Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Понятие, субъекты и объекты авторского права. Защита авторских прав

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.05.13. Год: 2012. Страниц: 43. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  внутренних дел Российской Федерации
Белгородский юридический  институт МВД РФ
Кафедра  государственно-правовых дисциплин
 
 
 
Курсовая работа
по теме:
«Понятие, субъекты и объекты авторского права. Защита авторских прав»
 
                                Выполнила:
                                                                    студент(ка) внебюджетного 
                                                                          факультета   «Юриспруденция»
                                                                        ___________курса ___группы
                                                                          ___________________________
                                       Проверил:
                                                                          ___________________________
                                                                                                                                               
 
 
 
 
Белгород 2011г.
 
 
Оглавление
Введение                                                                                                           3-5
1.Понятие авторского права, его основные функции и источники. Международно-правовая охрана авторских прав.                                      6-10
2.Объекты авторского права.                                                                     11- 24
3.Субъекты авторского права.                                                                    25-30
4.Субъективное авторское право.                                                               31-39
5.Защита авторских прав.                                                                            40-46
6. Авторско-правовая охрана программ для ЭВМ и баз данных.           47-50
Заключение                                                                                                    51
Список использованной литературы                                                          52-54
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
Авторское право в  России появилось лишь в начале XIX веке (1828г.), где право автора на созданное им произведение трактовалось как право собственности, которым можно торговать.1Сто семьдесят лет, прошедших с того дня, это сравнительно небольшой отрезок времени для развития отрасли права. Некоторые проблемы, поднимаемые в прошлом веке актуальны и сегодня. Если юридическая конструкция многих правовых институтов, давно получивших силу в гражданском обществе, как например права собственности, далеко не успела выясниться, составляет предмет спора для ученых, то тем более можно ожидать отсутствия определенности в построении такого молодого института, как авторское право."С тех пор, — замечает проф. Табашников, — как положительные законодательства приняли это злополучное право под свою защиту, оно носится по горизонту науки безо всякого определенного назначения, и по дуновению того или иного ученого или легко передвигается с одного места на другое, или же парит в пространстве, подобно птице, высматривающей место, куда ей удобнее было бы спуститься."
Сегодня авторское право, нормы которого регулируют отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки и искусства, большинство российских ученых справедливо рассматривают в качестве особого института гражданского права.Такого же мнения придерживался в своих работах Шершеневич, критикуя бытующие в его время теории, такие как "теория, признающая авторское право за право собственности", "теория, основывающая авторское право на договоре между автором и публикой", "теория, считающая авторское право правом личности" и "теория, отвергающая субъективное авторское право".
Институт авторского права заключает в себе специальные  и своеобразные черты, отличающие его  от всех других институтов гражданского права. Институтом этим охраняются не только имущественные интересы авторов, но также и их права и интересы личные — нравственные и духовные. Вместе с тем этим институтом затрагиваются интересы общественные — интересы культуры и просвещения. Благодаря этому правоотношения, нормируемые законом об авторском праве, выходят далеко за пределы частногражданских отношений и приобретают исключительный интерес — как юридический, в виду своеобразной правовой конструкции этого права, так и общественный, в виду предъявляемых к нему требований культурно-просветительского свойства.4
Авторское право регулирует отношения, связанные с производством  и обменом результатов интеллектуального  труда, которые сохраняются вне  трудового процесса. Вместе с тем  создаваемые произведения не отделимы от их авторов, и поэтому права  последних носят личный и исключительный характер. Данные обстоятельства оказывают существенное влияние на правовое регулирование авторских отношений, предопределяя выделение норм авторского права в относительно самостоятельное подразделение.5
Актуальность  изучения различных аспектов авторского права связана с тем, что развитие современных, в том числе компьютерных технологий обостряет проблему защиты прав создателей литературных, художественных, научных произведений. Одновременно, эта проблема сталкивается с такими важными естественными правами человека, как неприкосновенность личности, свобода слова, мысли, право на пользование достижениями культуры, на доступ к информационным ресурсам. Правовая наука стоит перед сложной проблемой соотношения публичного и частного интереса в сфере интеллектуального творчества, о пределах свободы осуществления прав в области культуры и информации - создателей произведений литературного, научного и художественного творчества и каждого отдельного гражданина, каждой личности.
Задачи курсовой работы: дать определение авторского права в узком и широком смысле, обозначить его принципы, функции, задачи и источники, уточнить признаки объектов авторского права, привести их полный перечень. Дать классификацию субъектов и объектов авторского права, проанализировать и сравнить их личные неимущественные и имущественные права авторов. Раскрыть способы и формы защиты авторского права. Исследовать вопрос об исключительной природе авторских прав, напрямую связанного с целым рядом актуальных проблем, имеющих большое практическое значение. В частности, трактовка исключительности субъективных авторских прав как их не отторжимости от личности автора приводит многих специалистов к выводам о невозможности передачи права на неприкосновенность произведения, отрицанию того, что авторские права вообще могут переходить от авторов к другим лицам.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в области создания, использования  и охраны объектов авторского права.
Предметом исследования выступает правовой режим объектов авторского права, способы и методы правового регулирования в данной сфере.
В данной курсовой работе использованы методы: общенаучный, метод анализа и синтеза, сравнительно-правовой и формально-юридический методы.
Методологическую  основу курсовой работы составили общенаучный метод, метод анализа и синтеза, сравнительно-правовой и формально-юридический методы. В работе использовались и эмпирические методы познания: исследование документов, печатных изданий и других средств массовой информации и т.д.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Понятие авторского права, его основные функции и  источники. Международно-правовая охрана авторских прав.
Авторское право является одной из основных частей всей системы права интеллектуальной собственности. Авторское право защищает права авторов произведений и иных правообладателей, которым соответствующие права принадлежат в силу закона или договора.      Происхождение термина «авторское право» обычно связывают с французским законодательством XVIII века, чей подход к понятию опирался на теорию естественного права французских просветителей. Согласно этой теории, право создателя любого творческого результата является его неотъемлемым правом, возникающим из самой природы творческой деятельности, и не зависит от признания. Далее теория охраны прав создателей и изобретателей получила распространение во многих странах мира.  
     Свое логическое завершение этот подход нашел в теории интеллектуальных прав, в соответствии с которым права авторов и изобретателей признавались правами особого рода, вне классического деления на вещные, обязательные и личные.
       В настоящее время авторское право представляет не разрозненную совокупность действующих на определенный момент времени нормативных актов, а достаточно сложную и целостную систему.  Центральное место среди нормативных актов, регулирующих авторское право, занимает Закон РФ “Об авторском праве и смежных правах” от 09.07.1993 г. Им регулируются две большие группы отношений:
    отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, искусства, литературы, которые и составляют предмет регулирования авторского права,
    отношения, связанные с созданием и использованием фонограмм, постановок, организации телерадиовещания – так называемые “смежные” права. 
 Закон об «авторском праве и смежных правах» довольно полно раскрывает предмет правового регулирования, условия возникновения авторского права, сферу его действия, переход его к другим лицам. Особый раздел посвящен организационно-правовым вопросам, функциям и обязанностям организаций, управляющих имущественными правами на коллективной основе. Последняя часть содержит нормы, раскрывающие понятия нарушения авторских/смежных прав и способы защиты и обеспечения соответствующих исков. 
       Таким образом,   авторское право представляет собой совокупность норм права, регулирующих отношения, связанные с признанием авторства на произведения науки, литературы, искусства, а также с установлением режима их использования, наделением авторов неимущественными и имущественными правами и их защитой. 
      Исходя из данного определения можно выделить следующие функции авторского права:
    признание авторства на произведения науки, литературы и искусства.
    Авторство признается за физическим лицом, трудом которого создано произведение. Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" не содержит легального определения понятия произведения, хотя указывает на те признаки, которыми оно должно обладать, чтобы пользоваться правовой охраной. А также предъявляет к нему следующие требования: произведение должно быть результатом творческой деятельности и должно существовать в какой-либо объективной форме (письменной, устной, звуко-, видеозаписи, объемно-пространственной). Охрана произведений осуществляется с момента их создания.
2) установление режима использования произведений.
Нормы авторского права регламентируют, кто и на каких условиях использует то или иное произведение - права автора, наследников, третьих лиц; наделение авторов и иных правообладателей личными и имущественными правами. Авторское право наделяет авторов личными неимущественными правами - на авторство, на имя, на обнародование, на защиту репутации автора, а также имущественными правами - на воспроизведение, на распространение, на импорт, на перевод и др..
    защита данных прав. Нормы авторского права устанавливают его защиту путем привлечения к гражданской, административной и уголовной ответственности.
    Такие несколько противоречивые функции авторского права тесно связаны с его принципами, которые пронизывают все содержание  системы авторского права, воплощаются в субъективных правах и юридических обязанностях участников авторских правоотношений.
 К числу  основных принципов авторского  права можно отнести:
    принцип свободы творчества, который закреплен непосредственно 44 ст. Конституции РФ. Он предполагает творческий поиск в любом направлении, с любой темой, независимо от назначения произведения и, соответственно, запрещает цензуру.
    сочетание личных интересов автора с интересами общества. Он определяет меру монопольного права использования автором своих произведений не в ущерб обществу. Полная монополия сохраняется, конечно, только касаемо не обнародованных произведений. В остальном, признается право граждан РФ участвовать в культурной жизни и пользоваться достижениями культуры.
    положение о неотчуждаемости личных неимущественных прав. Эти права не могут перейти к другим лицам даже при согласии автора. К этим правам относятся право на имя, авторство, защиту репутации. В то же время имущественные права авторов могут передаваться другим лицам по авторскому договору в силу закона.
    принцип свободы авторского договора, который исключает появление в авторском договоре откровенно “кабальных” условий для автора, в то же время обеспечивая его определенным набором прав.
 
Источниками авторского права являются:
    принятые на основе Конституции РФ и Гражданского кодекса РФ федеральные законы,
    указы Президента РФ,
    постановления Правительства РФ, а также нормативные правовые акты министерств и иных федеральных органов государственной власти.
 А также одними источниками авторского права являются также международные договоры. К ним относятся:
      Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений.
Была заключена в 1886г. В дальнейшем она неоднократно изменялась и редактировалась и на сегодня это наиболее регламентированный международный акт обеспечивающий защиту интересов авторов (в том числе и программ для ЭВМ в странах, где по национальному законодательству они защищаются авторским правом) в иностранных государствах. Основополагающими принципами Бернской конвенции являются принципы национального режима и минимальности прав. Под национальным режимом понимается что произведения созданные в странах участниках конвенции в каждой из стран пользовались бы той же охраной как и национальные произведения. В соответствии со статьей 5 в отношении произведений, по которым авторам предоставляется охрана в силу настоящей Конвенции, авторы пользуются в странах Союза, кроме страны происхождения произведения, правами, которые предоставляются в настоящее время или будут предоставлены в дальнейшем соответствующими законами этих стран своим гражданам, а также правами, особо предоставляемыми настоящей Конвенцией. Охрана в стране происхождения регулируется внутренним законодательством. Однако, если автор не является гражданином страны происхождения произведения, в отношении которого ему предоставляется охрана в силу настоящей Конвенции, он пользуется в этой стране такими же правами, как и авторы - граждане этой страны. Наряду с гражданством важную роль играет и страна первого опубликования произведения (страна происхождения). Опубликованные впервые в стране члене Союза или одновременно в нескольких странах, одна из которых является членом Союза, произведения подлежат защите на основании данной конвенции. Произведение считается опубликованным одновременно, если его публикация в другой стране имела место в течении 30 дней после первого опубликования.
      Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав (от 24 сентября 1993 г.)
      Стокгольмская конвенция об учреждении всемирной организации интеллектуальной собственности ( 14 июля 1967г.).
 В соответствии со ст. 2 Конвенции, "интеллектуальная собственность" включает права, относящиеся к литературным, художественным и научным произведениям; исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам; изобретениям во всех областях человеческой деятельности, научным открытиям; промышленным образцам; товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям, коммерческим обозначениям; защите против недобросовестной конкуренции, а так же все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях. Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), которая является учреждением ООН, ответственным за функционирование международной системы защиты интеллектуальной собственности. и разрабатывает соответствующие правовые вопросы, относит к интеллектуальной собственности информацию, которая может быть представлена на материальном носителе и распространена на неограниченном количестве копий. В настоящее время Россия имеет ряд двухсторонних соглашения с по вопросам защиты прав авторов и существенным продвижением вперед в этой области стало присоединение России в 1994 году к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений и Всемирной конвенции об авторском праве.
    Всемирная конвенция об авторском праве ( Париж 1952 г.) была подписана в Париже в 1952 г. (к этой редакции Россия присоединилась в 1973 г.) и была пересмотрена одновременно с Бернской конвенцией в 1971 г. (в этой редакции Россия присоединилась только в 1995 г.). Всемирная конвенция строится на принципе национального режима с менее жесткими правовыми рамками для стран-участников и имеет дополнительный раздел "специальные положения относящиеся к развивающимся странам", устанавливающий ряд льгот по для развивающихся стран.
Основными актами являются:
    Федеральный закон от 9 июля 1993 г. N 5351-I "Об авторском праве и смежных правах" (в ред. от 19 июля 1995 г.);
    Закон РФ от 23 сентября 1992 г. N 3523-1 "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных" (в ред. от 24 декабря 2002 г.);
    Указ Президента РФ от 5 декабря 1998 г. N 1471 "О мерах по реализации прав авторов произведений, исполнителей и производителей фонограмм на вознаграждение за воспроизведение в личных целях аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения";
    Указ Президента РФ от 14 мая 1998 г. N 556 "О правовой защите результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения";
    Постановление Правительства РФ от 2 сентября 1999 г. N 982 "Об использовании результатов научно-технической деятельности";
    Постановление Правительства РФ от 21 марта 1994 г. N 218 "О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства" и др.   
                 В заключение можно сказать, что Российское законодательство включает в себя довольно полную совокупность правовых норм, регламентирующих правоотношения в области авторства и использования произведений.
 
 
Объекты авторского права.
   "Объектом авторского права, — писал Г.Ф. Шершеневич, — является литературное произведение, как продукт духовного творчества, облеченный в письменную или словесную форму и предназначенный к обращению в обществе. Отчеты о заседаниях суда, ученых обществ, земств и т. п., не выражающие духовного творчества их составителей, не могут считаться такими объектами."7 А.Я. Канторович под "умственным произведением" понимал "не деятельность духа, а продукт этой деятельности, который со своей стороны предназначен к воздействию на человеческий дух. Объектом авторского права, — говорил он, — общим образом говоря, является продукт духовного творчества облеченный в определенную форму и предназначенный к обращению в обществе."
    Согласно ст. 6 Закона РФ “Об авторском праве и смежных правах”, авторское право распространяется на произведения науки/искусства/литературы, являющиеся результатом творческой деятельности независимо от назначения и достоинств произведения. В связи с этим существует множество определений этого понятия.   Наибольшее распространение получило определение, сформулированное В.И. Серебровским: “Произведение – это совокупность идей, мыслей, образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения”9.
В любых определениях подчеркивается, что произведение –  благо нематериальное.   
 Произведение — это результат творческой деятельности автора, его творческого мышления, продукт человеческого мозга. Но мозг человека может производить только нематериальные объекты.10   Оно является результатом мыслительной деятельности человеческого мозга, который может производить только нематериальные объекты. Вследствие этого важно различать само произведение и вещественную форму его воплощения.
В связи с  этим важно различать само произведение, имеющее нематериальную сущность, и  форму его воплощения, например, рукопись, рисунок, нотная запись и т.д. Связь произведения со своим материальным носителем может быть неразрывной.11 Это касается картин и скульптур, как результатов труда художника. При этом и картина, и скульптура являются как объектами авторского права, так и объектами права собственности.
Авторское право  не связано с правом собственности  на материальный объект, в котором  оно выражено. Исключением можно  считать изобразительное искусство: при передаче права собственности  к приобретателю переходят отдельные  авторские права. Автору произведения обеспечивается лишь право доступа.
Закон устанавливает два общих легальных критерия охраноспособности объектов авторского права и дает примерный перечень произведений, которые при условии соответствия их названным критериям могут являться объектами авторского права, а также определяет сферу действия авторского права. 
      Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства: 
- во-первых, являющиеся результатом творческой деятельности; 
- во-вторых, существующие в какой-либо объективной форме. 
      Отсутствие любого из названных критериев не позволяет говорить о наличии произведения как объекта авторского права. При этом объектом авторского права могут служить как произведение в целом, так и его часть (включая ее название), которая удовлетворяет названным критериям охраноспособности и может использоваться самостоятельно. 
   В самом законе признак творчества не раскрывается, а в литературе существует множество его определений. М.Горький определял творчество как "ту степень напряжения работы памяти, когда быстрота ее работы извлекает из запаса знаний, впечатлений наиболее выпуклые и характерные факты, картины, детали и включает их в наиболее яркие, точные, общепонятные слова".12 По мнению И.А. Грингольца "творчество — это интеллектуальная работа, направленная на создание нового."13  Наиболее удачно выделяется определение Э.П. Гаврилова, который определяет творчество как "деятельность человека, порождающую нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью."14
  Показателем творческого характера произведения, по мнению большинства ученых, является его новизна. Новизна в данном случае рассматривается как синоним оригинальности произведения. Она может выражаться в новом содержании, новой форме произведения, новой идее, новой научной концепции и т. п.
      Творческой обычно считается умственная (мыслительная, духовная, интеллектуальная) деятельность, завершающаяся созданием творчески самостоятельного результата науки, литературы или искусства. Такая деятельность иногда называется продуктивной, в отличие от репродуктивной, выражающейся в воспроизводстве готовых мыслей или образов по правилам формальной логики или иным известным правилам15.
Разумеется, творчество - субъективный критерий. Для одного научный вывод является результатом большого творческого напряжения, а для другого - обыкновенным итогом труда квалифицированного специалиста. Поэтому, хотя по данному вопросу написано немало статей и книг16, до сих пор не удалось найти общеприемлемого критерия творческой деятельности.
Следует признать, что на практике критерий творчества с полным основанием сводится к установлению факта самостоятельного создания результата интеллектуальной деятельности. Иначе  говоря, творческой по общему правилу  признается любая умственная деятельность и результат этой деятельности охраняется авторским правом, если не доказано, что он является следствием прямого копирования, пиратства, плагиата, либо он вообще по закону не может являться объектом авторского права, либо признается объектом патентного права. То есть имеет место своеобразная презумпция творческого характера как самой умственной деятельности, так и любого из ее результатов. 
     Подтверждение подобной трактовки критерия творчества можно найти, в частности, в Постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 18 апреля 1986 г. N 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении споров, возникающих из авторских правоотношений».
       В случае если имело место пиратское копирование, орган, рассматривающий конфликт, прежде всего суд, может назначить экспертизу. Специалисты в соответствующей области творчества дадут свое заключение о самостоятельном создании произведения либо о недозволенном полном или частичном заимствовании чужого произведения. В последнем случае произведение или его часть не будет являться объектом авторского права. Более того, будут приняты все меры по защите прав подлинного автора. 
В соответствии с п. 2 ст. 3 ЗПЭВМ (в редакции Закона от 24 декабря 2002 г. N 177-ФЗ) "творческий характер деятельности авторов (соавторов) предполагается до тех пор, пока не доказано обратное". 
     Трактовка творчества как акта самостоятельного создания произведения тем более оправданна, что для авторского права безразличны собственно научные, литературные или художественные качества произведения.                    С точки зрения авторского права при отсутствии плагиата, (незаконного присвоения) любой результат умственной деятельности признается творческим и подпадает под авторско-правовую охрану. Необходимо лишь, чтобы творчески самостоятельное произведение отвечало второму критерию - было выражено, т.е. существовало, в какой-либо объективной форме. 
      Закон предусматривает примерный перечень объективных форм произведений:
    письменная (рукопись, машинопись, нотная запись и т.п.).
    устная (публичное произнесение, исполнение и т.п.).
    К числу устных произведений обычно относят речи, в том числе судебные речи, доклады, лекции, проповеди. В связи с объективной формой произведения следует подчеркнуть, что, как правило, эта форма выражается с помощью различных телесных, материальных носителей (бумаги, холста, камня, дискеты и т.п.). При этом на материальные носители может существовать и обычно существует чье-то право собственности или иное вещное право. Однако это не приводит к превращению систем научных понятий, литературных или художественных образов (т.е. идеальных результатов интеллектуальной деятельности) в материальные объекты;
    звуко- или видеозапись (механическая, магнитная, цифровая, оптическая и т.п.).
   При этом под записью понимается фиксация звуков и (или) изображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществить их неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение.
    объемно-пространственная (скульптура, модель, макет, сооружение и т.п.).    
       Для признания произведения, выраженного в объективной форме, объектом авторского права не имеет значения также способ его выражения. Для авторского права эти формы объективирования творческих произведений также не играют никакой роли. Если кто-либо попытается опубликовать эти стихи под своим именем и плагиат будет доказан, будут охраняться авторские права поэта, создателя стихов, а действия плагиатора пресечены.
Объектом авторского права является не только произведение в целом, но и часть произведения, которая является результатом творческой деятельности и может быть использована самостоятельно. В этой связи большое значение для понимания сущности правовой охраны произведений, по российскому законодательству, имеет принятое в литературе выделение у произведения "юридически безразличных" и "юридически значимых" элементов.17 
    В группу "юридически безразличных" элементов входят тема, материал, сюжетное ядро и идейное содержание произведения. В теории литературы их называют содержанием произведения. Заимствование этих элементов не налагает никаких обязанностей.
Важнейшее значение имеет  деление произведений на обнародованные и необнародованные, а также близкое к нему, но не совпадающее с ним деление произведений на опубликованные и неопубликованные.   Авторское право распространяется как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, если они существуют в какой-либо объективной форме. Иными словами, авторское право в равной мере охраняет как рукопись романа, лежащую в ящике стола писателя, так и опубликованный, т.е. выпущенный в свет, роман. 
         Сказанное относится к любой форме обнародования, т.е. осуществленного с согласия автора действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения.
     Формами обнародования произведения служат его опубликование, публичный показ, публичное исполнение, передача в эфир и т.п.    Произведение считается обнародованным с момента, когда оно стало потенциально доступным для сведения неопределенного круга лиц, независимо от числа лиц, реально воспринимавших это произведение. 
     Опубликование - это выпуск в обращение с согласия автора экземпляров произведения в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения. В форме опубликования обнародуется большинство литературных (в том числе научных) произведений, издающихся тиражами, оправданными читательским спросом. Следует отметить, что понятие "опубликование произведения" (или выпуск в свет), по российскому авторскому законодательству, расходится с аналогичным понятием, закрепленным Всемирной конвенцией об авторском праве.
В соответствии со ст. VI Конвенции  опубликованием считается выпуск только таких экземпляров произведения, которые предназначены для читательского или зрительского восприятия. Поэтому, например, выпуск в обращение грампластинок и иных звукозаписей, литературных, музыкальных и иных произведений опубликованием произведения не признается, так как указанные материальные носители обеспечивают лишь слуховое восприятие произведений.
Закон «Об авторском праве и смежных правах» подобного ограничения не содержит и считает опубликованием выпуск в обращение любых материальных носителей произведения. Таким образом, налицо явное расхождение между внутренним российским законом и положением международного договора, которое должно решаться в пользу последнего.
 Прежде чем определить публичный характер показа, исполнения или передачи в эфир, необходимо пояснить их смысл как таковых. Под показом произведения понимается, в частности, демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно или на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств. Типичные объекты авторского права, обнародуемые в форме показа, - это кинофильмы и произведения живописи, экспонируемые на открытых выставках. Экземпляром произведения именуется его копия, изготовленная в любой материальной форме. 
      Исполнение - это представление произведения посредством игры, декламации, пения, танца в живом исполнении или с помощью технических средств (теле- и радиовещания, кабельного телевидения и т.п.); показ кадров аудиовизуального произведения в их последовательности (с сопровождением или без сопровождения звуком). Передачей в эфир признается сообщение произведения посредством его передачи по радио или телевидению. 
    Для того чтобы показ, исполнение или передача в эфир трактовались как обнародование произведения, они должны носить публичный характер, т.е. делать произведение потенциально доступным неопределенному кругу лиц. Поэтому, скажем, первый показ произведения с согласия автора по каналам кабельного телевидения не признается передачей в эфир и, следовательно, обнародованием данного произведения. 
      Публичный показ, публичное исполнение или сообщение произведения для всеобщего сведения понимаются как любой показ, исполнение или сообщение произведения непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи.
Рассмотрев критерии охраноспособности объектов авторских  прав перейдем к рассмотрению самих  объектов. Что является объектом авторского права?
Объектами авторского права являются:
    Литературные произведения.
В более полном определении литературное произведение охватывает не только литературно-художественные, но и научные, учебные, публицистические и иные работы. Оно может быть зафиксировано на любом материальном носителе. К ним относятся:
    речи/лекции/доклады/иные устные выступления;
    письма/дневники/личные заметки;
   Для опубликования писем, дневников требуется согласие автора, в случае с письмами – и согласие адресата. В случае смерти кого-либо из указанных лиц согласие может быть получено от супруга или детей умершего.
    интервью/дискуссии/письма в редакции;
    Творческий характер участников интервью определяется активностью их вклада в создание оригинальной атмосферы, настроя и т.д. поэтому чаще всего именно соавторство определяет авторские права на интервью.
    Авторство дискуссии как формы обсуждения поставленной журналистом проблемы признается за журналистом, который хотя и не принимает  ярко выраженного участия, но организует и подает материал, определяет замысел дискуссии, придает ей оригинальную форму и выраженный творческий характер.
   Довольно своеобразным правовым режимом обладают письма в редакцию. В отличие от частных, письма в редакции газет и журналов могут быть последними опубликованы, за исключением случаев, когда в письме содержится прямой запрет на опубликование. Ранее такой вид литературных произведений прямо не указывался в законе,  но теперь, согласно ст. 42 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах", “письмо, адресованное в редакцию, может быть использовано в материалах и сообщениях данного СМИ, если при этом не искажается смысл письма и не нарушаются постановления настоящего Закона”. Однако важно и то, что письма в редакцию чаще всего непрофессиональные произведения. Они могут содержать интересный материал, который подан в неприемлемой для печати форме. Поэтому они нередко подвергаются редакторской обработке. Если в письме не казаны запреты автора на печать, внесение изменений, купюры, то редакция имеет право доработать материал, не изменяя, однако, его смысла. Целесообразным является согласование с автором доработанного варианта письма.
    Переводы являются самостоятельным видом литературных произведений, охраняемых авторским правом.
   Общеизвестно, что смысловое значение слов и выражений одного языка не имеет полного соответствия в другом. Для сохранения смысла, стилистики и особенностей переводимого произведения переводчик должен творчески осуществлять замену переводимого слова иным, более близким по смыслу, заменять устойчивые выражения иностранного языка адекватными им выражениями языка перевода. В то же время труд переводчика, не являющийся творческим, (речь идет о механическом, так называемом, “подстрочном” переводе) не признается объектом авторского права. В то же время не признается объектом авторского права перевод официальных документов, если перевод сам является официальным документом.
    Программы для ЭВМ.
    В настоящее время программы для ЭВМ приобрели значение товарной продукции. В результате многочисленных обсуждений было принято решение считать программы для ЭВМ предметом ведения авторского права, так как они представляют собой объективную форму представления совокупности данных и команд, предназначенных к исполнению ЭВМ с цель достижения определенного результата. Однако вне сферы охраны авторского права лежат алгоритмы программ, представляющих собой идеи и принципы, лежащие в основе написания текста программы. Поэтому было решено выделить особого рода законодательство, представленное Законом РФ “О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных”. Таким образом, программы для ЭВМ лежат в сфере регулирования сразу двух законодательств: авторского права и правовой защите программ для ЭВМ. Это положение наиболее полно позволяет защитить такой результат интеллектуальной и творческой деятельности людей.
    Драматические произведения. 
Объектами авторского права признаются все драматические  произведения во всех их жанровых разновидностях, методах сценического воплощения и  формах объективного выражения.
    Музыкальные произведения с текстом и без текста, музыкально-драматические произведения.
   Музыкальным признается произведение, в котором художественные образы выражаются с помощью звуков. Для того чтобы являться объектом авторского права, оно должно носить творческий характер независимо от назначения и достоинств.
    Сценарные произведения.
Среди объектов авторского права названы сценарии, по которым ставятся фильмы, балетные спектакли, массовые представления.
    Аудиовизуальные произведения.
К произведениям  такого рода относится широкий круг кино- теле- видео-произведений, которые рассчитаны на одновременное визуальное и слуховое восприятие. Они являются синтезом различных произведений и творческим результатом работы многих людей – художников, композиторов, актеров и проч. Некоторые компоненты могут иметь самостоятельное творческое и ценностное значение, и выделяются как независимые объекты авторского права. Другие компоненты (режиссура, работа оператора) не поддаются обособлению и не могут использоваться самостоятельно.
Так как такие  произведения являются результатом  деятельности коллектива людей, возникает вопрос о признании их соавторства в их  создании. Настоящее законодательство в соответствии со ст. 13 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" признает авторство только за тремя лицами: режиссером-постановщиком, сценаристом и автором оригинальной музыки.
    Произведения декоративного и прикладного искусства.
      Произведения искусства (произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, комиксы, графические рассказы, произведения монументального и в значительной степени декоративно-прикладного искусства).
      Важнейшей особенностью произведений изобразительного искусства является неразрывная связь произведения с его материальным носителем. Поэтому особенно важно разграничивать право собственности на картину или скульптуру и авторское право на само произведение. Авторское право на произведение содержит возможность его публичный показ. Собственник же обязан обеспечить неприкосновенность произведения изобразительного искусства, не вправе вносить какие-либо изменения в него и обязан не препятствовать автору в осуществлении его прав.
      Копии произведений изобразительного искусства.
      Произведения изобразительного искусства могут не только воспроизводиться, но и воссоздаваться в своей оригинальной предметной форме. Снятие копий с таких произведений возможно лишь с согласия автора или его правопреемников, а в некоторых случаях – с согласия собственника. Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна. Такие произведения являются разновидностью произведений изобразительного искусства. Характерными их признаками являются утилитарность и художественность исполнения. Таким образом, они решают одновременно практические и художественные задачи. Закон не дает четкого их определения, хотя приводит ориентировочный список: ювелирные, галантерейные, металлические изделия, изделия из кожи, пластмассы, кости, игрушки, значки, сувениры. Не явность упоминания таких произведений в законе порождает различные споры и наложение понятий предмета декоративно-прикладного искусства и промышленного образца.
      Фотографические произведения (голографии, слайды и .д.)
      Охрана прав лица, изображенного на произведении изобразительного искусства.
    Опубликование произведения, содержащего изображение другого лица, возможно лишь с согласия изображенного, после смерти – с согласия пережившего супруга или детей. Это право не входит в институт авторского права, но оказывает значительное влияние на осуществление авторских правомочий. Исключения существуют в случаях, когда изображенное лицо позировало за плату и когда государством распространяется информация о данном лице в государственных/общественных интересах.
    Произведения архитектуры, градостроительства, садово-паркового хозяйства.
Прежде всего, такие произведения имеют двойное  значение. Авторско-правовой охране подлежит именно художественная сторона этих произведений. Поэтому авторским правом охраняется, например,  не весь проект, а лишь его архитектурная часть. Предметом охраны являются и произведения архитектурной графики и пластики: эскизы, перспективы, рисунки, макеты. Однако архитектор не может воспрепятствовать воспроизведению своего произведения, установленного в общественном месте. Эти нормы, закрепленные в ст. 21 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах", содержат существенные изъятия из авторских прав архитекторов по сравнению с создателями других творческих произведений.
    Произведения хореографии и пантомимы.
Закон гарантирует  охрану любых произведений такого рода, если автор сумеет доказать авторские  права на произведение. Важным моментом является их фиксация, например, с помощью видео- и фотосъемки.
    Картографические произведения.
К ним относятся  географические, геологические и  другие карты, планы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и другим наукам. Не всякая карта является объектом авторского права. Творческий вклад составителя играет в данном случае решающее значение.
К объектам авторских прав также относятся:
    1.Производное произведение — это произведение, основанное на одном или нескольких ранее существовавших произведениях, включающие такие элементы как перевод на другой язык, музыкальную аранжировку, постановку на сцене, художественную обработку, кинопостановку, звукозапись, художественное воспроизводство, конспектирование, сокращение, или любые другие действия, при которых произведение может принять новую форму, трансформироваться или адаптироваться. Произведение, состоящее из редакторских исправлений, аннотаций, уточнений, или других изменений, которые в целом представляют исходное авторское произведение, также является производным. То есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения ( п. 2 ст. 1259 ГК).  Владелец авторских прав имеет исключительные права на исполнение или выдачу разрешения на подготовку производных произведений, основанных на произведении, защищённым авторским правом.
      Публиковать производные произведения можно с разрешения автора оригинального произведения. Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ разъяснил, что название произведения подлежит охране как объект авторского права, если оно носит творческий характер, является оригинальным и к тому же может использоваться самостоятельно. 
Персонаж произведения как объект авторско-правовой охраны назван в ГК впервые. К нему следует подходить так же, как и к другим подлежащим охране частям произведения. Речь не идет о том, что в виде персонажа будет охраняться содержание произведения (например, образ героя литературного произведения, возникающий у читателя в результате целого ряда художественных приемов, используемых писателем). Авторское право по своей сути направлено на охрану формы, а не содержания произведения. Поэтому и под персонажем в ГК понимается элемент формы произведения: словесное описание героя в литературном произведении, изображение артиста в роли или мультипликационного персонажа в аудиовизуальном произведении и т.д.
    2. Составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда, (сборники, энциклопедии, антологии, базы данных).  Творческая деятельность составителя выражается в том, что он по своему усмотрению отбирает материал и располагает его по своей оригинальной системе.     Автору сборника и других составных произведений принадлежит авторское право на осуществлённые им подбор и расположение материалов, представляющие результат творческого труда (составительство).
Результатом творческой работы составителя является сама разработанная им система расположения материалов, поскольку авторское право составителя не распространяется на произведения, включённые в сборник, а авторское право составителя на сборник в целом не препятствует другим лицам осуществлять самостоятельный подбор и расположение тех же материалов для создания своих составных произведений. Поэтому, объектом авторско-правовой охраны применительно к составным произведениям является порядок расположения отобранных автором материалов. Закон "Об авторском праве и смежных правах" называет критериями охраноспособности составного произведения: оригинальный подбор и расположение материалов. Взаимосвязанность этих двух условий охраны составных произведений позволяет говорить о том, что лицо, которое использует ранее созданную подборку материалов и располагает эти же материалы в другом порядке (даже если этот порядок и будет оригинальным), не должно признаваться автором нового составного произведения.
    Авторские  права переводчика, составителя и иного автора производного или составного произведения охраняются как права на самостоятельные объекты авторских прав независимо от охраны прав авторов произведений, на которых основано производное или составное произведение.
Большое практическое значение для объема авторских правомочий и режима использования произведения оказывает признание его служебным. Понятие "служебное произведение" закон не раскрывает, относя к их числу произведения, созданные в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя (ст. 14 Закона об авторском праве).
Юридическая наука  и судебная практика вносят в это  понятие большую определенность и ставят его в известные рамки. В частности, произведение может считаться созданным в порядке выполнения служебного задания только тогда, когда содержанием такого задания является именно создание произведения.
Служебное произведение - это такое произведение, которое создано работником в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя. Такие произведения не редкость, так как большинство людей осуществляют свою работу по трудовому договору, то есть состоят с нанимателем в трудовых отношениях. Авторские права на произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей (служебное произведение), принадлежат автору. Если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнет использование этого произведения, не передаст исключительное право на него другому лицу или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне, исключительное право на служебное произведение принадлежит автору.       Работодатель может при использовании служебного произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания.
       Согласно ст.8 Закона «Об авторском праве и смежных правах» не являются объектами авторских прав:
1) официальные  документы государственных органов  и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;
2) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;
3) произведения  народного творчества (фольклор), не  имеющие конкретных авторов;
4) сообщения  о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер.
 
     Не охраняются авторским правом не только символы и знаки, относящиеся к России, зарубежным государствам, субъектам Российской Федерации, но и те символы и знаки, которые относятся к органам местного самоуправления. В частности, не охраняются авторским правом все обозначения, регистрируемые в качестве официальных символов и отличительных знаков.  
      К числу официальных документов и символов относятся описания и чертежи к патентам на изобретения, к свидетельствам на полезные модели, описания и рисунки к патентам на промышленные образцы, товарные знаки, а также фирменные наименования юридических лиц.  
До того, как закон, судебное решение, перевод, флаг, герб, знак и т.п. будут утверждены или приняты в качестве официального или государственного документа, символа или знака, они существуют как произведения науки, литературы и искусства и охраняются авторским правом. Поэтому для превращения такого охраняемого произведения в официальный или государственный документ, символ, знак необходимо согласие автора произведения.  
     Закон «Об авторском праве и смежных правах» устанавливает, что авторским правом не охраняются произведения народного творчества. Под произведениями народного творчества имеются в виду произведения фольклора, включая в это понятие кустарные промыслы и произведения народного декоративно-прикладного искусства. Основная черта этих произведений – традиционность, почти полная повторяемость, часто переходящая из поколения в поколение.  
Основная причина, по которой произведения народного творчества не охраняются авторским правом, заключается в невозможности определить автора такого произведения.  
      Исключение из числа объектов, охраняемых авторским правом, сообщений о событиях и фактах, имеющих информационный характер, основывается на нормах Бернской конвенции, где установлено, что "охрана, предоставляемая настоящей Конвенцией, не распространяется на сообщения о новостях дня или на сообщения о различных событиях, имеющие характер простой пресс-информации". Данная норма российского Закона «Об авторском праве и смежных правах» исключает из круга охраняемых объектов не события и факты, содержащиеся в указанных сообщениях, а сами сообщения.
 
 
 
 
Субъекты авторского права.
     Одним из основных понятий не только в праве интеллектуальной собственности, но и вообще в праве является понятие субъекта права. Его можно определить как лицо, наделенное определенными правами и обязанностями. Так, автор любого произведения (художественного, литературного, научного, переводного, сборного произведения),  является субъектом авторского права. Субъектами авторского права являются лица, которым принадлежит субъективное авторское право в отношении произведения. В соответствии с российским законодательством, субъектами авторского права могут быть российские граждане и иностранцы,  их правопреемники и все Российское Государство в целом. Права на произведение у разных категорий субъектов возникают в связи с различными юридическими фактами.
К субъектам  авторского права относят:
    Авторы произведений.
Важнейшими субъектами авторского права являются авторы произведений. Авторами признаются лица, творческим трудом которых создано произведение.18 Автор — творец нового.19
    Автор - всегда лицо физическое, то есть человек. Автором является физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение (ст.4 Закона «Об авторском праве и смежных правах»).
    Автором не может быть какая-либо организация, государственный орган, юридическое лицо. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное. Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или других задач, открытия, факты, языки программирования. Более обширное понятие (автор интеллектуальной собственности) можно найти во  Всемирной декларации по интеллектуальной собственности от 26 июня 2000г.,  где термин  «автор» означает  «любое лицо или группу лиц, действующих независимо или под эгидой какой-либо правительственной или неправительственной организации с целью получения прибыли или по каким-либо другим основаниям, ответственных за творчество в любой области, включая науку и технику, искусство, включая исполнительское искусство и результат деятельности некоторых категорий производителей, таких как производители фонограмм и вещательные организации, товарные знаки, указатели деловых предприятий, промышленные образцы и развитие географических указаний».
 Таким образом, автор – это, прежде всего физическое лицо (группа физических лиц предполагает соавторство). Ни возраст, ни пол, ни раса (национальность) не имеют значение для признания лица автором. При этом авторская правоспособность возникает с момента рождения (ст.17 ГК РФ).
      Несовершеннолетние и недееспособные авторы.
     Нередко творческие произведения создаются гражданами, не достигшими совершеннолетия или признанные в установленном законом порядке недееспособными. Возможность этих граждан иметь права авторов не вызывает сомнений. Носителями авторских прав являются сами несовершеннолетние и недееспособные граждане. В то же время осуществлением их прав занимаются другие лица: за малолетних (не достигших 14 лет) и полностью недееспособных граждан авторские права осуществляют их родители, опекуны, законные представители. Стороной по договору, однако, является сам малолетний или недееспособный, а опекуны или родители лишь выступают от его имени.  ( п. 2 ст. 26, ст. 28-30 ГК). Автор, дееспособность которого ограничена по суду, сам осуществляет свои авторские права, но под контролем попечителя, задачей которого является ограждение подопечного от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также от его собственных вредоносных действий. Такие случаи обычно связывают со злоупотреблениями алкоголем и наркотиками. Несовершеннолетние (лица от 14 до 18 лет) осуществляют свои права совершенно самостоятельно, что является исключением из общего правила, согласно которому лица осуществляют свои гражданские права с 18 лет.
      Авторские права юридических лиц.
    Наряду с физическими лицами обладателями авторских прав могут выступать и юридические лица. Речь идет о производных авторских правах – тех, которые возникают не в связи с созданием произведения, а в связи с переходом авторских прав от создателя к данному юридическому лицу вследствие выполнения служебного задания, сделки, правопреемственности и т.п. Вопрос о возникновении первоначального авторского права у юридических лиц в настоящем законодательстве просто не ставится.
      Иностранные авторы.
Субъектами авторского права признаются не только граждане РФ, но и иностранцы, а также лица без гражданства. Однако, если произведения российских граждан охраняются независимо от места их обнародования или нахождения в иной объективной форме, то произведения иностранных авторов и лиц без гражданства охраняются при условии, что они:
    либо обнародованы на территории РФ или находятся в РФ в какой-либо объективной форме;
    либо пользуются охраной в соответствии с международными договорами РФ (п. 1 ст. 5 Закона об авторском праве).20
 
      Соавторство.
     Соавторство предполагает наличие соответствующего соглашения между соавторами (письменного или устного). В соответствии с п.1 ст.10 Закона «Об авторском праве и смежных правах», «авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух или более лиц (соавторство), принадлежит соавторам совместно независимо от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение». Отсутствие такого соглашения, ни при каких условиях не приводит к соавторству. Не будет являться соавтором переработчик произведения, если между ним и автором не было заключено соответствующее соглашение.
     Как в действующем законодательстве, так и в теории авторского права выделяется как неделимое соавторство, так и делимое.
    При "неделимом" соавторстве особых прав для каждого автора не существует, так как произведение нельзя разделить на части; при "раздельном" соавторстве каждый автор сохраняет право на созданную лично им часть коллективного произведения (если только в соглашении не указано иного).21
Условием признания  тех или иных лиц соавторами произведения является наличие соглашения о возникновении соавторства. При этом под соглашением следует понимать взаимное волеизъявление авторов, направленное на совместную творческую работу над произведением. Оно может быть выражено в любой форме и на любой стадии работы над произведением. Более того, предметом соглашения может быть доработка уже законченного произведения, если возникает необходимость внести в него изменения и дополнения творческого характера. Важно лишь, чтобы соавторство было добровольным и не нарушало ничьих охраняемых законом авторских прав.
Соглашение о соавторстве  не следует, однако, понимать как возможность возникновения соавторства без совместной творческой работы над произведением. В силу одного только соглашения соавторство возникнуть не может.22
В отличие от предварительного соглашения о совместной работе, которое  не является соавторским, для использования  уже созданного произведения требуется  согласие всех соавторов. Если хотя бы один из них возражает, то произведение может быть использовано только по решению суда; при недостижении соглашения в отношении делимого коллективного произведения, соавторы могут использовать принадлежащие им части по своему усмотрению.23
     Субъектами авторского права также являются лица, обладающие исключительным правом на произведение, которое перешло к ним от автора по различным основаниям (в силу закона или в силу договора). Такие субъекты называются правообладателями (распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров). Такими могут быть:
      различные предприятия (издательства, радио- и телекомпании и т. д.), приобретающие исключительное право на использование произведения;
      работодатели, если произведение создано служащим, работающим по найму, то исключительное право на произведение возникает, как правило, у нанимателя;
      заказчики, в случае создания произведения по договору заказа;
2.   Наследники и иные правопреемники.
      После смерти автора, наследники становятся субъектами авторского права. Они обладают производным авторским правом, которое возникает на основании таких юридических фактов, как открытие наследства, вхождение в круг наследников по закону или по завещанию, принятие наследства. По наследству передаются только имущественные права авторов. Личные неимущественные права (неотъемлемые от личности автора) по наследству не переходят и подлежат бессрочной охране в интересах общества в целом; наследники могут лишь осуществлять их защиту (ст. 29 Закона «Об авторском праве и смежных правах»).   Имущественные права переходят к наследникам на определенный срок. По общему правилу авторское право действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти (ст. 27 Закона «Об авторском праве и смежных правах»). В случае смерти наследника автора авторское право переходит к его наследникам на оставшийся срок действия. 
   Наследники могут осуществлять авторское право только сообща, т.е. любые действия по использованию соответствующего произведения возможны только с общего согласия всех наследников. В случае несогласия одного из наследников на использование произведения (например, на экранизацию романа) спор должен рассматриваться в суде.     Наследники могут заключить соглашение, в котором будет предусмотрен порядок осуществления ими авторского права. Такое соглашение может быть закреплено в свидетельстве о праве на наследство. 
   Доходы, полученные в результате осуществления авторского права, наследники могут делить, как и любое другое имущество, в равных долях или в другом порядке, который предусмотрен завещанием или соглашением наследников.
   3.   Организации, управляющие имущественными правами авторов на коллективной основе.
Также особым субъектом авторских прав являются организации, управляющие имущественными правами обладателей авторских и смежных прав на коллективной основе. В ст. 44 Закона «Об авторском праве» предусмотрено их создание с целью защиты интересов правообладателей в случаях, когда индивидуальное осуществление таких прав затруднительно (при публичном исполнении произведений на радио и телевидении, при их воспроизведении путем механической, магнитной и иной записи, при репродуцировании и т.п.).
      Организации, управляющие имущественными правами на коллективной основе, могут создаваться только непосредственно правообладателями. Они действуют в пределах, полученных от авторов полномочий на основе устава, утверждаемого в порядке, установленном законодательством. Такие организации не имеют права заниматься коммерческой деятельностью и самостоятельно использовать объекты авторского права, управление которыми им поручено. В отношениях с третьими лицами такие организации выступают как представители авторов, действуют от их имени и в их интересах в силу закона. Передача полномочий по управлению имущественными правами таким организациям осуществляется правообладателями на основе письменных договоров. Эти договоры не являются авторскими, и на них не распространяются требования, предъявляемые к авторским договорам (п. 2 ст. 45 Закона об авторском праве). Такие договоры являются публичными. Кроме того, это договоры присоединения, так как правообладатель может либо принять установленные для всех условия, либо отказаться от заключения договора. 
    В то же время организации, управляющие правами на коллективной основе, наделены правом также вы
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.