно равен:
На начало 2003 года: Ко.с.с.= 0,42
На конец 2003 года: Ко.с.с. = 1,2
Вывод: Анализ данного коэффициента показал, что на данном предприятие оборотные активы более чем в два раза финансируются за счет привлеченных средств, и только на 42 % за счет собственных оборотных средств на начало года. Это конечно же негативно сказывается на финансовую устойчивость данногопредприятия.
5.Коэффициент обеспеченности запасов и затрат собственными оборотными средствами
Ко.м.з.= СОС/З
Одним из критериев оценки финансовой устойчивости предприятия является излишек или недостаток источников средств для формирования запасов и затрат (материальных оборотных фондов).
Оптимальное значение для этого коэффициента должно быть равно от 0,6 до 0,8
На МАП «БАС» данный показатель соответственно равен:
На начало 2003 года: Ко.м.з.= 0,42
На конец 2003 года: Ко.м.з. = 1,2
Вывод: Анализ данного коэффициента показал, что на данном предприятие запасы и затраты на начало года на 46 % финансируются за счет собственных оборотных средств, что в целом не плохо влияет на финансовую устойчивость предприятия, на конец года на 100 %..
Сведем все коэффициенты для сравнительного анализа в таблицу:
Таблица 2.4 Анализ финансовых коэффициентов МАП «БАС»
Наименование коэффициента
На начало года
На конец года
Автономии
0,55
0,67
Соотношение заемных и собственных средств
0,81
0,50
Маневренности
0,12
0,17
Обеспеченности запасов и затрат
0,42
1,2
Коэффициент «критической оценки»
1,81
1,92
Абсолютной ликвидности
0,17
0,05
Платежеспособности
1,15
1,35
Реальной стоимости имущества
0,61
0,43
Общий показатель ликвидности
0,97
0,94

Коэффициент автономии возрос на 12 %, что означает повышение финансовой независимости МАП «БАС».

Заемные средства по отношению к собственным средствам хлебопекарни составляют 81% на начало года и 50% на конец года. Следовательно, на МАП «БАС» увеличились собственные средства над заемными.

Коэффициент маневренности вырос с 0,12 до 0,17 и в целом такое значение коэффициента показывает, какая часть функционирующего капитала обездвижена в производственных запасах и дебиторской задолженности, и что МАП «БАС» не может свободно маневрировать собственными средствами, а это сказывается на финансовом состоянии отрицательно.

Коэффициент обеспеченности запасов и затрат собственными источниками формирования вырос с 0,42 до 1,20, что выше значения нормального ограничения и говорит о том, что МАП «БАС» обеспечивает запасы и затраты собственными источниками финансирования.

Коэффициент «критической оценки» возрос с 1,81 до 1,92 и является выше желательно допустимого значения (1,5) этого коэффициента, что показывает какая часть краткосрочных обязательств МАП «БАС» может быть немедленно погашена за счет средств на различных счетах и поступлений по расчетам.

Коэффициент абсолютной ликвидности снизился с 0,38 до 0,09. На МАП «БАС» не хватает наиболее ликвидных активов, т.к. сейчас во всех предприятиях республики остро стоит вопрос денег. В ближайшее время хлебопекарня сможет погасить незначительную часть срочных обязательств.

Коэффициент реальной стоимости имущества производственного назначения снизился с 0,61 до 0,43 и стал ниже нормативного значения (0,5), что говорит о необходимости дополнительных средств для увеличения имущества производственного назначения.

Анализ финансовой устойчивости МАП «БАС» по Шеремеду показал, что данное предприятие относится к третьему типу финансовой устойчивости, где у предприятия нарушается платежеспособность, но сохраняется возможенность восстановления равновесия так как общая величена источников средств то есть сумма: собственных оборотных средств (475 млн.руб.) + долгосрочных заемных средств (-) + краткосрочных заемных средств (1370 млн. руб.) >суммы запасов и затрат (1838млн. руб.) 1845 млн. руб. > 1838 млн. руб.
Совместный анализ финансовых коэффициентов свидетельствует об общем, но незначительном улучшении финансового положения МАП «БАС».
Для выявления причин неплатежей проанализируем также деловую активность и рентабельность МАП «БАС».
Анализ коэффициентов рентабельности и деловой активности МАП «БАС» представлен в приложении 2.
Как видно из приложения 2, рентабельность продаж в 2003 году по сравнению с 2001 годом увеличилась от 0,09 до 0,17, что свидетельствует о увеличении прибыли, приходящейся на единицу реализованной продукции.
Рентабельность всего капитала возросла с 0,21 до 0,32; рентабельность основных средств увеличилась с 0,42 до 0,70, что говорит о возросшей эффективности использования всего имущества предприятия.
Свидетельством эффективности использования собственного капитала является увеличение рентабельности собственного капитала с 0,36 до 0,57.
Коэффициент оборачиваемости мобильных средств снизился, что говорит о снижении скорости оборота мобильных средств.
Коэффициент оборачиваемости материальных оборотных средств снизился с 16,29 до 16,2, что свидетельствует об относительном увеличении производственных запасов.
В большинстве рыночных развитых стран нормативом оборачиваемости дебиторской задолженности является 4,9 оборота (73 дня). Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности снизился с 9,4 до 5,3, что говорит об увеличении дебиторской задолженности. Из-за снижения оборачиваемости дебиторской задолженности увеличился срок оборота дебиторской задолженности.
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности снизился с 12,1 до 8,7, т.е. размер кредиторской задолженности возрос. Т.к. оборачиваемость кредиторской задолженности снижается, то растет средний срок оборота кредиторской задолженности (увеличился в 1,24 раза).
Произошло увеличение коэффициента фондоотдачи основных средств и прочих внеоборотных активов с 31,25 до 89,06.
Снижение коэффициента оборачиваемости собственного капитала с 4,21 до 2,15 произошло за счет инфляционного роста цен.
По результатам проведенной оценки финансового состояния можно сделать вывод, что перед МАП «БАС», как и перед всеми автотранспортными предприятиями стоит проблема выживания и ему необходимо искать пути для улучшения финансового состояния.
Анализ структуры и состояния расчетов с дебиторами и кредиторами.
На МАП «БАС» осуществляют расчеты с помощью платежных поручений на основе договоров.
Таблица 2.5 Наиболее крупные дебиторы МАП «БАС»
Наименование дебитора
Сумма, млн. руб.
Доля
1
Уфимская РСХХ
198
14,7%
2
ООО ФОРТЕ
214
15,8%
3
Управление муниципального хозяйства г. Уфы
67
4,96%
4
Рынок «На ул. Садовой»
59
4,37%
Самый крупный дебитор предприятия имеет задолженность 15,8% от общей дебиторской задолженности. Однако с этим дебитором проработаны мероприятия по снижению задолженности путем проведения взаимозачетов.
Таблица 2.6 Наиболее крупные кредиторы МАП «БАС»
Наименование дебитора
Сумма, млн. руб.
Доля
1
ЗАО фирма «Август»
70
9,46%
2
ЗАО «Агросоль»
85
11,49%
3
ЗАО «Реал-блиц»
35
4,73%
5
Фирма «Новартис Агро Аг»
133
17,97%
4
ОАО «УНПЗ»
252
34,05%
Самым крупным кредитором является - ОАО «УНПЗ».
Анализ дебиторской и кредиторской задолженности.
Принятая на предприятии система расчетов не достаточно эффективна для расчетов данного предприятия, судя по большой и постоянно увеличивающейся просроченной дебиторской задолженностью.
Таблица 2.7 Анализ состава и движения дебиторской задолженности МАП «БАС»
Движение средств
Темп
Остаток на
остаток на
роста
Показатели
начало 2003г
возникло
погашено
конец 2003г
остатка в %
сумма,
млн.
уд.
вес.
Сумма
Млн.
уд.
вес.
Сумма,
Млн.
уд.
вес.
Сумма
Млн.
Уд.
Вес.
руб.
в %
руб.
в %
руб.
в %
руб.
в %
А
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1.Дебиторская задолженность,
всего
871
100
5434
100
4954
100
1351
100
117,6
1.1 Краткосрочная
871
100
5434
100
4954
100
1351
100
117,6
а) в т.ч. просроченная
276
31,69
442
8,13
-
-
718
53,2
260,1
Из нее длительно
свыше 3 мес.
129
14,81
527
9,7
-
-
656
48,6
508.5
Данные, приведенные в таблице 2.7 показывают, что к концу года сумма остатка дебиторской задолженности возросла на 17,6 %. Доля просроченной дебиторской задолженности в начале отчетного года составляла 31,7 % от общей суммы задолженности, а к концу отчетного периода она повысилась до 53,2 %. Следовательно, организации не удалось добиться погашения части просроченных долгов. Существенно увеличился остаток дебиторской задолженности со сроком погашения свыше трех месяцев - на 408,5 %.
Таблица 2.8 Анализ оборачиваемости дебиторской задолженности МАП «БАС» в млн. руб.
№ п/п
Показатели
2002 год
2003 год
Изменение+
1
Оборачиваемость дебиторской
задолженности, в оборотах
9,4
5,3
-4,1
1.1
в том числе краткосрочной
9,4
5,3
-4,1
2
Период погашения дебиторской
задолженности, дни
38
68
+30
2.1
в том числе краткосрочной
38
68
+30
3
Доля дебиторской задолженности в общем
объеме текущих активов, %
54,1
73,2
+19,1
3.1
В том числе доля ДЗ покупателей и заказчиков в
общем объеме текущих активов, %
41,8
73
+31,2
4
Доля сомнительных ДЗ в общем объеме дебиторской
задолженности, %
8,6
9
+0,4
Данные таблицы 2.8 показывают, что состояние расчетов с дебиторами по сравнению с прошлым годом несколько ухудшилось. Произошло это отчасти из-за прироста краткосрочной ДЗ. На 30 дней увеличился средний срок погашения дебиторской задолженности, который составил 68 дней. Особое внимание следует обратить на снижение качества задолженности. По сравнению с прошлым годом доля сомнительной дебиторской задолженности выросла на 0,4 пункта и составила 9% от общей величины дебиторской задолженности. Если принять во внимание, что доля дебиторской задолженности составила 73,2 %, а доля задолженности покупателей и заказчиков - 73% общего объема текущих активов организации, то можно сделать вывод о снижении ликвидности текущих активов в целом из-за состояния дебиторской задолженности.
Проанализируем кредиторскую задолженность. На основе данных раздела 2 формы №5 составим аналитическую таблицу 2.9.
Из таблицы 2.9 следует, что в начале 2003 года кредиторская задолженность состояла из краткосрочной задолженности.
К концу года краткосрочная задолженность повысилась на 21%. В составе краткосрочной задолженности доля просроченных обязательств была полностью погашена.

Таблица 2.9 Анализ состава и движения кредиторской задолженности МАП «БАС» в тыс. руб.

Показатели
Движение средств
темп
роста
в %
остаток на
начало 2003
возникло
погашено
остаток на
конец 2003 г.
Сумма
млн.руб.
уд.
вес,
%
Сумма,
млн.руб.
уд.
вес,
%
Сумма,
млн.руб.
уд.
вес,%
Сумма,
млн.руб
уд. вес,%
А
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1.Кредиторская задолженность, всего
610
100
4408
100
4278
100
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.