Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Мероприятий по повышению эффективности коммерческой деятельности ООО

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 17.05.13. Год: 2012. Страниц: 59. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….3

  1. Анализ эффективности коммерческой деятельности предприятия……………………………………………………………………….6
    1. Анализ состава и структуры доходов коммерческого предприятия……………………………………………………………………….6
    2. Оценка затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг)……………………………………………………………………………..31
    3. Оценка финансовых результатов и резервов коммерческой деятельности предприятия………………………………………………………39
  2. Методические положения оценки эффективности коммерческой деятельности……………………………………………………………………..41
    1. Выбор системы показателей эффективности коммерческой деятельности……………………………………………………………………..41
    2. Методические основы прогнозирования конъюнктуры товарного рынка……………………………………………………………………………..59
  3. Обоснование направлений по повышению эффективности коммерческой деятельности ……………………………………………………72

3.1.Разработка  мероприятий по повышению эффективности  коммерческой деятельности и  их ресурсоемкость…………………………….72

3.2. Обоснование планового  объема и структуры реализации  продукции (работ, услуг)…………………………………………………………………….87

3.3. Финансово – экономическая  оценка результативности коммерческой  деятельности предприятия…………………………………….90

Заключение……………………………………………………………….94

Список литературы ……………………………………………………...98

Приложения……………………………………………………………..102

 

Введение

 

Преодоление экономического кризиса, эффективное функционирование рыночной экономики во многом обусловлено  уровнем выполнения коммерческих операций, как формы взаимодействия между  отдельными производствами, предпринимателями, компаниями и фирмами. Вопросы экономически грамотной коммерции лежат в основе функционирования рыночной экономики. В существующих условиях у предприятий, промышленных фирм, торгово-посреднических организаций возникают сложные проблемы в процессе реализации коммерческой деятельности, начиная с установления коммерческих связей с контрагентами, организации закупок материальных ресурсов и заканчивая экономически выгодным сбытом продукции.

В новых условиях хозяйствования трудовые коллективы вплотную сталкиваются с необходимостью самостоятельного решения многих сложных задач по реализации коммерческой деятельности, начиная с проблемы организации материального обеспечения, оптимизации производственного процесса и заканчивая успешным сбытом продукции в условиях высокой конкурентоспособности зарубежных товаров и услуг.

В сфере товарного рынка  успешно функционируют те предприятия, которые соблюдают следующие  принципы и условия:

  • поддержание коммерческой политики с помощью целевых инвестиций, льготных кредитов и норм амортизации;
  • изготовление товаров (оказание услуг) высокого качества и необходимых покупателям;
  • производство товаров при затратах, позволяющих продать их по ценам, обеспечивающим платежеспособность покупателей и получение прибыли;
  • усиление конкуренции, направленной на развитие экономических процессов рынка.

Важность и актуальность этих задач обусловили выбор темы дипломной работы.

Цель дипломной работы сформировать комплекс мер, направленных на повышение эффективности коммерческой деятельности, на основе выявленных резервов роста прибыли предприятия.

В соответствии с целью поставлены задачи:

- Изучить состав и структуру  доходов коммерческого предприятия;

- Изучить состав и структуру  затрат на производство и реализацию  продукции;

- Проанализировать эффективность  коммерческой деятельности предприятия ООО «Сталекс»;

- Выявить резервы получения  доходов коммерческого предприятия;

- Разработать план мероприятий  по повышению эффективности коммерческой  деятельности;

- Рассчитать плановые  экономические показатели работы  предприятия.

Объект дипломной работы – ООО «Сталекс».

Предмет – методика оценки эффективности коммерческой деятельности.

Методологическую  основу дипломной работы составляют достижения отечественной и зарубежной экономической науки, связанные с разработкой научно-практических проблем сбытовой политикой торгового предприятия.

К методам исследования, использованным при изучении темы, относятся метод научной абстракции, системного диалектического подхода, единства исторического и логического  подходов, анализа и синтеза, сравнения, группировок, классификации, графического анализа.

Информационную  базу дипломной работы составили  материалы официальных статистических органов, также свое отражение получили справочно-статистические данные специальных  исследований отечественных и зарубежных ученых и научных организаций. Нормативно-юридическая база представлена действующим российским законодательством.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и  графического материала.

Поставленная цель, задачи, предмет исследования предопределили логику изложения и структуру дипломной работы, состоящую из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы. Дипломная работа изложена на  111 страницах компьютерного текста. Список источников  содержит  49 наименований.

 

    1. Анализ эффективности коммерческой деятельности предприятия
    2. Анализ состава и структуры доходов коммерческого предприятия

 

Объект  дипломной работы - ООО «Сталекс», общество имеет 2 филиала.

Организационно - правовая форма: Общество с ограниченной ответственностью

Юридический адрес: Свердловская область, Екатеринбург, ул. Восточная, 54-22

Вид деятельности: оптовая торговля профнастил, металлочерепица, комплектующие, строительные материалы

Филиалы предприятия: РК "Оборонснабсбыт" Филиал: г. Екатеринбург, РК "Новомосковский", площадка 2А

Предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом и  законодательством Российской Федерации. Основным видом деятельности предприятия  является оптовая  торговля продуктами питания.

ООО «Сталекс» заключает сделки (договоры, контракты) со многими предприятиями Свердловской области на поставку продукции, закупает товары у разных российских производителей и оптовых организаций.

На предприятии созданы следующие  фонды: уставный, социального развития, резервный и другие фонды общего и специального назначения. Предприятие имеет самостоятельный баланс, в котором отражается его имущество. Имущество предприятия состоит из основных и оборотных средств, а также иных материальных и финансовых ценностей.

Управление деятельностью предприятия  осуществляется его собственником, который является директором предприятия. Директор самостоятельно определяет структуру  управления предприятия и формирует  штаты.

Предприятие обеспечивает гарантированный законом минимальный размер оплаты труда, условия труда и меры социальной защиты работников. Размер оплаты труда работников предприятия установлен согласно штатному расписанию.

Предприятие ведёт бухгалтерскую  и статистическую отчётность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Использование материально-технической  базы торговли непосредственно связано  с режимом работы предприятия  и, в частности, со сменностью их работы, временем начала и окончания рабочего дня, временем обеденного перерыва, выходными и санитарными днями.

Предприятие работает с 9 до 20 часов. Средняя  продолжительность рабочего дня  составляет почти 11 часов.

В ООО «Сталекс» работает 67 человек.

В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а, наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы.

Темпы роста реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет важное значение.

ООО «Сталекс»  имеет следующие данные реализации продукции.

Таблица 1 – Динамика реализации продукции в сопоставимых ценах, тыс.руб.

Год

Объем реализации, тыс.руб.

Темпы роста, %

цепные

базисные

2005

4129

100

100

2006

4732

114,6

114,6

2007

5015

106,0

121,5

2008

7514

149,8

182,0

2009

21618

287,7

523,6


 

Среднегодовой темп роста (прироста) реализации продукции можно рассчитать по среднегеометрической или среднеарифметической взвешенной.

Исчислим его  по среднегеометрической

Трп = 4v100,0*114,6 *106,0 * 149,8 * 287,7 = 4 v5,24 = 1,51

Т пр = 151 – 100 = 51%

Таким образом, среднегодовой прирост реализации продукции предприятия составляет – 51%

Оценка выполнения плана по закупке и реализации продукции производится в соответствии с табл.3. Из таблицы видно, что за отчетный год план по закупке продукции перевыполнен на 5%, а по реализации – только на 1,42%. Это свидетельствует о росте остатков нереализованной продукции.

Таблица 2 – Анализ выполнения плана по закупке и реализации продукции предприятием ООО «Сталекс» за 2009 год

Наименование  продукции

Объем закупа продукции в плановых ценах, тыс.руб.

Реализация  продукции в плановых ценах, тыс.руб.

план

факт

+,-

% к плану

план

факт

+,-

% к плану

профнастил

4800

5960

1160

24,2

5120

5520

400

7,8

металлочерепица

3000

3580

580

19,3

2916

3128

212

7,3

строительные  материалы

9000

12000

3000

33,3

8490

11210

2720

32,0

арматура

2000

1500

-500

-25,0

1900

1760

-140

-7,4

Итого

18800

23040

4240

22,6

18426

21618

3192

17,3


 

Анализ таблицы также  позволяет сделать выводы о том, что по сравнению с планом снизились  закупки и соответственно реализация таких видов продукции как «арматура» и увеличились остальные группы товаров. Это связано с изменением спроса на продукцию и усилением конкуренции на рынке строительной продукции. При этом резкое сокращение объемов выпуска позволило производителям стройматериалов избежать обвала цен. Более того, несмотря на вялый спрос, строительные и отделочные материалы вновь могут подорожать.

Сильнее всего кризис ударил по поставщикам базовых строительных материалов — кирпича, цемента. «В 2007–2008 годах мы продавали 40–50 машин кирпича в день. Спад зафиксирован и на рынках теплоизоляционных и отделочных материалов. Первыми столкнулись с уменьшением продаж на 40–50% компании, ориентированные на крупный опт и строительных подрядчиков. Стройки встали, финансирование прекратилось, возникла волна неплатежей. В более выгодном положении оказались фирмы с широким ассортиментом и развитой дилерской сетью, позволяющей охватить различные группы потребителей.

А вот стоимость  отделочных материалов почти не изменилась. Они даже плавно растут — с начала года на 3–5 процентов. Вместо того чтобы проявить большую гибкость в ценовой политике, большинство компаний предпочли резко сократить объемы выпуска. «Некоторые производители остановили производственные мощности, чтобы сократить издержки и не увеличивать дебиторскую задолженность.1

Драйвером роста  цен может стать и повышение  спроса на продукцию предприятия со стороны частных лиц и небольших, локальных строительных компаний. Земля дешевеет, вместе с тем увеличивается объем предложения участков без обязательного подряда — это делает привлекательным индивидуальное коттеджное и малоэтажное строительство (то есть проекты, не требующие привлечения значительных заемных средств).

Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и структура реализации продукции.

Оценка выполнения плана по ассортименту продукции обычно производится с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый объем реализации. Из табл.3 видно, что план по ассортименту продукции выполнен на 96,9% (92064 / 96000*100)

Таблица 3 – Выполнение плана по ассортименту продукции

Наименование  продукции

Объем закупки продукции в плановых ценах, тыс.руб.

Процент выполнения плана

Объем продукции, зачтенный в выполнение плана по ассортименту, тыс.руб.

план

факт

профнастил

4800

5960

124,17

4800

металлочерепица

3000

3580

119,33

3000

строительные  материалы

9000

12000

133,33

9000

арматура

2000

1500

75,00

1500

Итого

18800

23040

122,55

18300


 

Причины недовыполнения плана были как внешние, так и внутренние. К внешним причинам относятся конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные товары.  К внутренним причинам относятся - плохое техническое состояние арендуемых складов.

Оптовый товарооборот является одним из основных показателей, по которому оценивается экономическая и другая деятельность предприятий торговли. Анализ выполнения плана и динамики оптового товарооборота проводят не только за год, но и по кварталам, месяцам и за более короткие промежутки времени. Это помогает установить, как ритмично развивается розничная реализация, равномерно удовлетворяется спрос покупателей на товары.

Торговое предприятие  ООО «Сталекс» имеет следующие данные по развитию оптового товарооборота.

Таблица 4 – Ритмичность развития оптового товарооборота ООО «Сталекс» в действующих ценах, тыс.р.

Месяц , квартал

2008 год

2009 год

Отклонение  от прошлого года

В % к прошлому  году

январь

613,2

1752,5

1139,3

285,8

февраль

615

1866,3

1251,3

303,5

март

614,3

1835,8

1221,5

298,8

итого 1 квартал

1842,5

5454,6

3612,1

296,0

апрель

629,3

1800,1

1170,8

286,0

Продолжение табл.4

май

629,7

1792,1

1162,4

284,6

июнь

642,1

1789,3

1147,2

278,7

итого 2 квартал

1901,1

5381,5

3480,4

283,1

итого 1полугодие

3743,6

10836,1

7092,5

289,5

июль

612,5

1789,9

1177,4

292,2

август

650,8

1750,3

1099,5

268,9

сентябрь

630,2

1700,2

1070

269,8

итого 3квартал

1893,5

5240,4

3346,9

276,8

октябрь

615,3

1812,3

1197

294,5

ноябрь

636,2

1812,5

1176,3

284,9

декабрь

625,4

1916,7

1291,3

306,5

итого 4квартал

1876,9

5541,5

3664,6

295,2

итого 2 полугодие

3770,4

10781,9

7011,5

286,0

итого  год

7514

21618

14104

287,7


 

Торговое предприятие  ООО «Сталекс» успешно ведет свою экономическую деятельность. Оптовый товарооборот по сравнению с прошлым годом вырос на 187,7% или 14104 тыс.р. Превышение показателей  наблюдается по всем месяцам отчетного года.

Таблица 5 – Анализ развития оптового товарооборота по кварталам года, тыс.р.

Квартал

2008 год

2009 год

Отклонение

В % к прошлому году

1

1842,5

5454,6

3612,1

296,0

2

1901,1

5381,5

3480,4

283,1

3

1893,5

5240,4

3346,9

276,8

4

1876,9

5541,5

3664,6

295,2

Всего

7514

21618

14104

287,7


 

Товарооборот  фирмы ООО «Сталекс» распределялся по кварталам практически равномерно. Наиболее напряженным был четвертый квартал, наименее напряженный – третий.

Динамику развития товарооборота проследим на рис. 1.

Рисунок 1 – Динамика развития оптового товарооборота по кварталам года.

 Проанализировав данные диаграммы, можно сделать вывод о том, что оптовый товарооборот предприятия в 2009 году по сравнению с 2008 годом вырос.

Для определения  равномерности развития оптового товарооборота  целесообразно составить также  графики выполнения товарооборота  по месяцам, исчислить и проанализировать коэффициенты ритмичности  и равномерности реализации товаров.

Средний показатель оптового товарооборота  в 2009 году составил 1801,5 тыс.р. (21618 /12)

Рисунок 2 – Равномерность развития розничного товарооборота по месяцам отчетного года

Торговым предприятием оптовый товарооборот превысил средние  показатели в трех месяцах из двенадцати. Отсюда коэффициент ритмичности равен 0,25 (3/12) или ритмичным его выполнение было только на 25%.

Для определения  коэффициента равномерности необходимо рассчитать среднее квадратическое отклонение. Среднее квадратическое отклонение позволяет оценить колебание в развитии анализируемого показателя. Проанализируем равномерность развития оптового товарооборота по месяцам отчетного года.

Таблица 6 – Данные для расчета коэффициента вариации

Темп роста  товарооборота, %

Среднегодовой темп роста товарооборота, %

гр.1-гр.2

гр.3*гр.3

Гр.4 /12

1

2

3

4

5

285,8

287,7

-1,9

3,6

 

303,5

287,7

15,8

248,4

 

298,8

287,7

11,1

124,1

 

286,0

287,7

-1,7

2,7

 

284,6

287,7

-3,1

9,7

 

278,7

287,7

-9,0

81,7

 

292,2

287,7

4,5

20,5

 

268,9

287,7

-18,8

351,8

 

269,8

287,7

-17,9

321,0

 

294,5

287,7

6,8

46,7

 

284,9

287,7

-2,8

7,9

 

306,5

287,7

18,8

352,4

 
     

1570,6

130,88


 

Коэффициент вариации (неравномерности) отчетного года по торговому предприятию равен 130,88/ 287,7* 100 = 45,5 %

Таким образом, ритмичность оптового товарооборота  за отчетный год составила 100 – 45,5 = 45,5%

Коммерческая  работа по закупкам товаров в рыночных условиях базируется принципах современного маркетинга. Коммерческие работники должны хорошо знать свой экономический район, промышленность, сельское хозяйство, ассортимент вырабатываемых изделий. Необходимость скорейшего приспособления розничной торговли к условиям рыночной экономики организации четкого функционирования хозяйственных торговых предприятий с поставщиками товаров = Бред. Целесообразней производить закупки у местных поставщиков, так как сокращаются транспортные расходы. Но необходимо изучить перечень иногородних поставщиков, после чего производится расчет эффективности договорных отношений.

Торговое предприятие так же старается заключать прямые договорные отношения. Примерами могут служить:

Производители арматуры

ОАО «Втормет» (Тула)

ОАО «Западно –  Сибирский Металлургический комбинат (Новокузнецк)

Производители профнастила и металлочерепицы

ООО «ИНСИ» (Екатеринбург)

ООО «Уралпрофиль» (Екатеринбург)

И другие отечественные  предприятия – производители.

Также оптовое предприятие ООО «Сталекс» сотрудничает с крупными предприятиями – оптовиками России и УрФО.

На выбор  источника товароснабжения оказывают  влияние следующие факторы: мощность торгового предприятия, размещение магазина, специализация, форма продажи, качество товаров получаемых торговым предприятием. С учетом действия этих факторов необходимо выявление наиболее целесообразных источников товароснабжения торгового предприятия, чему предшествует изучение поставщиков.

Деятельность  торгового предприятия во многом зависит от хозяйственных отношений  с поставщиками. В случае несостоятельности  или недобросовестности поставщика у потребителя могут иметь  место срывы в выполнении производственных программ или же прямые финансовые потери. И наоборот: надежный поставщик – гарантия успеха.

Выбор поставщиков  – задача сложная и ответственная  поскольку от них во многом зависит  благополучие предприятия, а в конечном счете, - прибыль и репутация фирмы перед клиентами. Проблема выбора является наиболее острой для новых фирм, меняющих номенклатуру продукции, сферу деятельности либо стратегию. Действующие фирмы, имеющие хозяйственные связи, испытывают иные трудности. Если такие фирмы успешно сотрудничают с поставщиком, то целесообразно сохранить эти виды связи, подкорректировав их в соответствии с новыми требованиями.

Существует  обобщенный вариант показателей, которые  определяют предпочтительность поставщиков:

- репутация  и имидж;

- количество продукции, соответствие его прогрессивным стандартам;

- соблюдение  сроков, графиков поставки;

- уровень цены  на продукцию или услуги (сравнительный  анализ цена \ качество, цена \количество);

- условия поставки  и формы расчетов (поставки по  плану, по требованию, упаковка, транспортные и страховые услуги, валюта расчетов);

- взаимоотношения  с заказчиками;

- дополнительные  услуги.

С этой целью  рекомендуется рассчитать рейтинги потенциальных поставщиков, провести ранжирование и определить  наилучшего партнера.

Так как у  оптового торгового предприятия  ООО «Сталекс» большое количество поставщиков то целесообразнее рассчитать рейтинги у крупных поставщиков. Возьмем для сравнительного анализа  таких крупных поставщиков, как  ООО «ИНСИ», ООО «Уралпрофиль», Завод кровельных материалов. Данные полученные при расчете занесем в таблицу.

Таблица 7 - Расчет рейтинга поставщика 1 («Завод кровельных материалов»)

Критерий выбора поставщика

Удельный вес  критерия

Оценка значения критерия по десятибалльной шкале у  данного поставщика

Произведение  удельного веса критерия на оценку

1. Надежность  поставки

0,30

8

2,4

2. Цена 

0,25

10

2,5

Продолжение табл.7

3. Качество товара

0,15

9

1,35

4. Условия платежа

0,15

6

0,9

5. Возможность  внеплановых поставок

0,10

7

0,7

6. Финансовое состояние поставщика

0,05

9

0,45

Итого:

1,00

 

8,3


 

Рейтинги других поставщиков рассчитаем точно таким  же образом, а результаты исследования занесем в сводную таблицу 8.

Таблица 8 - Анализ рейтинга поставщиков ООО «Сталекс» за 2009 год

Критерии выбора поставщика

Поставщики

Завод кровельных материалов

ООО «ИНСИ»

ООО «Уралпрофиль»

ООО «Интер»

1. Надежность  поставки

2,4

2,4

1,8

1,8

2. Цена

2,5

2

2,25

1,5

3. Качество товара

1,35

1,35

1,2

1,05

4. Условия платежа

0,9

0,9

1,2

1,05

5. Возможность  внеплановых поставок

0,7

0,6

0,8

0,4

6. Финансовое  состояние поставщика

0,45

0,3

0,45

0,3

Итого:

8,3

7,55

7,7

6,1


 

При расчете  рейтинга поставщика мы получили следующие данные, что поставщик выявлен лидер - Завод кровельных материалов является явным лидером среди анализируемых поставщиков. Завод кровельных материалов работает на данном рынке в течение длительного времени, предлагает широкий ассортимент продукции и наиболее выгодные условия оплаты товаров, чем другие оптовые продавцы аналогичных товаров.

При работе с поставщиками  необходимо изучить потребности покупателей  на различные товары, различных поставщиков, т.к. если оптовое предприятие будет ориентироваться только на одного поставщика, то спрос покупателей останется неудовлетворенным.

Так как большая  часть товаров поступает в  торговое предприятие из других регионов, то возникает необходимость закупки в больших объемах, чем когда товар закупается у предприятий УрФО. Данная необходимость связана со страховым и транспортным запасом, а также более длительным оформлением таможенных документов и получения сертификатов качества.

Часть товаров, поступивших на склад предприятия  в излишнем количестве, осело на остатках товаров в «торговых точках», что может привести к замедлению оборачиваемости оборотных средств, вложенных в товарные запасы, и возникновению потерь.

 Таким образом, главными причинами отрицательного воздействия на товарооборот явились несоответствие запасов нормативу и остаток излишних запасов на конец года и сверхплановое прочее выбытие товаров, произведен анализ товарных запасов и товарооборота предприятия что связано с товарными потерями, боем, ломом, порчей, уценкой, а также оптовой реализацией товаров, пользующихся слабым спросом у населения. Все это можно значительно снизить при более правильном завозе, надлежащем хранении и рациональном использовании товарных ресурсов, а также при более точном планировании.

Для обеспечения  ритмичной работы, широкого выбора  товаров и наиболее полного удовлетворения спроса покупателей в торговой сети и на складах должны быть определенные товарные запасы.

Таблица 9 - Товарный баланс ООО «Сталекс» в действующих ценах, тыс. р.

Товарные запасы

2008 год

2009 год

Отклонение от прошлого периода

 

В % к прошлому году

Влияние на товарооборот

Товарные запасы на начало года

6870,6

17892,3

11021,7

260,42

11021,7

Поступление товаров

18800

23040

4240

122,55

4240

Прочее выбытие  товаров

264,3

312,5

48,2

118,24

-48,2

Продолжение табл.9

Товарные запасы на конец года

17892,3

19001,8

1109,5

106,20

-1109,5

Оптовая реализация товаров

7514

21618

14104

287,70

 

Прочее выбытие  товаров, в % к объему их поступления

1,41

1,36

-0,05

96,48

 

 

Оптовый товарооборот предприятия возрос в 2009 году по сравнению с 2008 годом на 14104 тыс. руб. за счет завышенных товарах запасов на начало года (+11021,7 тыс. руб.), роста поступления товаров в на склад предприятия (+4240 тыс. руб.).

 Но возможности  роста товарооборота в динамике  уменьшились в результате увеличения товарных запасов на конец года (–1109,5 тыс. руб.), и увеличения прочего выбытия товаров (-48,2 тыс. руб.).

Недостатком использования поступающих в  предприятие товарных ресурсов является их неполное вовлечение в товарооборот, что явилось следствием завоза на предприятие товаров, имеющих высокую цену, что снижало спрос покупателей на них, сезонностью некоторых видов товаров.

В деятельности торговых предприятий  текущие товарные запасы рассматривают, с одной стороны, как источник товарного обеспечения выполнения плана и динамики развития оптового товарооборота, а с другой – как составную часть финансового плана и основу расчета потребности в источниках собственных и заемных средств.

Фактические товарные запасы в первом квартале отчетного года по торговому предприятию ООО «Сталекс» составили: на 1.01.-6870,6 тыс.р., на 1.02. -5426,68 тыс.р., на 1.03. – 6563,29 тыс.р. и на 1.04. – 6534,29 тыс.р.

Фактический товарооборот за первый квартал по торговому предприятию  составил 5454,6 тыс.р.

Товарные запасы в первом квартале по торговому предприятию  в составили (в днях):

На 1.01. -6870,6 /(5454,6   /90)= 113,36

На 1.02. -5426,68 /(5454,6   /90) = 89,54

На 1.03. -6563,29/ (5454,6   /90)= 108,29

На 1.04. – 6534,29/ (5454,6   /90) =107,81

Проводя анализ поступления товаров в разрезе товарных групп, необходимо изучить, как в торговом предприятии соблюдается ассортиментный минимум, удовлетворяется спрос покупателей на отдельные товары. Если будет выявлено, что по товарам достаточного ассортимента план поступления недовыполнен и имелись перебои в торговле, то работу предприятия нельзя оценить положительно. Если будет установлено, что темпы роста поступления товаров значительно опережают увеличение оптового товарооборота, то это значит, что часть поступивших товаров находится в товарных запасах и необходимо определить причины этих негативных явлений, принять меры по улучшению товароснабжения и оптимизации товарных запасов.

Товарооборачиваемость в днях время обращения товаров) определяют на основе данных о средних товарных запасах и товарообороте по следующей формуле:

ТО = (Зср*Д) /ТО

ТО- товарооборачиваемость  в днях

Д- количество дней анализируемого периода

ТО- товарооборот за изучаемый период

Товароборачиваемость  в количестве оборотов (скорость обращения товаров) можно рассчитать по следующей формуле:

ТО об = ТО /Зср

Проанализируем  время и скорость обращения товаров  на рассматриваемом предприятии  за прошлый и отчетный годы. Для  этого составим аналитическую таблицу.

Таблица 10 – Информация о средних товарных запасах

Показатель

2008 год

2009 год

Отклонение  от прошлого года

В % к прошлому году

Товарооборот  в действующих ценах, тыс.р.

7514

21618

14104

287,7

Продолжение табл.10

Среднегодовые товарные запасы в действующих ценах, тыс.р.

12381,45

18447,05

6065,6

149,0

Время обращения  товаров, в днях

0,61

1,17

0,57

193,1

Скорость обращения  товаров, в об.

593,2

307,2

-286,01

51,8


 

По торговому предприятию  скорость обращения товаров увеличилась  на 0,57 оборота, т.е. фактические товарные запасы в отчетном году обновлялись 1,17 раза. Срок оборота составил 307 дней, что лучше,  чем показатель прошлого года на 286 дней. Большое влияние на сумму и величину товарных запасов оказывает страховой и транспортный запас предприятия. От того как быстро и оперативно выполняется заказ на товар и доставляется в торговое предприятие зависит ассортимент товаров в розничном торговом предприятии, и соответственно товарооборот предприятия.

Важным вопросом анализа является изучение эффективности использования  товарных ресурсов. Основным показателем оценки эффективности использования товарных ресурсов является объем товарооборота на один рубль товарных ресурсов (Этов), который определяют по формуле:

Этов = Р / (Зн + П – Зк)                                                     

Этот показатель показывает, сколько рублей товарооборота приходится на каждый рубль товарных ресурсов.

 При анализе определяется  обратный показатель эффективности  использования товарных ресурсов, т.е. объем товарных ресурсов  на один рубль розничного товарооборота, а также частные показатели эффективности их использования. К частным показателям эффективности использования товарных ресурсов относится доля прочего выбытия товаров в товарных ресурсах или в объеме товарооборота.

Для анализа и оценки эффективности  использования товарных ресурсов в ООО «Сталекс» использованных в (табл.12). При последующем анализе необходимо установить причины изменения эффективности использования товарных ресурсов и разработать меры по минимизации прочего выбытия товаров, оптимизации товарных ресурсов и запасов товаров.

Фактические товарные ресурсы в розничном торговом предприятии в 2008 году  увеличились по сравнению с 2007 годом на 4240 и составили 149,0% что создало нормальные условия торговли.

Таблица  11 -  Эффективность использования товарных ресурсов в ООО «Сталекс»   в действующих ценах, тыс.р.

Показатель

2008 год

2009 год

Отклонение  от прошлого года

В % к прошлому году

1. Оптовый товарооборот

7514

21618

14104

287,7

2. Объем товарных ресурсов

18800

23040

4240

149,0

3. Прочее выбытие товаров

264,3

312,5

48,2

193,1

4. Объем товарооборота  на 1 рубль товарных ресурсов, р.

0,40

0,94

 

 

0,54

 

 

234,8

5. Объем товарных ресурсов  на 1 рубль оптового товарооборота,  р.

 

 

1,002

 

 

1,002

0

100

6. Прочее выбытие товаров  к объему оптового товарообо- рота, %

0,04

0,01

-0,03

41,1

7. Прочее выбытие товаров  к объему товарных ресурсов, %

0,014

0,014

0

96,5


 

Следует отметить, что темпы роста товарооборота почти в два раза превышают темпы роста товарных ресурсов. Одним из основных путей улучшения эффективности использования товарных ресурсов является более точное планирование с учетом всех факторов, влияющих на спрос населения !!!я бы написала основных потребителей (или покупателей)!!!. Состав товарных ресурсов и, в частности, наличие залежалых, неходовых и излишне завезенных товаров могут быть изучены по данным инвентаризации и аналитического их учета. Проведен анализ товарных ресурсов предприятия даны рекомендации???? нету Анализ должен установить, когда завезены эти товары и причины образования сверхнормативных их остатков. Снизить товарные ресурсы до нормальных размеров можно за счет оптовой реализации излишне завезенных товаров другим торговым организациям и предприятиям в определенное время, уценки и последующей распродажи товаров с низкими качественными показателями, совершенствования торговой рекламы, расширения торговли в кредит и т.п. Таким образом, наряду с более точным планированием необходим постоянный учет и контроль за товарными ресурсами. Своевременно принятые меры помогут снизить прочее выбытие товаров и повысить розничный товарооборот при тех же товарных ресурсах. Тем более что на данном торговом предприятии есть все возможности для детального учета движения товаров.

На величину прибыли и рентабельность продаж оптового предприятие большое влияние оказывает торговая наценка на реализуемые товары. Закон Парето гласит что 20% покупателей приносят предприятию 80% дохода. Проведен АВС – анализ и выявим, какая групп покупателей приносит предприятию наибольший доход.

Таблица 12 – Исходные данные для АВС – анализа

Покупатель

Товарооборот

Прибыль

1

ООО  "Магнит"

1226,8

311,3

2

ООО "Раут"

1698,2

332,8

3

ЗАО "Янтарь"

1987,5

332,8

4

ЗАО "Марко"

659,5

128,3

5

ООО "Ромашка"

935

35

6

ООО "Март"

287,3

13,3

7

ИП Ярина

658,9

26,3

8

ИП Левченко

659,8

65,8

9

ИП Устинова

593,8

59,8

10

ИП Акимова

836,7

89,3

11

ИП Версина

698,7

96,8

12

ИП Лялина

832,8

76,3

13

ИП Минибаева

1236,8

85,4

14

ИП Булатова

1263,5

125,9

15

ИП Сайгутдинова

858,6

62,1

16

ИП Бояринцева

625,7

59,5

17

ИП Сайбель

1236,8

228,5

18

ИП Афанасьева

598,3

50,1

19

ИП Хайруллина

835,3

88,7

20

ИП Чарушников

546,3

72,1

21

ИП Соколова

159,5

19,8

22

ИП Конькова

536,9

29,8

23

ИП Ильиных

536,7

58,9

24

ИП Показаньева

125,8

15,8

25

ИП Малухина

112,3

13,7

26

ИП Михайлова

89,3

8,7

27

ИП Протопопова

129,8

9,9

Продолжение табл.12

28

ИП Фетисова

65,8

4,3

29

ИП Безбородова

398,7

51,7

30

ООО "Апрель"

129,9

38,6

31

ООО"Парус"

98,3

12,4

32

ООО "Комета"

36,6

7,9

33

ООО "Титан"

33,5

8,1

34

Прочие

888,6

153,3

 

ИТОГО

21618

2773


Таблица 13 – АВС – анализ покупателей

Покупатель

Товарооборот

Прибыль

Доля в балансовой прибыли, %

Нарастающим итогом, %

 

2

ООО "Раут"

1698,2

332,8

12,00

12,00

А

3

ЗАО "Янтарь"

1987,5

332,8

12,00

24,00

А

1

ООО  "Магнит"

1226,8

311,3

11,23

35,23

А

17

ИП Сайбель

1236,8

228,5

8,24

43,47

А

34

Прочие

888,6

153,3

5,53

49,00

А

4

ЗАО "Марко"

659,5

128,3

4,63

53,62

А

14

ИП Булатова

1263,5

125,9

4,54

58,16

А

11

ИП Версина

698,7

96,8

3,49

61,66

А

10

ИП Акимова

836,7

89,3

3,22

64,88

А

19

ИП Хайруллина

835,3

88,7

3,20

68,07

А

13

ИП Минибаева

1236,8

85,4

3,08

71,15

А

12

ИП Лялина

832,8

76,3

2,75

73,91

А

20

ИП Чарушников

546,3

72,1

2,60

76,51

А

8

ИП Левченко

659,8

65,8

2,37

78,88

А

15

ИП Сайгутдинова

858,6

62,1

2,24

81,12

В

9

ИП Устинова

593,8

59,8

2,16

83,27

В

16

ИП Бояринцева

625,7

59,5

2,15

85,42

В

23

ИП Ильиных

536,7

58,9

2,12

87,54

В

29

ИП Безбородова

398,7

51,7

1,86

89,41

В

18

ИП Афанасьева

598,3

50,1

1,81

91,22

В

30

ООО "Апрель"

129,9

38,6

1,39

92,61

В

5

ООО "Ромашка"

935

35

1,26

93,87

В

 

Продолжение табл.13

22

ИП Конькова

536,9

29,8

1,07

94,94

С

7

ИП Ярина

658,9

26,3

0,95

95,89

С

21

ИП Соколова

159,5

19,8

0,71

96,61

С

24

ИП Показаньева

125,8

15,8

0,57

97,18

С

25

ИП Малухина

112,3

13,7

0,49

97,67

С

6

ООО "Март"

287,3

13,3

0,48

98,15

С

31

ООО"Парус"

98,3

12,4

0,45

98,60

С

27

ИП Протопопова

129,8

9,9

0,36

98,95

С

26

ИП Михайлова

89,3

8,7

0,31

99,27

С

33

ООО "Титан"

33,5

8,1

0,29

99,56

С

32

ООО "Комета"

36,6

7,9

0,28

99,84

С

28

ИП Фетисова

65,8

4,3

0,16

100,00

 

Таблица 14 – Сводная группировка

Группа

Покупатели

Прибыль, приносимая группой в отчетном году, тыс.руб.

А (57,9%)

ООО "Раут", ЗАО "Янтарь", ООО  "Магнит", ИП Сайбель и др.

2187,3

В (37,27%)

ИП Сайгутдинова, ИП Устинова, ИП Бояринцева и др.

415,7

С (4,65%)

ИП Конькова, ИП Ярина, ИП Показаньева, ИП Малухина

165,7


 

Группа «А»  – это выявлены ключевые клиенты компании, которые приносят ей половину объема продаж, однако, согласно закону Парето, составляют, как правило, 5-20% от их общего количества. Понятно (так не пишут!!!!), что уход даже одного клиента из этой группы может значительно ухудшить финансовые показатели компании.

Группа «А»  в нашем примере – это наиболее крупные клиенты, которые приносили  компании 57,9% дохода. Необходимо в дальнейшем особое внимание уделять VIP- клиентам, чтобы объемы закупок ими не только не уменьшались, а возрастали. Из данных таблицы 16 видно, что наибольшую долю занимают «прочие» клиенты, поэтому особое внимание стоит уделять тем, покупателям, с которыми у предприятия нет постоянных договорных связей, но которые время от времени закупаются в магазинах рыночного комплекса.

Группа «В»  дает 37,27% объема продаж. Количество клиентов кратно превышает группу «А». Основные усилия здесь должны быть направлены на развитие отношений и перевод  клиентов в более высокую группу «А».

Группа «C» – группа клиентов, на долю которых приходится незначительная часть продаж (4,65%). Поскольку высока вероятность того, что работа с ними приносит фирме убытки (см. закон Парето), имеет смысл более подробно проанализировать оставшихся клиентов, разбив их на несколько групп.

Таким образом, проведенный экономический анализ работы предприятия ООО «Сталекс» позволяет сделать вывод о том, что предприятие развивается, оптовый товарооборот в динамике увеличивается, а соответственно увеличивается и прибыль торгового предприятия.

На  изменение прибыли положительное  влияние оказали: увеличение спроса  на продукцию предприятия, изменения  режима работы, а также квалификация торгового персонала. Отрицательное  влияние оказали завышенные товарные остатки на складе предприятия, неравномерность завоза продукции и структура ассортимента – повторилось на стр 30

На величину прибыли от реализации также в  значительной степени влияет эффективность  сбытовой политики предприятия.

Непосредственно Проведена оценка сбытового потенциала оптового торгового предприятия ООО «Сталекс» осуществлялась в два этапа с использованием таких методов маркетингового исследования, как экспертная оценка и анкетирование.

Первый этап исследования заключается в экспертной оценке элементов комплексной системы сбытового потенциала. В качестве экспертов выступали специалисты отдела маркетинга и отдела сбыта предприятия, которым была предложена анкета в виде таблицы для оценки каждого элемента подсистемы сбытового потенциала предприятия (приложение 3).

Комплексная система сбытового  потенциала предприятия включает в себя три системы: систему обеспечения, управления и поддержки сбытовой деятельности. Каждая из этих систем структурно интегрирует в себе три подсистемы. Например, система обеспечения сбытовой деятельности включает три подсистемы: информационного, кадрового и товарного обеспечения.

Каждая подсистема в свою очередь разделяется на параметры и индикаторы. Например, подсистема информационного обеспечения включает два параметра: разработка системы маркетинговой информации и внутренняя коммуникационная политика.

Эксперты оценивали каждый индикатор подсистемы отдельно согласно следующей шкале баллов:

0,25 — плохо используется  потенциал подсистемы;

0,5 — не в полной мере используется потенциал подсистемы;

0,75 — хорошо используется  потенциал подсистемы;

1 — полностью используется  потенциал подсистемы.

По каждой подсистеме была выведена итоговая сумма баллов.

Вторым этапом исследования является расчет общей оценки уровня использования сбытового потенциала. Для расчета нами была использована матрица значимости элементов сбытового потенциала с учетом жизненного цикла целевого рынка. Матрица значимости дает возможность определить, насколько та или иная подсистема значима на стадии жизненного цикла целевого рынка (приложение 4).

Целевой рынок, как и товар, проходит в своем развитии несколько этапов: формирование, ускорение роста, замедление роста, стабилизация, спад.

В нашем случае установлено, что целевой рынок предприятия находится на стадии стабилизации, для которой характерно понижение спроса на продукцию производителя в результате переключения внимания потребителей на маркетинговые действия конкурентов.

Согласно матрице значимости элементов сбытового потенциала наиболее важными на стадии стабилизации целевого рынка являются элементы таких подсистем сбытового потенциала, как подсистема маркетинговых коммуникаций опосредованного влияния (20 баллов), которая включает рекламную политику предприятия и мероприятия по паблик рилейшнз, а также подсистема сервисной поддержки (20 баллов), включающая сервисную политику. Менее важными на данной стадии целевого рынка являются элементы подсистем информационного, кадрового, товарного обеспечения (по 5 баллов соответственно) и элементы подсистемы программирования (5 баллов).

Значимость подсистемы должна определяться экспертным путем, исходя из обшей суммы, равной 100 баллам.

Для расчета  уровня сбытового потенциала была использована также система взвешенных оценок. Взвешенная оценка рассчитывается путем  умножения каждой оценки подсистемы на ее значимость. Сумма взвешенных оценок по всем подсистемам дает общую оценку уровня использования сбытового потенциала предприятия, которая будет увеличиваться при приближении полученного показателя к 1000 (табл. 15).

Таблица 15 - Оценка уровня использования сбытового потенциала предприятия ООО «Сталекс»

Наименование  подсистемы сбытового потенциала

Оценка  использования каждой подсистемы сбытового  потенциала

Значимость  элементов сбытового потенциала

Взвешенная  оценка, баллы

Подсистема  информационного обеспечения

4,25

5

21,25

Подсистема  кадрового обеспечения

5,25

5

26,25

Подсистема  товарного обеспечения

4,38

5

21,9

Подсистема  программирования

2,25

5

11,25

Подсистема  организации сбытовой деятельности

1,28

10

13,8

Подсистема  контроля и координации

6,5

15

97,5

Подсистема  маркетинговых коммуникаций опосредованного  влияния

7

15

105

Подсистема  маркетинговых коммуникаций непосредственного  влияния

3

20

60

Подсистема  сервисной поддержки

1,75

20

35


 

Из анализа  данных таблицы 16 следует, что наибольшую взвешенную оценку имеет подсистема маркетинговых коммуникаций опосредованного влияния (105 баллов) и подсистема контроля и координации (97,5 баллов), которая включает стратегический, тактический, оперативный контроль и систему координации сбытовой деятельности. Подсистема контроля и координации имеет высокую взвешенную оценку за счет высоких показателей экспертной оценки параметров тактического и оперативного контроля, но параметр стратегического контроля имеет низкий показатель экспертной оценки, что свидетельствует о внедрении на предприятии стратегического контроля за сбытовой деятельностью. Наименьшую взвешенную оценку имеет подсистема программирования (11,25 баллов), которая включает стратегические и тактические программы сбытовой деятельности, и подсистема организации (13,8 баллов). К последним относят технологию продаж и комплекс мерчандайзинга. Так как объектом нашего исследования является оптовое предприятие , то комплекс мерчандайзинга не включен в деятельность фирмы, но присутствует в деятельности предприятий посредников, реализующих продукцию фирмы. Поэтому экспертная оценка в подсистеме организации по комплексу мерчандайзинга отсутствует.

На основании  результатов расчета можно сделать  заключение, что на предприятии уровень использования сбытового потенциала составляет 40%. Следовательно, имеют место значительные резервы его увеличения.

Для повышения  уровня сбытового потенциала предприятия  необходимо использование в полной мере тех индикаторов его подсистемы, которые были оценены экспертами негативно. В связи с этим нами предложен соответствующий алгоритм повышения уровня сбытового потенциала предприятия (рис. 8).

Используемые  предприятием в полной мере индикаторы подсистемы маркетинговых коммуникаций опосредованного влияния, в частности разработка и внедрение программ рекламной деятельности и проведение мероприятий по паблик рилейшнз, обеспечат фирме конкурентные преимущества в сбыте продукции.

Внедрение рекомендаций по совершенствованию сбытовой деятельности производителя молочной продукции ?????? позволит оптимизировать работу по планированию и эффективной организации системы сбыта продукции.


Рисунок  3 - Алгоритм повышения уровня использования сбытового потенциала торгового предприятия ООО «Сталекс»

Проведенный анализ позволяет сделать следующие  выводы. На изменение прибыли положительное  влияние оказали: увеличение спроса  на продукцию предприятия, изменения  режима работы, а также квалификация торгового персонала. Отрицательное  влияние оказали завышенные товарные остатки на складе предприятия, неравномерность завоза продукции и структура ассортимента.

Откуда поднят вопрос о финустойчивости???????????????????????

Финансовые  показатели, характеризующие финансовую устойчивость анализируемого предприятия улучшились в динамике. Так соотношение собственных и заемных средств меняется в сторону увеличения собственных средств предприятия и хотя данное  соотношение не в пользу последних, можно сделать вывод о том, что предприятие стало финансовое более устойчиво, чем три года назад.

Собственного капитала однако недостаточно и предприятию  приходится привлекать дополнительные заемные средства и данная ситуация отрицательно может сказаться на платежеспособности предприятия, тем 

1.2. Оценка затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг)- по содержанию на этой страничке

более что предприятие  в основном использует краткосрочные  заемные средства.

На финансовые результаты работы предприятия  оказывают влияние  многие факторы, и среди них:

количество товарных запасов на складе; время, затрачиваемое на закупку товара: организация процесса закупочной деятельности; условия поставки продукции и др.

Разница в ценах, по которым  оптовое предприятие приобретает  товары и их потом продает, составляет прибыль, за счет которой покрываются все операционные расходы, включая заработную плату работающих.

Если доля прибыли  невелика, предприниматель должен искать пути ее увеличения. Один из путей —  конкуренция цен. Оптовые предприятия заинтересованы в покупке товара по более низким ценам и, таким образом, осуществляют выбор поставщика, исходя из стоимости продукции- опять выбор поставщика……..

При планировании закупок следует тщательно изучать  предложения поставщиков и рассматривать  различные альтернативные решения  с целью изыскания наиболее выгодных источников приобретения товара. Изучение поставщиков, поэтому имеет большое значение при планировании закупок. Для наиболее полного удовлетворения требований потребителей необходимо хорошо значь возможности поставщиков, располагать информацией об их производственной мощности, объеме и ассортименте продукции, условиях и размерах поставки товаров. При этом считается необходимым напомнить, что самый лучший товар не принесет сколько-нибудь значительной прибыли, если его поступление не будет обеспечено вовремя и в нужном количестве. В такой ситуации следует искать другой источник товара, отказавшись от услуг прежнего поставщика.

Из  чего сделан такой вывод я не увидела???? .Таким образом, несмотря на то, что финансовые результаты предприятия улучшились, у него есть резервы дальнейшего роста прибыли.

 

    1. Оценка затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг)

Затраты по доведению  товаров от производства до потребителей (покупателей), выраженные в денежной форме, называются издержками обращения. К ним относятся расходы на транспортировку, подработку, упаковку, хранение и реализацию товаров, а также административно-управленческие расходы торговых предприятий и организаций. Состав издержек регламентируется «Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ и услуг)», утвержденными Министерством труда, Министерством финансов, Министерством экономики и Министерством статистики и анализа.

В торговле заложены неисчерпаемые возможности относительного снижения издержек обращения при повышении качества торгового обслуживания населения, сокращении затрат времени покупателей на приобретение товаров. Однако используются эти возможности недостаточно.

Задачи анализа  издержек обращения — не только изучить выполнение плана и дать объективную оценку соблюдению их сметы, но и выявить резервы сокращения расходов и разработать меры по их использованию путем устранения непроизводительных затрат, бесхозяйственности, расточительства и обеспечения наиболее экономного, целесообразного и эффективного Использования средств и труда. В процессе анализа необходимо изучить динамику издержек обращения, выявить и измерить влияние основных факторов на их размер.

Издержки  предприятия  за отчетный год характеризуются  следующими данными (см. табл.16).

Таблица 16 - Анализ расходов предприятия в прошлом и отчетном году

Состав издержек обращения 

2008 год

2009 год

сумма, тыс.р.

Уровень, % к  обороту

сумма, тыс.р.

Уровень, % к  обороту

Транспортные  расходы, связанные с доставкой товаров в торговое предприятие

960,31

4,44

766,81

1,87

Расходы на оплату труда персонала

9648

44,63

8028

23,07

Расходы на содержание зданий, сооружений, инвентаря

1158

5,36

595,2

-2,13

Амортизация основных средств и нематериальных активов

94

0,43

27

-0,46

Коммунальные  услуги

723

3,34

65

-5,41

Расходы на торговую рекламу

100

0,46

-62

-1,69

Сумма вмененного налога на предпринимательскую деятельность

108,83

0,50

0

-0,94

Прочие 

5478,86

25,34

4109,99

7,13

Всего

18271,00

84,52

13530

21,42

Доходы, к которым исчислены издержки

21618

 

14104

0


 

Проведен  анализ расходов предприятия и издержек обращения (по общему уровню и по сумме) Наибольший удельный вес в общей структуре расходов предприятия занимают расходы на оплату труда и отчисления в фонды социального, медицинского и пенсионного страхования.  Необходимо отметить, что на предприятии оплата труда работников состоит из двух частей – оклада и премии за показатели работы. Размер премии непосредственно зависит от количества реализуемой продукции, т.е. от объема розничного товарооборота и выплачивается по итогам работы за полугодие. Поэтому снижение по этой статье затрат произошло как в целом за год, так и в третьем квартале отчетного года. Премии работникам были выплачены по итогам работы в конце второго квартала.

В целом за отчетный год  также повлияло снижение расходов на доставку товаров на предприятие. В отчетном 2009 году были подписаны дополнительные соглашения о том, что некоторые поставщики товаров предприятия  возьмут на себя часть расходов по доставке товаров покупателю

Также в отчетном  в 2009 году предприятием ООО «Сталекс»  были снижены такие расходы как расходы на рекламу. С одной стороны, предприятие получило дополнительный доход от сокращения издержек обращения в сумме 62 тыс.р. С другой стороны, нельзя недооценивать влияние рекламы на продвижение товаров до потребителей.

Необходимо отметить, что сокращение издержек обращения  предприятия по некоторым статьям  привело к обратному результату. Полученная экономия за счет сокращения расходов предприятия не привела к оптимальному уровню расходов. Наоборот расходы на рекламу могли привлечь большее количество покупателей и тем самым увеличить объемы розничной реализации.

Таблица 17 – Анализ издержек обращения предприятия по общему уровню и по сумме

Показатель

2008 год

2009 год

Отклонение  от прошлого периода

Отчетный период в  % к прошлому периоду

Доходы  от реализации, тыс.р.

7514

21618

14104,00

287,70

Издержки обращения, тыс.р.

4741

18271

13530,00

385,38

в том числе:условно- переменные

1975,5

10708,31

8732,81

542,06

условно- постоянные

2765,5

7562,69

4797,19

273,47

Продолжение табл.17

Уровень издержек обращения, % к обороту

63,10

84,52

21,42

133,95

Темп изменения  издержек обращения, % к обороту

 

0,00157

0,00

 

Издержки обращения, скорректированные по прошлому периоду: сумма, тыс.р.

 

8449,07

8449,07

 

уровень, % к  обороту

 

39,08

39,08

 

Относительная экономия (перерасход) издержек обращения: по сумме, тыс.р.

 

9821,93

9821,93

 

 по уровню, % к обороту

 

45,43

45,43

 

Сумма издержек обращения на 1000 р. Доходов от реализации, р.

630,96

845,18

214,22

133,95


 

Данные аналитической таблицы позволяют сделать вывод о том, что несмотря на увеличение объемов реализации продукции эффективная работа с денежными ресурсами привела к увеличению расходов предприятия. Уровень расходов по отношению к доходам от реализации увеличился на 21,42 %. При этом основное влияние на увеличение уровня издержек обращения оказало увеличение суммы условно- переменных издержек обращения, т.е. тех которые непосредственно зависят от объемов реализации продукции. Это привело к перерасходу денежных средств на 8732,81 тыс.р.

Для измерения  влияния степени выполнения плана  доходов от реализации продукции  на издержки обращения делают перерасчет показателей прошлого года на фактический товарооборот. По условно- переменным статьям издержек считают, что с перевыполнением плана розничного товарооборота пропорционально возрастают их суммы, а уровень остается неизменным. Пересчитанную сумму условно- переменных расходов определяют умножением фактической реализации на уровень прошлого года и делением полученного итога на 100.

Суммы условно- постоянных расходов оставляют без  изменений, а пересчитанный их уровень  определяют отношением суммы условно- постоянных издержек прошлого года к  фактическому обороту  отчетного года и умножением на 100.

Таблица 18 – Алгоритм проведен расчет влияния изменения объема доходов от реализации на сумму и уровень издержек предприятия.

Показатель

2009 год

2010 год 

Прошлый период, пересчитанный на отчетный товарооборот

сумма, тыс.р.

Уровень, % к  обороту

сумма, тыс.р.

Уровень, % к  обороту

на сумму, тыс.р.

на уровень, %

Транспортные  расходы, связанные с доставкой  товаров в торговое предприятие

193,5

2,58

960,31

2,58

766,81

0,00

Расходы на оплату труда персонала

1620

21,56

9648,00

21,56

8028,00

0,00

Расходы на содержание зданий, сооружений, инвентаря

562,8

7,49

1158

5,36

595,20

-2,13

Амортизация основных средств и нематериальных активов

67

0,89

94

0,43

27,00

-0,46

Коммунальные  услуги

658

8,76

723

3,34

65,00

-5,41

Расходы на торговую рекламу

162

2,16

100

0,46

-62,00

-1,69

Сумма вмененного налога на предпринимательскую деятельность

108,83

1,45

108,83

0,50

0,00

-0,94

Прочие 

1368,87

18,22

5478,86

25,34

4109,99

7,13

Всего

4741,00

63,10

18271,00

84,52

13530,00

21,42

Доходы, к которым  исчислены издержки

7514

 

21618

 

14104,00

 

 

 

Рисунок 4 –  Структура расходов торгового предприятия  ООО «Сталекс» в 2009 году

В динамике доходы предприятия увеличились на 14104 тыс.р., при этом влияние изменения товарооборота на переменные издержки привело к перерасходу денежных средств предприятия в сумме 13530 тыс.р, а влияние на постоянные издержки привело к увеличению уровня издержек на 21,42%.

На абсолютную сумму и относительный уровень  издержек обращения оказывают влияние различные факторы. Из них наиболее значимыми являются:

    • Изменение объема, состава и структуры товарооборота
    • Изменение тарифов, ставок за услуги сторонних организаций
    • Изменения уровня розничных цен, цен на материальные ресурсы
    • Изменения состава и эффективности использования материально- технической базы
    • Изменение производительности труда работников

 

Таблица 19 – Влияние факторов на сумму и уровень отдельных статей издержек предприятия

Статья издержек обращения 

 

 

Общее отклонение от прошлого периода по издержкам обращения 

В том числе  за счет изменения 

 

 

 

 

 

 
 

 

сумма, тыс.р.

 

уровень, % к  обороту

Объема товарооборота  

Тарифов и ставок за услуги 

Других факторов  

сумма, тыс.р.

уровень, % к  обороту

сумма, тыс.р.

уровень, % к  обороту

сумма, тыс.р.

уровень, % к  обороту

Транспортные  расходы, связанные с доставкой  товаров в торговое предприятие

766,81

1,87

363,21

 

14,57

0,13

389,03

1,74

Расходы на оплату труда персонала

8028

23,07

3040,79

     

4987,21

23,07

Расходы на содержание зданий, сооружений, инвентаря

595,2

-2,13

       

595,20

-2,13

Амортизация основных средств и нематериальных активов

27

-0,46

125,76

     

-98,76

-0,46

Коммунальные  услуги

65

-5,41

       

65,00

-5,41

Расходы на торговую рекламу

-62

-1,69

       

-62,00

-1,69

Сумма вмененного налога на предпринимательскую деятельность

0

-0,94

       

0,00

-0,94

Прочие 

4109,99

7,13

       

4109,99

7,13

Всего

13530

21,42

-380,95

-1,76

14,57

0,07

13896,38

64,28


 


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.