Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Монополии в современной экономике

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.05.13. Год: 2012. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение……………………………………………………………………  2

 

Глава 1.  Теоретически аспекты  монополии………………………………4

 

 

Глава 2.  Особенности монополий  в Российской Федерации…………..14

 

 

Глава 3. Государственное  регулирование монополий………………….23

 

Заключение…………………………………………………………………31

 

Библиографический список………………………………………………..33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

        Эффективность  действия рыночного механизма  обеспечивается конкуренцией. Однако  не всегда конкуренция проявляет  себя в полную силу, поскольку  она может в той или иной  мере подавляться. В таком случае  имеет место неконкурентный рынок,  который часто называют рынком  несовершенной конкуренции. Он  неоднороден, имеет сложную структуру,  состоит из рынков чистой монополии,  монополистической конкуренции  и олигополии. Каждый из них  активно формирует цену, что невозможно в условиях чистой конкуренции, и имеет свои особенности максимизации прибыли и развития производительных сил. Государство должно иметь представление о типичном поведении субъектов таких рынков для прогнозирования рыночной конъюнктуры с тем, чтобы иметь возможность её корректировать в интересах всего общества.

 

   Данная курсовая работа посвящена изучению такому явлению рынка несовершенной конкуренции как монополии. Целью этого исследования является выявление наиболее характерных, с точки зрения теории и практики, черт монополий в современной экономике и их особенностей конкретно в Российской Федерации.

 

    Объектом рассмотрения  в работе является непосредственно  монополия, а предметом – её  сущность, характерные черты и  особенности функционирования на  рынке несовершенной конкуренции, а также особенности государственного регулирования монополий.

Для достижения поставленной цели в работе сформулированы следующие  задачи:

  1. Освещение теоретических аспектов монополии (понятие, сущность, особенности функционирования на рынке, некоторые теоретические аспекты прибыли  и т.д.).
  2. Изучение видов монополизма и их сущности.

А так как монополии  оказывают не только положительное, но и отрицательное влияние на экономику страны, и исходя из этого, государства, пытаясь компенсировать несовершенства рынка, прибегают к различным методам и приемам антимонопольного регулирования. В связи с этим, проблема антимонопольного регулирования и разработка методов государственной поддержки конкуренции очень значима для решения важнейших экономических проблем, возникающих в процессе развития любой страны. Поэтому целесообразно выделить еще несколько задач:

  1. Выявление негативных последствий функционирования монополий и методы государственного регулирования по борьбе с такими последствиями.
  2. Определение роли монополий в современной экономике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Глава 1.  Теоретически аспекты монополии

               При анализе монополии важно учитывать неоднозначность самого термина «монополия».  Прежде всего, нельзя выводить суть этого явления из этимологии слова «моно» - один, «полис» - продаю. В реальной действительности практически невозможно найти ситуацию, когда на рынке действовал бы один-единственный производитель товара, не имеющих субститутов. 1  Тем не менее, в экономической теории дается следующее определение: монополия – это рыночная структура, в которой одна фирма является поставщиком на рынке продукции, не имеющей заменителей.

              Существует следующая классификация  монополий:

1)

- Закрытая монополия,  которая защищена от конкурентов  с помощью нормативных документов (например, лицензия, авторское право, патент). То есть, одним фирмам разрешено заниматься данным видом деятельности, а другим – нет. Закрытыми монополиями могут быть предприятия военно-промышленного комплекса, фармацевтическая промышленность.

 

-Открытая монополия. Это  ситуация, когда одна фирма на  определенный период времени  становится единственным поставщиком,  но при этом отсутствует специальная защита от конкурентов. Это может произойти если, компания входит на рынок с абсолютно новой продукцией, но конкуренты могут появиться в будущем. Примером открытой монополии могут служить французская фирма «Dupont», которая первая стала производить непромокаемую ткань, и «Texas Instruments», которая стала первым производителем электронных часов и микрокалькуляторов.

 

 

 2)

  - Искусственная монополия – объединение ряда фирм (картель, синдикат, трест, концерн, конгломерат, корпорация) в целях максимизации прибыли в отрасли и присвоение монополии сверхприбыли.

 

- Естественная монополия  является особым случаем монополии,  предполагающий высокую степень  концентрации и централизации  капитала, вызванную потребностями  особого производства, которое по  своим технологическим характеристикам  представляет функционирование  единого производственного комплекса.2 К естественным монополиям относятся предприятия общественного пользования и предприятия, эксплуатирующие уникальные природные ресурсы (электрические и газовые предприятия, компании водоснабжения, линии связи, транспортные фирмы). Как правило, подобные “естественные монополии” находятся в собственности государства или действуют под его контролем. Существование естественных монополий объясняется особым эффектом, связанным с масштабом производства – эффектом экономии ресурсов в результате укрупнения производства. Вследствие лучшей технической оснащенности и большей мощности крупного предприятия происходит повышение производительности труда, а значит и понижение издержек на единицу продукции.3 Одни из естественных монополий в России – РАО ЕС, обслуживающая единую энергетическую систему, и ГАЗПРОМ, организующая работу газопровода.

 

3) В зависимости от уровня монополизации.

-  Международные монополии  - частные, крупнейшие капиталистические фирмы с активами за рубежом или союзы фирм разной национальной принадлежности, устанавливающие господство в одной или нескольких сферах мирового капиталистического хозяйства с целью извлечения максимальных прибылей.4 Примером может служить широко известный пищевой концерн «Nestle».

А также:

-Национальные монополии 

-Региональные монополии 

- Локальные монополии

    Чистая монополия  выступает как единственный производитель  продукции, у которой нет заменителя. Уникальность продукции предполагает, что покупатель может приобрести товар только у монополиста. Это дает последнему ряд преимуществ в виде:

  • уменьшения издержек, связанных с необходимостью «отбивать» покупателей у аналогичных продавцов;
  • возможности давления на рынок через навязывание своих условий покупателям, которое, в свою очередь, может проявляться в сокращение объема производства в целях принуждения покупателей согласится с повышенными ценами, а так же в сдерживании внедрения достижений НТП и улучшения качества выпускаемой продукции, так как всё это ведет к увеличению затрат, а значит и к потере дохода в краткосрочном периоде;
  • формирования барьеров для притока новых капиталов в монополизированную отрасль, что позволяет монополисту сохранять свои привилегии.  5

 

Кривая спроса на продукт монополии  является кривой рыночного спроса. Монополист может определять объем  производства и назначать цену (рис.1).

 

Рис. 1 Спрос, предельный и совокупный доход в условиях чистой монополии

 

Совокупный  доход монополиста равен:

 

TR = MR1 + MR2 + …MRn

 

Максимальный совокупный доход (TR) при условии MR = 0.

Монополист предпочитает работать на эластичном участке кривой спроса.

Чтобы максимизировать прибыль, монополист выпускает такой объем  продукции, при котором MR = MC. Цена превышает  предельный доход (P > MR). В случае простой  монополии (не прибегающей к ценовой  дискриминации) предельный доход всегда ниже ее цены. Когда спрос эластичен, значения предельного дохода положительны и общий доход растет. Когда спрос неэластичен, предельный доход меньше нуля и общий доход падает. Когда спрос единичной эластичности, MR = 0, общий доход максимален.6

   Монополист максимизирует прибыль, выпуская такой объем продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам (рис. 2):

MR=MC.

Рис.2 Максимизация прибыли фирмой-монополистом

Цена монополиста превышает MC

P>MC=MR.

             Таким образом Pm и Qm – цена и объем, максимизирующие прибыль. Если бы Qm был произведен в условиях совершенной конкуренции, он был бы продан по Pk (в условиях конкурентного рынка P=MR=MC). Так как Pm> Pk, а Pm> MR=MC, следовательно Pm Pk – величина монопольной власти, Pm Pz – прибыль мнополиста. 7

Нужно отметить, что:

  • монополист не всегда заинтересован в взвинчивании цены. Монопольная цена, как и при совершенной конкуренции, должна отвечать требованию MR=MC;
  • монополист всегда заботится о максимизации общей прибыли, а не прибыли на единицу продукции;
  • чистый монополист не всегда получает прибыль, у него возможны убытки (рис.3), когда фирма работает неэффективно.

               Многие предприятия, будучи монополистами, тем не менее являются убыточными. Такое предприятие не сразу уходит с рынка, поэтому оно применяет стратегию минимизации потерь. Такая стратегия основывается на том, что постоянные издержки уже осуществлены. С закрытием предприятия эти затраты станут прямыми убытками. Между тем, при продолжении работы такие затраты будут включены в стоимость продукции и при ее реализации окупятся. Поэтому монополист будет продолжать работать, пока его убыток будет меньше средних постоянных издержек.8                      

 

Рис. 3 Убытки монополиста 

 

                            Степень монопольной  власти может измеряться с помощью специальных показателей. Из них наиболее употребляемы два: индекс Ларнера и индекс Херфендаля-Хирщмана. Индекс Ларнера фиксирует ситуацию,когда низкая эластичность спроса по цене не дает возможность покупателям отказаться от покупок  (речь идет о товарах первой необходимости – медикаменты, хлеб, соль и  т.д.). Такого рода товары приобретаются и при растущих ценах, поэтому монополии могут вести агрессивную ценовую политику, проявляя свою власть над рынком.

   Индекс Ларнера имеет  следующий вид:  I1= 1 : Е , где Е – это эастичность спроса по цене.

 Индекс Херфиндаля-Хиршмана (Ihh) показывает возрастание монопольной власти в зависимости от увеличения удельного веса продукции в отрасли.  Чем большую долю  в рынке занимает фирма, тем выше нн власть над рынком. У чистой монополии такая власть наибольшая. Индекс Херфиндаля-Хиршмана имеет вид:

      Ihh=S1 + S2 + … + Sn,  

Где S1 – удельный вес самой крупной фирмы на рынке,

S2 – вес следующей по величине фирмы

Sn – вес наименьшей фирмы.

   Чистый монополист может  проводить политику ценовой дискриминации,  т.е. продажу одной и той  же продукции, произведенной с  одинаковыми издержками, по разной  цене.  Существует три степени  ценовой дискриминации:

  1. Первая степень (совершенная дискриминация) : монополист продает каждую единицу товара каждому покупателю по его резервированной цене, т.е. той максимальной цене, которую потребитель готов заплатить за данную единицу товара. Это означает, что весь излишек присваивается монополисту,  а кривая предельного дохода совпадает с кривой спроса на его продукцию (рис. 4).9  Например, известный адвокат, хорошо зная платежеспособность своей клиентуры, может назначить каждому такую цену за его услуги, которая соответствует максимальной сумме, которую готов заплатить клиент.

Рис. 4 Совершенная  дискриминация

  1. Вторая степень – это ценовая политика, суть которой заключается в установление различных цен в зависимости от количества покупаемой продукции. Например, при покупке большего количества товара устанавливается более низкая цена за каждую единицу товара.  Или в Москве  существуют различные тарифы на проезд в метро а зависимости от количества поездок. Можно сказать, метрополитен осуществляет ценовую дискриминацию второй степени.10
  2. Ценовая дискриминация третьей степени – это ситуация, когда монополист продает товары разным группам покупателей с различной эластичностью спроса по цене. Происходит сегментация рынка в зависимости от покупательной способности потребителей.  Проще говоря, монополист создает «дорогой» и «дешевый» рынки.  На «дорогом» рынке спрос низкоэластичен (монополия выигрывает за счет поднятия цен), а на «дешевом» - высокоэластичен (монополия выигрывает за счет продажи большего количества товара). Представим идею о ценовой дискриминации на графиках(рис.5).

 

Рис. 5  Ценовая дискриминация третьей  степени

        Предположим,  что предельные издержки MC одинаковы при продаже продукции по разным ценам. Пересечение кривых MC и MR определяет уровень цены. Поскольку ценовая эластичность на «дорогом» и «дешевом» рынках разная, постольку и цены на них окажутся разными в результате ценовой дискриминации.  На «дорогом» рынке монополист установит цену P1 и объем продаж составит Q1. На «дешевом» рынке цена будет на уровне P2 и объем продаж составят Q2. Доход во всех случаях показан затемненными прямоугольниками. Сумма площадей прямоугольников в случаях а) и б) окажется выше, чем площадь, обозначающая доход у монополиста, который не проводит политику ценовой дискриминации (случай в).

    Таким образом,  дискриминирующий монополист должен четко разделять свой рынок, ориентируясь на разную эластичность спроса по цене у разных потребителей.11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.  Особенности  монополий в Российской Федерации

            В 90-е годы после развала  СССР многие предприятия, не  получая государственных дотаций  и из-за отсутствия рынков сбыта  ввиду своей не конкурентно  способной продукции начали разваливаться  и закрываться. Чтобы как-то  поддержать своих производителей  и избежать полного развала  отечественной экономики были  выпущены акции этих предприятий.  Владельцами их стали трудовые  коллективы, частные лица и зарубежные  граждане. Произошло акционирование  большинства предприятий, заводов,  фабрик, предприятий услуг. Но  чтобы нормально вести производство  нужны были большие капиталовложения, т. к. технологические линии  почти везде были старые, изношенные, люди подолгу не получали зарплату. Но трудовые коллективы не  стали подлинными хозяевами на  своих предприятиях, нужны были  средства на развитие производства, акции были скуплены у народа  за бесценок, появились новые  хозяева.12

 

   Объективной основой монополизма  является доминирующее положение  хозяйствующего субъекта на рынке,  что позволяет ему оказывать  решающее влияние на конкуренцию,  завышать цену и снижать объем  производства по сравнению с  теоретически возможным уровнем,  затруднять доступ на рынок  другим хозяйствующим субъектам.  В конечном итоге это дает  возможность монополисту перераспределять  в свою пользу платежеспособный  спрос, получать монопольно высокую  прибыль. Конкурентные рынки в  целом работают хорошо, чего нельзя  сказать о рынках, на которых  или покупатели, или продавцы  могут манипулировать ценами. На  рынке, где один продавец контролирует  предложение выпуск продукции  будет малым, а цены – высокими. Продавец обладает монопольной  властью, если он может повышать  цену на свою продукцию путем  ограничения своего собственного  объема выпуска. На монопольных рынках существует барьер вхождения, который делает невозможным проникновение на рынок любого нового продавца. Фирма, обладающая монопольной властью, проводит политику ценовой дискриминации, то есть продает один и тот же товар разным группам потребителей по разным ценам. Но для этого фирма-монополист должна уметь надежно разделять свой рынок, ориентируясь на разную эластичность спроса у разных потребителей, умело отделять "дешевый" рынок от "дорогого".13

 

Социалистическая экономика  представляла собой единый народнохозяйственный комплекс, в котором каждое предприятие  не было вполне автономно, а являлось составной частью общегосударственной  структуры. При этом удовлетворение потребности всей страны в том  или ином виде продукта часто поручалось всего 1-2 заводам.

 

Причин для такой концентрации выпуска продукции было несколько. Большое значение имело стремление использовать положительный эффект масштаба. Причем тяга к гигантизму была явно гипертрофированной, так  как из-за искусственной заниженности цен на энергию, сырье и транспорт  вполне рентабельными выглядели  проекты даже нерационально крупных  заводов. Сырье для них нередко  привозилось за тысячи километров, а готовая продукция развозилась  по всему Союзу.

 

Другая причина была связана  с удобством централизованного  управления крупными предприятиями. Когда  все важнейшие решения по развитию экономики страны принимаются общенациональными плановыми органами, управляемость хозяйства тем выше, чем меньше производственных единиц. В самом деле, проконтролировать выпуск определенного вида продукции на одном заводе гиганте много проще, чем решить ту же задачу, когда названное изделие выпускают 2-3 сотни мелких заводов.

 

В итоге народное хозяйство  страны в буквальном смысле напоминало единый организм. Подобно тому, как  в человеческом организме существуют специализированные органы обеспечения  жизнедеятельности всего организма, так и в социалистическом хозяйстве  одни заводы удовлетворяли потребность  всей страны в одной, другие - в другой продукции. При этом советские монополисты  были узко специализированны: один завод  выпускал только тяжелые вертолеты (Роствертол), другой - только автомобили высокой проходимости (УАЗ). По своим  последствиям для хозяйства прекращение  поставок любым из них было подобно  отказу определенного органа в человеческом организме.

 

Причем дублирование было минимальным или вовсе отсутствовало. Так, в конце 80-х годов более 1100 предприятий были полными монополистами  в производстве своей продукции. Еще чаще встречалась ситуация, когда  число производителей по всей гигантской стране не превышало 2-3 заводов. Всего  из 327 товарных групп, выпускавшихся  промышленностью страны, 290 (89%) было подвержено сильной монополизации.

 

Таким образом, если в странах  рыночной экономики монополизация  обычно проходила путем организационного объединения первоначально независимых  компаний, то социалистический монополизм базировался на сознательном создании только одного производителя. При этом монополизм в социалистической экономике был распространен значительно шире, чем в рыночной. 14

 

  Начало рыночных реформ  в нашей стране привело к  резкому усилению монополистических  тенденций. Отчасти это было  связано с распадом СССР и  ослаблением экономических связей  между бывшими союзными республиками. К прежним монополистам добавились  новые, а именно предприятия,  не являвшиеся единственными  производителями в рамках всего  Союза, но ставшие таковыми  на сократившейся территории.

 

Однако гораздо большее  значение имело изменение условий  хозяйствования: резко усилились  последствия монополизации и  ее влияние на экономику. Дело в том, что превращение российских заводов  в частные предприятия создало  мощный стимул для получения монопольных  прибылей. А свобода установления цен и выбора объемов производства дали в руки фирм средства достижения этой цели. Все 3 важнейших последствия  монополизации (занижение производства, завышение цен, получение монопольных  сверхприбылей), которые ранее были сдержаны социалистическим государством, вырвались наружу.

 

        Монополии  России имеют свои особенности.  Во-первых, монополизация рынка в  России сложилась как «наследница»  государственного монополизма социалистической  экономики. И в основном в  России распространены естественные  монополии.

          Во-вторых, в российской экономике  очень распространено такое явление  как “локальный” монополизм. Вследствие  ненасыщенности рынка отдельные  предприятия в регионах невольно  оказываются в положении монополистов. Такие предприятия занимаются  переработкой сельскохозяйственной  продукции, торговлей и бытовым  обслуживанием в малонаселенных  отдаленных пунктах. Предприятия  жилищно-коммунального хозяйства  – также локальные монополии.15

 

  Особое и значительное место в экономике России занимают естественные монополии. Главными из них являются:

 - ГАЗПРОМ (транспортировка газа по трубопроводам, реализация природного газа);

- РОСНЕФТЬ (разведка и  добыча нефти и газа, производство  нефтепродуктов и продукции нефтехимии);

- РЖД (железнодорожные  перевозки);

            ОАО «Газпро?м» — российская газодобывающая и газораспределительная компания, крупнейшая компания в России (по данным журнала «Эксперт»)16, крупнейшая газовая компания мира, владеет самой протяжённой газотранспортной системой (более 160 000 км)17. Является мировым лидером отрасли. Согласно списку Forbes 2000 (2010 год), «Газпром» по выручке занимает 24-е место среди мировых компаний.18

      В независимости  от того, является ли предприятие-монополист  естественным или искусственным,  каждое из таких предприятий  обладает монопольной властью.Зачастую  монополисты злоупотребляют этой  властью, пытаясь ограничить конкуренцию,  и таким образом причиняют  ущерб потребителям. Такое явление  называется монополистической деятельностью,  и проявляется эта деятельность  в форме ценовых злоупотреблений,  которые выслеживаются Федеральной  Антимонопольной Службой (ФАС). Так  вот, например, 29 июля 2011 года Комиссия  Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) признала факт нарушения  антимонопольного законодательства  в действиях ОАО «Газпром Нефть»  в части установления монопольно  высокой цены на дизельное  топливо и на авиакеросин в  период 4 квартала 2010 и начала 2011 года, а также создания дискриминационных  условий деятельности на рынке  дизельного топлива и авиакеросина. В соответствии со статьей  48 Закона «О защите конкуренции»  Комиссия приняла решение о  прекращении дела в отношении  ОАО «Газпром Нефть» о нарушении  антимонопольного законодательства  в связи с добровольным устранением  компанией нарушения и его  последствий.19

   «Роснефть» – лидер  российской нефтяной отрасли  и одна из крупнейших публичных  нефтегазовых компаний мира. Основными  видами деятельности «Роснефти»  являются разведка и добыча  нефти и газа, производство нефтепродуктов  и продукции нефтехимии, а также  сбыт произведенной продукции.  Компания включена в перечень  стратегических предприятий России.20

             Говоря, о компании «Роснефть», хотелось бы также упомянуть случаи нарушения антимонопольного законодательства.  В октябре 2009 года Федеральная антимонопольная служба России наложила на «Роснефть» рекордный штраф за нарушение антимонопольного законодательства — 5,3 млрд руб. Штраф был наложен за зафиксированное в первом полугодии 2009 года злоупотребление монопольным положением на оптовом рынке нефтепродуктов, выразившееся в «изъятии товара из обращения, приведшем к росту цен в оптовом сегменте рынка нефтепродуктов, создании дискриминационных условий при реализации нефтепродуктов отдельным контрагентам». Как посчитала ФАС, эти действия привели к росту цен на оптовых рынках автомобильных бензинов, дизельного топлива и авиационного керосина в первой половине 2009 года.21 В декабре 2011 года на «Роснефть» вновь был наложен штраф по новому антимонопольному делу. Компания была оштрафована на 1,756 млрд руб. за «злоупотребление доминирующим положением путем установления и поддержания монопольно высокой цены на дизельное топливо и авиакеросин в 4 квартале 2010 — январе 2011 года».22

 

     Российские железные  дороги - российская государственная  компания, одна из крупнейших  в мире транспортных компаний, владелец инфраструктуры, значительной  части подвижного состава и важнейший оператор российской сети железных дорог. Образовано на базе Министерства путей сообщения России.23

 

Единственным акционером общества является Российская Федерация. От её имени полномочия акционера осуществляются Правительством Российской Федерации.24 Оно утверждает в должности президента общества, ежегодно формирует совет директоров и утверждает годовые отчёты. Что касается РЖД и ФАС, то и здесь имело место нарушений: в феврале 2012 года Ленинградское управление ФАС возбудило дело в отношении РЖД по признакам нарушения ст. 10 ч. 1 закона «О защите конкуренции», сообщила служба. По мнению ФАС, монополия препятствует развитию железнодорожных подходов к порту Приморск и создают препятствия «Петротранс-Приморску» в доступе на рынок перевалки нефти и нефтепродуктов, сказано в пресс-релизе. 25

 

   Для преодоления высокой  степени монополизации российской  экономики и для развития конкуренции  были разработаны специальные  государственные программы. Основной  задачей этих программ являлось  снижение концентрации производства  и создание необходимых условий  для развития конкуренции на  рынках РФ по приоритетным  группам товаров, а также диверсификация  производства и увеличение выпуска  конкурентоспособной продукции.  Исследования показывают, что число  предприятий, не ощущающих конкуренции,  постепенно сокращается и во  многих отраслях не превышает  10-15%, лишь в отдельных достигая 20% и выше.

 

В общем, российские монополисты федерального уровня – это узкоспециализированные производства. Специфика их заключается  в том, что они сознательно  создавались государством в ходе проведения политики по усилению концентрации и углублению специализации производства, планомерного прикрепления поставщиков продукции к потребителям.

 

                   В общем, монополии это достаточно устойчивое явление в современной экономике Российской Федерации. Особенно, естественная монополия, которая вряд ли изживет себя, пока есть сферы потребления природных ресурсов. Но для того, что бы монополизация отрасли не приводила к негативным последствиям необходимо проводить государственное регулирование монополий. Вследствие того, что в России наиболее развиты естественные монополии, которые являются жизненно важными для страны, государство должно контролировать цены, и с помощью законодательства не давать монополистам полной власти при установлении цены на данный вид ресурса. Так что можно сказать, что в свете развития монополий, должно происходить развитие антимонопольной политики.26

    

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Государственное  регулирование монополий

В данном подпункте рассмотрим негативные последствия монополизации  рынков. Монополия играет противоречивую роль в экономике страны. С одной  стороны, существуют весомые аргументы  в пользу монополий. Продукция монополистических  компаний отличается высоким качеством, что позволило им завоевать господствующее положение на рынке. Монополизация  воздействует на повышение эффективности  производства: только крупная фирма  обладает достаточными средствами для  успешного проведения научных исследований и разработок. Кроме того, крупные  масштабы производства позволяют снижать  издержки и в целом экономить  ресурсы. Не следует также забывать и того, что крупные монополистические  объединения в случае экономического кризиса держатся дольше всех и раньше всех начинают выходить из кризиса, тем  самым сдерживая спад производства и безработицу.

С другой стороны, количество негативных факторов существования  монополий значительно больше и  первый из них — практика образования  монопольных цен. Монопольные цены отклоняются от рыночных, создают  дополнительные прибыли монополистам и одновременно облагают потребителя  своеобразной “данью” в свою пользу27. Покупатели вынуждены покупать товары по ценам, которые выше, чем в условиях конкурентного рынка. При этом рост цен наблюдается в основном на внутреннем рынке, и создается такая ситуация, когда цены на внутреннем рынке выше, чем на внешнем. Для укрепления такого положения монополисты создают искусственный дефицит на товары и услуги. Следовательно, наиболее явным внешним проявлением существования монополии является рост цен и наличие дефицита, стимулирование инфляционных процессов.

Еще одним негативным фактором наличия монополий является торможение ими развития научно-технического прогресса. Ослабляя конкуренцию, монополия создает экономические предпосылки для ограничения введения в производство новшеств. Монопольное положение и вытекающие из него выгоды сводят на нет стимулы постоянного усовершенствования производства, увеличения эффективности. Возможность обойти конкуренцию приводит к замедлению экономического развития.


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.