Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Использование развлечений с занимательным математическим материалом в познавательном развитии старших дошкольников

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.05.13. Год: 2012. Страниц: 43. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ  3

Глава 1.     ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ      ОСНОВЫ  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

РАЗВЛЕЧЕНИЙ   С    ЗАНИМАТЕЛЬНЫМ  МАТЕМАТИЧЕСКИМ

МАТЕРИАЛОМ   В   ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1.  Значение развлечений с занимательным математическим

материалом для познавательного  развития

                 детей……………………………………………………………………6

    1.2.      Психологические основы развития познавательных процессов   

                 в старшем дошкольном возрасте……………………………….10

    1.3.  Сюжетные и бессюжетные развлечения с применением

различных видов занимательного материала……………….17

1.4.       Занимательный математический материал для работы с  

                 детьми при организации развлечений…………………………22

Глава 2. ИЗУЧЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО  РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВЛЕЧЕНИЙ  С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗАНИМАТЕЛЬНОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО  МАТЕРИАЛА 

2.1.  Изучение уровня познавательного развития детей при

организации развлечений  с использованием занимательного

                  математического материала………………………………………...26

    2.2  Методические рекомендации по использованию 

                 занимательного материала в развлечениях с детьми старшей     

                 группы……………………………………………………………...31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  35

ЛИТЕРАТУРА  38

ПРИЛОЖЕНИЕ 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Математика - один из наиболее сложных  предметов в школьном цикле.

Поэтому в детском саду на сегодняшний  день ребёнок должен усваивать элементарные математические знания. Однако проблема формирования и развития математических способностей детей одна из наименее разработанных на сегодня методических проблем дошкольной педагогики.

Обучению дошкольников основам  математики отводиться важное место.

Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с  шести лет, обилием информации, получаемой ребёнком, повышенное внимание к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным.

Традиционно проблему усвоения и накопления запаса знаний математического характера  в дошкольной педагогике связывают  в основном с формированием представлений  о натуральном числе и действиях с ним (счёт, присчитывание, арифметические действия и сравнение чисел, измерение скалярных величин и др.). Формирование элементарных математических представлений является средством умственного развития ребенка, его познавательных способностей.

Для ребёнка-дошкольника основной путь развития - эмпирическое обобщение, т.е. обобщение своего собственного чувственного опыта. Накопление этого  чувственного опыта связано с  активностью сенсорных способностей ребёнка, "переработку" его обеспечивают интеллектуальные способности. Для  дошкольника содержание должно быть чувственно воспринимаемо, поэтому  в работе с дошкольниками так  важно применение занимательного материала. Занимательность маскирует ту математику, которую многие считают сухой, неинтересной и далёкой от жизни детей.

Ребёнку на занятиях нужна активная деятельность, способствующая повышению  его жизненного тонуса, удовлетворяющая  его интересы, социальные потребности. Занимательный материал влияет на формирование

произвольности психических процессов, на развитие произвольности внимания, на произвольную память. Потребность в общении, в элементарном поощрении вынуждает ребёнка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию.

На занятиях по математике занимательный  материал (или игра, или загадка, или персонажи сказок, или другой материал) оказывает влияние на развитие речи, требует от ребёнка определённого  уровня речевого развития. Если ребёнок  не может высказывать свои пожелания, не может понять словесную инструкцию, он не может выполнить задание.

Через занимательный материал идёт развитие личностных качеств ребёнка: он учится правильно вести себя в  различных бытовых ситуациях, узнает нормы поведения в них. В процессе использования разного вида занимательного материала возникает и воспитывается  интерес и уважение к труду, активное участие во взрослой жизни, расширяется  кругозор. Такой материал доставляет детям удовольствие, радость.

Именно через него отражаются и  развиваются знания и умения, полученные на занятиях, воспитывается интерес  к предмету. Выше сказанное обусловило выбор нами темы курсового исследования " развлечения с использованием занимательного математического материала  как средство развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного  возраста.

Цель исследования - изучить теоретические  основы использования развлечений  с занимательным математическим материалом в познавательном развитии старших дошкольников.

Объект исследования: развитие познавательной деятельности детей старшего дошкольного  возраста.

Предмет исследования: развлечения  с использованием занимательного математического  материала.

Задачи:

1. Раскрыть значение развлечений  с занимательным математическим  материалом для познавательного  развития детей. 

 

2. Описать психологические основы  развития познавательных процессов  в старшем дошкольном возрасте.

3. Рассмотреть значение занимательного  математического материала для  работы с детьми при организации  сюжетных и бессюжетных развлечений. 

4. Выявить уровень познавательного  развития детей при организации  развлечений с использованием  занимательного математического  материала. 

5. Разработать и апробировать  сценарии с использованием занимательного  математического материала для  детей старшего дошкольного возраста.

Для осуществления исследовательской  работы нами были. определены следующие  методы:

- теоретический анализ психолого-педагогической  и методической 

литературы,

- педагогическое наблюдение за  деятельностью дошкольников,

- изучение продуктов деятельности  дошкольников,

- проведение констатирующего эксперимента.

Структура работы включает в себя введение, две главы теоретического и практического характера, заключение, список литературы, приложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава     1.      ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ          ОСНОВЫ  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

РАЗВЛЕЧЕНИЙ      С         ЗАНИМАТЕЛЬНЫМ  МАТЕМАТИЧЕСКИМ

МАТЕРИАЛОМ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

  1.1    Значение  развлечений с занимательным  математическим 

           материалом для познавательного развития детей

 

В истории развития дошкольной дидактики  и методики формирования математических представлений место и роль занимательного материала рассматривались с разных позиций. В начале нашего столетия, когда не было специальных работ, направленных на раскрытие вопросов методики обучения дошкольников математике, простейший занимательный материал включался общие сборники по занимательной математике. Указывалось на возможность использования его с целью подготовки детей к обучению в школе, развития смекалки. В задачах разной степени сложности занимательность привлекает внимание детей, активизирует мысль, вызывает устойчивый интерес к предстоящему поиску решения. Характером материала определяется его назначение: развивать у детей общие умственные и математические способности, заинтересовывать их предметом математики, развлекать, что не является, безусловно, основным[2,С.4].

Решение задач познавательного  развития осуществляется через освоение детьми знаний о количественных, пространственных, временных отношениях, способов действий.   Для   этого используются   разнообразные  приёмы, в том числе и игровые.

Занимательный математический материал является одним из дидактических  средств, способствующих формированию математических представлений детей. Он включает в себя занимательные  вопросы, задачи шутки, игры, головоломки, логические задачи, развлечения. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется на основе учета возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке[15,С.43].

Используется занимательный материал (дидактические игры) и с целью  формирования представлений, ознакомления с новыми сведениями. При этом непременным  условием является применение системы  игр и упражнений.

Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход  решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная  задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение  к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, которая увлекает его.

Занимательные задачи, головоломки  составлены на основе знания законов  мышления. Догадке как способу  решения головоломки предшествует тщательный анализ, выделение в задаче существенных признаков. Выполняющий  задачу-головоломку приходит к решению  в результате тщательного ознакомления с задачей, подробного анализа её условий.   

Советские психологи и педагоги Я. А. Пономарёв, В. А. Крутецкий, Б. А.

Кордемский, А. Насыров определили влияние задач-смекалок на познавательное развитие детей[15,С.46].

Так, Б. А. Кордемский подчёркивал особое значение задач-смекалок в развитии у обучающихся существенных элементов  математического мышления: математической инициативы, сообразительности, логичности, гибкости и критичности ума. Задачи-смекалки интересны своей занимательностью, вызывают желание, во что бы то ни стало  решить их самостоятельно.

 

К решению занимательных задач  дети приходят в процессе поисковых  проб. Причём действия детей имеют  разный характер: это практические пробы, предназначенные для угадывания решения в результате постоянных действий.

Большинство детей в зависимости  от возраста и уровня развития мышления решают задачи в уме, этому сопутствует  разносторонний анализ. Под влиянием обучения характер поисковых действий претерпевает существенные изменения: дети переходят от практических к  мысленным пробам, уменьшается их количество, так как вырабатываются умения[З,С.27].

Результатом поиска решения, как правило, является догадка, которая представляет собой нахождение пути решения.

Появление догадки свидетельствует  о развитии у детей таких качеств  умственной деятельности, как смекалка и сообразительность.

Смекалка - это особый вид появления  творчества, нахождение способа решения. Она выражается в результате анализа, сравнений, обобщений, установления связей, аналогий, выводов, умозаключений.

О проявлениях сообразительности  свидетельствует умение обдумывать конкретную ситуацию, устанавливать  взаимосвязи, на основе которых решающий задачу приходит к выводам, обобщениям. Сообразительность является показателем  умения оперировать знаниями[15,С.З6].

Проявление детьми смекалки и сообразительности  при решении задач возрастает по мере овладения детьми определёнными  схемами анализа, переноса усвоенных  общих принципов, способов решения  простых задач на более сложные.

Обучение решению занимательных  задач способствует развитию самостоятельности  детей. Ребёнок, решающий задачу, на основе имеющихся у него знаний, умений, усвоенных принципов решения, логики проявляет смекалку, сообразительность, самостоятельность, что помогает ему  найти правильный ответ. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста    она   ни   предназначалась, несет в себе определенную умственную

 

нагpузку, которая чаще всего замаскирована  занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т. д.

Умственная задача: составить фигуру, видоизменить, найти путь решения, отгадать число - реализуется средствами игpы, в игровых действиях. Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе[6,С.14].

Итак,  значение  элементарных  математических  занимательных

развлечений, задач состоит в  формировании у детей интереса к  изучению математики в дальнейшем, развитии познавательного интереса и умственных способностей, смекалки, сообразительности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 1.2 Психологические основы развития познавательных процессов в     

       старшем дошкольном возрасте

 

Дошкольный возраст наиболее благоприятный  для познавательного развития детей. Вместе с тем, если не созданы соответствующие  условии для реализации познавательного  направления, природные возможности, как утверждает ряд учёных, нейтрализуются: ребёнок становится пассивным в  восприятии окружающего мира, теряет интерес к самому процессу познания[1,С.64].

В  старшем  дошкольном  возрасте  ребёнок резко меняется: совершенствуются психофизические функции, возникают сложные личностные новообразования, наблюдается интенсивное развитие познавательных мотивов, связанных непосредственно с учебной деятельностью, возникает потребность в интеллектуальной активности и овладении умениями, навыками и знаниями. Основой для формирования мотивов учебной деятельности является любознательность и познавательный интерес, которые теснейшим образом связаны со стремлением к узнаванию нового. Это качество - при умелом руководстве может перерасти в жажду знаний, потребность к познанию. Мастерство воспитательного влияния, подчёркивал Г. Костюк, лежит в пробуждении и направлении самодвижения, саморазвития, самостоятельной деятельности ребёнка, его познавательной активности, творческой инициативы в решении как жизненных, так и специально созданных взрослым ситуаций. В дошкольном детстве познавательный интерес возникает и развивается не сам собой, а лишь при условии общения с близкими взрослыми, которые являются примером к подражанию[1,С.lО5].

«Любознательность и познавательный интерес взаимосвязаны: на основе любознательности у детей развивается избирательный интерес, а иногда интерес к чему-либо частному может возбудить общий интерес - любовь к знаниям».

 

Основа познавательного интереса - активная мыслительная деятельность.

Под её влиянием ребёнок оказывается  способен к длительной и устойчивой сосредоточенности внимания, проявляет  самостоятельность при решении  умственной или практической задачи. Переживаемые при этом положительные  эмоции - удивление, радость успеха, в случае, если проявил догадку, получил  одобрение взрослых - создают у  ребёнка уверенность в своих  силах[9,С.62].

Между развитием интереса ребёнка  и его знаниями об окружающем мире существует взаимная связь. С одной  стороны, интерес побуждает ребёнка  к приобретению знаний. С другой стороны, знания побуждают ребёнка  к размышлению. Прочные знания основа активности ребенка. Они способствуют проявлению живого интереса к действительности. Недаром народная мудрость гласит: «Любить - значить знать». Как показывают исследования (Г.И. Щукина, Н.Г. Морозова, Г.О. Люблинской, Р. Керта), возникновение у детей интереса к предметам и явлениям окружающего мира непосредственно зависит от тех знаний, которые имеет ребёнок в той или иной отрасли, а так же от тех способов, которыми воспитатель открывает для него «меру его незнания», т.е. то новое, что дополняет его знание о предмете. Ведь именно взрослый человек является для ребёнка основным источником знаний и об окружающей действительности, и о способах её познания.

Выполняя требования программы  по умственному воспитанию детей, по развитию познавательной активности детей  воспитатель должен не только обеспечить усвоение ребятами определённой для  них системы знаний об окружающей действительности. Предметом его  специальной заботы должны быть приёмы и способы при помощи, которых дети усваивают знания, ищут ответы на вопросы, выполняют указания, решают разнообразные задачи, и то отношение, которое у них складывается к выполнению заданий воспитателя, те склонности и интересы, которые в процессе воспитательной работы из года в год воспитываются и укрепляются[7,С.55].

 

 

Специальные исследования показывают, что важнейшим психологопедагогическим моментом, определяющим познавательную активность детей и отношение их к заданиям и занятиям, является та атмосфера, которая сопровождает весь ход занятия, от его начала и до конца. Дружное сотрудничество снимает напряжение у детей, помогает установить с ними тесный контакт, предвидит совместный поиск неизвестного. Используя вопросы, разнообразные ситуации, взрослый направляет поисковую деятельность ребёнка, корректирует её. Тут играет роль всё - мимика, жесты, эмоции. Педагог ведёт детей, но они не должны замечать этого, иначе авторитарное общение возьмёт верх и активность, будет проявляться только на репродуктивном уровне (ребёнок будет иметь нестойкий интерес к познанию, легко отвлекаться, повторять всё за образцом, а от самостоятельного поиска отказываться). Воспитатель, как бы удивляясь по поводу чего-то, или размышляя сам с собой, ставит вопросы, а отвечают дети. Зато как радуются они, когда сами находят правильный ответ на то, на что взрослый «не смог» ответить. Но воспитатель должен помнить, что сотрудничество - это не только помощь, но и создание условий для проявления ребёнком самостоятельности, независимости, активности [7,С.86].

И ещё, необходимо знать, что нельзя отрицательно оценивать дошкольника, результаты его деятельности. Ребёнок  имеет право на ошибку, т.к. он только учится, и учится на своих ошибках, а не на чужих. Наше задание - выяснить. Установить причины ошибок, чтобы находить возможности их исправления.

Пытливость мысли и интересы ребёнка проявляются в его  вопросах, Они порождаются новым  и неизвестным, всем тем, что вызывает у ребёнка сомнение, удивление, недоумение. К ним необходимо относиться внимательно  и бережно. Отвечать на них таким  образом, чтобы поддержать и углубить любознательность и познавательные интересы ребёнка. При этом следует  помнить мудрый совет В.А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком

 

в окружающем мире что-то одно, но открыть  так, чтобы кусочек жизни заиграл  перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё  и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал». Встречный вопрос взрослого: «А как ты думаешь?» - побуждает  ребёнка к самостоятельным размышлениям, укрепляет веру в свои силы. Проведённые  исследования показали, что, задавая  вопросы и получая на них ответы, ребёнок анализирует те сложные  факты жизни, с какими он встречается. Познавательная активность ребёнка  побуждает взрослого разъяснить ему, показывать имеющиеся в жизни  зависимости между явлениями.

Развитие памяти в дошкольном возрасте также характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредствованному запоминанию и припоминанию. Первые специальные перцептивные действия, направленные на то, чтобы что-то сознательно запомнить или припомнить, отчетливо выделяются в деятельности ребенка 5-6 лет, причем чаще всего ими для запоминания используется простое повторение. К концу дошкольного возраста, т. е. к 6-7 годам, процесс произвольного запоминания можно считать сформированным. Его внутренним, психологическим признаком является стремление ребенка обнаружить и использовать для запоминания логические связи в материале. Различные процессы памяти развиваются с возрастом у детей неодинаково, причем одни из них могут опережать другие. Например, произвольное воспроизведение возникает раньше, чем произвольное запоминание, и в своем развитии как бы обгоняет его. От интереса ребенка к выполняемой им деятельности и мотивации этой деятельности зависит развитие у него процессов памяти[8,С.

l08].

Сюжетно-ролевые игры, особенно игры с правилами, стимулируют также  развитие мышления, в первую очередь  наглядно-образного. Его становление  и совершенствование зависят  от развитости у ребенка воображения. Сначала ребенок приобретает  способность просто механически  замещать в игре одни

 

предметы другими, придавая предметам-заместителям не свойственные им по природе, но определяемые правилами игры новые функции. На втором этапе предметы непосредственно  замещаются их образами и отпадает необходимость практического действования с ними. Главные линии развития мышления в дошкольном детстве можно  наметить следующим образом: дальнейшее совершенствование наглядно-действенного мышления на базе развивающегося воображения; улучшение наглядно-образного мышления на основе произвольной и опосредствованной  памяти; начало активного формирования словесно-логического мышления путем  использования речи как средства постановки и решения интеллектуальных задач[7,С.86].

Для оптимизации познавательной активности необходимо в работе с детьми использовать конструктивные, дидактические игры. Они помогают наглядно ощутить динамику решения практической задачи, апробировать разные способы, варьировать замысел, соотносить его с практическим результатом.

Как справедливо подчёркивала Г .П. у сова, обучение - индивидуальная деятельность детей. Каждый ребёнок исполняет  определённую работу умственную или  физическую индивидуально, тратит индивидуальные усилия. Вот почему обеспечить развитие каждого ребёнка можно лишь путём  индивидуального подхода к каждому  воспитаннику. Так, в познавательной деятельности действенной формой активизации  детей может быть самостоятельная  работа, когда каждый приобретает  конкретное задание. Самостоятельная  работа стимулирует познавательную активность ребёнка тем, что он должен действовать сам, ориентация на товарища отсутствует. Не менее значимой для  развития познавательной активности является групповая работа (маленькие группы по 3-5 человек). Она при такой организации  даёт воспитателю широкие возможности  для реализации личностно-развивающего подхода. Такая форма является прекрасным методом изучения ребёнка. Осмысление результатов целевых наблюдений за поведением ребёнка в разных

 

ситуациях,    специфически    детских   видах деятельности  даёт возможность

педагогу подобрать к каждому        воспитанник «психологический ключик» 

[8,С.I09].

Учитывая всё выше сказанное, можно  ещё раз убедиться в том, что  эффективным средством повышения  познавательной активности у детей  старшего дошкольного возраста является использование ситуативного познавательного  интереса, т.е. интереса к конкретной деятельности, к определённому познавательному  материалу, учитывая психологическую  закономерность: ребёнок не хочет  проявлять активность в неинтересной деятельности, действовать по принуждению, что вызывает у нeгo только негативное переживание, но в то же время, мы знаем, что ребёнок может длительно проявлять активность, если ему интересно, он удивлён. К ситуативной мотивации относятся взаимодействие с самим педагогом. Если ребёнку нравится педагог, на его занятиях всегда интересно - это тоже повышает познавательную активность дошкольника.

Внутренняя мотивация - это возможность  в процессе пребывания ребёнка в  дошкольном учреждении развивать его  индивидуальные склонности и способности. Реализуя данный аспект, необходимо опираться  на конкретные познавательные способности  каждого ребёнка и создать  для него индивидуальную траекторию развития, которое создаётся всех специалистов дошкольного учреждения[8,С.111].

Таким образом, в организации познавательной деятельности появляется возможность  учесть интересы и запросы каждого  ребёнка.

Для детей с высокими познавательными  способностями (ребёнок работает с  желанием, и долгое время развязывает  познавательные задания, ищет свои способы  действий) необходимо создавать условия  для развития и углубления знаний.

Для детей со средней и низкой познавательной активностью (дети имеют  менее    стойкий    интерес   к    познанию,     у     них     есть     определённая

 

самостоятельность, которую поддерживает педагог с помощью вопросов; дети имеют нестойкий интерес, легко  отвлекаются, от самостоятельного поиска отказываются) использовать индивидуальную и дополнительную работу. При таком  подходе у педагогов дошкольных учреждений появляется возможность  для более дифференцированной работы с каждой категорией детей.

Кроме того, подобный подход способствует снижению учебной нагрузки, т.к. устраняется  усреднённый подход ко всем детям, а  также самое главное повышается активность ребёнка во время познавательной деятельности(9,С.45

].

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: "Не каждый будет математиком", безнадежно устарела.

Таким образом, сегодня, а тем более  завтра математика будет необходима огромному числу людей различных  профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста. Работая в детском саду, необходимо всегда ставить перед собой такие педагогические задачи: развивать у детей память, внимание, мышление, воображение, так как без этих качеств немыслимо развитие ребенка в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3    Сюжетные и бессюжетные развлечения с применением различных

          видов занимательного материала

 

 

Педагоги дошкольных образовательных  учреждений широко используют занимательность  в педагогическом процессе. На их взгляд, наиболее эффективные результаты может  дать использование занимательности  при обучении дошкольников математике. Занимательный математический материал способствует решению задач всестороннего  развития и воспитания дошкольников: активизировать умственную деятельность, заинтересовать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять.

Дошкольники с большим интересом  воспринимают задачи-шутки, головоломки, загадки, ребусы, математические фокусы; настойчиво ищут пути решения, ведущие  к результатам. Увлекаясь решением занимательной задачи, ребенок испытывает эмоциональный подъем, что, в свою очередь, стимулирует его мыслительную активность [4,С.12].

З. А. Михайлова отмечает, что при  решении занимательных задач  дети пользуются двумя видами поисковых  проб: практическими (действия в перекладывании, подборе) и мыслительными (обдумывание  хода, предугадывание результата, предложение  решения). В ходе поиска, выдвижения гипотез, решения дети проявляют и догадку, то есть, как бы внезапно приходят к правильному решению.

Каждая занимательная задача включает в себя определенную познавательную нагрузку, которая, как правило, скрыта игровой мотивацией. Умственная задача реализуется средствами игры в игровых  действиях. Смекалка, находчивость, инициатива проявляются в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.

 

Занимательность математическому  материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении. Многообразие занимательного материала дает основание  для его систематизации. На наш  взгляд, наиболее подробную классификацию  занимательного математического материала  предложила З. А. Михайлова, которая  выделяет три основные группы:

- развлечения; 

- математические игры и задачи;

- развивающие (дидактические) игры  и упражнения.

Математические развлечения - головоломки, ребусы, лабиринты интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата[12,С.32 ].

Развлечения нужны для того чтобы  создавать условия для проявления культурно-познавательных потребностей, интересов, запросов и предпочтений, а также использования полученных знаний и умений для проведения досуга.

Развлечения делятся на сюжетные и  бессюжетные.

Сюжетные развлечения или игры строятся на основе опыта детей, имеющихся  у них представлений и знаний об окружающей жизни, явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц.

Некоторые особенности поведения  животных (хитрость лисы, повадки хищников волка, щуки, быстрота движений зайцев, птиц, заботливость наседки и т. п.), служат основой для развертывания  сюжета и установления правил развлечения.

Сюжет игры и правила обусловливают  характер движений играющих. В одном  случае малыши, подражая лошадкам, бегают, высоко поднимая колени, в другом - прыгают, как зайчики, и т. д. В сюжетных играх, таким образом, выполняемые  движения носят в основном имитационный характер[13,С.5 ].

Дети начинают, прекращают или изменяют движения в соответствии с правилами    игры,    которые    обычно  тесно связаны с сюжетом и  определяют

 

поведение и взаимоотношения играющих. В некоторых сюжетных играх действия играющих определяются текстом.

Успешное  овладение многими  видами деятельности тесно связано  с формированием у детей пространственных представлении, с умением определять положение предметов по отношению  к себе и свое положение по отношению  к различным объектам. Этой цели служат игры «Построим гараж», «Фигуры  высшего пилотажа», «Найди игрушку», «Магазин ковров», где дети на наглядной  основе знакомятся с понятиями «слева», «справа», «между», «вверх», «вниз» и  т.д.

В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Они отличаются необычностью постановки задачи (найти, догадаться) [5,С.31].

Назначение их - упражнять детей  с целью выработки умений, навыков.

Со старшими дошкольниками с  целью упражнения детей в группировке  геометрических фигур про водится  упражнение «Помоги Чебурашке найти  и исправить ошибку».

           Сюжетные развлечения преимущественно коллективные, количество играющих может быть различным (от 5 до 25), и это позволяет широко использовать игры в разных условиях и с разными целями.

Поскольку в играх этой группы действует, подчиняясь правилам, коллектив детей, это во многом определяет их поведение  и взаимоотношения. Малыши приучаются к согласованным коллективным действиям  в определенных условиях, учатся изменять способ и характер движений по сигналам и в соответствии с правилами[18,С.27].

Сюжетные игры имеют широкое  применение во всех возрастных группах  детского сада.

Игры проводятся под непосредственным руководством взрослого, что создает  благоприятные условия для педагогического  воздействия на детей.

 

Бессюжетные развлечения такие  как, задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры, вызывают у ребят  большой интерес, в них лишь нет  образов, которым дети подражают, все  остальные компоненты те же: наличие  правил, ответственных ролей, взаимосвязанные  игровые действия всех участников. В этих играх дети учатся планировать  свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом творчество. Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребёнка, развивает у него качества, необходимые для профессионального  мастерства, в какой бы сфере потом  бы он не трудился.

Дети очень активны в восприятии задач-шуток, - головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В этом случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, - которая увлекает его[10,С.83].

Исследования показали, что детей  дошкольного возраста, испытывающих трудности в обучении математике, в дидактической игре больше всего  увлекает игровое действие. Они с  удовольствием производят действия с игрушками или дидактическим  материалом, который привлекает их своей яркостью, разнообразием, двигаются, играют с мячом и т.д. Им нравятся такие игры, как «Расставь матрешек по росту», «Разложи кольца» (пирамида), «Угадай, что спрятано в мешочке?».

С помощью игр решают различные  образовательные задачи. Например, при изучении раздела «Сравнение предметов по различным признакам» в играх «Составим узор», «Построим  домик и посадим рядом деревья» дети учатся различать понятия «большой - маленький», «высокий - низкий», «широкий узкий» и т.д.

С детьми старшей группы можно провести развлечения, в которых есть более сложные задания на внимание, на   ориентировку в пространстве. Так,

например, дети должны двигаться туда, где расположен флажок, соответствующий  цвету флажка в руках у ребенка, или туда, где звенят колокольчик («Найди свой цвет», «Где звенит колокольчик?»). Такие игры требуют от детей знания основных цветов, определения па слух места, откуда раздается звук, и в соответствии с этим умения регулировать свои действия. В таких играх, как «Береги предмет», «Не опоздай», к детям предъявляются требования: выполнить действия как можно быстрее, найти свое место, сохранить свой предмет (кубик, колечко, погремушку). В этих простейших играх уже имеет место задание, заставляющее ребенка проявлять быстроту и ловкость[16,С.23].

В бессюжетных играх (кегли, кольцеброс, городки) дети выполняют более сложные  движения: метание, прокатывание в цель, бросание и ловля.

Так же бессюжетные игрушки- шары, кольца, разного размера и цветов, цилиндры, конусы (башенки, пирамидки) - педагог использует для закрепления  знаний о свойствах предметов: величине, количестве, цвете, форме. Шарик можно  катать, прятать в ладони, в карман, башенку можно собрать по образцу, на стержень нанизывать кольца определённого  цвета и т. д.

Несмотря на то, что бессюжетные  игры используются в работе с малышами не так широко, как сюжетные, дети участвуют в них с большим  удовольствием. Это объясняется  тем, что в таких играх воспитатель  является активным участником. Он показывает детям, как надо выполнить те или  иные задания, сам выполняет ответственную  роль, направляет весь ход игры, эмоционально настраивает детей, помогая им в  выполнении разных движений.

Таким образом, сюжетные и бессюжетные  развлечения учат ребёнка мыслить, воспитывает целеустремлённость, настойчивость, организованность. И если в процессе обучения систематически используются разнообразные игры, то дети, особенно в старшем дошкольном возрасте, начинают самостоятельно организовывать эти  виды игр: выбирают игру, контролируют выполнение правил и действий, оценивают  поведение играющих.

  1.4.   Занимательный   математический    материал    для   работы  с     

           детьми при организации развлечений

 

 

Обучение математике детей дошкольного  возраста немыслимо без использования  занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учётом возрастных возможностей детей  и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическими  материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять  математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.

Используется занимательный материал и с целью формирования представлений, ознакомления с новыми сведениями. При этом непременным условием является применение системы игр и упражнений.

Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход  решения, который ведёт к результату. В том случае, когда занимательная  задача доступна ребёнку, у него складывается положительное эмоциональное отношение  к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребёнку интересна конечная цель - сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, - которая увлекает его [11;14].

Эффективность реализации математических задач во многом зависит от содержания предметно-игровой среды:

- настольно- печатные игры;

          - игры   для   развития   логического    мышления,    подводящие    детей к освоению шашек и шахмат (игры шашечного хода);

          - головоломки;

         - логические задачи;

          - кубики, лабиринты;

- игры на составление целого  из частей;

- игры на передвижение [19;21].

Предметно- игровая среда призвана содействовать решению как специфических  задач целенаправленного развития математических представлений детей, так и решению задач их всестороннего  развития, формирования личности и  подготовки к учебной деятельности.

Формы и методы представления занимательного материала:

  1. Совместная игра воспитателя с ребенком;
  2. Самостоятельная деятельность детей;
  3. Математические праздники и развлечения;
  4. Занятия (в соответствии с учебным расписанием);

5. Отгадывание загадок, занимательных  вопросов, шуточных задачек, головоломок; 

6. Чтение математических сказок [27;31].

Любая логическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не предназначалась, несёт в себе определённую умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована  занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т.д. Умственная задача: составить фигуру или видоизменить её, найти путь решения, отгадать число - реализуется средствами игры в  игровых действиях. Смекалка, находчивость, инициатива проявляются в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.

Многообразие занимательного материала - игр, задач, головоломок - даёт основание  для их классификации, хотя довольно трудно разбивать на группы столь  разнообразный материал, созданный  математиками, педагогами, методистами. Классифицировать его можно по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а  также по направленности на развитие тех или иных умений.

Исходя из логики действий, осуществляемых тем, кто решает задачу, разнообразный  занимательный материал можно классифицировать, выделив в нем условно 3 основные группы: развлечения, математические игры и задачи,

развивающие (дидактические) игры и  упражнения. Основанием для выделения  таких групп является характер и  назначение материала того или иного  вида.

Из всего многообразия занимательного математического материала в  дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначение их - обеспечить упражняем  ость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений  и т.д. В дидактических играх  есть возможность формировать новые  знания, знакомить детей со способами  действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей [28,С.53].

Дидактические игры включаются в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач. Место дидактической  игры в структуре занятия по формированию элементарных математических представлений  определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в  качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений.

Дидактические игры и игровые упражнения математического содержания - наиболее известные и часто применяемую  в современной практике дошкольного  воспитания виды занимательного математического  материала. В процессе обучения дошкольников математике игра непосредственно включается в занятие, являясь средством  формирования новых знаний, расширения, уточнения, закрепления учебного материала [26,С.23].

           В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников в современной практике немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением   и    объясняется значением занимательных задач в умственном и

 

всестороннем развитии детей. В  ходе игр и упражнений с занимательным  математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения  самостоятельно. Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, самостоятельность  мысли, творческое отношение к учебной  задаче, инициативу [22,С.47].

Таким образом, в формировании математических представлений дошкольников занимательный  математический материал выступает  в роли одного из дидактических средств. Он активизирует познавательную деятельность детей в ходе обучения, способствует развитию заинтересованности математикой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. ИЗУЧЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО  РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВЛЕЧЕНИЙ  С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗАНИМАТЕЛЬНОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО  МАТЕРИАЛА 

2.1.  Изучение уровня познавательного развития детей при организации   

             развлечений с использованием занимательного математического  

             материала

 

Исследовательская работа была проведена  на базе Муниципального дошкольного  образовательного учреждения детский  сад № 18 "Улыбка" г. Пятигорска.

Для экспериментальной работы была выбрана старшая группа "Звёздочки". В данной группе число детей составляет 12. Из них 5 мальчиков и 7 девочек. Дети этой группы очень активные, с интересом  занимаются на занятиях.

Исследовательская работа состояла в  проведении констатирующего эксперимента.

Цель:    Выявить   уровень    познавательного    развития детей старшего

дошкольного возраста в процессе проведения развлечений с использованием занимательного математического материала.

Перед проведением развлечений  была проведена диагностика на изучение уровня познавательного развития детей (см. Приложение 1) на основе критерий уровней освоения программы детьми старшего дошкольного возраста по математике.

Низкий уровень: Ребенок классифицирует геометрические фигуры, величины по одному - двум свойствам, определяет форму предметов, ориентируясь на эталон.

На основе сравнения предметов, чисел, выделяет количественные отношения, выполняет действия в заданной последовательности. Способы деятельности, связи изменения  и неизменности не устанавливает, не объясняет сущность действий. Самостоятельности и творчества не проявляет. Затрудняется в речевых формулировках, касающихся определения свойств, зависимостей, результатов сравнения.

Средний уровень: Ребёнок самостоятельно осуществляет классификацию по одному - двум свойствам, самостоятельно выделяет признак /основное/, по которому можно классифицировать, считать, измерять, сравнивать числа. С помощью воспитателя выражает в речи логические связи, предполагаемые изменения в группах предметов, величин. Не проявляет инициативу и творчества.

Высокий уровень: Ребёнок самостоятельно осуществляет классификацию по одному - двум свойствам, обнаруживает логические связи и отражает их в речи, считает, измеряет, решает простые задачи на увеличение и уменьшение. Самостоятельно составляет алгоритмы, поясняет свои действия. Проявляет инициативу и творчество, интерес к решению задач на преобразование, комбинаторику, оказывает помощь сверстникам.

Результаты диагностики представлены в таблице 1 и для последующего сравнения в диаграмме 1.

 

 

Уровень    познавательного    развития детей старшей группы "Звёздочки" до начала эксперимента

Высокий – 10%

средний – 75%

низкий – 15%


Таблица 1.

 

Диаграмма 1.

 

Эксперимент    проходил    в    форме математических развлечений. Было

проведено 3 развлечения (см. Приложение 2).

После развлечений была также проведена  диагностика на изучение уровня познавательного развития детей (см. Приложение 3).

Результаты развлечения, а значит и констатирующего эксперимента представлены в таблице 2 и для последующего сравнения в диаграмме 2.

 

 

Уровень    познавательного    развития детей старшей группы "Звёздочки" на конец эксперимента

Высокий – 28%

средний – 70%

низкий – 2%


Таблица 2.

 

Диаграмма 2.

 

В    ходе    эксперимента    было    выявлено,    что   высокий уровень

познавательного   развития   детей    старшего    дошкольного возраста при

организации развлечений с использованием занимательного математического 

материала был 10%, а стал 28%, то есть повысился на 18%. Так же изменился средний уровень. А низкий уровень с 15% упал до 2%. Это хорошо заметно в диаграмме 3.

 Диаграмма 3.

 

 

Ребята проявили интерес, принимали  активное участие в развлечениях. Дети показали достаточно высокий уровень  познавательного развития. В этих развлечениях они смогли проявить творчество, самостоятельную инициативу. Эксперимент  показал, что развлечения с использованием занимательного математического материала  способствовали достижению положительных результатов. Повысилась эффективность педагогического процесса, кроме этого развивающие игры моделирование, использование схем способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывают огромное влияние на умственное развитие ребенка. Дети радуются своим достижениям и новым возможностям осуществлять осознанную деятельность и варьировать виды деятельности, использовать разнообразные способы познания и добиваться результата. Постоянное повышение заинтересованности детей мотивирует их деятельность, активность в самовыражении, поиске и нахождении ответа, проявлении догадки, раскрытии секрета игры и создает положительный эмоциональный настрой, способствующий интеллектуальной деятельности и личностному развитию ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2  Методические           рекомендации              по        использованию        

               занимательного материала      в       развлечениях       с       детьми    

              старшей группы

 

Обучение математике детей дошкольного  возраста немыслимо без использования  занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учётом возрастных возможностей детей  и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять  математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять  в применении их в других видах  деятельности, новой обстановке.

Используется занимательный материал и с целью формирования представлений, ознакомления с новыми сведениями. При этом непременным условием является применение системы игр и упражнений.

Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход  решения, который ведёт к результату. В том случае, когда занимательная  задача доступна ребёнку, у него складывается положительное эмоциональное отношение  к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребёнку интересна конечная цель - сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, - которая увлекает его.

Эффективность реализации математических задач во многом зависит от содержания предметно-игровой среды:

- настольно - печатные игры;

- игры для развития логического  мышления, подводящие детей к  освоению шашек и шахмат (игры  шашечного хода);

- головоломки; 

- логические задачи;

- кубики, лабиринты; 

- игры на составление целого  из частей;

 

- игры на передвижение.

Предметно-игровая среда призвана содействовать решению как специфических  задач целенаправленного развития математических представлений детей, так и решению задач их всестороннего  развития, формирования личности и  подготовки к учебной деятельности.

Формы и методы представления занимательного материала:

  1. Совместная игра воспитателя с ребенком;
  2. Самостоятельная деятельность детей;
  3. Математические праздники и развлечения;
  4. Занятия (в соответствии с учебным расписанием);
  5. Отгадывание загадок, занимательных вопросов, шуточных задачек, головоломок;
  6. Чтение математических сказок.

Задачи на смекалку, головоломки, занимательные  игры вызывают у ребят большой  интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу  упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются  важные качества личности ребёнка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются  конструктивные умения.

Занимательный математический материал рассматривается и как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя  на занятиях и вне их.

Такой материал можно включать в  основную часть занятия по формированию элементарных математических представлений  или использовать в конце его, когда наблюдается снижение умственной активности детей.

Так, головоломки целесообразны  при закреплении представлений  о геометрических фигурах, их преобразовании.

 

 

Загадки, задачи - шутки уместны в ходе обучения решению арифметических задач, действий над числами, при формировании представлений о времени.

В самом начале занятия в старшей и подготовительной к школе группах, оправдывает себя использование несложных занимательных задач в качестве «умственной гимнастики».

Занимательные математические игры воспитатель  может использовать и для организации  самостоятельной деятельности детей.

В ходе решения задач на смекалку, головоломке дети учатся планировать  свои действия, обдумывать их, искать ответ  догадываться о. результате, проявляя при этом творчество. Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребёнка, развивает у него качества, необходимые для профессионального  мастерства, в какой бы сфере потом  он не трудился.

В детском саду, в утреннее и  вечернее время, можно проводить  игры математического содержания (словесные  и с использованием пособий), настольно - печатные, такие как: «Домино фигур», «Составь картинку», «Арифметическое  домино», «Логическое лото», «Лото», «Найди пару», игры в шашки и шахматы, разгадывание лабиринтов и др.;

Организуя уголок занимательной математики, надо исходить из принципа доступности  игр детям в данный момент, помещать в уголок такие игры и игровые  материалы, освоение которых детьми возможно на разном уровне.

Для стимулирования коллективных игр, творчеcкой деятельности необходимо использовать магнитные доски, фланелеграфы с наборами фигур, счётных палочек, альбомы для зарисовки придуманных ими задач, составленных фигур.

Организация уголков занимательной  математики, возможна в группах начиная  со среднего дошкольного возраста. В уголке помещаются разнообразный  занимательный материал, с тем  чтобы, каждый из детей смог выбрать  для  себя  игру.  Это  настольно-печатные игры, игры для развития

 

логического мышления, подводящие детей  к освоению шашек и шахмат: «Лиса  и гуси», «Мельница», «Волки и овцы», и др.; головоломки (на палочках и  механические); логические задачи и  кубики, лабиринты; игры на составление  целого из частей, на воссоздание фигур-силуэтов из специальных наборов фигур; игры на передвижение.

Эти все методические рекомендации можно и нужно использовать для  закрепления умений и навыков  при проведении математических развлечений  с использованием занимательного материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Надо помнить, что математика - один из наиболее трудных учебных предметов, но включение занимательного материала  в занятия по математике позволяет  удерживать интерес детей к занятию, и это создает условия для  повышения эмоционального отношения  к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность.

В заключение необходимо отметить, что  регулярное использование на уроках математики системы специальных  игровых задач и заданий, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический  кругозор  дошкольников,  способствует

математическому развитию,  повышает  качество  математической

подготовленности, позволяет детям  более уверенно ориентироваться  в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Чтобы ребёнок дошкольного возраста учился в полную силу своих способностей, нужно стараться вызвать у  него желание к учебе, к знаниям, помочь ребенку поверить в себя, в свои способности.

Мастерство педагога возбуждать, укреплять  и развивать познавательные интересы учащихся в процессе обучения состоит  в умении сделать содержание своего предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности учащихся разнообразными, творческими, продуктивными.

Использование развлечений аналогичного типа построенных на самом различном  материале, позволит ребёнку подойти  к открытию, что при количественной оценке важно само число элементов, а не их качество и не их расположение в пространстве. Разнообразный опыт, приобретаемый ребёнком при сравнении  численностей множеств предметов путём  попарного соотнесения их элементов  по принципу "один к одному", подведёт его к пониманию сущности взаимно  однозначного соответствия, на первых порах

еще выражаемого с помощью общих  количественных параметров: "столько  же" или "не столько же".


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.