Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Конституция РФ. Юридические свойства, функции, проблемы реализации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.05.13. Год: 2012. Страниц: 28. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Федерального  государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Южный  федеральный университет»

Технологический институт

«Юного  федерального университета» в г. Таганрог

Факультет управления в экономических и  социальных системах

Кафедра Теории права 

 

Курсовая  работа на тему:

Конституция РФ. Юридические свойства, функции, проблемы реализации. 
 

                                                                           Выполнил: Дождиков Александр

Группа  М-100

Проверил:  к.ю.н., доцент

Лупандина Оксана Анатольевна  
 
 

Таганрог. 2012

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3-5

1. Конституция  РФ – общие положения…………………………………....6-10

2. Юридические  свойства конституции РФ……………………...………..11-15

3. Функции  Конституции РФ……………………………………………….16-21

4. Проблемы  реализации Конституции РФ…………………………….….22-28

Заключение………………………………………...…………………………29-31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение:

      Конституция Российской Федерации — основной закон Российской Федерации, нормативный  правовой акт, обладающий высшей юридической  силой, закрепляющий основы конституционного строя, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему  местного самоуправления, права и  свободы человека и гражданина.

      Конституция принималась в очень сложной  обстановке, в условиях политического  и экономического кризиса.

      12 декабря 1993 г. состоялись выборы  в Совет Федерации и Государственную  думу.

      За  принятие Конституции России высказались 58,4% голосовавших (таким образом, фактически за конституцию России проголосовала  лишь четверть россиян). Новый Основной закон страны ликвидировал советскую  систему власти. Вместо полновластных  Советов провозглашалось разделение властей.

      Страна  официально перестала быть социалистической и советской.

      Однако  сейчас Россия переживает не самые  лучшие времена, сопровождающиеся разбалансированностью  властных отношений, снижением уровня культуры и нравственности в обществе, падением престижа закона. Каким образом  можно выйти из этого кризиса?

Конституция России провозгласила важнейшие  принципы современного государственно-правового  развития: демократическое федеративное правовое государство, права и свободы  человека и гражданина как высшую ценность, рыночную экономику на основе единого экономического пространства, свободную экономическую деятельность, социально ориентированную экономику, законность на основе верховенства Основного  закона страны.

Конституция России (особенно – гл.2 «Права и  свободы человека и гражданина») соответствует международным правовым стандартам в области прав человека, ее положения, выверенные согласно лучшим образцам международно-правовой мысли, являются ценностно-ориентированными, морально оправданными, справедливыми  и гуманными.

      Безусловно, Конституция РФ не идеальна, в ней  есть недостатки, над которыми стоит  поработать, особенно отдельные ее положения, в части, касающейся полномочий Президента и законодательной власти, но нельзя не признать поистине исторического  значения и гениальной простоты и  четкости формулировки ст. 2 Конституции  РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Эта норма в буквальном смысле слова перевернула существовавшую многие десятки лет пирамиду советского конституционализма, определив новый вектор развития страны.

      Ведь  неверие людей в законы и «привыкание» жить «по понятиям» исходит вовсе  не от несовершенства самой конституции, а от отсутствия (даже по истечении 12 лет с момента ее принятия) эффективных  и реально действующих механизмов ее реализации. Вопрос сейчас стоит о том, чтобы, во-первых, изучить сами конституционные нормы, осознать их потенциал и значение не только для всего народа в совокупности, но и для каждой отдельно взятой личности, во-вторых, создать механизмы реализации конституционных норм в правотворческой и правоприменительной деятельности, постепенно, шаг за шагом, устраняя произвол и беззаконие, он крепок и может выдержать большое многоэтажное строение. Осталось построить это здание. Это – нелегкая задача.

      Конституция РФ 1993 года возвела на высший нормативный  уровень новые правовые идеи, принципы, задачи и цели государственного и  общественного развития; она знаменовала  собой признание общедемократических  ценностей современного конституционализма и на этой основе внесла принципиальные изменения, как в конституционные  институты правового положения  личности, так и в систему организации  государственной власти. Все это  естественным образом предполагает изменение, обновление под воздействием Конституции государственно-правовых идей, принципов, образующих в своей  совокупности своего рода идеологический субстрат конституционного правосознания  как важный показатель достигнутого уровня правовой и демократической  культуры российского общества.

      Конституция РФ предопределила также необходимость  изменения практически всей системы  российского законодательства, что  обусловлено ее высоким нормотворческим  потенциалом, который проявляется  не только посредством нормативно-правового, формально-юридического ее влияния  на нормотворческий процесс, но и  путем воздействия на содержание принимаемых правовых актов конституционных  принципов, идей, составляющих конституционную идеологию современного российского общества. В этих условиях все более актуальным становится вопрос о понимании глубинных, сущностных характеристик самой Конституции РФ, что должно позволить максимально реализовать ее внутренний потенциал. Решение этих проблем напрямую связано с исследованием политико-идеологических и социально-психологических аспектов реализации Конституции РФ, как и всей системы современного российского конституционализма.

      Конституция РФ обладает юридическим свойством  прямого действия (ч. 1 ст. 15), что предполагает изменение отношения всех субъектов  правореализации (прежде всего, правоприменителей) к закрепленным в Конституции идеям и ценностям, а также к формам и способам их реализации. Одной из проблем претворения в жизнь положений Конституции РФ как акта прямого действия является преодоление конституционного нигилизма и формирование качественно нового уровня профессионального конституционного правосознания.

      Повышение конституционного правосознания и  правовой культуры граждан, социальных групп и общества в целом становится возможным, как свидетельствует  опыт России, на путях не революционного, а эволюционного конституционного развития государства. В этом русле  большое значение имеет преодоление  конституционного нигилизма, создание качественно нового уровня конституционно-правовой психологии граждан и последовательная реализация общедемократических ценностей  современной конституционной идеологии.

      Цель  работы – как можно шире раскрыть само понятие «Конституция», провести анализ нынешней Конституции Российской Федерации, рассмотреть проблемы связанные с осуществлением Конституции РФ.

            Задачи работы:

      1) Подробное рассмотрение свойств и функций нынешней Конституции РФ.

      2) Выявить проблемы реализации  Конституции РФ.

      3) Подвести итог работы и сделать  вывод.  
 

1. Конституция РФ  – общие положения.

Конституция Российской Федерации — основной закон Российской Федерации, нормативный  правовой акт, обладающий высшей юридической  силой, закрепляющий основы конституционного строя, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему  местного самоуправления, права и  свободы человека и гражданина.

Конституционное право – отрасль права, рассматривающая отношения, регулируемые конституцией, и положения самой конституции, конституционных законов.

Как и  любая другая конституция, Конституция  РФ обладает своими юридическими свойствами. 

Структура Конституции РФ

Действующая Конституция России состоит из Преамбулы  и двух разделов. В Преамбуле провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические  и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире. Первый раздел включает 9 глав и состоит  из 137 статей, закрепляющих основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем в Российской Федерации, основные права и свободы личности, федеративное устройство Российской Федерации, статус органов публичной власти, а также порядок пересмотра Конституции  и внесения в неё поправок. Второй раздел определяет заключительные и  переходные положения и служит основой  преемственности и стабильности конституционно-правовых норм.

Непосредственно структуру Конституции России можно  отобразить следующим образом:

Преамбула

Раздел  первый

Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1—16)

Глава 2. Права и свободы человека и  гражданина (статьи 17—64)

Глава 3. Федеративное устройство (статьи 65—79)

Глава 4. Президент Российской Федерации (статьи 80—93)

Глава 5. Федеральное Собрание (статьи 94—109)

Глава 6. Правительство Российской Федерации (статьи 110—117)

Глава 7. Судебная власть (статьи 118—129)

Глава 8. Местное самоуправление (статьи 130—133)

Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр  Конституции (статьи 134—137)

Раздел  второй. Заключительные и переходные положения.

История.

В 1990—1991 годы произошёл распад СССР. Все  республики, в том числе РСФСР, приняли Декларации о своём государственном  суверенитете. Съезд народных депутатов  республики принял Декларацию о государственном  суверенитете РСФСР 12 июня 1990 года. В  ней впервые была поставлена задача разработки новой Конституции РСФСР  на основе провозглашенных в ней  принципов, включая принцип разделения властей.

Разработка  проекта

Ра 16 июня 1990 года была образована Конституционная комиссия I Съезда народных депутатов РСФСР, которая начала эту работу. Секретарём комиссии был утверждён О. Г. Румянцев. Сначала в состав комиссии вошли 102 депутата, но к ноябрю 1992 года её численность сократилась до 98 человек, в частности, из-за того, что три члена Конституционной комиссии были избраны в состав Конституционного Суда РФ.

Однако  сложная расстановка политических сил в составе народных депутатов  приводила к значительной затяжке  принятия новой Конституции. В основном процесс шёл по пути внесения многочисленных изменений в действующую Конституцию  РСФСР, которая приобретала в  связи с этим противоречивый характер. Одни её нормы противоречили другим. Эта несогласованность вызывала ожесточённое противостояние и противоборство законодательной и исполнительной властей.

Основные  статьи: Конституционный кризис в  России (1992—1993), Разгон Верховного Совета России

Высшей  точкой этого конфликта стали  события в октябре 1993 года, разрешившиеся  в ходе вооруженного столкновения властей  роспуском Съезда народных депутатов  и Верховного Совета. Налицо был  не только политический, но и конституционный  кризис. В этих условиях принятие новой  Конституции должно было явиться  базой, способствующей установлению стабильности в обществе. 

Проектов  новой Конституции было подготовлено много. Главными из них являлись два:

проект  Конституционной комиссии

проект  Конституционного Совещания, созванного по решению Президента РФ Б. Н. Ельцина

В итоге  проект Конституционного Совещания  вобрал в себя многие положения проекта  Конституционной комиссии и был  принят за основу при окончательной  доработке Конституции с привлечением субъектов Федерации, депутатов, их различных фракций, специалистов, рабочих  групп. После значительной доработки  этот проект Конституции был вынесен  Президентом на всенародное голосование.

По мнению Виктора Шейниса, одного из авторов  Конституции России, главного научного сотрудника Института мировой экономики  и международных отношений РАН, «президентский проект» Конституции  создавался под эгидой трех человек, Сергея Сергеевича Алексеева, Анатолия Александровича Собчака и Сергея Михайловича Шахрая, они были лидерами процесса, но всего в Конституционном совещании участвовало более 800 участников, работали разные юристы. Сергей Шахрай выделяет двух основных авторов конституции — себя и Сергея Алексеева. В результате совместной работы был выработан новый единый проект Конституции России, который в дальнейшем был вынесен Президентом России на всенародное голосование (фактически — на референдум), и стал действующей Конституцией Российской Федерации в итоге голосования прошедшего 12 декабря 1993 г.

Принятие (1993)

15 октября  1993 года президент Б. Н. Ельцин  подписал указ о всенародном  голосовании по проекту Конституции  России и утвердил «Положение  о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года». Согласно Положению, Конституция считалась одобренной, если за её принятие проголосовало большинство избирателей, принявших участие в голосовании, при том условии, что участие в голосовании приняло более половины числа зарегистрированных избирателей. Термин «всенародное голосование» (а не «референдум») был использован для того, чтобы обойти положение действовавшего Закона о референдуме РСФСР, согласно статье 9 которого референдум мог быть назначен лишь Съездом народных депутатов или Верховным Советом РФ. Конституция Российской Федерации 1993 года вступила в силу в день её опубликования в «Российской газете» — 25 декабря 1993 года.

12 декабря  1993 года голосование состоялось. За принятие Конституции проголосовало  58,43 %, против — 41,57 %. Новая Конституция  была принята и вступила в  действие со дня её опубликования  25 декабря того же года.

Конституция:

закрепляет  государственный строй, основные права  и свободы, определяет форму государства  и систему высших органов государственной  власти;

обладает  высшей юридической силой;

обладает  прямым действием (положения конституции  должны выполняться вне зависимости  от того, противоречат ли им другие акты);

отличается  стабильностью, обусловленной особым, усложненным порядком принятия и  изменения;

является  базой для текущего законодательства.

Конституционные поправки и пересмотр  Конституции

Субъектами  конституционной законодательной  инициативы, то есть, субъектами, которые  могут вносить предложения о  конституционных поправках и  пересмотре положений Конституции, являются:

Президент Российской Федерации;

Совет федерации;

Государственная дума;

Правительство Российской Федерации;

законодательные (представительные) органы субъектов  Российской Федерации;

группа  численностью не менее одной пятой  членов Совета федерации или депутатов  Государственной думы. 

Порядок внесения поправок в Конституцию  и её пересмотра регламентируется главой 9 Конституции, которая предусматривает  четыре вида конституционных поправок в зависимости от значимости вопросов, регулируемых той или иной частью Конституции:

изменение положений глав 1 (основы конституционного строя), 2 (права и свободы человека и гражданина) и 9 Конституции;

поправки  к остальным главам (кроме статьи 65);

внесение  изменений в статью 65 в связи  с изменением наименования субъекта Российской Федерации;

внесение  изменений в статью 65 в связи  с изменением состава Российской Федерации. 

Изменения в статью 65 не устанавливают какие-либо принципиальные положения, а лишь конкретизируют состав Российской Федерации на данный момент. Поэтому изменения в статью 65 Конституции вносятся в упрощённом порядке. 
 
 
 
 
 
 
 

Юридические свойства конституции  РФ

Юридические свойства конституции - это правовые признаки ее как основного закона государства.

Конституция, как основной закон — акт долговременного  действия, юридическим свойством  которого является стабильность, то есть устойчивость его содержания.

В силу самой природы конституции ей присуще качество стабильности (от латинского «stabilis» — устойчивый, постоянный, утвердившийся на определенном уровне, не меняющийся). Принятие новой конституции должно быть спровоцировано либо серьезным, неисправимым недостатком предыдущей редакции, либо какими-либо глобальными изменениями в обществе, общественном и государственном устройстве. Отдельные изменения в ней также должны требовать серьезного обоснования и происходить в особом, присущем только Конституции порядке. Поэтому в большинстве стран мира установлен усложненный порядок изменения Конституции.

Конституции как нормативному правовому акту присущи следующие юридические  свойства:

1.   Верховенство Конституции означает, что государство, государственная  власть в лице государственных  органов, а также организации,  объединения, граждане подчиняется  Конституции. Согласно статье 4 Конституция  имеет верховенство на всей  территории РФ. Согласно статье 15 Конституции РФ органы государственной  власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и  их объединения обязаны соблюдать  Конституцию РФ и законы.

Верховенство  Конституции РФ приобретает дополнительное значение в условиях федеративного  государственного устройства России, когда субъекты Федерации имеют  свою конституцию и свое законодательство. Республиканские конституции и  принимаемые субъектами другие нормативно-правовые акты не должны противоречить федеральной  Конституции (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ).

 Юридическое  верховенство конституций обычно  подчеркивается в них самих.  Так, согласно ч. 1 ст. 15 Конституции РФ 1993 г., "Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации" (Конституция РФ Ст.15). Строгое и точное соблюдение Конституции — это наивысшая норма поведения для всех граждан, всех общественных объединений, всех государственных органов. Таким образом, высшая юридическая сила Конституции характеризует ее место в иерархии нормативных правовых актов, действующих в российской Федерации.

2.   Высшая юридическая сила Конституции.  Согласно статье 15  Конституция  РФ имеет высшую юридическую  силу, прямое действие и применяется  на всей территории РФ. Высшая  юридическая сила Конституции  означает, что все законы и  иные нормативные правовые акты  должны соответствовать Конституции,  в противном случае действуют  нормы Конституции. 

Учредительный характер Конституции проявляется  в том, что ее нормы закрепляют основы государственного и общественного  устройства, учреждают важнейшие  государственные институты, через  которые реализуется государственная  власть, принципы их создания и деятельности. Кроме того, конституционные нормы  устанавливают порядок создания всех действующих в государстве  правовых норм их иерархию в правовой системе.

3.   Центральное место во всей  правовой системе. Конституция  является «ядром» правовой системы,  основным законом государства.  Она координирует законодательство  и направляет правотворческий  процесс, устанавливает порядок  принятия законов, основные виды  подзаконных актов. 

"Выступая  в качестве юридической базы  для развития всех отраслей  российского права, конституция  регулирует и закрепляет процесс  создания правовых норм и актов,  которыми обеспечивается проведение  политических, культурных и социально-экономических  преобразований в обществе. Насколько  стабильным и эволюционным будет  развитие самой конституции, настолько  реформирование государственной  и общественной сфер жизнедеятельности  приобретет завершенный характер".

 Наряду  с этим конституции часто предусматривают  необходимость принятия нормативных  актов, развивающих ее положения.  Так, Конституция РФ делает  это следующими методами:

 •  прямо указывает виды федеральных  конституционных законов или  федеральных законов, требуемых  для регулирования определенных  вопросов. Конституция конкретно  предусматривает принятие и многих  федеральных законов - о гражданстве  (ст. 6), о военной службе (ст. 59), об  альтернативной гражданской службе (ст. 59) и др.;

 •  использует указание на то, что  определенные общественные отношения  регулируются "федеральным законом", не называя конкретный по наименованию  или содержанию акт. В соответствии  с ч. 5. ст. 37, где закреплено право граждан на отдых, "работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск" (Конституция РФ 1993 года ст.37 ч.5);

 •  говорит о необходимости дополнительного  регулирования общественных отношений  либо закрепления гарантий для  их участников в акте текущего  законодательства, оставляя на последующее  разрешение вопроса о виде  акта и принимающем его органе. Например, в ст. 43 говорится, что  Российская Федерация "устанавливает  федеральные государственные образовательные  стандарты" (Конституция РФ ст. 43) - понятно, что для этого необходим  соответствующий нормативный акт  (ФЗ РФ «Об образовании);

• Конституция  РФ зачастую содержит такие формулировки статей, что из текста очевидна обязательность последующего текущего нормативного регулирования, обеспечивающего применение конституционной  нормы. Так, согласно ст. 46, "решения  и действия (или бездействие) органов  государственной власти, органов  местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц  могут быть обжалованы в суд" (Конституция  РФ ст.46) - то есть применение нормы без  специального закона попросту невозможно.

4.   Особая охрана Конституции. В  охране Конституции задействована  практически вся система органов  государственной власти. Президент  РФ является гарантом Конституции.  Конституционный Суд РФ проверяет  конституционность ряда нормативных  правовых актов, причём акты, признанные  неконституционными, утрачивают силу.

К юридическим  свойствам Конституции Российской Федерации относится ее особая охрана, в которой задействована вся  система органов государственной  власти, осуществляющих эту охрану в различных формах.

Статья 80 Конституции закрепляет, что Президент  Российской Федерации является ее гарантом. В своей присяге он обязуется  соблюдать и защищать Конституцию  Российской Федерации (ст. 82).

 Президент  вправе приостанавливать действие  актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия их федеральной Конституции. Президент, Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания могут инициировать процедуру разрешения дел в Конституционном Суде России о соответствии Конституции нормативных актов, указанных в ст. 125 Конституции.

 Конституционный  суд играет важную роль в  охране Конституции. Он рассматривает  дела о соответствии Конституции  Российской Федерации законов  и иных нормативных актов, как федеральных органов власти, так и субъектов Федерации. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу, а не соответствующий Конституции российской Федерации международный договор не подлежит введению в действие и применению.

5.   Особый порядок принятия, изменения  и пересмотра Конституции. Особый, усложнённый порядок изменения  и пересмотра Конституции (Глава  9 статьи 134 — 137), характеризует её  как «жёсткую» (в отличие от  «гибких» конституций, изменяемых  в том же порядке, что и  другие законы), обеспечивает её  стабильность.

Впервые в истории Российской Федерации  Конституция была принята в результате всенародного голосования, порядок  принятия которой определялся Указом Президента РФ «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции  Российской Федерации» от 15 октября 1993г. Особый порядок изменения российской Конституции закреплен в ней  же. Конституция РФ достаточно сильно защищена от произвольного изменения  какой-либо властью. Столь строгий  порядок внесения изменений в  Конституцию РФ имеет своей целью  обеспечение стабильности, а вместе с ней и всей правовой системы  Российской Федерации. 

6.     Действие конституции РФ на всей территории России. Наличие такого положения в конституции РФ связанно с федеративным характером нашего государства и означает, что ни одна часть территории России не может быть изъята из-под действия Конституции РФ и ни один акт, в том числе принятый в субъекте Федерации, не может противоречить Конституции РФ. 

7.     Конституция базируется на государственной воле общества. Именно указанной воле она обязана своим возникновением и существованием. Об этом свидетельствуют результаты всенародного голосования по ее проекту, состоявшегося 12 декабря 1993 г. Поэтому  Конституцию РФ можно рассматривать как правовую форму выражения и закрепления общеобязательной воли многонационального народа Российской Федерации.

В жизнедеятельности  современного общества особое место  принадлежит конституции. Ее содержание и сущностные черты определяются прежде всего тем, что она регулирует важнейшие общественные отношения между гражданином, обществом и государством, закрепляет основы общественного строя, принципы организации государственного аппарата. Она является фундаментом, на котором зиждется правовая и политическая система.

Вне всякого  сомнения, конституция - явление демократического порядка, поскольку устанавливает  равноправие граждан, определенные права и свободы, ограничивает произвол государства, его должностных лиц  и представителей. Ее принятие, а  тем более последовательная реализация, является фактором стабильности, определенности в развитии общественных отношений.

Конституция, выполняя роль «главного регулятора», осуществляет обобщенную регламентацию наиболее массовых и социально значимых общественных отношений. Ее положения в значительной мере политизированы, ибо регулирование осуществляется на основе учета интересов носителей конкретных социально-политических ценностей, реальной социокультурной среды, международной обстановки и внешнеполитических приоритетов, реакции общественного мнения. Конституционные положения содержат концентрированное нормативное выражение принципов внутренней и внешней политики государства. 
 
 
 
 
 
 
 

Функции Конституции РФ.

Функции Конституции — важнейшие направления конституционного воздействия на регулируемые отношения. Функции конституции раскрывают сущность, социальное назначение и служебную роль конституции, отражают специфику конституционных норм и институтов. Принято выделять юридическую, политическую и мировоззренческую (идеологическую) функции конституции.

Юридическая функция заключается в том, что  конституция представляет собой  главный источник национальной правовой системы, нормативно-юридический акт, нормы которого обладают высшей юридической  силой и лежат в основе всей системы правового регулирования.

Суть  этой функции конституции заключается  в том, что она:

- становится  основой новых правовой системы и правопорядка в стране (или нового этапа в их развитии, если они существуют и в принципе сохраняются);

- сама  регулирует общественные отношения  и как документ прямого действия  может быть исходной почвой  для их возникновения;

- дает  импульс развитию законодательства  и принятию большого массива  новых нормативных юридических  актов, воплощающих общие идеи  и отдельные положения конституции.

Сказанное в полной мере относится к действующей  Конституции РФ. Она является "заглавным" документом создаваемой в России правовой системы, для детализации  Конституции нужны около 600 нормативных  актов, частично принятых, но в своем  большинстве все-таки пока подготавливаемых. Достаточно актуальна и задача обеспечения прямого действия Конституции: нечего скрывать, что об этом свойстве Основного Закона забывают и нередко смотрят на нее как на правовую библию, которой надо молиться на словах, но которой совсем не требуется следовать в делах, и в том числе потому, что она содержит набор благих идей, но не норм непосредственного юридического действия.

Эта функция  характеризует собственно служебную  роль конституции в национальной правовой системе. Как правовой акт  особого свойства конституция выполняет  следующие юридические функции: а) учредительную, которая выражается в признании и юридическом  оформлении важнейших институтов общества, их узаконивании и придании им государственно-правовой формы (например, ст. 1—16 Конституции РФ); б) правонаделительную, связанную с закреплением в Основном законе конкретного перечня прав и обязанностей органов государственной власти и иных субъектов конституционного права (например, ст. 83—89, 101, 102, 103, 112—114, 125 Конституции РФ); в) охранительную, характеризующую направленность конституционных норм на защиту основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина (ст. 2, 3, 4, 9, 13, 15, 69, 133 Конституции РФ); г) целеполагающую, или ценностно-ориентационную, которая заключается в закреплении Основным законом стратегических целей и задач развития общества и государства. Конституция в этом смысле дает нормативный прогноз, отражает в своих нормах опережающее развитие общественных отношений.

Политическая, или социально-политическая, функция  проявляется в том, что конституция  есть политический документ (своего рода договор общественного согласия), оказывающий регулирующее воздействие  на политический процесс и политические отношения. Выполнение конституцией этой функции возможно лишь в том случае, если учреждаемая ею система власти функционирует в демократическом  политическом режиме. Политическая функция  отражает роль конституции в закреплении  и развитии основ государственной  политики (идей, принципов, целей), в  обеспечении взаимодействия политических институтов общества в процессе функционирования всей политической системы. В этом смысле конституция выполняет роль генеральной политической директивы.

Мировоззренческая (идеологическая) функция заключается  в том, что конституция является элементом философии организации  государственной власти, выражает особое мировоззрение: она провозглашает  и защищает важнейшие ценности —  права и свободы человека и  гражданина, политический плюрализм, многообразие и равноправие форм собственности, ограничение власти правом и иные общепризнанные демократические ценности. Конституция в этом смысле представляет собой определенную идеологию —  систему идей, воззрений на государственное  и общественное устройство. Абсолютная деидеологизация конституции невозможна. В то же время ее чрезмерная идеологизация (как и всякого иного правового акта) ослабляет ее юридическую силу. 

Организаторская функция. Данная функция конституции заключается в том, что она не только оформляет достигнутое и ставит новые задачи перед обществом и государством, но и стимулирует политическую активность, нацеливает государственные органы и общественные объединения, всех граждан на деятельность в духе нового основного закона. Иначе говоря, после принятия конституции не должно быть такого положения, что о ней тут же забыли, а люди жили бы и действовали в прежнем стиле, как будто бы ее и не было. Конституцию надо выполнять, и соответствующие ориентировки, а также механизмы должны содержаться в самой конституции.

Важное  организующее значение имеет сам  факт принятия новой конституции. Казалось бы, многое из того, что она отражает, уже существует в жизни, закреплялось предшествующими нормативными актами, в том числе и внесением  поправок в ранее действовавший  основной закон. И все-таки появление  новой конституции является фактором мобилизующего значения для общества, государственных органов.

Кроме того, следует учитывать то, что  конституция является документом прямого  действия - это зачастую подчеркивается в самом ее тексте. И ее организующее начало состоит в том, что многие общественные отношения могут возникать  непосредственно на базе конституции.

Сказанное в полной мере относится и к  российским конституциям, в том числе  и к Конституции 1993 г. Ее организаторская  функция проявляется во многих отношениях. Но особенно выделим то, что в  социально-экономической сфере она  нацеливает на деловую активность каждого  человека, на путь к добросовестной конкуренции и рыночному хозяйству; в политической - на свободное создание различных общественных объединений и политический плюрализм, в государственной - на реальное разделение властей, формирование прочных правил и традиций применительно к относительно новым для нас, не так давно функционирующим конституционным институтам (президентство, профессиональный парламент, в котором равенство палат уступило место принципу верхней и нижней палаты, конституционное правосудие, разделение компетенции между РФ и ее субъектами, местное самоуправление и т.д.).

Внешнеполитическая  функция. Внешнеполитическая функция конституции состоит в том, что основной закон обращен не только к внутренней жизни страны, он одновременно является фундаментом внешнеполитической деятельности государства. Это может быть выражено включением в конституцию специальных глав о внешней политике и обороне (так делали, например, Конституция СССР 1977 г., Конституция РСФСР 1978 г.). Но в принципе наличие таких глав совсем не обязательно - их не было, к примеру, в Конституции РСФСР 1918 г., Конституции СССР 1936 г. и следовавшей за ней Конституции РСФСР 1937 г. Нет подобной главы и в Конституции РФ 1993 г., в большинстве зарубежных конституций. Суть в другом, и это главное: наша Конституция не просто исходит из миролюбивой внешней политики государства, стремления к сотрудничеству и добрососедству, но и провозглашает общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ составной частью ее правовой системы.

Кроме того, внешнеполитическая функция Конституции  нашей страны состоит также в  том, что за пределами государства  она служит и как важный информационный источник. Конституция дает представление  людям других стран, а также государствам и международным организациям о  нашем общественно-политическом строе, структуре государства, взаимоотношениях центра и субъектов РФ, конституционных  основах региональной и национальной политики, статусе личности в РФ и т.д. Познакомившись с тем, какие  параметры социально-экономической  и политической системы заложены в нашей Конституции, зарубежный мир получает представление о  возможных перспективах развития страны. Не будем закрывать глаза на то, что конституционные декларации и реальные шаги - не всегда одно и  то же. И тем не менее, понять без Конституции сущность государства невозможно.

Учредительная функция. Суть этой функции состоит в том, что конституция, появляясь в результате коренных изменений в жизни общества, становится политико-правовой основой его развития на следующем историческом этапе. Слово "учредительная" надо понимать в том смысле, что конституция либо закрепляет то, что уже существует как результат деяний людей, либо создает предпосылки для совсем новых общественных отношений, созревших в обществе, но не могущих возникать, пока не будет для них необходимой правовой базы, которая с принятием конституции и учреждается. Таким образом, учредительные начала конституций могут проявляться и по отношению к общественной (политической) системе в целом, и по отношению к конкретным государственно-правовым институтам и учреждениям.

Сказанное убедительно подтверждает опыт собственной  истории. Каждая конституция знаменовала  новый этап в социально-политическом развитии и выполняла учредительную функцию, естественно, с позиций тех, кто в то время осуществлял власть.

Так, учредительная  функция Конституции РСФСР 1918 г., первых конституций других советских  республик состояла в оформлении завоеваний социалистической революции  и прежде всего перехода политической власти - по терминологии того времени - в руки рабочего класса и беднейшего крестьянства. В ст. 9 Конституции  РСФСР было записано, что ее основная задача заключается "в установлении диктатуры городского и сельского  пролетариата в виде мощной Всероссийской  Советской власти в целях полного  подавления буржуазии, уничтожения  эксплуатации человека человеком и  водворения социализма...".

С учетом результатов в строительстве  социализма, его экономических основ, в борьбе с противниками как системы  в целом, так и того образа социализма, который создавался в стране, учреждения новых советских государств (образование  и развитие СССР и союзных республик), их государственных органов далее  появлялись соответствующие союзные  и республиканские конституции, в целом исходившие из принадлежности власти (диктатуры) рабочему классу и  трудящемуся крестьянству. Как будет показано далее, для этих конституций, в том числе Конституции СССР 1936 г. и Конституции РСФСР 1937 г., характерно разительное несоответствие многих учреждаемых конституционно-правовых институтов и политической действительности. Конституции провозглашали власть трудящихся, демократические права и свободы граждан, хотя именно во время появления этих основных законов в стране творились массовое беззаконие и произвол.

И все-таки с формально-правовой стороны и  эти Конституции выполняли учредительную  функцию: например, фиксируя создание экономического фундамента нового строя  в виде системы хозяйства, основанной на ставшей господствующей государственной  собственности и примыкавшей  к ней кооперативно-колхозной  собственности, вводя всеобщее избирательное  право, заменяя Съезды Советов непосредственно  избираемыми народом Советами депутатов  трудящихся, учреждая вместо Съезда Советов  СССР и ЦИК СССР новый высший орган  государственной власти Союза - Верховный Совет СССР, и т.д.


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.