Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Судебная защита прав и свобод граждан: правовые проблемы

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 17.05.13. Год: 2012. Страниц: 49. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):




Русский институт управления

Юридический факультет  

 

 

 

                                                                    

"Утверждаю" 
                                                                      Зав. кафедрой 
                                                                      Юридического факультета 
                                                                       _______________________                                                                     

 “____”____________200_ г. 

 

Дипломная работа 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Судебная защита прав и свобод граждан: правовые проблемы»

 

 

 

Руководитель: ______________/__________/

Рецензент: _______________/__________/  

 

 

 

г. Москва, 2006 г.


Оглавление

 

Аннотация.. ……………………………………….…………………………….3

Введение.. ….…………………………………………………………………4-6

 

1.Основные понятия  прав человека и необходимости  их защиты.. ……..7-32

 

1.1.Права и свободы  человека и гражданина  .……………………………7-11

 

1.2.Роль прав и свобод  человека в структуре правового  государства 

      и гражданского  общества ..……………………………………………11-21

 

1.3.Конституционно-правовые  гарантии и механизмы защиты  прав 

      и свобод  гражданина  в России ..…..………………………………….21-32

 

2.Совершенствование судебных форм  защиты прав и свобод граждан

   в задачах реформирования  российской судебной системы.....….…….33-76

 

2.1.Концепция судебной реформы  ..……………………………………...33-40

 

2.2.Конституционное судопроизводство ..…………….…………………40-45

 

2.3.Гражданское судопроизводство ..…………………………………….45-53

 

2.4.Уголовное судопроизводство ..……………………………………….53-66

 

2.5.Административное судопроизводство   ……………………………..66-76

 

3.Проблемы судебной  защиты прав и свобод человека  и 

   гражданина в  Российской Федерации.…………………………………77-95

 

3.1.Доступ к правосудию   ………………………………………………..77-82

 

3.2.Обеспечение эффективности судебного процесса …………....…… 82-87

 

3.3.Обжалование действий  органов власти ..……………………………  87-95

Заключение ………………………………….……………………………96-100

 

Список использованных источников  …..……………………………..101-105

 

Приложения  ………………………………………………………….…106-115

 

Аннотация

 

Объектом исследования в настоящей  работе является судебная форма защиты прав и свобод граждан в Российской Федерации.

Цель исследования – установление природы и характера возникающих  при этом проблем, определение путей  их разрешения, с учетом проходящей в стране судебной реформы.

Актуальность исследуемой темы обусловлена высокой социальной значимостью защиты прав и свобод граждан. в условиях происходящих в нашей стране в течение двух последних десятилетий радикальных изменений в социально-экономической и правовой сферах, и необходимостью теоретического осмысления пройденного пути с учетом как собственного, так и международного опыта реализации принципа приоритета прав человека в практике государственного строительства.

Защита прав и свобод граждан принадлежит к числу наиболее сложных общеправовых проблем, имеющих непреходящую научную и практическую значимость. Это также и одна из наиболее древних проблем из области задач оптимального общественного устройства, которые во все века волновали человечество.

Специфика вопроса состоит не столько  в обилии посвященных правам и  свободам человека концепций и теорий, сколько в деформировании общепризнанных принципов и норм их защиты в законодательной  и правоприменительной практике.

Анализ имеющейся на сегодняшний день литературы и действующих нормативных актов позволил при раскрытии темы отразить существующую проблематику и предложить некоторые пути её разрешения.

Методологической основой проделанного исследования послужили общенаучные (исторический, логический, сравнительно - правовой) и частнонаучные (статистический и математический) методы. Опираясь на приемы формальной логики, проанализированы тексты правовых норм. Были изучены и сравнены точки зрения различных ученых – правоведов, работающих над вопросом защиты прав и свобод граждан, с античных времен до наших дней.

В данной работе автор попытался  осветить лишь некоторые, наиболее острые, проблемные вопросы судебной защиты прав и свобод граждан. В ее основу положен сравнительный анализ изменений  процессуального законодательства, происходящего в ходе судебной реформы, на соответствие нормам и требованиям международного права, а также анализ судебной практики.

В результате проведенных исследований, разработаны конкретные предложения  по изменению норм действующих процессуальных законов. Часть из них предложена автором к реализации, путем включения в состав обращений в Конституционный Суд РФ.

Дипломная работа включает в себя введение, три раздела, заключение и  приложения. При ее написании использованы нормативные акты Российской Федерации и международного права, специальная, научная и учебная литература, а также публикации в изданиях периодической печати, список которых приводится в конце работы.

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Идеи разумного и справедливого  мироустройства волновали людей во все века. В новое время проблема реализации и государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, в свете вопросов о цели, назначении и формах правового государства, практически  всегда находилась в поле зрения философов, юристов, историков, независимо от их взглядов и суждений, а также от того, как квалифицировалось и как называлось это государство - государством ли закона, справедливости, государством всеобщего благоденствия или же государством законности.

Права человека, их генезис, социальные корни, назначение - одна из вечных проблем не только правовой и политической, но и религиозной, этической, культурной позиций общества и государства. Процесс исторического творчества человека, в значительной мере зависят от объема прав и свобод, определения его социальной возможности и блага, определяющий характер жизнедеятельности, систему связей, отношений людей в обществе. Поэтому проблема прав человека всегда была предметом острых классовых битв, которые велись за обладание правами и расширение прав человека. История показывает, что каждому поколению нужно вновь защищать права, что человечеству еще не знакома ситуация, при которой не требуются усилия для поддержания и защиты прав и свобод человека.

Вообще права человека, как определенные требования необходимого минимума условий нормальной жизнедеятельности возникли ещё при первобытном строе. Эти притязания, опираясь на выработанные практикой обычаи и ритуалы, ставили своей целью обеспечение взаимодействия членов первобытного общества.

В классовом обществе, например в полисе - выдвигалась идея равноправия его членов (Перикл, Демосфен), но ей же предпочитались именно политические права. Феодальное общество средних веков старалось подчинить индивидуальность, регламентировать жизнь человека, ни о каких правах в то время не могло идти и речи.

«Первопроходцами» в борьбе за естественные права человека были буржуа, требовавшие  монарха подписать Великую Хартию Вольностей (1215г.), тем самым ограничив  абсолютизм и расширив права буржуазии.

Буржуазное учение о естественном праве отражало новый взгляд на человека, как на индивида, наделенного определенными врожденными неотъемлемыми правами. По их мнению, права человека предшествовали не только государству, но и обществу. Это предопределило разграничение прав человека и прав гражданина в буржуазных государствах еще задолго до того, как оно получило обращение в соответствующих конституционных и иных законодательных актах. Права человека как бы исключались из сферы государственной власти и объявлялись догосударственным явлением.

Буржуазные революции оставили человечеству великие законодательные  акты, впервые в истории закрепившие  равенство, свободу, право на счастье  «Декларация независимости» (1776), «Декларация  прав человека и гражданина»  (1789 Франция).

В настоящее время в современном мире действуют международно–правовые договоры, документы, устанавливающие общепризнанные стандарты прав человека, определяющие планку, ниже которой государства не могут опускаться. Права и свободы перестали быть только внутренними делами государства, теперь это объект внимания всего международного сообщества. Использование всех возможных властных инструментов уже апробировано в ходе накопления государственного и юридического опыта в течение трех последних тысячелетий. Задача сегодняшнего дня – в современных условиях использовать этот опыт и обогатить общечеловеческие правовые ценности новыми способами государственного обеспечения1.

Формирование демократического правового  государства в России обусловливает  актуальность изучения правового положения личности, ее взаимоотношений с государством и обществом. Конституция РФ, определив в качестве высшей ценности права и свободы человека, углубила содержание и расширила систему его основных прав и свобод, усилила гарантии их осуществления.

Закрепленные в Конституции  РФ основные права и свободы человека и гражданина соответствуют международно-правовым нормам и стандартам в области  прав человека. При этом, нормы Конституции  не нуждаются в каком-либо подтверждении  и действуют непосредственно.

В то же время, текущее законодательство, юридическая и социальная практика реализации прав, свобод и обязанностей личности во многом несут еще в  себе черты административно-командной  системы, господствовавшей в нашей  стране в течение многих десятилетий. В силу этого, необходимо не только приведение их в соответствие с принципами и нормами Основного закона, но и коренная переориентация правового сознания общества и его индивидов на идеи свободы личности, первичности прав человека, уважения к нему, признания его самоценности и автономности. Во многом от уровня правового сознания и правовой культуры личности зависит реализация, претворение ею в жизнь тех социальных возможностей, которые закреплены в ее конституционно-правовом статусе.

Права человека – это не дар государства гражданам. Это необходимое условие и средство нормального функционирования индивида, общества и государства. Они являются нормативной формой взаимодействия людей, упорядочения их связей, поведения и деятельности, предотвращения конфликтов и правонарушений.

Фундаментальное требование Конституции  РФ, как правового государства, –  это приоритет интересов личности в деятельности государства, а также  соблюдение и охрана прав и свобод человека (ст.ст. 2, 18).

Правовое государство для выполнения своей основной функции – защиты и охраны прав и свобод граждан – должно быть оснащено системой процедур, механизмов, институтов, гарантирующих защиту прав человека. Обширная и разнообразная система органов и процедур, защищающих права человека создаёт механизм, без которого не может функционировать правовое государство. При этом Россия, «соблюдая все общепринятые демократические нормы, сама будет решать, каким способом – с учетом своей исторической, геополитической и иной специфики – можно обеспечить реализацию принципов свободы и демократии»2.

Институт судебной власти получил  дальнейшее развитие с момента закрепления  в Конституции РФ разделения государственной  власти на законодательную, исполнительную и судебную. Это означает признание  самостоятельного и независимого статуса судебной деятельности в механизме реализации государственной власти (ст.10).

Основное назначение судебной власти заключается в защите прав и свобод граждан, утверждении конституционной  законности, обеспечении правопорядка, противодействии правонарушениям, в том числе преступлениям (ст.ст. 18, 20, 22, 23, 25 и др.). Судебная власть не ограничивается правосудием, не сводится только к рассмотрению конкретных дел. На нее возложено и осуществление контрольных функций: конституционного контроля, а также судебного контроля за законностью и обоснованностью решений и действий органов государственной власти, местного самоуправления и должностных лиц (ст.ст. 46 ч.2, 120 ч.2).

Таким образом, Конституцией РФ определена система и обозначен механизм защиты гражданина судебной властью. Однако, насколько реально в действительности суды являются гарантом защиты прав граждан?

В 2003-2004 г.г. при участии Социологического центра Российской академии государственной  службы при Президенте РФ, в рамках исследования «Гражданское общество и государственная служба в условиях проведения административной и судебно-правовой реформы», был проведен мониторинг в ряде субъектов РФ. Цель исследования заключалась в выяснении мнения населения о степени защищенности граждан от возможного административного произвола властей, и куда они намерены обратиться, если возникнет необходимость в такой защите3.

Результаты исследования показали, что в суд намерены обратиться только 36% опрошенных, 24,5% предпочитают не обращаться ни в один государственный орган. Не верят, что в суде можно добиться справедливости 56,5%, а по мнению 27,5% респондентов, суд не пойдет на конфликт с властями и влиятельными людьми.

На вопрос: «Что оказывает наиболее сильное влияние на решение российских судей?» - более половины респондентов ответили – деньги (57,5%), а также давление властей (27,5%), социальный статус ответчика и его связи (26,5%), несовершенство судебной процедуры (30%).

К сожалению, приходится согласиться  с мнением Ю.И. Стецовского в  том, что в массовом сознании отсутствует вера в реальность разделения властей и главной властью по-прежнему остается исполнительная. Традиция защищать свои права в суде отсутствует.4

Причин тому несколько, в том  числе противоречивость законодательства, которым руководствуется суд при решении конкретных дел, что приводит порой в судебной практике к взаимопротиворечащим решениям; недостаточная доступность суда для населения; отсутствие завершенной системы правового контроля в самой сфере судебной власти.

Доверие к судебной власти в значительной степени определяется стабильностью судебной практики, отсутствием противоречивых судебных решений и, соответственно, авторитет суда снижается по мере роста коррупции среди судей.

Почему нарушаются права человека в нашей стране? Какова роль государства в их обеспечении и защите?

В чем причина редкой обращаемости граждан в суд за защитой своих  прав? Почему в судебной власти продолжают видеть не правозащитную, а карательную  власть?

Проблемы судебной защиты прав и  свобод граждан и пути их разрешения в ходе проходящей судебной реформы и явились предметом исследования в настоящей работе.

Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи исследования:

1.Осветить основные понятия  прав и свобод граждан и механизмов их защиты в правовых конструкциях гражданского общества и правового государства;

2.Исследовать состояние судебной  защиты прав человека в Российской  Федерации, основные проблемы  законодательного ее регулирования;

3.Провести сравнительный анализ  российского процессуального законодательства на соответствие требованиям норм Конституции РФ и международного права;

4.Исследовать основные проблемы  защиты гражданских прав по  видам российского судопроизводства  и предложить пути их разрешения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Основные понятия  прав человека и необходимости их защиты

 

1.1.Права и свободы  человека и гражданина 

 

Права человека – понятие, характеризующее  правовой статус человека по отношению  к государству, его возможности  и притязания в экономической, социальной, политической, и культурной сферах5. Права человека - неотъемлемые свободы и права личности, которые индивид  обретает  в  силу  рождения,  основное  понятие естественного  и  вообще  всякого  права  в  целом. Права  человека объемлют  гражданские   права  целых  общностей  (дети,  женщины, нацменьшинства,  народы и т.д.). Обсуждается  идея совокупных прав человечества.

Предыстория прав человека связана  с самоопределением человека через  принадлежность к роду. Источником прав человека становятся традиции и  обычаи, складывающееся на их основе так называемое обычное право (военная демократия, общинное  самоуправление)  как зачаточная форма   права   естественного.  Неотъемлемые   права  гражданина античного полиса являются первой юридической формой прав человека, развитой  римским  правом. 

Работа  нидерландских,  английских  и  французских  юристов  и  мыслителей позволила Т. Джефферсону и его соратникам  дать  в  Декларации независимости (1776г.) классическую формулировку прав человека: "...все люди  созданы и  наделены своим  создателем определенными неотчуждаемыми  правами, среди  которых право на жизнь, свободу и стремление к счастью". Дальнейшее развитие эти идеи получили в ходе Великой Французской революции и последующих буржуазных революций, в становлении философии права6.

Права человека с позиций международного права - это права, существенные для характеристики правового положения лица в любом современном обществе. Различные государства имеют разные социальные возможности для обеспечения прав человека. Но, в принципе, для государств характерно определенное совпадение взглядов на то, какие права предоставлены индивидам и закреплены в национальных законах. Реальное обеспечение этих прав, однако, может быть различным. Оно основывается на уровне развития данного общества, на него оказывают влияние национальные, религиозные и другие особенности.

Все права человека неделимы, взаимозависимы, взаимосвязаны. Они одинаково равны  и составляют единый комплекс, недопустимо  противопоставление какого–либо одного права или свободы другим. Но так  или иначе, на первое место всегда выдвигается  жизнь, как важнейшее право, без обеспечения которой становится бессмысленной постановка вопроса о соблюдении остальных прав и свобод.

Принцип уважения прав человека как  один из основных принципов современного международного права не противостоит другим его принципам. Права и свободы человека не должны использоваться в качестве повода для посягательств на мир и безопасность, на независимость и равноправие государств.

Тем не менее, государство самостоятельно регулирует свои взаимоотношения с собственным населением, но это отнюдь не право на произвол.

Согласно принятой в международных  документах классификации, права человека подразделяются на гражданские, политические, экономические, социальные и культурные.7 Приблизительно с конца 70–х годов в международной практике получила распространение концепция «трех поколений» прав человека.

Такой хронологический подход мотивируется тем, что в начале, под правами  человека имели ввиду только гражданские  и политические права (первое поколение). Это была концепция, идея, порожденная Великой Французской революцией.

Далее, в понятие прав человека стали включаться и социально  – экономические и культурные права, начиная со Всеобщей декларации прав человека (второе поколение) и, наконец, предполагается, как вклад развивающихся стран, рассматривать право на мир, право на разоружение, право на развитие право на здоровую окружающую среду (третье поколение, или права солидарности)

Права первого и второго поколения  существенно отличаются по своей  природе. В правах первого поколения речь идет о защите индивидуальной свободы: слова, совести, религии и т.д.

Иная природа у социальных прав. Для их осуществления недостаточно воздерживаться от вмешательства в  данную сферу. Только постоянная солидарная деятельность государства способна гарантировать провозглашенные социально – экономические, культурные права.

Нужно сказать о соотношении  коллективных и индивидуальных прав. Индивидуальное право – это естественное право человека, присущее ему от рождения, коллективные права (права народа, нации, общности, ассоциации) не являются естественными, их нельзя рассматривать как сумму индивидуальных прав. Если коллективные права ведут к ущемлению прав одной личности, значит цели, объединения такой общности – антигуманны, противоправны. Нельзя отделять права человека от прав народа.8

Современные  представления  о  Правах  человека  впитывают интеллектуальный  и  политический  опыт  человечества, связанный  с преодолением фашизма  и тоталитаризма, разнообразных  форм насилия и эксплуатации.  Они изложены  во Всеобщей Декларации  прав человека9, принятой  Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Декларация  подчеркивает, что "все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве" (ст. 1),  что "каждый  человек должен обладать  всеми правами и всеми  свободами, провозглашенными Декларацией, без  какого бы то ни было  различия" (ст.2). Идущие за вступительными 19 статей (3-21),  раскрывают  гражданские права  и политические  свободы в т.ч.  право на  жизнь, свободу  и безопасность  личности, равенство перед  законом,   на  гражданство  и  участие  в  управлении  своей страной,   на  владение   имуществом;   негативные  свободы   -  от произвольного  ареста, задержания  или  изгнания,  от  рабства  и подневольного  существования, от  пыток  и жестокого  обращения, от произвольного  вмешательства в  личную и  семейную жизнь и  т.п., а также  позитивные свободы -  передвижения, совести, мирных собраний и  ассоциаций  и т.п..  Следующие  6  статей Декларации  (22-27) выражают  экономические,  социальные  и  культурные права,  включая право на  социальное обеспечение, на труд и свободный выбор работы, на  жизненный  уровень  необходимый  для  поддержания  здоровья  и благосостояния,  на образование, на участие  в культурной жизни и т.п. В статье 29  говориться,  что "человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и   возможно  свободное и полное развитие  его личности ". При этом "каждый человек имеет право на социальный и международный порядок, при котором права и свободы, изложенные в  ... Декларации, могут быть полностью осуществлены" (ст. 28),  какие бы  то  ни  были  ограничения  прав и  свобод отдельной  личности могут быть  "установлены законом исключительно с  целью обеспечения  должного признания  и уважения прав  и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного  порядка и общего благосостояния в демократическом обществе" (ст. 29). В заключительной статье 30 подчеркивается, что ничто в Декларации не может быть истолковано как предоставление  какому-либо государству,  группе лиц  или отдельным лицам  права совершать действия, направленные к уничтожению прав и свобод, изложенных в Декларации.

 Всеобщая Декларация прав  человека является первым разделом  Международного  билля  о правах  человека,  который включает также два основополагающих   пакта - Пакт  о гражданских   и политических   правах человека10 и Пакт об экономических, социальных и культурных правах человека11, принятые в 1966 г.

Юридическая сила указанных документов различна. С одной стороны, Всеобщая декларация прав человека содержит рекомендательные нормы, нормы-призывы, а с другой стороны, Пакты, как международные договоры, устанавливают обязательные нормы поведения для государств-участников.

Пакт о гражданских и политических правах обязывает каждое государство-участника уважать и обеспечивать права, признаваемые Пактом за всеми лицами, находящимися в пределах его территории. Пакт не допускает дискриминации в наделении и пользовании правами по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального и социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства.

Государства могут отступать от своих обязательств по Пакту в  случае чрезвычайных обстоятельств, угрожающих существованию нации, о наличии которых официально объявляется государством. Но даже при наличии этих обстоятельств, отступления не допускаются в отношении права на жизнь, запрещения пыток и жестокого обращения, запрещения рабства и работорговли, лишения свободы за невыполнение договорных обязательств.

В Пакте закреплены общепризнанные права и свободы, среди которых: право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, свободу мысли, совести и религии, право придерживаться и свободно выражать свое мнение, право на мирные собрания, свободы объединения с другими, включая право создавать профсоюзы, право непосредственно или через представителей участвовать в ведении государственных дел, активное и пассивное избирательное право, равенство всех перед законом (ст.ст. 6, 9, 11, 18-22, 25).

Пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966г. содержит конкретные экономические, социальные и культурные права. В Пакте также сформулированы обязательства государств по Пакту, которые сводятся к тому, что каждое государство-участник Пакта обязуется в индивидуальном порядке в максимальных пределах принять меры к тому, чтобы постепенно обеспечить полное осуществление прав, признанных в Пакте (ст. 27).

Ряд прав и свобод, которые в  Декларации и Пактах изложены лишь в общей форме, нашли свое развернутое закрепление в специальных международных договорах.

Так, если ст. 7 Пакта  о   гражданских   и  политических   правах запрещает  пытки и жестокое, бесчеловечное  обращение, не раскрывая в деталях  ни состав данного преступления, ни форм борьбы с ним, то Конвенция    против  пыток и  других жестоких,  бесчеловечных и унижающих  достоинство видов обращения и наказания12 (1984г.) не только дает определение пытки, но и предусматривает ряд организационных мер с целью борьбы с этими преступлениями.

Также можно отметить принятие ООН  и других основополагающих документов,  в том числе, Декларация прав  ребенка  (1959г.), Кодекс поведения  должностных лиц  по  поддержанию  правопорядка (1979г.), Конвенция о  ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979г.), Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации  (1981г.), Декларация о праве на развитие (1986г.) и др.

Среди региональных документов по правам человека следует выделить, прежде всего, Европейскую Конвенцию о защите  прав человека и основных свобод13, принятую в ноябре 1950г. Советом Европы и протоколы к ней.

В соответствии с положениями Конвенции  созданы и функционируют два  органа, обеспечивающие соблюдение конвенционных  обязательств государствами-участниками. Речь идет о Европейской комиссии по правам человека и Европейском суде по правам человека.

Концепция прав человека продолжает развиваться. Существенной проблемой   остается приведение национальных законодательств  и политической практики в соответствие с международными стандартами прав человека, выраженными в виде общепризнанных принципов и норм международного права. Эти принципы и нормы внедряются во внутригосударственное право как путем трансформации, так и путем отсылки.

Трансформация является главным способом внедрения международного права во внутригосударственное. Оно понимается как преобразование в общей или специальной форме содержания действующих международно-правовых норм во внутригосударственное право при помощи нормативно-правовых актов (законов) государства.

Взаимосвязь норм внутригосударственного и международного права в области  прав человека имеет свои особенности, которые обусловлены специфическим  характером международно-правовых актов  по правам человека. Большинство из указанных норм имеет выраженный диспозитивный характер, проявляющийся в том, что эти нормы устанавливают лишь границы должного поведения государств, а не конкретные предписания для реализации на территории государств.

Диспозитивность указанных норм состоит  в том, что они содержат два предписания. Первое в императивной форме устанавливает, что человеческой личности неотъемлемо принадлежит то или иное право. Второе предписание уполномочивает государство-участника международного соглашения принять необходимые меры в соответствии со своей национальной юридической практикой, для эффективного обеспечения и защиты этого права. Причем, если во внутригосударственном праве не предусмотрена защита установленного нормой международного права неотъемлемого права и свободы, либо вообще не признается их принадлежность отдельной личности, предписание международно-правовой нормы служит основанием для возникновения такого права или свободы у конкретной личности.14

22 ноября 1991г. ВС РСФСР была  принята Декларация прав и  свобод человека и гражданина15, устанавливающая, что «общепринятые международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущество перед законами РФ и непосредственно порождают права и обязанности граждан РФ». Это принципиальное положение установлено и в Конституции РФ (ст. 15 ч. 4), в главе 2 которой, закреплены основы правового статуса личности (человека и гражданина). Можно констатировать, что она построена на уровне международных стандартов прав и свобод человека и гражданина.

Конституционно-правовой институт, нормы которого закрепляют основы правового статуса личности, отражает наиболее существенные исходные начала, определяющие положение личности в обществе и государстве, принципы их взаимоотношений16:

1).Правовые установления, связанные  с определением принадлежности к гражданству и регулированием отношений по поводу гражданства.  

2).Юридически закрепленные общие  принципы правового статуса личности, которые действуют во всех  сферах реализации ее правоспособности, независимо от отраслевой принадлежности  регулируемых общественных отношений.

3).Основные права, свободы и  обязанности, т.е. те, которые неотделимы  от человека, гражданина и принадлежат  всякому лицу как субъекту  права, независимо от реализации  им своей правоспособности, составляют  неотделимое ее свойство.

Кроме Конституции РФ, нормы института правового статуса личности закреплены системой нормативно-правовых актов, в которых детализируется содержание и порядок реализации закрепленных в Конституции прав и свобод человека и гражданина.

Здесь следует отметить, что признание и закрепление в Конституции РФ международных норм и стандартов в области прав человека, при всей огромной важности этого шага, пока еще не привело к тому, что эти нормы и стандарты уже являются составной частью ее правовой системы17.

Это лишь начало длительного и сложного пути преобразования самой этой системы в направлении юридического закрепления и регулирования международно-признанных норм и стандартов в области прав человека.

 

1.2.Роль прав и свобод  человека в структуре правового  государства и гражданского общества

 

Существует несколько понятий  правового государства, однако при  различных конкретных структурных  элементов, включенных в эти понятия  неизменным выступает свобода личности, в системе её неотъемлемых прав.

Высокая ценность правового государства состоит в том, что оно возникает на путях поиска свободы и в свою очередь стремится стать гарантом этой свободы. Правовое государство в современных условиях - высшая ступень развития свободы и её выражения в определенных государственно-правовых категориях.

Таким образом, правовое государство - есть форма ограничения власти правами и свободами человека. Права и свободы индивида важнейший  противовес государственной власти. Поэтому приоритет прав человека по отношению к государству является первичным, определяющим, системообразующим признаком правового государства.

Правовое государство - это такое  демократическое государство, в  котором обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство  всех перед законом и судом, где  признаются и гарантируются права и свободы человека, а в основу организации власти положен принцип разделения властей. Фундаментальное требование правового государства – это приоритет интересов личности в деятельности государства, а также соблюдение и охрана прав и свобод человека.18

В содержательном смысле ряд идей правовой государственности появился уже в античном мире и средневековой  Европе, а теоретически развитые концепции  правового государства были сформулированы в условиях перехода от феодализма к капитализму.

Представление о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм жизни. Мыслители античности (Сократ, Платон, Аристотель и др.) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые обеспечивали бы гармоничное функционирование общества. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон обязателен как для граждан, так и для самого государства.

Философ Платон различал два типа государственного устройства: в первом надо всем возвышались правители, а  во втором – законы. И нужно стремиться к  этому. Государство будет процветать, «если закон владыка над правителями, а они его рабы».

Другой античный философ Аристотель полагал, что в правильно устроенном государстве правят не люди, а законы, так как даже лучшие правители могут ошибаться, они могут быть подвержены страстям, закон же «уравновешенный разум».

Эти идеи получили дальнейшее развитие в трудах Локка. Он писал, что до появления  государства люди пребывали в  естественном состоянии, что порождало  у них чувство неуверенности. При образовании государства, люди отдали ему часть своих прав, чтобы государство, установив законы, охраняло их права. Локк выдвинул теорию «разделения властей».

В основе современных концепций  правового   государства   лежат   идеи   немецкого   философа    Канта (1724 - 1804 гг.), французского просветителя и правоведа Монтескье (1689 - 1755 гг.) и других европейских просветителей XVIII и ХIХ вв. таких, как Гуго Гроций, Спиноза, Дж. Локк, Дени Дидро, Ж.-Ж.Руссо19.  Эти ученые полагали, что на смену полицейскому, бюрократическому государству эпохи абсолютизма (которое Кант называл государством произвола), должно прийти правовое государство, в основе которого лежит идея автономной личности, обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами. Взаимоотношения личности и государственной власти в условиях правового государства принципиально иные, нежели в абсолютистском государстве, ибо для правового государства характерно ограничение государственной власти, связанность ее правом и законом.

Концепция правового  государства у И. Канта сводятся к следующим тезисам: источником нравственных и правовых законов выступает  практический разум,  или свободная воля людей;  человек становится моральной личностью,  если возвысился  до  понимания своей ответственности перед человечеством в целом;  в своем поведении личность должна руководствоваться требованиями  категорического императива,  который определяется следующим: "поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же,  как к цели,  и никогда не относился бы к нему только как к средству" и "поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом"; правом, основанным на нравственном законе, должны быть определены границы поведения людей с целью,  чтобы свободное волеизъявление одного лица не противоречило свободе других; право призвано обеспечить внешне  благопристойные, цивилизованные отношения между людьми; государство - это  соединение  множества  людей, подчиненных правовым законам,  или "государство в идее,  такое, каким оно должно  быть"  обязано  сообразовываться  "с  чистыми принципами права"; государство призвано гарантировать правопорядок и строиться на началах суверенитета.

Согласно категорическому императиву Канта, каждый человек обладает абсолютной ценностью и не должен быть инструментом в чьих-либо намерениях. Государство должно опираться на право и согласовывать с ним все свои действия. По определению  Канта «право есть совокупность условий, при котором  произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы. К таким условиям относятся: наличие принудительного осуществления законом, гарантируемый статус собственности и личных прав индивида, равенство членов общество перед законом, разрешение споров в судебном порядке». Он выделяет при этом 3 ветви власти как идеальную организацию государства.

Государственно-правовые воззрения  Монтескье сводятся к тому, что  формы правления, формы государственного устройства определяют собой дух  законов и содержание законодательства; основываются на том,  что принцип демократии - это добродетель, любовь к общему благу;  исходят из того, что к "правильной" форме государства относится демократия,  при которой верховная власть принадлежит всей массе народа и основные законы здесь определяют порядок подачи голосов, посредством которых выражается воля народа, состав и способ деятельности народного собрания; проповедует любовь к отечеству, уважение к закону, поддержку существующих порядков,  равенство и умеренность состояний, охрану семейного  достояния20.

Теория правового государства  не возникает сразу в законченном  виде. Она видоизменяется и трансформируется, дополняется новыми качествами. С  появлением в ней принципа неотъемлимых естественных прав человека она обретает своё основное ценностное качество.

Теоретическая конструкция правового  государства, сложившаяся в политико-правовой доктрине ХVШ-ХХ  вв., включает разделение властей на законодательную,  исполнительную и судебную, верховенство правового  закона, взаимную ответственность личности и государства, доминирование общедозволительного типа правового регулирования в соответствии с юридическим принципом "дозволено все, что не запрещено законом",  установление реальных гарантий прав и свобод личности. Многие ключевые понятия прошлого повторяются на новом витке исторического развития.

Для того, чтобы понять глубинную  суть правового государства, недостаточно ограничиться набором хотя и важных, но все же внешних характеристик (связанность государства правом, разделение властей,  наличие конституции), определенной системой принципов, институтов и норм. Суть правового государства не в законопослушании,  равно как и не в обилии законодательных актов, и то и другое есть признаки не правового,  а полицейского государства.  Суть государства правового - именно в характере законов,  их соответствии правовой природе вещей, направленности на обеспечение суверенитета личности. Еще Гегель подчеркивал, что хорошие законы ведут к процветанию государства, а свободная собственность есть основное условие блеска его. В наиболее развитом буржуазно-демократическом виде концепция  правового  государства является социальной ценностью всего человечества,  удачным сочетанием общечеловеческих и  классовых интересов. В основе правового государства, во-первых, должна лежать правовая экономика, а не командно-казарменная, обреченная на деградацию из-за отсутствия внутренних стимулов к труду. А, во-вторых, основой правового строя служит развитое гражданское общество. Гражданское общество - система экономических, духовных,  культурных, нравственных, религиозных и других отношений индивидов, свободно и добровольно объединившихся в ассоциации,  союзы, корпорации для удовлетворения своих духовных и материальных  потребностей и интересов.  Оно строится на принципе самоуправляемости,  защищено традициями,  обычаями,  моральными нормами и правом вмешательства государства.  Правовое государство - лишь форма гражданского общества.  В антиправовом (тоталитарном, моновластном) государстве личность,  общество и народ противопоставлены государству как политическому аппарату власти, отчуждены от него. Там нет граждан, есть подданые. Гражданское общество предполагает наличие многочисленных независимых союзов, институтов и организаций, которые служат барьером против монополизма и посягательств государственных органов. Понятие  гражданского  общества подразумевает не только "гражданственность", известную степень политической свободы, но и "буржуазность", т.е. экономическую независимость человека, возможность получить доход не из рук государства. Развертывание всего комплекса институтов государства в демократическом обществе устраняет доминирование  политической власти, устраняет или резко ограничивает проявления ее отрицательных сторон. Среди обширного комплекса институтов, характерных для развитого государства в условиях демократии, необходимо указать, в частности, на такие: мандат народа на осуществление власти, прежде всего путем формирования представительных органов, выполняющих законодательные и контрольные функции; наличие муниципального самоуправления; подчиненность всех подразделений власти закону; независимое и сильное правосудие; наличие государственной власти в отдельных блоках, включая исполнительную власть.

В основе правовой экономики лежит  свободная конкуренция различных  видов собственности и принцип "от каждого по способностям - каждому по труду". Это социально-правовой масштаб меры регулирования труда и потребления.

Правовая экономика и гражданское  общество - переход от распределительного общества к рыночному - это глубинные, сущностные предпосылки формирования правового государства.

Правовое государство - это государство, обслуживающее потребности гражданского общества и правовой экономики, назначение которого - обеспечить свободу и  благосостояние. Оно подконтрольно  гражданскому обществу и строится на эквивалентности  обмениваемых благ, на фактическом соотношении общественного спроса и предложения,  ответственно за правопорядок, который гарантирует человеку свободу и безопасность,  ибо духовным фундаментом его является признание прав человека.

Современное правовое государство - это  демократическое государство,  в  котором обеспечиваются права и  свободы, участие народа в осуществлении  власти (непосредственно или через  представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политическое культуры, развитое гражданское общество. В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение, в частности, в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме,  в свободе прессы и т.п.

 Признаки правового государства:

1.Верховенство закона во всех  сферах жизни общества.

2.Деятельность органов правового  государства базируется на  принципе  разделения  властей на законодательную,  исполнительную и судебную.

3.Взаимная ответственность личности  и государства.

4.Реальность прав и свобод  гражданина,  их правовая и   социальная защищенность.

5.Политический и идеологический  плюрализм, заключающийся в свободном  функционировании  различных  партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличии различных идеологических концепций, течений, взглядов.

6.Стабильность законности и  правопорядка в обществе.

К числу дополнительных факторов и условий становления правового государства обычно относятся следующие: преодоление правового нигилизма в массовом сознании; выработка высокой политико-правовой грамотности; появление действенной способности противостоять произволу; разграничение партийных и государственных функций; установление  парламентской системы управления государством; торжество политико-правового плюрализма; выработка нового правового мышления и правовых традиций, в том числе - преодоление узконормативного восприятия правовой действительности, трактовка права как продукта властно-принудительного нормотворчества; отказ от догматического комментирования и апологии сложившегося законодательства; преодоление декоративности и декларированности юридических норм; выход юридической науки из самоизоляции и использование общечеловеческого опыта. 

Суверенная правовая власть должна быть противопоставлена любым проявлениям  огосударствления.  Отторжение  правовой  государственности возможно по двум каналам: государственно-властному  и законодательному. К политическим рычагам  могут  рваться  различные перерожденческие антиправовые структуры, своего рода политические аномалии (авторитарная тирания, бюрократическая олигархия - реакционно-реставраторские силы, а также воинствующая охлократия, антигуманная технократия,  демагогически-популистские силы).

Правовое государство - путь к возрождению  естественно-исторических прав и свобод, приоритета гражданина в его отношении  с государством, общечеловеческих начал  в праве, самоценности человека. Понятие "правовое государство" - это фундаментальная общечеловеческая ценность, такая же, как демократия, гуманизм, права человека, политические и экономические свободы,  либерализм и другие.

В чем  же  заключается  отличие  правового государства от государства  как такового?  Государство как таковое характеризуется его всевластием, несвязанностью правом, свободой государства от общества, незащищенностью гражданина от произвола и насилия со стороны государственных  органов  и должностных лиц. В отличие от него правовое государство связано правом, исходит из верховенства закона, действует строго в определенных границах, установленных обществом, подчиняется обществу, ответственно перед гражданами, обеспечивает социальную  и правовую защищенность граждан.

Особенности механизма  правового государства заключаются в следующем.  Все его структурные части и элементы  функционируют на основе принципа разделения властей, строго в соответствии со своим целевым назначением. Наделенные властными полномочиями, структурные части и элементы правового государства в своей специфической форме деятельности реализуют волю общества. Структурные части и элементы правового государства всю свою деятельность строго сообразовывают с  действующим законодательством. Должностные лица несут персональную ответственность за посягательство на права и свободы граждан,  гарантированные конституцией  и  другими  нормативно-правовыми актами. Права и свободы граждан обеспечиваются органами правового государства. Механизм правового государства является способом его существования. В правовом государстве его механизм свободен от бюрократизма и административно-командных методов управления. Его демократический характер обусловлен ответственностью  перед обществом на службе которого он находится.

Экономической основой правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных формах собственности (государственной, коллективной, арендной, частной, акционерной, кооперативной и других) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически. В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ; индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда. Правовое начало государственности реализуется только при наличии самостоятельности и свободы собственности, которые экономически обеспечивают господство права, равенство участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие.

Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности, ее чести и достоинства. Режим правовой государственности реально утверждает высшие нравственные ценности человека, обеспечивает их определяющую роль в жизни общества, исключает произвол и насилие над личностью. Конкретно это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, терпимости к различным религиозным воззрениям и т.п. Духовная насыщенность государственной жизни в значительной степени определяет нравственную зрелость общества в целом, уровень его цивилизованности, гуманизм в социально-экономических и политических отношениях.

Социальную основу правового государства  составляет саморегулирующееся гражданское  общество, которое объединяет свободных  граждан - носителей общественного  прогресса. В центре внимания такого государства находится человек, его разнообразные интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы. Переход от тоталитарных методов управления к правовой государственности связан с резкой переориентацией социальной деятельности государства, с отказом от приоритета «обезличенного» производства над социально-экономическими, политическими и духовными интересами граждан. Прочная социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев. Правовое государство - это одновременно и социальное государство.

Гражданское общество существует и  функционирует в противоречивом единстве с государством. При демократическом режиме оно взаимодействует с государством, при тоталитарном - стоит в пассивной или активной оппозиции к государству.

Признаками высокоразвитого гражданского общества являются:

1.Наличие собственности в распоряжении  людей (индивидуальное или коллективное владение).

2.Наличие развитой многообразной  структуры, отражающей многообразие  интересов различных групп и  слоев, развитой и разветвленной  демократии.

3.Высокий уровень интеллектуального,  психологического развития членов  общества, их способность к самодеятельности при включенности в тот или иной институт гражданского общества.

4.Законообеспеченность населения,  т.е. функционирование правового  государства.

Гражданское сообщество включает всю  совокупность межличностных отношений, которые развиваются вне рамок и без вмешательства государств, а также разветвленную систему независимых от государства общественных институтов, реализующих повседневные индивидуальные и коллективные потребности. Поскольку повседневные интересы граждан неравнозначны, постольку и сферы гражданского общества имеют определенную соподчиненность, которую можно выразить следующим образом.

Базовые человеческие потребности  в пище, одежде, жилье и т.д., обеспечивающие жизнедеятельность индивидов, удовлетворяют производственные отношения, составляющие первый уровень межличностных взаимосвязей. Эти потребности реализуются через такие общественные институты, как профессиональные, потребительские и иные объединения и ассоциации.

Потребности в продолжении рода, здоровье, воспитании детей, духовном совершенствовании и вере, информации, общении, сексе и т.д. реализует комплекс социокультурных отношений, включающий семейно-брачные, религиозные, этнические и иные взаимодействия. Они образуют второй уровень межличностных взаимосвязей. Потребности данного уровня удовлетворяются в рамках таких институтов, как семья, церковь, образовательные и научные учреждения, творческие союзы, спортивные общества и т.д.

Наконец, третий, высший уровень межличностных  отношений составляют политико-культурные отношения, которые способствуют реализации потребности в политическом участии, связанных индивидуальным выбором на основе политических предпочтений и ценностных ориентаций. Этот уровень предполагает сформированность у индивида конкретных политических позиций. Политические предпочтения индивидов и групп реализуются с помощью групп интересов, политических партий, движений и т.д.

В гражданском обществе разрабатывается  единый комплекс основополагающих, осевых принципов, ценностей, ориентаций, которыми руководствуются в своей жизни все члены общества, какое бы место в общественной пирамиде они не занимали. Этот комплекс, постоянно совершенствуясь, обновляясь, скрепляет воедино общество и определяет основные характеристики как экономической, так и политической его подсистемы. Экономика и политика составляют функции гражданского общества. Экономическая и политическая свободы - формы проявления более фундаментальной свободы человека как члена общества, как самоценной личности.

Гражданское общество можно представить  как своего рода социальное пространство, в котором люди взаимодействуют в качестве независимых друг от друга и от государства индивидов. Основа гражданского общества - цивилизованный, самодеятельный, полноправный индивид, поэтому, естественно, что сущность и качество общества зависит от качества составляющих его личностей. Формирование гражданского общества неразрывно связано с формированием идеи индивидуальной свободы, самоценности каждой личности.

Возникновение гражданского общества обусловило разграничение прав человека и прав гражданина. Права человека обеспечиваются гражданским обществом, а права гражданина - государством. В обоих случаях речь идет о правах личности, но если в первом случае имеют в виду ее права как отдельного человеческого существования на жизнь, свободу, стремление к счастью и т.д., то во втором случае - ее политические права. Очевидно, что в качестве важнейшего условия существования как гражданского общества, так и прав государства выступает личность, обладающая правом на самореализацию. Оно утверждается благодаря признанию права индивидуальной, личной свободы каждого человека.

Правовое государство есть концентрированное  выражение гражданского общества.  В силу этого его этапы развития в целом и общем совпадают  с этапами развития гражданского общества. Вместе с тем, поскольку всякое государство обладает известной самостоятельностью по отношению к обществу, то этапам развития правового государства присущи определенные особенности, отражающие его политический характер. Первый этап развития правового гражданского общества - это становление  рыночной экономики,  предпринимательства, гласности, свободы средств массовой информации, социальной  защищенности граждан; второй этап - утверждение рыночной экономики различных форм собственности, обеспечение социальной защищенности граждан, наличие гласности, свободной деятельности средств массовой информации.

Правовое  государство  и  гражданское  общество  формируются совместно, и процесс их создания занимает длительное историческое время.  Он совершается  также вместе с  развитием общества и требует целенаправленных  усилий. Ни  правовое государство, ни гражданское общество не вводятся единовременным  актом  и  не  могут  стать результатом  чистого законодательства. Весь этот процесс должен быть органически пережит обществом, если оно для этого созрело.

Среди ряда уже ранее названных  особенностей права современного гражданского  общества нужно выделить то, что  права и свободы человека не только все более становятся целью законодательства и направлений правовой политики, но и прямо включаются в содержание правового регулирования как непосредственный  критерий при определении правомерности того, или иного поведения, предмет судебной защиты. Отсюда, возможность обжалования государственных актов в международных правосудные органы в случаях, когда, по мнению заявителя, ущемляются права человека.

В правовом государстве  все подвластно закону: и граждане, и должностные лица, и органы власти и управления, и само государство. Закон подкрепляет свои предписания  мерами ответственности и тем самым гарантирует защищенность общества  и гражданина от нарушения законных прав, интересов, свобод. Закон – единственно возможное средство выражения и закрепления потребностей и интересов каждого человека и всего общества, превращения воли народа в общеобязательный регулятор общественных отношений, возведение этой воли в ранг правил, которым подвластны все.21 Верховенство закона, «связанность» государства законом означает, что государство и личность в своих действиях, прежде всего, должны соответствовать закону, то есть никто не имеет права нарушить закон. В свою очередь, законы в таком государстве должны быть правовыми. 

Соблюдение этого требования в  частности охватывает следующие  основные моменты:

а) существенность законодательства - законодательство должно быть посвящено действительно решающим и коренным вопросам жизни страны;

б) полнота законодательства - в законах должны быть с максимальной точностью урегулированы все вопросы, требующие законодательного решения;

в) непререкаемость законодательства - строгое соблюдение высшей юридической силы закона, в том числе недопустимость издания актов, противоречащих закону;

г) совершенство законодательства по его содержанию - его устойчивость, систематическое обновление и др.;

д) культура законодательства (юридическое совершенство) - кодифицированность, широкое применение достижений юридической техники, обеспечивающее правильное и единообразное понимание законов.

В современном  демократическом  государстве  эффективность правового  закона сопряжена с наличием единого правового пространства, в котором приоритетное значение имеет принцип верховенства законов, принимаемых от имени народа и выражающих  его суверенную волю, над всеми действующими в стране нормативными актами.  Подзаконные акты, включая ведомственные распоряжения, приказы, инструкции, подлежат конституционному контролю. Это означает, что они могут быть опротестованы, обжалованы и аннулированы по мотивам нарушения законности или, напротив, после определенной судебной процедуры подтверждены как соответствующие конституции и иным законам.

В правовом  государстве  существуют  определенные гарантии законности,  которые обеспечивают соблюдение и  исполнение закона. Это - социально-экономические, политические, юридические и международные гарантии. К юридическим гарантиям относятся следующие: нормативная урегулированность законами или подзаконными актами всех общественных отношений, нуждающихся в правовом закреплении, эффективная деятельность специальных органов,  контролирующих соблюдение законов, а также правоохранительных органов, привлечение к юридической ответственности должностных лиц, посягающих на права и свободы граждан. К международным гарантиям относятся: деятельность международных организаций, специализированных органов ООН по контролю за соблюдением прав человека в различных странах,  инспекционные  поездки их  представителей в регионы,  где нарушается законодательство, закрепляющее права и свободы граждан,  право граждан обращаться в международные органы за защитой своих нарушенных прав.

Для исключения злоупотреблений властью, в том числе в области прав человека, в правовом государстве функционирует режим  конституционного  правления, существует    развитая и непротиворечивая  правовая система и эффективная  судебная власть, вместе   с реальным разделением властей, с их эффективным взаимодействием и взаимным  контролем, с развитым социальным контролем политики и власти.

В сочинении "О духе законов" (1748 г.)22, Монтескье писал: «Чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга».

Указание на то, что соединение различных властей в руках  одного лица или органа неизбежно  ведет к удушению политической свободы, составляет сердцевину самой доктрины разделения властей: «Когда одному и тому же лицу или одному и тому же составу должностных лиц предоставлены вместе законодательная и исполнительная власти, тогда нет свободы, потому что можно опасаться, что монарх или сенат будут создавать тиранические законы, чтобы тиранически исполнять их».

Если, однако, соединение двух первых властей — это еще лишь потенциальная угроза тирании, то соединение их с судебной неизбежно ведет к гибельным последствиям: «Нет также свободы, если судебная власть не отделена от законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если бы она была соединена с исполнительной властью, судья обладал бы достаточной силой, чтобы сделаться угнетателем».

Наконец если соединить все три  власти - неизбежно установление самого жесточайшего деспотизма и полная гибель свободы: «Все было бы потеряно, если бы один и тот же человек, или корпорация высокопоставленных лиц, или сословие дворян, или, наконец, весь народ осуществляли все три вида власти: власть создавать законы, власть приводить их в исполнение и власть судить преступления и тяжбы частных лиц».

В СССР в свое время теория разделения  властей на протяжении многих лет  изображалась  как  "псевдонаучная",  "консервативная", "гнилая",  "буржуазная  уловка",  ведущая  к "уничтожению  единства государственной  власти". По мере того, как  в советском обществе начала складываться и утверждаться командно-административная система, осуществление идеи разделения властей и вовсе стало невозможным. Роль законодательных органов  постоянно  принижалась, и,  по существу,  они  превратились в придаток  управленческого  бюрократического  аппарата,  необходимый для  формального  юридического закрепления решений исполнительной власти. Роль  последней чрезвычайно  гипертрофировалась. 

Не приходилось говорить и о  независимости судебных органов  в СССР. В условиях  авторитарного  режима  были  неизбежны  факты  вмешательства  в  сферу правосудия,  появления органов внесудебной репрессии.

Подчеркивая недопустимость абсолютизации  какой-либо  из трех властей  в  правовом государстве, следует обратить внимание на то, что  и законодательная  власть, занимающая  в силу своей  специфики верховное положение  в обществе,  не  может  носить  абсолютного характера.

В условиях разделения властей, каждая власть осуществляет свои, строго очерченные функции. И вместе они сдерживают и уравновешивают друг друга, обеспечивая тем самым гарантию против нарушения демократических норм и злоупотребления властью. А кроме того, сами граждане через всеобщую избирательную систему и избирательный процесс имеют возможность контролировать власти и, в случае необходимости, корректировать их действия. Этот принцип взаимного контроля, сформулировал еще немецкий философ И. Кант в утверждении, что каждый гражданин должен обладать той же возможностью принуждения властвующего к точному и безусловному исполнению закона, что и властвующий в отношении к гражданину. Иначе говоря, законодатель также подзаконен, как и отдельный гражданин.

Судебная власть играет особую роль, как в механизме государственной власти, так и в системе сдержек и противовесов. Особая роль суда определяется тем, что он - арбитр в спорах о праве. В правовом государстве только судебная власть может отправлять правосудие.

Судебная власть - специфическая, независимая  ветвь государственной власти, осуществляемая путем гласного, состязательного, коллегиального рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве. Роль судебной власти в механизме разделения властей состоит в сдерживании двух других властей в рамках конституционной законности и права и, прежде всего путем осуществления конституционного надзора и судебного контроля за этими ветвями власти.

Правовое государство предполагает  взаимную, двустороннюю ответственность:  с   одной  стороны,  личность  несет  юридическую ответственность (в традиционном ее понимании) перед государством, а  с  другой,  -  государство  отвечает  перед личностью  в  случае неисполнения   или   ненадлежащего   исполнения   лежащих  на   нем обязанностей  или злоупотреблений предоставленными ему правами. А практически это означает возможность  гражданина беспрепятственно обратиться  за  защитой своего  нарушенного  права в  тот или иной правоохранительный орган, и в первую очередь, в суд. А государство в лице его конкретных органов или должностных лиц, в случае не исполнения требований   правовых норм, обязано претерпеть определенную меру наказания и возместить ущерб. 

Функции контроля за деятельностью государства возложена на суд, то есть, в компетенцию судов входит задача решать переступают ли границы дозволенного законом государственные органы. В компетенцию конституционных судов входит контроль соответствия издаваемых законов конституции. Суды общей юрисдикции и арбитражные занимаются исками отдельных граждан и объединений граждан к государству. Предмет исков вытекает из ошибок или нарушений, допущенных государственными органами. Согласно законодательству, должностные лица, допустившие ошибки или злоупотребляющие властью, несут соответствующую ответственность.

В целом же миссия правосудия в  обществе заключается в том, чтобы  быть стражем порядка и оплотом  справедливости.

В современных демократических  государствах правосудие функционирует независимо от законодательной и исполнительной властей и имеет строго очерченную в конституции и особых законах компетенцию. Отправление правосудия как специфической государственной функции состоит в наиболее общем виде в том, чтобы обеспечивать надлежащее применение законов путем восстановления как нарушенного права, так и нарушенного равновесия в гражданских правоотношениях.

Законодательная и исполнительная власти находятся у истоков судебной власти: они ее формируют. Однако затем, судебная власть одновременно и отделяется и возвышается, становясь властью особого рода. Исходя из этого, следует всегда иметь в виду, что судебная власть не аккумулирует властные функции: это лишило бы ее главного свойства - служить справедливому разрешению споров и конфликтов, в том числе и тех, которые порождаются самими властными структурами в силу неправомерного использования власти или законно признаваемых за ними полномочий23.

Правовое государство для выполнения своей основной функции – защиты и охраны прав и свобод граждан – должно быть оснащено системой процедур, механизмов, институтов, гарантирующих защиту прав человека.

Важное место в структуре  механизма государства занимает система судебных органов, основной социальной функцией которых является осуществление правосудия.

Подобно тому, как представительные органы и органы управления являются носителями соответственно законодательной  и исполнительной власти, система  судебных органов выступает в  качестве носителя судебной власти. Это  положение закрепляется в конституциях и обычных законах ряда современных государств24.

Так, в Основном законе ФРГ (1949г.) прокламируется, что «судебная власть вверяется  судьям; она осуществляется Федеральным  конституционным судом, федеральными судами, указанными в настоящем Основном законе, и судами земель» (ст. 92).

Статус носителя одной из трех властей  – судебной обеспечивает органам  правосудия весьма важное место в  государственном аппарате наряду с  другими органами.

Структура судебных органов в разных странах неодинакова. Именуются они тоже по-разному. В Китайской Народной Республике, например, - это Верховный народный суд, местные народные суды, «военные суды и другие специальные народные суды». В США национальная судебная система состоит из Верховного суда США, Верховных судов штатов, окружных судов, апелляционных судов, военных трибуналов и других судов. Конституция США в связи с этим устанавливает, что «судебная власть Соединенных Штатов осуществляется Верховным судом и теми низшими судами, которые будут время от времени учреждаться Конгрессом» (ст. 3, разд. 1).

Однако, несмотря на особенности структуры  и другие различия судебных органов  разных стран, у них много сходства в целях и задачах, которые  перед ними ставятся и конституционно во всех государствах, именующих себя демократическими, провозглашаются. Много общего у них в социальных функциях, содержании деятельности, конституционных принципах их организации и функционирования.

Например, в конституционных актах  подавляющего большинства современных  государств в той или иной форме провозглашается принцип независимости судей, самостоятельности судов в решении любых, в пределах установленной юрисдикции, вопросов. «Народные судьи в пределах, установленных законом, осуществляют правосудие самостоятельно, без вмешательства со стороны административных органов, общественных организаций и отдельных лиц», - записано, в частности, в Конституции КНР (ст. 126).

В конституциях большинства современных  государств закрепляется принцип гласности  судопроизводства, открытости судебного  разбирательства. В частности, Конституция Испании, запрещающая деятельность каких бы то ни было чрезвычайных трибуналов, имеющую, как правило, закрытый характер, одновременно устанавливает, что судебное разбирательство является открытым, «преимущественно устным, особенно по уголовным делам» (ст. 120).

Разумеется, данный, равно как и  другие принципы организации и деятельности судебных органов, не следует абсолютизировать. Конституционная теория далеко не всегда совпадает с конституционной  практикой. Нередко в деятельности судебных органов многих стран имеют место грубейшие нарушения провозглашаемых конституционных положений.

Кроме того, в самих конституциях довольно часто устанавливаются  в отношении данных принципов  некоторые ограничения. Так, Конституция  Японии устанавливает, что: «Если суд единогласно решает, что гласность представляет опасность для публичного порядка или морали, разбирательство может вестись при закрытых дверях» (ст. 82).

Аналогичные положения содержатся в конституционных актах многих других стран.

Значительную роль в государственном механизме ряда стран играет система органов прокуратуры. Прокуратура призвана осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением законов органами государственного управления, предприятиями, учреждениями, общественными организациями, должностными лицами и гражданами. «Прокуратура без ущерба для функций, осуществляемых другими органами, - закреплено, например, в Конституции Испании (ст. 124), - имеет своей задачей способствовать отправлению правосудия в целях защиты законности, прав граждан и общественных интересов, охраняемых законом, в силу своих обязанностей или по ходатайству заинтересованных лиц, а также наблюдение за независимостью судов и соблюдением общественного интереса».

Органы прокуратуры осуществляют также надзор за соблюдением законности в работе органов дознания и предварительного следствия, при рассмотрении дел в судах, в местах заключения, при исполнении наказаний и других мер принудительного характера, назначаемых судами.

Правовую основу деятельности органов прокуратуры разных стран составляют нормы, содержащиеся в конституциях и специальных актах, регулирующих порядок организации и деятельности прокуратуры.

 

1.3.Конституционно-правовые  гарантии и механизмы защиты  прав и свобод гражданина в  России 

 

Попытавшись раскрыть роль и значение прав человека в концепции построения гражданского общества и правового государства, можно перейти к сопоставлению идеала и реальной российской действительности, анализу существующих проблем их защиты.

Принятая в 1993 году Конституция Российской Федерации стала опорной точкой для утверждения его основных институтов. Она принципиально отличается от всех предыдущих, принятых еще в советский период. Главными ее  отличиями стали:  прямое действие, закрепление принципа разделения властей, признание прав и свобод человека высшей ценностью.25

Статьей 1 Конституции РФ, Россия провозглашена  правовым государством. Эта характеристика, долгое время считавшаяся неприемлемой буржуазной выдумкой для обмана трудящихся при современном капитализме, теперь принята и у нас. При этом отвергнуто отождествление права с законом, открывавшее путь к подмене права, которое законодатель обязан соблюдать, законом, который законодатели принимают произвольно.

Идея господства права выражается в гл.1 Конституции РФ в том, что государство не создает, не дарует людям их права, которые неотчуждаемы и принадлежат им с рождения, а только признает их, соблюдает и защищает их носителя - человека, его права и свободы как высшую ценность. Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, обеспечиваются правосудием (ст.18).

Одним из важнейших признаков правового  государства является выраженное в  статье 2  провозглашение человека, его прав и свобод высшей ценностью. Это единственная высшая ценность, все остальные общественные ценности (в том числе и обязанности человека) такой конституционной оценки не получили и, следовательно, располагают по отношению к ней на более низкой ступени и не могут ей противоречить. Только в отдельных, специально оговоренных в Конституции Российской Федерации исключительных случаях, при особых, как правило временных обстоятельствах отдельные права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены (ст.ст. 55, 56). Провозглашение прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью является важным новшеством в конституционном праве и во всем законодательстве России. Ранее верховенство всегда принадлежало государственным интересам. В советское время они отождествлялись с «общественными», которым требовалось подчинять индивидуальные и коллективные личные интересы.

Конституция РФ впервые ограничила роль государства в установлении прав человека и гражданина, но значительно  повысила роль и ответственность  государства в обеспечении соблюдения и защиты этих прав и свобод. Вместе с тем это вовсе не значит, что государство вовсе воздерживается от вмешательства в сферу прав и свобод граждан или во все отношения, складывающиеся в гражданском обществе. Напротив, не вмешиваясь без объективной потребности в эти отношения, оно обязано не допускать злоупотребления правами и свободами, потому как их осуществление не должно нарушать права и свободы других лиц (ст.17), в том числе их всеобщие законные интересы.


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.