Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Возрастные кризисы среднего возраста

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.05.13. Год: 2012. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):




Оглавление

 

 

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования

    1. Понятие и особенности кризиса средних лет………………………….5
    2. Специфика протекания кризиса среднего возраста у женщин………9
    3. Особенности психологической помощи в преодолении кризиса у женщин…........................................................................................17

Глава 2. Исследование особенностей протекания и самовосприятия кризиса среднего возраста у женщин..........................................................18

    1. План исследования. Характеристика объекта исследования.....…….18
    2. Характеристика методик исследования...........……………………….19

Заключение……………………………………………………………………….27

Список литературы………………………………………………………………28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность проблемы. В эпоху стремительных технологических и социальных перемен, столь характерных для современной цивилизации в целом, и в особенности для современного российского общества, особое значение приобретает изучение реального жизненного движения личности, событий и фактов ее жизненного пути.

В последнее время в психологии интерес к развитию человека в  период кризиса среднего возраста стал заметно активизироваться, что определяется не только внутренней логикой развития науки, но и насущными требованиями практики.

Кризис среднего возраста помолодел  в России, при этом помолодел даже сильнее чем во всем мире. И это  можно объяснить тем, что причины  вызвавшие омоложение кризиса на западе, в России завершающего двадцатилетия  проявлялись наиболее интенсивно и ярко.

Главной характеристикой кризиса  среднего возраста является расхождение  между мечтами и жизненными целями человека и действительностью его  существования. Удачное достижение зрелости в среднем возрасте требует  значительной эмоциональной и духовной гибкости. Убывание физических сил и привлекательности - одна из главных проблем, с которыми сталкивается человек в годы кризиса среднего возраста, причем женщины сильнее, чем мужчины, реагируют на физическое старение. Общими для женщин среднего возраста являются ролевые конфликты, связанные с тем, что им трудно найти время и для семьи, и для работы. Время наступления ключевых событий в семейном и профессиональном циклах определяют статус, образ жизни и выбор женщин среднего возраста – их основные занятия, радости и горести, круг коллег и друзей.

Целью данной работы является изучение особенностей психологической помощи женщинам в преодолении кризиса среднего возраста.

 

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить понятие и особенности кризиса средних лет.
  2. Рассмотреть специфику протекания кризиса среднего возраста у женщин.
  3. Исследовать уровень тревожности, особенности самоотношения и острого стрессового у женщин 40-летнего возраста.

Объект исследования – личностностные особенности женщин среднего возраста.

Предмет исследования – специфика психологической помощи женщинам среднего возраста, переживающие кризис.

Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что у женщин среднего возраста могут отмечаться особенности: низкий уровень самоотношения и самовосприятия, высокий уровень внутренней конфликтности и самообвинения, повышенная тревожность, напряженность и нервозность, которые взаимосвязаны со спецификой поведения женщин в стрессовых ситуациях.

Методы  исследования:

      • Метод эмпирического анализа с использованием наблюдения, беседы и следующих психодиагностических методик:
  • Анкета для выявления возрастного кризиса (авторская разработка).
  • Опросник  Р.С. Пантелеева «Самоотношение».
  • Опросник Ч.Д. Спилбергера «Личностная и ситуативная тревожность».
  • Опросник С. Хобфолла «Диагностика поведения в стрессовых ситуациях».
  1. Метод количественного и качественного анализа экспериментальных данных.

 

Глава 1. Исследование литературы по проблеме исследования.

1.1.Понятие и особенности кризиса  средних лет.

Кризис, от греческого krineo, буквально  означает «разделение дорог». Слово «кризис» несет в себе оттенок чрезвычайности, угрозы и необходимости в действии. Само понятие «кризис» реально означает острую ситуацию для принятия какого-то решения, поворотный пункт, важнейший момент [1,с.150].

Кризис определяется психологически как ситуация невозможности, невозможности  дальнейшего существования в  прежнем статусе, т. е. такая ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей). При упоминании о кризисе имеется в виду острое эмоциональное состояние, возникающее в ситуации столкновения личности с препятствием на пути удовлетворения ее важнейших жизненных потребностей, препятствием, которое не может быть устранено способами решения проблемы, известными личности из ее прошлого жизненного опыта. Психологический кризис - это внутреннее нарушение эмоционального баланса, наступающее под влиянием угрозы, создаваемой внешними обстоятельствами [1,с.140].

В психологии обычно выделяют возрастные кризисы и ситуационные кризисы [1,с.153].

Возраст - качественно специфическая ступень онтогенетического развития человека. Каждый возраст в человеческой жизни имеет определенные нормативы, при помощи которых можно оценить адекватность развития индивида и которые касаются психофизического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития. Эти нормативы обозначаются также как задачи возрастного развития. Переход к следующему этапу происходит в форме кризисов возрастного развития, или возрастных кризисов. Это относительно небольшие по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. Форма, длительность и острота кризиса может значительно различаться в зависимости от индивидуально-типологических особенностей человека, социальных и микросоциальных условий [4,с.158].

В отечественной психологии термин «возрастной кризис» был введен Л.С. Выготским и определен как  целостное изменение личности ребенка, регулярно возникающее при смене стабильных периодов. По Выготскому, возрастной кризис обусловлен возникновением основных новообразований предшествующего стабильного периода, которые приводят к разрушению одной социальной ситуации развития и возникновению другой, адекватной новому психологическому облику ребенка. Механизм смены социальных ситуаций составляет психологическое содержание возрастного кризиса [3,с.134].

Ряд исследователей считают возрастные кризисы нормативным процессом, необходимым элементом социализации, обусловленным логикой личностного развития и необходимостью разрешения основного возрастного противоречия (3. Фрейд, Э. Эриксон, Л. Выготский, Л. Божович). Другие авторы видят в возрастных кризисах девиантное, злокачественное проявление индивидуального развития (С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец).

Выделяют восемь возрастных кризисов. Пять из них приходятся на детский  возраст. Шестой свойствен молодым  взрослым людям. Седьмой кризис переживается в сорокалетнем возрасте (плюс-минус  два года). Восьмой по счету и последний кризис жизненного пути переживается во время старения [4,с.130].

При описании развития взрослых женщин необходимо также учитывать внутриличностную и межличностную гетерохронность, т. е. несовпадение у одного человека темпов развития различных процессов (биологических, социальных, познавательных) и несовпадение этих темпов у разных людей.

Кроме того, нужно помнить, что развитие взрослых, во время которого осуществляются важнейшие личностные выборы (профессиональные, отношение к любви, браку, семье, друзьям, ценностям, своему образу жизни), является суммой не только эволюционных, но и инволюционных процессов [5,с.123].

Помимо отмеченных факторов, осложняющих  периодизацию взрослости, необходимо добавить еще один, может быть, наиболее существенный. Для описания развития взрослого человека недостаточно выделения только биологической и психической линий. Необходимо рассматривать и духовный аспект жизни, поскольку он не только существенно влияет на динамику развития, но и определяет качественные изменения [8,с.120].

Многие авторы (Ниемеля, 1982; Эриксон, 1996), рассматривая периодизацию жизни  взрослого человека, пишут не просто о наличии в ней возрастных кризисов, но и об их необходимости  для продолжения процесса развития. Действительно, в течение кризисных периодов человек совершает важную духовную работу: выявляет противоречия между тем, кто он есть на самом деле и кем хотел бы быть, что имеет и что хотел бы иметь. В эти периоды он начинает понимать, что некоторые моменты своей жизни он переоценивал, а другие -- недооценивал. Человек может осознать, что не проявляет свои способности, не реализует идеалы. При этом у него может появиться смутное чувство, что с ним что-то не так. И лишь когда человек начинает понимать, что ему необходимо изменить что-то не в социальном окружении, а в себе самом, лишь тогда он начинает строить новую жизнь на реальной основе [9,с.150].

Сущностью каждого кризиса является выбор, который человек должен сделать  между двумя альтернативными  вариантами решения возрастных задач  развития. Принятое решение сказывается на успешности и развитии всей последующей жизни [7,с.150].

Основными характеристиками кризисных  периодов, по Выготскому, можно назвать:

- наличие резких изменений в короткие отрезки времени;

- неотчетливость границ кризиса, т. е. трудность определения моментов его наступления и окончания;

- конфликты с окружающими и трудновоспитуемость ребенка, выпадение его из системы педагогического воздействия;

- наличие разрушения в развитии: «на первый план выдвигаются процессы отмирания и свертывания, распада и разложения того, что образовывалось на предшествующей стадии» (Выготский, 1984).

Положения Выготского применимы и  для понимания закономерностей  развития взрослых женщин. [5,с.178].

В отличие от Выготского и его  последователей А.Н. Леонтьев разделяет понятия «критический период» и «кризис». Если критический период -- неизбежный переход с одной стадии психического развития на другую, то при адекватном управлении процессом развития извне кризисов может не быть (Леонтьев, 1981). Возникновение новой деятельности связано с механизмом возникновения новых мотивов, со «сдвигом мотива на цель». Кризис (болезненный, острый период в развитии) не есть необходимый симптом перехода от одного стабильного периода к другому, от одной ведущей деятельности к другой (Леонтьев, 1983).

Д.Б. Эльконин определил кризисы  как переходы от одной системы  к другой (от овладения мотивационно-потребностной  сферой к операционально-технической  и наоборот). При этом переходы между  эпохами названы «большими» кризисами. В этот момент открывается новая эпоха и новый период развития мотивационно-потребностной сферы. Переход между периодами внутри одной эпохи характеризуется как «малый» кризис [3,с.123].

Д. Левинсон рассматривает развитие как регулярную последовательность стабильных и переходных стадий. Примерно в 30 лет возникает необходимость пересмотра своих жизненных схем, причем, если обнаруживается их неправильность, возникает потребность в их изменении. При этом возможна дифференциация перехода по половому признаку: мужчины чаще пересматривают собственные карьерные установки и способы их реализации, женщины -- делают окончательный выбор между карьерой и семьей [8,с.150].

Итак, в целом в отечественной  психологии существуют две принципиальные позиции в понимании критических возрастов.

1. Признание критических возрастов  необходимыми моментами развития, в которых происходит особая  психологическая работа, состоящая  из двух противонаправленных,  но единых в своей основе  преобразований: возникновение новообразования  (преобразование структуры личности) и возникновение новой ситуации развития (преобразование социальной ситуации развития). Это позиция Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина [1,с.134].

2. Признание необходимости качественных  преобразований, которые состоят  в смене ведущей деятельности и одновременном переходе в новую систему отношений. При этом акцент делается на внешних условиях, социальных, а не на психологических механизмах развития. В таком виде позиция представлена А.Н. Леонтьевым, Л.И. Божович и др. В зарубежной, а в последние годы -- и в отечественной психологии многие авторы исходят из представления о нормативности, необходимости кризисов. В настоящее время такой подход является общепризнанным, хотя и идут дискуссии по поводу механизмов кризисов, их привязанности к конкретным возрастам и событиям и т. Д [4,с.140].

 

1.2. Специфика протекания кризиса  среднего возраста у женщин.

Л.С. Выготский (1984) ввел деление кризисного возраста на предкритическую, собственно критическую и посткритическую  фазы. В предкритической фазе возникает противоречие между объективной и субъективной составляющими социальной ситуации развития (средой и отношением человека к среде). В собственно критической фазе это противоречие обостряется и проявляется, обнаруживая себя, и достигает своего апогея. Затем в посткритической фазе противоречие разрешается через образование новой социальной ситуации развития, через установление новой гармонии между ее составляющими [2,с.160].

Предкритическая фаза состоит в  том, что человеку открывается неполнота  той реальной формы, в которой он живет. Такое открытие возможно лишь на основе возникновения представления об иной, новой идеальной форме. Человеку открылось нечто иное, ожидающее его в будущем, образ нового поведения. До подобного открытия человек довольствуется сегодняшними проблемами и их решениями. В переломные моменты жизни этого оказывается недостаточно. Иное, будущее, предстоящее оказывается привлекательным, притягивающим. Обнаружить это открытие будущего можно лишь косвенно, поскольку оно нерефлексивно. Этот этап можно назвать этапом эмансипации: в предшествующий стабильный период ребенок был полностью погружен в текущую ситуацию, теперь эта ситуация представляется ему пока еще как привлекательная, но уже лишь как одна из многих [4,с.160].

Далее наступает собственно критическая фаза, состоящая из трех этапов.

На первом этапе происходит попытка  непосредственно реализовать наиболее общие представления об идеальной  форме в реальных жизненных ситуациях. Открыв новое, иное, отсутствующее у  него, человек сразу же пытается «попасть» в это другое измерение. Специфика этого этапа связана с особенностями самой идеальной формы, с тем, что идеальная форма существует в культуре не обособленно, не сама по себе, а в разнообразных воплощениях [5,с.190].

Далее наступает этап конфликта -- необходимое условие нормального развития в кризисе, позволяющее человеку и окружающим его людям предельно обнажить собственные позиции. Позитивный смысл этого этапа состоит в том, что для человека раскрывается невозможность прямого воплощения идеальной формы в реальную жизнь. До конфликта единственной преградой для материализации идеальной формы остаются внешние ограничители -- старые формы жизни и взаимоотношений. Конфликт создает условия для дифференциации этих ограничителей. Посредством конфликта обнаруживается, что часть из них действительно была связана с теряющими свою актуальность табу (и они затем убираются), но какая-то часть связана и с собственной недостаточностью (неумением, отсутствием способностей). В конфликте с предельной ясностью обнажаются и эмоционально переживаются преграды к реализации идеальной формы. Внешние преграды затем убираются, но остаются внутренние, связанные с недостаточностью собственных способностей. Именно в этот момент и возникает мотивация новой деятельности, создаются условия для преодоления кризиса. Именно в фазе конфликта происходит обнаружение человеком нового «жизненного значения» (Запорожец, 1986) [6,с.145].

Прежде чем критическая фаза завершится, должен произойти третий этап -- рефлексия собственных способностей, должно возникнуть новообразование кризиса. Здесь мы рассматриваем рефлексию как этап кризиса, представляющий собой интерио-ризацию конфликта между желаемым и реальным. Интеллектуальная рефлексия может быть лишь одной из форм рефлексивного отношения к собственным возможностям [1,с.136].

Кризис завершается посткритической  фазой, представляющей собой создание новой социальной ситуации развития. В этой фазе завершается переход  «реальное-идеальное» и «свое-иное» (Эльконин, 1994), принимаются новые формы культурной трансляции идеальной формы (новая ведущая деятельность), происходит поиск нового «значимого другого». Реализуется новая форма -- идеальная, а не идеализированная, полноценная, а не формальная [3,с.160].

Кризис середины жизни у женщин также отличается своими особенностями. Этот важный переходный период примерно для трети женщин приходится на постродительский отрезок жизни, когда дети уже выросли [8,с.150].

 

Анализ структуры мотивационной  сферы женщин среднего возраста показывает изменения в жизненных целях, установках и ценностях, связанных прежде всего с семейным циклом, а не с предсказуемыми возрастными изменениями, а также с этапами профессионального пути. Это означает, что наступление ключевых событий именно в семейном и профессиональном циклах мотивирует выбор определенного статуса и образа жизни женщин среднего возраста -- их основных занятий, радостей и горестей, круга общения [1,с.127].

Так, женщина, которая откладывает  рождение ребенка до сорока лет, часто  делает это для того, чтобы преуспеть в карьере; и, напротив, женщина, рано образовавшая семью и имеющая выросших, достаточно определившихся, возможно, уже вставших на ноги детей, получает значительное количество свободного времени, чтобы заниматься собой, своим самосовершенствованием в личном и профессиональном плане.

Возрастные изменения не являются столь определяющими в формировании мотивационной структуры женщины, как семья и работа. Тем не менее  для нее они представляются более  значимыми, чем для мужчины. Женщины  сильнее, чем мужчины, реагируют на физическое старение. Поэтому сохранение внешней привлекательности и поддержка физической формы также является одной из основных потребностей многих женщин после сорока лет (Крайг, 2003) [8,с.100].

Кризис «середины жизни», как  и другие возрастные кризисы, сопровождают те или иные депрессивные переживания. Это может быть снижение интереса ко всем событиям или удовольствия от них, апатия; человек может чувствовать систематическое отсутствие или снижение энергии, так что приходится заставлять себя ходить на работу или выполнять домашние дела. Часто встречаются переживания по поводу собственной никчемности, беспомощности. Особое место в депрессивных переживаниях занимает тревога в отношении своего будущего, которая зачастую маскируется тревогой за детей или даже за страну в целом. Нередко депрессивные переживания концентрируются вокруг потери смысла и интереса к жизни [5,с.198].

Часто можно встретить проекцию внутриличностного кризиса на свое окружение: социальную обстановку в  стране, семейную ситуацию. Естественно, что проекция кризиса на окружение приводит к попыткам, часто хаотичным, изменить именно окружение: страну, семью, работу. Некоторые женщины в этот период заполняют внутреннюю пустоту рождением еще одного ребенка. При достаточно высоком уровне развития рефлексии люди пытаются осмыслить свое состояние, понимают, что причина кроется не в окружении, а в них самих. В этом случае характерны размышления о собственных достижениях, сожаления о том, что не получилось, но что хотелось бы иметь. Иногда происходит переоценка ценностей [9,с.186].

В некоторых случаях переживание  кризиса происходит настолько остро, что может послужить причиной суицида. Как отмечал Э. Гроллман, для тех, кого опустошают отсутствие истинного самоопределения, разлука  с детством и страх перед грядущей старостью, «кто испытывает муку утраты собственного «Я», смерть может показаться освобождением». И действительно, по его данным, уровень самоубийств в 40--45 лет повышается (Суицидология..., 2001) [7,с.136].

B переходные моменты образ жизни подвергается внезапным изменениям в четырех измерениях.

Первое измерение: внутреннее ощущение себя по отношению к другим

С возрастом возрастает значимость для человека притязания на признание  ценности и уникальности своего внутреннего  мира, а также духовной позиции. Многие представления о себе, которые формировали Я-концепцию человека в период его взросления и продолжают обогащать ее уже у взрослой личности, по-прежнему основываются на собственном организмическом -- в лексике К. Роджерса (1994) -- оценочном процессе (здоровый-нездоровый, красивый-некрасивый, счастливый-несчастливый и т. д.). Этот процесс связан с тенденцией актуализации. Таким образом, Я-концепция формируется в связи с самоактуализацией личности; стремление к актуализации -- мотивирующий стимул развития Я-концепции [2,с.138].

Однако у взрослого человека этот процесс в большей мере контролируется принятыми личностью социальными (культурными, нравственными и др.) понятиями и ценностями. В соответствии с представлениями, устремленностями, критериями оценки определенных социальных групп, к которым относится личность, у нее возникают различные представления относительно личной направленности и способов самоактуализации. Следовательно, Я-концепция включает в себя и то, что связано с определенными стремлениями в самоактуализации. Таким образом возникает конфликт взаимообусловленности [9,с.129].

Самооценка личности зависит от того, кем ей хотелось бы стать, какое  место занять в этом мире, какими методами реализовать свои устремления, и индивидуальных критериев самооценки собственных успехов или неудач. На самооценку влияет уровень достижения личности: она повышается, если притязания личности реализуются, и понижается, если цели не удается достигнуть [4,с.153].

В случаях неудачи личность имеет несколько возможностей поддержания константности Я-концепции:

- каким-то образом объяснить свой неуспех, используя рационализацию;

- отрицать неуспех;

- снизить уровень своих притязаний;

- заняться другой деятельностью, в которой возможна большая успешность.

Я-концепция индивидуализирует  самооценку. То, что для одного является безусловным успехом, другой воспринимает как неудачу.

С возрастом  самооценка становится все более  дифференцированной. Взрослый человек  может очень высоко оценивать  одни свои качества, например свой интеллектуальный уровень, и очень низко другие -- уровень межличностных взаимодействий или физических возможностей. Этот факт дифференциации самооценки некоторые исследователи объясняют тем, что единая Я-концепция с возрастом распадается на ряд независимых друг от друга Я-концепций [9,с.128].

Поскольку развитие человека происходит наряду с хронологическим еще и в  психологическом времени, то Я-концепция  личности имеет индивидуальный временной  контекст.

В среднем  возрасте взрослые люди пытаются быть преуспевающими и состоятельными в самых разных направлениях жизни. Они проходят новые стадии развития вместе со своими взрослеющими детьми, меняются их формы взаимодействия и статус относительно стареющих родителей. Происходят изменения в их общесоциальном положении и в сфере профессиональной деятельности [9,с.187].

Второе измерение: чувство безопасности и опасности

Достигнув среднего возраста, личность начинает испытывать какое-то беспокойное  оживление. Почти каждый хочет внести некоторые изменения в свою жизнь. Ограничения, которые человек ощущает при приближении к тридцати годам, -- это отголоски выбора в двадцатилетнем возрасте, хотя выбор был необходим на том этапе развития. Но теперь человек чувствует себя по-другому. Он осознает сейчас, что какой-то аспект жизни не принимал до этого во внимание. Это внезапное чувство нехватки становится все настойчивее [4,с.165].

Обычно в этом возрасте появляется ощущение, что жизнь, которую вы налаживали с двадцати лет, разваливается. Это  означает, что нужно найти другую дорогу, ведущую к новым представлениям. Возможен развод или, по крайней мере, серьезный анализ брачного союза. Люди, которые наслаждались одиночеством и отсутствием детей, внезапно ощущают желание вступить в традиционный брачный союз, завести детей и сидеть с ними дома [8,с.198].

 

Третье измерение: восприятие времени - достаточно ли у человека времени, или он начинает чувствовать его нехватку?

Большинство людей все чаще задумываются о том, что они смертны и  что их время уходит. У многих людей и в зрелости сохраняется подростковая устремленность в будущее, т. е. установка на то, что происходит еще не жизнь, а подготовка к жизни, а сама жизнь еще впереди. В какой-то момент человек начинает понимать, что будущее преобразовалось в прошлое, а возможность настоящего потеряна. В этом случае довольно рано может появиться ощущение законченности жизни, сожаление о несделанном [9,с.179].

В случае отсутствия контакта человека со своим настоящим возможно искажение  субъективных единиц измерения времени. У женщин -- рост и взросление их детей. В этом случае перспективы определяются будущим их детей. Однако в последующие годы, когда продолжение достижений станет невозможным, а дети начнут строить свою жизнь, у таких людей возможна полная потеря будущего и настоящего. Взамен этого разовьется устремленность в прошлое, сопровождающаяся глубокими негативными переживаниями [4,с.123].

Четвертое измерение: ощущение физического спада

С возрастом происходят изменения  в половой активности мужчин и  женщин. Если же люди плохо информированы о возможных изменениях, у них могут возникнуть те или иные страхи, неправильная оценка действий партнера [4,с.149].

Все эти ощущения задают основной тон жизни и подталкивают его  к тем или иным решениям. Выявление  этих ощущений будет доказывать прохождение респондентами через кризис среднего возраста, что обусловило разработку соответствующего опросника и направление практического исследования [9,с.123].

 

Для женщин наиболее критический возрастной момент наступает примерно в 30-35 лет, а для мужчин - в 40-45. Поэтому иногда ученые выделяют два кризиса среднего возраста – тридцатилетний и сорокалетний – первый может происходить и у мужчин, но чаще проявляется у женщин, а второй, наоборот, более свойственен мужчинам, но может обнаружиться и у женщин.

1.3.Особенности психологической помощи в преодолении кризиса у женщин.

При различных  вариантах кризиса необходимо помочь женщине  задуматься о том, чтобы  поменять свою жизнь, решиться на перемены. Постановка новых целей – лучший путь выхода из кризиса.

Рекомендованно попытаться разнообразить свою жизнь, приобрести новые увлечения – йога, танцы, кружок макраме – что угодно, главное, что они помогают отвлечься и легче перенести кризисное время. Так же не стоит охлаждать свой рабочий пыл, потому что именно в этом возрасте чаще всего происходит назначение на важные посты и должности. И не забывать о позитивном настрое.

На первом месте, по мнению многих психологов, стоит  совет не доводить себя до синдрома хронической усталости и переутомления, так как в таком состоянии  наверняка не избежать кризиса среднего возраста. Ведь часто его спутниками являются раздражительность и утомляемость. Поэтому надо стараться чаще отдыхать и расслабляться. Лучше если это будет при помощи активного отдыха. Поездки на природу всей семьей или же пешие прогулки и т.д.


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.