Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


доклад Обряды и традиции Украины

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 17.05.13. Год: 2012. Страниц: 27. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Обряды и традиции Украины

   Украина, пожалуй, как ни одна европейская держава, богата народными обрядами и традициями, красочность и яркость которых поражает воображение. Обрядовые действия аккумулировали в себе верования и традиции не только христианства, насчитывающего тысячелетнюю историю, но и более древнего верования - язычества. Сотни народов, пришедших со всех концов света и осевших на территории Северного Причерноморья, оставили свой след в обрядах, традициях и ритуалах юга Украины. Работа, проведённая в сотрудничестве с учеными, этнографами, историками и хранителями народных традиций, позволила нам реконструировать и адаптировать к современной жизни ряд обрядов. Обряды подразделяются на религиозные, военные, аграрно-бытовые и охранные (изготовление оберегов и амулетов). Глубокие историко-этнографические знания предоставили нам возможность во время проведения ритуалов объединить некоторые обряды вместе, что сняло их привязку к народно - религиозным праздникам и календарным датам. 

 

Изготовление  оберегов

   Мистическое представление древнего человека о существовании злых сил, создало ряд обрядов, направленных на изготовление предметов, способных защитить его.  
Обереги были предназначены как для бытовых, так и для военных целей. Для изготовления оберега берётся любой предмет, который дорог человеку, который преподноситься в подарок и т. д. В лунную ночь в доме или же на природе при наличии алтаря: в доме - стол, стул, тумбочка; на природе - холм, камень, пенёк; и другого инструментария проводится ритуал наложения необходимых охранных качеств для данного человека. В этот ритуал входят обряды по очистке и защите территории вокруг алтаря, подключение к духам Луны, Земли, Огня и передача их качеств в предмет. Ритуал, проводимый на природе, представляет собой красочную мистерию в лучших традициях язычества.

Мой дом - моя крепость

   В системе родовой обрядности славян очень четко прослеживаются ритуалы и обряды, связанные при строительстве нового дома. Строительство жилья издавна было одним из важнейших событий, связанных с надеждой на счастливую и обеспеченную жизнь. Желание обеспечить надежность, крепость, и уверенность защищенности новой постройки - выразилось в обрядах и ритуалах. Родовые обряды по правильному выбору места застройки и проверки выбранного места, закладки фундамента, цоколя, выгонки стен, закладки из волока и крыши, окончания строительства с постановкой защиты и применением оберегов передавались от деда к внуку на протяжении более 300 лет.  

                                                              Новоселье 
   От правильности проведения обряда новоселья (входын) зависит дальнейшее счастливое и обеспеченное проживание в доме. Ритуал представляет собой народное представление с песнями, застольем, тостами и чествованием членов семьи, как будущих жильцов этого дома, так и родителей и других членов рода, способствовавших постройке дома или усадьбы.

Украинская кухня

   Украина издавна славилась своей кухней. Ее блюда были известны далеко за пределами страны. Это обусловлено, прежде всего, высокими вкусовыми и питательными свойствами, разнообразием используемых продуктов и способом кулинарной обработки. Ведь одних только способов приготовления борща насчитывается более 30, а в его состав входит около 20 наименований различных продуктов.  
   В украинской кулинарии десятки тысяч рецептов блюд, которых отличает простота приготовления и прекрасные вкусовые качества. Украинцы шутят по поводу своей кухни: "У нас просто: борщ, каша и третья кваша". Кому не известны украинские борщи, пампушки, галушки, вареники, коржи, калачи, гречаники, фаршированная рыба, шпигованное сало, жаркое, буженина. Многие блюда отличаются удачным сочетанием овощей и мяса. Особенно вкусны и полезны блюда с грибами: украинский борщ с грибными ушками, карп с грибами, яичница с грибами, грибы в сметане, вареники с картофелем и грибами, утка с домашней лапшой и грибами и другие.  
   Для украинской кухни характерны разнообразные способы приготовления пищи: жарение, тушение, варка, запекание, пассировка. Очень вкусные блюда, запеченные в специальных керамических горшочках: жаркое, вареники со сметаной, тушенная капуста, картофель с мясом и черносливом.  
   Народ Украины славится своей гостеприимностью, ибо "веселый гость - всему дому радость". В украинской хате на столе на вышитом рушнике всегда лежал хлеб, а рядом - соль.  
По древнему обычаю хлеб-соль подносили дорогим гостям в знак глубокого уважения.  
Современное кулинарное искусство сохранило и обогатило давние добрые традиции. И сегодня ни один семейный праздник не обходится без рулетов, кручеников, жаркого, холодца, ветчины, пирожков с капустой, творогом, мясом, грибами, домашней колбасы, голубцов, вареников.  
В украинской кухне нашли свое отражение культурно-бытовые традиции всех регионов. Каждый этнографический район Украины имеет и особенности кухни.  
   Большое внимание в украинской кулинарии уделяется вкусовым качествам блюд, поэтому используется множество пряностей. Для приправ на Украине выращивают тмин, лук, чеснок, хрен, мяту, перец, чебрец, петрушку, пастернак. Немало блюд ароматизируют свежей зеленью укропа, петрушки.  
   Любимые напитки украинцев - квасы (хлебный, свекольный, яблочный, березовый, клюквенный, калиновый, малиновый, грушевый), узвары из сушеных и свежих яблок, груш, слив, вишен, медовая сита, пиво. Распространены также варенуха, пеленка, спотыкач, муселец, разнообразные настойки и наливки из фрукт и ягод.  
   Украинская кухня, как многоцветная мозаика, вобрала в себя рецепты блюд всех многонациональных народов, которые в свое время обитали на нашей территории, а это иранцы, татаро-монголы, народы севера и многие другие. Как ни в какой другой стране, все праздники на Украине сопровождаются богатым застольем, полным дарами щедрой украинской земли. Вы не верите? - Приезжайте и убедитесь сами.

Славянские боевые искусства

   Неотъемлемой частью славянской культуры и истории являются боевые искусства. На протяжении всей истории формирования Киевской Руси происходили военные конфликты с приграничными государствами. Будь это военный поход или оборонительные действия, происходившие довольно часто в то время, от воинов требовалось определенное ратное мастерство. Тысячелетиями от отца к сыну, от деда к внуку передавались навыки рукопашного боя. Записи и описание приёмов не велись, так как это было глубоко переплетено с традициями, обычаями и самим жизненным бытом славян.  
   До наших дней, не смотря на войны и смены идеологий, боевые элементы сохранились в народных танцах, обрядах, дедовских рассказах. Энтузиастам приходилось практически по крупицам восстанавливать древние знания.  
   На территории Николаева уже более 10 лет работает группа энтузиастов, восстанавливая и систематизируя такую казацкую боевую науку как "Спас". Ежемесячно происходят семинары и костюмированные показательные выступления. "Спас" - древняя наука выживания, включающая в себя физические, психологические и даже духовные аспекты. Занимаясь боевой системой "Спас", имеется возможность прикоснуться к своим историческим и духовным корням.

Древняя система знаний - "Спас"

   Исторически так сложилось, что появление Украинского казачества стало необходимым фактором для сохранения не только, и не столько границ державы, сколько для сохранения самого народа. Было естественным, что казачество искало более эффективные формы и методы, как выживания, так и сохранения того пространства, в котором зародилось. И здесь древняя система знаний "Спас", как и в дохристианские времена, снова была востребована. Волхвы, а затем и характерники несли в казачью среду не только знания боевых техник, но и способность жить гармонично с природой, народную мудрость. В период Украинского казачества наступает расцвет "Спаса", особенно его боевых техник и методов сохранения здоровья и жизней. Свою целостность система знаний "Спас" утратила в период гонения за казачеством. В истории Украины "Спас" появляется мозаично, в разных регионах, в разное время, что и приводит к его разночтению сегодня.  
   Сегодня мы говорим, что: "Спас" - это система расширения представлений и возможностей человека для наиболее полного и гармоничного воздействия с миром.  
   Являясь историко-культурным явлением "Спас" был и остается системой развития личности в ее стремлении к самореализации. Создавая условия для успешного развития личности, система "Спас" позволяет приобрести ряд физических и психологических качеств, необходимых для адаптации в конкретных условиях проживания человека, а также развить внутреннюю готовность к наиболее вероятным экстремальным и чрезвычайным ситуациям.  
   Развивая чувственно - образное восприятие "Спас" позволяет формировать новые индивидуальные качества в заданном направлении. Человек приобретает способность самостоятельно, с наименьшими затратами, достигать наибольших результатов своей деятельности. 

Украинские свадебные  обряды сквозь века

   У разных народов свое наследие и обычаи, сформированные на протяжении веков или даже тысячелетий. Обычаи — это лицо народа, взглянув в которое мы сразу можем узнать, какой это народ. Обычаи — это те не писаные правила, которым люди следуют повседневно в своих малейших домашних заботах и наиболее важной общественной деятельности.  
   С незапамятных времен было трепетным отношение к традициям. Даже после принятия христианства украинцы сохранили многие свои народные старинные обычаи, только объединив их с религиозными. И сегодня, спустя тысячи лет, уже непросто обнаружить грань, где в украинских обычаях заканчивается древняя культура, а где начинается христианская.

                                                                         Рождество 
   Одним из основных украинских обычаев является празднование Рождества. В предрождественский день — 6 января — отмечается Святвечер. Основными блюдами на Святой вечер являются кутя — рисовая или пшеничная каша с медом, изюмом и маком, а также узвар — компот из сухофруктов. Всего, по обычаю, в Свят вечер подают 12 постных блюд. А вот 7 января, на само Рождество, готовят большой семейный стол. Так как пост закончился, на стол подают разнообразные мясные блюда. 
   По обычаю, под вечер Рождества гурьба колядников ходила с торбами для сбора гостинцев. Они выбирали себе главного — Березу (или Березая), латкового (который собирал сало и колбасы), казначея, хлебоношу, звездаря (носил зарю), танцоров, звонарей, скрипачей и т.д. Коляда длилась несколько ночей, пока не обходили каждый дом в поселении.

                                                                        Масленица 
   Еще один популярный украинский обычай — неделя Масленицы. Этот праздник существовал на Руси ещё в дохристианские времена. Обычай предполагает проводы зимы и встречу весны. После появления христианства на Руси Масленицу отмечают в последнюю неделю перед Великим постом. Основные отличия праздника — это блины и народные гуляния. 
   В древней Руси блин считали символом солнца, так как он, подобно солнцу, тоже жёлтый, круглый и горячий, и верили, что съедая блин, люди получают частичку его тепла и силы.

                                                           Ивана Купала 
   Ивана Купала, так же Иванов день, — является одним из народных обрядовых обычаев. Его история уходит в очень глубокую древность. Праздник связан с периодом летнего солнцестояния, поворотом солнца к зиме. Его отмечают в ночь на 7 июля или по старому стилю 24 июня, когда чарующая красота природы создает сказочный пейзаж, на котором и происходят магические купальские забавы.  
   Ночь на Ивана Купала, чаще всего очень темная, а чары в эту ночь особо могущественны. В эту пору, по поверьям, созревает много магических растений, которые нужно собрать до восхода солнца. Целительна купальская роса, которой, по обычаям, необходимо умыться.  
   В эту ночь просыпается «нечисть», слышен говор животных, распускается папоротник, он возгорается дивным огнем, сразу гаснет и осыпается. Тому, кто сорвет этот цветок, откроются богатства всей земли и он обретет всемогущество. Широко известны купальские гадания: девушки бросают венки в воду и наблюдают за ними, чей венок быстрее всех поплывет, та и выйдет замуж раньше других.  

Народный календарь

   Одним из наиболее полных проявлений культуры является обрядовый календарь. С давних пор почти каждый день украинца был упорядочен ритуалами. Сложились эти традиции еще во времена язычества и со временем гармонично вплелись в христианскую обрядность.   Наибольшими торжествами стали праздники Пасхи, Рождества, Троицы, которые являются сегодня государственными праздниками. 
   Вот как описывает Святой вечер перед Рождеством Олекса Воропай в книге "Обычаи нашего народа". 
"...С давних времен у нас на Украине словом и делом, словесным произведением и магическим актом, всей обстановкой люди создают в этот день атмосферу богатства, счастья , мира и покоя в своем доме.  
   Еще до рассвета, как только день синим проблеском заглянул в хату сквозь замерзшие оконные стекла, хозяйка приступила к работе. Первым магическим действием было добывание нового огня. Хозяйка достала из покуття (это угол в хате, который расположен по диагонали от печи, «лицом к солнцу». В покутте всегда висели одна или несколько икон, украшенные вышитым рушником, и хранились предметы культурно-ритуальной ценности) кремень и огниво, которые последние двенадцать дней лежали под образами. Она перекрестилась трижды и, став лицом к восходу солнца, высекла "новый огонь". Этим огнем она разожгла в печи двенадцать поленьев, которые припасла и сушила двенадцать дней последнего месяца. 
   Через несколько минут в печи уже пылают сухие дрова; на противоположной стене движется химерная тень. 
   Хозяйка повязала платок, засучила рукава и принялась готовить двенадцать кушаний Святого вечера: поставила в печь узвар (компот из сухофруктов), варит горох, фасоль, жарит капусту, рыбу, лепит вареники, готовит картошку, грибы, кашу гречневую с конопляным молоком, голубцы с пшеном, коржи с маком и кутью из толченой пшеницы. Во всем ей помогают дети, а больше всего - старшая дочь. 
   В этом богатом, но постном ужине хозяйка представляет основные плоды поля, огорода и сада. Будто дает отчет новому году за свое богатство в минувшем году ." 
   На период святок прекращались все хозяйственные работы, за исключением некоторых самых необходимых. Несоблюдение этих правил, по народным нормам, считалось греховным и угрожало нарушителям всяческими несчастьями. Интерьер жилья приобретал праздничный вид. Часто дом украшали вышитыми рушниками, искусственными бумажными цветами и вытинанками - кружевными бумажными вырезками, которыми украшали стены.                Изучение, сохранение и распространение традиционной народной культуры является ныне одним из первоочередных заданий большинства стран европейской культурной традиции. Особенно актуальным оно является в странах, где на рубеже третьего тысячелетия традиционная культура не просто исторический факт, но и живая реальность. Одной из таких стран и является Украина. 
   Народная культура и искусство украинцев справедливо считаются одними из богатейших достояний культурной сокровищницы европейских наций. Многогранность жанров и совершенство форм, поэтичность и высокий лиризм, глубокая философичность украинского фольклора возвышаются вершинами среди гор народной живописи и гончарства, искусства орнамента и вышивки, ткачества и портняжничества, архитектуры и резьбы по дереву, керамики и искусства росписи писанок, мосяжництва (художественная обработка кожи) и кузнечества.

   Праздничная трапеза накануне Рождества (Святой вечер, богатая кутя, вилия), носила торжественный характер. Под образами расстилали чистое сено, на которое ставили горшочек с кутей - пшеничной кашей, подслащенной медом, с маком и орехами. Земляной пол укрывали соломой. Обязательно на Святой вечер (Сочельник) хозяин заносил в дом сноп пшеницы, ржи или овса - "дидух" - и ставил его на покутье. Через несколько дней он или кто-то из колядников обмолачивал этот сноп. Собранным из него зерном было принято начинать следующий посев. 
В подольских селах праздничный стол также устилали сеном, по углам клали чеснок (он выполнял роль оберега), а потом покрывали скатертью. Кое-где под стол клали топор. На него все члены семьи ставили ноги, "чтобы были такими же крепкими". Сам ужин состоял из 12-ти блюд. Это должно было обеспечить благополучие людей в следующем году. Поэтому даже беднейший крестьянин прилагал все усилия, чтобы встретить Рождество как можно лучше. Начинали ужин с кути. Среди подолян широко бытовало поверье, что души умерших родственников принимают участие в праздничной трапезе, их обязательно вспоминали добрым словом. Для них после ужина оставляли еду на столе (мыть посуду в этот день считалось грехом). На ночь все члены семьи клали свои ложки в горшок с кутей. Это делалось для того, чтобы обрядовой каши могли поесть предки. Таким же способом часто гадали: если утром чья-нибудь ложка была перевернута - это пророчило смерть ее хозяина в следующем году  
Праздничный стол должен был впечатлять своим разнообразием, хотя и продолжался пост. Самым главным блюдом на столе в этот вечер являлась, безусловно, кутя. Рецептов ее приготовления существует несколько. Рождественская кутя готовится из пшеницы, меда, орехов и др. В продолжение всех праздников, до Крещения, кутя должна стоять на самом почетном месте в доме. Принято на Богатую кутю поминать души умерших родственников. 
Верили также, что на Святой вечер скот может разговаривать. Было принято кормить коней, волов и коров хлебом. На Святой вечер совершался обмен ритуальными блюдами. Ужин, который посылали родственникам, крестным родителям, бабке-повитухе состояла, как правило, из главных ритуальных блюд стола: кути, рыбы, хлеба, пирогов и др. Принимая обрядовую еду, хозяева благодарили и тоже передавали дары – такие же блюда со своего стола. Таким образом, обмен ритуальным ужином символизировал родство двух семей, их симпатию и взаимную щедрость. Детей, которые приносили ужин, угощали, одаривали гостинцами – пирожками, орехами, яблоками, конфетами.

   Накануне или в первый день Рождества вечером начинали колядовать. Группы мужчин, молодых парней заходили во двор каждой хаты, песнями славили хозяев, желали им здоровья, достатка, исполняли ряд обрядовых действий, за что получали награду. В основе этих обходов лежало магическое действие «первого дня», согласно с которым высказанные в период празднеств пожелания должны стать реальностью. Группа парней-колядников во главе с «березой» (парнем, который носил церковный колокольчик как признак власти) шла в первую очередь к священнику и колядовала у него в сенях или под окном. От священника шли к пану, а потом колядовали у каждого хозяина, в каждой хате. Деньги, собранные за колядование, а также пряжа, хлеб, яйца и др. поступали в собственность церкви. Колядки пели в несколько голосов, чаще а сapella, иногда в сопровождении подольских троистых музыкантов (скрипка, цимбалы, бубен).

   Через неделю после коляди, накануне Нового Года – Щедрый вечер. Это – отголоски, по всей видимости, дохристианского обычая. По христианскому календарю – это день преподобной Меланы. В народной традиции оба праздника объединились, и теперь имеем Щедрый вечер или праздник Меланки. Если на Святвечер готовили Богатую кутю, то на Меланки (13 января), день, который предшествует Василию, или же Новому году – Щедру, которую заправляли смальцем. Именно поэтому этот вечер и называется Щедрым. Ужинать, как и на Святвечер, садится вся семья. Очень важно, чтобы одежда в этот день была тщательно выстиранная и чистая. После ужина надо было обязательно зайти к соседям и попросить друг у друга прощения за возможную вину, чтобы Новый год встретить в мире и согласии.  Надднепрянская Украина и Гуцульщина празднуют Щедрый Вечер как важный праздник рождественского цикла с хорошо развитой обрядовостью. Галицкое Подолье не празднует, т.к. Щедрый Вечер у галичан – накануне Крещения, тогда как на Надднепрянщине это – «Голодная кутя», Богоявление предвечерья. 
Только сели за стол, а под окном уже и щедруют:

 
«Щедрый вечер, пан хозяин. Стереги, Бог, твой товар, Твой товар, всякий достаток, Молим Бога за отца, за матерь. Добрый вечер!»

 
На Украине на Щедрый Вечер  отец прячется от детей за пирогами – символом щедрости, богатства! 
«Вечером, когда зоря засияет, мать, бывало зажжет свечку перед образами, обкурит ладаном хату и поставит глиняную миску с пирогами на стол. Отец сядет на покутье и голову наклонит – прячется за пирогами. А мы, дети, делаем вид, что не видим его:

 
- Мама, а где наш отец? 
- А разве же вы меня уже не видите, дети? 
- Не видим, отец! 
- Дай, Боже, чтобы и в следующем году вы так меня не видели!

 
Вот так, бывало, отец скажет, перекрестится  и приглашает всю семью к столу, на «щедрую кутю» - «чтобы в достатке и покое других праздников дождаться!» 
   Особого внимания заслуживают девичьи гадания. Что только не делали девушки, чтобы узнать, что им готовит им привередливая судьба. Попробуйте, хотя бы такое: перед сном положите под подушку гребешок, при этом приговаривая: « Суженный мой ряженный, расчеши мне голову! Тот, кто во сне будет расчесывать голову, тот и будет Вашим суженным. 
   Если выйти во двор в полночь, то можно услышать, по народному поверью, как Новый год прогоняет старый. В первый день Нового года наиболее распространенным был, да и остается сейчас, обряд засевания. Считается, что этот обряд пришел к нам еще из дохристианских времен, ведь наши предки встречали Новый год не зимой, а весной, и поэтому обряд засевания связан с надеждами на хороший урожай. Засевали в основном дети, причем наиболее щедро одаривали тех, кто пришел в дом первым. Существовали, кроме засевателей-одиночек, целые ватаги засевателей. В таком случае этот интересный обряд превращался в настоящее представление, где главными действующими лицами были Василий, Меланка, циган и другие.

   Чтобы глубже понять цену и значение культуры искусства нашего народа, нужно сказать несколько слов о нашей народной культуре, частью которой является народное искусство. Песня и рушник, дума и музыка, танец и цветастая одежда, юмор и изобразительное искусство – все одно целое, которое создавало неповторимый национальный образ нашего народа, как и каждой нации. Цельный образ нашей народной культуры можно наблюдать во время выдающихся событий быта, - скажем, свадьбы, которую можно без преувеличения назвать народной оперой, которая исполняется в течении недели в сопровождении всех проявлений украинской национальной культуры. Объединяются в этой опере песня, музыка и танец, что на фоне декорированной народным искусством хаты в самом красочном убранстве ее участников представляет собой по сути непревзойденную по красоте бытовую картину. Каждое проявление народного творчества тут было неотделимо в своем взаимодействии. Тут вы услышите песни дружек и бояр, хоровые песни всех учасников свадьбы, а так же сольное пение свитилок и свашек, троистых музыкантов, шутки, поговорки, обычаи, танец, игру кобзарей, лирников. На стенах хаты увидите лучшие ковры и рушники, под которыми красуются красочные картины из народной жизни, истории, неповторимые «мамаи», народные образы. На резных узорчатых полках для посуды – художественно расписанная посуда, а на столах пышные скатерти, свадебная ритуальная посуда: разнообразные рюмки для водки, деревянные расписанные миски для коровая, макитры, кувшины и т.д. Одежда на участниках изысканное, красочное до экзотики. Услышите звонкую, задушевную, ласковую речь. То же самое можно наблюдать и на других ритуальных зрелищах или по поводу больших праздников. Да и не только во время важных событий или праздников. И будни были пронизаны творческой жизнью народа, который в труд вкладывал свою поэтическую душу. 

   Последнюю перед Великим постом неделю нужно провести весело, т.к. впереди целых семь недель сурового поведения и всяких ограничений. Каждый день этой недели имел определенные особенности и интересные обычаи. Рассмотрим каждый из них. 
   В понедельник женщины шли в корчму и начинали праздник Масленицы. Если же к их компании хотели присоединиться мужчины, то им на шею цепляли колодку, снять которую можно было только выставив магарыч. Во вторник женщины опять в корчме. После гуляния в корчме все выходили на улицу, где устраивались веселые забавы, которые длились почти весь день. 
   Среда не связана с какими-нибудь действами и называется «Знобы-бабы». Понятно, что Масленица это настоящий рай для женщин, т.к. в Четверг они опять садятся за стол и поднимают рюмки. К тому же в этот день нельзя шить и прясть. В пятницу зять должен угощать свою тещу. После этого зять должен покатать свою тещу по улицам села или же города. Причем сервис в таком случае напрямую зависит от характера тещи, т.е. злую и сварливую везут по неровной дороге, и наоборот, если теща добрая, то и дорога ровная как струна. Суббота не отличается интересными обрядами. Наиболее торжественно отмечают воскресенье. Специально к этому дню готовили вареники с творогом, в отличие от российских  блинов. Проводились массовые гуляния, игры, забавы. В этот день нужно обойти всех родственников и соседей и попросить прощения за все обиды, чтобы очиститься перед Великим постом от всякой скверны. Нельзя также употреблять водку, перед сном нужно тщательно прополоскать зубы, чтобы черты не вытянули сыр, который остался после Масленицы, вместе с зубами. 
   Шестое и последнее воскресенье семинедельного Великого поста называется Вербным, а неделя перед этим воскресеньем - Вербной. В дохристианские времена перед праздником весеннего обновления природы  целую неделю праздновалось чествование Матери Вселенной - вербы. И до сих пор сохранились его обряды и название - "вербная неделя", "вербное воскресенье", "вербница". Верба вошла и в христианские верования. Как утверждают легенды, именно вербовые ветви бросали под ноги Иисусу Христу, когда он последний раз шел в Иерусалим. 
   В церквах в этот день проходят пышные богослужения с обязательным освящением вербовых ветвей. Придя домой, нужно несколько раз хлестнуть своего ребенка освященной веткой, при этом приговаривая: 

Не я бью – верба  бьет: 
Будь большой, как верба, 
А здоровый, как вода, 
А богатый, как земля!

 
   Ни в коем случае нельзя выбрасывать освященные веточки, ведь они помогают излечиться от разных болезней, дурного глаза. К тому же, если Вы сохраните освященную вербовую веточку, то она защитит Ваше жилище от пожаров. 
   Последнюю перед Пасхой неделю называется Страстной седмицей, в память святых страстей Господних. Каждый ее день приближает нас к торжественному событию - Светлому Воскресению Христа. Эта неделя самого строгого поста. Нельзя не только употреблять  скоромное, но и петь, танцевать. Больше всего  обрядов и действ приходятся на Страстной, или так называемый Чистый четверг. Традиционно в этот день выпекают паски. Паска - это не просто ритуальный хлеб, она символизирует тело Христово, и к ее изготовлению нужно относиться с особенным вдохновением и трепетом. Перед тем, как выпекать, необходимо помолиться, чтобы очистить Ваши мысли и помыслы. В Чистый четверг необходимо подготовить к Пасхе свое тело, то есть тщательно вымыться, особенно это касается детей и больных, ведь вода на Чистый четверг смывает все болезни и защищает от неприятностей. Сделанная в Чистый четверг страстная свеча защищает жилище от пожаров, тех, кто в ней живет - от болезней. Именно эта свеча приносит живой огонь, который в этот день зажигают в церквях. Необходимо несмотря ни на что, и ни в коем случае не затушив, донести тепло пасхального огонька до своего дома. Существует поверье, что на Чистый четверг Бог отпускает на землю души праведников, чтобы они могли отпраздновать «Мертвецкую Пасху». Поэтому, зайдя поздно ночью в церковь, можно, по народным верованиям, увидеть, как покойники воспевают Воскресение Христово, а церковную службу служат священники, которые  умерли. Только встречаться с ними не нужно, потому что они в это время становятся особенно агрессивными. 
   Самый грустный день недели – пятница, потому что именно в этот день Христос умер. Нельзя вообще ничего кушать, петь, слушать музыку. Вечером нужно идти в церковь, где выносят Плащаницу, которая символизирует тело умершего Христа. Нельзя шить, стирать, резать что-нибудь. Нарушать этот запрет - грех. 
   В страстную субботу идут приготовления к Пасхальной праздничной трапезе. Для хозяек это наиболее хлопотливый день, нужно все приготовить, испечь, сварить. В этот день красят яйца и делают писанки. О красоте украинской писанки известно всем, ей даже стоит памятник в Канаде. Для пасхальных яиц преимущественно используется красный цвет, потому что это символизирует кровь Христова. Шелуха от яиц, которые треснули, не выбрасывается, а относится к реке и пускается на воду. По легенде через 25 дней она приплывет в счастливые рахманские края и сообщит душам праведников, которые там живут, о Светлом Христовом Воскресение. 

   Основу праздничного календаря составлял 12-месячный год. Он был связан с тремя солнечными фазами: зимним и летним солнцестоянием, а также летним равноденствием. Христианство пришло на Русь из Византии, имея свои собственные традиции и тщательным образом разработанный культ. Внедряя свой литургийный календарь событий "священной истории", христианская церковь пыталась искоренить "богопротивные" традиции языческих верований и обрядов. Этот процесс религиозного «двобоя» затянулся на долгие века и не увенчался окончательной победой православия. И сейчас во многих действах, посвященных церковным праздникам, можно узнать пережитки древних языческих традиций.  
   В календаре жителей Подолья не было четких разграничений между зимними, весенними, летними и осенними сезонами. Каждый из них логично переходил в следующий, создавая замкнутый цикл вечного кругооборота природы, чередования периодов работы и отдыха. Самым благоприятным для крестьянского досуга был зимний период, особенно насыщенный многообразными обычаями и обрядами. Праздником, когда "вводится лето в зиму", на Подолье считали Введение (21 ноября по старому стилю). С этой датой связано немало примет, прогнозов и магических обычаев. Характерным обычаем Введения был приход первого гостя - "полазника". В основе его лежит "магия первого дня" - вера людей в счастливую или несчастливую примету. На Введение не заходила первой в дом женщина или девушка - это могло принести несчастье. Однако визит мужчины обещал счастье и благосостояние. "Магии первого дня" придерживались и в другие праздники (на Николая (6 декабря), на Анны (9 декабря) и на Рождество (25 декабря)).

Религиозные праздники

22 марта - Сорок мучеников

   Первым самым большим праздником, который открывает весенний цикл является день сорока святых. Природа начинала оживать от зимней спячки и люди уже ждали весну. Предвестником весны является прилет перелетных птиц. Именно на сорок святых устраивали обряд встречи пернатых. Для этого женщины накануне выпекают специальное печенье - "жаворонки", "голуби". Потом это печенье, или дарят соседям, или же вывешивают на деревьях.

   Еще устраивают обряд сожжения соломенного чучела которое символизирует собой зиму.    Девушкам надо угостить ребят сорока варениками с творогом, школьники приносили своему учителю сорок бубликов. Если в этот день тепло, то столько дней будет теплая погода, а холодно - быть сорока морозам.

30 марта - Алексея - человека Божьего

   По народному поверью, да и по климатическим наблюдениям ко дню Алексея приходит настоящее тепло, поэтому народ дал еще одно название этому дню - Теплого Алексея.  Этого дня больше всего ждут пасечники, ведь пчелы именно на Теплого Алексея должны впервые облететь вокруг своего улья, то есть проснуться от длинной зимней спячки. Каждый пасечник придает процедуре пробуждения пчел особенное, где-то магическое значение. Поэтому и молились святому Алексею, чтобы дал он хороший урожай меда.

   Охотники также не обделены. Именно на Алексея покидает свою берлогу медведь, а лисицы, будто бы, переселяются из старых нор в новые. В этот день, согласно легенде, они слепые и глухие, поэтому и становятся легкой добычей.

   На Алексея возвращаются из теплых краев журавли и люди как только можно стараются задержать их около своих жилищ. Для этого дети должны выйти на улицу и кричать вслед этим птицам: "Журавли, журавли, мы вам дорогую перейдем!".

 
7 апреля - Благовещение

   Один из наиболее великих православных праздников, который связан с благой вестью, что известил Деве Марии Архангел Гавриил.

   Украинцы считали, что именно в этот день Господь благословляет растения, которые постепенно воскресают после зимней спячки. Работать запрещается, в особенности беременным женщинам. Даже птички в этот день, не смотря на занятость, не строят своих гнезд. На Благовещение был также обычай отпускать на волю птиц. Любое животное, то ли конь, то ли собака, рожденное на Благовещение, будет иметь какой-нибудь недостаток.

   Ни в коем случае нельзя занимать огонь, так как тогда пожара Вашему жилью не миновать.

   Если к Благовещению люди еще ждали прихода весны, то после считалось, что она окончательно утвердилась в своих правах, тем не менее зима еще может сказать свое весомое слово.

На Благовещение зимы не ругай, а саней не прячь. 
Хорошая погода - хороший урожай

 

Вербное воскресенье

   Последнее воскресенье перед Пасхой называется Вербным. В соответствии с библейским описанием Христос за неделю до своего Воскресения въехал в Иерусалим на осле. Признательный народ устилал ему дорогу пальмовыми ветвями, поэтому у католиков этот праздник именуется Пальмовое воскресенье. У нас же в силу того, что украинская флора не богата на пальмы эти функции взяла на себя верба. И это не удивительно, так как именно она первой пускает побеги, ощутив приход весны.

   В церквях в этот день проходят пышные богослужения с обязательным освящением вербовых ветвей. Придя домой надо несколько раз стегнуть своего ребенка освященной ветвью, при этом приговаривая:

Не я бью - верба  бьет: 
Будь большой, как верба, 
А здоровый, как вода, 
А богатый, как земля!

   Ни в коем случае нельзя выбрасывать освященные веточки, ведь они помогают от разнообразных болезней, дурного глаза. Вдобавок, если Вы сохраните освященную вербовую ветвь, то она защитит Ваш дом от пожаров.

Страстная неделя

   Последняя перед Пасхой неделя называется Страстной, в память о святых страстях Господних. Каждый его день приближает нас к торжественному событию - Светлому Христовому Воскресению. Это неделя наиболее сурового поста. Нельзя не то что употреблять скоромного а и, даже, петь, танцевать. Правда такие запреты касаются любого из постов, но больше всего их нужно придерживаться именно перед Пасхой. Рассмотрим каждый из дней этой недели.

   В понедельник надо к Пасхе подготовить свое жилье - покрасить, помыть, почистить.

   Во вторник надо подготовить одежду, постирать белье.

   В среду завершаются все хозяйственные работы. Надо убрать дом, вынести весь мусор. Надо также заготовить яйца для пасхальных яиц и писанок, подготовить все необходимое для их изготовления.

   Наибольшее же количество обрядов, действ и примет приходится на Страстной, или т.н. Чистый четверг. Традиционно в этот день выпекают куличи. Кулич, это не просто ритуальный хлеб, он символизирует тело Христово и к его изготовлению надо относиться с особым вдохновением и трепетом. Перед тем как начать выпекать необходимо помолиться, чтобы очистить Ваши думы и помыслы. На Чистый четверг необходимо подготовить к Пасхе свое тело, то есть тщательно вымыться, в особенности это касается детей и больных, ведь вода на Чистый четверг смывает все болезни и защищает от неурядиц. Изготовленная на Чистый четверг страстная свечка защищает жилье от пожаров, тех кто в нем живет от болезней. Именно эта свечка приносит живой огонь, который в этот день зажигают в церквях. Необходимо во что бы то ни стало, и ни в коем случае не погасив, донести тепло пасхального огонька к своему дому.

   Существует поверье, что на Чистый четверг Бог отпускает на землю души праведников, чтобы они могли отпраздновать "Мертвецкую Пасху". Подойдя поздно ночью к церкви можно, за народным поверьем увидеть, как покойники прославляют Воскресение Христово, а церковную службу служат священники, которые давно умерли. Только встречаться с ними не нужно, так как они в это время особенно агрессивные.

   Наиболее печальный день недели, это пятница, так как именно в этот день Христос умер. Нельзя вообще ничего есть, ни петь, ни слушать музыку. Вечером надо идти к церкви, где выносят Плащаницу, которая символизирует тело умершего Христоса. Нельзя шить, стирать, что-либо резать. Нарушив этот запрет Вы получите очень большой грех.

   В страстную субботу идут приготовления к Пасхальной праздничной трапезе. Для хозяек это наиболее хлопотливый день, ведь нужно все приготовить, испечь, сварить. В этот день красят яйца и изготовляют писанки. О красоте украинской писанки известно многим, ей даже стоит памятник в Канаде.

   Для пасхальных яиц преимущественно используется красный цвет, так как он символизирует кровь Христову. Шелуха от яиц, которые треснули, не выбрасывается, а относится к речке и пускается по воде.

   Согласно легенде через 25 дней шелуха приплывет в счастливые рахманские края и сообщит душам праведников, которые там проживают, про Светлое Христовое Воскресение.

Пасха

   Праздник праздников, самый главный православный праздник (в отличие от католиков, где пальма первенства отдается Рождеству). В этот день душа словно переполняется светлой радостью, этому оказывает содействие и природа, которая сбросила оковы зимнего сна и в единой гармонии с Вселенской радостью встречает воскресшего Христа.

   В ночь на Пасху спать нельзя вообще, так как проспишь все на свете. Вечером все идут в церковь на всенощную. В красивых корзинах к церкви несутся разнообразные кушанья - сало, хрен, печень, голубцы, все на что способна кулинарная фантазия, кроме водки. Торжественная процессия с певчей и священником освящает и благословляет все это добро.

   Во время пасхального богослужения можно обнаружить ведьм. Они могут трогать руку священника, а также стараются во что бы то ни стало остаться в храме после короткого вечернего богослужения, когда все люди должны выйти из церкви.

   Возвратившись домой начинали разговляться, но перед тем как сесть за стол девушкам надо было умыться водой, в которой лежит свяченое Пасхальное яичко, чтобы она была такой же красивой и румяной. Еще один совет, для тех кто хочет вывести тараканов. Вернувшись из церкви надо провести такой диалог: "Что мы сейчас будем есть? Свяченые яйца и кулич. А тараканы, что будут есть? Сами себя..."

   Каким бы не было кулинарное разнообразие на столе, но начинать обед всегда надо лишь с кулича. Даже крошки этого хлеба, которые упали наземь ни в коем случае нельзя выбрасывать в мусор. Отрезанную горбушку надо сохранять всегда, как талисман, который приносит лишь счастье.

   Существует большое количество пасхальных забав. Наиболее известная нам сейчас - это игра в битки, когда дети, да и не только, выбирают пасхальные яйца и стучат ими одно об другое. Чье разобьется тот и проиграл. Очень популярными когда-то были и подвижные забавы, такая как игра в "Жучка", или "Длинную березу" и еще много других.

   Тот кто умрет на Пасху считается очень счастливым, так как именно в этот день ворота рая открыты, и душа без всякого суда попадает туда.

   Считается, что в Пасхальную ночь открываются все земные сокровища, которые брезжат на земле волшебными огоньками, тем не менее увидеть их может лишь самый младший ребенок в семье, да и то если помыслы его чисты.

   На протяжении сорока дней после Пасхи, вплоть до Вознесения каждый православный христианин должен приветствоваться друг с другом словами "Христос Воскрес!" и получать в ответ подтверждение этих слов "Воистину воскрес!"

   Вся следующая неделя после Пасхи называется Светлой и празднуется как один день.

На Пасху первый раз кукушка закукует. Не каждый день Пасха, а хлеб не кулич.

 

Радуница - Пасхальное поминовение усопших

   Певый понедельник после светлой седмины церковный календарь называет Радуницей, или же Пасхальным поминанием умерших родственников. В народе этот день имеет и другие названия: Гробки, Проводы, Деды. Хотя в народе большей частью поминали покойных родственников в последнее воскресенье светлой седмицы.

   Очень людно в этот день на кладбищах. Придя на заранее приготовленные и убранные могилки надо, покатав освяченым пасхальным яйцом по могиле, поздороваться с покойным как с живым: "Христос Воскрес!" и покойник непременно ответит: "Воистину воскрес!". Над каждой могилой певчая и священник обязательно должны отправить панихиду. Накануне гробков надо сходить в церковь отправить панихиду продуктами. Потом эти продукты надо отнести покойному, чтобы он также причастился к Вселенской радости Светлого Христового Воскресения. Уже с субботы нельзя вспоминать покойников, как умерших, ведь они живые и находятся среди нас.

   По окончании этих действ все кто присутствует на кладбище собираются на общую трапезу, центральным кушаньем которой считается колыво, то есть пшеница-кутья, которую называют главным кушаньем покойников.

6 мая - Юрия (Георгия)

   В народном календаре существует два праздника Юрия - зимний 9 декабря и весенний 6 мая. Весенний Юрий считается покровителем земледелия и животноводства (само имя Юрий означает "земледелец"), свойских и диких животных. Юрий, или же Георгий опекается также молодыми девушками, которые шлют ему свои молитвы.

   С днем Юрия связан обряд выгона на подножный корм коров. Этому процессу наши предки придавали особою значимость. Одной из наиболее почитаемых профессий были пастухи, так как коровы в тогдашнем хозяйстве, да и сейчас, играют роль кормилицы рода, своеобразной берегини.

   С этого дня начинают пахать нивы. По традиции сначала пашут у слабых и немощных людей.

   Особой целебной силой обладает в этот день роса, которую Юрий спускает на землю. Юрьева роса исцеляет от болезней, ею надо умываться тем у кого плохое зрение.

22 мая - весенний Николай

   В народном календаре, как известно, существует два дня Николая, это зимний Николай (19.12) и весенний (22.5). Весной церковь почитает перенесение мощей Николая чудотворца из города Ликия в итальянский город Бар.

   Николай покровитель водной стихии. Он опекается моряками и рыбаками. Равно как и на день Юрия особое внимание уделяется обрядам связанным с животноводством. Более всего этот день празднуют на Западе Украины.

От Николая до лета двенадцать заморозков.

Вознесение Господне

   В соответствии с библейским рассказом на 40-й день после своего Воскресения Христос, несколько раз явившись своим ученикам, вознесся на небо и занял там место близ своего Отца. Именно в честь этого события православной церковью установлен праздник Вознесения Христового. В храмах в этот день выносят и прячут плащаницу, поэтому после Вознесения уже нельзя приветствоваться словами: "Христос воскрес!". Характерно, что Вознесение всегда приходится на четверг.

   На Вознесение, которое кое-где в народе именуют еще Восшествием, лучше всего растет трава. В этот день выпекали специальное печенье в виде лесенок.

   В этот день годится помянуть своих умерших родственников.

Молодежь, как и годится, на природе устраивает разнообразные забавы. 

 

Зеленая неделя

   Последняя перед Троицей неделя в народе называется Клечальной, или же Зеленой. Зеленая неделя это время особой активности всякой нечисти, в особенности русалок, которые только и смотрят лишь бы заманить и защекотать красивого парня, или же девушку. Так что остерегайтесь ходить по полям и берегам речек. Этот запрет не касается лесов и длится вплоть до начала Петрового поста.

   Чтобы сохранить свое жилье от посягательств нечистой силы надо украсить его травами и ветвями деревьев, кроме осины, которая считается грешным деревом, так как именно она пустила гвозди во Крест Господний, поэтому осиной украшают лишь самые уголки в дому.

   Особой силы приобретают врачебные травы. Наибольшую целебность они имеют в пятницу. Даже роса, собранная в этот день, помогает тем у кого больные глаза.

   Девчатам на этих днях надо побеспокоиться о венках, так как они являются символом праздника Троицы и оберегают от русалок. Венки изготовляются, большей частью из ветвей березы, или же из живых цветов. После использования их нужно сохранять на почетном месте в доме вплоть до первого дня Петровки.

 
Троица

   На 50-й день после Пасхи православная церковь празднует Пятидесятницу. В Библии говорится, что именно в этот день на апостолов сошла благодать Духа Святого.

   В народе праздник Троицы отмечается три дня. Первый день, это Зеленое, или Клечальное воскресенье, второй - Клечальний понедельник и третий - Богодухов день.

   В Зеленое воскресенье надо быть в особенности осторожными, так как это день наибольшей агрессивности мавок, русалок, потерчат и другой нечисти. На Зеленое воскресенье девушки с помощью венков гадают. Для этого нужно пойти к пруду (и снова же таки не забывайте об осторожности!) и пустить венки по воде, если они сойдутся, то девушка в этом году выйдет замуж. В Зеленое воскресенье надо сходить на кладбище и помянуть умерших родственников, обязательно оставив им любые кушанья. После этого устраиваются разнообразные гуляния с скоморохами и ряжеными.

   В Клечальный понедельник после церковной службы освящают поля, чтобы Господь защитил их от града и пожаров. Дети устраивают интересные игры. Одна из них носит название "Завивать венки"

   Третий, Богодухов день, больше всех празднуют девушки, которые устраивают интересные забавы, например, "Водить тополю". Суть ее состоит в том, что среди группы девушек избирают самую красивую, которая и выполняет роль Тополи. Потом эту красавицу, чтобы ее никто не узнал, украшают венками. Вместе с веселой гурьбой, Тополя ходит по домам и хозяин каждого дома в который она зайдет должен ее щедро отблагодарить. Также в этот день освящали колодцы

Петров пост


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.