Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Равновесие на рынке. Равновесная цена

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.05.13. Год: 2012. Страниц: 30. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ РЫНКА

ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ФИЛИАЛ

Факультет экономики и менеджмента

 

 

Курсовая работа

 

По дисциплине:                 Микроэкономика                                                                 

                  По теме:              Равновесие на рынке. равновесная цена                                               

 

Выполнил студент:                 Павлов              Евгений  Викторович                                         

(Ф.И.О.)

 

Курс                            1                           

Группа­­­              ВЭ-1-11              ­­­

 

Специальность (направление)              Экономика                                                                                   

 

 

 

 

Проверил преподаватель:                                          Е. Н. Кулишов, к.э.н., доцент                           

                                      (Ф.И.О., уч. степень, звание)

 

 

                                                    Тольятти 2012

                                                СОДЕРЖАНИЕ :                                                                                          

Введение………………………………………………………………………………………………………………

Теория предельной полезности и субъективная ценность блага…………………….

Происхождение денег……………………………………………………………………………………….

Основные элементы рыночного механизма…………………………………………………….

Основные типы рыночных структур………………………………………………………………….

Цена, спрос и предложение. Равновесие на рынке…………………………………………

Эластичность спроса и предложения……………………………………………………………….

Спрос и полезность. Теория потребительского выбора…………………………………..

Рыночное хозяйство и деперсонифицированный  механизм цен………………….

Заключение……………………………………………………………………………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Введение

              В условиях современного, быстроизменяющегося мира, когда приходится работать в условиях не только системного кризиса власти  , но общемирового финансового кризиса ,доказывающего несостоятельность империалистической модели мирового доминирования монополюсной экономики; острейшим образом встаёт вопрос справедливого распределения мировых ресурсов между всеми субъектами мирового сообщества(т.е. участниками рыночных отношений).

              По мнению некоторых экономических аналитиков( таких как Степан Деймура ) ключом к пониманию этих вопросов является манипуляционное ценообразование  .

              В данной работе рассмотрены основы равновесия на рынке, и понятие равновесной цены. Данная теория эффективно экспортируется в страны третьего мира    т.к. в микроэкономике её можно признать весьма эффективной моделью удачно срабатывающей на практике.

              Однако эти вопросы и в нашем веке остаются весьма актуальными и заслуживают досконального изучения                                                                                                                                                                                                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теория предельной полезности

и субъективная ценность блага

Согласно трудовой теории стоимости, только на рынке при обмене выявляется общественно необходимый уровень затрат тру­да. Только на рынке стоимость получает свою форму выражения в виде меновой стоимости. Проще говоря, стоимость создается в производстве, а проявляется на рынке. И вот здесь-то возникают возражения со сто­роны теоретиков предельной полезности. В чем их суть? Если товар по­купается на рынке, то это происходит не потому, что кто-то расценил затраты труда на производство товара как общественно необходимые, а потому, что данный товар для покупателя обладает определенным по­лезным эффектом; покупатель ценит этот товар. Недаром, как уже от­мечалось, на русский язык немецкое слово «Wert» или английское «value» в конце XIX - начале XX вв. переводились именно как «цен­ность», и это был более точный перевод. А ценность - это категория во многих (если не во всех) отношениях субъективная. Следовательно, со­гласно учению австрийской школы, стоимость (ценность) никоим образом не может быть свойством, объективно присущим вещи. Ценность имеет лишь то, что ценно в глазах покупателя, чьи субъективные оценки и при­дают произведенному благу свойства стоимости. Таким образом, трудовая стоимость - лишь фантом, а действительная стоимость (ценность) конституируется лишь на рынке и вне его просто не существует.

Чем определяется стоимость букета диких цветов (ландышей), кото­рые сорвала в обход закона бабушка и торгует ими на вокзальной пло­щади? Чем определяется стоимость картины Ван-Гога? Продолжитель­ностью индивидуального рабочего времени на собирание ландышей или времени Ван-Гога на изготовление картины? Согласно теории трудовой стоимости - нет, не индивидуальным временем, а общественно необхо­димым. Но что является общественно необходимым временем в данных случаях? Можно заметить, что приведенные примеры не типичны, так как они касаются свободно невоспроизводимых товаров. Тогда - другой пример: несвежие, а попросту тухлые куриные яйца (товар свободно воспроизводимый). В Китае (где такого рода яйца - блюдо китайской кухни) их стоимость, допустим, определяется общественно необходи­мым рабочим временем. Перевезем эти яйца (на поезде или самолете) в российскую глубинку. Казалось бы, стоимость этого продукта должна еще увеличиться (учитывая затраты труда на транспортировку), однако в российских условиях яйца такого качества вообще не будут куплены. Они не имеют потребительной ценности, следовательно, и не имеют вообще никакой ценности. Разумеется, в наших рассуждениях мы не будем ломиться в открытую дверь: сторонники трудовой теории стоимости прекрасно понимали, что без потребительной ценности, без обще­ственной полезности блага невозможно вообще существование катего­рии товара. Речь идет о другом - о том, что стоимость, по их мнению, непосредственно создается в производстве, что это - объективное свой­ство товара. Но если без рыночных оценок покупателей невозможно выявить полезный эффект произведенной продукции, то, очевидно, сто­имость (ценность) есть прежде всего категория обмена.

Помимо этого, неоклассики, в том числе и австрийская школа, под­черкивают, что в создании ценности товара принимают участие несколь­ко равноправных факторов производства - труд, капитал, земля, пред­принимательские способности, а не только один труд.

Расхождение теории предельной полезности с теорией трудовой стоимости связано и с проблемой соизмерения разнородных потреби­тельных ценностей, или полезностей. Ведь в каждом конкретном случае при выработке хозяйственных решений бизнесменом или в процессе ин­дивидуального потребления постоянно происходит сопоставление по­лезного эффекта различных благ. Вообще без сопоставления потребно­стей, без оценки полезного эффекта тех или иных материальных и ду­ховных благ каждый раз, когда требуется принятие хозяйственного ре­шения, никакая экономическая деятельность была бы невозможна.

При этом сама проблема поиска измерения полезности вызывала оживленную полемику в среде сторонников теории предельной полез­ности. В каких единицах измерить полезный эффект? В зависимости от ответа на этот вопрос ученые разделились на два «лагеря» - ордина-листов и кардиналистов, однако суть этой проблемы можно уяснить лишь после изучения самой категории предельной полезности, кривой спроса и других важных категорий экономической науки.

Обратимся к более подробной характеристике проблемы ценности в концепции теории предельной полезности. Ученые, разработавшие эту теорию, - У. Джевонс, А. Маршалл (Великобритания), Е. Бем-Баверк, К. Менгер, Ф. Визер (Австрия), Л. Вальрас (Швейцария), В. Парето (Ита­лия) и другие в основном создавали свои труды во 2-й половине XIX -начале XX в. Нередко вклад этих исследователей (особенно представи­телей австрийской школы) в развитие экономической теории именуют «субъективной революцией», или революцией «предельной полезнос­ти». Цена, определяемая предельной полезностью, помогла разрешить многие загадки и парадоксы хозяйственной жизни и позволила создать тот раздел экономической науки, который сейчас принято называть тео­рией потребительского выбора. Чаще всего в связи с этим упоминается знаменитый «парадокс Смита»: почему вода, столь полезная для человека, стоит так дешево, а алмаз, чья польза намного меньше для удовлетворения жизненных потребностей, стоит так дорого? Ответить на этот интересный вопрос нам поможет именно теория предельной полезности. По мнению Хайека, с элементарными основами теории предельной полезности должен быть знаком каждый образованный человек.

Сторонники теории предельной полезности рассматривают, прежде всего, субъективную ценность, выражающую отношение человека к вещи. При этом субъективную ценность связывают с редкостью блага, т. е. с величиной его запаса. «Ценность предполагает, - писал Е. Бем-Баверк, - именно ограниченность количества вещей, отсутствие ценности предполагает избыток их». Представители теории предельной полезнос­ти, выводя ценность из полезности, считали необходимым выделить два вида полезности:

а)              абстрактную, или родовую полезность, т. е. способность блага
удовлетворять какую-либо потребность людей;

б)              конкретную полезность, которая означает субъективную оцен­ку полезности данного экземпляра этого блага. Эта субъективная
оценка зависит от двух факторов: от имеющегося запаса данного бла­га и от степени насыщения потребности в нем (степени интенсивнос­ти потребности).

По мере удовлетворения потребности «степень насыщения» растет, а величина конкретной полезности (степень «настоятельной потребности») падает. Это означает, что каждое последующее благо, удовлетворяющее данную потребность, обладает меньшей полезностью, чем предыдущее, а при ограниченном запасе блага имеется его «предельный» экземпляр, удовлетворяющий «настоятельную потребность». Отсюда делается вывод, что ценность блага данного рода определяется полезностью предель­ного экземпляра, удовлетворяющего наименее настоятельную по­требность.

Иллюстрацией проблемы предельной полезности у Е. Бем-Баверка служит позаимствованный им из работы К. Менгера пример с пятью мешками зерна, которыми обладает старик-отшельник, живущий в лесу.

Полезность этих мешков зерна распола­гается в убывающем порядке: первый мешок употребляется для удовлетворе­ния самых насущных потребностей пита­ния, второй - для улучшения питания, третий - для откорма домашних птиц, четвертый - для изготовления пива, пя­тый - для забавы (кормления попугаев). Лишившись какого-либо одного мешка, отшельник отказался бы лишь от корма попугаев, т. е. удовлетворения наименее настоятельной потребности. Поэтому именно ею определяется ценность каждого из пяти мешков зерна. По определению Бем-Баверка, «величина ценности материального блага определяется важностью той конкретной потребности (или частичной потребности), которая занимает после­днее место в ряду потребностей, удовлетворяемых всем наличным запасом материальных благ данного рода». Следовательно, полез­ность последней единицы каждого блага, т. е. единицы, которая удов­летворяет наименее настоятельную потребность, и есть предельная полезность. По мнению сторонников данной теории, субъективная оцен­ка каждого блага человеком непосредственно определяется предельной полезностью этого блага, а объективные меновые пропорции или цены товаров зависят от субъективных оценок и, в конечном счете, тоже оп­ределяются предельной полезностью

Теперь становится возможным объяснить и «парадокс Смита»: нуж­но различать общую полезность всего запаса блага и его предельную полезность. Общая полезность всего запаса воды, конечно, выше об­щей полезности алмазов, но ценность этих экономических благ объяс­няется предельной полезностью, а она выше у алмазов.

Родоначальником нового направления в теории ценности и цен яв­ляется выдающийся английский экономист А. Маршалл. По его мнению, теория предельной полезности страдает определенной одностороннос­тью, поскольку объясняет ценность только одним фактором. Широко известно мнение А.Маршалла о необходимости синтеза предельной по­лезности и издержек производства при определении того, чем опреде­ляется стоимость товара. «Мы могли бы с равным основанием спорить о том, регулируется ли стоимость полезностью или издержками произ­водства, как и о том, разрезает ли кусок бумаги верхнее или нижнее лезвие ножниц».

Именно с работами А. Маршалла связан отход неоклассической школы от попыток построить монистическую теорию стоимости и цены. Принцип монизма означает, что должен быть найден единый источник стоимости, единое основание цены, единый источник доходов обще­ства в рыночном хозяйстве. Таким единственным источником, например, в теории К. Маркса является труд, и только труд. Теоретики австрийс­кой школы ищут такое единое основание в категории предельной полез­ности. В теории же А. Маршалла определение стоимости и цены сводится к выяснению взаимодействия рыночных сил, лежащих как на стороне спроса (предельная полезность), так и предло­жения (издержки производства товара).

По мнению А. Маршалла, ценность това­ра в равной мере определяется полезно­стью и издержками производства.

Дать    развернутую    характеристику второй стороне (издержкам производства) в этом параграфе не пред­ставляется возможным, так как для этого нужно познакомиться с катего­рией предельных издержек , а также с теорией предельных про­дуктов и предельной производительности факторов производства . Но уже здесь можно заметить, что в теории неоклассиков при определении ценности товаров используется своеобразный подход к оценке производственных ресурсов, направленных на изготовление то­вара, в том числе и фактора труда. Почему осуществляются затраты труда на производство какого-либо товара (и не только труда, но и дру­гих факторов - капитала и земли)? Потому что общество испытывает потребность в какой-то конкретной полезности. Именно ценностью это­го товара, этой полезностью и будут определяться ценности затрат тру­да, капитала и земли. Именно ценность конечного товара определяет ценность того или иного фактора производства, масштаба его примене­ния и в целом - величину издержек производства. Стоимость готового товара вменяется стоимости использованных при его изготовлении факторов производства. Поясним этот принцип на конкретных примерах. Разработка нефтяных месторождений, добыча нефти и производство бензина осуществляются потому, что люди ценят такое благо, как авто­мобиль. Чем выше оценки полезности этого блага, тем в больших масш­табах будут осуществляться затраты труда и других факторов на добычу нефти и изготовление бензина. Не потому дорог бензин, что высоки затра­ты на добычу нефти, а наоборот: из-за высокой ценности для автомобили­стов бензина будут высоки и затраты на добычу нефти. Этот принцип Е. Бем-Баверком описан так: «Не потому дорого токайское вино, что до­роги токайские виноградники, а наоборот». Начиная с работ А. Маршал­ла, в экономической теории отчетливо проявился отход от поисков суб­станции стоимости и переход к функциональному анализу, к одновре­менному определению взаимовлияния цены и спроса-предложения.

Происхождение денег

Вопрос о происхождении денег различными теоретичес­кими школами связывается с процессом развития обмена.

Исследовать происхождение денег - это исследовать развитие торговли, обмена, возникновение того этапа человеческой цивилизации, который Ф. Хайек назвал «расширенным поряд­ком человеческого сотрудничества».

Самой простой формой обмена явля­ется бартер. Бартер - это непосредственный обмен одного товара на другой. Например, земледелец обменива­ет 500 кг зерна на одну корову, принадлежащую скотоводу. Однако бар­терные сделки могут беспрепятственно осуществляться лишь при огра­ниченном наборе предлагаемых к обмену товаров. Количество участни­ков при бартерном обмене также ограничено. При вовлечении в торгов­лю большого круга хозяйствующих субъектов бартер наталкивается на серьезные затруднения. Например, вы хотите обменять свою пшеницу на медный кувшин, но владельцу кувшина не требуется ваше зерно. Потребуется множество промежуточных торговых сделок, прежде чем вы наконец станете обладателем кувшина.

Это затруднение, отмечал К. Менгер, казалось бы непреодолимым, если бы «в самой природе вещей не существовало средства, которое само по себе и без всякого ... соглашения или государственного принуж­дения» приводит к решению указанного затруднения». Дело в том, что по мере развития обмена в разных регионах выделяется товар, облада­ющий наибольшей способностью к сбыту (термин К. Менгера). Выра­жаясь современным языком, речь идет о товаре, обладающем наиболь­шей ликвидностью. Ликвидный товар (или любое другое благо) - это легкореализуемый товар. С понятием ликвидности мы еще будем нео­днократно встречаться в последующих главах учебника.

Пока нам требуется выяснить, от чего же зависит способность това­ра к сбыту, или ликвидность.

Во-первых, эта способность ограничена кругом лиц, которым можно сбыть свой товар. Владелец товара не может продать свой товар тем лицам, которые не имеют потребности в них; которые в силу правовых и физических оснований отстранены от их приобретения; которые не зна­ют о появившейся возможности обмена (малоизвестные товары обладают весьма ограниченной способностью к сбыту) и в силу еще некоторых ог­раничений.

Во-вторых, способность товаров к сбыту ограничена областью, в ко­торой товар может найти сбыт. Это означает, что помимо наличия круга лиц, которым можно сбыть товар, не должно быть непреодолимых препят­ствий (физических или правовых) при транспортировке товара в данную местность; транспортные издержки не должны быть слишком высоки.

В-третьих, способность товаров к сбыту ограничена количественно. Эта способность ограничена размерами еще неудовлетворенных по­требностей; кроме того, всегда существуют границы количественного объема сбыта, сильно различающиеся у разных товаров. Так, К. Менгер предлага­ет сравнить способность к сбыту какого-либо научного трактата о перуанских древностях и способность к сбыту мяса или хлеба.

В-четвертых, способность к сбыту зависит от промежутка времени, в течение которого возможен сбыт. Эти различия товаров станут яснее, если сравнить возможное время реализации свежей клубники, устриц, копченой колбасы, политических газет, остромодных товаров и т. д.

Итак, товар, имеющий наибольшую способность к сбыту, становится деньгами. Деньги - это абсолютно ликвидное средство обмена. Деньги являются одним из наиболее значительных компонентов эконо­мической жизни общества. Они, как ясно из предыдущего анализа, по­явились на определенном этапе развития хозяйственной жизни обще­ства, но не как продукт какого-либо законодательного акта государства, а как результат развития экономических отношений, как результат есте­ственной хозяйственной жизни людей.

Уже на раннем этапе развития торговли в разных странах и регио­нах люди находили такой товар, который отличался большей способно­стью к сбыту, чем их собственный, и который мог быть обменен на тот товар, в котором они нуждались. В качестве средства обмена использо­вались любые товары - скот, зерно, соль, медь и т. д., но все они долж­ны были удовлетворять одному требованию: получить общее призна­ние и покупателей, и продавцов как средство обмена. В России до кон­ца княжения Дмитрия Донского в качестве наиболее ликвидных средств обмена обращались серебро в слитках («гривны»), иностранная монета (до половины VIII в. - римские динарии, в VIII -Х вв. - восточные дирхе­мы, преимущественно арабские, с XI - западноевропейские монеты) и меховые ценности («куны», «резаны», «мордки» и т. д.). Постепенно аб­солютно ликвидным средством обмена стали драгоценные металлы -золото и серебро.

Заметим, что неоклассическая школа подчеркивает то огромное вли­яние, которое оказала на возникновение денег привычка. Этот фактор поможет многое объяснить в природе современных денег.

В связи с анализом денег мы можем дать еще одно определение ка­тегории цены. Цена - это пропорция обмена товаров на деньги. Та­ким образом, мы видим, что определения цены могут охватывать раз­ные стороны этого важнейшего рыночного феномена. Во-первых, цена - это альтернативные издержки, о чем говорилось в гл. 3. Во-вторых, цена - это информационный сигнал («симптом экономического вы­равнивания», по Менгеру), который подсказывает субъекту рыночного хозяйства наиболее выгодное направление его деятельности. И, нако­нец, цена - это пропорция обмена товаров, цена - это пропорция обмена това­ров на деньги.

Но вернемся к благородным метал­лам - золоту и серебру. Почему именно они стали деньгами? Золото и серебро стали деньгами потому, что обладали совокупностью качеств, позво­ляющих им лучше, чем другим товарам, выполнять роль абсолютно лик­видного средства обмена:

1) сохраняемость;

2) портативность (т. е. высокая ценность в небольшом объеме);

3) экономическая делимость (т. е. слиток золота, поделенный на две
равных по весу части, означает, что и ценность каждой половины слит­ка ровно в два раза уменьшилась). Этим свойством не обладают ни
скот, ни меха, ни жемчуг, ни алмазы и т. д.;

4) относительная редкость золота в природе.

В современных условиях золото, а еще раньше - серебро, переста­ло быть денежным товаром. В нашей обыденной жизни мы используем бумажные деньги (банкноты), а не мешочки с золотым песком или золо­тые монеты.

Понятие ликвидности, уже известное нам, означает, что современ­ные бумажные деньги (доллары, евро, эскудо и т. п.) обладают непос­редственной покупательной силой. Ликвидное средство, как отмечалось ранее, - это легкореализуемое средство обмена. Например, если у вас есть 12 стульев, это вовсе не означает, что в любой момент их можно обменять на любую понадобившуюся вам вещь. А вот если вы располагаете определенной суммой денег (долларов, евро и др.), вы всегда сможете обменять их на любое благо. Но почему какие-то кус­ки бумаги обладают абсолютной ликвидностью? И тут мы подходим ко второму аспекту, касающемуся природы современных денег. День­ги - это общепризнанное средство обмена. Здесь очень важно обра­тить внимание на слово «общепризнанное». Чем же определяется цен­ность современных денег, точнее, обладают ли вообще бумажные день­ги ценностью?

Современная экономическая теория отвечает на этот вопрос так: люди ценят бумажные деньги и поэтому делают их «бумажками», име­ющими ценность. Если люди соглашаются что-либо считать деньгами, то это «что-то» и будет являться деньгами. В настоящее время деньги декре­тируются государством в лице Центрального банка страны, ответственно­го за предложение денег. Ценность денег определяется во многом довери­ем к правительству и Центральному банку, держащему под своим конт­ролем объем денежной массы. Устойчивость (неизменность покупатель­ной способности) современных денег определяется вовсе не золотым за­пасом страны. По аналогии с золотом можно сказать, что у правительства такие же задачи, что и у природы, сотворившей золото в ограниченном количестве: Центральный банк должен сделать ограниченным предло­жение денег и делать их доступность тем самым также ограниченной. Если бумажные деньги перестанут обладать свойством относительной редкости, то их ценность исчезнет совсем.

Подводя общий итог анализу возникновения денег, нужно обратить внимание на одну специфическую роль, которую играют деньги в рыноч­ном хозяйстве. Обмен, о котором так много говорилось в предыдущих параграфах, связан с определенными издержками (К. Менгер говорит об экономических жертвах, которых требуют меновые операции). Что это за жертвы, или издержки? Это уже известные нам трансакционные из­держки, связанные с осуществлением обменных сделок (трансакций). Ведь обмен происходит, как отмечал Р. Коуз, не в идеальном мире, где два человека беспрепятственно меняют на опушке леса яблоки на оре­хи, не неся при этом никаких трансакционных издержек. Деньги же по­могают сокращать трансакционные издержки, облегчая и ускоряя обмен. Поэтому деньгами в разных странах и регионах становился не самый полезный (с точки зрения личного потребления) товар, а такой, который в наибольшей степени способствовал облегчению обмена. На­значение денег - не приносить пользу, подобную удовлетворению по­требностей в еде, питье и т. п., а экономить трансакционные издержки. Можно представить, насколько больше были бы эти издержки, если бы развитие обмена началось и закончилось бартером: одни лишь затраты на поиски нужного контрагента составляли бы львиную долю этих издер­жек обмена!

В заключение  отметим, что из повседневной прак­тики мы знаем о наличных и безналичных деньгах . Именно развитие безналичного денежного обращения, когда деньги нельзя «потрогать», позволило Ф. Хайеку высказать очень важ­ную мысль: деньги - это наиболее абстрактный институт развитой ци­вилизации, от которых зависит торговля и «через которые опосредству­ются ... чувственно не воспринимаемые последствия индивидуальных действий». Поэтому деньги, подчеркивает Ф. Хайек, «которые мы ежед­невно пускаем в ход, остаются вещью совершенно непостижимой, и, пожалуй, наряду с сексом - объектом самых безрассудных фантазий». Изучение экономической теории поможет освобо­диться от обыденных представлений о деньгах и не дать увлечь себя фантазиям, например, о возможности ликвидации денег в целях достижения всеобщего равенства, как это предполагалось в теориях социалистов-утопистов и не менее утопических концепциях К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина.

 

Основные элементы рыночного механизма

Любой рынок, независимо от его конкретного вида, бази­руется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, кон­куренции. Именно эти основные элементы рыночного механизма долж­ны стать прежде всего объектом нашего анализа.

Ранее было показано, что любая экономическая система сталкива­ется с необходимостью решения трех основных вопросов: Что произво­дить? Как производить? и Для кого производить? В рыночной экономи­ке эти вопросы решаются главным образом с помощью рынка (через механизм цен, спроса и предложения и конкуренции). Как это происхо­дит? Рассмотрим сначала процесс в самом общем виде на конкретном примере.

Допустим, что в результате роста доходов люди стали достаточно зажиточными, чтобы позволить себе ежедневно питаться мясом, а не одной только картошкой. Каким образом их стремление заменить кар­тошку мясом воплощается в конкретные действия? Потребитель сокра­щает покупки картофеля и начинает покупать больше мяса. Это вызы­вает рост цен на мясо и снижение цен на картофель. В результате про­изводители картофеля терпят убытки, а скотоводы получают дополни­тельный доход. Высокий доход скотоводов позволяет им вложить боль­ше средств в производство, нанять дополнительных рабочих, использо­вать даже менее продуктивные породы скота или менее плодородные пастбища. Высокие цены на мясо привлекают в эту отрасль предприни­мателей и новые капиталы. С другой стороны, вследствие снижения цен на картофель его производство становится менее выгодным по сравне­нию с производством мяса. Многие из тех, кто работает на картофеле­копалках, бросают старую работу в поисках более высокой оплаты тру­да в других местах. Предприниматели, занятые производством картофе­ля, теряют часть прибылей и начинают искать более выгодные сферы приложения капитала. Со временем установившееся новое соотноше­ние цен обеспечивает увеличение производства мяса и сокращение про­изводства картофеля. И различные сорта мяса будут продаваться по такой цене, которую в зависимости от уровня дохода различные группы населения будут готовы за них заплатить.

Уже эта упрощенная иллюстрация показывает, какие инструменты способствовали установлению равновесия на рынке.

Во-первых, это цены. Изменение относительных цен послужило ориентиром для производителя при определении необходимости изме­нения объемов производства. Изменение цен повлияло на выбор тех­нологии производства. Цены в конечном итоге предопределили и то, кем при данном уровне доходов будет потреблен продукт.

Во-вторых, это спрос и предложение. Спрос (платежеспособный) - это представленная на рынке потребность в товарах, определяемая ко­личеством тех или иных товаров, которые потребители могут купить при сложившихся ценах и денежных доходах. Предложение - это количе­ство товаров, которое имеется в продаже при данной цене. Изменение соотношения между спросом и предложением порождает колебания рыночных цен вокруг так называемой цены равновесия. Через эти коле­бания устанавливается тот уровень цен, при котором обеспечивается равновесие спроса и предложения и в конечном итоге равновесие про­изводства и потребления.

Наконец, в-третьих, это конкуренция. Цель каждого предпринимате­ля - максимизация прибыли, а, следовательно, и расширение масшта­бов хозяйственной деятельности. Это неизбежно приводит к взаимной борьбе предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, рост объемов производства, и они выступают по отно­шению друг к другу как соперники или конкуренты. Если предложение какого-либо товара больше, чем спрос на него, то усиливается конкурен­тная борьба между продавцами. Каждый из них, чтобы продать свой товар, зачастую вынужден снижать цену, что, как правило, влечет за собой сокращение производства данного товара. Если спрос больше, чем предложение, то конкурировать друг с другом вынуждены уже поку­патели. Чтобы иметь возможность приобрести дефицитный товар, каж­дый из них старается предложить по возможности более высокую цену, чем это могут сделать его соперники. Цена повышается, и это стимули­рует увеличение предложения данного товара.

Конкуренция является необходимым элементом рыночного механиз­ма. Однако характер конкуренции может быть различным, что суще­ственно влияет на способ достижения рыночного равновесия.

Основные типы рыночных структур

Различия в характере рыночной конкуренции связаны с существованием различных рыночных структур, которые отличаются друг от друга по количеству и размерам действующих на данном рынке фирм, характеру производимой этими фирмами продукции, возможнос­ти входа на рынок новых фирм и выхода из него, а также доступностью информации, необходимой для принятия экономических решений.

Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенной конкуренции, т. е. когда ситуация на рынке характеризуется:

1) множеством покупателей и продавцов;

2) высокой мобильностью факторов производства;

3) отсутствием барьеров на пути вступления на рынок или выхода из него;

4) однородностью (стандартностью) продаваемой продукции;

5) равным доступом всех участников рыночных отношений к ин­формации.

В результате, при совершенной конкуренции доля каждого участ­ника в продажах или покупках незначительна, поэтому ни один из продавцов или покупателей сам по себе не в состоянии воздейство­вать на рыночную цену.

Строго говоря, совершенная конкуренция в чистом виде никогда и ниг­де не существовала. Лишь некоторые рынки по своим характеристикам мо­гут приближаться к совершенной конкуренции (например, рынок зерна). Поэтому совершенную конкуренцию можно рассматривать как своего рода научную абстракцию, анализ которой тем не менее необходим как первый шаг для уяснения принципов функционирования рыночного механизма.

Если хотя бы один из признаков совершенной конкуренции отсут­ствует, то такая рыночная структура называется несовершенной кон­куренцией. Различают три основные вида несовершенной конкуренции:

1) чистая монополия, когда на рынке одна фирма является един­ственным продавцом товара или услуги и границы фирмы и отрасли
совпадают;

2) олигополия, когда в отрасли существует небольшое число фирм;

3) монополистическая конкуренция, которая характеризуется на­личием на рынке сравнительно большого числа фирм, производящих
дифференцированную продукцию.

Особенности функционирования рынка в условиях несовершенной конкуренции будут рассмотрены

В целом необходимо подчеркнуть следующее. Независимо от типа рыночных структур необходимым условием их нормального функциони­рования является экономическая свобода, самостоятельность, незави­симость субъектов экономических отношений. В ходе дальнейшего из­ложения закономерностей рыночного механизма это важнейшее поло­жение будет конкретизировано.

 

Цена, спрос и предложение. Равновесие на рынке

Сейчас необходимо перейти к вопросу о том, как дей­ствует механизм спроса и предложения на конкурентном рынке любого товара и каким образом рыночная цена устанавливается на таком уров­не, когда спрос и предложение равны.

Между рыночной ценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос, существует определенное соотношение: как пра­вило, чем выше цена, тем меньше число тех, кто согласится купить дан­ный товар, т. е. меньше уровень спроса (при данном уровне доходов); и, наоборот, чем ниже цена, тем больше будет число покупателей и ко­личество приобретаемого товара.

Изобразим эту зависимость между ценой и величиной спроса графи­чески. Если на абсциссе обозначить количество товара О, покупаемого на рынке, а на ординате - движение цены Р, то получится следующий результат

Рис. 1

Кривую D в экономической литературе называют кривой спроса. Проецируя на нее цены, можно определить, как изменится величина спроса при изменении цены. Если при цене Р, величина спроса состав­ляет О,, то при снижении цены до Р2 величина спроса увеличится до 02, и т. д. При предположении, что функция спроса носит линейный харак­тер, уравнение кривой спроса может быть представлено в следующем общем виде:

Qd=a-b*P

 

Уравнение функции спроса показыва­ет, что между уровнем рыночной цены (Р) и количеством продукции, на которую предъявляется спрос (0D), существует обратная зависимость. Параметры а и Ь отражают изменение экзогенных (нецено­вых) факторов спроса. При изменении величины а происходит сдвиг кривой спроса, а при изменении величины Ь из­меняется наклон кривой. Параметр а по- замещения действуют в противоположных направлениях. С одной сто­роны, снижение цен, например, на низкокачественные папиросы будет вести к росту спроса на них (эффект замещения). С другой стороны, вследствие действия эффекта дохода потребитель хоть и ненамного, но стал богаче. А богатый человек сокращает или исключает из своего по­требления низкокачественные товары. Какой же из двух эффектов бу­дет действовать сильнее? Как правило, если низшие товары занимают незначительное место в общем объеме потребительских расходов, то эффект замещения «перевесит» эффект дохода и потребитель будет покупать большее количество таких папирос. Кривая спроса на низший товар по-прежнему (как и в случае с нормальными товарами) будет иметь отрицательный наклон.

В экономической теории существует описание и такой ситуации, ког­да снижение цены приводит к уменьшению спроса, а увеличение цены - повышению спроса на товар. Эта ситуация называется эффектом Гиффена, а низший товар, который занимает значительное место в структуре потребления (на него приходится большая доля бюджета всех потребительских расходов), называется товаром Гиффена, по имени английского экономиста Р. Гиффена (1837-1910). Предполагается, что Гиффен описал этот эффект, когда наблюдал, как бедные рабочие се­мьи расширяют потребление картофеля, несмотря на его подорожание. Объяснение сводится к тому, что картофель занимает большую долю расходов на еду в бедных семьях. Другую пищу такие семьи могут по­зволить себе нечасто. И если происходит рост цен на картофель, то бедная семья вообще вынуждена будет отказаться от покупки мяса, тра­тя весь свой небольшой доход на покупку такого низшего товара, как картофель. Кривая спроса в таком случае имела бы положительный наклон. Эффект дохода в случае с низшим товаром Гиффена переве­шивает эффект замещения, и, следовательно, при снижении цены на такой товар спрос на него уменьшается, а при повышении цены - уве­личивается (как в случае с картофелем).

Имеются и другие (помимо эффекта Гиффена) исключения из зако­на спроса. Так, с одной стороны, некоторые потребители могут сокра­щать свой спрос на товар при снижении его цены, поскольку данный товар становится более доступным, масштабы его потребления растут, а данная категория потребителей не хочет быть «как все» (так называемый эффект сноба). С другой стороны, спрос на эксклюзивные дорогостоящие товары может даже возрасти, если цены на них увеличатся, так как богатый поку­патель приобретает эти товары прежде всего из-за престижных соображений (так называемый эффект Веблена).

 

 

Если теперь рассмотрим рыночную ситуацию со стороны продавцов, или со стороны предложения, то заметим обратную картину. Все про­давцы будут стремиться получить на рынке самую высокую цену, и чем выше будет цена, тем активнее они будут пытаться продать большее ко­личество товара, т. е. увеличить предложение.

Иными словами, у каждого продавца объем предложения будет ме­няться в зависимости от цены: чем выше цена, тем, при прочих равных условиях, выше размер предложения на рынке данного товара. Графи­чески данная зависимость изображена на рис. (абсцисса служит для обозначения количества товара О, доставленного на рынок; ордината обо­значает движение цены Р). Кривую S называют кривой предложения.

При предположении, что функция предложения носит линейный ха­рактер, уравнение кривой предложения может быть представлено в сле­дующем общем виде:

дующем иищепл виде.

05 = а + b*Р

Уравнение функции спроса показывает, что между уровнем рыноч­ной цены (Р) и количеством продукции, которое производитель готов предложить на рынке (05), существует прямая зависимость. Парамет­ры а и Ь отражают изменение экзогенных (неценовых) факторов пред­ложения. При изменении величины а происходит сдвиг кривой предложения, а при изменении величины Ь изменяется наклон кривой.

Тенденция к увеличению производства при высоких ценах объясня­ется тем, что, с одной стороны, повышение цены привлекает в данную отрасль новых производителей. С другой стороны, при росте цен пред­приниматель получает добавочную прибыль и имеет возможность на­нять больше рабочих, купить больше сырья и машин, расширить произ­водство.

Вместе с тем следует иметь в виду, что речь идет лишь о тенденции

Рис. 2

к увеличению предложения. До известного предела рост цен вызывает рост предложения. Однако, если рост цен продолжается, то производи­тель может снизить объем производства. Во-первых, высокий уровень до­хода в известной мере снижает стимулы к продолжению интенсивной ра­боты. Во-вторых, если речь идет о рынке несовершенной конкуренции, про­изводитель может опасаться, что при дальнейшем наращивании объемов производства произойдет затоваривание и цены начнут снижаться.

Для каждого товара существуют свои кривые спроса и предложения. Однако было бы неправильно представить их как раз и навсегда дан­ные. Под воздействием ряда факторов кривые спроса и предложения могут смещаться. В связи с этим важно различать величину спроса и сам спрос, а также величину предложения и само предложение. При снижении цены увеличивается величина спроса, сам спрос как выраже­ние потребности в данном товаре остается неизменным. Можно гово­рить об увеличении спроса, если при каждой цене (и высокой, и низкой) покупатели будут приобретать большее количество данного товара. Так, в жаркие летние месяцы возрастает спрос на прохладительные напитки и мороженое. В этом случае будем двигаться не по кривой D1 а про­изойдет сдвиг кривой в новое положение D2

                     Рис.3                                                                           Кроме того, следует отметить, что на величину спроса, кроме цены, влияют уровень доходов, размер рынка, цена и полезность дру­гих товаров, особенно товаров-заменителей (субститутов), субъектив­ные вкусы и предпочтения, мода и т. п. Если, например, средний до­ход покупателей возрастает, то, при прочих равных условиях, кривая спроса D, сместится вправо и тому же уровню цены Р, будет соответ­ствовать возросший уровень спроса Q2.

Главный фактор, воздействующий на предложение, - издержки про­изводства. Поэтому, если в результате использования достижений технического прогресса или, применительно к сельскому хозяйству, в силу благоприятных погодных условий удается снизить издержки производства, кривая предложения 5, смещается вправо.

Рис. 4

Величина предложе­ния при неизменной цене Р, возрастает с Q, до Q2. К сдвигу кривой пред­ложения приводят также и изменения в налогообложении: повышение налогов, которые уплачивает производитель, приводит к сдвигу кривой предложения влево, а снижение налогов - к сдвигу кривой вправо.

Рассмотренные кривые, взятые сами по себе, показывают, что про­исходит с покупками и продажами, если цена изменяется. Но на каком уровне должна установиться цена? Чтобы ответить на этот вопрос, надо свести вместе и сопоставить кривые спроса и предложения.

Если наложить друг на друга два графика, обозначающие рыночный спрос и рыночное предложение одного и того же товара, получим гра­фик, показывающий одновременное поведение спроса и предложения

Рис. 5

интересующего нас товара. В какой-то точке две кривые пересекутся . В точке встречи Е спрос количественно равен предложению (Q,) и цена Р, выступает как уравновешивающая цена, или цена рав­новесия.

При более высокой цене Р2 возникает избыток предложения над спросом (равный по величине отрезку АВ). Этот избыток в результате конкуренции продавцов будет способствовать снижению цены. При цене ниже уравновешивающей (Р3) спрос превышает предложение (отрезок СР) и возникает дефицит товара на рынке. В этом случае излишек спро­са и конкуренция покупателей будут толкать цену вверх. Лишь в точке Е достигается равновесие сил и устойчивая цена, которая может сохра­няться в краткосрочном периоде, пока не изменятся какие-либо пара­метры, определяющие спрос и предложение.

Важно подчеркнуть, что при цене равновесия устанавливается ра­венство не покупок и продаж - такое равенство существует при любой цене. При цене равновесия количество продукции, в пределах которой потребители намерены продолжать делать закупки, будет соответство­вать тому количеству продукции, которое производители намерены про­должать поставлять на рынок. Только при такой цене будет отсутство­вать тенденция к повышению или понижению цены.

Таким образом, конкуренция и колебания спроса и предложения привели к установлению равновесия на рынке. Ограниченное количе­ство имеющегося в обществе данного товара распределено между воз­можными его потребителями. Но это лишь частичное равновесие на единственном рынке. Надо учитывать, что цены на рынке находятся в постоянном движении вследствие изменений в спросе или предложении товаров. Эти изменения не являются независимыми друг от друга, а, на­против, все взаимосвязаны. Каждое изменение цены одного товара приво­дит к изменениям в цене других товаров. Существует целая система цен, которая может оказаться в равновесии, если рассматривать ее в опре­деленный момент и одновременно в ее совокупности. И в этом случае говорят об общем равновесии рынка

Важно подчеркнуть, что равновесный метод анализа в микроэконо­мическом исследовании предполагает поиск ситуации, в которой эконо­мическая система находится в состоянии «идеального» покоя. В состо­янии равновесия (частичного или общего) наблюдается совпадение спроса и предложения; намерения потребителей купить определенное количество товара по данной цене совпадает с намерениями произво­дителей поставить на рынок такое же количество товара по той же цене. Именно поэтому в состоянии экономического равновесия хозяйствую­щий субъект - будь то отдельный производитель, фирма или покупатель - не имеет стимулов к изменению своего экономического поведения. В точке равновесия экономическое движение прекращается. Для того ,интересующего нас товара. В какой-то точке две кривые пересекутся . В точке встречи Е спрос количественно равен предложению (О,) и цена Р, выступает как уравновешивающая цена, или цена рав­новесия.

При более высокой цене Р2 возникает избыток предложения над спросом (равный по величине отрезку АВ). Этот избыток в результате конкуренции продавцов будет способствовать снижению цены. При цене ниже уравновешивающей (Р3) спрос превышает предложение (отрезок СР) и возникает дефицит товара на рынке. В этом случае излишек спро­са и конкуренция покупателей будут толкать цену вверх. Лишь в точке Е достигается равновесие сил и устойчивая цена, которая может сохра­няться в краткосрочном периоде, пока не изменятся какие-либо пара­метры, определяющие спрос и предложение.

Важно подчеркнуть, что при цене равновесия устанавливается ра­венство не покупок и продаж - такое равенство существует при любой цене. При цене равновесия количество продукции, в пределах которой потребители намерены продолжать делать закупки, будет соответство­вать тому количеству продукции, которое производители намерены про­должать поставлять на рынок. Только при такой цене будет отсутство­вать тенденция к повышению или понижению цены.


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.