Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


реферат Социальная политика Великобритании

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 17.05.13. Год: 2012. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Государственный университет – Высшая школа экономики

Дисциплина: Социальная политика

Реферат: Социальная политика  Великобритании

Выполнила: студентка 3 курса 

Москва, 2005г.

Содержание

  1. Вступление  3
  2. Основная часть 3  

§1 Жилищно-коммунальная сфера 3

§2 Пенсионное обеспечение 5

§3 Здравоохранение 9

§4 Образование 13

§5 Социальное обеспечение 15

  1. Заключение 17
  2. Список используемой литературы 18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вступление

Социальная политика - политика регулирования социальной сферы, направленная на достижение благосостояния в обществе.

Социальная сфера общественных отношений включает в себя формы регулирования трудовых отношений, участие трудящихся в управлении производственным процессом, коллективные договоры, государственную систему социального обеспечения и социальных услуг (пособия по безработице, пенсии), участие частных капиталов в создании социальных фондов, социальную инфраструктуру (образование, здравоохранение, обеспечение жильем и т.д.), а также реализацию принципа социальной справедливости.

Цель данной работы – рассмотреть  некоторые элементы более детально.

§1  Жилищно-коммунальная сфера

Первый важный аспект социальной политики – жилищная проблема. Термин «жилищная проблема» имеет разное содержание, толкование и критерии в разные периоды истории и в разных странах, серьезно трансформируется и не является однозначным.

Современная западная социология оперирует  четырьмя основными показателями, которые  свидетельствуют о наличии жилищной проблемы. Это проблемы национального  уровня, которые требуют разработки национальной жилищной политики. Среди выделенных критериев были указаны следующие:

    • проживание населения в жилище, не соответствующем минимальному стандарту

качества,

    • наличие бездомных,
    • перенаселенность жилищ,
    • вынужденное проживание в жилище, обременительном по стоимости.

Важнейшим решением, которое  принимает каждый человек в своей  жизни, является решение вопроса  о жилье. В Британии 70 процентов  населения являются владельцами  своим домов. Об остальных 30-ти заботится  государство. Поддержка осуществляется тремя различными способами.

Во-первых, это субсидируемое  жилье, предоставляемое местными властями. Во-вторых, существуют жилищные кооперативы, управляемые правительственным  агентством. Это значит, что агентство  берет долгосрочные займы у частных компаний и осуществляет правительственное финансирование, предоставляя жилье людям с низкими доходами. И третий способ – наем жилья в частном секторе, который регулируется государством (без такого регулирования возможны злоупотребления со стороны владельца жилья, из-за которых люди оказываются на улице). Правительство считает, что частная аренда в стране является острейшей проблемой. Только одна из десяти британских семей арендует жилье у частного владельца. Правительство озабочено этим низким показателем, по сравнению с  другими развитыми странами, и готово всемерно поддерживать развитие этого сектора. Так как для огромного количества людей не существует альтернативы частной аренде на некоторых этапах их жизни (перемещение молодежи в поисках работы, обучение, разводы, появление новых семей, в период ожидания социальной аренды и т.п.).

Для обеспечения качества жилья, сдаваемого в частную аренду, британское правительство  намерено всячески содействовать превращению  частной аренды в профессиональный и крупный бизнес путем:

    • предоставления значительных налоговых льгот;
  • перечисления жилищных субсидий частным арендодателям, в случае если арендатор имеет на них право;
  • содействия созданию лучшего имиджа частной аренды для привлечения инвесторов в этот бизнес;
  • предоставления помощи частным арендодателям против жильцов-арендаторов, которые нарушают правила поведения и отказываются платить арендную плату;
  • привлечения зарегистрированных социальных домовладельцев в качестве агентов по управлению;
  • обучения и консультирования арендодателей;
  • оказания содействия арендодателям в рекламировании их услуг.

В то же время правительство видит  свою роль в защите прав арендаторов  частного жилья, для чего планируется  разработка специального законодательства.

 Правительство также стимулирует приобретенье жилья в собственность. Например, при помощи вариаций с налогом на залог имущества. Чаще всего покупка жилья осуществляется в рассрочку: первоначальный взнос составляет 10 процентов, а остальные деньги можно взять взаймы и выплачивать в течение 20 лет с процентами. Чтобы привлечь людей к такому способу приобретенья жилья, можно компенсировать эти проценты. Раньше использовались прямые субсидии на приобретение жилья. Во многом благодаря этим субсидиям Великобритания добилась того, что 70 процентов населения стали собственниками. Сейчас этих субсидий уже не существует, поскольку, светлые умы туманного Альбиона пришли к выводу, что достигнут предел, и  остальные 30 процентов никогда не станут домовладельцами.

Жилищная политика британского правительства заключается в том, что во всех типах жилья, собственном и арендованном, частном и общественном (социальном), утверждались бы качество и справедливый рынок, которые позволят людям сделать реальный выбор своего жилища, помочь людям перемещаться в поисках занятости и самостоятельности и защитить уязвимые категории населения.

§2  Пенсионное обеспечение

Другое важное направление  социальной политики – пенсии.

Система пенсионного обеспечения  в Великобритании по праву считается  одной из самых совершенных в мире. Фактически Великобритания - одна из немногих стран, на которую почти не повлиял кризис пенсионных систем в Европе. Это и неудивительно: британское правительство в числе первых ввело в стране систему личного пенсионного обеспечения и начало постепенное сокращение государственных пенсий. Тем не менее правительство страны ни на минуту не оставляет без внимания пенсионную тематику: в настоящее время в Великобритании, как, впрочем, и во многих других странах мира, пенсионное реформирование является одним из важнейших политических шагов в области социальной политики.

Первое поздравление с 16-летием каждый англичанин получает от министерства социальной защиты. Вместе с пожеланиями  долгих лет  министерство напоминает, что с этого дня необходимо еженедельно платить пенсионные взносы.

 Пенсионная система в Великобритании, как и во многих других развитых странах, трехуровневая и подразделяется на базовые государственные пенсии, государственные пенсии по выслуге лет и негосударственные пенсии. Первый уровень, являющийся базовым, являет собой пенсии, выплачиваемые и гарантированные государством. Интересно, что впервые государственные пенсии в Великобритании начали выплачивать в далеком 1908 году, в то время, когда во многих даже очень развитых странах вопрос пенсионного обеспечения населения даже не стоял на повестке дня. Базовые пенсии получают все без исключения британцы по достижении ими пенсионного возраста (под пенсионным в Великобритании подразумевается 60-летний для женщин и 65-летний возраст для мужчин), размер такой пенсии - фиксированный и не зависит ни от стажа работы пенсионера, ни от его трудовых успехов и получаемой в течение трудового периода его жизни зарплаты. Как правило, для безбедного существования пенсионера базовых государственных выплат недостаточно - установленный государством размер пенсии минимальный: около 3 тыс. фунтов в год для одинокого человека и около 5 тыс. фунтов для семейной пары. По меркам Великобритании это совсем небольшие деньги даже для пенсионеров. Но эта сумма ежегодно пересматривается с ростом инфляции.

Базовая  государственная пенсия выплачивается всем гражданам (12% зарплаты среднего рабочего). Размер дополнительной государственной пенсии зависит от суммы накопленных пенсионных платежей и достигает 50% вашей зарплаты перед выходом на пенсию. Кроме того, государство всячески, в первую очередь налоговыми мерами, стимулирует добровольные пенсионные накопления граждан. Это может быть и специальный счёт в банке, и договор о пожизненной пенсии со  страховой компанией, и участие в частном пенсионном фонде. Заинтересованность граждан  в дополнительном пенсионном обеспечении обеспечивается тем, что средства, перечисляемые ими для таких накоплений, не облагаются подоходным налогом. Не подлежит налогообложению и накапливаемый в пенсионных фондах инвестиционный доход. Налог взимается только при выплате пенсии. Таким образом, гражданин получает своего рода “налоговый кредит” на несколько десятилетий и – благодаря инвестированию всей накопленной суммы – значительную прибавку к пенсии.

Поэтому второй уровень государственных  пенсий, так называемых государственных  пенсий по выслуге лет, в денежном смысле намного превосходит базовый. Но эта схема и рассчитываемый по ней коэффициент выплаты пенсии, в отличие от базовой государственной, уже зависит и от стажа, и от размера заработной платы. Таким образом, чем больше стаж служащего, тем больше его пенсионное обеспечение.

Пенсионный рынок Великобритании - крупнейший к Европе (40% всех пенсионных накоплений).  Из 33 млн. англичан трудоспособного возраста (старше 20 лет) работающие по найму составляют 22 млн.  Половина из них (10,5 млн.) участвуют в пенсионных схемах, организуемых предприятием; 4,5 млн. самостоятельно вносят взносы для будущей “персональной” пенсии, и лишь треть всех работников (7 млн.) не участвует в пенсионных схемах. Что же до тех 3 млн. граждан, которых статистика относит к “самозанятому населению” (работодатели, люди свободных профессий), то из них взносы на дополнительные пенсии вносят 2 млн. человек.

В частных пенсионных фондах существуют два базовых вида пенсионных схем – “с установленными  взносами” и “с установленными  выплатами”. Первый вид означает, что фиксируются обязательства по внесению средств, а по достижении пенсионного возраста гарантируется возврат накопленной суммы вместе с инвестиционным доходом через выбранный гражданином механизм пенсионных выплат. Схемы “с установленными  взносами” наиболее просты, в них обязательства всегда соответствуют имеющимся активам. При второй схеме – “с установленными  выплатами” – определяются конкретные обязательства пенсионного фонда по выплате пенсий, а его гарантом выступает компания-работодатель. Это более сложный механизм, требующий актуарных расчётов (оценки соответствия имеющихся активов будущим обязательствам), но и более эффективный, если судить по широкому его применению как в Великобритании, так и в других странах Запада.

Чтобы представить место частных  пенсионных фондов в Великобритании, достаточно нескольких цифр. Сумма  ежегодных взносов в частные пенсионные фонды составляет 37 млрд. фунтов стерлингов, а их накопленные активы достигают 640 млрд. фунтов стерлингов. Добавим к этому 15 млрд. фунтов стерлингов годовых взносов по индивидуальным пенсионным накоплениям, активы которых достигают 190 млрд. фунтов стерлингов. Получается, что ежегодные взносы по пенсионным планам компаний и индивидуальным схемам взятые вместе (52 млрд. фунтов стерлингов) в полтора раза превышают сумму пенсионных средств, выплачиваемых ежегодно из бюджета Великобритании (35 млрд. фунтов стерлингов).

Частный пенсионный фонд, как правило, создаёт крупная корпорация для  обеспечения дополнительного пенсионного  обеспечения своих служащих с  тем, чтобы привлечь и удержать квалифицированных  работников. Как правило, взносы на дополнительную пенсию вносит и компания, и сам работник. С 1978 года в Англии началась практика своего рода “приватизации” пенсионных обязательств государства (contracting out). Компания может по своему желанию принять на себя обязательства государства по выплате дополнительной пенсии (второй «кит», о котором говорилось выше). Стимул для этого – существенное снижение обязательных пенсионных взносов в министерство социальной защиты. Обычно в государственный пенсионный фонд перечисляется от зарплаты 9% самим рабочим, плюс ещё 10,4% платит за рабочего работодатель. После подписания компанией договора “contracting out” эти платежи снижаются почти на 6% – соответственно до 7% и 6,6%.  Государство сохраняет за собой право строго контролировать выполнение требований таких “планов-контрактов”. Среди таких условий (для схем “с установленными  выплатами”) – увеличение размера пенсий с ростом инфляции, выплата 50% вдове или вдовцу, гарантия минимального размера пенсии в соответствии с государственными требованиями.

Для того чтобы получить максимальную пенсию в 2/3 от зарплаты за последний  перед пенсией период, человек  должен проработать на предприятии 20 лет. Можно сократить этот период, выплачивая в частный пенсионный фонд более высокие взносы, но не более 15% зарплаты. Кстати говоря, эти суммы исключаются из налогообложения. Так что человек получает двойную выгоду – и пенсию себе увеличивает, и сокращает сумму уплачиваемых налогов. Определённую экономическую выгоду от деятельности частного пенсионного фонда может получать и создавшая его компания. При эффективном инвестировании средств активы, переданные в пенсионный фонд, могут значительно превысить его будущие обязательства по выплате пенсий. В этом случае разрешено уменьшать обязательные пенсионные отчисления. Так, в 1990-х годах компания British Prtroleum, работавшая по пенсионной программе “contracting out”, смогла снизить совокупные (работника и компании) обязательные отчисления в свой пенсионный фонд с 23 до 15% зарплаты работника.

При желании работник может перевести всю накопленную сумму (за вычетом небольшого процента) в другой пенсионный фонд, например при переходе в другую компанию – в пенсионный фонд этого предприятия. По достижении же пенсионного возраста гражданин имеет возможность выбора: можно оформить пенсию в том же пенсионном фонде, можно перевести накопленную сумму в другой пенсионный фонд или в страховую компанию для приобретения пенсии. Жёсткая конкуренция рыночных структур за деньги пенсионеров обеспечивает гражданам выбор наилучших условий.

Пенсионный фонд разрабатывает пенсионные схемы, ведёт учёт взносов и выплат, рассчитывает свои будущие обязательства и в соответствии с ними ставит условия управляющей компании по возврату средств. Инвестированием сам пенсионный фонд не занимается, это дело работающей по договору с фондом управляющей компании.

Роль пенсионных накоплений

История частных пенсионных фондов Великобритании насчитывает почти  триста лет. По утверждению многих экономистов, если бы не было частных пенсионных фондов, быстрое развитие капитализма в этой стране было бы невозможно: поступающие через них средства вкладываются на долгий срок, их не изымают из оборота, а потому эти средства можно инвестировать вновь и вновь. Сегодня преобладающую часть рынка капиталов в Англии составляют институциональные инвесторы, в т.ч. пенсионные фонды. Доля последних составляет более 30%, а  вместе с аналогичными институтами – 50-60% рынка капиталов. Большая часть инвестируется за рубежом. Государство заинтересовано в этом, т.к. доходы-дивиденды поступают в страну.

Схемы пенсионных фондов используют более трети граждан страны. Напомним, что речь идёт о добровольных пенсионных накоплениях. Дальнейшее развитие пенсионной системы Великобритании здесь видят  в распространении схем дополнительного  пенсионного обеспечения на работников с более низким уровнем заработка. Предполагается, что новые формы добровольных пенсионных накоплений – “пенсии акционеров” должны охватить 50% работников, которые не участвуют в пенсионных схемах предприятий. Для “пенсий акционеров” (максимум взносов до 3600 фунтов стерлингов в год) устанавливаются весьма льготные условия: налоговый режим, аналогичный режиму индивидуальных пенсионных схем, ограничение платы за управление активами (до 1% от взносов), запрет взимания платы за выход из фонда или за переход в другой фонд. Работодатели будут обязаны предоставлять работникам возможность  участия в схемах “пенсии акционеров” даже одновременно с участием работника в пенсионном фонде предприятия.

Доверие людей к  пенсионной системе – лучшая характеристика её надёжности и эффективности. В Англии существует специальный государственный служащий  – “омбудсмен”, который обязан следить за выполнением законодательства о правах граждан; его решения обязательны для исполнения. Каждый гражданин имеет право обратиться к нему с жалобой на нарушение его прав в этой сфере. Конечно, и здесь случаются злоупотребления. В пенсионном фонде Максвелла была незаконно потрачена огромная сумма – 400 млн. фунтов стерлингов. Оптимисты расценивают такую потерю как незначительную (в расчёте на год каждый будущий пенсионер этого фонда потерял по 1 фунту), особенно при сравнении со значительным приростом накапливаемых средств, которые получают все участники фонда.

Доказательством высокого уровня жизни  пенсионеров – не только из Великобритании, но и из других развитых стран Запада –  может служить огромный поток туристов пенсионного возраста, которые активно путешествуют по всему миру и уже осваивают российские достопримечательности. Можно ли коротко сформулировать “секрет” успехов пенсионных систем стран Запада? Нам представляется, что эта формула – установление государством разумных правил пенсионных накоплений и передача обязанностей по формированию пенсий и управлению пенсионными активами частному сектору.

§3 Здравоохранение

Не менее важный раздел социальной политики – здравоохранение.

Существует множество  классификаций систем здравоохранения. Обычно классифицируя их, европейские  эксперты ограничиваются основными  тремя моделями: Бисмарка (немецкая), Семашко (советская) и Бевереджа (английская).

Однако системы здравоохранения  практически всех стран, проходя  множество реформ, постоянно видоизменяются, заимствуя друг у друга идеи, обрекая  попытки классифицировать их на провал. Например, описание положения дел  в  здравоохранении  Англии годичной давности, уже сегодня не соответствует действительности. Кроме того, три вышеуказанные системы строились на основе солидарной идеологии (от французского: единство), суть которой состоит в том, что вклад гражданина в общественное благосостояние не должен определять его доступ к здравоохранению, а так же, к остальным услугам и продуктам, считающимся социально важными (образование, питание, минимальное жилье).

С 1911 года в Англии существовала система страхования здоровья рабочих, охватывавшая около 1/3 населения. Эта система, введенная премьер-министром Великобритании Дэвид Ллойд-Джорджем, имела важную отличительную особенность, которая сохранилась по настоящее время. Оплата врачей “общей практики” подушевым методом (капитация, per cappita payment) – это метод оплаты, при котором бюджет получаемый одной частной практикой зависит в первую очередь от количества зарегистрированных на постоянной основе пациентов. Таким образом, основной принцип капитации – деньги следуют за пациентом, пациенты в этом случае имеют возможность, отчасти, регулировать спрос по законам свободного рынка, так как обладают правом свободного выбора врача. Сегодня, ежегодно получаемая врачом общей практики в Великобритании сумма, зависит от количества пациентов, которые зарегистрировались как его пациенты, от их пола и возраста и социального статуса. На престарелых и детей до четырех лет и на женщин фертильного возраста, на жителей более бедных районов подушевые выплаты выше. Подушевая выплата включает в себя средства, предназначенные для лечения в стационарах по ряду нозологий. Таким образом, врач общей практики способен предотвратить госпитализацию в случае, когда это эффективней и дешевле. Так же, бюджет такой практики включает в себя средства на так называемую домашнюю реабилитацию, что делает возможной более раннюю выписку госпитализированных больных. Такой метод оплаты врача первичного звена имеет значительные достоинства, так как стимулирует врача общей практики использовать ресурсы наиболее эффективным образом, вести профилактическую деятельность в случаях, когда это дешевле, чем лечить в последствии, бороться за пациентов.

Система страхования рабочих  развивалась, покрывая все больший  процент населения, однако, система  Бевереджа сложилась лишь в 1948 году. Уильям Беверидж, во время второй мировой войны, по поручению Уинстона Черчилля разработал программу послевоенной социальной реконструкции. “Отчет Бевериджа 1942” года лег в основу будущей Национальной Службы Здравоохранения, поставив здравоохранение в структуру общей социальной политики. Таким образом, правительство лейбористов в 1948 году учредило всеобъемлющую, всеобщую, бесплатную службу здравоохранения. В первые годы молодая служба столкнулась со значительными трудностями. Проблема морального вреда (moral hazard) была особенно яркой. Врачи общей практики, оплачиваемые по принципу капитации государством, порой без малейшего повода вызывались пациентами на дом. Так как, пациенты не должны были больше платить за свое лечение, их требования к системе возросли. Специалисты же, оплачевыемые по гонорарному принципу, получили возможность определять и спрос и предложения в абсолютно нерегулируемых условиях, в результате порой у людей со здоровыми зубами оказывались запломбированными до 20 зубов, люди без нарушения зрения получали очки, аппендэктомии производились при незначительных болях в животе. Расчет Уильяма Бевереджа, что бесплатная медицина позволит вылечить все болезни, и в результате приведет к снижению расходов на здравоохранение, оказался утопическим. Расходы на здравоохранение увеличились за десять лет в несколько раз, что потребовало привлечение средств, которые ранее шли на образование, социальное развитие, строительство, развитие дорог – факторы, влияние которых на здоровье по меньшей мере сравнимо с влиянием медицины.

Наличие “морального вреда” со стороны, как пациентов, так и  врачей привело к введению регуляторных мер. Были введены со-платежи, то есть пациент выплачивал часть стоимости  лечения. Регулирующая роль врача общей  практики или “функция вратаря” (goalkeeper) позволила снизить количество обращений к специалистам, плановых госпитализаций. Просвещение пациентов позволило дать им возможность участвовать в процессе принятия решений, связанных с лечением. Вообще, декларации и защита прав пациентов и врачей способствовали становлению того баланса в системе здравоохранения, который не смотря на недовольство и критику многих Британских экспертов, является предметом зависти для многих стран Европы и Америки.

Говоря о британской системе  здравоохранения, нельзя не упомянуть реформы железной леди – Маргарет Тэтчер, а так же, поучительные истории реформ, проводимых в настоящее время премьер-министром Англии  Тони Блэром. С самого начала своего руководства Маргарет Тэтчер провозгласила новую концепцию развития Национальной службы: “внутренний рынок”. Хотя вся система  здравоохранения  Англии  строилась на рыночных отношениях, участие третьей стороны – плательщика, и малые размеры индивидуальных практик делали невозможным передачу ответственности врачам общей практики в полном объеме. Риск, связанный со значительной частью нозологий, требующих серьезного лечения, оставался на Национальной системе, так как единичный случай, требующий, например, пересадки органа, мог разорить частную практику, что оставило бы без медицинской помощи до двух с половиной тысяч человек. В результате, как лечение, так и, что не менее важно, менеджмент наиболее дорогих нозологий не контролировался финансово заинтересованными в эффективности врачами. Это приводило к большей растрате средств, чем в случаях нозологий, средства на лечения которых находились в ведении врачей общей практики. Маргарет Тэтчер на добровольной основе разрешила нескольким врачам общей практики объединяться в фондодержателей. Группа врачей получала годовой бюджет, включавший средства на лечение и профилактику большего количества преимущественно предотвратимых заболеваний, которые в ряде случаев требовали стационарного лечения или помощи специалистов. Единичный случай тяжелого заболевания уже не мог разорить группу фондодержателей, так как их бюджет был больше и позволял разбавить риск (pool the risk). Конкуренция же сохранялась, так как пациент мог поменять врача или группу врачей, если его не устраивал набор предоставляемых услуг. На мой взгляд, фондодержательство является настоящим прорывом в управлении здравоохранением. Именно такая структура позволяет Англии  расходовать почти в два раза меньше средств в отношении к ВВП, по сравнению с другими высокоразвитыми странами и в течение длительного времени оставаться единственным государством, которому удается эффективно сдерживать расходы на здравоохранение. Недостатком той системы было то, что не все врачи объединились в группы-фондодержатели. В результате, пациенты зарегистрировавшиеся в индивидуальных частных практиках, вынуждены значительно дольше ждать хирургических операции или приема специалиста. Эта, так называемая, двух-очередная система (two-tier system) является явным примером неравноправия (inequity), это противоречит законодательству любой цивилизованной страны и вызывает много протестов со стороны общественности. Однако, все проблемы, возникавшие в связи с фондодержательством, были связаны с тем, что не все врачи объединились в такие группы. Эту проблему, среди ряда других, решил Тони Блэр, сделав объединение врачей в группы обязательным. В рамках его реформы здравоохранения, в силу политических расхождений его партии с партией Маргарет Тетчер, он обещал отказаться от фондодержательства. Однако, и это и есть поучительный момент, о котором мы упоминали ранее, все его реформы являются, по сути, продолжением реформ предыдущего премьер-министра, с отказом, по политическим причинам от старой терминологии. Так, вместо “внутреннего рынка”, используется термин сотрудничество, вместо фондодержателей, образованы группы первичной помощи (primary care groups) которые не отличаются по сути, а лишь крупнее, объединяя до ста врачей. Такая перемена терминологии многих ввела в заблуждение и привела к ошибочному мнению, что в Великобритании кардинально изменилась концепция развития отрасли. Так же, в рамках нынешней реформы, концепции общественного здоровья (здравоохранения (public health)) получили значительно большую поддержку в рамках увеличения регуляторной роли местных департаментов здравоохранения. Необходимо отметить, что профилактические программы активно проводятся в Великобритании в течение долгого времени, и врачи общей практики являются главными медиаторами профилактики. В частности, профилактике неинфекционных заболеваний способствовало, помимо подушевых платежей, специальные целевые выплаты (target payment). В частности специальные гонорары утверждаются за измерение давления и скрининг ряда других заболеваний, проводимый всем пациентам свыше определенного возраста. В случае с профилактикой инфекционных заболеваний целевые платежи применялись за проведение вакцинации 95% восприимчивого контингента.

Можно сделать вывод, что  государственной система здравоохранения Великобритании является высоко эффективной и доступной при относительно низких затратах на медицинскую помощь.

§4 Образование

В последние десятилетия образование  в Великобритании стало одним  из  наиболее приоритетных направлений  в государственной политике.

Английскую систему образования  создавали в течение многих веков  для собственных нужд. Это чисто  национальная система со своими национальными особенностями. В Великобритании выбор школ очень велик. Есть школы только для девочек, только для мальчиков или для тех и других («совместное обучение»). Студентам, которым посчастливилось попасть в одну из таких школ, будет дана редкая возможность получить престижное образование, включающее академические предметы, правила хорошего поведения, самодисциплину, социальные манеры и пр.

Финансированием вузов занимается Совет по финансированию высшей школы, подчиняющийся Правительству страны. Этот же Совет осуществляет оценку качества подготовки специалистов. При этом учитываются; трудоустройство выпускников, отзывы о качестве подготовки специалистов со стороны работодателей, результаты научной деятельности, организация и условия проведения учебного процесса, организация и результаты промежуточной аттестации, социальные условия проживания преподавателей и студентов, экономическое состояние вузов, качество административного управления вузом.

Из государственного бюджета расходы  вузов покрываются на 80%, при этом размер субсидии зависит от того, в какой степени университет следует рекомендациям государственных органов, в частности, Министерства образования и науки. Другим источником финансирования являются исследовательские советы, которые финансируют обучение и исследования, проводимые студентами и преподавателями. Поощряются совместные исследования с предприятиями и гранты из различных фондов, приносящие университету доход. Плановый и отчетный бюджеты вуза составляются на каждый месяц с детализацией по факультетам и административным департаментам. Определяющая доля бюджета — это оплата труда (около 50%), оплата коммунальных услуг — 10-15%. Соотношение расходов факультетов и прочих обеспечивающих структур вуза примерно 50 на 50%. Как правило, профессора классических университетов получают дополнительный заработок к базовой заработной плате из различных научных фондов, а профессора технических университетов — от выполняемых прикладных работ с промышленностью.

Возрастающую роль играют плата  за обучение, пользование лабораториями, библиотеками (каждая выдаваемая книга имеет временной лимит, превышение которого наказывается значительным штрафом), проживание в общежитиях, Размножение материалов, печать информации с компьютера допускается в пределах небольших выделяемых студенту лимитов, превышение их требует дополнительной оплаты. Доля платы за обучение составляет около 20% бюджета вуза. Размер индивидуальной платы за обучение для граждан Великобритании регламентируется Правительством. В конце 90-х годов он составлял 1000 фунтов в год. Иностранные граждане при этом (для среднего вуза Великобритании) платили 5-6 тыс.фунтов. Этим объясняется активная работа вузов по привлечению иностранных граждан. В Великобритании вузы ориентированы на привлечение к обучению граждан Южной Африки, Австралии, Индии, Китая, Греции, стран Азии. Государственные фонды, поддерживая эту деятельность, выделяют средства под программы развития международной кооперации вузов.

С 1990 г. в Великобритании введены  финансовые кредиты студентам  (гражданам Европейского союза) на получение высшего образования. Одновременно были ликвидированы не- которые государственные льготы для студентов (в частности, льготы при оплате проезда на транспорте). Эти же органы контролируют целевое использование кредита. Выдается кредит частями (обычно 500 фунтов в месяц) и регламентирован общей суммой (стоимость обучения в вузе). Возврат кредита начинается не ранее девяти месяцев после окончания вуза, равными долями ежемесячно с учетом инфляции, но без выплаты банковских процентов. Обязательным условием для возврата кредита считается достижение минимального уровня заработной платы, что позволяет начинать возврат кредита через не- сколько лет после окончания вуза. Однако наличие образовательного кредита является блокирующим условием для получения последующего банковского кредита, поэтому работающие граждане стремятся ликвидировать образовательный кредит как можно скорее

Сегодня, британские университеты стабильно  занимают второе место по числу обучающихся  иностранных студентов, уступая только США

§5 Социальное обеспечение

Социальное обеспечение рассматривается в Великобритании как способ выражения социальной солидарности в обществе, и финансовый аспект этой солидарности предназначен для покрытия основных потребностей нуждающегося населения.

Существующая в настоящее время система государственного социального обеспечения была создана более 40 лет тому назад. За прошедшие десятилетия она претерпела значительные изменения, превратившись в сложный, гибкий и весьма подвижный механизм, гарантирующий предоставление различных видов пособий, пенсий, а также медицинское обслуживание населения, хотя по уровню развития социального обеспечения Великобритания значительно отстает от других стран Западной Европы, занимая 9-е место среди членов ЕС. Тем не менее расходы на эти цели составили в 1999-2000 годах 101,2 млрд ф. ст., т. е. более 30% всех государственных расходов. Это самая обширная программа социального обеспечения страны в послевоенные годы. (В 1949-50 годах аналогичные расходы составляли 13,5%).

На чем же базируется система  социального обеспечения Великобритании? Основой ее являются страховые взносы населения (55%) и доходы от налогообложения. Страховые взносы рабочих, служащих и предпринимателей выплачиваются, как правило, в течение 20 лет работы и аккумулируются в фонде национального страхования. Сумма взносов зависит от размера заработной платы либо от доходов предпринимателей. Существуют также добровольные страховые взносы, что дает право на получение дополнительной государственной пенсии. От уплаты взносов освобождаются рабочие, чья зарплата либо доходы ниже установленного минимума, и люди пенсионного возраста, продолжающие свою трудовую деятельность.

Увеличение социальных пособий  населению находится в зависимости от уровня государственных доходов: они тем больше, чем выше эти доходы. Влияют на увеличение пенсий, дополнительных выплат и пособий и такие факторы, как динамика заработной платы и розничных цен на потребительские товары и услуги.


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.