Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Критерии безработицы на современном российском рынке труда

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.05.13. Год: 2012. Страниц: 28. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИУ

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

Дисциплина: Исследование социально-экономических и политических процессов

 

Тема: МЕТОДЫ СОЦИАЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Тема практического исследования: КРИТЕРИИ БЕЗРАБОТИЦЫ НА СОВРЕМЕННОМ  РОССИЙСКОМ РЫНКЕ ТРУДА

 

 

 

 

 

 

20 декабря 2011 г.

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………………...3

1. Основные аспекты социологического исследования………….………………..6

2. Методы сбора социальной  информации и методики социологических

исследований……………………………………………………………………..…..9

2.1. Понятие метода  и методики социологических исследований…..…….9

2.2. Выборка………………………………………………………...………..11

2.3. Анализ документов и наблюдение…………………………………….12

2.4. Опрос…………………………………………………………………….14

2.5. Архивное исследование  и эксперимент……………………………….14

3. Обработка данных, получение выводов………………………………………..16

4. Практическое исследование: критерии безработицы на современном

российском рынке труда, как предмет социологического исследования………19

4.1 Понятие, естественный уровень, причины безработицы……..………19

4.2. Социально-экономические последствия  безработицы……………….22

4.3. Анализ распределения  субъектов РФ по уровню безработицы……...26

4.4. Анализ состояния  безработицы в Архангельской  области

на 2010-2011 гг……………………………………………………………….30

Заключение………………………………………………………………………….35Список использованной литературы………………………………………….......38

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Со сменой общественного  строя в России, переходом к  рыночным отношениям, распадом старой и становлением новой социальной структуры общества, изменением его  духовных ценностей роль изучения общественной жизни с использованием конкретно-социологических исследований значительно возрастает. Владение социальным анализом становится велением времени. С помощью социологических исследований можно получить новую социальную информацию о глубинных, скрытых процессах, протекающих в социально-экономической сфере жизни общества, о ее взаимосвязи с интересами различных социальных групп, слоев, лидеров, властных институтов. Для получения такой информации необходимы регулярные социологические исследования.

Общественная жизнь  постоянно ставит перед человеком  множество вопросов, ответить на которые можно лишь с помощью научного исследования, в частности социологического. Однако не всякое исследование в области социологии является собственно социологическим. Их важно различать потому, что сегодня часто приходится встречаться с произвольным толкованием такого исследования, когда чуть ли не любая конкретно-социальная разработка той или иной обществоведческой проблемы (особенно если при этом используются опросные методы) неправомерно называется социологическим исследованием. Последнее должно опираться на использование специфических для социологии конкретных научных методов, приемов и процедур при изучении социальных фактов и эмпирического материала.

В широком смысле социологическое  исследование — это специфический вид систематической познавательной деятельности, направленной на исследование социальных объектов, отношений и процессов с целью получения новой информации и выявления закономерностей общественной жизни на основе теорий, методов и процедур, принятых в социологии.

В более узком смысле социологическое исследование представляет собой систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные и объективные данные об изучаемом социальном объекте, явлении или процессе.

Иными словами, социологическое исследование – это специфическая разновидность социальных (обществоведческих) исследований, рассматривающая общество как целостную социокультурную систему и опирающаяся на особые методы и приемы сбора, обработки и анализа первичной информации, которые приняты в социологии.

Одной из важнейших проблем  современной экономики России является проблема безработицы. Она выступает  как сложное и противоречивое макроэкономическое явление экономической  жизни. Официально в нашей стране безработица была признана лишь в начале 1990 х годов. В это время число безработных подрастало очень быстро, и масштабы безработицы превышали социально допустимый уровень. В наши дни безработица все более становится непременным элементом жизни России, оказывающим существенное влияние не только на социально-экономическую, но и на политическую ситуацию в стране. Она остается в центре внимания и населения, и научной общественности.

Важнейшее направление  изучения безработицы – ее экономический  аспект. Вместе с тем безработицу  нельзя рассматривать только как сугубо экономическое явление. Весьма важно учитывать ее социальные аспекты. И только двойственный подход к ее изучению позволит наиболее полно раскрыть содержание безработицы, ее роль и значение.

Целью курсовой работы является теоретическое исследование методов социологических исследований и практическое исследование критериев безработицы на современном российском рынке труда, анализ безработицы в Российской Федерации на основе показателя уровня безработицы.

В соответствии с поставленной целью ставились и решались следующие задачи:

1) провести теоретическое  исследование основных аспектов методов социологических исследований;

2) провести практическое  исследование критериев безработицы  на современном рынке труда,  как предмет социологического исследования

При написании курсовой работы использовались следующие методы: статистические методы, а также метод  информационного поиска, обобщение, анализ.

Объектом исследования являются методы социологического исследования.

Предметом исследования являются критерии безработицы на современном рынке труда, как предмет социологического исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

 

В наиболее общем виде социологическое исследование можно  определить как систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе, о тенденциях и противоречиях их развития, чтобы эти данные могли быть использованы в практике управления общественной жизнью1.

1. Разведывательное исследование

Разведывательное исследование: небольшое, наиболее простое исследование, имеющее небольшое количество респондентов и сжатый инструментарий. Разведывательное исследование решает весьма ограниченные по своему содержанию задачи.

Оно охватывает, как правило, небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощенной программе  и сжатом по объему инструментарии.

Разведывательное исследование используется для предварительного обследования определенного процесса или явления.

 Потребность в таком  предварительном этапе, как правило,  возникает тогда, когда проблема  или мало, или вообще не изучена. 

В частности, он успешно  применяется для получения дополнительной информации о предмете и объекте, для уточнения и корректировки гипотез и задач, инструментария и границ обследуемой совокупности в углубленном, широкомасштабном исследовании, а также для выявления трудностей, которые могут встретиться в дальнейшем.

Выполняя вспомогательные задачи, разведывательное исследование служит поставщиком оперативных данных. В этом смысле можно говорить о такой его разновидности, как экспресс-опрос, цель которого состоит в получении отдельных сведений, особо интересующих исследователя в данный момент.

Обычно в разведывательном исследовании используется какой-либо один из наиболее доступных методов  сбора первичной социологической  информации, дающий возможность сделать  это в короткие сроки.

Кроме того, если речь идет об уточнении предмета или объекта широкомасштабного исследования, может быть осуществлен анализ специальной литературы, а также проведен опрос компетентных специалистов либо лиц, хорошо знающих характерные черты и особенности объекта исследования.

2. Описательное  исследование

Описательное исследование: более глубокий вид исследования с более большой общностью людей. Применяется машинная обработка.

Описательное исследование – более сложный вид социологического анализа, который позволяет составить относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах. Осмысление, учет такой всесторонней информации помогают лучше разобраться в обстановке, более глубоко обосновать выбор средств, форм и методов управления общественными процессами.

Описательное исследование проводится по полной, достаточно подробно разработанной программе и на базе методически апробированного инструментария. Его методологическая и методическая оснащенность делает возможным группировку и классификацию элементов по тем характеристикам, которые выделены в качестве существенных в связи с изучаемой проблемой.

Описательное исследование обычно применяется в тех случаях, когда объектом служит относительно большая общность людей, отличающихся различными характеристиками. Это может  быть коллектив крупного предприятия, где трудятся люди разных профессий и возрастных категорий, имеющие различные стаж работы, уровень образования, семейное положение и т.д., или население города, района, области, региона. В таких ситуациях выделение в структуре объекта относительно однородных групп дает возможность осуществить поочередную оценку, сравнение и сопоставление интересующих исследователя характеристик, а кроме того, выявить наличие или отсутствие связей между ними.

Выбор методов сбора  информации в описательном исследовании определяется его задачами и направленностью. Сочетание различных методов повышает представительность, объективность, полноту социологической информации, а, следовательно, позволяет дать более обоснованные выводы и рекомендации.

3 Аналитическое  исследование

Аналитическое исследование: самое сложное и глубокое исследование. Носит не только описательный характер, охватывает большое количество респондентов. Обычно рассматривает динамику явления.

Аналитическое социологическое  исследование ставит своей целью наиболее углубленное изучение явления, когда нужно не только описать структуру, но и узнать, что определяет его основные количественные и качественные параметры.

В силу такого предназначения аналитическое исследование имеет  особенно большую научную и практическую ценность.

Подготовка аналитического исследования требует значительного  времени, тщательно разработанной  программы и инструментария. По используемым методам сбора социологической  информации аналитическое исследование носит комплексный характер. В нем, дополняя друг друга, могут применяться различные формы опроса, анализа документов, наблюдения.

 

 

 

 

2. МЕТОДЫ СБОРА СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ

И МЕТОДИКИ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ  ИССЛЕДОВАНИЙ: ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ

 

2.1. Понятие  метода и методики социологических исследований

 

Метод – это способ действий, сложившийся в практической деятельности. Метод опосредует цель и результат, служит соединению намеченной цели со средствами ее достижения, задает наиболее приемлемый, плодотворный путь к успеху в труде. В методе элементы способа действий преобразуются и приобретают организованную, устойчивую структуру. Важнейшие по своей функциональной направленности средства преобразуются в орудия, инструменты, механизмы. Сами действия человека предметно ориентируются, закрепляются в виде приемов, навыков, умений, складываются в процедуры. Учение о методе составляет важную область познания – методологию2.

Методологией называют систему принципов научного мышления. Она определяет, в какой мере собранные факты могут служить надежным и реальным основанием объективного знания.

Другим понятием, которое  часто используется в литературе по методам конкретных социологических  исследований, является методика. Методика – это частное, конкретное применение метода или совокупности методов. В методике отображается ход использования методов в решении конкретных задач исследования (или другого вида практической деятельности человека). Под техникой в исследовании понимается совокупность специальных приемов для эффективного применения определенного метода.

Все методы объединяет наличие  общей внутренней структуры, в которой  можно выделить три группы элементов: нормативную, инструментальную и процедурную.

Нормы – это исходный элемент метода, поскольку они вбирают в себя оценки действий и тем самым регулируют действия, служат средством ориентации. Нормативное содержание задает следующие требования к методу: нормы определяют возможные области и условия применения метода, выход за которые недопустим; задаются правила действий, в них выделяется операционное содержание; очерчиваются необходимые свойства используемых средств, инструментов.

Инструментальную часть метода составляют средства, необходимые для достижения поставленных целей. В ходе организации метода происходит инструментализация используемых средств – они конструируются и вводятся в технологический процесс работы.

 В каждом социологическом  методе есть особые, специально  созданные для него инструменты – социологический инструментарий. Например, в методе опроса – анкета, в методе наблюдения – карта, дневник. В инструментарий метода также входят специальные технические средства сбора данных, логико-математический аппарат обработки и анализа информации (показатели, индексы, таблицы и графики, компьютерные программы для них и прочее).

Процедура представляет собой основное содержание метода. Процедура есть строго заданная последовательность действий. При этом каждое отдельное действие – операция – выполняет определенную функцию в рамках процедуры.

К простым процедурам можно отнести регистрацию событий  в ходе наблюдения, а к более сложным – проектирование анкеты.

 

 

 

2.2. Выборка

 

Наряду с теоретическим, большое значение в исследовании имеет методологический раздел программ, который включает в себя описание методики и организации исследования. Центральное значение в этом разделе занимает обоснование выборки. Характер решаемой проблемы, цели и задачи исследования определяют, каким должен быть объект исследования. Иногда, когда объект небольшой и социолог располагает достоверными силами и возможностями его изучить, он может исследовать его целиком. Тогда, говорят социологи, объект исследования тождественен генеральной совокупности. Генеральная совокупность – совокупность всех возможных социальных объектов, которые подлежат изучению в пределах программы социологического исследования3.

Но часто сложное  исследование невозможно или в нем  нет необходимости. Поэтому для  решения задач исследования осуществляется выборка.

Выборка или выборочная совокупность – часть объектов генеральной совокупности, отобранная с помощью специальных приёмов для получения информации обо всей совокупности в целом.

1) Квотная выборочная  совокупность. Этот метод предполагает  не менее четырёх признаков,  по которым определяются респонденты.

Обычно применяется  при большой генеральной совокупности.

2) Метод основного  массива. Предполагает опрос 60-70% генеральной совокупности.

3) Метод гнездовой  выборки. В качестве респондента  выступает не отдельный индивид,  а какая-то группа. Этот метод  будет представительным, если состав  групп схож.

4) Метод серийной выборки. При этом методе генеральная совокупность разбивается на однородные части, из которых пропорционально отбирается единица анализа (элементы выборной или обследованной совокупности: могут быть как индивиды, так и группы).

5) Метод механической  выборки. Из общего списка генеральной совокупности через равные промежутки отбирается необходимое число респондентов.

6) Сплошной метод. Применяется  при небольшой генеральной совокупности.

Если эта выборка  проведена некорректно, то данное исследование не может считаться репрезентативным и достоверным, и его результатам нельзя доверять.

 

2.3. Анализ документов и наблюдение

 

Анализ документов: этот метод позволяет получать сведения о прошедших событиях, наблюдение за которыми уже невозможно. Изучение документов нередко позволяет выявить тенденции и динамику их изменений и развития. Источником социологической информации выступают обычно текстовые сообщения, содержащиеся в протоколах, докладах, резолюциях и решениях, публикациях, письмах и т.п. Особую роль выполняет социальная статистическая информация, которая долгое время была закрытой, использовалась в крайне ограниченном объеме. Между тем эта информация существенно влияет на общие выводы, более четкое и реальное понимание происходящих процессов и явлений. Не менее важное значение приобретает контекст-анализ, который активно применяется в исследованиях средств массовой информации, являясь незаменимым методом группировки текстов4.

В социологическом исследовании под наблюдением понимается метод  сбора данных первичных эмпирических данных, который заключается в преднамеренном, целенаправленном, систематическом непосредственном восприятии и регистрации социальных фактов, подвергающихся контролю и проверке. Главным преимуществом непосредственного наблюдения является то, что оно позволяет фиксировать события и элементы человеческого поведения в момент их совершения, в то время как другие методы сбора первичной информации основываются на предварительных или ретроспективных суждениях индивидов. Другим важным достоинством этого метода является то, что исследователь в определенной степени не зависит от объекта своего исследования, он может собирать факты независимо от желания индивидов или группы говорить или от их умения отвечать на вопросы.

В наблюдении заложена определенная доля объективности, которая задается самой установкой фиксирования происходящих ситуаций, явлений, фактов. Однако в этой процедуре имеется и субъективный элемент. Наблюдение предполагает неразрывную связь наблюдателя с объектом, которая накладывает отпечаток и на восприятие наблюдателем социальной действительности, и на понимание сути наблюдаемых явлений, их интерпретацию. Чем сильнее наблюдатель связан с объектом наблюдения, тем больший элемент субъективизма, тем больше эмоциональная окраска его восприятия. Еще одной важной особенностью метода наблюдения, ограничивающего его применения, является сложность, а иногда и невозможность проведения повторного наблюдения. В зависимости от характера наблюдения выделяют его следующие типы: контролируемое и неконтролируемое, включенное и невключенное, полевое и лабораторное, случайное и систематическое5.

 

 

2.4. Опрос

 

Методы, основанные на наблюдениях, используются для описания и характеристики непосредственно наблюдаемого поведения  людей в разных ситуациях. Однако для наблюдения недоступны системы ценностей, убеждения, взгляды, представления, мотивировки и чувства. В таких случаях ведущим методом социологического исследования становится опрос. Опросы проводятся, как правило, методами интервьюирования и анкетирования. В основе интервью-беседа по предварительно разработанному подробному плану, однако чаще всего социологи проводят интервью на основе заранее приготовленного опросного листа, в котором даются все интересующие вопросы, в определенной последовательности и с заданными формулировками. Интервьюирование предполагает личное общение с опрашиваемым, при котором исследователь (или его полномочный представитель) сам задает вопросы и фиксирует ответы. По форме проведения оно может быть прямым, как говорится, «лицом к лицу» и опосредованным, например, по телефону.

Анкетирование-метод  опроса, при котором социолог-исследователь  обращается с респондентом (участником социологического опроса) с помощью  анкеты. При анкетировании опрашиваемый сам заполняет вопросник в  присутствии анкетера или без него. По форме проведения оно может быть индивидуальным или групповым. В последнем случае за короткое время можно опросить значительное число людей6.

 

2.5. Архивное исследование и эксперимент

 

Архивное исследование-исследование исторических свидетельств и документов, составленных или хранимых другими  лицами или организациями. Этим методом  исследуют: данные переписи населения, правительственные статистические отчеты, газетные материалы, книги, журналы, личную переписку, речи, фольклор, судебные архивы, произведения искусства и результаты исследования других ученых-социологов.

Преимущество архивных исследований состоит в том, что  они дают ученым возможность проверить  свои гипотезы на более широких временных и пространственных отрезках, чем это возможно при использовании других методов. Социологи более уверены в правильности гипотезы, если имеют возможность проверить ее на примере целого ряда культур и исторических эпох, не ограничиваясь одной группой люде в одном конкретном времени и месте. Однако ограничения свойственны и этому методу. Основная проблема заключается в том, что отсутствие или недостаточная точность документов часто препятствует проведению адекватной проверки. А когда материал имеется в наличии, его часто бывает трудно категоризировать таким образом, чтобы получить ответ на вопрос исследования.

Совершенно очевидно, что в некоторых отношениях эксперименты имеют явное преимущество перед  другими исследовательскими процедурами. В экспериментальной ситуации исследователь непосредственно управляет соответствующими переменными. Эксперимент может быть определен как попытка изучить влияние одной или нескольких переменных на другие в искусственно созданных ученым условиях. Эксперименты широко применяются в естественных науках, но сфера экспериментирования в социологии достаточно ограничена. Экспериментальные методы иногда с успехом применяются и в социологии7.

 

 

 

 

 

3. ОБРАБОТКА ДАННЫХ, ПОЛУЧЕНИЕ ВЫВОДОВ

 

Заключительный этап эмпирического социологического исследования предполагает обработку данных, получение эмпирически обоснованных обобщений, выводов и рекомендаций.

Обработка данных включает в себя следующие компоненты:

1) Редактирование и  кодирование информации. Основное  назначение этого шага состоит в унификации и формализации той информации, которая была получена в ходе исследования.

2) Создание переменных. Собранная и на основании анкет  информация в ряде случаев  прямо отвечает на те вопросы,  которые необходимо решить в  исследовании. Поскольку вопросы получили форму индикаторов в процессе операционализации. Сейчас же необходимо провести обратную процедуру, то есть перевести данные в форму, которая бы отвечала на вопросы исследования.

3) Статистический анализ. Этот шаг является ключевым  в процессе анализа социологических данных. В ходе статистического анализа выявляются некоторые статистические закономерности и зависимости, которые позволяют социологу сделать определенные обобщения и выводы. Для проведения статистического анализа социологи используют большое число различных математических методов, позволяющих полно и всесторонне анализировать собранную информацию8.

1. Архивное  исследование

Архивное исследование-исследование исторических свидетельств и документов, составленных или хранимых другими  лицами или организациями. Этим методом исследуют: данные переписи населения, правительственные статистические отчеты, газетные материалы, книги, журналы, личную переписку, речи, фольклор, судебные архивы, произведения искусства и результаты исследования других ученых-социологов.

Преимущество архивных исследований состоит в том, что  они дают ученым возможность проверить  свои гипотезы на более широких временных  и пространственных отрезках, чем  это возможно при использовании  других методов. Социологи более  уверены в правильности гипотезы, если имеют возможность проверить ее на примере целого ряда культур и исторических эпох, не ограничиваясь одной группой люде в одном конкретном времени и месте9.

2. Ранжирование

Ранжирование – процедура  упорядочения любых объектов по возрастанию или убыванию некоторого их свойства при условии, что они этим свойством обладают. Можно ранжировать информационные телепередачи по степени их информативности, профессии – по престижности, политических лидеров – по их влиянию на принятие решений президентом. Возможно также ранжирование качеств человека по их важности в карьере, ранжирование товаров по предпочтению покупателей.

Объекты ранжирования –  это те объекты, которые упорядочиваются. Они могут быть самыми разными. Основания  ранжирования – это, то свойство, по которому объекты упорядочиваются. В результате упорядочения получаем ранжированный ряд. В нем каждому объекту приписывается ранг – показатель, характеризующий порядковое место оцениваемого объекта в группе, и других объектов, обладающих существенным для оценки свойствами. Число мест и, соответственно, число рангов равно числу объектов.

Для каждого объекта  вычисляют сумму рангов, полученную от всех экспертов, затем упорядочивают  сумму. Ранг первый присваивается объекту  с наименьшей суммой, самый низкий ранг – объекту с наивысшей суммой. Ранжирование дополняется, как правило, другими методами экспертных оценок.

Завершается эмпирическое социологическое исследование, формированием  выводов, предложений и рекомендаций. Выводы, предложения и рекомендации должны носить конкретный, реалистичный характер, иметь необходимые обоснования в материалах исследования, подтверждаться документальными и статистическими данными.

Собранный материал должен быть проанализирован и приведен в соответствие с проблемой, послужившей толчком к исследованию. Обработка полученных данных и соотнесение их с проблемой исследования редко бывают легкими. Даже в том случае, когда имеется возможность получить ясные ответы на поставленные в исследовании вопросы, многие исследования остаются далеко не полными.

Исследовательский отчет, публикуемый обычно в виде журнальной статьи или книги, представляет собой  объяснение природы исследования и  содержит обоснование сделанных  выводов. Данная стадия является последней  только в терминах конкретного исследовательского проекта. Большинство отчетов выявляют массу вопросов, оставшихся без ответа, предполагая тем самым проведение дальнейших исследований. Любая индивидуальная исследовательская деятельность является частью непрерывного исследовательского процесса, происходящего в рамках социологического сообщества.


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.