Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Шпаргалка Шпаргалка по "Социальной педагогике"

Информация:

Тип работы: Шпаргалка. Добавлен: 17.05.13. Год: 2012. Страниц: 38. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


4 вопрос. Этапы становления социальной педагогики

В своем  становлении в качестве научной  дисциплины педагогика неизбежно прошла три этапа.

Первый  этап – этап эмпирический. Это этап сбора данных опытной деятельности большого количества практических работников социальной сферы, привносящих (осознанно или неосознанно) в свою деятельность педагогический компонент. Такая деятельность существовала всегда, и всегда находились люди, которые этот компонент усиливали, развивали, совершенствовали, выводили его в своей работе на ведущее место. Вместе с практической социально-педагогической деятельностью проводился и ее научный анализ в определенной форме.

После изучения истории социально-педагогической деятельности становится ясно, что  она отражает социально-педагогическую практику различных субъектов и  институтов общества. Они существовали в разрозненном виде в рамках профессиональной деятельности учителей, священнослужителей, врачей, работников учреждений культуры, спорта, политических деятелей и других специалистов различных отраслей.

Второй  этап развития социальной педагогики – научно-эмпирический. Этот этап заключается в построении моделей социально-педагогических объектов (процессов, систем, видов деятельности), приближенных к идеальным. На этом этапе образуются практико-ориентированные и теоретико-ориентированные социально-педагогические модели, с помощью некоторых допущений отражающие познавательную и преобразовательную стороны социально-педагогической действительности.

Третий  этап становления социальной педагогики – теоретический. Именно на этом этапе происходит развитие социально-педагогической теории.

Социальная  педагогика – отрасль знания, которая  дает ответы на вопросы:

1) что произойдет или может произойти в жизни людей разных возрастов в тех или иных обстоятельствах;

2) как можно создать благоприятные условия для успешной социализации человека;

3) как можно уменьшить эффект влияния неблагоприятных обстоятельств, которые случаются с человеком в процессе социализации. Социальная педагогика как учебный предмет пытается нарисовать будущим педагогам картину социально-педагогической действительности.

Социальная  педагогика как отрасль знания разъясняет социальное воспитание непосредственно  в контексте социализации.

Это определяет построение учебного курса «социальная  педагогика». Он начинается с рассмотрения социализации как социально-педагогического  явления. Затем раскрываются обстоятельства, в которых происходит социальное воспитание, его содержание и методика. Завершает курс краткая характеристика проблемы социализированности человека и издержек социализации.

16. Мегафакторы социализации

Выдающиеся  русские ученые (психиатр В. М. Бехтерев, геофизик П. П. Лазарев, биофизик А. Л. Чижевский) первой трети XX в. отмечали, что «изучение явлений общественных в связи с явлениями геофизическими и космическими должно… дать возможность научного обоснования изучения законов человеческого общества». А. Л. Чижевский определил, что активные процессы, происходящие на Солнце, совпадают с судьбоносными событиями в жизни человечества (например: открытие Америки, революционные движения в Англии, Франции и России и др.) Эта зависимость наблюдается и в жизни крупных исторических деятелей.

Планета – понятие астрономическое, обозначающее небесное тело, близкое по форме к шару, получающее свет и тепло от Солнца и вращающееся вокруг него по эллипсу. На одной из крупных планет – Земле – в процессе исторического развития образовались различные формы социальной жизни населяющих ее людей.

Мир – понятие в данном случае социолого-по-литологическое, обозначающее совокупное человеческое сообщество, живущее на нашей планете.

Органичная  взаимосвязь планеты и мира объясняется  тем, что мир возник и начал  развиваться в природно-климатических  условиях, во многом отличающих Землю  от других планет. Планета постепенно изменялась по мере развития мира В XX в влияние мира стало ярко выраженным, происходили глобальные процессы и проблемы: экологические (загрязнение атмосферы и др.), экономические (увеличение разрыва в уровне развития стран и континентов), демографические (неконтролируемый рост населения в одних странах и уменьшение его численности в других), военно-политические (рост числа и опасности региональных конфликтов, распространение ядерного оружия, политическая нестабильность).

Так, осознание  человечеством в 1950-е гг. как глобальной проблемы атомной угрозы жизни на Земле – пример прямого влияния  глобальных проблем на социализацию. Это осознание сыграло большую  роль в том, что значительная часть  подростков и юношей в развитых странах  стали ориентироваться не на жизненные  перспективы, а на удовлетворение сиюминутных  потребностей (сама по себе такая ориентация естественна; беспокоить она должна в том случае, если становится единственной). Такое же влияние оказали и  экологические проблемы на поколения 1980-1990-х гг.

В результате развития средств массовой коммуникации стало возможным влияние планеты  и мира на процесс социализации, так как средства массовой информации позволяют человеку, «сидя дома», видеть, как живут люди в любой  точке земного шара. Тем самым  расширились границы действительности. Следствием этого стало изменение  в восприятии жизни.

Наличие и  роль мегафакторов социализации не стоит забывать, их надо учитывать, определяя задачи, цели и содержание воспитания.

18. . Регион – мезофактор социализации

Регион – часть государства, являющаяся целостной социально-экономической системой, имеющей общность экономической, политической и духовной жизни, общее историческое прошлое, культурное и социальное своеобразие.

В регионе  происходит приобщение человека к социуму, здесь формируются, сохраняются  и изменяются нормы образа жизни, а также происходит развитие и  сохранение культурных и природных  богатств.

Региональные  условия воздействуют на социализацию, имея при этом различный характер, в зависимости от характерных  особенностей региона.

Это влияет на стихийную социализацию населения  в регионе, на направление происходящего  самоизменения его жителей. Об этом говорят различия в ценностных ориентациях в сфере трудовой деятельности, в массовых идеологических установках, в семейных отношениях и т. д. Это подтверждает и различие в уровне экономической активности населения, мера его приспособляемости к меняющимся условиям. Наконец, об этом говорят и различия в уровне и характере противоправного поведения и преступности населения вообще и несовершеннолетних в частности.

Объективные характеристики региона и сложившиеся  в нем условия можно анализировать  и как предпосылки относительно направляемой социализации подрастающих поколений, зависящие во многом от социально-экономической  политики региональных властей. Конечно, речь идет непосредственно о ре гиональной политике в масштабах субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей).

Влияние на относительно направляемую социализацию в масштабах региона предполагает, что законодательная и исполнительная ветви власти как минимум целенаправленно  решают поставленные перед ними задачи.

Во-первых, производят:

1) анализ актуального положения дел в регионе, а также перспективы социокультурной и хозяйственно-экономической сторон региона, основных видов действующей и перспективной производственной деятельности, инвестиционных проектов;

2) анализ динамики рынка труда и сферы потребления услуг различного характера. Иными словами, они знают условия социализации в регионе и перспективы их изменения.

Во-вторых, рассматривают состояние дел  в отраслях и секторах жизнедеятельности  региона, так или иначе влияющих на социализацию: здравоохранения, правоохраны, социальной защиты, культуры, науки  и другого, на основании чего разрабатывают  программы дальнейшего развития во взаимодействии друг с другом в  свете социализации.

В-третьих, анализируют систему управления в регионе и предпринимают  меры по ее совершенствованию в аспекте  воздействия на социализацию подрастающих поколений.

24. Средства массовой коммуникации

Средства  массовой коммуникации – это различные технические средства, основной функцией которых является распространение информации на многочисленные аудитории.

Рассматривая  средства массовой коммуникации как  один из факторов социализации, надо учитывать, что непосредственным объектом воздействия  потока их сообщений является не столько  отдельный индивид (хотя и он тоже), сколько сознание и поведение  больших групп людей, которые  составляют аудиторию того или иного  конкретного средства массовой коммуникации – читателей одной газеты, слушателей конкретной радиостанции, зрителей различных  телеканалов, пользователей компьютерных сетей.

Определить, к какой группе факторов социализации принадлежат средства массовой информации, достаточно трудно.

Средства  массовой коммуникации могут также  выступать в качестве мезофакторов социализации. Об этом свидетельствуют материалы массовых опросов, подтверждающие повышение уровня избирательного потребления информации. А поскольку основную массу населения затрагивают обстоятельства повседневной жизни, постольку этот выбор совершается чаще в пользу региональных средств массовой коммуникации, по которым идет соответствующая информация.

Роль средств  массовой коммуникации в социализации общества определяется несколькими  обстоятельствами.

Во-первых, средства массовой коммуникации выполняют  рекреативную роль, т. е. определяют занятия людей в свободное время.

Во-вторых, средства массовой коммуникации наряду с рекреативной ролью выполняют  релаксационную роль. Она приобретает  специфический характер, когда речь идет о подростках и юношах.

Немаловажную  роль играют средства массовой коммуникации в развитии человека.

Компьютерные  сети начинают играть колоссальную роль в стихийной социализации подрастающего  поколения.

Средства  массовой коммуникации, являясь одним  из социальных институтов, выполняют  заказ общества и отдельных социальных групп (имеющих политическую и экономическую  власть). Это и позволяет считать, что средства массовой коммуникации в той или иной мере оказывают  относительно направленное влияние  на социализацию.

Средства  массовой коммуникации способствуютусво-ению людьми определенных социальных норм и формированию ценностных ориентаций в политической, экономической и других сферах общественной жизни.

Самоизменение человека в процессе социализации под влиянием средств массовой коммуникации идет в различных направлениях и имеет как положительный, так и отрицательный вектор.

Система воспитания до недавнего времени не ставила  перед собой цель подготовки подрастающих поколений к взаимодействию со всеми  средствами массовой коммуникации. В  современных же условиях умение человека использовать тот познавательный и  иной потенциал, который они несут, приобретает все большее значение.

……… Субкультура

Субкультура (от лат. sub– «подкультура») – совокупность специфических социально-психологических характеристик, влияющих на стиль жизни и мышление определенных номинальных и реальных групп людей и позволяющих им осуществлять себя в качестве «мы», отличного от «они» (остальных представителей социума).

Субкультура – это автономное относительно единое образование. Она характеризуется  рядом так или иначе выраженных признаков: специфический набор  ценностных ориентаций, норм поведения, взаимодействия и взаимоотношений  ее носителей, а также иерархию; набор  предпочитаемых источников и н формации; своеобразные развлечения, вкусы и способы свободного времяпрепровождения; жаргон; фольклор и др.

Социальной  базой образования той или  иной субкультуры могут быть возрастные, социальные и профессиональные слои населения, а также контактные группы внутри них, религиозные секты, объединения  сексуальных меньшинств, массовые неформальные течения (хиппи, феминистки, экологисты), преступные группы и организации, объединения по роду занятий.

Мера оформленности субкультуры в общем и выраженность ее отдельных признаков связаны с возрастом и степенью экстремальности условий жизни ее носителей.

Ценностные  ориентации носителей той или  иной субкультуры характеризуются  ценностями социальной практики общества, интерпретированными и трансформированными  в соответствии с особенностями  субкультуры (просоциальностью, асоциаль-но-

стью, антисоциальностью), возрастными и иными специфическими потребностями, стремлениями и проблемами ее носителей.

Каждая субкультура  отличается общими для ее носителей  предпочтениями, увлечениями, проведением  свободного времени. Определяющими  факторами при этом являются возрастные, социальные и другие особенности  носителей субкультуры, условия  их жизни, имеющиеся возможности, а  также мода.

Субкультура влияет на детей, подростков, юношей постольку  и в такой мере, поскольку и  в какой мере группы сверстников, которые являются ее носителями, референтны (значимы) для них. Чем больше подросток, юноша соотносят свои нормы с нормами референтной группы, тем эффективнее влияет на них возрастная субкультура.

В целом  субкультура, будучи объектом идентификации  человека, является одним из способов его обособления в обществе, т. е. становится одной из ступеней автономизации личности, что и определяет ее влияние на самосознание личности, ее самоуважение и самопринятие. Все это говорит о важной роли стилизованного механизма социализации детей, подростков, юношей.

Педагоги  в ходе работы так или иначе сталкиваются с детской или подростково-юношеской субкультурами.

Педагоги, реализующие  социальное воспитание, должны быть ознакомлены  с особенностями подростково-юношеской субкультуры, ее отличительными чертами. Это важно при организации жизнедеятельности в воспитательных учреждениях.

27 и 28 . Своеобразие сельского образа жизни

Миграция  сельских жителей в города происходит в течение длительного времени, но все же около четверти населения нашей страны живет в деревнях, селах и другой сельской местности.

Своеобразие сельского образа жизни связано  непосредственно с особенностями  труда и быта жителей: подчиненностью труда природным ритмам и циклам; более изнурительными, чем обычно в крупных городах, условиями  труда; практическим отсутствием возможностей для трудовой мобильности жителей; большой слитностью труда и быта, трудоемкостью труда в домашнем и подсобном хозяйстве; выбор  занятий в свободное время  невелик. Жизненному укладу сельских поселений присущи элементы традиционной соседской общины. В них постоянный состав жителей, невероятно малы его социально-профессиональная и культурная дифференциации, типичны очень тесные как родственные, так и соседские связи.

Для села характерна «открытость» и искренность общения. Отсутствие больших социальных и  культурных контрастов между жителями, малочисленность делают общение  селян довольно тесным и проникают  во все области жизни. Дружба и  товарищество дифференцируются слабо, и, следовательно, эмоциональная глубина  и интенсивность общения с  различными партнерами практически  не имеют различия. Чем меньше деревня, тем общение ее жителей теснее и ближе.

Деревни и  села как тип поселения влияют на социализацию детей, подростков, юношей почти синкретично (нерасчлененно). Трудно определить степень воздействия в ходе стихийной, направляемой и контролируемой обществом социализации.

Практически это связано с тем, что в  деревнях очень распространен контроль поведения человека в обществе. Так  как жителей мало, связи между  ними более или менее тесные, то все знают все и про всех, анонимное существование человека практически нереально, каждый момент его жизни становится объектом для  оценки со стороны общественности.

Содержательно социальный контроль во многих сельских поселениях определяется специфической  социально-психологической атмосферой. По мнению исследователя современной  деревни В. Г. Виноградского, причудливая хозяйственная жизнь многих деревень порождает комбинацию совести и бессовестности, «лихое воровство» и «угрюмую бережливость и даже скряжничество», «тотальное двоедушие».

Сельская  семья начинает участвовать в  социализации своих членов в основном в том же направлении, что и  деревня как микросоциум, зачастую независимо от социально-профессионального положения и образовательного уровня взрослых.

Важную роль в социализации сельских жителей  играет постоянно растущее влияние  города на деревню. Оно производит определенную смену ориентации жизненных ценностей от реальных (доступных в условиях села) к таким, которые свойственны городу и могут быть для сельского жителя лишь эталоном, мечтой.

26. Особенности городского образа жизни

Город –  тип поселения, для которого характерен ряд особенностей:

1) концентрация большого количества людей и высокая плотность населения на ограниченной территории;

2) высокая степень разнообразия человеческой жизнедеятельности (как в трудовой, так и во внепроиз-водственной сферах);

3) дифференцированные социально-профессиональная и нередко этническая структуры населения. Город обладает рядом характеристик, которые создают специфические условия социализации его жителей, особенно подрастающих поколений.

Современный город – средоточие культуры: материальной (архитектура, промышленность, транспорт, памятники материальной культуры) и  духовной (образованность жителей, учреждения культуры, учебные заведения, памятники  духовной культуры и др.). Благодаря этому, а также количеству и многообразию слоев и групп населения, город – средоточие информации, потенциально доступной его жителям.

В то же время  город – средоточие криминогенных  факторов, криминальных структур и  групп, а также всех видов отклоняющегося поведения.

Город характеризует  также исторически сложившийся  городской образ жизни, включающий в себя следующие основные признаки (они имеют определенную специфику  в зависимости от тех или иных параметров конкретного города): 1) в  межличностных отношениях в основном превалируют кратковременные, поверхностные, частичные контакты, но при этом в эмоциональных привязанностях преобладает повышенная избирательность;

2) небольшая значимость территориальных общностей жителей, в основном слаборазвитые, избирательные и, как правило, функционально обусловленные соседские связи (кооперация семей с маленькими детьми или стариками по присмотру за ними, «автомобильные» связи и пр.);

3) высокая субъективно-эмоциональная значимость семьи для ее членов, но в то же время распространенность интенсивного несемейного общения;

4) большое количество стилей жизни, культурных стереотипов, ценностных установок;

5) социальный статус жителя города отличается неустойчивостью, большая социальная мобильность;

6) слабый социальный контроль поведения человека и значительная роль самоконтроля вследствие наличия разнообразных социальных связей и анонимности.

Мобильность в данном случае понимается как реакция  человека на разнообразие стимулов, которые  содержит в себе город, как готовность (но не обязательно как подготовленность и стремление) к изменениям в своей  жизни.

Город создает  условия для мобильности своих  жителей в различных аспектах их жизнедеятельности.

29 воп. Муниципальная система социального воспитания

Одной из основных задач муниципальных органов  власти является создание муниципальной  системы воспитания, которая обеспечивает позитивную социализацию подрастающих поколений, а также взрослых в  конкретных социальных условиях.

Муниципальная система социального воспитания представляет собой совокупность закономерно  создаваемых в муниципальном  образовании возможностей для позитивного  развития и духовно-ценностного  ориентирования жителей.

За основу муниципальной системы воспитания взята государственная и региональная политика в сфере воспитания, а  сама она может определяться как  относительно автономная подсистема государственной  системы воспитания.

Муниципальная система воспитания, по мнению А. Ю. Тупицына, в идеале должна иметь следующие характеристики:

1) открытость системы, что предполагает возможность свободного перехода воспитуемого из одной муниципальной системы воспитания в другую;

2) доступность, что предполагает наличие возможностей системы воспитания работать со всеми слоями населения, обеспечивая минимальный уровень позитивной социализации каждому человеку;

3) многообразность, что предполагает предоставление людям возможности участия в разных видах деятельности, увеличивая их жизненные шансы. Эффективное функционирование и развитие муниципальной системы социального воспитания во многом определяется тем, насколько последовательно и квалифицированно местные органы власти осуществляют изучение позитивных и негативных социализирующих потенций и воспитательных возможностей города, района и осуществляют на основе его данных адекватное социально-педагогическое целеполагание, программируют и организуют достижение поставленных целей, проводят анализ результатов и адекватную его данным коррекцию системы воспитания.

Для разрешения проблем надо создать организационно-педагогические условия, которые бы обеспечили изменение  наличного экономического и социально-культурного  потенциала города, района в возможности  муниципальной системы социального  воспитания.

Сначала говорят  об интеграции возможностей и усилий органов власти и управления, общественных, частных и религиозных организаций, учреждений органов образования, здравоохранения, правопорядка, социальной защиты и  других, что позволит активизировать и сконцентрировать средства (материальные, финансовые, духовные, личностные ресурсы) для развития муниципальной системы  воспитания, оптимизации и продвижения  ее инфраструктуры, кадрового потенциала.

Второе необходимое  условие – получение органами управления системы социального  воспитания города, района.

36. воп Семья как социальная группа

Семья – это чаще всего утвержденная на браке или кровном родстве малая группа людей, члены которой связаны одним общим бытом, взаимной нравственностью и помощью друг другу; в ней образуется совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих отношения между супругами, родителями и детьми, а также детей между собой.

Качество  воспитания и дальнейшего развития детей определяется следующими параметрами  семьи:

1) демографический – состав семьи;

2) социально-культурный – уровень образования родителей, их самореализация в жизни общества;

3) социально-экономический – финансовые возможности семьи и занятость родителей на работе;

4) технико-гигиенический – условия проживания, наличие необходимых для жизни предметов, специфические особенности образа жизни.

В современной  семье отношения детей и родителей  становятся глубокими и отличаются особенной привязанностью, но это  только усложняет процесс социализации подрастающих поколений. Существует ряд  причин:

1) очень много семей живут и состоят только лишь из двух поколений (родители и дети), вследствие этого исчезло разнообразие межличностных отношений с другими членами семьи (дядями, тетями, дальними родственниками);

2) женщины занимают главенствующие позиции в семье и вне ее;

3) отношения людей в браке все более определяются глубиной их привязанности, проявить которые многие не могут в связи с традициями культуры

и своими индивидуальными  особенностями; 4) отношения детей  и родителей содержат обилие проблем. Дети очень рано верховодят в семье. Эффективность функции семьи  ограничим несколькими аспектами:

1) семья пытается дать физическое и эмоциональное развитие человека;

2) семья практически формирует психологический пол ребенка;

3) семья играет главную роль в интеллектуальном развитии ребенка, а также влияет на отношения детей, подростков и юношей к учебе и во многом определяет ее успешность;

4) в семье начинают формироваться основные ценностные ориентации человека, проявляющиеся в социальных и межэтнических отношениях, а также определяющие его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения.

В каждой семье  человек становится объектом стихийной  социализации, ее результаты определяются объективными характеристиками (составом, уровнем образования, социальным статусом, материальными условиями и пр.), ценностными установками (просо-циальными, асоциальными, антисоциальными), стилем жизни и взаимоотношений членов семьи.

32. Семейное воспитание

Семейное  воспитание – осознаваемые в некоторой степени усилия по взращиванию ребенка, которые предпринимают старшие члены семьи, направленные на то, чтобы младшие соответствовали представлениям старших, каким должен быть ребенок, подросток, юноша.

Содержание, характер и результаты семейного  воспитания непосредственно зависят  от ряда характеристик семьи, в первую очередь от тех личностных ресурсов, которые они содержат.

Одной из характеристик  является отношение старшего поколения  к младшему, понимание необходимости  воспитания детей и степени участия  в нем. Если личностные ресурсы семьи  не обеспечивают правильное воспитание детей, то в эти периоды часто  привлекают к воспитанию нянь, репетиторов  и домашних учителей.

Цели воспитания в семье могут быть очень разными  по содержанию и по некоторым специфическим  характеристикам.

Так, спектр целей семейного воспитания содержит привитие младшим гигиенических  навыков, бытовых умений, культуры общения, физическое, интеллектуальное, экспрессивное, личностное развитие; культивирование  отдельных способностей; подготовку к будущей профессии.

Одной из основных характеристик семейного воспитания можно считать стиль, включающий в себя наиболее характерные способы  отношений старших к младшим, используемые при этом методы, способы  и приемы воспитания. Исходя из того, насколько жестким или мягким является воспитательный процесс, можно  выделить два основных стиля: авторитарный и демократический.

Авторитарный(властный) стиль характеризуется сильным влиянием старших на младших, которое заключается в пресекании всяческой инициативы, жестком повиновении требованиям, полном контролировании их поведения, интересов и вообще любых желаний. Это достигается с помощью постоянного контроля выполнения заданий детьми и наказаний.

Общение между  взрослыми и детьми характеризуется  тем, что инициаторами взаимодействия являются старшие. Младшие же стремятся  к общению только при необходимости  получить какие-либо указания. Такой  стиль рождает враждебность по отношению  к окружающим, протест и агрессию зачастую вместе с апатией и пассивностью.

Демократическийстиль определяется тем, что старшие пытаются установить теплые отношения с младшими, привлекать их к разрешению семейных задач, поощряют хорошую инициативу и самостоятельность. Старшие, устанавливая правила и твердо вводя их в жизнь, не считают себя всегда правыми и объясняют мотивы своих указаний, пытаются обсудить их с младшими; младшим прививаются как послушание, так и независимость. Такой стиль воспитывает в детях самостоятельность, активность, дружелюбие, терпимость.

В реальной жизни авторитарный и демократический  стили воспитания в чистом виде встречаются  очень редко. Часто в семьях уживаются  компромиссные варианты, которые  ближе к одному или другому  стилю.

10 Жертвы неблагоприятных условий социализации

Социализация  детей, подростков, юношей в любом  обществе протекает в различных  условиях, характеризующихся наличием многочисленных опасностей, негативно  влияющих на развитие детей. Поэтому  объективно появляются целые категории  детей, подростков, юношей, становящихся жертвами неблагоприятных условий  социализации. Их можно условно разделить  на потенциальных и латентных, которые в свою очередь представлены различными типами-категориями.

К латентным  жертвам неблагоприятных условий  социализации относят людей, не имеющих  возможности реализовать свои способности  в силу объективных обстоятельств  социализации.

Так, ряд  специалистов полагают, что высокой  одаренностью и гениальностью обладает примерно один человек из тысячи родившихся. В зависимости от меры благоприятности  условий социализации, особенно на ранних возрастных этапах, эта предрасположенность  развивается в той степени, которая  делает ее носителей высокоодаренными людьми, примерно у одного человека из миллиона родившихся. А действительно  гением становится лишь один из десяти миллионов, имевших соответствующие  задатки. Большинство таких людей  не находят места в этой жизни, так как условия их социализации (даже достаточно благоприятные) оказываются  недостаточными для развития и реализации заложенной в них высокой одаренности. Поскольку ни они сами, ни их близкие  об этом даже не подозревают, постольку  их и можно отнести к латентному виду жертв неблагоприятных условий  социализации.

В качестве потенциальных жертв неблагоприятных  условий социализации выступают  инвалиды; дети, подростки, юноши с  различными дефектами и отклонениями; сироты и ряд категорий детей, находящихся на попечении государства  или общественных организаций.

Также сюда можно отнести детей, подростков, юношей с пограничными психическими состояниями и с акцентуациями  характера; детей мигрантов из страны в страну, из региона в регион, из села в город и из города в  село; метисов, детей из неблагополучных  семей и др. Названные типы жертв  далеко не всегда представлены «в чистом виде». Весьма часто первичный дефект, отклонение от нормы или какое-то объективное жизненное обстоятельство (например, неблагополучная семья) способствуют дальнейшим изменениям в развитии человека, ведут к перестройке жизненной позиции, формируют неадекватное или ущербное отношение к миру и ксебе. Нередко происходит наложение одного признака или обстоятельства на другие (например, мигрант первого поколения становится алкоголиком).

Одни признаки и обстоятельства, позволяющие отнести  человека к числу возможных жертв  неблагоприятных условий социализации, отличаются постоянством (сиротство, инвалидность), другие выявляются в определенном возрасте (социальная дезадаптация, алкоголизм, наркомания); одни неустранимы (инвалидность), другие могут быть предотвращены или изменены (различные социальные отклонения – противоправное поведение и др.).

25. Субкультура

Субкультура (от лат. sub– «подкультура») – совокупность специфических социально-психологических характеристик, влияющих на стиль жизни и мышление определенных номинальных и реальных групп людей и позволяющих им осуществлять себя в качестве «мы», отличного от «они» (остальных представителей социума).

Субкультура – это автономное относительно единое образование. Она характеризуется  рядом так или иначе выраженных признаков: специфический набор  ценностных ориентаций, норм поведения, взаимодействия и взаимоотношений  ее носителей, а также иерархию; набор  предпочитаемых источников и н формации; своеобразные развлечения, вкусы и способы свободного времяпрепровождения; жаргон; фольклор и др.

Социальной  базой образования той или  иной субкультуры могут быть возрастные, социальные и профессиональные слои населения, а также контактные группы внутри них, религиозные секты, объединения  сексуальных меньшинств, массовые неформальные течения (хиппи, феминистки, экологисты), преступные группы и организации, объединения по роду занятий.

Мера оформленности субкультуры в общем и выраженность ее отдельных признаков связаны с возрастом и степенью экстремальности условий жизни ее носителей.

Ценностные  ориентации носителей той или  иной субкультуры характеризуются  ценностями социальной практики общества, интерпретированными и трансформированными  в соответствии с особенностями  субкультуры (просоциальностью, асоциаль-но-

стью, антисоциальностью), возрастными и иными специфическими потребностями, стремлениями и проблемами ее носителей.

Каждая субкультура  отличается общими для ее носителей  предпочтениями, увлечениями, проведением  свободного времени. Определяющими  факторами при этом являются возрастные, социальные и другие особенности  носителей субкультуры, условия  их жизни, имеющиеся возможности, а  также мода.

Субкультура влияет на детей, подростков, юношей постольку  и в такой мере, поскольку и  в какой мере группы сверстников, которые являются ее носителями, референтны (значимы) для них. Чем больше подросток, юноша соотносят свои нормы с нормами референтной группы, тем эффективнее влияет на них возрастная субкультура.

В целом  субкультура, будучи объектом идентификации  человека, является одним из способов его обособления в обществе, т. е. становится одной из ступеней автономизации личности, что и определяет ее влияние на самосознание личности, ее самоуважение и самопринятие. Все это говорит о важной роли стилизованного механизма социализации детей, подростков, юношей.

Педагоги  в ходе работы так или иначе сталкиваются с детской или подростково-юношеской субкультурами.

Педагоги, реализующие  социальное воспитание, должны быть ознакомлены  с особенностями подростково-юношеской субкультуры, ее отличительными чертами. Это важно при организации жизнедеятельности в воспитательных учреждениях.

6 вопрос.Р оль и место социального работника в сфере образования. 
 
Роль и место социального работника в сфере образования целесообразнее определять в зависимости от специфики образовательных учреждений. 
 
Деятельность специалиста по социальной работе в учреждениях системы дошкольного образования зависит, с одной стороны, от возрастных особенностей детей-дошкольников, а с другой - от научных представлений о необходимых условиях, способствующих благополучному включению ребенка 3-7 лет в систему образования. Поэтому предметом заботы социального работника являются потребности дошкольников и возможности их родителей, особенно в тех случаях, когда поведение ребенка и его учебно-игровая деятельность создают проблему для сверстников и воспитателей или он терпит материальные и социальные лишения. В таких ситуациях социальный работник становится участником кампании по разработке мер профилактики и устранения симптомов неблагополучия в судьбе ребенка, берет на себя роль посредника и коммуникатора между образовательным учреждением и семей, ребенком и родителями, ребенком и воспитателями. Это особенно важно, если ребенок часто более или не посещает дошкольные учреждения без объяснения причин, неухожен, если известно, что он подвергается в семье жестокому обращению. 
 
Когда проблема выходит за рамки компетенции образовательного учреждения, социальный работник вправе (и должен) обратиться в соответствующие полномочные социальные инстанции. 
 
В период включения в систему дошкольного образования чаще всего впервые выявляются его отклонения в развитии - физическом, эмоциональном, познавательном. В таких случаях социальный работник должен организовать помощь своему подопечному, привлекая соответствующих специалистов - медицинских работников, психолога, социального педагога, милиционера и т.д., и таким образом своевременно устранить симптомы неблагополучия. Это, пожалуй, едва ли не единственный действительно эффективный способ сокращения количества детей «группы риска», имеющих в 3-7-летнем возрасте ряд предпосылок для получения в недалеком будущем диагноза «социальная дезадаптация». 
 
Не должна остаться без внимания социального работника и та категория детей, которую педиатры называют «неорганизованной», то есть детей, не посещающих детские дошкольные учреждения. В соответствии со ст. 18 раздела 2 упоминавшегося Закона РФ «Об образовании» «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте», а «государство гарантирует финансовую и материальную поддержку в воспитании детей раннего детского возраста, обеспечивает доступность образовательных услуг дошкольного образования». Социальный работник должен быть осведомлен о степени воспитательного потенциала семьи и своевременно организовать работу с родителями. 
 
Несмотря на то, что деятельность специалиста по социальной работе в учреждениях дошкольного образования преимущественно носит организационно-профилактический характер (выявление детей с симптомами социального неблагополучия, выяснение причин неблагополучия, организация системы адресной социальной помощи детям), ее значение трудно переоценить: эффективно организованная система социальной помощи детям в учреждениях дошкольного образования является условием сокращения числа случаев неблагополучного развития учащихся массовой общеобразовательной школы. 
 
Социальная работа в школах обеспечивает учащимся благополучное социальное развитие при получении ими начального общего (1-4 кл.), основного общего (1-9 кл.) и среднего (полного) общего образования (10-11 кл.). Причем следует иметь в виду, что «требование обязательности основного общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста 15 лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее» (ст. 19 раздела 2 Закона «Об образовании»). 
 
 Как и во время работы в дошкольных учреждениях, социальный работник, осуществляющий деятельность на последующем образовательном уровне, руководствуется действующим законодательством, стремится удовлетворить потребности учащихся и при этом учитывает возможности их семей. В данных условиях он превращается в политика и стратега по организации социальной помогает нуждающимся детям и оздоровлению семейной среды. В поле его зрения находятся динамика посещаемости школы учащимися, успеваемости, материального и социального положения учащихся «группы риска», в первую очередь из малообеспеченных семей, также их отношения со сверстниками, учителями и родителями. Учителя не обязаны стремиться устранять причины бедности, девиантного или делинквентного поведения своих учеников, так же как и другие симптомы их социального неблагополучия. Социальный работник, посещая семьи учащихся, зная положение ребенка в школе и классе, его нужды и беды, поощряет родителей максимально использовать образовательные возможности школы, например, возможность, наладить межличностные отношения в семье с помощью школьного психолога, принять участие в общественной акции, организуемой социальным работником, использовать возможности дополнительного образования, если ребенок проявляет особые способности к какому-либо виду деятельности; получить материальную помощь и т.п. 
 
Особую сложность для социального работника могут представлять случаи, когда учащийся относится к категории социально дезадаптированных детей, а его семья имеет низкий воспитательный потенциал, то есть в ней процветают грубость, аморальное поведение, психические болезни, антисанитария и т.д. В таких ситуациях ни ребенок, ни социальный работник не могут рассчитывать на поддержку семьи и без привлечения специалистов (социального педагога, классного руководителя, психолога, инспектора по делам несовершеннолетних, нарколога и др.) не обойтись. 
 
В должностные обязанности социального работника, осуществляющего свои функции в условиях массовой общеобразовательной школы, входят также забота о детях, окончательно или временно исключенных из школы; оказание помощи и поддержки родителям при переводе ребенка в другое учебное заведение, система образования в котором в большей степени соответствует его особенностям, в частности в тех случаях, когда одаренный ребенок воспитывается в семье, являющейся малообеспеченной по причине многодетности, болезни родителей, отсутствия одного из родителей и т.п.; защита прав детей, являющихся представителями национальных меньшинств, беженцами или переселенцами; выявление детей, которые незаконно заняты на работе в учебное время, и решение вопроса об их обучении; поддержка детей, получающих образование вне школы; пресечение случаев жестокого обращения с детьми; содействие детям (в реализации их прав в сфере образования) и родителям (в использовании социальных привилегий, предоставляемых школьникам); организация во внеурочное время социальной учебы учащихся, то есть обучение эффективным методам решения бытовых проблем, а также различных массовых мероприятий - благотворительных ярмарок, аукционов, акций милосердия и др. 
 
Процесс профессионального функционирования специалиста по социальной работе состоит из нескольких этапов: изучение условий жизни учащихся - оформление социальных паспортов - формирование системы адресной социальной помощи нуждающимся в ней школьникам и координация усилий специалистов социальной сферы, причастных к решению проблем детей «группы риска». 
 
Стоит отметить, что подобная деятельность в России осуществляется в основном лишь в школах инновационного типа, где ребенок является ключевой фигурой учебно-воспитательного процесса и родители принимают активное участие в делах учебного заведения. 
 
Свою специфику имеет социальная работа в системе начального и среднего профессионального образования. Социальный работник должен учитывать возрастные особенности своих клиентов (как правило, это подростки и молодежь в возрасте 15-19 лет); понимать и принимать их интересы и ценности; поддерживать стремление к самостоятельности, поиску и нахождению себя в сфере труда и, что самое главное, должен организовать помощь таким образом, чтобы учащиеся имели возможность найти социально приемлемые способы зарабатывания денег на карманные расходы и оплату досуга, чтобы они знали свои права и обязанности и умели пользоваться теми социальными привилегиями, которые соответствуют их положению. При этом работа с семьей учащегося спецшколы, ПТУ, техникума по-прежнему рассматривается как опосредованная помощь подростку. Составление социального паспорта на каждого учащегося учебного заведения, изучение житейских проблем подростков, ориентация в ситуации на рынке труда, налаженная система профессионального взаимодействия со специалистами ряда социальных сфер - вот необходимые условия оказания адресной социальной помощи молодым людям, получающим начальное или среднее профессиональное образование. 
 
Социальная работа в вузах - еще одно из возможных направлений профессионального функционирования социальных работников в области образования. 
 
Как правило, студенты вузов из малообеспеченных семей пытаются «подрабатывать» в свободное от учебы время, а из обеспеченных - получать дополнительное образование. И тем и другим нужна поддержка. Организованный в вузе социально-психологический центр, поддерживающий связи с другими учебными заведениями, предприятиями и социальными организациями, может оказать существенную помощь молодым людям, желающим избавиться от нужды и самостоятельно зарабатывать. Социально-психологический центр может принимать заказы от предприятий и учреждений на проведение каких-либо исследований, выполнение определенных видов работ, предлагать студентам ряд вакантных должностей и рабочих мест в данном вузе и т.д. 
 
В целях помощи студентам, проживающим в общежитиях, испытывающим лишения, унижения и многие другие неудобства, не умеющим воспользоваться своими правами и льготами, социальный работник формирует группу поддержки из студентов-старшекурсников. Кроме того, он оказывает помощь студенческим семьям. 
 
В вузах обучаются также молодые люди с ограниченными физическими возможностями, которым сложно занять свое место в сфере труда, дети-сироты, дети из многодетных семей, студенты, имеющие детей, и многие другие категории социально незащищенной молодежи. Помощь в виде разовых денежных выплат или вещевой гуманитарной поддержки не является выходом из положения. Существенную помощь может оказать социальный работник, информирующий студента о том, куда, к кому, каким образом можно обратиться, чтобы изменить свое незавидное положение, предложив свои услуги. 
 
О возможностях своих клиентов социальный работник должен осведомиться при заполнении социального паспорта на каждого из них. 
 
Особого внимания заслуживают студенты, демонстрирующие выдающиеся успехи в учебе, но не имеющие средств к продолжению образования, вынужденные, чтобы заработать себе на жизнь, переводиться на заочное или вечернее отделения, сужающие свои возможности, так как не в состоянии оплатить, например, курс иностранного языка, компьютерной грамотности и др. Они нуждаются в поддержке социального работника и в той помощи, которую он может оказать в соответствии с действующим законодательством.

    Институты (агенты) социализации

Агенты  социализации – это те, кто влияет на процесс научения, в решающей степени формируют его. К ним относятся люди и социальные институты.

Семья – один из определяющих агентов социализации. Оказывает функциональное воздействие не только на формирование и социализацию, но и становление всей структуры личности. «Семья, - пишет П. Штомка, - должна быть настолько прочной, чтобы обеспечить опеку и заботу о человеке в относительно длительный промежуток времени, охватывающий его младенчество и детство» (С. 409). Эмпирические исследования показывают, что в конфликтных или безотцовских семьях процент детей с отклоняющимся поведением значительно выше.

Группа  ровесников выполняет функцию «охраны» от авторитета взрослых в процессе социализации. Обеспечивает появление таких качеств личности как самостоятельность, независимость, социальное равенство. Позволяет проявлять социализирующейся личности новые эмоции и чувства, невозможные в семье, новые социальные связи, статусы и роли (лидер, равные партнеры, изгой, маргинал).

Школа действует как общество в миниатюре. Дает новые знания и навыки социализации, развивает интеллект, формирует ценности и нормы поведения. В отличие от семьи позволяет понять значение формальных статусов и ролей (учитель как формальный и временный начальник). Школа более авторитарна, рутинизирована. Ее социальное пространство обезличено, так как учителя не могут быть такими же ласковыми, как родители; к тому же любой учитель может быть заменен другим.

Средства  массовой информации формируют ценности, образы героев и антигероев, дают образцы поведения, знания о структуре общества. Действуют обезличенно, формально.

Армия осуществляет специфическую, вторичную социализацию (ресоциализацию). Разность ценностей и стереотипов поведения гражданской и военной жизни проявляется резко и часто вызывает у молодых солдат социальный протест. Это тоже своеобразный институт социализации, форма освоения новых социальных норм. Важно, чтобы процессы протекали на невысоком уровне конфликтности.

30 и 38. Функции семьи

Функции семьи - В отдельные исторические периоды, в разные социально-экономические условия семья выполняла и выполняет все или большинство из нижеперечисленных функций. Иногда часть из этих функций берет на себя государство, некие социальные институты (например религиозные коммуны).  
 
   Важно понимать, что с течением времени в семье удельный вес каждой из функций может меняться. Какие-то функции выходят на первый план, а какие-то на второй или вообще исчезают. Появление детей в семье выдвигает на первый план функцию воспитания и быта. В молодой семье на первом месте может быть секс, а в пожилой - нет.  
   При капиталистических отношениях в государстве статусная функция семьи выше, чем при социалистических. Это связано с тем, что семья для многих - источник могущества и наследства.  
   Семьи, адекватно выполняющие все или большинство функций, называются функциональными. В случае нарушений многих функций (особенно приоритетных) такие семьи называют дисфункциональными. Семейные функции являются основным предметом работы психологов, занимающихся семейным консультированием.  
   Частично нижеперечисленные функции пересекаются, например воспитательная и обучающая, экономическая и хозяйственно-бытовая, однако предмет каждой функции уникален, поэтому их не следует смешивать.  
  

Репродуктивная  функция

 
   Воспроизводство жизни, то  есть рождение детей, продолжение  человеческого рода. Забота о  физическом и психическом здоровье  подрастающего поколения.  
  

Воспитательная  функция

 
   Формирование личности ребенка.  Систематическое воспитательное  воздействие семейного коллектива  на каждого своего члена в  течение всей его жизни. Постоянное  влияние детей на родителей  и других взрослых членов семьи.  Семейное и общественное воспитание  взаимосвязаны, дополняют друг  друга и могут, в определённых  границах, даже заменять друг  друга, но в целом они неравнозначны  и ни при каких условиях не могут стать таковыми. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, так как "проводником" его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям. Однако непорядок в воспитании может обернуться взаимной ненавистью, это тоже надо учитывать.  
  

Обучающая функция

 
   В семье происходит обучение  подрастающего поколения. Здесь  учат говорить, ходить, читать, считать  и т.д. и т.п.  
  

Коммуникативная функция

 
   Посредничество семьи в контакте  своих членов со средствами  массовой информации, литературой  и искусством. Влияние семьи на  многообразные связи своих членов  с окружающей природной средой  и на характер ее восприятия. Организация внутрисемейного общения,  досуга и отдыха, связанного с  общением. Взаимное культурное и  духовное обогащение.  
   Важно понимать, что русское слово "общение" и латинское "communicatio" происходит от "общее". То есть именно в семье происходит первый опыт деления общим, обретения общим с другим человеком, без чего немыслима дальнейшая социализация человека.  
  

Эмоциональная функция

 
   Функция эмоционального удовлетворения. Отсутствие тепла и взаимопонимания,  любви может быть причиной  эмоциональных и поведенческих  трудностей. Эмоциональная функция  семьи - это удовлетворение ее  членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной  поддержке, психологической защите. Данная функция обеспечивает  эмоциональную стабилизацию членов  общества, активно содействует сохранению  их психического здоровья.  
  

Духовно-психотерапевтическая функция

 
   Духовное общение — развитие  личностей членов семьи, духовное  взаимообогащение. Психотерапевтическая — позволяет членам семьи устраивать спонтанные психотерапевтические сеансы.  
  

Развлекательно-рекреативная функция

 
   Совместная организация развлечений  и восстановления после работы. Забота о здоровье и благополучии  членов семьи. Отдых, организация  досуга.  
  

Сексуально-эротическая  функция

 
   Существует для удовлетворения  сексуальных потребностей семьи,  регулирует сексуальное поведение  членов семьи. Обеспечение биологического  воспроизводства общества, благодаря  чему семьи превращаются в  роды, идущие в поколения.  
  

Хозяйственно-бытовая  функция

 
   Удовлетворение членами семьи  своих биологических и материальных  потребностей. Удовлетворение потребности  в сохранении их здоровья - хозяйственно-бытовыми  способами. Питание семьи, приобретение  и содержание домашнего имущества,  одежды, обуви, благоустройство жилища, создание домашнего уюта, организацию  жизни и быта семьи, формирование  и расходование домашнего бюджета.  
  

Экономическая функция

 
   Ведение членами семьи общего  хозяйства. Формирование крепких  экономических связей между ними. Нормы семейной жизни включают  обязательную помощь и поддержку  каждого члена семьи в случае, если у него возникают экономические  трудности. Общественное производство  средств к жизни, восстановление истраченных на производстве сил своих взрослых членов. Наличие своего бюджета. Организация потребительской деятельности.  
  

Статусная функция

 
   Передача по наследству некоторых  статусов, например место в культуре, национальность, место в социальной  страте и др. Особенно велико  место этой функции в классовых  обществах.  
  

Функция первичного социального  контроля

 
   Обеспечение выполнения социальных  норм членами семьи, в особенности  теми, кто в силу различных  обстоятельств (возраст, заболевание  и т. п.) не обладает в достаточной  степени способностью самостоятельно строить своё поведение в полном соответствии с социальными нормами. Семья - малая социальная группа, в ней учатся строить свое поведение в соответствии с существующими социальными нормами. Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношении между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений.  
  

Функция социализации

 
   Центральное место в социализации  занимает семья . Это объясняется прежде всего тем, что именно в семье осуществляется первичная социализация индивида, закладываются основы его формирования как личности. Семья для ребёнка является первичной группой, именно с неё начинается развитие личности.  
  

Защитная  функция

 
   Во всех обществах институт  семьи осуществляет в разной  степени физическую, экономическую  и психологическую защиту своих  членов.  
  

Функция объединения усилий

 
   Г. Навайтис в качестве наиболее важной особенности функций семьи выделяет комплексность. Каждая потребность, удовлетворяемая семьей, может быть удовлетворена и без нее, но только семья позволяет удовлетворить их в комплексе, который в случае сохранения семьи не может быть раздроблен или распределен между другими людьми. 

37.. Типичные ошибки семейного воспитания»

Ошибки  воспитания, вызванные  мотивацией родителей

а) воспитание и потребность  в эмоциональном  контакте;

У человека как общественного  существа имеется своеобразная форма  ориентировки – направленность на психический облик другого человека. Потребность «ориентиров» в эмоциональном  настрое других людей называется потребностью в эмоциональном контакте. Контакт бывает двусторонним, когда  человек чувствует, что сам является предметом заинтересованности.

Может случиться так, что цель воспитания ребёнка оказывается  именно в удовлетворении потребностей эмоционального контакта. Ребёнок становится центром потребности, единственным объектом ее удовлетворения. Примеров здесь достаточно: например, родители, по тем или иным причинам испытывающие затруднения в контактах с  другими людьми. Чаще всего при  таком воспитании возникают большие  проблемы. Родители бессознательно ведут  борьбу за сохранение объекта своей  потребности, препятствуя выходу эмоций и привязанностей ребёнка за пределы  семейного круга.

б) воспитание и потребность  смысла жизни;

Большие проблемы возникают  в общении с ребёнком, если воспитание стало единственной деятельностью, реализующей потребность смысла жизни. Без удовлетворения этой потребности  человек не может нормально функционировать, не может мобилизовать все свои способности  в максимальной степени. Удовлетворение такой способности связанно с  обоснованием для себя смысла своего бытия, с ясным, практически приемлемым и заслуживающим одобрения самого человека направлением его действий.

Удовлетворением потребности  смысла жизни может стать забота о ребёнке. Мать, отец или бабушка  могут считать, что смысл их существования  является уход за физическим состоянием и воспитанием ребёнка. Они не всегда могут это осознавать, полагая, что цель их жизни в другом, однако счастливыми они чувствуют себя только тогда, когда они нужны. Если ребёнок, вырастая, уходит от них, они часто начинают понимать, что «жизнь потеряла всякий смысл». Ярким примером тому служит мама, не желающая выпускать отрока из-под своей опёки. В результате он получает требуемое чувство своей необходимости, а каждое проявление самостоятельности сына преследует с поразительным упорством. Вред такого самопожертвования для ребёнка очевиден.

в) воспитание и потребность  достижения;

У некоторых родителей  воспитание ребёнка побуждается  так называемой мотивацией достижения. Цель воспитания состоит в том, чтобы  добиться того, что не удалось родителям  из за отсутствия необходимых условий, или же потому, что сами они не были достаточно способными и настойчивыми. Подобное родительское поведение неосознанно для самих родителей приобретает элементы эгоизма: «Мы хотим сформировать ребёнка по своему подобию, ведь он продолжатель нашей жизни...»

Ребёнок лишается необходимой  независимости, искажается восприятие присущих ему задатков, сформированных личностных качеств. Обычно не принимаются  во внимание возможности, интересы, способности  ребёнка, которые отличны от тех, что связанны с запрограммированными целями. Ребёнок становится перед  выбором. Он может втиснуть себя в  рамки чуждых ему родительских идеалов  только ради того, чтобы обеспечить любовь и чувство удовлетворенности  родителей. В этом случае он пойдет ложным путем, не соответствующим его  личности и способностям, который  часто заканчивается полным фиаско. Но ребёнок может и восстать против чуждых ему требований, вызывая тем  самым разочарование родителей  из за несбывшихся надежд, и в результате возникают глубокие конфликты в отношениях между ребёнком и родителями.

г) воспитание как реализация определенной системы;

Встречаются семьи, где  цели воспитания как бы отодвигаются от самого ребёнка и направляются не столько на него самого, сколько  на реализацию признаваемой родителями системы воспитания. Это обычно очень  компетентные, эрудированные родители, которые уделяют своим детям  немало времени и хлопот. Познакомившись с какой-либо воспитательной системой в силу разных причин доверившись  ей, родители педантично и целеустремленно  приступают к ее неустанной реализации.

Несомненно, у каждой из новомодных воспитательных систем есть свои ценные находки, немало полезного  и важного. Главное при этом, чтобы  родители не забывали, что не ребёнок  для воспитания, а воспитание для  ребёнка. Кстати, родители, следующие  воспитанию по типу «реализации системы», внутренне похожи, их объединяет одна общая особенность – относительная  невнимательность к индивидуальности психического мира своего ребёнка.

д) воспитание как формирование определенных качеств.

Под влиянием прошлого опыта, истории развития личности человека в его сознании могут появляться так называемые сверхценные идеи. Ими могут быть представления о том или ином человеческом качестве как наиболее ценном, необходимом, помогающем в жизни. В этих случаях родитель строит свое воспитание так, чтобы ребёнок был обязательно наделен этим «особо ценным» качеством. Например, родители уверенны в том, что их сын или дочь должны обязательно быть добрыми, эрудированными или смелыми.

Ярким примером может  служить ситуация, когда увлечение  спортом приводит к тому, что супруги  строят планы о совместных семейных походах, катании на яхтах, занятиях горными лыжами, не замечая, что в  их мечтах о будущем ребёнке им видится мальчик. Но рождается девочка, а воспитание строится по заранее  запрограммированному сверхценному образцу: мужской стиль одежды, излишние для девочки спортивные упражнения, насмешливое отношение к играм с куклами и т.п. Все это может привести к отрицательным последствиям в психическом развитии ребёнка: формирование у ребёнка черт противоположного пола, подспудное убеждение его в том, что такой, какой он есть, ребёнок не нужен и т.д.

Вывод: регулирующие воспитание сверхценные мотивы родителей ограничивают свободу развития присущих ребёнку задатков, усложняют развитие, нарушая его гармонию, а иногда и искажая его ход.

 

Конфликты, возникающие  в связи с неправильными стратегиями  воспитания

Основные сложности  в общении, конфликты возникают  из-за родительского контроля за поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т.д.

Остановлюсь на распространенных стилях семейного воспитания, определяющего  возникновение конфликтных отношений  ребёнка с родителями.

Авторитарные родители требуют от подростка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих  указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается. Ситуация осложняется, если высокая  требовательность и контроль сочетаются с эмоционально холодным, отвергающим  отношению к ребёнку. Здесь неизбежна  полная потеря контакта.

Сочетание безразличного  родительского отношения с отсутствие контроля – гипоопека – тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Подросткам позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Поведение становится неконтролируемым. А подростки, как бы они иногда не бунтовали, нуждаются в родителях как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться.

Гиперопека – излишняя забота о ребёнке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, – приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками. Трудности возникают и при высоких ожиданиях родителей, оправдать которые ребёнок не в состоянии. С родителями, имеющими неадекватные ожидания, в подростковом возрасте обычно утрачивается духовная близость. Подросток хочет сам решать, что ему нужно, и бунтует, отвергая чуждые ему требования. Конфликты возникают при отношении родителей к подростку как к маленькому ребёнку и при непоследовательности требований, когда от него ожидается то детское послушание, то взрослая самостоятельность.

 

Существует 4 способа  поддержки конфликтных ситуаций:

1. Уход от проблемы (чисто деловое общение)

2. Мир любой ценой  (для взрослого отношения с  ребёнком дороже всего). Закрывая  глаза на отрицательные поступки, взрослый не помогает подростку,  а наоборот – поощряет отрицательные  формы поведения ребёнка.

3. Победа любой ценой (взрослый стремиться выиграть, пытаясь подавить ненужные формы поведения ребёнка. Если он проигрывает в одном, то будет стремиться выиграть в другом. Эта ситуация бесконечна.)

4. Продуктивный (компромиссный  вариант). Этот вариант предполагает  частичную победу и в одном  и в другом лагере. К этому  обязательно нужно идти вместе, т.е. это должно стать результатом  совместного решения.

Родительские директивы  как проявление ошибок семейного  воспитания

Если ребёнку в  детстве родители постоянно внушали, что он:" тюфяк, разгильдяй, оболтус", то рано или поздно в это начинает верить. Но сначала внутри ребёнка происходит конфликт, потому что он знает, что он не такой плохой, что он старается порадовать своих родителей, а они этого не замечают, стараясь подогнать ребёнка под свои мерки. Из этого конфликта "вытекает" нервное напряжение, с которым ребёнок под час не может справиться. Возможно два варианта решения ребёнком этой проблемы: либо он приспособиться под непомерные требования взрослых и спрячет свои личностные качества, но будет вынужден искать механизм защиты собственного "Я" доступными для него способами, либо он будет сопротивляться, что породит множество конфликтов с родителями. И то и другое неизбежно приведет к повышенному нервному напряжению, а если родители не сменят свою "воспитательную политику", то у ребёнка возникнет нервное расстройство, невроз, который подрастающий человек понесет с собой во взрослую жизнь.

Нерешённые психологические  проблемы родителей, проецируясь на ребёнка, могут повториться у  него в усугублённом виде. Скрытым  формам программирования развития детей  в семье уделяется большое  внимание в работах представителей трансактного анализа – Э. Берна, Р. и М. Гулдинг.

Я нахожу, что этот вопрос, относящийся к компетенции  психотерапии, должен быть рассмотрен именно в контексте реферата по семейной педагогике. Ведь решая свои нерешённые проблемы, родители смогут эффективно помочь своему ребёнку!

Детям часто приходится слышать от родителей фразы типа: “Когда же ты наконец поумнеешь?”, “Да что ты бьёшься, у тебя всё равно не получится, давай лучше я...” или “Эх ты, моё горе”. Всё это и многие другие родительское внушение, программирование принято называть “родительскими директивами”. Термин введён Р. и М. Гулдингами в книге “Психотерапия нового решения” и означает скрытое приказание, неявно сформулированное словами или действиями родителя, за неисполенние которого ребёнок не будет наказан явно, но будет наказан косвенно – собственным чувством вины перед родителем, давшим эту директиву. Истинные причины своей вины ребёнок (и даже взрослый) не может осознать без посторонней помощи. Именно директивы ответственны за живущую уже во взрослых людях зависимость от кого-то из родителей, неявно научивших ребёнка вести себя ошибочным, непродуктивным, невротичным образом. Гулдинги вывели целый перечень родительских директив (приводится расширенный вариант по тексту [4] В.К. Лосева, А.И. Луньков “Психосексуальное развитие ребёнка”):

1. “Не живи” (“Мне  не нужна такая плохая девочка”, “Поскольку я все свои силы  и здоровье отдала, чтобы тебя  воспитать, я так и не смогла...”  etc.) Скрытым смыслом передачи такой директивы является облегчение управления ребёнком посредством возбуждения в нём хронического чувства вины, связанного с фактом самого его присутствия в жизни родителя. Взрослый как бы заставляет ребёнка поверить в его (ребёнка) ответственность за нерешённые задачи взрослого. Известно, что наказание смягчает чувство вины, поэтому такие дети могут искать такие ситуации, где они могут быть наказаны, при том за что-то реальное (типа драки или разбитого окна), а не за фикцию.

2. “Не будь ребёнком”  (“Пора тебе думать своей головой”, “Ну ты же не маленький,  чтобы...”). Такая директива достаётся  единственным или старшим детям  и соединена с подавлением  детских, невинных желаний, которые  сами связаны со способностью  к творчеству, самопроявлению.

3. “Не расти” (“Ты  ещё мала, чтобы краситься”, “Мама  тебя никогда не бросит”, “Не  торопись взрослеть”). Чаще всего  достаётся младшим или единственным  детям. Такую директиву ребёнку  дают родители, боящиеся взросления  своего ребёнка и наступления  того момента, когда он, покинув  их семью, оставит их опять  лицом к лицу друг с другом, как в начале супружества.

4. “Не думай” (выражается  в требованиях не умничать, не  рассуждать). Например, желая отвлечь  ребёнка от травмирующей ситуации, мама отвечает на его вопросы  так: “Не думай об этом, забудь”,  тем самым лишая его возможности  решить вставшую перед ним  проблему рациональными средствами.

5. “Не чувствуй” (i.e. “Как ты смеешь злиться на учительницу, она же тебе годится в матери”, “Не сахарный – не растаешь”). Ребёнок с такой директивой, запрещающей ему проявлять агрессивность по отношению к учительнице, может начать разряжаться на младших или более слабых по отношению к нему детях. Ребёнок, научившийся игнорировать телесные ощущения, легко может утратить чувство физической безопасности и стать склонным к травматизму.

6. “Не достигай  успеха” (“Я сам не смог  закончить институт, но отказываю себе во всём, чтобы ты смогла получить образование”). Увы, в основе подобных директив лежит бессознательная зависть родителя к успеху ребёнка.

7. “Не будь лидером” (eg. “Будь как всё”, “Ну и зачем ты высовывался, вышло хуже для тебя”). Родители, дающие ребёнку такую директиву из лучших побуждений, могут быть обеспокоены чувством зависти, которое они, по их глубокому убеждению, обречены вызывать у других людей.

8. “Не принадлежи”  – её передают детям родители, сами имеющие проблемы в общении  и видящие в ребёнке “единственного  друга”. В общении с ребёнком  такие родители могут всячески  подчёркивать его исключительность, непохожесть на других (в положительном  смысле).

9. “Не будь близким”. Эта директива по смыслу напоминает  предыдущую, но если та проявляется в группе, то эта – в отношениях с одним близким человеком. Родители, передающие эту директиву, внушают тем самым ребёнку, что никому (кроме них) доверять нельзя. Вред этого подспудного указания в бессознательном убеждении, “что любая близость опасна”.

10. “Не делай”  – то есть не делай сам,  я буду делать это за тебя. Родители дают её ребёнку, говоря: “Не делай сам, подожди меня”.  Вырастая, эти дети будут откладывать  начало своих действий, попадать  в цейтнот, не догадываясь,  что действуют по инерции родительской  директивы.

11. “Не будь самим  собой”. Выражается в выражениях  типа “Почему Вася это может,  а ты нет?”, “Стремись к  идеалу”; бывает также , что родители хотели девочку, а получился мальчик. Скрытый смысл данной директивы – вызвать неудовлетворённость своим нынешним состояние и пустить его в непрерывную беготню по замкнутому кругу. Будучи постоянно неудовлетворённым и мотивируемым завистью, человек убегает от самого себя.

12. “Не чувствуй  себя хорошо” (“Хоть у него  была высокая температура, он  написал контрольную на 5”). Ребёнок,  получивший такую директиву, приучается, с одной стороны, к мысли,  что болезнь привлекает к нему  всеобщее внимание, а с другой  – к ожиданию, что плохое самочувствие  повысит ценность любого его  действия.

Следование директивам помогает маленькому и зависимому ребёнку  приспособиться к требованиям больших  и свободных людей (которые решают свои собственные проблемы). Практически  воспитывать ребёнка, избегая директив, не очень-то и возможно – для этого  требуется как минимум принципиально  иной уровень психологической и  педагогической грамотности, нежели имеющийся  у среднего обывателя, а как максимум – семейная пара, решившая свои личные проблемы и свободная от создания новых.

А.И. Луньков и В.К. Лосева дают родителям следующие советы: а) дать ребёнку возможность увидеть, что вы сами как родитель освобождаетесь от директив; б) оставить самому ребёнку право изжить эти указания в рамках более широкой человеческой общности. 

1 вопрос Взаимосвязь и отличия социальной педагогики и социальной работы

Социокультурные процессы, происходившие в 19 в. в Европе и Северной Америке, способствовали появлению не только социальной педагогики, но и особой сферы социальной деятельности, получившей название "социальная работа".

Социальная работа - профессиональная деятельность, связанная  с оказанием помощи инвалидам, группам, общинам в целях улучшения  или восстановления их способности  к социальному функционированию; созданием условий для достижений этих целей в социуме. [12, с.23 - 46]

Исторически социальная работа выросла из филантропической (благотворительной) деятельности, которой  занимались различные религиозные, общественные, а позднее и предпринимательские  организации (монашеские братства, Армия  спасения, женские союзы и др.). филантропия изначально была направлена на помощь бедным, больным, бездомным, сиротам и другим категориям обездоленного и социально незащищенного населения. Приблизительно к 20-м гг. ХХ столетия в ряде стран оформляется государственная система социальной работы, которая первоначально реализовывалась в таких сферах, как: семейное, детское благополучие, психиатрическая, медицинская, школьная социальная работа, а позднее добавились сферы профессиональной, промышленной, геронтологической, сельской, полицейской, судебной социальной работы и др.

Так, социальная работа в сфере семейного благополучия предполагает консультации по брачным  отношениям, подготовку родителей к  воспитанию детей, помощь в решении  финансовых вопросов, проблем здоровья, образования, трудоустройства.

Школьная социальная работа предполагает адаптацию в  условиях школы, помощь учащимся во включение  в школьную жизнь, координацию усилий школы и семьи, помощь учащимся, учителям и родителям в решении проблем  социальной изолированности детей, агрессивного поведения, недисциплинированности и др.

Сельская социальная работа ориентирована на проблемы, связанные с малонаселенностью  сельской местности, ограниченностью  социальных контактов и социальной инфраструктуры, низкими образовательными и рекреативными (досуговыми) возможностями и пр.

Социальная работа требует соответствующего образования, специфических знаний, умений и навыков. Профессионалов в области социальной работы готовят в специальных  высших учебных заведениях, которых  только в Европе насчитывается больше четырехсот, а также на отделениях университетов и других высших учебных  заведений.

В России специальности "социальный педагог" и "социальный работник" были законодательно введены  лишь в 1991 г., на профессиональную подготовку были ориентированы некоторые педагогические, медицинские, технические вузы, институты  культуры и физкультуры.

Социальная работа и социальная педагогика тесно связаны между собой. Каждого педагога можно считать социальным работником. В то же время далеко не все социальные работники являются педагогами. Например, патронажные сестры, ухаживающие за престарелыми, вряд ли могут быть отнесены к педагогам. Но все категории социальных работников в идеале должны иметь определенный уровень социально-педагогической подготовки.

Активизация социальной работы в нашей стране послужила  стимулом развития социальной педагогики. Для русской культурно-педагогической традиции всегда было характерно стремление решать практические вопросы бытия, в том числе и воспитания, на основе определенных мировоззренческих  установок, теоретических разработок и глубокого осмысления процессов  и явлений. К сожалению это стремление далеко не всегда реализовывалось, а будучи реализованным, оставалось "вещью в себе", никак или почти никак не влияя на социальную педагогику.

В свою очередь разработка проблем социальной педагогики будет  способствовать развитию социальной работы, ее превращению в высокопрофессиональную социально-педагогическую деятельность, способную внести некоторый вклад  в интеграцию воспитательных сил  общества в целях повышения культурного  уровня народа. [17, с.215]

За последние десятилетия  в России появилось много работ  по социальной педагогике и социальной работе. Анализ предложенных подходов к их пониманию позволяет выявить  следующие отличия между социальной педагогикой и социальной работой:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.