Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


магистерская работа Динамика развития чувства собственной значимости и творческого потенциала в юношеском возрасте

Информация:

Тип работы: магистерская работа. Добавлен: 17.05.13. Год: 2012. Страниц: 46. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Чувство собственной значимости и творческий потенциал личности

    1. Чувство собственной значимости и стремление к достижению успехов...…………………………………………………………...…….10
    2. Психология творчества: творческий потенциал……………………….23
    3. Чувство собственной значимости и творческий потенциал в юношеском возрасте…………………………………………………….35

Выводы по первой главе………………………………………………………...45

 

Глава 2. Эмпирическое исследование чувства  собственной значимости и творческого  потенциала личности в юношеском возрасте

 

    1. Организация работы и методы исследования……………………..…..47
    2. Проявление чувства собственной значимости и стремления к достижению успеха в юношеском возрасте………………………...…51
    3. Характеристика творческого потенциала в юношеском возрасте…...58
    4. Динамика развития взаимосвязи чувства собственной значимости и творческого потенциала в юношеском возрасте…………………..…..65

Выводы по второй главе………………………………………………………...73

 

Заключение……………………………………………………………………….75

Список использованной литературы………………………………………...…77

Приложения…………………………………………………………………...…81

 

 

 

 

Введение

Многие исследователи  сводят проблему человеческих способностей к проблеме творческой личности: не существует особых творческих способностей, а есть личность, обладающая определенной мотивацией и чертами. Действительно, если интеллектуальная одаренность не влияет непосредственно на творческие успехи человека, если в ходе развития креативности формирование определенной мотивации и личностных черт предшествует творческим проявлениям, то можно сделать вывод о существовании особого типа личности – «Человека творческого».

Много таланта, ума и энергии вложили в  разработку проблем, связанных с  творческим развитием личности, в  первую очередь личности ребенка, подростка, юноши,  выдающиеся ученые 20-х и 30-х годов: А.В.Луначарский, П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, Б.Л.Яворский, Б.В.Асафьев, Н.Я.Брюсова. Творческое начало рождает в учащемся живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.

Творчество  личности всегда определяет наличие  творческого потенциала. Внутренний мир, обогащенный в процессе самоидентификации и самоопределения, переводится во внешний план с помощью механизмов развертывания интеллектуального, коммуникативного и, конечно же, творческого потенциалов личности. Творческий потенциал является движущей силой проявления чувства собственной значимости человека.

Когда начинают говорить о чувстве собственной  значимости, то возникает несколько  традиционных вопросов. Что реализуется в человеке? Зачем он стремится к значимости? Что ему это дает? Вопросы эти не только праздные, но и чрезвычайно интересные, указывающие на суть проблемы стремления к чувству собственной значимости человека.

Человек стремится к значимости не только для других, но и для себя и в себе. Чувство собственной значимости – это ощущение, приписывание себе некой значимости в социокультурном плане, независимо от сферы деятельности, это то, каким человек видит себя в будущем, что будет определять направленность его жизни. Что человеку обязательно надо сделать и чего он реально хочет добиться в жизни. Чувство собственной значимости проявляется в некоторых характеристиках: самоценность, вера в себя, сила я, особый путь, обыденность, неверие в себя, слабость я, случайность, чувствительность к себе, чувствительность к другим, чувствительность к похвале, чувствительность к порицанию, чувствительность к успешности, чувствительность к неуспешности. Однако человек един и пути достижения значимости могут не только противоречить друг другу, но и дополнять. Так как "Я" - это интеграция границ, то человек стремится их собрать и связать непротиворечивым образом [30, с.90].

Главной движущей силой поведения и жизнедеятельности  человека является стремление к значимости собственной личности, со всеми возможными нюансами (А. Адлер, А. Маслоу, А. И. Розов, Е. П. Никитин, Н. Е. Харламенкова, А.С. Шаров) [15, с.67]. Человек - это целостная самоуправляемая, саморегулируемая и саморазвивающаяся динамическая система, которая может самосовершенствоваться в соответствии с поставленными целями и принятыми ценностями [18, с.231]. Реализация и развертывание обозначенных принципов находит отражение в развитии личностных особенностей, таких как стремление к достижению успеха и  проявление творческого потенциала.

Что может определять чувство собственной значимости в юношеском возрасте? Эта проблема не имеет четкого ответа, мы можем  только предположить, ориентируясь на таких ученых как А. Лэнгле, К. Кастанеда, что параметры чувства собственной значимости у людей с творческим потенциалом будут гораздо сильнее проявляться, чем у людей, которые не обладают качествами творческой личности. А также, стремление к достижению успеха может определять и ту и другую характеристику личности.

Исследования  стремлений к достижению успеха начали проводиться еще в середине прошлого века. Д.С. Мак-Клеланд, в результате исследования выявил, что существуют индивидуальные различия в мотивации достижений. Позже вопросами мотивации занимались такие видные ученые, как Аткинсон Дж., Физер Н., Х. Хекхаузен и др. В отечественной психологии этой же проблемой занимались и занимаются: Коломейцев Ю.А., Гогунов Е.Н., Стамбулова, Мельников М. и др. [14,с.15].

В современной  психологической и философской, социологической литературе проблема стремления к значимости личности рассматривается в исследованиях теоретического и прикладного характера. Это исследования В.А. Ядова, В.С. Бакирова, А.С. Шарова и др. Но проблема исследования чувства собственной значимости и творческого потенциала в развитии личности в психологической литературе  недостаточно разработана.

Исходя из актуальности, проблема звучит следующим образом: как взаимосвязаны чувство собственной значимости и творческий потенциал в развитии личности?  Насколько чувство собственной значимости совпадает со стремлением к достижению успеха?

В связи с  актуальностью данной проблемы мы определили тему нашего исследования: «Динамика развития чувства собственной значимости и творческого потенциала в юношеском возрасте».

Объект: чувство собственной значимости.

Предмет:   чувство собственной значимости и творческий потенциал в юношеском возрасте

Цель исследования: изучение развития взаимосвязи чувства собственной значимости и творческого потенциала в юношеском возрасте.

Для реализации цели нами были поставлены следующие задачи:

  1. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования;
  2. Выявить психологические особенности чувства собственной значимости и стремления к достижению успеха;
  3. Охарактеризовать творческий  потенциал в юношеском возрасте;
  4. Исследовать взаимосвязь чувства собственной значимости и творческого потенциала в юношеском возрасте;
  5. Разработать рекомендации (приложение 13).

В качестве гипотезы нами было выдвинуто предположение о том, что чувство собственной значимости взаимосвязано с творческом потенциалом личности. Чем выше творческий потенциал личности, тем выше чувство собственной значимости. На протяжении юношеского возраста проявления чувства собственной значимости и творческого потенциала изменяются, это объясняется мотивацией к достижению успеха – фактором, который влияет на усиление взаимосвязи чувства собственной значимости и творческого потенциала.

Методологической  и теоретической основой исследования являются положения экзистенциально-аналитического подхода (А. Ленгле), положения рефлексивно-регулятивного подхода (А.С. Шаров), которые характеризуют эмоционально-чувственное отношение к себе и положения гуманистического подхода, дифференцирующие базовые формы отношения к себе и окружающим   (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев, Т. Лири,  Х. Когут, М. Кляйн).

Теоретическую базу исследования составили: понимание чувства собственной значимости А.С.Шарова, самоценности как основной экзистенциальной задачи       А. Ленгле, самоотношения как эмоционально-ценностной составляющей самосознания В.В.Столина. Проблема творческого потенциала, которая широко обсуждается в рамках зарубежных (3. Фрейд, Ж. Пиаже, А. Адлер, А. Маслоу, Т. Амабайл, С. Голанн, Р.Крутфилд) и отечественных (С.А. Изюмова, Н.С. Лейтес, А.С. Шаров) психологических исследований.

В ходе исследования нами применялись следующие методы:

  • Теоретические методы исследования: анализ и синтез;
  • Методы сбора информации: методика «Чувство собственной значимости» (А.С. Шаров); методика «Изучение творческого потенциала» (А.С. Шаров); Методика  диагностики мотивации к достижению успеха (Т.Элерс);
  • Методы обработки информации:
  • Математико-статистические методы;
  • Методы выражения результатов исследования: таблица, диаграмма, гистограмма.

Исследование  проводилось на базе Тарского филиала БОУ Омской области «Медицинский колледж». При обработке экспериментальных данных использована программа Microsoft  Excel, с помощью которой были применены методы описательной статистики, проведён корреляционный анализ.

Обоснованность  и достоверность результатов исследования и его выводов обеспечивалась применением общеметодологических принципов, соответствующих проблеме исследования, опорой на фундаментальные исследования, применением комплекса методов (в том числе методов математико-статистического анализа эмпирических данных) и психодиагностических методик (валидных и надежных), соответствующих предмету и задачам исследования.

Научная новизна исследования:

- Впервые установлена взаимосвязь чувства собственной значимости и творческого потенциала.

- Установлены гендерные особенности во взаимосвязи чувства собственной значимости с творческим потенциалом и стремлением к достижению успеха;

- Выявлена возрастная динамика чувства собственной значимости и творческого потенциала с учетом гендерных особенностей.

- Выявлено, что  взаимосвязь показателей компонентов  чувства собственной значимости  и творческого потенциала отличается  своеобразием в зависимости от доминирующего стремления к достижению успеха.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что расширены знания о понятии чувства собственной значимости, творческого потенциала; определены теоретические основы динамики развития чувства собственной значимости и творческого потенциала в юношеском возрасте. Обоснован рефлексивно-регулятивный подход. В исследовании поставлена и решена научная проблема динамики чувства собственной значимости и творческого потенциала, что обогащает теорию личностного развития и имеет большое значение для развития возрастной психологии и психологии личности.

Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы работниками образования, прежде всего кураторами групп, для организации успешной, эффективной деятельности студентов; в качестве дополнительного материала к курсам «Возрастная психология», «Психология личности»; в качестве методического материала для практических психологов в образовании.

Положения, выносимые  на защиту:

Чувство собственной  значимости в юношеском возрасте проявляется по-разному. В раннем юношеском возрасте (16-18 лет) преобладает такой фактор, как общая самоценность, а в старшем юношеском (19-21год) - уровень притязаний и общая обыденность.

Стремление  к  достижению успеха в юношеском  возрасте может развиваться. Это касается структурных изменений стремления к достижению успеха, силы потребности достижения успеха, а также возрастной и половой динамики и дифференциации соответствующей мотивации.

Развитие и формирование творческого потенциала в юношеском возрасте несколько выше среднего уровня. Наиболее ярко проявила себя ориентация юношей на творческие критерии выбора и рефлексию собственной жизнедеятельности. Здесь сказалась не просто ориентация молодежи на творчество в учебе и быту, но и попытка осознать, понять собственную деятельность. Гораздо меньше в процессе творчества для молодых людей значимость собственной личности, т.е. прежде всего важен результат. Развитие и формирование творческого потенциала связано и с полом, так половые особенности заключаются в том, что у юношей заметно ярче проявляет себя рефлексия, чем у девушек.

Тенденция развития  творческого потенциала и чувства  собственной значимости изменяется. Также как и в раннем юношеском  возрасте, значимая взаимосвязь выявлена между критериями выбора и общей  чувствительностью в старшем  юношеском возрасте, но она несколько слабее. Для развития творческого потенциала в старшем юношеском возрасте немало важное значение имеет уровень притязаний, который повышается, если ценностно-смысловая сфера личности выражена в большей степени. Если в раннем юношеском возрасте развитие творческого потенциала определяет в большинстве общая чувствительность, то в старшем юношеском возрасте такими доминирующими компонентами чувства собственной значимости являются уровень притязаний, чувствительность к себе, чувствительность к успешности.

Диссертация состоит  из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Работа содержит 13 приложений. Текст иллюстрирует 10 рисунков. Список литературы включает 41 наименование.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Чувство собственной значимости и творческий потенциал личности

1.1. Чувство собственной значимости и стремление к достижению успехов

В настоящее  время в современной отечественной  и зарубежной психологии феномен чувства собственной значимости не раскрыт в полной мере, а лишь косвенно даются ссылки не некоторые характеристики, похожие по содержанию. Авторами различных подходов в рамках гуманистической парадигмы проводились исследования различных феноменов, раскрывающих отношение человека к себе. Выделяются основные подходы: экзистенциально-аналитический подход А. Лэнгле, клиент-центрированная терапия К. Роджерса,  экзистенциально-рефлексивный подход А.С. Шарова.

Понятие «Стремление  к значимости» включает основное содержание таких понятий, как «стремление к превосходству», «самоутверждение», «притязание», «самореализация», «самоактуализация». С другой стороны, подчеркивает главную идею, а именно - стремление человека к самоценности. Стремление к личностной значимости включает в себя различные аспекты: стремление к самореализации, самосовершенствованию (значимость для себя); стремление к самовозвышению, превосходству (значимость для других) и стремление к самопознанию, осознанию собственной индивидуальности (значимость в себе) [18, с.24].

Итак, стремление к собственной значимости - это потребность человека в познании, утверждении и развитии своих личностных возможностей, стремление к проявлению собственной индивидуальности. Стремление к собственной значимости личности проявляется в особенностях регуляции человеком своей активности в процессе деятельности, межличностных отношениях.

Становление психологических  механизмов регуляции деятельности человека происходит, прежде всего, в  подростковом и юношеском возрастах. Характеризуя старший школьный возраст, как возраст  стремления к самостоятельности  и к самоутверждению, самовыражению своей индивидуальности, отечественные ученые (И.В. Дубровина, A.M.Матюшкин, Р.С. Овчарова, Л.А. Рудкевич, Е.Ф. Рыбалко, Е.Л. Яковлева и др.) считают данный период наиболее благоприятным для формирования и совершенствования саморегуляции, стремления к значимости.

Потребность старшего школьника в самоопределении, в  творческом самовыражении, в реализации собственной индивидуальности связана  с выраженным стремлением к значимости собственной личности в различных  ее проявлениях: значимость для других (стремление к престижу, славе, почету, уважению); значимость для себя (стремление к самореализации, к творчеству); значимость в себе (стремление к самосозиданию, самоценности, самосовершенствованию). Возрастающее стремление к личностной значимости, устойчивая система интересов, зрелость целей деятельности и установка на творческие способы их осуществления, интенсивное развитие рефлексии и волевых процессов, повышенная эмоциональность и самостоятельность определяют специфику проявления личностных особенностей в юношеском возрасте и непосредственно 
влияют на становление, характер и направленность собственной значимости личности.

Таким образом,  чувство собственной значимости - ощущение значимости своей персоны в окружающем мире, вызывающее соответствующий стереотип поведения. Своеобразная самооценка своих возможностей и своей пользы. Значимость здесь понимается, как свое местоположение в группе или социуме и соотнесение себя с другими. Чувство собственной значимости - один их глубинных мотиваторов социальной активности современного человека. Может проявляться, как желание что-либо решить, или сделать, причём, чем больше уровень значимости собственного Я, тем за большее хочется взяться. Чем выше уровень чувства собственной значимости, тем выше мотивация к решению конкретной задачи. При очень завышенном ЧСЗ человек иногда берётся за слишком сложные задачи, которые он неспособен решить за достаточное время. Такой человек слишком увлечён своими идеями (вопросами, проблемами), и становится неадекватным в обычной жизни. Ему сложно переключаться между задачами. При заниженном ЧСЗ человек склонен быть излишне доверчивым как к людям, у которых ЧСЗ ярко выражены в невербальном проявлении, так и к различным верованиям и внешним источникам, особенно если они признанны кем-либо авторитетным, или широко распространенны в его окружении.

Учитывая, что  в психологии личности отсутствует  прямое определение чувства собственной  значимости, предлагается рассмотреть  предложенные психологические подходы.

Эмоционально-ценностное отношение рассматривается многими отечественными психологами. По А.Н.Леонтьеву эмоционально-ценностное отношение личности к себе есть чувство, если последнее определять, как устойчивое эмоциональное отношение, имеющее "выраженный предметный характер, который является результатом специфического обобщения эмоций" [5]. В.Н.Мясищев использовал категорию отношения как родовую по отношению к видам отношений – эмоциональному (привязанность, любовь, симпатия), моральному, этическому [13].

В свое время С.Л.Рубинштейн высказал идею о структуре отношения человека к самому себе. "Дело не только в том, что мое отношение к себе опосредовано моим отношением к другому (формула К.Маркса о Петре и Павле), но и в том, что мое отношение к самому себе опосредовано отношением ко мне другого" [26]. Здесь возможно раскрывалось отношение к себе со всех сторон, спецификой, которого являлось чувство собственной значимости по отношению к другим.

Самоотношение личности понимается как сложное  когнитивно-аффективное образование, зрелость которого определяется качеством взаимосвязи и степенью согласованности его составляющих [36; 40]. Его структура рассматривается как состоящая из двух компонентов: рационального отношения к себе как субъекту социальной активности («образ – Я» или категориальное «Я») и эмоционально-ценностного отношения к себе – переживания и оценки собственной значимости как субъекта социальной активности, образующих рефлексивное «Я» [36]. В результате взаимодействия указанных компонентов с потребностно-мотивационной сферой личности отношение к себе включается в процесс деятельностной и личностной саморегуляции, стимулирует развитие познавательной и личностной субъектности человека.

Итак, исследователи, которые определяют самоотношение  личности как установочное образование, акцентируют свое внимание на его месте в системе саморегуляции. При этом саморегуляция понимается как процесс организации личностью своего поведения, «в который включены результаты самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе» [26, с. 126].

Необходимо  отметить, что в отношении именно регуляционного аспекта самоотношения  психологи проявляют самый большой  исследовательский интерес. Еще  У. Джемс писал, что самочувствие проявляется через «инстинктивные побуждения», которые направлены на заботу человека о себе, на его стремление к социальному и духовному самосохранению» [24, с. 14].

Характер регуляторного  влияния самоотношения определяется широтой и глубиной его включенности в процесс внутриличнос-тной детерминации [33]. Отношение личности к себе оказывает влияние на проявление социальной активности личности, обусловливает ее адекватность и дифференцированность. Оно выступает мотивом саморегуляции поведения и актуализируется на всех этапах осуществления поведенческого акта, начиная с его мотивирующих компонентов и заканчивая собственной оценкой достигнутого эффекта поведения, участвует в механизмах регуляции поведения от уровня конкретной ситуации деятельности до уровня длительной реализации идейных замыслов [26].

В психологии представлено огромное количество исследований, в которых установлена тесная связь между отношением личности к себе как к субъекту жизненных отношений и ее поведением [2; 4; 5; 7; 29; 38; 41]. В них отмечается, что высокое самоуважение личности выступает условием ее максимальной активности, продуктивности в деятельности, реализации творческого потенциала [26], влияет на свободу выражения чувства, уровень самораскрытия в общении [35]. Позитивное устойчивое самоотношение лежит в основании веры человека в свои возможности, самостоятельность, энергичность, связано с его готовностью к риску, обусловливает оптимизм в отношении ожидания успешности своих действий в ситуации неопределенности [28]. Люди с позитивным самоотношением менее поглощены своими внутренними проблемами, гораздо реже страдают психосоматическими расстройствами. Одним из мотивов, побуждающих человека соблюдать моральные нормы, является его стремление сохранить положительное самоотношение [17].

В то же время негативное самоотношение является источником различных трудностей в общении, поскольку человек с таким отношением к себе заранее уверен в том, что окружающие плохо к нему относятся [9]. Проблема достоинства, ценности своего «Я» почти полностью поглощает его внимание, в связи с чем уровень активности человека излишне повышается, затрудняя тем самым выбор адекватного способа взаимодействия, его поведение становится ригидным [33]. Отрицательное, конфликтное отношение личности к себе обусловливает ее отклоняющееся поведение: совершение правонарушений, наркоманию, алкоголизм, агрессивное и суицидальное поведение, связано с неадаптивными, асоциальными формами поведения, является одной из причин девиации [ 17; 33], положительно коррелирует с депрессией [11; 18].

Человеческому восприятию свойственна  пристрастность. В процессе познания реального мира человек вносит нечто свое, субъективное. Он обращается, прежде всего, к тем воздействиям, которые ввиду их тесного отношения к его собственным потребностям, интересам, склонностям, оказывают на него сильное влияние. «Один и тот же реальный мир «поворачивается» для отдельного человека как бы особой своей стороной... Из одного и того же явления и объекта «вычерпываются» разные содержания; их сущность, оставаясь одной и той же в многочисленных индивидуальных восприятиях, приобретает для каждого человека свой особый смысл...» [36, с. 104-105].

Одним из факторов, который  обусловливает пристрастность восприятия человека, является его самоотношение. «С одной стороны, отношение личности к себе возникает и формируется  в процессе самопознания на разных ее уровнях, с другой – самоотношение в той форме, в какой оно сложилось на данном этапе развития личности, существенно влияет на весь процесс самопознания, определяя его специфику, направленность и индивидуальный, личностный оттенок» [36, с. 117]. Включаясь в самопознание на более или менее зрелом уровне своего развития самоотношение делает его как по способу осуществления, так и по своему результату более тонким и совершенным [36].

Влияние самоотношения  на процессы самопознания достаточно подробно описано И.Г.Чесновой. Она обращается к имеющимся в психологии данным, что развитие аффективной составляющей в онтогенезе предшествует познанию себя, о том, что знание человека никогда не бывает свободным от оценочных характеристик, которые играют чрезвычайно важную роль в механизмах восприятия. Воспринимая и описывая другого человека, люди в значительной степени фиксируются на его общей привлекательности, приписывая при этом многие положительные характеристики тем, кто им нравится, и отрицательные тем, кто не нравится. При этом люди часто не осознают, что их оценка детерминирована эмоциональным фактором. В механизмах межличностного восприятия, самовосприятия процессы когнитивного анализа находятся под сильным и непрерывным влиянием эмоциональных факторов, вносящих свой вклад в их ход и результат. Эмоциональные оценки черт личности (будучи во многом независимыми от наблюдения за реальным поведением) как бы накладываются на структуру этих наблюдений, придавая образам социальной перцепции необходимую константность, целостность и обобщенность. Отсюда общее эмоциональное отношение к самому себе играет роль «цемента», скрепляющего всегда разрозненные, часто противоречивые фрагменты процесса познания и самопознания [15].

Проблемой формирования и развития человека в культуре занимается  А.С. Шаров. Его подход наиболее полно отражает проблему стремления к значимости. В обозначенном подходе акцент сделан на "механизмах культуры", и задача психологии культуры - раскрыть эти механизмы. В этимологии слова "культура" выделяются два аспекта, которые присутствуют в современном языке: когда говорят о культурном человеке, лидере, авторитете, боге, творческой личности, престиже, культурном достоянии, шедеврах искусства и литературы; и когда говорят о культурной деятельности, т.е. о театре, литературе, обрядах и праздниках, играх и карнавалах. При анализе аспектов слова "культура" и ее феноменов автор теории приходит к выводу, что ключевым "понятием, которое раскрывает и характеризует содержание культуры, выступает значимость, т.е. важность, ценность чего-либо или кого-либо и её раскрытие в деятельности. [36] Действительно находясь в социуме, человек постоянно стремится к значимым сторонам его жизнедеятельности, т.е. к значимости. Значимость выражает взаимозависимость сущности и жизнедеятельности человека, мира и культуры, а следовательно, требует постоянного подкрепления в динамично развивающейся среде себе подобных – стремления к значимости. Различая человека и мир, в котором он существует, нельзя их разрывать, человек находится в определенном отношении к миру, зависим от мира, пристрастен к нему. Находясь в зависимости от мира, человек ощущает значимость самого окружающего мира. Через значимость человек вплетен в контекст действительности, и она же в лице наличной культуры, осуществляет отбор и иерархию значимого для человека.[37] Каждая сфера деятельности несет в себе соответствующую ей систему меры значимости.

На основе исследований А.С. Шарова констатируется, что значимость, имеет в своей основе энергетическую составляющую, которая выступает как система напряжения или напряженная направленность.

Значимость мира для человека возникает из его  зависимости от внешнего окружения. Зависимость человека от мира подчеркивает неразрывность их взаимосвязи, то, что человек вплетен в мир и является одним из моментов его превращений. Значимость же - это пристрастное отношение человека к миру, пристрастное взаимодействие с миром, которое предполагает, в зависимости от степени важности чего-то для жизнедеятельности человека сейчас или в будущем, дифференцирование и интегрирование отношений, их различение и иерархизацию. Дифференциация и интеграция значимости - естественно эволюционный процесс с целью более эффективной регуляции взаимодействия человека с миром, адаптации к нему, что становится возможным, с одной стороны, через универсализацию регуляторов (критериев, границ), а с другой - через расширение пространственно-временных границ отражения реального мира. [7] А это как раз возможно по средствам чувства собственной значимости.

Изучением эмоциональной сферы в отношении личности к себе занимались западные психологи в рамках гуманистической парадигмы.

Чувство собственной значимости – это когда человек сам  значим для себя (К. Роджерс) [24], т.е. в данном случае мы видим, что ЧСЗ  – это рефлексивный процесс, который проявляется на эмоциональном уровне. Но что обозначает, человек сам значим для себя? Здесь не только различение себя от себя, чаще всего во временном плане, но и ценностном. Он ещё много может сделать, дать другим, открыть и не только, есть реальная возможность многое увидеть, испытать и пережить. Другими словами, чувство собственной значимости – это возможность для человека, причем реальная, что-то дать или взять от мира. И эта возможность наполняет его чувствами, которые в своей совокупности называют чувством собственной значимости.

Чувство собственной значимости – это как бы ценностная планка или высота, на которую мы претендуем в данный момент, она базируется на многомерной рефлексии себя в культурном контексте, где один из горизонтов вы определили для себя как самый значимый и важный для жизни. Учитывая, что человек и мир неразрывно связаны друг с другом,             в ЧСЗ выделяются четыре основных фактора и семь парных противоположных признаков. Основными факторами являются уровень притязаний, определяющий личные устремления; общая самоценность и общая обыденность, характеризующие направленность эмоциональной оценки на себя или на сравнение с другими (самоценность - обыденность, вера в себя - неверие в себя, сила я - слабость я,  особый путь - случайность), и чувствительность, выражающая способность человека ощущать значимые характеристики (чувствительность к себе и к другим, чувствительность к похвале и к порицанию, чувствительность к успешности и неуспешности).

Вообще, понятие «значимость» - это акцент, выделяющий и обособляющий что-то в следствии взаимодействия с внешним миром. Полное определение значимости раскрыто в теории личности А.С. Шарова. Значимость - это "о-граниченная" энергия, сквозное понятие, которое пронизывает всю ценностно-смысловую сферу человека, является единицей анализа психологической организации человека и характеризует в своем диалектическом развитии динамику зависимости человека от внешних и внутренних условий существования [37].

Сопряженные понятия (ЧСЗ): сомоотношение, уверенность в себе, чувство собственного достоинства, самоценность, исключительность, уважение и самоуважение, самоидентичность, самопринятие, гордыня, самоуверенность, сверхчеловек, сверхценность, нестандартность, уникальность, амбиции, культивировать "Я", нужность, востребованность, незаменимость, потребность могущества и власти, уход в иные миры, избранность, божественность, высокомерие, величие, чувство мощи и силы, чувство превосходства, амбиции, гордость, собственная уникальность, креативность, полноценность, уверенность в себе, важность.

Механизмы повышения  чувства собственной значимости: отождествление с героями, превращения, уход в иную реальность, провоцирование других, потребность во власти, стремление к достижению успехов.

Стремление  к достижению успеха как устойчивая характеристика личности впервые была выделена Г. Мюрреем и понималась как устойчивое стремление сделать что-то быстро и хорошо, достичь определенного уровня в каком-либо деле. В процессе дальнейших исследований этого феномена такими учеными как Д. Мак-Клелланд и Х.Хекхаузен были выявлены две независимые мотивационные тенденции: стремление к успеху и стремление избежать неудачи. Мотив достижения успеха в данном случае показывает, насколько человек стремится к повышению уровня своих возможностей. В отечественной психологии стремлению к достижению успеха, а также тесно связанная с ней тема уровня притязаний исследовалась такими специалистами, как М. Ш. Магомед-Эминов, Т. В. Корнилова, И. М. Палей и многими другими.

Г. Мюррей предложил, наряду с перечнем органических потребностей, список вторичных (психогенных) потребностей, возникающих на базе инстинктоподобных влечений в результате воспитания и обучения. Это — потребности достижения успехов, аффилиация, агрессия, потребности независимости, противодействия, уважения, унижения, защиты, доминирования, привлечения внимания, избегания вредных воздействий, избегания неудач, покровительства, порядка, игры, неприятия, осмысления, сексуальных отношений, помощи, взаимопонимания [24]. Помимо этих потребностей Г. Мюррей приписал человеку и потребности приобретения, отклонения обвинений, познания, созидания, объяснения, признания и бережливости. О существовании потребности, согласно Г. Мюррею можно заключить на основе:

1) эффекта или результата поведения;

2) способа осуществления поведения;

3) избирательного внимания или реагирования на определенный вид стимульных объектов;

4) выражения конкретной эмоции или аффекта;

5) выражения удовлетворения при  достижении определенного эффекта  или неудовлетворения, если эффект не достигнут [28].

Данные  исследований, посвященных изучению стремления к достижению успеха в любом виде человеческой деятельности, а также данные исследований личности показывают, что успешность человеческой деятельности определяется тремя факторами: силой мотивации (стремлением к успеху), наличием в ценностной системе человека ценностей достижения, а также освоением необходимых навыков и умений. «Чем больший интерес Вы испытываете к какому-то делу, тем сильнее Ваше стремление сделать это дело хорошо» [10, с.142].

Н. И. Конюхов определяет  стремление к достижению успеха, как выработанный в психике механизм достижения, действующий по формуле: мотив «жажда успеха» — активность — цель — «достижение успеха». Стремление к достижению успеха отражает потребность личности всеми доступными средствами избежать неудачи и достичь желаемого результата.

Согласно Х. Хекхаузену, стремление к достижению успеха может быть определено как попытка увеличить или сохранить максимально высокими способности человека ко всем видам деятельности, к которым могут быть применены критерии успешности и где выполнение подобной деятельности может, следовательно, привести или к успеху, или к неудаче. Стремление к достижению успеха направлено на определенный конечный результат, получаемый благодаря собственным особенностям человека, а именно: на достижение успеха или избегание неудачи. Она подталкивает человека к «естественному» результату ряда связанных друг с другом действий. Предполагается четкая последовательность серии действий, производимых одно за другим. Для стремления к достижению успеха характерен постоянный пересмотр целей [27].

Х. Хекхаузен считал, что данная характеристика стремления к достижению успеха важна, так как цепь действий, направленных на достижение цели, может прерываться на какое-то время, иногда на месяцы или годы. Также важной характеристикой этой тенденции, по его мнению, является постоянное возвращение к прерванному занятию. Таким образом, «создаются сложные и долгое время существующие структуры из основной, побочной и входящей в их состав деятельности, которые ведут посредством достижения серии „субцелей“ к главной, пусть даже очень отдаленной. Планирование становится необходимым для достижения упорядоченной последовательности и функциональной организации цепи действий. Этот временной охват ряда действий… и отличает потребность стремления к достижению успеха от множества других потребностей.» [27, с.93].

Согласно Г. Мюррею, потребность в стремлении к достижению успеха характеризуется следующими понятиями: выполнять нечто трудное; управлять, манипулировать, организовывать — в отношении физических объектов, людей или идей; делать это по возможности быстро и самостоятельно; преодолевать препятствия и добиваться высоких показателей; совершенствоваться; соперничать и опережать других; реализовывать таланты и тем повышать самоуважение [28].

Одной из плодотворных концепций, с успехом применяемых для объяснения достижений в деятельности, является теория В. Вайнера. Согласно ей всевозможные причины успехов и неудач можно оценивать по двум параметрам: локализации и стабильности. Первый из названных параметров характеризует то, в чем человек усматривает причины своих успехов и неудач: в самом себе или в независимо от него сложившихся обстоятельствах. Стабильность рассматривается как постоянство или устойчивость действия соответствующей причины. Различные сочетания этих двух параметров определяют следующую классификацию возможных причин успехов и неудач:

1. Сложность выполняемого задания  (внешний, устойчивый фактор успеха).

2. Старание (внутренний, изменчивый фактор успеха).

3. Случайное стечение обстоятельств  (внешний, неустойчивый фактор успеха).

4. Способности (внутренний, устойчивый фактор успеха) [20].

М. Ш. Магомед-Эминов определяет стремление к достижению успеха как функциональную систему интегрированных воедино аффективных и когнитивных процессов, регулирующую процесс деятельности в ситуации достижения по всему ходу её осуществления. Можно выделить особые структурные компоненты, выполняющие специфические функции в процессе мотивационной регуляции деятельности: мотивация актуализации (побуждение и инициация деятельности), мотивация селекции (процессы выбора цели и соответствующего ей действия), мотивация реализации (регуляция выполнения действия и контроль реализации намерения), мотивация постреализации (процессы, направленные на прекращение действия или смену одного действия другим) [16].

Таким образом, такое понятие как «стремление к собственной значимости» неразрывно связано с понятием «потребность». Это подтверждают работы Л.Брентано, Г.Г.Дилигенского, В.К.Вилюнас, К.Левина. Значимость, также как и потребность, имеет в своей основе энергетическую составляющую, которая выступает как система напряжения или напряженная направленность. Стремление к собственной значимости в наибольшей мере определяет потребность в достижении успеха. Чувство собственной значимости – это эмоционально чувственное отношение к себе, как человеку, в социокультурном контексте.

 

 

1.2. Психология творчества: творческий потенциал

 

Термин «творчество» указывает и на деятельность личности и на созданные ею ценности, которые  из фактов ее персональной судьбы становятся фактами культуры. Одной из составляющих личностного потенциала является творческий потенциал.

Существует множество  различных определений понятия  творчества. Большой энциклопедический  словарь дает такое обобщающее определение: «Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т.к. всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности». По мнению американского ученого П. Хилла, «творчество – это успешный полет мысли за пределы неизвестного, оно дополняет знания, способствуя созданию вещей, которые не были известны ранее». Польский исследователь А. Матейко считает, что сущность творческого процесса заключается в реорганизации имеющегося опыта и формировании на его основе новых комбинаций.

Источники творчества скрыты в глубинах человека, биосоциального существа (3. Фрейд, Ж. Пиаже, А. Адле А. Маслоу). Однако работ, исследующих эти глубины, крайне мало. Так описывая потребность в творчестве, психологии (Т Амабайл, С. Голанн, Р. Крутфилд) подчеркивают связь это потребности с такими, как стремление к порядку (Ф. Варрон и потребность в достижении (Д. МакКлеланд, Д. Аткинсо Р. Кларк, Е. Ловель). Обобщая результаты собственных экспериментальных исследований В. Н. Дружинин, пришел к выводу, что творческая активность детерминируется творческой (внутренней) мотивацией и проявляется в особых условиях жизнедеятельности [5, с. 67]. В отечественной психологии творчества существуют подходы, где творчество (творческость) в целом понимается как стремление к реализации собственной индивидуальности [25], т. е. реализации основного базового напряжения. Подтверждает повышенное стремление к собственной значимости у творческих школьников исследование С. А. Изюмовой [7], где делается акцент на том, что более способные школьники имеют и более высоки уровень или потребность самореализации в личностном плане. Стремление к значимости характерно для школьников всех возрастов, но больше всего это наблюдается у ребят с ярко проявляющимися умственными способностями. Эта тенденция имеет свои возрастные особенности. Например, в старшем школьном возрасте наиболее заметно проявляется стремление к самосовершенствованию и установка на значительность своего будущего, на выдающихся людей (Н. С. Лейтес). К сожалению, эта область исследования творчества не отличается большим количеством теоретических и экспериментальных работ.

Для постижения источников творчества и его психологических  механизмов необходимо рассматривать творчество как некий целостный процесс, что невозможно сделать, не опираясь на понимание личности человека как единого и системного образования. Так как творчество - это феномен целостной личности. Проблема целостного и системного представления о личности человека традиционна для психологии 3. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, К. Левин, Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Б. П.Парыгин, К. К. Платонов и; др.). Каждое из направлений имеет свои достоинства, недостатки и различную степень разработанности. Для целей нашей работы теория личности человека должна удовлетворять следующим требованиям:

иметь системообразующее  отношение, начало;

четко определенную структуру;

между различными компонентами структуры, должна быть взаимосвязь и логика функционирования, иметь связь с саморегуляцией, так как личность человека - это саморегулируемая система.

Данным требованиям  в понимании личности человека удовлетворяет  подход, в котором человек трактуется как саморегулируемая и саморазвивающаяся система [30] . Базовым же напряжением человека, источником его жизни и развития, является стремление к собственной значимости, которое проявляется в особенностях регуляции человеком своей жизнедеятельности и конкретной творческой деятельности. Регуляция и ее особенности - это центральный компонент психологической структуры человека. Для осуществления саморегуляции необходимо иметь определенное ценностно - смысловое содержание (ценности, мотивы, знания и др.), которое проявляется во внешней и внутренней активности человека и лишь затем рефлексируется [21]. Каждый из выделенных компонентов психологической структуры личности творческого человека (регуляция, ценностно-смысловое со держание, активность, рефлексия) имеет свои особенности которые обеспечивают эффективность творческой деятельности и возможность получения новых и оригинальных результатов.

Данный подход к пониманию психологи творчества базируется на двух концептуальных принципа (К. К. Платонов). Во-первых, главной движущей силой поведения и жизнедеятельности человека является стремление значимости собственной личности, со всеми возможными нюансами (А. Адлер, А. Маслоу, А. И. Розов, Е. П. Никитин, Н. Е. Харламенкова). Во-вторых, человек - это целостная самоуправляемая, саморегулируемая и саморазвивающаяся динамическая система, которая может самосовершенствоваться в соответствии с поставленными целями и принятыми ценностями. Реализация и развертывание обозначенных принципов находит отражение в концепции творчества.

Стремление к собственной значимости - главный фактор, определяющий источник творческой активности человека, его силу и особенности. Не последнее место в культивировании этого источника имеют социокультурные условия (семья, ближайшее окружение, школа, конкретный социум, престиж профессии и др.). Влечение к значимости, имеет много проявлений, описание которых зависит от научной позиции автора и его взглядов на сущность человека. Это стремление отражено в таких понятиях как: "борьба за существование" (Ч. Дарвин), "воля к жизни" (А. Шопенгауэр), "воля к власти" (Ф. Ницше), "стремление к превосходству" (А. Адлер), "притязание" (К. Левин), "уверенность в себе" (Дж. Вольпе) "самоактуализация" (А. Маслоу), "самореализация" (К. Роджерс), "самоутверждение" (Е. П. Никитин, Н. Е. Харламенкова) и др. Мы в своей работе используем термины: "стремление к собственной значимости", "культивирование значимости собственной личности". Содержательное своеобразие нашего подхода к пониманию творчества заключается в понятии "значимость" [23]. По объему это понятие включает основное содержание понятий "стремление к превосходству", "самоутверждение", "притязание", "самореализация" "самоактуализация". Это, с одной стороны, а с другой, подчеркивает главную идею, а именно, стремление человека к самоценности (поиск смысла жизнедеятельности, славы и уважения, силы и слабости, богатства и нищеты). Однако стремление к значимости собственной личности может реализовать самым различным образом в зависимости от внешних и внутренних условий: социального уклада, жизненных обстоятельств, склонностей, способностей. Особенности механизма реализации обусловлены соотношением следующих структурных компонентов значимости:

Стремление к превосходству  и самовозвышение;

Желание быть, таким, как  все, слиться с другими;

Влечение к самоуничижению, к тому, чтобы быть в чем-то ниже других (проще, беднее, несчастнее).

Стремление к значимости имеет не только вертикальную шкалу, но и горизонтальную, которая включает в себя индивидуально-психологические  и социокультурные особенности  развития и формирования человека. Вплоть до патологий (мазохизм) и тяжких насильственных преступлений (Н. А. Барановский). Стремление к значимости может творить, создавать человека, вознося его чуть ли не до божественных высот, а может и разрушать его, полностью лишать человеческого облика, низвергать в бездны звериного.

В творчестве, человек предельно  интегрирован, собран и целостен, он полностью посвящает себя служению делу, вот поэтому саморегуляция  в творчестве, выступает как системное  свойство, как объединяющее - создающее гештальт - качество целостной личности. Творческая личность - это особая личность, даже особенная разновидность человека, который, стремясь к реализации собственной значимости, тем самым реализует себя [12, с. 85]. С. Л. Рубинштейн [11] прямо указывал на то, что "ядро способностей" - это психические процессы, посредством которых регулируются усвоенные операции, качество процессов регулирования. В ходе возрастного развития происходит знакономерное изменение уровней и способов саморегуляции. Значение саморегуляции для успешности учебных занятий и роста возможностей ребенка очевидно (Ж. Пиаже, Б. Инельдер). Саморегуляция и умственная активность в, их непрестанном взаимодействии выражают как бы разные стороны единой первоосновы способностей (Н. С. Лейтес).

Для творческого человека характерно более сильное стремление, чем  для большинства людей, к значимости собственной личности. Оно соответствующим  образом выражается в повышенной творческой, познавательской и интеллектуальной активности. На это обращает наше внимание Д. Б. Богоявленская [3], которая под интеллектуальной активностью понимает интеллектуальную инициативу [3]. Интеллектуальная активность - это интегральное свойство не г которой гипотетической системы, основными компонентами которой являются общие умственные способности и мотивационные факторы интеллектуальной деятельности. Творческая активность имеет разнообразные формы, виды и особенности проявления. Так оформленная и закрепленная структура интеллектуальной активности отражает когнитивный стиль человека. Когнитивные стили - это способности, но "другие о способности", которые имеют отношение к метакогнитивной регуляции интеллектуальной активности, деятельности (М. А. Холодная). Они свидетельствуют о сформированности механизмов интеллектуального контроля.

Творческий человек - это не только тот, который изобретает или делает что-то новое и оригинальное, а  более всего тот, кто стремиться овладеть собственным поведением и  собственной психической деятельностью. Другими словами, это к касается совершенствования механизмов саморегуляции и в самоконтроля, которое только и возможно посредством рефлексии по отношению к конкретной деятельности, к собственным действиям, связанным с этой деятельностью. Такой механизм саморегуляции нередко называют рефлексивным [10, с. 24]. Деятельность этого механизма направлена не только на достижение конкретного результата, но и на выработку различного рода внутренних регуляторных схем, позволяющих все более эффективно организовывать свои мыслительные процессы. Рефлексивность интеллектуальной деятельности находит свое отражение и в том, что человек в процессе , поиска активно строит те средства, с помощью которых возможна регуляция интеллектуальной деятельности, т. е. свои гипотезы, антиципирующие схемы, модели.

Можно сказать, что творчество – это решение творческих задач. При этом творческую задачу мы определяем так. Это ситуация, возникающая в любом виде деятельности или в повседневной жизни, которая осознается человеком как проблема, требующая для своего решения поиска новых методов и приемов, создания какого-то нового принципа действия, технологии.

Потенциал (от лат. – сила) – в широком словоупотреблении трактуется как средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии, а также средства, которые могут быть мобилизированы, приведены в действие, использованы для достижения определенной цели.

Творческий потенциал представляет собой сложное, интегральное понятие, которое включает в себя природно-генетический, социально-личностный и логический компоненты, в совокупности, представляющие собой знания, умения, способности и стремления личности преобразовать (улучшить) окружающий мир в различных сферах деятельности в рамках общечеловеческих норм морали и нравственности. Проявившийся в той или иной сфере деятельности «творческий потенциал» представляет собой «творческие способности» личности в конкретном виде деятельности, а также сложное личностно-деятельностное образование, включающее мотивационно–целевой, содержательный, операционно-деятельностный, рефлексивно–оценочный компоненты, отражающие совокупность личностных качеств и способностей, психологических состояний, знаний, умений и навыков, необходимых для достижения высокого уровня его развития. Сам термин часто может употребляться как синоним «творческая личность», «одаренная личность» [14,с.15]. Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества.

В основе современной психологической науки лежит понимание о человеке как о существе творческом. Именно в творчестве раскрывается его сущность как преобразователя мира, творца новых технологий и идей. В обществе все чаще и чаще, в связи с проблемой творчества, говорят о творческой личности, которую наделяют такими чертами, как направленность, самопознание, умение видеть проблему, анализировать ситуацию, мобилизовать знания, выдвигать гипотезы, оценивать результаты, критически мыслить и т.д.

Основным признаком творчества, как правило, считается доступный  наблюдению продукт деятельности, имеющий  характерные свойства: новизну, редкость, необычность, оригинальность, полезность и т.д. Сама же творческая деятельность, которой неизбежно касаются все исследователи проблемы творчества, определяется как процесс создания новой информации или продукции с высокими показателями их количества с наименьшей затратой времени и сил.

Процесс творчества есть выход за пределы стереотипов. Исследователи убеждены в том, что наличие всякой мотивации и личностной увлеченности является главным признаком творческой личности. К этому часто добавляют такие особенности, как независимость и убежденность.

Таким образом, у творческих людей  можно выделить следующие черты:

– независимость — личностные стандарты важнее стандартов группы;

– беспристрастность оценок и суждений;

– открытость ума — готовность поверить своим и чужим фантазиям;

– восприимчивость к новому и  необычному;

– высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям;

– конструктивная активность в этих ситуациях;

– развитое эстетическое чувство, стремление к красоте [8].

Творчество определяется в психологии как деятельность, порождающая новые материальные и духовные ценности. Отличительными чертами творческой деятельности являются неповторимость, оригинальность и общественно-историческая уникальность. В творчестве выражается глубокое личное начало, без которого немыслим предмет творчества. Творчество в широком смысле (как выполнение чего-либо общественно полезного) раскрывает потребность личности в самовыражении, самоактуализации и расширении своих созидательных возможностей. В творчестве человек ощущает себя поистине самим собой.

Считается, что творческая деятельность складывается из: 1) творческого  выражения, 2) творческой позиции, 3) творческой продукции. В творческом выражении  человек отвечает на вызовы окружения, стремясь при этом выразить свои взгляды, мотивы и чувства своей повседневной деятельности. Творческая позиция означает открытый, гибкий и самостоятельный способ реагирования на окружающую действительность. Творческая продукция – это то, что человек в течение творческого процесса создает, такое сочетание ранее известных вещей, которое для него является новым.

Особенности творческой личности: во-первых, чувство нового, она способна оценивать ситуации и видеть возможности для развития. Во-вторых, самобытность, склонность к риску. У такого человека есть уверенность для развития необычных идей, его мысль гибка и способна к трансформации. В-третьих, самостоятельность, терпимость к неустойчивым ситуациям и способность выдвигать альтернативные предложения и оценки независимо от авторитетов. В-четвертых, творческий человек обладает широким диапазоном мышления. Он способен быстро предложить множество идей, выдвигать комплексные решения. Он умеет отсеять существенное от несущественного, он реален. Творческий человек принимает и передает информацию. Он занимает прямую, непредвзятую позицию, обладает позитивным любопытством и умеет слушать. Очень важными качествами творческого человека являются воля, четкость собственных взглядов и мотивация целей.

Творческий потенциал  личности - это совокупность её свойств, состоянии и способностей, набор  средств и приемов, применяемых в решении творческих задач [2].

Базовой составляющей творческого  потенциала являются: 1) специальные  знания, 2)широта кругозора, 3) внутренняя и внешняя готовность к творчеству. Без начальных специальных знаний трудно рассчитывать на эффективный  творческий процесс. Иногда для решения какой-либо задачи необходимо просто «подтянуть» базовые знания. При этом задача из разряда творческих может перейти в разряд алгоритмических. Подлинное творчество связано с замыслом, и для его зарождения и раскрытия базовые знания тоже необходимы. Они служат основой для осознания меры противоречия между возможностью и задачей. Но творческий процесс значительно затрудняется без расширения кругозора и накопления информации в смежных областях, ибо часто творческие задачи решают на неосознанном уровне, пользуясь знаниями из других областей. При отсутствии знаний противоречие воспринимается как пропасть, возникает чувство страха, ощущение невозможности решения задачи. При этом творчество изначально блокируется. При наличии определенного объема знаний противоречие в творческой ситуации переживается как тревога, являющаяся «пусковым механизмом» творческого процесса.

Вдохновение — важнейшая сторона творческого потенциала личности, характеризующаяся подъемом, концентрацией творческих сил индивидуальности. Способность сконцентрировать творческие силы определяется как внутренняя готовность к творчеству. Механизм такой концентрации, по-видимому, состоит в смещении сознаваемого в подсознание и надсознание для создания базы творчества.

Большое значение для  творчества имеет также внешняя готовность к нему. Под внешней готовностью подразумевается такое состояние субъекта, которое обеспечивает наиболее благоприятную реализацию его личностных качеств, связанных с социальными отношениями [4]. Внешняя готовность к творчеству - важная часть творческого потенциала индивидуальности, включающего чувство долга, ответственность, совесть. 

Именно поэтому творческая ситуация переживается человеком с  богатым творческим потенциалом  как эмоциональная.

Другим важным компонентом  творческого потенциала является способность к импровизации.

Импровизация на фоне вдохновения рождается как бы из ничего, из смутной потребности  творческого самоосуществления. Вместе с тем, существует ряд приёмов  импровизирования, например: перебор  случайных возможностей (в математике, планировании и т.п.), поиск ассоциативной доминанты (в познании, понимании чего-либо), создание художественного образа (в поэзии) и т.п.

Немало исследователей изучали взаимосвязь между творческими  и интеллектуальными способностями. Исследования утвердили несколько фактов. Приведем из них главные.

1) Для всякого развития  творческих способностей необходим  такой уровень умственного развития, который был бы несколько выше  среднего. Иначе говоря (хотя это  и разные способности), тем не  менее, без какой-либо базы обучаемости, без хорошей интеллектуальной основы высокое развитие творческих способностей невозможно.

2) После достижения  этого достаточно хорошего уровня  интеллектуальности дальнейшее  ее увеличение никак не сказывается  на развитии творческих способностей. То есть, по достижении необходимого уровня оснащенности знаниями для творческой деятельности несущественно, каков уровень интеллектуальности. Человек с индексом интеллекта (IQ) в 150 единиц может быть менее творческим, чем человек с коэффициентом интеллекта в 125 единиц.

3) Но это отсутствие  связи обнаружено лишь до определенного  уровня. Когда интеллект очень  высок (170-180 единиц), то иногда, как  и в случае недостаточного  развития, создается препятствие  для нормального развития творческих способностей. И связь снова становится отрицательной. «Высоколобые» интеллектуалы, энциклопедисты сравнительно редко бывают очень творческими людьми. И это понятно: такой уровень интеллекта, как правило, возникает при ярко выраженной направленности на обучение, усвоение.


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.