Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


реферат Развитие законодательной базы градостроительства и архитектуры России

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 17.05.13. Год: 2012. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Развитие законодательной  базы градостроительства и архитектуры  России.

Градостроительное законодательство в современной России начало формироваться  с 1990-х гг., когда появилась многоукладная  экономика и значительно усложнились  отношения между различными субъектами градостроительной деятельности.

Суть любого градостроительного права в разрешении конфликтов, возникающих  между городским сообществом  и интересами частных лиц, между  самими частными лицами. В условиях плановой экономики при отсутствии частной собственности на землю  необходимости в правовом регулировании  градостроительной деятельности не возникало, достаточно было наличия  ряда норм технического характера, регулирующих процесс застройки. Государство, бывшее в одном лице одновременно и собственником  земли, и собственником объектов недвижимости, и единственным застройщиком, и регулятором градостроительной  деятельности, использовало административные инструменты для сглаживания  возникающих противоречий.

Иная ситуация сложилась  к началу 1990-х гг., когда в городскую  жизнь активно вторглись новые  отношения в экономике, которые  потребовали переосмысления наработанных десятилетиями регулятивных механизмов. Очевидно, что для решения создавшихся  проблем было недостаточно одних  нормативных документов, потребовалось  создание новой для отечественной  правовой системы отрасли законодательства – градостроительного права.

На каждом этапе развития градостроительного законодательства перед Законодателем ставились  различные задачи.

Первый в современной  России Закон об основах градостроительства №3295-1 от 13.07.1992г. - устанавливал основные понятия градостроительной деятельности в стране

В соответствии с ним, градостроительство в Российской Федерации - деятельность по пространственной организации систем расселения, направленная на развитие городов и других поселений, создание условий для их территориального развития, формирование производственной, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, строительство, реконструкцию, ремонт и реставрацию, переоборудование, модернизацию, иное функциональное изменение зданий, сооружений и их комплексов, объектов благоустройства, озеленение, изменение размеров и границ земельных участков и другой недвижимости.

Основными направлениями  градостроительной деятельности в  соответствии с законом 1992г. являлись:

1.   территориальная организация расселения, размещение производительных сил, устойчивое развитие городов, других поселений и их социальной, инженерной и транспортной инфраструктур с учетом состояния окружающей среды;

2.     экологически безопасное развитие городов, других поселений и их систем, обеспечивающее реализацию прав граждан на укрепление здоровья, гармоничное физическое и духовное развитие;

3.     планировка, застройка, реконструкция, благоустройство и озеленение городов, других поселений и их систем;

4.     рациональное землепользование, охрана природы, ресурсосбережение, инженерная подготовка городов, других поселений и защита территорий от опасных природных и техногенных процессов;

5.     развитие санаторно - курортных и других рекреационных территорий;

6.сохранение, восстановление и защита историко - культурного наследия, памятников градостроительства, архитектуры и монументального искусства, ландшафтов и других охраняемых территорий.

Вышедший на основе закона 1992г. закон «Об архитектурной деятельностью в РФ» 169-ФЗ от 1995г. – уточнял, в соответствии с международной практикой архитектурную деятельность, с введением понятия предмета этой деятельности, лицензирования, авторского права и многие другие правовые нормы.

Первый комплексный Градостроительный кодекс 73-ФЗ от 03.05.1998г. -  структурировал понятие градостроительной деятельности, градостроительной документации, градостроительной политики в стране и др. Из-за отсутствия финансирования и обязательности применения норм закона он фактически не выполнялся.

Градостроительная деятельность в соответствии с Кодексом 1998г., это деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц в области градостроительного планирования развития территорий и поселений, определения видов использования земельных участков, проектирования, строительства и реконструкции объектов недвижимости с учетом интересов граждан, общественных и государственных интересов, а также национальных, историко-культурных, экологических, природных особенностей указанных территорий и поселений.

Согласование государственных  и общественных интересов в области  градостроительной деятельности обеспечивается органами государственной власти и  органами местного самоуправления.

Особому регулированию, по Кодексу, подлежала градостроительная деятельность в случаях, если без введения специальных  правил использования территории обеспечение  частных, общественных или государственных  интересов в области градостроительства невозможно или затруднено.

Градостроительный кодекс 190-ФЗ от 29.12.2004г. был направлен на запуск земли в коммерческий оборот. Приватизация земли, выкуп, продажа стали возможными на основе законодательного акта. С этой целью законодательно уровням власти вменялась в обязанность разработка документов территориального планирования, основной целью которых является межевание территории. В соответствии с Градостроительным кодексом   эта задача будет выполнена на территории РФ в 2012 году. 

 

Градостроительный кодекс свою задачу выполнил. 

 

Проектно-строительный комплекс, набрав к 2008 году значительный оборот, требовал уточнения различного рода положений, отношений между субъектами градостроительной деятельности и  т.п. Результатом этого явилась 41 поправка в ныне действующий кодекс. Ни сам Кодекс, ни поправки не в состоянии  отразить всё многообразие положений, отношений в проектно-строительном комплексе страны, т.к. по духу и букве  Закона он изначально был сориентирован  на приватизационные принципы.

В настоящее время законодательная  база градостроительства является сдерживающим фактором развития отрасли и не допускает  сближения с законодательной  базой Всемирной Торговой Организации.

За время реализации положений  Градостроительного кодекса не создано  комплексное градостроительное  законодательство, которое в настоящее  время представлено лишь двумя ФЗ – собственно Кодексом и законом  «Об архитектурной деятельности».

Не реализован национальный проект «Доступное и комфортное жильё» - градостроительное законодательство не создало базы для решения всех проблем по доступности жилья.

Положения Кодекса выхолащивают из градостроительной документации комплексный характер, свойственный самой природе градостроительной  деятельности и с успехом реализуемый  в зарубежной практике.

Снижение инвестиционной активности в градостроительной  деятельности сдерживает развитие территорий. Процедуры выделения земли, разработки документации для строительства, прохождение согласований, требования законов по пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического благополучия и т.п. требований, не увязанных с нормативами проектирования и не согласованных между собой,  выстраивает путь от принятия решений инвестором о строительстве до его начала на долгие годы.

За годы действия положений  Градостроительного кодекса РФ (2005-2012гг.) в него 41 раз вносили поправки. В итоге  документ стал излишне громоздким и трудночитаемым. Суть основных положений Кодекса оказалась затеряна между многочисленными процедурами и частностями.

Излишняя децентрализация  территориального планирования, закреплённая Кодексом, привела к тому, что  самая большая в мире страна не имеет внятной концепции пространственного  развития.

Анализ зарубежной практики формирования законодательной базы, градостроительной политики государств, направленной на территориальное единство страны, создание условий для воспроизводства  главного инновационного ресурса экономики  – человеческого капитала, показывает о необходимости изменения парадигмы  Кодекса, с последующим развитием  Свода законов о градостроительной  деятельности нового этапа развития страны.

Не имея возможности внести поправки в Конституцию Российской Федерации, необходимо сосредоточится на разработке Градостроительной доктрины РФ. Эту работу ведёт РААСН.

Главная задача Доктрины сформулировать цели развития страны и вытекающие из них требования к градостроительству:

1.    создание комплекса благоприятных градостроительных и иных условий для формирования и развития главного ресурса инновационного развития и модернизации экономики – человеческого капитала;

2.     обеспечения целостности страны, единого экономического пространства и учёта её геополитических интересов, что непосредственно связано с укреплением системы городского расселения, преодолением диспропорций между европейской и азиатской частями страны, поддержанием и возрождением в определённых пределах северных поселений, при существенной активизации транспортной и иных видов инфраструктур;

3.     обеспечение продовольственной безопасности, возможное лишь при условии возрождения сельской местности, при лидирующей роли малых городов. 

 

В сложившихся условиях предлагается принципиально пересмотреть Градостроительный  кодекс как закон, направленный на развитие страны как суверенного государства, входящее на равных условиях в правовое поле ВТО. При этом рассматривать его в составе свода Законов о Градостроительстве.

 

 

 

Предложения по реформированию

градостроительного законодательства

на федеральном уровне.  

 

Предлагается несколько  направлений реформирования градостроительного законодательства на федеральном уровне:  

 

1)   Придание Градостроительному кодексу характера основополагающего документа, лишённого ряда детальных процедурных норм, отягощающих его в настоящее время.

2)   Формирование системы профильных нормативных актов по отдельным отраслям градостроительного права (проектирование, строительство, эксплуатация, исторические города и т.п.).

3)   Изменение парадигмы территориального планирования с интеграцией в него всего, что связано со стратегическим планированием развития территорий. Дифференциация видов территориального планирования по уровням власти с введением комплексного территориального планирования на федеральном уровне для всей РФ и на уровне макрорегионов.

4)   Введение статуса территорий особого градостроительного регулирования и фиксация отличия их пространственной организации от остальной территории РФ (последнее в большей степени потребует изменений в законодательство о местном самоуправлении). 

 

Предлагается следующая  структура федерального градостроительного законодательства:

  • Градостроительный кодекс (новая редакция);
  • ФЗ «Об  урбанизированных территориях»;
  • ФЗ «Об архитектурной деятельности» (изм. в действ. 169-ФЗ);
  • ФЗ «О техническом регулировании в градостроительной деятельности»
  • ФЗ «О территориях особого градостроительного регулирования»;
  • ФЗ  «Об архитектурно-строительном и технологическом проектировании,  конкурсах в градостроительной деятельности»
  • ФЗ «Об инвестициях в градостроительную деятельность»
  • ФЗ «О саморегулировании в проектно-строительной сфере»;
  • ФЗ «Об экспертизе при осуществлении градостроительной деятельности»;
  • ФЗ «Об эксплуатации зданий и сооружений и их территорий».

Также необходимо внести комплекс поправок в ФЗ-131 «Об основных принципах  организации местного самоуправления»  в части дифференциации полномочий органов местного самоуправления (далее  – ОМС), расположенных в основной части страны и на территориях  особого градостроительного регулирования, а также монопрофильных городов. Помимо этого в кодексе «Об административных правонарушениях» необходимо расширить перечень статей ответственности за нарушения в области градостроительной деятельности, существенно увеличив размеры штрафов. В закон 94-ФЗ о закупках внести изменения по критериям оценки при проведении торгов по проектам градостроительной документации в части увеличения удельного веса квалификации при разработке градостроительной документации, архитектурном проектировании и строительстве.  

 

Градостроительный кодекс. 

 

Главная цель нового ГрадК – формировать основополагающие принципы градостроительной деятельности, полномочия органов власти, не прописывая при этом детальные процедуры, избежав, т.о., одной из главных ошибок действующего кодекса – распыления по незначительным правовым нормам, осложняющих комплексное восприятие правового акта.  Предлагается, в целом сохранив канву действующего закона, перенести «центр тяжести» содержательной части кодекса на территориальное планирование, как основу любой градостроительной деятельности, уделив особое внимание основам территориального планирования на федеральном и макрорегиональном уровне. Главы Кодекса, описывающие иные блоки градостроительной деятельности – градостроительное зонирование, планировку территорий, строительство, проектирование – предлагается перенести в соответствующие профильные нормативные правовые акты – описанные выше ФЗ.

Ниже приведена предполагаемая структура нового ГрадК РФ: 

 

Глава 1. Общие положения.

Здесь будет приведён понятийный аппарат, который должен содержать  следующие понятия: градостроительство, градостроительная деятельность и  все пять её составляющих, устойчивое развитие территорий, функциональные и территориальные зоны, зоны с  особыми условиями использования  территории, градостроительный регламент, застройщик, объекты федерального, регионального и местного значения, дополнить понятийный аппарат понятием о территориях особого градостроительного регулирования, агломерациях, градостроительной документации[1] и её уровнях. Предлагается дать понятие объекта градостроительных отношений – территория (РФ, части РФ, агломерации, субъекта федерации, муниципального образования, населённого пункта, части населённого пункта), объект капитального строительства, линейный объект, объект незавершённого строительства. В отдельную статью прилагается выделить классификацию населённых мест РФ. Также необходимо включить в главу 1 статью, закрепляющую положение, согласно которому градостроительная деятельность в РФ осуществляется на профессиональной основе и подлежит регулированию, как государством, так и посредством саморегулируемых организаций.

Предлагается следующим  образом сформулировать основные принципы градостроительной деятельности (сохранив существующие, частично введя новые[2]):

·     обеспечение устойчивого развития территорий на основе документов территориального планирования и градостроительной документации;

·     обеспечение сбалансированного учёта экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности;

·     обеспечение баланса государственных, общественных и частных интересов в области градостроительной деятельности;

·     поддержание развития территорий особого градостроительного регулирования и иных территорий с особыми климатическими и географическими условиями;

·     гармонизация развития агломераций и сбалансированное формирование групповых систем населённых мест;

·     постадийная разработка градостроительной документации в целях определения и последующей детализации требований к пространственному развитию территорий;

·     осуществление градостроительной деятельности на профессиональной основе;

·     регулирование градостроительной деятельности органами государственной власти и местного самоуправления на профессиональной основе;

·     обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения;

·     сближение условий и качества жизни в городской и сельской местности;

·     осуществление строительства на основе документов территориального планирования, градостроительных регламентов и документации по планировке территории и архитектурно-строительного проектирования;

·     обеспечение благоприятного инвестиционного климата для осуществления градостроительной деятельности;

·     участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия;

·     ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

·     осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов;

·     осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам;

·     осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности;

·     осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий;

·     ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности;

·     возмещение вреда, причинённого физическим, юридическим лицам в результате нарушений требований законодательства о градостроительной деятельности, в полном объёме. 

 

 

  

 

Состав статей главы 1:

1)       Цель и задачи градостроительной деятельности.

2)       Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе.

3)       Основные принципы законодательства о градостроительной деятельности.

4)       Законодательство о градостроительной деятельности.

5)       Отношения, регулируемые законодательством о градостроительной деятельности.

6)       Объекты градостроительной деятельности.

7)       Классификация населённых мест в Российской Федерации.

8)       Профессиональная деятельность в области градостроительства.  

 

Глава 2. Полномочия органов  власти.

Предлагается в целом  сохранить содержание указанной  главы, исключив из неё детальное  описание полномочий в тех сферах, которые планируется выделить в  отдельные профильные законодательные  акты (например, саморегулирование, планировка территорий). Необходимо также изъять значительную часть полномочий ОМС  городских и сельских поселений  в пользу районов, т.к. фактически на низовом муниципальном уровне они  не подкреплены ресурсами – ни финансовыми, ни кадровыми. Оставить, возможно, только согласование разработки градостроительной  документации с муниципальным районом, требующую от ОМС поселений лишь организационных усилий. Глава должна также включать в себя указание на необходимость формирования в структуре органов государственной власти уполномоченных органов, отвечающих за осуществление полномочий в части территориального планирования и контроля за реализацией ОМС своих полномочий в области градостроительной деятельности (органы градостроительства). Такие органы должны комплектоваться на профессиональной основе, требования к такому комплектованию должны быть отражены в этой же главе ГрадК.

Состав статей главы 2:

9)       Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности.

10)    Передача осуществления полномочий органов государственной власти Российской Федерации.

11)    Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области градостроительной деятельности.

12)    Полномочия органов государственной власти субъектов федерации Российской Федерации в области градостроительной деятельности.

13)    Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов в области градостроительной деятельности.

14)    Полномочия органов местного самоуправления городских и сельских поселений в области градостроительной деятельности.

15)    Полномочия органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности.

16)    Контроль за соблюдением органами государственной власти субъектов федерации и органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности.

17)    Регулирование осуществления градостроительной деятельности органами  государственной власти субъектов федерации и органами местного самоуправления, уполномоченными в области градостроительной деятельности. 

 

 

  

 

Глава 3. Виды градостроительной  деятельности.

Поскольку предполагается вывести  из Кодекса ряд норм, касающихся градостроительного зонирования, планировки территорий, архитектурно-строительного  проектирования и т.п., имеет смысл  в одной главе собрать статьи, утверждающие основные принципы осуществления  этих видов граддеятельности и собирающих их воедино в общую систему, задавая основу профильным нормативным актам.

Состав статей главы 3:

18)    Основы территориального планирования.

19)    Совместная разработка документов территориального планирования.

20)    Реализация документов территориального планирования.

21)    Основы градостроительного регламентирования.

22)    Основы планировки территорий.

23)    Основы деятельности по осуществлению инженерных изысканий.

24)    Основы архитектурно-строительного проектирования.

25)    Основы деятельности по строительству и реконструкции объектов капитального строительства.

26)    Основы деятельности по содержанию зданий и сооружений.

27)    Основы саморегулирования в градостроительной деятельности 

 

Глава 4. Территориальное  планирование Российской Федерации, субъектов  федерации, муниципальных районов.

Глава наряду с нормами  главы 3, касающимися территориального планирования, должна стать центральной  по своему содержанию в новом ГрадК. Предполагается в составе кодекса детально прописать требования к документам территориального планирования, в которых определяются принципы развития систем расселения (т.е. на федеральном, региональном и районном уровнях), и процедурам, связанным с их подготовкой и согласованием. Аналогичные нормы применительно к уровню поселений и городских округов предполагается детализировать в законе  «Об урбанизированных территориях»

В соответствии с ГрадК, целью территориального планирования является планирование развития территорий[3]. Задачами территориального планирования являются: а) определение стратегических направлений развития территории и этапов их реализации; б) разделение территории на зоны стимулируемого градостроительного развития, зоны особого градостроительного регулирования и функциональные зоны[4]; в) размещение объектов федерального, регионального и местного значения. Там же указываются принципы территориального планирования:

·     Комплексность территориального планирования (осуществление территориального планирования исходя из совокупности социальных, экономических, экологических, иных факторов).

·     Равномерность территориального развития (развитие территорий, предусмотренное документами территориального планирования, должно предусматривать выравнивание развития отдельных территорий, отстающих по каким-либо параметрам).

·     Обеспечение равных характеристик среды обитания (территориальное планирование должно способствовать формированию равной, либо сходной среды обитания для всех граждан в пределах проектируемой территории[5]).  

·     Разработка решений по развитию территорий на основе прогноза с выделением стратегических решений на долговременный период и решений на первую очередь реализации с обоснованием на ресурсное обеспечение мероприятий(5 лет).

·     Приоритет документов территориального планирования над целевыми программами соответствующего уровня, предполагающими размещение объектов федерального, регионального и местного значения[6].

·     Обязательность документов территориального планирования для разработки органами государственной власти и местного самоуправления и для последующего соблюдения.

·     Координация разработки документов территориального планирования разными уровнями власти (совместное принятие решений и совместные консультации по развитию территорий и размещению объектов, вменяемые в обязанность при подготовке таких документов).

·     Совместная разработка документов территориального планирования соседними муниципальными образованиями, либо субъектами федерации (в тех случаях, когда это необходимо для осуществления размещения объектов, затрагивающих территории обоих субъектов градостроительных отношений, либо для совместной реализации программ развития территорий[7]).

·     Перманентная разработка документов территориального планирования (отказ от понятий о расчётном сроке и последующей разработке новых ДТП, постоянная планомерная корректировка документации).

·     Гласность разработки и опубликования документов территориального планирования.

·     Максимальный учёт мнения граждан и других заинтересованных лиц при территориальном планировании.  

Устанавливается два вида документов территориального планирования – схемы и генеральные планы. Всё, что касается схем, должно быть описано в Кодексе, всё, что касается генеральных планов – в ФЗ «Об  урбанизированных территориях».

На федеральном уровне устанавливаются  четыре вида документов территориального планирования:

·     комплексная схема территориального планирования РФ;

·     комплексная схема территориального планирования части РФ;


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.