Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


реферат Особенности формирования и специфика работы службы

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 17.05.13. Год: 2012. Страниц: 29. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):




Министерство образования  Республики Беларусь
Белорусский государственный  университет
Факультет журналистики
 
 
Кафедра технологий коммуникации
 
 
 
 
 
 
Особенности формирования и специфика работы службы информации в государственном управлении
(на примере отдела организации взаимодействия со СМИ и пропаганды безопасности дорожного движения УГАИ МВД)
 
 
 
 
 
 
 
Курсовая работа
студентки 5 группы 4 курса
Галдукевич Татьяны  Александровны
 
Научный руководитель:
И.В. Сидорская,
кандидат философских наук, доцент
 
 
 
 
 
 
 
МИНСК 2007
 
ОГЛАВЛЕНИЕ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

 
Специалисты по связям с  общественностью есть на фирмах и в компаниях, правительственных органах и учреждениях. Они работают в футбольных командах и на военных кораблях – везде, где нужно общаться с прессой, гражданами страны, властями. PR-индустрия во многих странах мира, главным образом с рыночной экономикой и развитым гражданским обществом, значительно опережает рекламную отрасль. К профессионалам PR обращаются так же часто, как и к юристам, бухгалтерам, рекламистам или консультантам по продажам1.
Потребность в связях с общественностью появляется только в сложноорганизованных социальных системах, имеющих развитую социально-экономическую и политическую структуру. В таких системах связи с общественностью начинают выполнять специфическую функцию и постепенно институционализироваться2.
Каждый год в Беларуси растет спрос на PR-менеджеров как в коммерческих структурах, так и в государственном управлении. Причиной возникновения профессии PR-специалиста в госорганах являются кардинальная перестройка общественного строя, а также изменение развития систем правления. Управление в государственной сфере прямо связано с информационной деятельностью, и от ее качества зависит не только эффективность руководства государством, но и его безопасность.
В сфере государственного управления существуют задачи огромной значимости внутри страны. Участие PR в них мы бы охарактеризовали как содействие государству в разрешении объективных противоречий между плюрализмом политической сферы общества и целостностью государственной власти.
По нашему мнению, формальные названия занятых выполнением PR-функций служб («департамент по связям с общественностью и средствами массовой информации», «пресс-служба», «информационно-аналитический отдел», «отдел информации» и т. д.) не имеют большого значения. Важнее другое: они должны использоваться в качестве механизма учета и согласования интересов и не должны быть средством одностороннего воздействия на целевую аудиторию. Дело здесь не только в этике: как справедливо замечает российский исследователь О.Н. Савинова, «органы государственного управления в диалоге с общественностью обладают несомненным преимуществом, у них несоизмеримо больший ресурс влияния»3, что увеличивает объективную опасность односторонней связи.
С началом поиска штатного PR-специалиста в каждой организации традиционного встает вопрос о квалификационных требованиях, уровне его подготовки. Ведь заниматься управленческой деятельностью по созданию условий для согласования интересов различных субъектов в органах госуправления способен лишь человек образованный, имеющий достаточно большой опыт и обладающий определенными знаниями и навыками.
На наш взгляд, задачи PR-специалиста, работающего в государственных органах, непросты. Во-первых, ему необходимо постоянно обеспечивать граждан и общественные объединения исчерпывающей и объективной информацией о целях, планах организации, о нововведениях или изменениях. Во-вторых, он должен всегда стремиться к налаживанию эффективной обратной связи, учитывать общественные интересы, потребности, формировать программы целей управления и выбор метода их организации.
Для проведения исследования в качестве объекта мы выбрали отдел организации взаимодействия со СМИ и пропаганды безопасности дорожного движения УГАИ МВД. Дорожно-транспортная обстановка в Республике Беларусь и усилия, направленные на обеспечение безопасности дорожного движения, в последние годы характеризуются высокой степенью напряженности. Значимость проблемы сохранения жизни и здоровья участников дорожного движения подчеркнул Президент РБ, подписав 28 ноября 2005 года Указ №551 «О мерах по повышению безопасности дорожного движения». Роль PR-специалиста в такой структуре очень важна. От него в большей степени зависит, каким образом будет выглядеть организация в глазах общественности, что о ней думают люди, и пользуется ли она авторитетом и доверием.
В последние годы информационно-пропагандистское направление в Деятельности Госавтоинспекции получило существенное развитие. Сегодня оно выходит на качественно новый уровень взаимодействия с населением, средствами массовой информации и общественными институтами в рамках единой профилактическо-пропагандистской политики.
Объект исследования – работа службы информации в государственном  управлении.
Предмет исследования – специфика работы отдела организации взаимодействия со СМИ и пропаганды безопасности дорожного движения Управления Государственной автомобильной инспекции МВД в период с 1 января 2005 года по настоящее время.
Цель исследования –  выявление и анализ специфики работы и особенностей организации отдела информации ГАИ МВД.
Задачи исследования:
    проанализировать процесс становления и развития служб по связям с общественностью в органах государственного управления;
    выявить роль служб по связям с общественностью в государственном управлении;
    рассмотреть принцип работы отдела по связям с общественностью Управления ГАИ МВД;
    определить роль службы информации в Управлении ГАИ МВД.
При проведении исследования наиболее значимыми стали следующие источники: «Паблик рилейшнз в системе социального управления» М.А. Шишкиной (СПб., 1999), «Управление общественными отношениями» В.С. Комаровского (М., 2003), «Связи с общественностью в органах государственной власти» А.Ю. Русакова (СПб., 2006), «Современная пресс- служба» В.В. Ворошилова (СПб., 2005). В различное время исследованием работы пресс-служб в органах государственного управления занимались В.Г. Королько, А.Н. Чумиков, Э.А. Кондратьев, Г.В. Почепцов, В.А. Моисеев, А.В. Кочеткова и др.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Связи с общественностью в системе государственного управления

1.1. История возникновения и развития  связей с общественностью в государственном управлении

 
Рассмотрение вопроса  возникновения и эволюции связей с общественностью в органах  государственной власти поможет  глубже понять их состояние и тенденции  развития в современном обществе.
С точки зрения российского исследователя Марины Шишкиной, фаза предыстории связей с общественностью простирается от античности до эпохи Просвещения и может быть разделена на четыре основных периода: 1) античность; 2) Средние Века; 3) Новое Время; 4) эпоха Просвещения4.
Античности принадлежит заслуга открытия возможности произвольного манипулирования сознанием социального объекта посредством инструментов публичной коммуникации. На этом этапе ещё невозможно не только выделить какие-либо отдельные компоненты современного инструментального комплекса воздействия на общественное сознание (РR, пропаганду, рекламу и т.п.), но даже обнаружить зачатки такой специализации. Публичный дискурс античности – это единый феномен в субъектном, функциональном и институциональном плане.
Исторический анализ показывает, что связи с общественностью вобрали в себя разнообразные формы и методы, доказавшие свою эффективность на протяжении многих веков. Уже в древности государство широко использовало различные способы влияния на общественность при подготовке к войнам. Юлий Цезарь перед военными походами обеспечивал поддержку римлян с помощью распространения специально подготовленных обращений и театрализованных представлений. Древние государства активно использовали разнообразные формы монументального искусства, монеты и литературу для популяризации событий и людей. Пирамиды, статуи, храмы, гробницы, живопись и древние памятники письменности использовались для распространения религиозных верований, которые, в свою очередь, помогали прославлять правителей, полководцев и вождей, преподнося их как богов или подобных богам5.
Наиболее существенный вклад в развитие античных представлений  о публичной сфере и публичной  коммуникации внесли представители  школы софистов и полемизировавшие с ними Сократ, Платон, Аристотель. Среди выдающихся римских теоретиков публичной коммуникации следует указать Марка Туллия Цицерона.
Публичный дискурс средневековья – это жизнь, представленная словесно, и таким образом, соединившая сакральное начало с земным повседневным опытом и здравым смыслом. Средневековое слово освятило социальные практики обыденности, позволив, в то же время, осмыслить христианскую доктрину. Начало этому процессу положили раннехристианские теоретики, среди которых особое место занимает Блаженный Августин, первым акцентировавший внимание на центральных категориях средневековья – чуде и чудотворчестве – как специфических предметах публичной коммуникации.
Средние Века существенно обогатили публичный дискурс, придав некоторым инструментам статус самостоятельных. Именно в эту эпоху «закладываются корни позднейшей дифференциации коммуникативной среды и информационно-коммуникативной деятельности: здесь можно найти прообразы современных инструментов коммерческой рекламы, политического имиджмейкерства и т.д. Не является исключением и предметная сфера связей с общественностью: её обособление ещё далеко впереди, однако зачатки таких практик просматриваются в позднем средневековье уже достаточно чётко»6.
Динамику публичного дискурса Европы в эпоху Возрождения и первых столетий Нового Времени определяют две группы факторов. Первую образуют социально-политические трансформации, в которых отразились тенденции краха феодализма и формирования буржуазной социальной системы. Именно в эту эпоху в Старом Свете завершается институционализация гражданского общества.
Вторая группа факторов развития европейского публичного дискурса связана с изобретением книгопечатания. Появление и развитие печатной прессы ознаменовало собой две принципиальные инновации в сфере публичной коммуникации. Во-первых, существенно повысилась роль грамотности. Во-вторых, в пространстве публичности появляется новая социально-профессиональная группа – журналисты. Они быстро становятся одним из основных источников формирования общественного мнения и, как следствие, представляют собой важнейшую целевую группу эффективной публичной коммуникации.
Ключевую роль в развитии представлений о публичной сфере и публичной коммуникации в течение первых столетий формирования буржуазного общества сыграли концепции Н. Макиавелли, Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Дж. Локка, которые нашли своё развитие в трудах представителей эпохи Просвещения – Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо и др.
Именно в эпоху Просвещения окончательно сформировались социальные и гносеологические предпосылки обособления связей с общественностью как специфического вида деятельности. Ключевым фактором в этом плане стали институционализация и легитимация гражданского общества как самостоятельного и равноправного сегмента системы социальных и политических практик со своей специфической субъектной структурой, что привело к формированию принципиально нового публичного пространства.
Первое употребление термина Public Relations связано с государственными структурами. Американский президент Томас Джефферсон использовал это выражение в своем послании к Конгрессу США еще в 1807 году, в котором настаивал на необходимости усилий общественно-политических институтов для создания особого климата доверия и консенсуса в национальном масштабе.
Руководствуясь мнением А.Ю. Русакова, в развитии служб по связям с общественностью в сфере государственного управления можно отметить несколько этапов7.
На первом этапе возрастает понимание необходимости информирования населения о действиях государственных органов. Формируются первые правительственные службы по связям с общественностью. Этот этап начинается в 20-х годах и заканчивается в середине XX века.
На втором этапе (с  середины 50-х годов по 90-е годы), когда расширение круга заинтересованной общественности приводит к пониманию необходимости не только информировать, но объяснять и обосновывать свои действия, происходит осознание значения имиджа органов государственного власти в целях повышения эффективности управления.
Третий этап (с 90-х годов  по настоящее время) характеризуется усилением технологического развития и интернационализации средств массовой информации. Появляется возможность создания информационных магистралей. Политические элиты становятся более динамичными и многочисленными. Это, в свою очередь, приводит к созданию новых полюсов влияния, подвижности идеологических стереотипов, что заставляет государственные службы по связям с общественностью пересмотреть свою роль и методы работы в массово-коммуникационных процессах.
Проанализировав советские формы государственных связей с общественностью, мы нашли различные источники идеологического воздействия на людей. Наряду с использованием убедительных доводов, событий и фактов, пропагандисты и агитаторы также создавали яркие театрализованные представления. Демонстрации в честь пролетарских праздников еще помнят люди среднего и старшего возраста, а лозунги и слоганы: «Власть – народу», «Землю – крестьянам», «Фабрики – рабочим», «Власть – Советам» – отвечают всем правилам современных технологий связей с общественностью.
В дальнейшем деятельность государства по пропаганде нового строя характеризуется «созданием мощной системы формирования общественного мнения с помощью пропаганды, где доминировала идеологическая составляющая»8. Эту работу выполняли отделы пропаганды, культуры и международной информации Центрального Комитета КПСС, обкомов и райкомов партии. К их услугам были все средства массовой информации, выдающиеся писатели, режиссеры, композиторы, артисты. Такая система позволяла создать благоприятный имидж государственным и политическим деятелям, направлять патриотические настроения людей и их усилия по преодолению послевоенных трудностей и скорейшее восстановление экономики после разрушительной войны.
Период «оттепели» в 60-х  годах принес некоторое оживление в общественную жизнь страны. Параллельно с этим происходят изменения в отношениях власти и общества. В этот период наблюдается некоторый подъем общественной инициативы, допускаются некоторые элементы социального диалога9.
Перестройка привела  к распаду командно-административной системы. Руководство страны утратило монополию на формирование общественного мнения. Общественное мнение заявило о себе как самостоятельная сила, с которой необходимо считаться. Именно в этот момент, по мнению авторов данной работы, в государственных структурах появляются первые службы по связям с общественностью. Органы власти постепенно приходят к выводу, что именно на «основе диалогического и непропагандистского понимания связей с общественностью строится развитая модель паблик рилейшнз»10.
Один из ведущих белорусских  специалистов по связям с общественностью, Председатель Белорусской ассоциации PR, Андрей Лаптенок подчеркивал, что для того, чтобы вызвать изменения в белорусском обществе, нужна убежденная, активная, влиятельная общественность. «Она поможет только тогда, когда диалог с ней будет строиться на правде и полной информированности. В повышении социальной осведомленности и мобилизации людей «ключевую роль играют средства массовой информации и система связей с общественностью, не только освещающие важные факты, но и контролирующие любые изменения общественного мнения»11. Без четкого ощущения заинтересованности людей в фундаментальных изменениях, которая должна создаваться активными усилиями, мы не сможем переориентировать общественное мнение к полноправному участию в цивилизованном процессе жизни страны12.
Новое политическое мышление утвердилось в нашей стране в  конце 80-х годов XX в. и выдвинуло тезис о том, что новая государственная информационная политика определяет перспективы осуществления социально-политических и экономических преобразований. Необходимость повышения эффективности информационного обеспечения для решения управленческих задач очевидна. Поэтому государственному управлению требуется постоянно обновляемая и соответствующая действительности информация. Этому, на наш взгляд, способствуют Концепции объединения информационных ресурсов государственных органов Республики Беларусь, Государственная программа информатизации РБ «Электронная Беларусь», Положение о пресс-службах в органах государственного управления.
В последнее время  в белорусских органах государственного управления активно начали создаваться службы по связям с общественностью в виде отделов информации, пресс-служб, пресс-центров. Функциями, которые они выполняют, могут быть наделены также и отдельные люди: пресс-секретари, ответственные лица по связям с прессой. Они собирают, обрабатывают информацию, готовят предложения для руководства своей отрасли, определяют пути распространения информации.
С точки зрения авторов данного исследования, в настоящее время можно выделить три этапа развития связей с общественностью в Беларуси:
    доинституциональный (1989-1992 гг.), когда оформляется лишь первый признак института – выделяются субъекты конкретной профессиональной сферы и возникают соответствующие отношения между ними и обществом. В это время начинают появляться организации, ориентированные на связи со СМИ и общественностью (информационные отделы Комитета государственного контроля, Генеральной прокуратуры, Совета Министров, Национального собрания и других ведомственных учреждений);
    первичная институционализация (1993-1996 гг.), стадия формирования начальной организации субъектов. Доказательством этого служит создание в 1994 году республиканского участника многих международных проектов, первой белорусской «Фабрики звезд» Института PR, Национального пресс-центра Республики Беларусь;
    вторичная институционализация (с 1996 г.) ознаменовалась принятием первой Декларации профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью. Кодексы профессионального поведения и этики в области деловых коммуникаций и СМИ были приняты членами Ассоциации по связям с общественностью, Института общественных связей и Союза журналистов РБ. В 1996 году в государственном реестре в сфере образования в качестве самостоятельной было выделена специальность «специалист по информации и коммуникации». С этого же времени в Белорусском государственном университете началась подготовка специалистов по связям с общественностью. С 2002 года в Беларуси начинают появляться частные PR-агентства, предлагающие услуги и консультации в области паблик рилейшнз, подготовку мероприятий для прессы и написание PR-текстов. Институтом PR в 2004 году была учреждена первая премия в Беларуси «PRемия», которую присуждают людям, добившихся наибольших успехов в сфере паблик рилейшнз. 2007 год ознаменовало появление студенческого конкурса «PRамень». На конкурс студенты предоставляют свои реализованные и нереализованные PR-кампании, из которых затем выбираются лучшие.

1.2. Роль служб по связям с  общественностью в государственном  управлении

 
Властные структуры  используют свои информационные, коммуникативные  возможности наиболее полно, если опираются  на собственные службы по связям с общественностью, призванные обеспечить устойчивую и планомерную информационно-коммуникационную деятельность, от которой во многом зависит эффективность всего управленческого процесса13.
Как утверждает исследователь  Лилия Савицкая, сегодня пресс-центры, пресс-службы многих министерств, ведомств Беларуси «становятся такими коммуникационными  центрами, которые и собирают, и обрабатывают информацию, готовят предложения для руководства своей отрасли и определяют пути распространения информации».14
PR-отделы создаются в министерствах, других органах управления. Специалисты по связям с общественностью помогают управленцам вписываться в социальную среду, находить понимание в обществе, принимать эффективные решения, поддерживать готовность к необходимым переменам, предотвращать и преодолевать кризисные ситуации.
Под воздействием демократических преобразований в современных условиях происходит постепенное сокращение государственного регулирования различных сторон жизни. И это, по нашему мнению, закономерно и прогрессивно.
Однако государственная  служба и ее рабочий аппарат сохраняются. И в соответствии с общедемократическими тенденциями общественного развития они должны совершенствоваться и способствовать формированию гражданского общества. Здесь, как нам кажется, большое значение имеет приближенность органов государственной власти к гражданам, для чего необходима налаженность прямых и обратных связей с ними. Это тем более важно, что по мере становления демократических институтов граждане из объекта управления все более становятся его субъектами.
Исследователь А.Н. Чумиков полагает, что к основным функциональным задачам связей с общественностью в системе госуправления можно отнести15:
    оперативное и полное информирование граждан о деятельности организации, в том числе при помощи средств массовой информации;
    распространение, а в случае необходимости и подготовка для СМИ официальных сообщений, заявлений и иных информационных (журналистских) материалов, посвященных деятельности органов управления;
    подготовка и передача в средства массовой информации разъяснений и комментариев специалистов, экспертов и авторов решений и действий организации;
    проведение в соответствии с Законом РБ «О печати и других средств массовой информации» аккредитации журналистов, выполняющих редакционное задание и освещающих деятельность органа государственного управления;
    оказание содействия аккредитованным журналистам, а также корреспондентам, выполняющим задание по сбору и подготовке материалов для публикации, телерадиопередач;
    подготовка для средств массовой информации пресс-релизов, обзоров, пресс-бюллетеней;
    подготовка и проведение пресс-конференций, брифингов, встреч с журналистами по текущим проблемам деятельности организации;
    анализ материалов прессы, радио и телевидения о деятельности организации для ее руководителей;
    определение достоверности опубликованных сведений, при необходимости подготовка разъяснительных писем и опровержений.
Хотелось бы отметить, что сами по себе связи с общественностью не могут быть абсолютным способом решения всех проблем. Недостатки в деятельности пресс-служб в органах власти обусловлены не только и не столько низким профессионализмом ее работников, сколько состоянием всего общества. Деятельность таких отделов обеспечивает согласование общесоциальных, корпоративных (групповых) и частных интересов.
По мнению американских исследователей Скотта М. Катлипа, Алена  Х. Сентера и Глена М. Брума, государственные органы каждой гранью своей деятельности связаны со службами PR и практически во всем полагаются на специалистов в этой области16. Цели самой демократии, на их взгляд, совпадают с целями связей с общественностью.
Глобальные цели правительственной РR-программы независимо от уровня имеют, как минимум, три общих элемента17:
    информирование граждан о деятельности правительственного органа;
    гарантия активного участия населения в правительственных программах (например, голосование, переработка отходов), а также согласие на принятие регулятивных норм (например, связанных с обязательным использованием ремней безопасности или с принятием мер против курильщиков);
    обеспечение общественной поддержки избранным стратегиям и принятым программам (например, иностранной помощи, социальным программам).
Деятельность правительственных связей с общественностью, зачастую обозначаемая такими терминами, как работа с общественностью, информирование общественности, стала политическим и административным ответом правительства на активность общества и ставит своей целью достижение определенных организационных целей. Службы по связям с общественностью являются «ключевым компонентом административной системы, целенаправленно созданной для ликвидации разрыва между популярными и бюрократическими государственными органами»18.
Необходимо отметить, что возможности связей с общественностью могут быть использованы в целях повышения открытости государственного управления и приближения к интересам граждан. И, напротив, закрытость органов управления, их слабое взаимодействие с общественностью приводят к отчуждению людей от власти; так сама «власть становится вещью в себе и в конечном итоге теряет свой внутренний смысл, что чревато социальными потрясениями»19.
Отсутствие необходимых законов, их неполнота или противоречивость открывают широкий простор для чиновников, фактически превращая их из исполнителей в создателей механизмов функционирования политической сферы. А в современном обществе государственная служба должна не только реагировать на запросы, проходящие по каналам политического представительства, но и проявлять инициативу и предлагать такую новую административную «продукцию» и услуги, которые можно «продать» на политическом рынке, где начинает царить конкуренция.
По мнению исследователя  В.А. Моисеева, существует целая группа причин, которые порождают недоверие граждан к органам власти.
К ним прежде всего относят так называемые «технические» причины; когда органы государственной службы в силу тех или иных обстоятельств (отсутствия структур и специалистов в сфере связей с общественностью) не умеют толково разъяснить гражданам цели и мотивы своей деятельности, не могут дать адекватное представление о ее характере и тех условиях, в которых они вынуждены работать и решать проблемы.
Затем идут причины культурно-исторического типа. Их основная суть заключается в особенностях нашей политической культуры с традиционным противостоянием масс органам власти.
Причины организационные связаны с неумением государственной службы из-за ее низкой компетенции наладить выполнение решений политических органов и работу служб PR. Здесь же особо можно выделить те из них, которые определяют довольно распространенный стиль работы органов государственной службы, – закрытость, отсутствие гласности и т.п.
И причины социального характера. Они обусловлены тем, что государственная служба работает в основном «на себя», игнорируя реальные потребности общества, или проводит в жизнь политические решения, не соответствующие интересам граждан.
Создание служб по связям с общественностью в управленческих органах открывает возможность для формирования доверия граждан к институтам власти. Использование же методов PR, их технологичность, в свою очередь, позволяют закладывать в самое систему управления механизмы взаимодействия с гражданами и, стало быть, его демократизации и укрепления начал гражданского общества.
На наш взгляд, возникающие при этом проблемы можно свести к двум блокам с более подробным дальнейшим их делением.
1.Воздействие гражданского  общества на госслужбу, что проявляется в следующих формах:
    требования и действия по защите прав и свобод граждан и их ассоциаций, определенных правовыми документами;
    политическое участие граждан и их ассоциаций в деятельности госслужбы (в формировании ее подразделений, в повседневной работе и контроле за ней, в подготовке и проведении выборов);
    в протесте против бюрократизма и коррупции путем митингов, демонстраций, забастовок и т.д.;
    защите прав самой госслужбой должностных лиц от граждан и их ассоциаций.
2. Воздействие госслужбы на общество, в том числе и средствами паблик рилейшнз. Сюда можно отнести:
    проведение в жизнь государственной политики во взаимоотношениях с гражданским обществом (в социально-экономической, духовно-культурной, политико-правовой сфере, в экологии, военном строительстве, национальных отношениях и иных сферах, при обеспечении общественной безопасности);
    разъяснение результатов деятельности политического руководства страны, региона при проведении реформ, реализации законов и т.д.;
    содействие становлению демократических институтов гражданского общества (политических партий, избирательных объединений, клубов и т.д.);
    выявление общественных потребностей и интересов, связанных с государственной службой, мониторинг тенденций общественного развития;
    защита конституционных прав и свобод граждан и их ассоциаций от неправомерных действий государственных учреждений, органов местного самоуправления;
    организация политического участия граждан и их ассоциаций в деятельности государственной службы;
    взаимодействие с органами местного самоуправления по реализации государственной политики, реформ;
    завоевание доверия и авторитета госслужбы добросовестным исполнением обязанностей;
    участие в деятельности институтов гражданского общества (в профсоюзах, избирательных объединениях, разрешенном лоббировании интересов государственных служащих при прохождении в парламенте законов, касающихся госслужбы).
Эти проблемы могут решаться в следующих конкретных направлениях деятельности PR в органах государственной власти20:
      установление, поддержание и расширение контактов с гражданами и организациями;
      информирование общественности о принимаемых решениях;
      изучение общественного мнения (социально-политический мониторинг);
      анализ общественной реакции на действия должностных лиц и органа власти в целом;
      прогнозирование общественно-политических процессов;
      обеспечение организации аналитическими разработками;
      формирование благоприятного имиджа организации.
Специфика отделов по связям с общественностью в органах государственной власти состоит в том, что равноправие субъектов общественных отношений нарушается главным образом по причине весьма сложного и противоречивого механизма государственного управления с различными моделями бюрократии: от патриархальной до рациональной и так называемой «отзывчивой» модели21. Такая «отзывчивая» модель основана на уважении к гражданам, ориентации на сотрудничество с ними, на использовании управленческих процедур, в которых гражданин рассматривается не только как объект воздействия, но прежде всего как равноправный субъект управления. Поэтому мы полагаем, что основой нормального функционирования связей с общественностью может служить осознанность различия интересов, а также знание всех участников взаимодействия тех средств и каналов, через которые они могут быть представлены, и, конечно, наличие организаций, способных реагировать на запросы отдельных граждан и их групп. Но при недостаточно развитой политической культуре этого достичь практически невозможно.
Функциональные задачи определяют и систему организации работы отделов по связям с общественностью в госуправлении.
Сюда, на наш взгляд, относится организация связей с населением. Поскольку это комплексная деятельность власти и управления, оказывающая заметное влияние на существенность проводимой политики, то она должна строиться на плановой основе. Затем для стратегических задач фиксируются перспективные цели и средства их достижения, а в оперативных интересах устанавливаются промежуточные (с точки зрения стратегии) результаты, виды и формы контактов с населением, их последовательность. Также разрабатываются пути решения локальных задач. И, наконец, в план-график включаются конкретные акции, время и место их проведения и исполнители.
Организация связей с  населением требует в службе информации распределения обязанностей между ее работниками. Каждая из их функций коррелируется с определенной структурой. На наш взгляд, такая системность и эффективность взаимодействия с населением становятся одними из квалификационных требований к работникам органов государственного и муниципального управления.
Важно отметить то, что в работе служб по связям с общественностью в госорганах необходимо добиваться эффективности. Эффективностью является отношение между целью, средствами и результатом деятельности. По мнению автора В.А. Моисеева, есть три типа таких отношений: 1) полное совпадение цели и результата; 2) частичное совпадение цели и результата; 3) несовпадение цели и результата22.
В первую очередь, эффективная деятельность определяется характером решаемых управленческих задач и тем, насколько проводимая «сверху» политика согласуется с интересами управляемых. В то же время есть ряд методологических принципов, следуя которым, можно построить эффективную работу отдела по связям с общественностью (системность, адекватность, принципы «гибкой технологии»).
Таким образом, мы проанализировали процесс становления и развития служб по связям с общественностью в органах государственного управления и выявили, что уже древние государства широко использовали различные способы влияния на общество. Современные связи с общественностью вобрали в себя разнообразные формы и методы, доказавшие свою эффективность на протяжении многих веков. На наш взгляд, рассмотренные формы и методы, существовавшие в исторической практике, не могут претендовать на роль системных принципов в деятельности современных связей с общественностью. Их можно рассматривать в качестве прототипов современной публичной деятельности. Становление связей с общественностью в мире и в нашей стране прошло ряд этапов развития, которые непосредственно связаны с усилением технологического развития и интернационализации средств массовой информации.
Нами также были выявлена роль служб по связям с общественностью в органах государственного управления, которая заключается в налаживании тесных контактов с целевой аудиторией, принятии эффективных решений, предотвращении и преодолении кризисных ситуаций. Специалисты по связям с общественностью зачастую помогают своей организации вписываться в социальную среду и находить понимание и поддержку в обществе.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Особенности работы отдела организации взаимодействия со СМИ и пропаганды безопасности дорожного движения УГАИ МВД Республики Беларусь

 
Дорожно-транспортная обстановка в Республике Беларусь и усилия, направленные на обеспечение безопасности дорожного движения, в последние годы характеризуются высокой степенью напряженности. Несмотря на принимаемые меры по обеспечению общественной безопасности, ситуация на дорогах страны продолжает оставаться сложной.
Профилактика и пропаганда безопасности дорожного движения занимает важное место в деятельности ГАИ и является неотъемлемой частью эффективного воздействия на участников дорожного движения. Ее главная цель – преломить существующую практику сознательного нарушения установленных Правил и сформировать высокую культуру участия в дорожном движении.
В основе всей системы профилактической и пропагандистской работы ГАИ находится компетентность, доходчивость, целеустремленность, оперативность и действенность. Осуществляется дифференцированный подход к разным социальным и возрастным категориям участников дорожного движения, анализируется уровень их подготовки.
В целях профилактики дорожно-транспортного травматизма, снижения тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий, пропаганды соблюдения Правил дорожного движения и формирования положительного имиджа службы ГАИ в 2002 году был создан отдел организации взаимодействия со СМИ и пропаганды безопасности дорожного движения. В 2002-2003 гг. вся работа в данном направлении была поручена одному человеку – старшему инспектору по агитации и пропаганде безопасности дорожного движения. В первые годы своего существования работник отдела стремился обеспечивать население максимально полной и исчерпывающей информацией относительно деятельности Госавтоинспекции, ее целях и ближайших планах. Но через определенное время стало ясно, что этого недостаточно. Нужны были конкретные мероприятия, существенно повышающие эффективность взаимодействия ГАИ с населением и благоприятствующие появлению обратной связи. В этих целях штат отдела расширился, и с 2004 года в нем работает уже три человека: начальник отделения, старший инспектор по особым поручениям и старший инспектор. Начальник отделения отвечает за связи со средствами массовой информации, организует регулярные тематические теле- и радиопередачи, курирует работу своих подчиненных. Старший инспектор по особым поручениям работает с письмами и обращениями граждан, касающимися совершенствования форм и методов работы СМИ по освещению работы Госавтоинспекции. Старший инспектор отвечает за обновление сайта, готовит информационные сообщения, пресс-релизы, пишет материалы для СМИ.
Благодаря этому в последние годы информационно-пропагандистское направление в деятельности Госавтоинспекции получило существенное развитие. Сегодня отдел по взаимодействию со СМИ и пропаганды безопасности дорожного движения выходит на качественно новый уровень работы с населением, средствами массовой информации и общественными институтами в рамках единой профилактически-пропагандистской политики.
Деятельность ведется в нескольких направлениях. Отдел работает как непосредственно с участниками дорожного движения на автодорогах, в трудовых коллективах, учебных заведениях, так и через СМИ, с помощью новых информационно-коммуникационных технологий.
Отдел пользуется несколькими коммуникационными каналами, благодаря которым распространяется информация о деятельности ГАИ. Это пресса, письменные обращения и прием граждан, горячие линии, телефоны доверия. Приоритетным каналом является пресса благодаря своей действенности и способности привлекать общественное внимание к обсуждаемым проблемам. Поэтому работа со СМИ, как нам кажется, является одной из важнейших для отдела информации Управления ГАИ.
Исходя из утверждения  исследователя Л.А. Савицкой, представители органов государственной власти имеют возможность через СМИ убедить многочисленную аудиторию в правильности принимаемых ими решений и в целом проводимой политики23. Но в то же время, как отмечает автор А.Ю. Русаков, главная проблема взаимодействия органов власти и СМИ – различие целей в процессе информирования общества24. Для государства в целях решения задачи сохранения политической стабильности в обществе крайне важно, чтобы информация о деятельности государственных учреждений имела позитивную направленность. Журналист, публикуя разоблачительные материалы, часто работает на собственный имидж. Его разоблачительная деятельность находит отклик в самой природе человека – свободолюбии и нетерпимом отношении к попыткам управлять собой. Для журналиста наиболее интересной будет сенсационная и, как правило, негативная информация, которая, несомненно, привлечет к себе гораздо большее внимание читателей. С необходимостью решения этой дилеммы сотрудники государственных служб по связям с общественностью ежедневно сталкиваются в своей работе.
Именно поэтому одной  из главных задач сотрудников  отдела организации взаимодействия со СМИ и пропаганды безопасности дорожного движения Управления ГАИ является наработка связей с печатными изданиями, радио, телевидением, налаживание контактов с журналистами, работающими по данной тематике, стремление завоевать их лояльность. Сформирован постоянный состав журналистов, специализирующихся на подготовке материалов по проблемам обеспечения безопасности дорожного движения, которые привлекаются к освещению целевых профилактических мероприятий (рейдов, акций, конкурсов, выставок).
Способов обратить на себя внимание прессы достаточно много. Все средства массовой информации готовы помещать чисто информационные материалы. Пресса всегда приветствует любой новостной материал, лишь бы он был достоверным и своевременным.
В газетах, журналах публикуются также статьи, корреспонденции и комментарии, которые дают фоновую информацию к новостям, или же статьи и очерки на злобу дня или общего характера. Здесь открываются широкие возможности сотрудничества отдела по взаимодействию со СМИ и пропаганде безопасности дорожного движения УГАИ с журналистами. СМИ регулярно используют пресс-релизы, справочные материалы, подготовленные данным отделом. Государственные службы по связям с общественностью «создают информационные поводы, которыми пользуются СМИ, помогают им обеспечивать общество новостями, формируют общественную повестку дня»25.
Взаимодействие со средствами массовой информации по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения отделом по связям с общественностью УГАИ ведется во многих направлениях. Это и рассылка информационных материалов, сообщений, пресс-релизов, и ответы на запросы редакций, и анализ сообщений в средствах массовой информации, и организация в редакциях газет и радиостанций «горячих линий» и «Прямых эфиров» руководителей и сотрудников ГАИ с читателями и радиослушателями, разъяснения, объявления, ответы на вопросы.
Необходимо также отметить, что с 1996 года еженедельно при содействии ГАИ МВД в качестве специализированного издания, отражающего вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, выходит газета «Дорога. Транспорт. Происшествия». На ее страницах размещаются материалы агитационно-профилактической направленности сотрудников ГАИ и журналистов редакции, репортажи с мест совершения ДТП, из зала суда, с мест проведения профилактических мероприятий, а также освещаются факты примерного исполнения служебного долга, профессионально грамотных действий сотрудников ГАИ.
В 2005 году усилиями сотрудников отдела по связям с общественностью УГАИ созданы тематические рубрики во многих республиканских и региональных изданиях, которые действуют и по сей день:
    «Рэспубліка» – «Окно ГАИ», «Перекресток» (еженедельно), «Репортер диктует в номер» (по мере накопления информации);
    «Народная газета» – «Автоклуб» (1 раз в неделю);
    «Звязда» – «Аўтааматар» (1 раз в неделю);
    «Комсомольская правда в Беларуси» – «Автомобили» (1 раз в месяц);
    «Минский курьер» – «Перекресток» (1 раз в неделю);
    «Вечерний Минск» – «Желтый. Красный. Зеленый» (1-2 раза в неделю);
    «Автодайджест» – «Учимся на чужих ошибках» (1 раз в неделю).
Специализированные автомобильные издания «Автобизнес», «Автогазета», «Авто-мир», «Автодайджест» также постоянно публикуют аналитические и информационные материалы сотрудников ГАИ и репортажи с места проведения профилактических мероприятий и рейдов.
Ежемесячно сотрудниками отдела готовится спецвыпуск «Дорогам-порядок» в газете «На страже» по вопросам профилактики дорожно-транспортных происшествий, формирования положительного имиджа работников Госавтоинспекции. С сентября 2005 года спецвыпуск печатается дополнительным тиражом 7 тысяч и бесплатно распространяется среди участников дорожного движения.
Крайне важно то, что отдел организации взаимодействия со СМИ и пропаганды безопасности дорожного движения УГАИ МВД поддерживает постоянные контакты с журналистами наиболее оперативных средств массовой информации – радио и телевидением.
В конце 2004 года сотрудники отдела наладили активное информирование населения через радиостанции «Альфа», «Русское радио», «Мир», «Би-Эй», «Рокс», «БГУ-Юнистар», «Белорусское радио», «Минская волна». В основном выпуски готовятся на основе дорожно-транспортных происшествий, раскрытия преступлений «по горячим следам», розыска скрывшегося с мест ДТП транспорта, задержания преступников, установления свидетелей, личности погибших участников движения. Также ГАИ информирует водителей о неудовлетворительных дорожных и метеорологических условиях, о пробках и заторах на дорогах. Ежедневно предоставляется соответствующая информация для выхода в эфир с неоднократным повторением.
Каждый вторник на радио «Мир» (107ДРМ) в прямом эфире  программы «Зеленая Волна» с 12.30 до 13.00 на вопросы радиослушателей отвечает руководство и сотрудники управлений ГАИ МВД, ГУВД Мингорисполкома и УВД Миноблисполкома. Ежедневно с 1 сентября 2003 года на «Авторадио» выходит передача УГАИ МВД «Перекресток» (01.00, 08.00, 13.00, 15.00 часов). В ней освещается оперативная обстановка на дорогах республики, новости, положения действующего законодательства, поднимаются вопросы безопасности, даются рекомендации по безопасному участию в дорожном движении.
На радио «Минская волна» и «Новое радио» работает «Горячая линия», на которую сотрудниками подразделений ГАИ в течение дня передается оперативная информация о состоянии дорожно-транспортной обстановки, состоянии дорожного покрытия, видимости, заторов в движении; сведения об угонах, сообщения о введенных спецоперациях и профилактических акциях.
Тесное сотрудничество налажено со службами «Новостей» всех республиканских телеканалов: Первый национальный канал (БТ), Общенациональное телевидение (ОНТ), Столичное телевидение (СТВ), семейный телеканал «ЛАД». Сотрудники ГАИ постоянно принимают участие в организации и подготовке видеоматериалов по различным вопросам обеспечения безопасности дорожного движения для специализированных программ на БТ – «Спасатели», «Зона X», «В мире моторов», «В центре внимания»; на ОНТ – «Утромобиль»; на СТВ – «Автопанорама», «Закон и криминал», «Из достоверных источников».
Сотрудники ГАИ также участвуют в интерактивных аналитических программах по темам, касающимся направлений деятельности службы: «Выбор», «Контуры», «Наше утро» (ОНТ), «Добрай раніцы, Беларусь», «Общественная безопасность» (БТ), «Личный интерес» (СТВ), «Дела семейные» (ЛАД).
Работниками отдела по связям с общественностью ГАИ на данный момент прорабатывается вопрос о создании в новом вещательном сезоне на Первом национальном телеканале специализированной программы ГАИ, которую планируется готовить совместно с редакцией криминальных новостей АТН.
На наш взгляд, интересным нововведением отдела организации взаимодействия со СМИ и пропаганды безопасности дорожного движения УГАИ МВД стало проведение среди радиослушателей и читателей печатной прессы конкурсов и викторин на знание и практическое применение Правил дорожного движения, а также акций, направленных на пропаганду культурного вождения и профилактику дорожно-транспортного травматизма среди определенных категорий участников дорожного движения. Например, в газете «Автобизнес» уже постоянным стал конкурс «Автолюбитель», в «Зорьке» – детские конкурсы. С «Альфа-радио» проводится конкурс «Автоледи» и «Велоритм»; с радио «Юнистар» – «Мастер драйв», «Автомобилист дня»; с радио «Би-Эй» – «Женские маневры».
Можно сказать, что за последние два года отделом организации  взаимодействия со СМИ и пропаганды безопасности дорожного движения УГАИ МВД налажено взаимодействие с региональными  печатными изданиями, радиостанциями, телевизионными компаниями и кабельными каналами.
Вторым направлением в работе отдела является организация и проведение массовых профилактических акций и мероприятий для различных категорий участников дорожного движения: «С нами дети!», «Безопасность зависит от нас», «Стань заметней в темноте!», «Спортсмены за безопасность дорожного движения!», «Вместе за порядок и безопасность на дорогах!», «Лотерея вежливости», «В новый год по новым Правилам».
К их проведению активно  привлекаются СМИ и общественные организации, которые также широко освещают в печатной прессе, на радио и телевидении профилактические операции ГАИ («Пешеход», «Скорость», «Переезд», «Чистый город», «Чистый воздух», «Автобус», «Маршрутное такси», «Пристегните ремни», «Дети-пассажиры», рейды, отработки неблагополучных районов).
Кроме достижения профилактических целей, такие акции формируют положительный имидж милиции, развивают партнерские отношения с населением.
С 2005 по 2006 гг. отделом  по связям с общественностью ГАИ  МВД были проведены широкомасштабные профилактические мероприятия. Среди них:
    фестивали: «Права ребенка — твои права», «Безопасное детство» в Международный день защиты детей;
    благотворительные акции: «Велоритм» совместно с Белорусским фондом «808 детская деревня»; «Больше не ошибайся», «Возьму твою боль» в детских больницах;
    выставки: «Человек и безопасность», «Моторшоу», «Женский автосалон», «Автобелсервис», «Мир детства – 2005»;
    спортивные и другие массовые мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения.

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.