Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


реферат Личность менеджера, особенности его труда. Понятие, сущность, цели и задачи менеджмента

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 17.05.13. Год: 2012. Страниц: 27. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Личность менеджера, особенности его труда. Понятие, сущность, цели и задачи менеджмента

Менеджмент – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента. 
Менеджмент – это управление в условиях рынка, рыночной экономики, что означает: 
 - ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме намечаемую прибыль; 
 - постоянное стремление к повышению эффективности производства с меньшими затратами получение оптимальных ресурсов; 
 - хозяйственную самостоятельность, обеспечивающую свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности фирмы или ее подразделений; 
 - постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка; 
 - конечный результат деятельности фирмы или ее хозяйственно самостоятельных подразделений выявляется на рынке в процессе обмена; 
 - необходимость использования современной информационной базы с  компьютерной техникой для многовариантных расчетов при принятии обоснованных и оптимальных решений.

 
Термин «менеджмент» американского происхождения и не переводится на другой язык дословно. Его заменил термин «управление». Термин  «менеджмент»  по своей сути является аналогом термина «управление», это его синоним, однако не в полной мере. Термин «управление» намного шире, поскольку применяется к разным видам человеческой деятельности, разным сферам деятельности, органам управления. Термин «менеджмент» применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях, хотя в последнее время его стали применять и в отношении некоммерческих организаций. 
Характерные для менеджмента черты включают экономический, социально-психологический, правовой и организационно-технический аспекты. 
Содержание экономического аспекта составляет управление процессом производства, в ходе которого достигается координация материальных и трудовых ресурсов, необходимых для эффективного достижения целей. 
Социально-психологические аспекты характеризуют деятельность особой группы лиц по организации и руководству усилиями всего персонала фирмы для достижения поставленных целей. Сюда относится система власти, посредством которой регулируются отношения между руководителем и подчиненным, а также социальная функция, в которой отражаются культура общества, его традиции, ценности и обычаи. 
Правовой аспект менеджмента отражает структуру государственных, политических и экономических институтов, проводимую ими политику и определяемое ими законодательство. Важнейшее значение имеют положения торгового права по вопросам создания фирм, заключения контрактов, промышленной собственности, а также государственное регулирование бизнеса, включающее  антимонопольное законодательство, налоговую политику и др. 
Организационно-технический аспект менеджмента включает оценку ситуации и систематический отбор целей и задач, последовательную разработку стратегии для достижения этих задач, упорядочение требуемых ресурсов, рациональное проектирование, организацию, руководство и контроль над действиями, необходимыми для достижения избранных целей, мотивацию и вознаграждений людей, осуществляющих эту работу. 
Выделяют три наиболее важных принципа менеджмента:

  • оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении;
  • сочетание прав, обязанностей и ответственности (принцип единства команды);
  • демократизации управлении.

Менеджмент в зависимости  от видов и последовательности деятельности можно разделить на три стадии: стратегическое управление, оперативное управление и контроль. 
Стратегическое управление включает: выработку цели менеджмента; прогнозирование как предвидение результатов развития, совершающегося под действием существующих факторов; перспективное планирование как систему мер, необходимых для преодоления отклонения прогнозируемых итогов от установленной цели. 
Оперативное управление включает деятельность по реализации вышеуказанных мер, которая подразделяется на: организацию как создание нужной структуры и необходимых ресурсов; руководство как распорядительство (мотивация) в условиях созданной структуры. 
Контроль включает анализ достигнутых результатов (обратная связь) и выступает как исходный пункт нового цикла управления. 
Эффективный менеджмент предполагает единство всех видов и стадий процесса управления как единство экономического, организационно-технического и социально-психологического аспектов управления. 
КОНЕЧНОЙ ЦЕЛЬЮ МЕНЕДЖМЕНТА является обеспечение прибыльности, или доходности, в деятельности фирмы путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника. 
Прибыльность фирмы свидетельствует об эффективности ее производственно-сбытовой деятельности, которая достигается путем минимизации затрат (расходов на сырье, материалы, энергию, оплату труда, финансирование) и максимизацию доходов от результатов производства – выпуска продукции и услуг. 
Менеджмент призван создавать условия успешного функционирования фирмы исходя из того,  что прибыль является не причиной существования фирмы, а результатом ее деятельности, который в конечном итоге определяет рынок. Прибыль создает определенные гарантии дальнейшему функционированию фирмы, поскольку только прибыль и ее накопление на предприятии в виде различных резервных фондов позволяют ограничивать и преодолевать риски, связанные с реализацией товаров на рынке. Ситуация на рынке постоянно меняется, происходят изменения в положении конкурентов на рынке, в условиях и формах функционирования, состоянии хозяйственной конъюнктуры в отрасли или в стране в целом, в условиях торговли на мировых товарных рынках. Отсюда постоянное наличие риска. ЦЕЛЬЮ МЕНЕДЖМЕНТАв этих условиях является постоянное преодоление риска или рисковых ситуаций не только в настоящем, но и будущем, для чего требуется наличие определенных резервных денежных средств и предоставление менеджерам определенной степени свободы и самостоятельности в хозяйственной деятельности в целях быстрого реагирования и адаптации к изменяющимся условиям. 
ВАЖНЕЙШЕЙ ЦЕЛЬЮ МЕНЕДЖМЕНТА является организация производства товаров и услуг с учетом потребностей потребителей на основе имеющихся материальных и людских ресурсов и обеспечение рентабельности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке. В связи с этим в задачи менеджмента входит:

  • обеспечение автоматизации производства и переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией;
  • стимулирование работы сотрудников фирмы путем создания для них лучших условий труда и установления более высокой заработной платы;
  • постоянный контроль над эффективностью деятельности фирмы и координации работы всех подразделений фирмы;
  • постоянный поиск и освоение новых рынков;
  • определение конкретных целей развития фирмы;
  • выявление приоритетности целей, их очередности и последовательности решения;
  • выработка системы мероприятий для решения намеченных проблем на различные временные периоды;
  • определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;
  • установление контроля над выполнением поставленных задач.

В фирмах для профессионального  руководства и управления бизнесом используются наемные специалисты  с управленческими способностями  – люди с необходимыми знаниями, опытом и умением – менеджеры. 
Менеджер в современном понимании – это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями в области принятия решений по конкретным видам деятельности организации, функционирующей в современных условиях. Термин «менеджер» имеет широкое распространение и употребляется применительно к:

  • организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или программно-целевых групп;
  • руководителю организации в целом или его подразделений;
  • руководителю по отношению к подчиненным;
  • администратору любого уровня управления, организующего работу в соответствии с современными методами.

К менеджеру любого уровня предъявляются следующие требования: 
1) наличие общих знаний в области управления организацией; 
2) компетентность в вопросах технологии производства в той отрасли, к которой относится фирма по виду и характеру своей деятельности; 
3) владение не только навыками администрирования, но и предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынках, проявлять инициативу и активно перераспределять ресурсы фирмы в наиболее выгодных сферах применения; 
4) принятие обоснованных и компетентных решений на основе согласования с нижестоящими руководителями и работниками и распределение участия каждого в их исполнении; 
5) наличие практического опыта и знаний в области анализа экономической ситуации на основных рынках или их сегментах, на которых уже работает или намеревается работать; 
6) умение анализировать деятельность и действия фирм-конкурентов; 
7) умение предвидеть тенденции развития хозяйственной конъюнктуры, особенности спроса, мер государственного регулирования экономики в своей стране и в других странах, на рынках которых фирма стремится усилить либо удержать свои позиции; 
8) наконец, важнейшим требованием к менеджеру любого уровня является умение управлять людьми. 
Таким образом, деятельность менеджера должна быть направлена на:

  • создание у рабочего уверенности в завтрашнем дне, в том, что он  не останется без работы;
  • установление отношений взаимопонимания между предпринимателями и рабочими;
  • установление на работе нормальных индивидуальных и групповых отношений.

Менеджер представляет собой тип профессионального работника, способного управлять фирмой на строго научной основе. Он придает деятельности предприятия упорядоченность, согласованность и урегулированность, которые соответствуют природе современного индустриального и постиндустриального производства.

 

 

Понятие менеджмента

Слово «менеджмент» все более  активно вторгается в нашу жизнь, заменяя иногда и отменяя, привычное  понятие «управление». С одной  стороны, такая, во многом не оправданная, замена является своего рода данью  моде на все западное. Однако, с другой стороны, менеджмент и управление —  это далеко не одно и то же. Менеджмент — особая разновидность управления деловой и хозяйственной деятельностью  интеграционного характера, присущая только рыночной экономике, а поэтому  этому использование специального термина здесь уместно.

В нашей стране долгие годы управление было связано с командно-административной системой, являлось одной из основных форм реализации ее господе над всеми  сторонами жизни общества, и прежде всего над хозяйственной сфере. Оно закрепощало людей, ограничивало их естественное стремление к поиску нового, творчеству, совершенствованию себя и своей работы.

В противоположность этому  менеджмент предполагает свободу, право  и обязанность проявлять инициативу, принимать самостоятельные решения, нести в ответственность за их результаты.

Появление менеджмента было обусловлено тем, что развитие рынка  постепенно привело к увеличению числа крупных капиталистических  предприятий с сотнями и тысячами рабочих. Их владельцы уже не могли  в одиночку контролировать резко  возросшие масштабы хозяйственной деятельное квалифицированно руководить огромным количеством подчиненных.

Поэтому они и вынуждены  были нанимать для этого менеджеров, профессионально реализующих одну или несколько управленческих функций. Группы таких людей и получили название менеджмент, которое по смыслу аналогично русскому слову «руководство».

Само слово managment пришло из староанглийского языка, где означало «искусство объезжать лошадей», однако истоки его коренятся в латыни (лат. manus — рука). В оборот оно было введено в англии в связи с промышленной революцией XVIII — XIX вв., а затем распространилось по всему миру.

Помимо указанного значения термином «менеджмент» обозначаются еще  два понятия: особый вид человеческой деятельности и система научных  знаний о ней.

В рамках этой деятельности определяется, что, когда и кому производить, как планировать, распределять и  эффективно использовать ресурсы, с  помощью каких процедур и методов  руководить людьми.

Она в равной мере присуща  и крупнейшим корпорациям с сотнями  тысяч работников, и отдельным  лицам, например, организаторам концертов, продавцам в системе сетевой торговли и т.п.

Термин «менеджмент» используется главным образом для характеристики управления деловым и хозяйственным поведением коммерческих фирм и некоммерческих организаций (образовательных, медицинских и пр.), их подразделений; а также регулирования самостоятельных видов деятельности, не связанных непосредственно с созданием и функционированием каких-то структур (организация платных выступлений артистов, спортсменов и т.п.).

Главное, чтобы они были суверенными, действовали в условиях рынка и подчинялись его законам.

В свете этого понятно, что государственное управление не может считаться менеджментом. Оно не ориентируется на рынок, исключает инициативу, свободу принятия решений. Наиболее яркий его пример — руководство военизированными подразделениями, где любой приказ должен безоговорочно выполняться, и в чрезвычайных условиях его несоблюдение может даже караться смертью.

Перед менеджментом как разновидностью практической деятельности стоят две  задачи.

1) Тактическая (поддержание устойчивости работы фирмы и всех ее элементов).

2) Стратегическая (развитие фирмы и перевод ее в качественно новое состояние).

В зависимости от характера  решаемых задач выделяются:

Во-первых, общий менеджмент (постановка целей, выработка стратегии, путей развития, решение организационных вопросов).

Во-вторых, линейный менеджмент (руководство текущей работой основных и вспомогательных подразделений).

В – третьих, функциональный менеджмент (руководство решением задач, таких, как планирование, научные исследования и пр.).

В зависимости от периода, на который распространяется управленческая деятельность, выделяют текущий и перспективный менеджмент.

Менеджмент, как система знаний о процессах хозяйственного и делового управления, стал складываться во второй половине XIX века (о чем подробно пойдет речь в специальной главе). Однако она до сих пор еще не достигла необходимой степени зрелости. Поэтому также не сформировалось единого мнения, является ли менеджмент самостоятельной наукой.

Но в любом случае эта  система знаний имеет ярко выраженный междисциплинарный характер и отражает совокупность практического опыта  и теоретических знаний, почерпнутых  из экономики, социологии, права, психологии, теории организации.

Разрешить проблему, является менеджмент наукой или нет, можно  путем деления его предмета, то есть совокупности специфических управленческих решений.

Анализ показывает, что  такие отношения выделить можно. Они связаны с организацией деловых  и хозяйственных процессов и  осуществляются в форме обмена информацией.

В эту группу входят, например, отношения, связанные с организацией основной, вспомогательной и самой управленческой деятельности, процесса преобразований; постановкой целей и планированием; выдачей распоряжений; координацией работы; контролем над ней и результатами; оценкой, вознаграждением за успехи и т.п.

Менеджмент как наука  описывает, анализирует и классифицирует эти решения, выявляет факторы, влияющие на достижение желаемого результата совместной деятельности субъектов.

Однако менеджмент — это, прежде всего, прикладная наука, делающая акцент разработке, экспериментальной  проверке и выдаче практических рекомендаций управлению организацией, подразделением, трудовым коллективом или индивидом,

В то же время менеджмент не дает готовых рецептов, пригодных  на все случаи жизни, ибо постоянно  меняются условия деятельности людей, их цели, задачи.

Познание закономерностей  управления позволяет максимально  эффективно использовать их на практике, объективно оценивать, оптимизировать и комплексно совершенствовать систему  управления с учетом фактора времени.

Оно учит думать, правильно  ставить вопросы и искать на них  ответы, стимулировать основополагающие принципы, которые нужно творчески  применять к конкретным ситуациям.

Менеджментом называется также и учебная дисциплина, преподавание которой в одном из колледжей США начал в 1881 году Джозеф Вартон. Сегодня на Западе он существует и как одно из самых распространенных направлений высшего и среднего профессионального образования, и как важнейший элемент подготовки любого специалиста.

2.Основные разновидности  менеджмента

Еще в 1950-е и 1960-е гг. в  Европе и США доминировало представление  о менеджменте, как о чем-то универсальном  и нерасчлененном. Однако сегодня  он уже таковым не является. В  его рамках выделилось несколько  самостоятельных направлений, основными  из которых являются:

1) Организационный менеджмент управляет процессами создания организации, формирования или преобразования ее структуры, механизма управления; выработкой норм, регламентов, инструкций; распределением условий хозяйственной деятельности и пр.

2) Производственный менеджмент обеспечивает организацию процесса создания товаров и услуг. Его объектами являются: постановка целей, выработка стратегии, планирование, определение оптимального объема и структуры выпуска продукции, параметров технологического процесса, рациональной загрузки оборудования; расстановка людей, регулирование деятельности, оперативное устранение сбоев и неполадок, контроль, стимулирование. Следует иметь в виду, что термин «производственный» необходимо понимать в широком смысле, то есть применительно к любой сфере деятельности, будь то промышленность или транспорт, банковское дело или научные исследования.

3) Снабженческо-сбытовой менеджмент способствует организации заключения хозяйственных договоров, закупке, доставке и организации хранения сырья, материалов, комплектующих изделий, а также произведенных товаров, их предпродажной подготовке, отправке покупателям.

4) Инновационный менеджмент осуществляет управление нововведениями. Он имеет своим объектом осуществление, координацию и контроль процесса научных 
исследований, прикладных разработок, создания опытных образцов товаров и услуг, внедрения их в производство; формирование планов и программ инновационной деятельности, организацию их ресурсного обеспечения; стимулирование творчества.

5) Маркетинг-менеджмент ведает едва ли не самой важной и сложной на сегодняшний день сферой хозяйственной деятельности поведением фирмы на рынке. На основе его изучения, оценки текущей и перспективной конъюнктуры в рамках этого вида управления осуществляется формирование каналов сбыта, выработка ценовой и рекламной политики и т.п.

6) Персонал-менеджмент решает задачи подбора, расстановки, обучения, повышения квалификации работников; разрабатывает системы их вознаграждения и стимулирования; отвечает за создание благоприятного морально-психологического климата, улучшение условий труда и быта, поддержание контактов с профсоюзной организаций и разрешение трудовых споров и конфликтов.

7) Финансовый менеджмент занимается вопросами составления бюджета и финансового плана организации, формированием и распределением фонда ее денежных ресурсов, портфеля инвестиций, оценкой текущего и перспективного финансового состояния, разработкой и принятием необходимых мер по их укреплению. Элементом финансового менеджмента является налоговый, который ищет законные способы уменьшения величины уплачиваемых организацией налогов.

8) Эккаунтинг-менеджмент управляет процессом сбора, обработки и анализа данных о работе организации, их сравнением с исходными и плановыми показателями, результатами деятельности других организаций с целью своевременного выявления проблем вскрытия резервов и обеспечения более полного использования имеющегося потенциала.

 

3. Функции менеджмента

Сущность любой теории или целенаправленной деятельности, в том числе менеджмента, проявляется  в функциях, то есть основных задачах, которые они призваны решать (лат. functio— обязанность, круг деятельности, назначение, роль).

Иными словами, под функцией менеджмента можно понимать относительно самостоятельный, существенный вид  управленческой деятельности, сферу  действия определенного процесса управления, обособившуюся в результате разделения; управленческого труда (это обусловливает  специфику принимаемых решений), целевое назначение управленческой деятельности вообще. Обособленность функций обусловливает и обособленность принимаемых решений. Их комплекс по каждому объекту специфичен.

Функции менеджмента реализуются  в комплексах работ, завершающихся  вполне определенными по форме и содержанию результатами (работа — это самостоятельный набор действий или операций с входящей информацией). Перечень функций менеджмента составляется на основе анализа содержания труда, и их дифференциация должна быть оптимальной.

Функции менеджмента можно  классифицировать по содержанию, уровню, сфере, объектам, носителям.

Общие функции, отражающие его содержание, были сформулированы в 1916 А. Файолем. В качестве таковых он выделил: организацию, планирование, координацию, контроль и распорядительство. Сегодня к ним можно добавить еще мотивацию, информирование и развитие.

Главной функцией менеджмента  считается планирование в широком смысле слова. Реализуя ее, управляющий на основе анализа ситуации, в которой в настоящий момент находится организация (подразделение, отдельное направление деятельности) и перспектив ее развития, формулирует цели и задачи на предстоящий период, разрабатывает стратегию действий, составляет необходимые планы и программы. Образно говоря, речь здесь идет об определении того, «где мы находима настоящее время, куда хотим двигаться и как собираемся это делать».

Практическое воплощение замыслов, содержащихся в планах, программах, стратегиях берет на себя организационная функция. Она реализуется через проектирование и создание организации и ее подразделений, определение порядка их функционирования и взаимодействия, обеспечение деятельности необходимой документацией.

Доведение до сведения каждого  того, что он должен делать для достижения поставленных целей, берет на себя распорядительская функция.

По Файолю распорядительство призвано поддерживать активность персонала, обеспечивать выполнение задания на основе хорошего знания менеджером подчиненных, личных контактов, демонстрации им собственного примера.

Реализация целей организации  осуществляется посредством совместной деятельности людей. Чтобы последняя  была успешной, ее нужно координировать, направлять в нужную сторону, обеспечивать необходимый уровень взаимодействия между участниками.

Координация упорядочивает, согласовывает и придает единство групповым действиям участников организации. Это обеспечивает непрерывность  осуществления управленческих процессов и успешную реализацию всех остальных функций.

Выделяют следующие типы координации:

- превентивную, предотвращающую появление проблем;

- устраняющую, связанную с ликвидацией перебоев в хозяйственной системе;

- регулирующую, направленную на поддержание установленного порядка взаимодействия субъектов.

- стимулирующую, способствующую  совершенствованию системы.

Координирующее воздействие  должно быть системным, комплексным, минимальным по объему, непротиворечивым (не порождать взаимоисключающих эффектов).

Результаты деятельности организации, подразделения и отдельных  лиц необходимо время от времени  проверять, оценивать и корректировать. Это составляет содержание контрольной функции менеджмента, связанной с формированием информации о состоянии управленческой системы, ее анализом и оценкой.

Контроль как таковой  призван анализировать и оценивать  состояние управленческой системы, заблаговременно выявлять надвигающиеся опасности, обнаруживать ошибки, отклонения от существующих стандартов и тем самым создавать основу для совершенствования работы.

Ни одна задача не будет  успешно решена с должным качеством  и минимальными затратами, если работники — руководители и исполнители — не будут в этом заинтересованы. Отсюда вытекает еще одна важнейшая функция менеджмента — мотивационная.

Она концентрируется на определении  интересов людей (а последние  часто сами не знают, чего хотят), выборе наиболее подходящего в данной ситуации способа воздействия на них. Это  позволяет обеспечить максимальную активность работников в процессе достижения поставленных целей.

Роль информационной функции предопределяется тем, что информация как таковая является предметом и результатом управленческой деятельности. Поэтому последняя начинается с ее сбора, обработки, анализа (пусть даже это происходит мгновенно в голове менеджера). В задачу информационной функции входит также создание и пополнение базы данных, определение минимально необходимого объема сведений; предоставление их всем нуждающимся в удобной для использования форме.

В эпоху НТР в мире происходят стремительные изменения, к которым  нужно приспосабливаться. Поэтому  сегодня важнейшей функцией менеджмента  ставится развитие всех сфер и сторон деятельности организации — ее структуры, системы управления, отношений с окружением и пр.

Перечисленные общие функции  приобретают конкретную специфику  на каждом уровне управления (организация, подразделение, индивид) и в каждой его с (производственная деятельность, персонал, финансы, рынок, снабжение и нововведения и пр.).

Таким образом, общие функции  не могут осуществляться без приложения какому-либо объекту управления, а  специальные могут реализовываться  с помощью общих.

От функций менеджмента  нужно отличать функции подразделений  и должностей. Здесь речь идет об обязанностях решать ту или иную задачу и отвечать за результаты своих действий, вытекающих из рационального разделения управленческого труда.

На высших «этажах» организации  к такими функциям, например, стратегическое руководство; на средних — общее  руководство; на нижних — руководство  производственной деятельностью.

 

 


Понятие менеджмента, его основные принципы

 
 

 

Понятие менеджмента, его основные принципы

 
Менеджмент — наука о наиболее рациональной системе организации  и управления. Содержание менеджмента  раскрывается поразному. В узком смысле слова менеджмент связывают с организацией и управлением коллективом людей; в широком — с организацией и управлением деятельностью банка и его персоналом. 
 
Основу менеджмента составляет человеческий фактор, заключенный в знании субъектом управления своего дела, в умении организовать собственный труд и работу коллектива, в заинтересованности к саморазвитию и творческой деятельности. Центральной фигурой менеджмента выступает профессионал — управляющий, способный видеть перспективы развития дела, которым он занимается, умеющий быстро оценивать реальную ситуацию, находящий оптимальное решение для достижения поставленной цели. В згой связи менеджер должен обладать определенными профессиональными и личными качествами: высокой компетентностью, гибкостью мышления, умением идти на риск, напористостью, способностью реализовать намеченные планы, быть лидером в коллективе. 
 
В развитых странах менеджмент относится к числу важных факторов повышения эффективности производства. В последние годы ему придается особое значение, поскольку менеджмент позволяет добиваться высоких конечных результатов при относительном снижении затрат, не прибегая к дополнительному вложению капитала. Основная цель менеджмента — получение прибыли путем применения наиболее рациональной системы управления. В этой связи менеджмент тесно связан с бизнесом, предпринимательской деятельностью, протекающей в странах с развитыми рыночными отношениями в условиях жесткой конкуренции. Чтобы выиграть или просто иметь нормальные предпосылки развития, необходимо постоянно совершенствовать систему управления, быстро овладевать накопленными знаниями в теории и практике, находить новые неординарные решения в меняющейся ситуации. 
 
Стремление к получению прибыли — не единственная цель менеджмента. В современном менеджменте возрастает роль социальной этики, что означает акцент в деятельности менеджмента на удовлетворение общественных потребностей. Не стремление к наживе, росту прибылей, а к расширению производства товаров и услуг, необходимых обществу — вот что определяет социальную этику предпринимательства. В последние годы к его целям относится также решение социальных проблем коллектива, без чего человек не может в полной мере реализовать свой потенциал и трудиться с полной отдачей сил.



 

Менеджмент –  это система принципов, методов, форм управления организацией, которые  призваны повысить эффективность производства и увеличить прибыльность предприятия. Менеджмент применим к управлению хозяйственной  деятельностью любого предприятия  или фирмы сферы производства товаров и услуг. Чаще всего менеджмент изучается как дисциплина, которая  призвана сформулировать основные принципы управления. Но менеджмент – это  также и область профессиональной деятельности, и даже область научного исследования. В связи с этим различают  цели и функции менеджмента, различные  его виды и конкретные задачи.

Цели и задачи менеджмента различаются. Цель –  это результат деятельности организации, заданная точка, которую необходимо достичь. Те цели, которые устанавливает  менеджмент для развития организации, являются основными направляющими  деятельности предприятия в целом. В основе целеполагания лежат гипотезы и прогнозы. От того, как точно будут сделаны прогнозы и обоснованы гипотезы, будет зависеть положительный результат в будущем. Чем больше временная составляющая прогноза, тем сложнее делать предположения и выдвигать гипотезы, тем неопределённее будущее.

В задачи входит конкретный временной промежуток на исполнение или достижение определённых целей. Задача – это определённая последовательность заданий, исполнение которых приводит к достижению цели. Итак, рассмотрим цели и задачи менеджмента подробнее.

Общие цели менеджмента  – это прогнозирование, планирование и достижение запланированных результатов. Основополагающая цель менеджмента  любой организации – обеспечение  прибыльности этой организации. Также  выделяют такие цели, как управление производством, раскрытие кадрового  потенциала и его использование, повышение уровня квалификации персонала  и его стимулирование. Цель менеджмента  – управление, которое ориентируется  на конечный положительный результат  и успешную деятельность всей организации.

Естественно, для  каждой отдельной организации понятие  успех ассоциируется с разными  целями и задачами. Поэтому цели и задачи менеджмента разных организаций  могут и должны отличаться. Успешная компания – не обязательно огромная корпорация. Возможно, достижение «крупных»  размеров не стоит в приоритетных задачах организации, а вот выполнение поставленных целей вполне свидетельствует  об успешности даже небольшой фирмы. Есть даже такие организации, которые  после выполнения всех задач прекращают своё существование. Но чаще, конечно, для организации важно продержаться на рынке как можно дольше. 

Задача менеджмента  – это разработка и апробирование  научных подходов, которые призваны обеспечивать стабильную и эффективную  работу организации, на практике. Помимо этого, выделяют такие задачи как:

- формирование  производства товаров и услуг,  ориентированных на спрос потребителей.

- привлечение к  работам высококвалифицированных  специалистов.

- мотивация сотрудников  к эффективному исполнению своих  обязанностей с помощью улучшения  условий труда, повышения оплаты.

- определение стратегии  развития предприятия;

- разработка целей  и планов их достижения.

- определение требуемых  ресурсов и методов их обеспечения.

- осуществление  функции контроля.

Стоит сразу отметить, что цели и задачи менеджмента  вообще и цели и задачи стратегического  менеджмента имеют много общего, но вместе с тем есть и существенные отличия. Стратегический менеджмент состоит  в следующем: создание стратегического  видения дальнейшего развития организации, постановка целей, разработка стратегии, анализ полученных результатов и  корректировка целей и поставленных задач, а также стратегического  видения.

Понятие менеджмента

Менеджмент является неотъемлемой частью современной жизни, поэтому понятие 
менеджмента необходимо точно определять. Термин «менеджмент» происходит от распространенного английского слова «manage»,которое можно перевести как «управлять». Существует около двухсот определений менеджмента.

Обобщив их, мы получаем, что менеджмент – это продуктивное и максимально эффективное использование  капитала для достижения поставленных целей. То есть менеджмент существует только в условиях развитой рыночной экономики исключительно с целью  получения финансовой прибыли и  не каждый руководитель может называться менеджером. Например, директор школы  – руководитель, но не менеджер, поскольку  его целью не является коммерческий успех. Также государственное управление нельзя считать менеджментом. 
Понятие менеджмента можно определить в трех аспектах:

 
 
1)организация деятельности предприятия  – вид деятельности, предусматривающий  руководство людьми. 
2)процесс принятия решений управленческого характера. 
3)менеджмент, как комплекс наук об управлении – сфера научных знаний, которая является теоретической базой. 
 
В России долгое время управление связывали с командно-административной системой и считали основной формой во всех сторонах жизни общества. Управление способствовало закрепощению людей, ограничению совершенствованию и творчества. Взамен этой системе менеджмент предполагает свободу личности, возможность проявления инициативы, принятия самостоятельных решений, за которые следует нести ответственность. 
Возникновение менеджмента обуславливается увеличением огромных капиталистических предприятий за счет развития рынка. Владельцы этих компаний уже не могли самостоятельно управлять тысячами сотрудников и контролировать большие масштабы своей деятельности. 
Это привело к необходимости брать на работу менеджеров, профессионально реализующих некоторые управленческие функции. 

В староанглийском  языке слово management когда-то обозначало искусство объезжания лошадей. Хотя мы встречаем и в латыни истоки этого слова, так как «manus» означает «рука». Это слово стало употребляться в Англии в связи с произошедшей промышленной революцией восемнадцатого и девятнадцатого веков, получив распространение во всем мире. 
Также понятие менеджмента предусматривает еще два аспекта. Один из них – особая деятельность, связанная с принятием решений. 
Эта деятельность определят что, кому и когда производить, определяет планирование и эффективное использование ресурсов, выбор методов управления людьми. 
Малый бизнес также нуждается в таком менеджменте, поскольку без четкого определения целей и стратегий невозможно осуществлять хозяйственную деятельность любых масштабов. 
 
Последний аспект – менеджмент как наука предполагает описание, классификацию, анализ системы управления, распознает факторы, влияющие на получение эффективного результата деятельности. Менеджмент – это прикладная наука, разрабатывающая эффективные методики управления. 
Понятие менеджмента неразрывно связано с деловой активностью современного мира, постоянно развиваясь и совершенствуясь.

Функции менеджмента

В начале прошлого века французский промышленник Анри Файоль впервые предложил разделить функции менеджмента на пять категорий – планирование, координацию, организацию, мотивацию и контроль. Согласно Файолю, менеджмент призван эффективно координировать работу всех остальных служащих организации.

В середине пятидесятых  годов эти пять функций были приняты  в качестве основной системы взглядов в менеджменте, которая сохранилась  до сих пор с незначительными  изменениями. Современные функции  менеджмента сведены к четырем  пунктам – планирование, организация, управление и контроль.

Не секрет, что  если нет цели, то все равно, каким  путем идти. Но если присутствует намерение  добиться определенного результата, обязательно понадобится четкий план. У любой организации имеются  свои цели, и управляющий должен четко определять пути их достижения. Без планирования деятельности, определения  целей, установки стратегии и  координации работы всех участников проекта успех не может быть достигнут.

У каждого работника  должен быть свой ограниченный набор  обязанностей. Каждый работающий на предприятии  человек должен хорошо знать, что  от него ждут. Распределение задач, разработка и установление системы  отчетности – организационная часть  обязанностей менеджера. 
То, насколько хорошо и слаженно работает коллектив, всегда зависит от личной мотивации персонала. Менеджер должен уметь работать с людьми. Удовлетворение потребностей подчиненных, влияние на отдельных работников и на команду в целом, определение самых эффективных каналов общения, управление конфликтами – все это составляющие функции менеджмента мотивации.

Что касается контроля, это совершенно необходимая часть  успешного управления предприятием. После того, как цели установлены, планы сформулированы, структурные  мероприятия определены, нужные люди наняты и расставлены по местам, возникает необходимость проверки, как осуществляется план. Чтобы быть уверенным, что работа делается, как  ожидалось, менеджер отслеживает и  оценивает выполнение заданий. Если наблюдаются значительные отклонения от плана, именно менеджер должен принять  меры, чтобы вернуть работу предприятия  в выбранную колею. Под контролем  в организации понимается наблюдение за работой, сравнение целей и  результатов и корректировка  курса. Все эти функции менеджмента  одинаково важны для успешной работы предприятия. Если одной из них  уделяется меньше внимания, начнут возникать проблемы.

Многие владельцы  бизнеса испытывают трудности в  делегировании своих полномочий и ответственности. Один человек  не может делать всю работу, ее нужно  равномерно распределять между другими членами команды. Для этого и существуют менеджеры. Нужно помнить, что распределение обязанностей существенно повысит продуктивность деятельности предприятия. Еще одна проблема управления заключается в недостатке доверия. Чаще всего малый бизнес управляется подобным неэффективным способом. Хорошо продуманное кадровое обеспечение и качественный контроль способен решить проблему доверия раз и навсегда. Ни одно предприятие никогда не сможет правильно работать без грамотно поставленного менеджмента.

Менеджмент  и консалтинг

Организация любого бизнеса в современном мире требует  качественного и продуманного подхода  к этому серьезному процессу. Очень  важно на первых этапах создания бизнеса  не допустить непоправимых ошибок и  просчетов, а именно принимать верные решения, с умом построить стратегию  развития бизнеса, правильно руководить персоналом и т.д.

Именно достижение этих целей и ставят перед собой консалтинг и менеджмент предприятия. 
Современный менеджмент имеет несколько определений: это современная наука об управлении и организации бизнеса, процесс принятия профессиональных управленческих решений, учет передового опыта в этой области.

Любой продуманный  менеджмент выполняет четыре функции - это планирование, затем организация, мотивация и, наконец, контроль. 
Планирование необходимо для определения целей предприятия в целом и каждой кадровой единицы в частности. 
Функция организации - процесс создания структуры предприятия для повышения эффективности работы персонала для достижения поставленных целей. 
Мотивация призвана заинтересовать и простимулировать персонал действовать.

Так же менеджмент предусматривает контроль, который  должен соотносить поставленные цели и достигнутые результаты и в  случае их расхождения принимать  меры реагирования. 
Качественный менеджмент предполагает комплексный подход и применение в практике такие особенности, как комфортные условия работы и социальная незащищенность сотрудников, отсутствие четкого разделения между производственным и руководящим персоналом, что способствует сближению персонала и понижению риска возникновения трудовых конфликтов, повышенные требования к личностным и профессиональным качествам сотрудников, применение методов стимулирования в виде карьерного роста, обучения за счет средств предприятия, участие в доходах предприятия и др. Бессистемный и необдуманный менеджмент может привести к тяжелым последствиям и даже погубить бизнес. 
В становлении бизнеса менеджмент желательно совмещать с использованием консалтинговых услуг.

Удовлетворяющий всем рыночным требованиям консалтинг - это квалифицированные консультативные  услуги, предоставляемые клиентам, заинтересованным в становлении  и оптимизации своего бизнеса. Осуществляться консалтинг может в форме прогнозирования, консультаций, аналитической деятельности, ревизии деятельности клиента, в  решении различных проблем, в  частности – как правильно  рассчитать налоги. Примером самых  распространенных консалтинговых услуг  является аудит, бухгалтерский учет, услуги в области налогообложения. Получается, что консалтинг - это  любая интеллектуальная помощь, оказываемая клиенту внешними консультантами, в решении проблем.

На российском рынке  услуг в настоящее время представлено много компаний, осуществляющих консалтинг бизнеса. В своей деятельности все  они придерживаются одной схемы. На первом этапе разрабатывается  и анализируется бизнес-идея, проверяется  ее перспективность. Второй этап - создание структуры предприятия и разработка нормативных документов. Третий этап - подбор штатного персонала, его обучение, адаптация в коллективе и в  бизнесе. На четвертом этапе осуществляется внедрение современных автоматизированных систем для функционирования предприятия. Последний этап – дальнейшее сопровождение  бизнеса. Использовать консалтинг можно  не на всех этапах развития бизнеса, а  на любом по желанию клиента. 
Из всего вышесказанного следует, что менеджмент и консалтинг являются залогом процветания современного бизнеса, достичь значимых результатов без их рационального использования практически невозможно.

Менеджмент как наука и искусство

Менеджмент как наука и искусство

Как уже говорилось, менеджмент выделился в самостоятельную  область человеческих знаний — науку, имеющую свой предмет изучения, свои специфические проблемы и подходы к их решению, в XX в.

Менеджмент как наука направляет свои усилия на объяснение природы управленческого труда, устанавливает связи между причиной и следствием, выявляет факторы и условия, при которых совместный труд людей оказывается и более полезным, и более эффективным.

Научную основу этой дисциплины составляет вся сумма  знаний об управлении, накопленная  за сотни и тысячи лет практики и представленная в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления.

В определении менеджмента  как науки подчеркивается важность упорядоченных знаний об управлении, которые позволяют не только своевременно и качественно управлять текущими делами, но и прогнозировать развитие событий и в соответствии с этим разрабатывать стратегию и политику организаций. Они служат опорой при постановке задач и при осуществлении управленческой практики. Поэтому наука управления разрабатывает свою теорию, содержанием которой являются законы и закономерности, принципы, функции, формы и методы целенаправленной деятельности людей в процессе управления [34].

Понимание менеджмента  как искусства управления базируется на том, что организации - это сложные социально-технические системы, на функционирование которых воздействуют многочисленные и многообразные факторы как внешней, так и внутренней среды. Люди, работающие в организациях и с организациями, — это самый главный фактор, учет которого требует не только использования научного подхода, но и искусства его применения в конкретных ситуациях — ведь каждый работник обладает своим особенным характером, имеет свою систему ценностей и мотивы к труду и т. д.

Поэтому нередко  менеджмент рассматривается как  искусство, которое, подобно медицине или инженерному делу, должно опираться на лежащие в его основе концепции, теории, принципы, формы и методы.

Современный менеджмент соединяет науку и искусство  управления в единый процесс, в основе которого — личностный талант профессиональных управляющих по использованию научных и практических знаний и постоянный механизм их пополнения и обновления. Другими словами, это развитие качеств и способностей менеджеров, направленных на достижение целей организации, применение ими профессиональных знаний в практической работе на основе постоянного взаимодействия с работниками и создание среды для наиболее полного раскрытия их потенциала (под средой понимается чаще всего организационная культура).Историческое разграничение понятий «наука» и «искусство» произошло значительно раньше — уже в XVIII в. Под искусством понималось «прекрасное», «чувственное», «эстетическое»; под наукой — «разум», «логика» и проч.


1.1. ЧТО ТАКОЕ МЕНЕДЖМЕНТ? 


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.