Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Регулирование оборонно-промышленного комплекса

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.05.13. Год: 2012. Страниц: 32. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию РФ

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ И ПСИХОЛОГИИ

Кафедра государственного и муниципального управления

 

 

Курсовая  работа по государственному регулированию  экономики на тему:

«Регулирование  оборонно-промышленного комплекса»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С О Д Е РЖ А Н И Е

 

Введение………………………………………………………………...3

  1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В ИЗУЧЕНИИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА:……………………………………..5
    1. Понятие, состав и состояние оборонно-промышленного комплекса……………………………………………………………...5
    2. Финансирование ОПК……………………………………………….13
    3. Особенности приватизации предприятий отраслей……………….16
  2. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И    УПРАВЛЕНИЯ ОПК РОССИИ……………………………………………26
  3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА………………………………………………………………43

Заключение…………………………………………………………….48

Список используемой литературы…………………………………...50

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  выбранной мною темы заключается  в том, что оборонно-промышленный комплекс является наиболее качественным, высокотехнологичным сектором экономики в котором сосредоточена наибольшая часть российского потенциала инноваций, т.е. он в значительной степени определяет развитие экономики страны, и который необходим для обеспечения гарантии стратегической стабильности и защиты национальных границ. Все выше перечисленные положения являются основными показателями развития страны и определения её положения среди других стран мира. Поэтому совершенствование и развитие оборонно-промышленного комплекса является весьма актуальным для отдельных отраслей промышленности и страны в целом.

Объектом  исследования в данной работе является оборонно-промышленный комплекс.

Предметом моего исследования является изучение различных составляющих оборонно-промышленного комплекса.

Целью данной работы является, насколько это возможно, полное изучение оборонно-промышленного комплекса, его роли и значения для страны в целом.

Основными задачами моей работы являются: определение  структуры оборонно-промышленного комплекса, его состояния на сегодняшний день и возможных вариантов дальнейшего развития.

Структура данной работы включает в себя 3 главы. Первая глава является теоретической, в ней рассматриваются основные положения данной темы. Во второй главе  я провожу анализ государственного регулирования и управления оборонно-промышленным комплексом РФ. Третья глава посвящена рекомендациям по дальнейшему развитию оборонно-промышленного комплекса.

 

 

1. РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО

КОМПЛЕКСА

 

    1. Понятие, состав и состояние оборонно-промышленного комплекса

 

Оборонно-промышленный комплекс России (ОПК), ранее называвшийся «военно-промышленный комплекс» (ВПК), представляет собой наиболее качественный, высокотехнологичный сектор экономики. Наибольшая часть российского потенциала инноваций сосредоточена в оборонном комплексе. В него включены новейшие достижения страны как в организации производства, так и, особенно, в области технологии и лучшие кадры ученых, специалистов и рабочих.

На протяжении всех лет существования советской  власти экономика испытывала бремя милитаризации. В военно-промышленном комплексе разрабатывались программы, часто не связанные с реальными потребностями гражданской экономики.

В условиях перехода к рыночной экономике задачи, функции и результаты ОПК приобретают  существенные изменения: меняется военная доктрина, повышается роль ОПК в распространении высоких технологий в гражданские отрасли, увеличивается участие ОПК во внешнеэкономических связях и т.д.

Таким образом, ОПК начинает работать на реальную экономику, а не только потребляет наиболее качественные материальные, трудовые ресурсы и приоритетное финансирование. Оборонная промышленность должна стать сферой рыночной и прибыльной.

Военная мощь Советского Союза опиралась  на значительный общеэкономический  фундамент. С точки зрения возможностей функционирования ВПК экономика  была самодостаточной. Изготовление новейших вооружений практически не зависело от внешних экономических связей. Показателями роли ВПК в экономической структуре государства являются удельный вес военных расходов в ВВП, объем военного производства, численность занятых.

В СССР в 80-х гг. удельный вес оборонных  расходов составлял 9-13% ВВП. В комплексе было занято 10 млн. человек. Отраслевая структура и высокий научно-технический потенциал промышленности позволяли обеспечивать стратегический паритет с ведущей в экономическом и военном отношении страной мира – США (СССР имел приблизительно 1/3 американского объема ВВП). ВВП поглощал огромную долю все удорожающихся и качественных ресурсов страны. На его развитие расходовалось 30-50% наиболее эффективных видов металлопродукции и пластмасс. На его нужды расходовалась и преобладающая часть интеллектуального потенциала страны.

Развитие  военно-промышленного комплекса, гонка  вооружений стали совершенно несоизмеримы с экономическими возможностями страны. Оборонная промышленность не знала ресурсных и финансовых ограничений, которые возникали в других секторах экономики, что привело к технологическому отставанию гражданской промышленности.

Увеличенный в объеме удельный вес военного сектора был специфической чертой советской экономики. В результате этого ее отраслевая структура была деформирована и нуждалась в совершенствовании. Перенапряженность военными программами стала серьезным препятствием экономическому и социальному прогрессу страны.

По мнению многих специалистов, экономика СССР надорвалась на чрезмерной милитаризации  хозяйства. Уже в начале 80-х гг. XX в. возникла настоятельная необходимость сокращения военных усилий, что привело к снижению темпов военных расходов по сравнению с США. Так, за 1980 - 1986 гг. США увеличили военные расходы на 6,7%, а СССР – на 5,5%.

Россия  унаследовала 80% оборонной промышленности СССР. Это означает, что степень  милитаризованности экономики оказалась более высокой по сравнению с остальными республиками бывшего Союза.

Оборонно-промышленный комплекс является важнейшей частью военного потенциала России. Основу ОПК  составляют около 1280 предприятий и организаций, расположенных в 72 субъектах РФ. 58% из них являются федеральными государственными унитарными предприятиями (ФГУП), 19% – акционерными обществами (АО) с госпакетом акций не менее 59%, 23% АО – с долей государства менее 50%.

В состав ОПК входят следующие отрасли, подведомственные оборонной промышленности России:

  • авиационная промышленность (АП);
  • производство боеприпасов и спецхимии (БП и СХ);
  • производство вооружений и военной техники (ВВТ);
  • производство ракетно-космической техники (РКТ);
  • промышленность средств связи (ПСС);
  • судостроительная промышленность (СП);
  • электронная промышленность (ЭП);
  • радиопромышленность (РП).

Научно-технический  комплекс России и сейчас по своей  эффективности превосходит США, если количество научных результатов  оценивать на единицу финансирования, например на 1 долл. США. Сегодня Россия на один вложенный в промышленность доллар производит в 4 раза больше продукции, чем в США.

Предприятия ОПК крайне неравномерно расположены  на территории большинства субъектов  РФ. Некоторые районы и более 70 городов-заводов, включая закрытые административно-территориальные  образования, полностью зависят  от работы комплекса, так как в  них практически отсутствуют  другие сферы применения труда.

Наиболее  сложно эта ситуация складывается в  Удмуртской Республике (55,3% занятого населения  работает на предприятиях оборонной промышленности), Саратовской (50,9%), Новосибирской (43,5%) областей, Северо-Западном и Уральском регионах (по 30,7%).

Регионы с высокой долей занятых на предприятиях ОПК формируют большой потенциал массовой миграции рабочей силы в другие районы, что при отсутствии достаточных инвестиций в производственную и жилищно-коммунальную сферу создает экономическую и социальную напряженность. Поэтому в данных регионах важно учитывать местные возможности для трудоустройства высвобождающихся из оборонных отраслей работников. С 1991 г. выпуск военной продукции в стране упал почти на 90%. Государственные закупки вооружения сократились на ту же величину. Фактически безрезультатными оказались проведенные три этапа государственной конверсии ОПК. С этого периода начался развал уникальнейшего в мире научно-технического потенциала.

В 1992 г. оборонный сектор был лишен заказа. Правительство резко снизило ему инвестиции и таким образом оставило ОПК без средств к существованию и перспективы.

Сокращение  военных расходов, прежде всего, сказалось  на закупках ВВТ и заказах на НИОКР, уменьшение которых в 1991-1997 гг. ежегодно составляло в среднем около 30% (только за один 1993 г. - 68%). В результате расходы на закупки ВВТ снизились в 14, а на военные НИОКР - 13 раз. Это, естественно, автоматически повлекло уменьшение государственных закупок у военной промышленности. Годовой оборонный заказ в этот период ни разу не превышал 10% уровня 1991 г. Продажа оружия на внешнем рынке не изменила, да и не могла изменить ситуации. Экспорт военной продукции длительное время сокращался одновременно с внутренним спросом.

В результате создалась ситуация, при которой  практически невозможно было осуществлять соответствующую реструктуризацию оборонной промышленности. Мировая практика показывает, что нормальная реструктуризация, т.е. адаптация к гражданскому рынку, происходит при уменьшении объемов выпуска ВВТ не более чем на 5-7% в год. В России темп был в несколько раз больше, к тому же только за 1991-1992 гг. конверсии подверглось 1238 предприятий комплекса и из него было уволено 1,08 млн. человек.

Главные причины трудностей в ОПК были обусловлены:

  • непродуманной конверсией;
  • неэффективной приватизацией объектов ОПК;
  • недостаточным финансированием;
  • несовершенством управления.

В январе-октябре 2009 г. объем производства продукции ОПК составил 103,8% к соответствующему периоду 2008 года. Прирост объемов производства продукции гражданского назначения наблюдался только в судостроительной промышленности. В остальных отраслях комплекса отмечается значительное падение объемов производства гражданской продукции.

 

1.2  Финансирование ОПК

 

Одна  из основных проблем комплекса заключается  в недостаточности финансирования. В этой сфере общепринятыми в мировой статистике являются показатели годовых военных расходов в расчете на одного военнослужащего и одного жителя страны. В 1997 г. военные расходы на одного военнослужащего равнялись (тыс. долл. США): в России приблизительно 14, Великобритании -200, Германии - 98, США - 176. В том же году военные расходы на душу населения составляли, долл. США: в России - 233, США -978, Великобритании - 578, Франции - 756, Греции - 517.

Затраты государственного бюджета РФ на оборонные  нужды составили в 1993 г. - 4,4% ВВП; в 1994 г. - 5,6; в 1995 г. - менее 4; в 1996 г. - 2,7%. При этом сам объем ВВП непрерывно снижался.

Ограниченность  возможностей финансирования государственного оборонного заказа на поставку в Вооруженные Силы конкретных образцов ВВТ привели к идее сконцентрировать большую часть выделенных на эти цели ресурсов на НИОКР в области создания новых типов вооружений. Реализация идеи позволила бы создавать научно-технические и технологические заделы для последующего перевооружения российских Вооруженных Сил на качественно новые системы ВВТ.

Сегодня для России отставание в этой сфере  от ведущих в экономическом и военном отношении стран недопустимо. Мир находится на пороге очередной военно-технической революции, которая должна привести к значительному качественному рывку в модернизации действующих ныне образцов ВВТ, появлению принципиально новых видов оружия, которые будут базироваться на новых физических принципах и наукоемких технологиях. Причем двойное назначение будет иметь гораздо больше технологий, чем те, которые применяются при производстве нынешнего вооружения.

Однако  на практике реформирование военных  НИОКР было не подкреплено соответствующими бюджетными ресурсами. Так, только за 1989-1995 гг. произошло более чем 10-кратное  снижение финансирования на НИОКР в области военного производства. Сегодня в России из бюджета на это ассигнуется в долларовом исчислении фактически в 30 раз меньше средств, чем в США5 и в 10 раз меньше, чем в европейских странах НАТО. К тому же бюджетные ассигнования - это плановый показатель, который в последние годы - никогда не исполнялся. Процент реальных ассигнований на НИОКР оборонного характера значительно отличается от первоначальных планов.

Конечно, бюджетное финансирование не способно решить все экономические проблемы ОПК.

Например, ракетно-космическая деятельность финансируется из разных источников:

  • из государственного бюджета - государственными космическими программами;
  • такими государственными или внебюджетными структурами, например, как РАО «Газпром»;
  • региональными органами власти;
  • предприятиями-разработчиками;
  • зарубежными заказчиками по контрактам.

Основными источниками финансирования и доходов  предприятий и организаций отрасли являются бюджетное финансирование проектов со стороны Ракетно-космического агентства, Министерства обороны РФ и Российской академии наук. В 1998 г. объемы продаж космической продукции по зарубежным заказам составили 880 млн. долл. США.

Получившее  широкое распространение международное  партнерство, кроме эффекта мобилизации капитала, служит и средством проникновения на зарубежные рынки. России для сохранения и роста ракетно-космического потенциала необходимы целенаправленная государственная научно-техническая политика, нормативно-правовая база, разработка стратегии развития отрасли.

Один  из негативных итогов ухудшения финансового  положения оборонных предприятий - резкое устаревание оборудования. Недостаточный уровень капиталовложений в техническое перевооружение функционирующих и мобилизационных мощностей ведет к их быстрому физическому и моральному старению, что в ближайшее время неизбежно отразится на возможности производить современное вооружение и военную технику. Анализ технического состояния активной части основных производственных фондов оборонной промышленности показывает, что в отраслях наметилась негативная тенденция устаревания парка оборудования и может возникнуть ситуация, когда количество оборудования с возрастом более 20 лет составит почти 50%.

В результате сокращения текущего производства вооружения и военной техники и сложного финансового положения предприятий комплекса ухудшается материальное положение трудовых коллективов. В оборонной промышленности резко снизилась средняя заработная плата: сегодня она на 30-40% ниже, чем в общепромышленном производстве. Эта тенденция связана с тем, что в ОПК уменьшение численности работающих происходит более медленно по сравнению с падением объемов производства, а также с большим количеством градообразующих предприятий.

В настоящее  время на многих предприятиях ОПК  существует значительная скрытая безработица. В комплексе значительно снизился кадровый потенциал рабочей силы. Так, средний возраст работника достиг 43 лет (в научно-исследовательских организациях и конструкторских бюро - 45). Молодежь до 30 лет на предприятиях оборонной промышленности составляет только 16% персонала (в НИИ и КБ - 12%). Высок удельный вес женщин -52% и работающих пенсионеров - 11,5% (в НИИ и КБ - 15,5%). Общая численность докторов и кандидатов наук уменьшилась.

 

1.3  Особенности приватизации предприятий отраслей

 

Общие цели и задачи государственных программ приватизации не учитывали особенностей предприятий отраслей оборонной  промышленности. Переход к рыночной экономике предприятий отраслей оборонной промышленности проходил в условиях общего экономического кризиса, осложнившегося проводимой конверсией. Уже на начальном этапе приватизации предприятий ОПК наряду с отдельными положительными моментами выявились и отрицательные, в том числе отказ от профильной продукции.

Приватизация  на предприятиях ОПК сопровождалась прекращением государственного финансирования, что вполне естественно. Однако новые собственники, прежде всего трудовые коллективы, оказались неспособны инвестировать производство, в особенности его оборонную часть. Приватизация сопровождалась масштабным и трудно контролируемым государством процессом ухода бывших оборонных предприятий от выпуска ВВТ, неоправданным сужением номенклатуры военной продукции, что практически не было подкреплено прогрессивной унификацией образцов ВВТ. В последующие годы данная ситуация еще более ухудшилась. Цели приватизации не были достигнуты.

Приватизация  предприятий ОПК преследовала цель не только сохранения, но и дальнейшего совершенствования их научно-технического и кадрового потенциала. Основные задачи приватизации в этой сфере включали:

  • минимизацию затрат на производство и разработку вооружения и военной техники с учетом требований военной доктрины и обеспечения на этой основе обороноспособности России;
  • создание оптимальной структуры производства в ОПК, соответствующей рыночным условиям;
  • максимально эффективное использование кадрового, научно-технического и производственного потенциала ОПК для достижения быстрейшей стабилизации социально-экономической ситуации в стране.

Приватизацию предприятий ОПК  предполагалось осуществлять исходя из следующих принципов:

  • согласования интересов РФ, национально-государственных и административно-территориальных образований в рамках РФ;
  • разграничения полномочий и функций при проведении приватизации между органами государственной власти и управления;
  • приоритета трудовых коллективов при приватизации предприятий ОПК для смягчения социальной напряженности и сохранения высокого научно-технического и производственного потенциала предприятий оборонного комплекса;
  • оказания финансовой поддержки предприятиям, подвергшимся разгосударствлению и приватизации - создание специальных фондов поддержки предприятий, предоставление дополнительных льгот трудовым коллективам и т.д.

На процесс  приватизации предприятий ОПК оказал влияние комплекс факторов. Во-первых, это действовавшая система управления оборонными предприятиями, основанная на жесткой централизации административных функций, существенно ограничившей их производственно-хозяйственную самостоятельность.

Во-вторых, масштабность производства, что затрудняло выкуп имущества трудовыми коллективами; неравномерность размещения научно-технического и производственного потенциала оборонной промышленности в пределах России; диверсификация производства, проявляющаяся в структуре выпускаемой предприятиями продукции (военной и военно-технической, а также продукции двойного назначения, общегражданской, непродовольственных товаров народного потребления).

В-третьих, наличие мобилизационных мощностей  и резервов, значительно ограничивающих процесс разгосударствления и приватизации.

В-четвертых, конверсия военного производства, изменение  структуры выпускаемой продукции  и статуса оборонного предприятия; расширение возможностей приватизации.

Необходимо  также иметь в виду, что отсутствовали  основополагающие законодательно-правовые документы, определяющие развитие ОПК: законы об оборонном заказе, о статусе оборонного предприятия; согласованные решения с государствами -членами СНГ о совместном производстве военной и военно-технической продукции, что затрудняло подготовку концепции и программ приватизации предприятий комплекса.

Начало  разгосударствления собственности  и приватизации в оборонном комплексе  можно отнести к 1990-1992 гг., когда  появились различные формы собственности в рамках многоукладной экономики, а приватизация и разгосударствление собственности не были узаконены и осуществлялись в соответствии с отдельными решениями на уровне властных структур.

Стихийная приватизация, происходившая в ряде отраслей национальной экономики, не должна была распространяться на ОПК, так как  она могла привести к их полному  развалу. В 1993 г. был подписан Указ Президента РФ «Об особенностях приватизации и дополнительных мерах государственного регулирования деятельности предприятий оборонных отраслей промышленности» от 19 августа № 1267 и принято Постановление Правительства РФ «О предприятиях и организациях оборонных отраслей промышленности, не подлежащих приватизации в 1993-1995 годах, а также преобразуемых в акционерные общества» от 11 декабря 1993 г. № 1285, которые позволили перевести в организованный процесс приватизацию в оборонном комплексе. Этими документами предусматривалось:

  • отступление для предприятий оборонных отраслей промышленности (ОПК) от стандартных приватизационных процедур, предусмотренных государственной программой приватизации;
  • составление перечня предприятий, находящихся в федеральной собственности и не подлежащих приватизации, по обязательствам которых отвечает государство - обеспечение выполнения оборонного заказа и оборонных НИОКР, гарантия соответствующей оплаты труда, сохранение государственной тайны, содержание мобилизационных мощностей и т.д.;
  • установление порядка управления государственными пакетами акций оборонных предприятий и использования дивидендов по указанным акциям;
  • закрепление вхождения оборонных предприятий и организаций в перечни предприятий:

а) не подлежащих приватизации в 1993-1995 гг.;

б) подлежащих приватизации на основе специально разработанных для них концепций;

в)  преобразуемых  в акционерные общества с сохранением  контрольного пакета акций на три  года в федеральной собственности;

г)  преобразуемых  в акционерные общества с закреплением «золотой акции» сроком действия три  года за государством;

д) приватизируемых  без ограничений.

Темпы приватизации, особенно на начальной стадии, постоянно возрастали. Если в 1991-1992 гг. было приватизировано около 6,5% общего количества предприятий ОПК, в 1993 г. - 25, то в 1994 г. - 60%. В 1995 г. доля приватизированных предприятий ОПК составила свыше 70% общего их количества. Наиболее активно процесс приватизации проходил на предприятиях авиационной, радио- и электронной промышленности.

Самым распространенным способом приватизации в ОПК является продажа акций акционерных обществ  открытого типа. Среди других способов приватизации использовались выкуп  арендованного имущества, продажа предприятий на коммерческом конкурсе и продажа имущества (активов) действующих и ликвидированных предприятий и объектов. Результаты деятельности приватизированных предприятий ухудшились.

По разным оценкам, структурная перестройка  предприятий оборонного комплекса, включающая модернизацию производства и конверсию оборонной промышленности, потребует от 150 до 300 млрд долл. США. Адаптационной реакцией предприятий оборонного комплекса, тесно сотрудничающих между собой на основе научных, производственных и кооперационных связей, явилось стремление к образованию различных интегрированных структур с преобладанием в последнее время акционерно-промышленных компаний и финансово-промышленных групп.

Создание  разветвленной сети финансово-промышленных групп - одно из наиболее действенных  путей привлечения внебюджетных источников финансирования для вывода ОПК из кризиса, осуществления структурной перестройки, переориентации промышленных предприятий и научных организаций на собственные средства. Образование ФПГ на базе предприятий ОПК повышает устойчивость входящих в них предприятий к внешним воздействиям, способствует расширению самостоятельности предприятий во всех сферах деятельности, уменьшает вероятность банкротства, содействует перераспределению управленческих функций.

Возникновение ФПГ должно регламентироваться и  регулироваться государством, особенно при объединении предприятий, оказывающих существенное влияние на обороноспособность России, так как в противном случае могут возобладать групповые интересы, идущие в разрез с государственной промышленной политикой в ОПК. В то же время по другим, менее значимым направлениям деятельности ФПГ могут консолидировать предприятия на добровольной основе.

Приватизация  предприятий ОПК должна была способствовать развитию новой системы прав собственности, направленной на эффективное ведение хозяйства. Однако положительный результат от институциональных преобразований в ОПК может быть достигнут только в комплексе с мерами по конверсии военного производства, его демонополизации, финансовой стабилизации, развитию финансовых рынков, а также при создании условий для возникновения конкурентной среды и т.д.

Чековый (ваучерный) этап приватизации в ОПК, закончившийся 1 июля 1994 г., не принес положительных результатов. Однако он выявил ряд следующих проблем:

  • Падение объемов производства и особенно спад в оборонных исследованиях в результате существенного сокращения государственного оборонного заказа.
  • Потеря мобилизационных мощностей из-за отсутствия государственного финансирования. Предприятия, имеющие в своем составе мобилизационные мощности, должны осуществлять финансирование последних согласно заключенным договорам, в рамках которых мобилизационные мощности содержат частично за счет средств предприятий, а частично - государства. Последнее же постоянно нарушало свои обязательства, что приводило к утрате мобилизационных мощностей.
  • Банкротство части акционерных (приватизированных) предприятий. При осуществлении программы приватизации предполагалось, что приватизация и акционирование спасут оборонные предприятия от банкротства. Однако в настоящее время банкроты встречаются и среди государственных, и среди приватизированных предприятий.
  • Отсутствие механизма контроля за использованием интеллектуальной собственности при приватизации предприятий и научных организаций.

   Согласно нормативным документам  по приватизации интеллектуальная собственность должна оцениваться отдельно в ходе общей оценки стоимости имущества, но и из-за отсутствия соответствующих механизмов и контроля за использованием интеллектуальной собственности предприятия во многих случаях оценку не проводили. Подобное положение нередко приводило к ее разбазариванию, передаче в другие отрасли и коммерческие структуры. Большой интерес к интеллектуальной собственности российских оборонных предприятий проявляют и иностранные фирмы.

  • Разрушение научных, технологических и кооперационных связей между предприятиями в результате приватизации отдельных предприятий, объединенных в единый комплекс; ослабление научно-исследовательского потенциала научных организаций при раздельной приватизации научной и опытно-производственной базы.

Осуществляя в процессе приватизации политику демонополизации, Госкомимущество РФ и ГКАП РФ применяли принцип раздельной приватизации научных организаций и промышленных предприятий, входящих в единый комплекс. Это приводило к разрушению взаимоотношений науки и производства, технологических и кооперационных связей как внутри ОПК, так и между смежными отраслями. На начальном этапе приватизации были фактически лишены своей производственной базы крупнейшие научно-производственные комплексы (например, ОКБ им. П.О. Сухого, АНТК им. А.Н. Туполева и др.).

  • Ослабление государственного контроля за деятельностью приватизированных оборонных предприятий, участвующих в выполнении государственного оборонного заказа. Из-за отсутствия до 1995 г. закона о государственном оборонном заказе не было налажено эффективное взаимодействие органов государственного управления с приватизированными оборонными предприятиями. Это привело к тому, что акционированные предприятия, вышедшие из Госкомоборонпрома России, а также предприятия, пакет акций которых был закреплен в государственной собственности, отказывались от выполнения оборонного заказа из-за его невыгодности.
  • Система ваучерной приватизации не создала эффективных собственников, способных обеспечить приток необходимых инвестиций в оборонный комплекс. Приватизация не стимулировала дополнительные инвестиции. Иностранные инвесторы предпочитали участвовать в создании совместных предприятий, соучредителями которых являются государственные оборонные предприятия, поскольку в этом случае снижается риск потерь вложенных капиталов.
  • Развал сложившейся социальной сферы в результате передачи объектов социально-культурного и бытового назначения в муниципальную собственность. В систему Госкомоборонпрома России входило более 70 городов-заводов с обособленными научными и промышленными подразделениями и замкнутой социальной инфраструктурой, которая в условиях кризиса пострадала в наибольшей степени. Передача объектов социально-культурного и бытового назначения в муниципальную собственность в этом случае не могла способствовать сохранению данных объектов, поскольку отчисления оборонных предприятий в местные бюджеты были незначительны. Муниципальные же органы не имели необходимых средств для поддержания социальной инфраструктуры.

Приватизированные предприятия, не располагая достаточными средствами на содержание имеющихся у них объектов социальной сферы, также стремились к перепрофилированию этих объектов, обеспечивающему получение прибыли.

Таким образом, большинство приватизированных  предприятий ОПК, как и государственных, оказалось в сложном экономическом и финансовом положении из-за существенного сокращения оборонного заказа и отсутствия инвестиций. Разгосударствление собственности в ОПК при отсутствии надлежащего управления не привело к повышению эффективности производства. Сейчас потребности обороны наполовину обеспечиваются частными предприятиями, в том числе акционерными обществами с участием государства. Важно при этом использовать конкурсную систему государственных закупок.

Сохранение  и активизация научно-промышленного  потенциала ОПК в нынешних условиях должны концентрироваться на следующих направлениях:

  • обеспечение приоритетности государственной поддержки конверсии наукоемкой промышленности и стимулирования НТП, доведение государственных расходов на эти цели до нормативного уровня, установленного действующим законодательством;
  • завершение работы по реорганизации предприятий оборонной промышленности в государственные предприятия и акционерные общества с погашением задолженности, образовавшейся вследствие недофинансирования государственного оборонного заказа, и реструктуризацией других просроченных долговых обязательств;
  • поэтапное погашение накопленной задолженности государства по оборонному заказу, обеспечение строгого исполнения ассигнований на закупку военной техники и проведение НИОКР, предусмотренных законом о федеральном бюджете;
  • обеспечение государственной защиты отечественных производителей космической и авиационной техники, другой наукоемкой продукции, недопущение предоставления льгот импортерам и иностранным производителям этих видов продукции, реализация принятых нормативных актов и программ как приоритетных направлений государственной структурной политики.

Меры, предпринятые Правительством России в 1998-2001 гг., позволили  в основном приостановить негативные тенденции в ОПК. В частности, в ряде отраслей возрос объем производства, практически во всех отраслях существенно  замедлилось его падение, улучшились некоторые показатели хозяйственной деятельности оборонных предприятий. Однако в дальнейшем необходимо решить такие важные задачи как сохранение научных школ, работающих на оборону, передовых технологий; определение наиболее перспективных военно-технических программ XXI в.

 

2.  АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ  И УПРАВЛЕНИЯ ОПК РОССИИ

 

В России реформирование ОПК началось в 1991 г. фактически вне рамок нормативно-правового поля. Буквальное следование лозунгу "Разрешено все, что не запрещено законом" привело к ликвидации крупных производственных объединений, разрыву связей между сборочными предприятиями и профильными КБ, попаданию в зависимость от зарубежных конкурентов или банкротству целого ряда стратегически важных предприятий второго и следующих уровней кооперации. Ликвидировав советскую систему управления, государство лишилось реальных рычагов регулирования подчас стихийно протекающих процессов.

Эффективная работа предприятий отечественного ОПК практически невозможна сегодня  без кардинального пересмотра нормативно-правовой базы, особенно в области государственной  поддержки и функционирования формируемых  интегрированных структур. Для сложившихся  в стране реальных условий деятельности оборонных предприятий, характеризуемых  переходом к рыночным условиям хозяйствования и наличием мощного государственного сектора, оптимальной представляется трехуровневая система управления (с четким разделением функций):  

Первый  уровень - уровень государственного управления.

Второй  уровень - уровень корпоративного управления в рамках создающихся интегрированных  структур, принимающих на себя избыточные функции государства.  

Третий  уровень - непосредственное управление на предприятиях.

На государственном  уровне решаются следующие основные задачи:

1. Формирование  и реализация военно-технической  политики государства. 

2. Разработка  и внедрение эффективных механизмов  государственного регулирования  и программно-целевого управления  оборонным производством. 

3. Поддержание  обоснованного реально необходимого  уровня производственных мощностей. 

4. Формирование  и реализация долгосрочных государственных  программ вооружения. Программно-целевое  управление оборонным производством  в рамках конкретных программ  вооружения.

5. Всесторонняя  государственная поддержка. 

6. Обеспечение  унификации и стандартизации  вооружения и военной техники. 

7. Формирование  единой системы обеспечения качества  продукции. 

8. Реализация  прав по распоряжению результатами  интеллектуальной деятельности  в области военной продукции  и продукции двойного назначения.

9. Организация  военно-технического сотрудничества  с зарубежными странами.

10. Создание  условий равноправной интеграции  в мировую экономику, привлечение  крупных инвестиций стратегических  партнеров и инвесторов.

11. Организация  подготовки инженерно-технического  персонала требуемых специальностей  в государственных вузах и  в учреждениях системы профтехобразования.

12. Обеспечение  социально-экономической стабильности  в оборонно-промышленном комплексе. 

Задачи, решаемые на корпоративном уровне (корпорация, холдинг):

1. Формирование  и реализация стратегии развития  корпорации, основных производственных  отделений (бизнесов) и предприятий. 

2. Консолидация  финансовых, материальных и интеллектуальных  ресурсов на приоритетных направлениях  деятельности. Подписание контрактов  с заказчиками, госпосредником и смежниками.

3. Реструктуризация  и санация предприятий (ликвидация  дублирующих служб и производств,  избыточных физически и морально  устаревших мощностей), диверсификация  производства. Качественное обновление  научно-производственной базы ОКБ  и серийных заводов. Приобретение  необходимых активов. 

4. Привлечение  к финансированию коммерческих  проектов разработки и производства  высокотехнологичной продукции  гражданского назначения финансовых  ресурсов отечественного и зарубежного  бизнеса. 

5. Внедрение  единой системы обеспечения качества  продукции. 

6. Обеспечение  надежного послепродажного обслуживания  поставленной заказчику продукции. 

7. Включение  результатов интеллектуальной деятельности  в хозяйственный оборот.

8. Формирование  и обеспечение реализации социальной  политики на предприятиях корпорации (холдинга).

 

Задачи, решаемые на уровне предприятий:

1. Реализация  стратегии корпорации в области  разработки и производства профильной  продукции, внедрения передовых  технологий, повышения качества  выпускаемой продукции, диверсификации  и рентабельности производства.

2. Качественное  выполнение гособоронзаказа и работ по линии ВТС.

3. Реализация  социальной политики.

Состояние оборонно-промышленного комплекса  во многом определяется общим положением в экономике, развитием промышленности, технологий и научно-образовательной  сферы. Реформирование ОПК в 1992-2001 гг. носило нерегулярный и бессистемный характер, привело к резкому снижению доли продукции, выпускаемой в обрабатывающих отраслях. Уменьшение объема государственного оборонного заказа за 10 лет почти  в 100 раз привело к деградации производственной базы многих оборонных  предприятий и даже целых подотраслей. Так, если в 1985 г. авиация страны получила от промышленности более 600 самолетов разных классов, то за 1991-2001 годы – всего несколько единиц. Минобороны России из-за недостатка финансирования не в состоянии закупить для войск новые образцы самолетов, например, Су-30. Самолеты Су-30МКИ, поставляемые в Индию и Китай по своим тактико-техническим характеристикам превосходят самолеты, которыми располагают российские Вооруженные Силы.

Значительная  часть предприятий ОПК не может  расплатиться с долгами и подпадает  под процедуру банкротства только потому, что в свое время не получили денег, заработанных при выполнении государственного оборонного заказа. Для российской экономики характерно широкое распространение и использование  устаревших технологий, их доля превышает 80% используемого технологического потенциала. Устаревание является функцией технологической конкуренции и  спроса, а не только физического состояния основных фондов. Поэтому при возобновлении спроса устаревание фондов может прекратиться.

Выживают  лишь те предприятия, которые смогли наладить экспортные поставки продукции  и завоевавшие место на внутреннем рынке гражданской продукции, успешно  осуществив конверсионные программы. Однако в условиях недостаточного и  нерегулярного бюджетного финансирования эти относительно благополучные  предприятия в значительной степени  утратили возможность по созданию и  производству новой военной техники  и современной продукции военного назначения.

Объемы  производства военной и гражданской  продукции, в целом по ОПК, примерно равны. Производственные мощности, ранее  использовавшиеся для выпуска вооружения и военной техники, с той или  иной степенью эффективности переоснащаются на производство продукции двойного или чисто гражданского назначения. Так, в авиационной промышленности осуществляется выпуск газотурбинных  установок и газоперекачивающих агрегатов, нефтепромыслового оборудования, металлорежущих станков с автоматизированными  системами управления. В электронной  промышленности производятся интегральные микросхемы, электровакуумные и полупроводниковые  приборы, контрольно-измерительная  аппаратура. Судостроительная промышленность выпускает противопожарные суда, буксиры, рыболовные судна (преимущественно  на экспорт). На предприятиях ракетно-космической  промышленности развивается производство медицинской аппаратуры и аппаратуры для многофункционального мониторинга  окружающей среды. Эти успехи достигнуты ценой значительного сокращения объема выпуска вооружения и военной  техники, и полного прекращения  производства некоторых видов военной  продукции.

Правительством  Российской Федерации была принята  Федеральная целевая программа  “Реформирование и развитие оборонно-промышленного  комплекса (2002–2006 гг.)”. Программа направлена на построение вертикально-интегрированных структур и ФПГ, позволяющих сконцентрировать ресурсы на решении определенных задач. Стратегической целью реформирования оборонной промышленности является формирование нового облика оборонно-промышленного комплекса путем его реформирования в соответствии с задачами военного строительства и с учетом основных параметров государственной программы вооружения на 2001-2010 годы, прогнозных оценок военно-технического сотрудничества и необходимости поддержания на требуемом уровне мобилизационных мощностей, а также создание условий для устойчивого развития оборонно-промышленного комплекса, разработки и производства конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках высокотехнологичной продукции военного и гражданского назначения.

В результате выполнения программы ожидаются  следующие основные результаты:


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.