Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Состояние российского рынка пластиковых карт

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.05.13. Год: 2012. Страниц: 41. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ   ФЕДЕРАЦИИ»

Уфимский финансово-экономический  колледж –  филиал Финуниверситета

 

 

 

 

 

 

 

                                         КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

по дисциплине: «Финансы и кредит»

 

на тему: «Состояние российского рынка пластиковых карт»

 

 

 

 

Содер-жание

Актуаль-ность

Выводы

 и предложения

Практическая направленность

Литера-тура

Доклад

Защита

Итого

Оценка

                 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент группы ФП-203-10

Шамсутдинова Лия

Проверил: Л.И. Сахапова

Оценка:____________________

«___»________________20___г.

 

2010/2011 уч.год

Тема: «Состояние российского рынка  пластиковых карт».

Содержание

Введение                                                                                                                   3

1. Пластиковые карты: сущность, виды                                                                5

1.1 Виды банковских карт                                                                                      5

1.2 Международные карточные ассоциации (международные

платёжные системы)                                                                                              10

        1.3 Российский рынок электронных банковских услуг, осуществляемых

        с использованием банковских карт                                                                      18

2. Государственное регулирование операций с пластиковыми картами в            РФ                                                                                                                            20

        2.1 Операции, осуществляемые с использованием банковских карт               20

        2.2 Влияние норм гражданского законодательства о договорах на организацию системы безналичных расчетов с использованием

банковских  карт и их налогообложение                                                              29

3. Сравнительный анализ развития  рынка пластиковых карт и тенденции 

его перспективного развития                                                                                32

3.1 Сравнительный анализ развития российского рынка пластиковых

карт и  рынков 12 экономически развитых стран                                               32

3.2 Тенденции развития рынка  пластиковых карт                                              36

Заключение                                                                                                             38

Список использованной литературы                                                                   40

Введение

 

Актуальность исследования. Первые карточки современного вида появились в США в начале 50-х годов. Впоследствии система карточных расчетов была введена многими банками. Системы карточных расчетов получили распространение во многих странах мира, а сами расчеты приобрели международный характер.

Еще пять - шесть лет  назад пластиковые карты считались  у нас экзотикой, а сегодня  на дверях практически любого крупного магазина, ресторана или сервисного центра есть логотипы, извещающие, что  именно здесь оплату можно произвести пластиковыми картами. Число их обладателей в столице и ряде других крупнейших городов неуклонно растет.

Несмотря на то, что  у нас пластиковые карты появились  недавно, во всем мире этими деньгами люди пользуются уже в течение  многих лет. Так как это является наиболее простой и быстрой формой расчета, доступной практически в любой стране мира.

Процесс вхождения России в рыночные отношения, прежде всего, был связан с перестройкой банковской системы, появлением значительного  количества коммерческих банков, финансовых и страховых компаний, которые проявили интерес к использованию пластиковых карт, разновидностей которых к началу 90-х годов в мире было уже достаточно много. Сложившееся положение на рынке пластиковых карт в нашей стране, конечно, отличается от ситуации в развитых странах. Абсолютные цифры, характеризующие отечественный сектор обслуживания пластиковых карточек, пока малы по сравнению с аналогичными показателями для западных стран. Но, несмотря на проблемы, в стране разворачиваются и набирают обороты различные пластиковые системы, и все большее число людей приобретает карточки, и становятся участниками системы безналичных платежей с помощью пластиковых карточек.

Целью данного проекта  является изучение роли государства  в формировании и развитии рынка  пластиковых карт, а также выявление состояния данного рынка в нашей стране и сравнение его с рынками других стран.

Основные задачи, которые  решаются в данной курсовой работе - рассмотреть виды карт, их основные особенности; выявить средства управления и воздействия государства на рынок пластиковых карт; проанализировать динамику развития национальных карточных рынков в двенадцати экономически развитых странах в период 2004-2006 гг. с целью выявления общих черт и количественных показателей, характеризующих высокий уровень развития карточного рынка; сопоставить основные характеристики и показатели нынешнего состояния российского рынка карт с карточными рынками ведущих стран мира с целью определения возможных и желательных направлений его ближайшего развития.

В проекте представлены три главы. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты - понятие пластиковой карты, виды пластиковых карт, международные и российские платежные системы. Вторая глава посвящена правовому регулированию операций с банковскими картами. А третья глава является сравнительным анализом рынков пластиковых карт двенадцати экономически развитых стран и России. Также в этой главе обозначены тенденции развития рынка.

Объектом исследования является банковские услуги.

Предметом исследования является рынок пластиковых карт.

1. Пластиковые карты: сущность, виды

  • 1.1 Виды банковских карт

  •  

    По мере развития банковского  дела, совершенствования технологии осуществления безналичных расчетов и оказания электронных банковских услуг появились различные виды пластиковых карт, отличающихся назначением, способами защиты от подделки, функциональными и техническими характеристиками, а также технологией проведения расчетов с их использованием.

    Пластиковая карта - это  обобщающий термин, который обозначает все виды карт, различных как по назначению, набору оказываемых с их помощью услуг, так и по своим техническим возможностям и организациям их выпускающим. Банковская карта - это средство для составления расчетных и иных документов, подлежащих оплате за счет клиента. С ее помощью можно оплатить покупку и снять наличные деньги со счета.

    Классификация видов  существующих пластиковых карт возможна по следующим основным критериям:

    - по эмитенту;

    - по функционально-экономическим характеристикам;

    - по техническим и технологическим особенностям;

    - по назначению и способам использования.

    При классификации пластиковых  карт по их функциональным характеристикам  различают кредитные карты и  дебетовые карты.

    Основное отличие кредитных  карт международных платежных систем от дебетовых заключается в технологии совершения операций. Кредитные карты связаны с открытием кредитной линии в банке, что дает возможность владельцу пользоваться кредитом при покупках товаров через POS-терминалы, установленные на предприятиях торговли и принимающие к оплате карты соответствующей платежной системы.

    Дебетовые карты предназначены  для получения наличных денег  в банкоматах или для покупки товаров с расчетом через POS-терминалы. Денежные суммы при этом списываются со счета владельца карты в банке.

    Еще одна классификация пластиковых карт связана с их технологическими особенностями. Наиболее распространены карты двух видов - с магнитной полосой и со встроенной микросхемой.

    Карты с магнитной  полосой имеют на обороте магнитную  полосу, где записаны данные, необходимые для идентификации личности владельца карты при ее использовании в банкоматах и электронных терминалах торговых учреждений. Когда карта вводится в соответствующее считывающее устройство, то индивидуальные данные владельца передаются по коммуникационным сетям для получения разрешения на осуществление сделки.

    На картах крупных  международных ассоциаций Visa и Master Card магнитная полоса имеет несколько  дорожек для фиксации необходимых  сведений в закодированном виде. На одну из дорожек записывается персональный идентификационный номер (ПИН-код), который вводится владельцем карты с помощью специальной клавиатуры при использовании им банкоматов и POS-терминалов. Набранные цифры сравниваются с ПИН-кодом, записанным на полосе. В случае несовпадения владельцу дается возможность сделать еще несколько попыток набора ПИН-кода. Затем карта изымается или ее параметры вносятся в так называемый стоп-лист. Идея использовать при безналичных расчетах карту со встроенной микросхемой была предложена в 1974 г. французским журналистом Роланом Морено и получила большое распространение во Франции и за ее пределами. Встроенная в карту микросхема (чип) является хранителем информации, которая записывается, а затем может обновляться в момент совершения сделки. Это расширяет функциональные возможности карты и повышает ее надежность. В Российской Федерации банковские карты со встроенным микропроцессором (чипом) эмитируются в рамках платежной системы «Золотая Корона».

    Как известно, при платежах по магнитным или штриховым картам применяется режим on-line - разрешение на платеж дает, по существу, компьютер банка или процессингового центра при связи с точкой платежа. При платежах по смарт-картам применяется режим off-line - разрешение на платеж дает сама карта (точнее, встроенная в нее микросхема) при работе с торговым терминалом непосредственно в торговой точке. На основе записанных в чипе сведений сделка по карте может осуществляться в автономном режиме, т.е. без непосредственной связи с центральным процессором банковской компьютерной системы в момент совершения операции. Поскольку карта сама хранит в памяти сумму средств, имеющихся на банковском счете, то авторизация здесь не требуется: если лимит превышен, сделка просто не состоится. Если же сумма операции меньше суммы лимита, то в момент совершения сделки сумма свободного лимита будет уменьшена и запишется новый остаток, который может быть использован при следующей покупке. При внесении денег на счет лимит восстанавливается, о чем делается новая запись в микросхеме.

    Другая важная особенность смарт-карт заключается в их надежности. Смарт-карта должна быть достаточно «интеллектуальна», чтобы самостоятельно принять решение о проведении платежа и при этом обладать развитой системой защиты от ее несанкционированного использования.

    Еще одним преимуществом смарт-карты над другими пластиковыми картами является их многофункциональность. Обладая возможностями осуществлять многие математические и логические операции и превосходя другие пластиковые карты по объему хранимой информации, одни и те же смарт-карты могут использоваться в различных приложениях.

    Информационные возможности  смарт-карты гораздо шире, чем  у карт с магнитной полосой. Кроме  того, достоинством смарт-карты является возможность оперативного обновления данных в памяти микропроцессора. Смарт-карты производятся многими известными компаниями, среди которых: Bill (Франция), Data Card (США), Schlumberger (Франция), Toshiba (Япония). Основными производителями микросхем для смарт-карт являются: Amtel (США), Hitachi (Япония), Motorola (США), Oki (Япония), Philips (Нидерланды). Однако изготовление смарт-карт обходится несколько дороже изготовления карт с магнитной полосойПри классификации пластиковых карт по их назначению зарубежная и российская банковская практика выделяет шесть основных видов таких карт:

    - банковские кредитные карты;

    - карты туризма и развлечений;

    - платежные карты предприятий торговли и услуг;

    - банковские карты для банкоматов;

    - банковские карты для покупки товаров с расчетом через POS-терминалы;

    - чековые гарантийные банковские карты.

    Банковские кредитные  карты предназначены для покупки  товаров с использованием банковского  кредита, а также для получения  наличных денежных средств через  банкоматы или пункты выдачи наличных денег (ПВН). Главная особенность  этой карты - открытие банком кредитной линии, которая используется автоматически всякий раз, когда покупается товар или берется кредит в денежной форме. Различают индивидуальные и корпоративные карты. Индивидуальные карты выдаются отдельным клиентам банка и могут быть «стандартными» или «золотыми». Последние предназначаются для лиц с высокой кредитоспособностью и предусматривают множество льгот для пользователей. Корпоративная карта выдается юридическому лицу, которое, в свою очередь, может выдать индивидуальные карты избранным лицам (руководителям или просто «ценным» сотрудникам). Карты туризма и развлечений, согласно приведенной выше классификации, по своей экономической природе являются платежными картами. Они эмитируются кредитными организациями, участниками международных платежных систем, специализирующихся на оказании электронных банковских услуг предприятиям и организациям указанной сферы, например American Express и Diners Club.

    Карты принимаются сотнями  тысяч торговых и сервисных предприятий  во всем мире для оплаты товаров и услуг, а также предоставляют их держателям различные льготы по бронированию авиабилетов, номеров в гостиницах, получению скидок на товары, страхованию жизни.

    Главные отличия этого  вида карт от банковских кредитных  карт заключаются, во-первых, в отсутствии разового лимита на покупку и, во-вторых, в обязанности владельца карты погасить задолженность в течение месяца. В случае просрочки платежа с владельца карты взимается повышенный процент.

    Платежные карты предприятий  торговли и услуг, строго говоря, не являются банковскими. Применение этих карт ограничено определенной замкнутой сетью торговых учреждений, например, сетью универмагов или системой заправочных станций определенной компании. Кредит предоставляет сама компания, она же получает процент по ссудам. Банковские карты для банкоматов представляют собой разновидность дебетовых карт, которые дают возможность владельцу счета в банке получать наличные деньги в пределах остатка на текущем счете через банкоматы. При наличии карты деньги можно получать в любой день (включая праздничные и выходные дни) круглосуточно. Кроме того, владелец избавляется от необходимости посещать свое отделение банка и может воспользоваться банкоматами, расположенными в торговых центрах, на вокзалах.

    Некоторые типы автоматов  выполняют более широкий круг операций: они позволяют, например, вносить деньги на счет, делать взнос в погашение ссуды, получить выписку о состоянии банковского счета, переводить деньги с одного счета на другой.

    Банковские карты для  покупки товаров с расчетом через POS-терминалы в торговых точках также относятся к разряду дебетовых. В зарубежных странах они «привязаны» к чековому или сберегательному счету держателя карты и не предусматривают автоматического предоставления открытой кредитной линии. Таким образом, сегодня в мире существует достаточно большое разнообразие среди пластиковых карт, а клиенты банков, как правило, имеют набор карточек, которые они могут использовать по назначению. В перспективе множество используемых в настоящее время карт будет заменено многоцелевыми картами, а также возможностью осуществлять банковские операции в порядке самообслуживания, например, на дому или рабочем месте.

  • 1.2 Международные карточные ассоциации 

  • (международные платежные системы)

  •  

    В настоящее время  в мире действует несколько международных платежных систем, или, как их называют в странах англосаксонского права, международных карточных ассоциаций. Крупнейшими из них являются VISA International, MasterCard International, American Express, Diners Club International и JCB Card.

    Ассоциации играют большую роль в организации и функционировании систем безналичных расчетов с использованием банковских карт. Ими разрабатываются  общие правила проведения расчетов, проводится анализ и корректировка  деятельности системы. Кроме того, головные компании платежных систем аккумулируют ресурсы для внедрения новых технологий, а также для создания и развития информационных коммуникаций.

    Ассоциации выполняют следующие  функции:

    - выдачу лицензий на выпуск карт с логотипом ассоциации;

    - охрану патентов и прав; разработку стандартов и правил ведения операций;

    - обеспечение надлежащего функционирования национальных и международных систем автоматизации и расчетов;

    - обмен финансовой информацией и перевод комиссионных выплат участниками системы;

    - разработку новых платежных продуктов;

    - маркетинг, рекламу и продвижение платежных продуктов на рынок. К числу важных операционных функций, выполняемых ассоциациями, относится автоматизация, то есть получение от банка-эмитента разрешение на осуществление сделки, если сумма покупки превышает разовый лимит или если у торговца существуют сомнения в личности клиента и законности использования им карты.

    Запрос поступает по телефону (в режиме off-line) или через POS-терминал (в режиме on-line). Банк-эмитент дает разрешение, если общий лимит счета не превышен и карта не числится в стоп-листе. Операции присваивается автоматизационный код, который фигурирует затем в отчетности. В банках существуют специальные центры автоматизации, работники которых отвечают на звонки торговцев. Если запрос поступает через POS-терминал, банковский компьютер принимает кодированное сообщение и дает разрешение или запрещает сделку.

    Еще одной важнейшей функцией карточных  ассоциаций является организация процесса окончательного урегулирования и погашения задолженности по карточным операциям.

    Банковские карты международной  платежной системы Visa широко известны во всем мире. На сегодняшний день это самая распространенная банковская карта, принимаемая к оплате практически в любой стране мира. Как и любая банковская карта, Visa, прежде всего, предназначена для осуществления безналичных расчетов. Проект Visa стартовал в 1956 году, когда Bank of America приступил к выпуску в Калифорнии кредитных карт BankAmericard. В 1974 г. была создана международная компания IBANCO (International Bank Company), основной задачей которой стало развитие системы карточных расчетов с использованием банковских карт BankAmericard за пределами США. В 1976 г. международная компания IBANCO стала компанией Visa International, а американская ассоциация эмитентов банковских карт BankAmericard стала называться Visa USA

    Сегодня банковские карты Visa - наиболее широко используемая и принятая во всем мире форма безналичных карточных  расчетов. В 2004 г. во всем мире более чем на 1,8 трлн. долларов было приобретено товаров и услуг с использованием банковских карт Visa. Это позволяет компании прочно удерживать звание мирового лидера в области электронных расчетов с использованием банковских карт. Сейчас доля Visa на рынке предоплаченных финансовых продуктов вновь увеличилась и составляет до 56%. В обращении сегодня находится более миллиарда банковских карт Visa. Банковские карты с эмблемой Visa принимаются к оплате в более чем 22 млн. предприятиях торговли и услуг в 300 странах и территориях, что позволяет руководству компании без тени ложной скромности называть банковские карты Visa «универсальной валютой».

    Всемирная сеть обработки платежей, проводимых держателями банковских карт Visa, представляет собой сложную  систему финансовых институтов, а также линий коммуникаций, которыми, выражаясь образно, при желании можно опоясать земной шар почти 400 раз. Сеть обработки платежей с использованием банковских карт Visa, именуемая Visa Net, позволяет платежной системе обрабатывать более чем 3700 сделок в секунду, осуществляемых в 160 валютах мира.

    Сегодня международная платежная  система Visa International представляет собой  ассоциацию более чем 21 000 банковских учреждений. Основные функции собственно компании Visa International состоят в том, чтобы наращивать конкурентоспособность платежной системы и увеличивать ее рентабельность. Компания Visa International (как, впрочем, и головные компании большинства иных существующих международных и национальных платежных систем) непосредственно банковской деятельностью не занимается, но фактически осуществляет продвижение на рынок новых финансовых инструментов оказания электронных банковских услуг от имени участников (принципиальных членов - members). Поэтому большое значение для успешного функционирования платежной системы имеет использование общей для всех участников системы торговой марки Visa, которая помещается на лицевой стороне банковской карты, рядом с логотипом банка-участника платежной системы Visa, непосредственно эмитировавшего данную карту.

    На сегодняшний день организационная структура платежной системы Visa International включает 6 региональных обособленных подразделений - организаций-операторов, зонами ответственности которых являются: Тихоокеанская Азия, Канада, Центральная и Восточная Европа, Ближний Восток и Африка (СЕМЕА), Европейский Союз, Латинская Америка и Карибский бассейн, Соединенные Штаты Америки. Российские банки, участвующие в данной международной платежной системе, как правило, эмитируют четыре основных вида пластиковых карт: Visa Platinum, Visa Gold, Visa Business, Visa Classic и Visa Electron. Выбор конкретного типа карты зависит о того, для чего клиент собирается ее использовать.

    Карты Visa Platinum и Visa Gold могут быть как  дебетовыми, т.е. клиент проводит операции по карте в пределах остатка на текущем счете, так и кредитными, когда клиент проводит операции по карте в пределах некоторого лимита кредитования. Среди карт Visa эти - наиболее престижные, к ним прилагается ряд страховых программ, а некоторые предприятия торговли и сервиса предоставляют скидки.

    Visa Business - корпоративная карта. Такая  карта также может быть дебетовой,  так и кредитной. Держатель  такой карты проводит операции  в пределах своего расходного  лимита по счету юридического  лица - клиента банка. К карте  Visa Business, как и к карте Visa Gold, прилагаются страховые программы.

    Visa Classic - наиболее широко распространенная  пластиковая карта. Она значительно  дешевле в обслуживании, нежели  более «престижные» карты. Эта  карта оптимальна с точки зрения  соотношения цена - качество для владельца, привыкшего следить за своими расходами и не испытывающего необходимости в дополнительном сервисе.

    Карта Visa Electron, как следует из ее названия, предназначена исключительно  для электронных трансакций, что  несколько сужает число точек, принимающих ее к оплате. Операции по карте осуществляются исключительно в пределах остатка на карточном счете. Часто эта карта используется для выдачи заработной платы или других регулярных зачислений. Зачисление на карту Visa Electron исключительно удобно для людей, работающих по контракту вдали от предприятия-работодателя, поэтому такая карта имеет большие перспективы по мере развития и внедрения идеи Интернет-офисов.

    Как известно, проект MasterCard стартовал в конце 1940-х гг., когда несколько американских банков начали выдавать своим клиентам особый платежный документ, который мог применяться, подобно современным банковским картам, как гарантия оплаты стоимости сделанных предъявителем в местных магазинах покупок. В 1951 г. Franklin National Bank в Нью-Йорке разработал более совершенную для тех лет технологию расчетов, которая позволила приступить к эмиссии первых кредитных карт, схожих по схеме обслуживания с современными.

    Как только организация встала на ноги, пришло время расширяться. В 1968 г. ICA вступила в альянс с мексиканским Banco Nacional (Мехико), позже был сформирован союз в Европе - с Eurocard. Затем в платежную систему вступили первые японские участники. К концу 1970-х гг. ICA уже имела в числе членов банки Австралии и нескольких стран Африки. Чтобы соответствовать обозначившейся тенденции к международному росту, ICA была переименована в MasterCard International. В 1980_х гг. продолжилась дальнейшая «экспансия» в Азию и Латинскую Америку. В 1987 г. MasterCard стал первой платежной системой, банковские карты которой стали эмитироваться в Китайской Народной Республике. Следует заметить, что это было не только эффектным политическим, но и экономическим решением. К 1993 г. Китай стал второй страной в мире по объемам электронных безналичных расчетов с использованием MasterCard. В 1988 г. MasterCard International подписала соглашение о сотрудничестве с Eurocard International, переименованной впоследствии в Europay International. Этот шаг позволил MasterCard значительно расширить количество участников системы и сферу применения карт, что усилило ее конкурентные позиции в европейском регионе и других частях мира.

    Europay International была образована в сентябре 1992 г. в результате слияния трех компаний - Eurocard International, Eurocheck International и Eurocheck International Holdings. В капитале компании участвуют финансовые институты 22 стран Европы. Компания специализируется на предоставлении участникам платежных услуг по расчетам банковскими картами и еврочеками.

    Соглашение с MasterCard создало объединенную платежную инфраструктуру, включающую банки, предприятия торговли, банкоматы и электронные терминалы.

    MasterCard International полностью  принадлежит капитал компании Cirrus system которая обладает 184 тыс. банкоматов  в 74 странах мира; 50% акционерного капитала компании Maestro International, контролирующей всемирную систему электронных терминалов в торговых точках, работающих в автоматическом режиме; 12,5% капитала Europay International и 15% капитала Европейской системы платежных услуг (ЕСПУ).

    На сегодняшний день компания MasterCard имеет свои постоянные представительства и офисы более  чем в 40 странах и прочно занимает второе место по основным финансово - экономическим показателям среди  международных платежных систем расчетов с использованием банковских карт (вслед за Visa).

    Diners Club International (DCI) - одна из старейших платежных систем в мире и один из лидеров по выпуску карт туризма и развлечений - карт T&E. Термин T&E подразумевает определенную сферу использования карт: транспорт, гостиницы, рестораны, индустрия развлечений, прокат автомобилей. Держателю карт DCI гарантированы удобства, привилегии и скидки в указанной сфере. Помимо оплаты товаров и услуг, по карте можно получать наличные средства в банкоматах, отделениях банка и представительствах Diners Club по всему миру. Каждому держателю предоставляется набор сервисных услуг, который включает в себя всевозможные страховки, организацию туристских и деловых поездок, бесплатный доступ в бизнес-центры и салоны (залы ожидания) в крупнейших аэропортах мира, услуги международной телефонной связи, различные системы бонусов и круглосуточную информационную поддержку. Карта рассчитана на людей, занимающихся профессиональной деятельностью, имеющих стабильный, выше среднего, доход и достаточно часто совершающих деловые или туристские поездки . Существует 2 основных типа карт DCI - частная и корпоративная. При выпуске частной карты необходима надежная система проверки клиента - его кредитной истории; информации, содержащейся в заявлении. Наиболее оправданным с точки зрения безопасности и риска неплатежа будет выпуск карт DCI для уже существующих постоянных клиентов банка (с учетом, что рекомендуемый минимальный размер расходного лимита составляет 3 000 долларов США).

    Потенциальный держатель  карты DCI, возможно, уже имеет карты Visa или Eurocard/MasterCard, которые используются в основном для получения денежной наличности и оплаты товаров и услуг в России и за рубежом. Предлагаемая карта DCI в меньшей степени рассчитана на получение по ней наличных средств (комиссия за снятие наличных составляет 4% от суммы операции, в какой бы стране мира она не производилась).

    В данном случае клиенту  предлагается больше чем простое  платежное средство. В распоряжении клиента находится «сервисная корзина», призванная оградить его от любых неожиданностей во время деловых поездок и отдыха, включая любого рода поддержку в представительствах Diners Club International по всему миру. С 1995 г. представителем DCI в РФ является ООО «Дайнерс Клаб». К сожалению, в нашей стране подавляющее большинство людей, совершающих частные деловые поездки по стране и за рубеж, мало знакомы с самим понятием T&E, что не позволяет им оценить предлагаемые DCI выгоды. В России карты T&E еще не получили должного распространения.

    Карты DCI также могут предлагаться руководящим работникам небольших компаний, имеющих стабильное финансовое положение (что, безусловно, требует соответствующей проверки). Кстати, тот факт, что для сотрудников той или иной компании выпущены корпоративные карты DCI, благоприятно сказывается на имидже самой компании в глазах зарубежных партнеров, так как свидетельствует о ее финансовой стабильности.

    Компания Diners Club осуществляет выпуск карт через банки - сублицензиаты. В соответствии сублицензионным  соглашением банку - сублицензиату предоставляется право выпускать карты DCI стандартного дизайна с логотипом системы DCI; при этом существует возможность нанесения на карту собственного логотипа банка.

    Если банк - новый участник платежной системы имеет свою торговую сеть по обслуживанию карт, то возможно наделение банка правом заключения договоров об обслуживании держателей карт DCI в торговых и сервисных предприятиях.

    Японская компания JCB была основана в 1961 г. С первых же лет существования платежная система стала оказывать экономическое сопротивление попыткам международных платежных систем Visa и MasterCard завоевать японский рынок банковских услуг, осуществляемых с использованием банковских карт. Сегодня компания JCB является лидером на рынке кредитных карт Японии и активно развивается уже в качестве международной платежной системы. На конец марта 2000 г. (т.е. на конец финансового года Японии) количество карт в обращении составило 187,6 млн., количество ассоциированных предприятий торговли и услуг (т.е. принимающих карты JCB в качестве платежного средства) - 4,9 млн., в том числе 860 тыс. в 139 странах мира.

     

    1.3 Российский рынок  электронных банковских услуг,  осуществляемых с использованием  банковских карт

     

    Становление российского  рынка электронных банковских услуг, осуществляемых с использованием банковских карт. В СССР карты международных систем появились еще в 1969 г. Но это были карты, эмитированные зарубежными компаниями и банками. В Советском Союзе начала создаваться сеть предприятий, принимающих эти карты в качестве платежного средства (в основном это были магазины «Березка» и международные гостиницы). Именно в 1969 г. было подписано первое соглашение такого рода с компанией Diners Club International.

    В 1974 г. на нашем рынке появилась American Express, в 1975 - Visa (тогда еще BankAmericard) и Eurocard, в 1976 г. - японская JCB. С советской стороны все соглашения подписывались Всесоюзным акционерным обществом (ВАО) «Интурист», которое и организовывало расчеты по пластиковым картам.

    Первым советским эмитентом  международных карт был Внешэкономбанк, выпустивший в 1989 г. «золотые» карты Euro card. Первым российским коммерческим банком, эмитировавшим в конце 1991 г. собственные карты международной платежной системы VISA, был коммерческий банк «Кредо-банк». На сегодняшний день сотни российских банков осуществляют расчеты с использованием банковских карт. Предоставление электронных банковских услуг превратилось в один из самых привлекательных и динамично развивающихся сегментов банковского бизнеса.

    Сегодня, определяя стратегию  выхода на рынок электронных банковских услуг, российские банки выбирают какую-либо из трех возможных схем: создание и развитие собственной банковской карты и сети ее обслуживания (эквайринга); вступление в российскую платежную систему; вступление в международную платежную систему.

    Признанными лидерами мирового рынка банковских карт являются Visa и Eurocard/MasterCard. Далее идут American Express, Diners Club и JCB. На долю этих пяти основных мировых платежных систем приходится около 20% совокупного мирового рынка карточных средств электронных платежей.

    Рассмотрим клиентскую структуру держателей банковских карт международных платежных систем в Российской Федерации. Карты низшего  ранга - Visa Classic, Visa Electron, Eurocard/MasterCard Mass (Standard) выдаются в нашей стране в основном физическим лицам. Карты Visa Business в основном используются как корпоративные и выдаются преимущественно юридическим лицам. И только самые надежные клиенты банков получают карты самого привилегированного типа - Visa Gold. Эти карты гарантируют практически безлимитные кредиты при покупках, к ним прилагаются дисконтные карты, обеспечивающие систему скидок и многое другое. Как правило, обеспечением обязательств служит денежный залог или страховой депозит (иногда его могут называть неснижаемым остатком). Следует отметить, что на сегодняшний день в Российской Федерации именно страховой депозит является определяющим в структуре цены использования пластиковых карт.

    Качество и количество услуг, которые держатель карт получает в любом банке - участнике данных платежных систем или торгово-сервисном предприятии, принимающем оплату карты данных российских платежных систем, ничем не отличаются от международных. Низкая стоимость карты объясняется тем, что платежная система является полностью отечественной и, следовательно, стремится предложить своим банкам-участникам недорогие (по сравнению с иностранными технологиями) решения, которые ни в чем не уступают по качеству финансовым инструментам оказания электронных банковских услуг, предлагаемым международными платежными системами.

     

    2. Государственное регулирование  операций с пластиковыми картами  в Российской Федерации

  • 2.1 Операции, осуществляемые с использованием банковских карт

  • В соответствии с действующим законодательством и условиями договора между банком-эмитентом и клиентом банковские карты могут быть использованы для осуществления операций по счетам юридических и физических лиц. При этом все расчеты по операциям с использованием банковских карт, совершенным на территории Российской Федерации, между несколькими банками-резидентами или между банками-резидентами и иными организациями-резидентами, а также физическими лицами-предпринимателями должны осуществляться только в валюте Российской Федерации. Исключением являются расчеты в иностранной валюте, прямо предусмотренные действующим законодательством и нормативными актами Банка России, а также межбанковские расчеты в случае использования банковских карт резидентами и нерезидентами за пределами Российской Федерации и в случае получения наличных денежных средств в иностранной валюте с использованием банковских карт в уполномоченных банках. Валютно-обменные операции с использованием банковских карт совершаются в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации с учетом положений подзаконных актов Банка России.

  • Следует заметить, что списание денежных средств со счетов физических лиц, открытых в иностранной валюте, разрешается при совершении физическим лицом безналичных операций по покупке товаров (услуг) в предприятиях торговли (услуг) и операций по получению наличных денежных средств в валюте Российской Федерации. И наоборот, при совершении физическим лицом безналичных операций по приобретению товаров (услуг) в предприятиях торговли (услуг) и операций по получению наличных денежных средств в иностранной валюте разрешается списание средств со счетов физических лиц, открытых в валюте Российской Федерации. В этом случае иностранная валюта, приобретаемая эмитентом за счет средств рублевых счетов клиента для последующего осуществления расчетов по операциям, совершенным в иностранной валюте, не зачисляется на текущие валютные счета клиентов - владельцев рублевых счетов.

  • В соответствии с п. 4.6 Положения №23_П юридические лица - резиденты осуществляют аналогичные безналичные операции с использованием корпоративных карт, а также операции по получению наличных денежных средств в следующих случаях:

  • - получение наличных денежных средств в валюте Российской Федерации для осуществления расчетов на территории Российской Федерации в соответствии с порядком, установленным Банком России, связанных с хозяйственной деятельностью юридического лица на территории Российской Федерации, а также для оплаты расходов, связанных с командированием работников соответствующих юридических лиц в пределах Российской Федерации, в валюте Российской Федерации;

  • - безналичная оплата расходов в валюте Российской Федерации, связанных с командированием работников соответствующих юридических лиц, в пределах Российской Федерации;

  • - безналичные операции на территории Российской Федерации, связанные с основной деятельностью юридического лица, в валюте Российской Федерации; безналичные операции на территории Российской Федерации, связанные с хозяйственной деятельностью юридического лица, в валюте Российской Федерации;

  • - безналичная оплата в валюте Российской Федерации расходов представительского характера на территории Российской Федерации;

  • - безналичная оплата расходов, связанных с командированием работников соответствующих юридических лиц в иностранные государства, в иностранной валюте;

  • - безналичная оплата расходов представительского характера в иностранной валюте за пределами Российской Федерации;

  • - получение наличных денежных средств в иностранной валюте за пределами Российской Федерации для оплаты расходов, связанных с командированием работников соответствующих юридических лиц в иностранные государства.

  • Средства, списанные со счета юридического лица в результате совершения всех названных операций, за исключением безналичных операций на территории Российской Федерации, связанных с основной деятельностью организации и проведенной в рублях, считаются выданными юридическим лицом под отчет держателю корпоративной карты. Возврат неизрасходованных средств осуществляется в соответствии с действующим законодательством о бухгалтерском учете и отчетности.

  • При совершении операций с использованием банковских карт в случае отсутствия денежных средств на счете клиента осуществление расчетов по таким операциям производится путем предоставления клиенту кредита на соответствующую сумму в соответствии с условиями договора, заключенного между эмитентом и клиентом.

  • Важным обстоятельством следует признать установленный действующим законодательством запрет на использование корпоративных карт для выплаты заработной платы и других выплат социального характера.

  • Следует рассмотреть регулирование государством технологии осуществления расчетов с использованием банковских карт.

  • Общее содержание операций с использованием банковской карты, независимо от конкретной технологии, сводится к составлению либо в письменной, либо в электронной форме расчетных и иных документов, являющихся основанием для проведения расчетов между участниками платежной системы и подлежащих, в конечном счете, исполнению за счет клиента.

  • Общая схема порядка взаимодействия участников расчетов и осуществления расчетов с использованием банковских карт состоит из нескольких этапов.

  • Клиент банка представляет в банк заявку на получение банковской карты. Форма заявки определяется банком. Сведения, приведенные клиентом, используются банком для оценки кредитоспособности клиента и определения величины установленного лимита.

  • При положительном решении банк открывает клиенту специальный счет для учета карточных операций, в Российской Федерации такие счета именуются специальными карточными счетами. Одновременно в банковском компьютере создается мастер-файл, куда заносится вся необходимая, постоянно хранящаяся и периодически обновляемая информация о клиенте: фамилия, адрес, номер карты, срок ее возобновления, кредитный лимит.

  • Затем особое подразделение банка или сторонняя специализированная организация изготовляет персональную карту клиента. Если это карта с магнитной полосой, на лицевой стороне чистой пластиковой заготовки с логотипом платежной системы, наносятся в виде рельефного изображения фамилия и имя клиента, номер карточного счета, код банка-эмитента и дата истечения срока карты (а иногда и дата начала ее действия). При покупке клиентом товара в магазине карта вместе с торговым счетом «прокатывается» в специальном аппарате - импринтере, и рельефные буквы отпечатываются на всех трех экземплярах счета, оставляя необходимую информацию.


  • и т.д.................


    Перейти к полному тексту работы


    Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


    Смотреть полный текст работы бесплатно


    Смотреть похожие работы


    * Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.