Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Общая характеристика основных источников трудового права

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 18.05.13. Год: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


2. Общая характеристика  основных источников  трудового права.

2.1. Акты международного  правового регулирования.

Согласно ч.4 ст.15 Конституцией РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы РФ. Данное положение так же отражено в ст.10 ТК. Если международным договором РФ установлены другие правила, чем предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора. В трудовом праве такими нормами международного права являются:

пакты о правах человека, одобренные Генеральной Ассамблеей ООН в 1966г.;

конвенции и  рекомендации МОТ.

В международном пакте  об экономических, социальных и культурных правах закреплены важнейшие трудовые права: право на труд, право на справедливые и благоприятные условия труда, включая справедливую заработную плату без дискриминации, право на отдых, право на профсоюзную организацию, право на забастовку др. В международном пакте о гражданских и политических правах содержатся нормы о запрещении принудительного труда и свободном осуществлении права на ассоциацию.

Уже в 1998 году число  конвенций и рекомендаций МОТ  превышало 350, из которых Россией  было ратифицировано более 40. Конвенции и рекомендации МОТ обеспечивают сравнительно полное регулирование трудовых отношений. См. Лившиц Р.З., Орловский Ю.П. Трудовое право России. Учебник для вузов. - М.: Ифра-М-НОРМА, 1998. - С.50

2.2. Конституция РФ.

Конституция РФ, принятая 12.12.1993г. всенародным голосованием, является актом высшей юридической силы. Основной закон РФ устанавливает основные положения российской правовой системы, закрепляет исходные начала всех отраслей права, в том числе и трудового права. В ч.1 ст.7 Конституции закреплено направление социальной политики государства: создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Одним из средств осуществления такой политики является свобода трудовой и предпринимательской деятельности (ст.37, 34 Конституции).

Основы правового  регулирования труда заложены в  ст.37 Конституции, которая определяет главным образом реализацию права  на труд как работу по найму, выполняемую  на основании трудового договора. Текст статьи начинается с закрепления  свободного характера труда. Свобода труда означает прежде всего свободный для гражданина выбор - работать или не работать. Вместе с тем согласно ч.1 ст.37, свобода труда означает для гражданина свободный выбор рода деятельности и профессии. В Конституции нет указания на всеобщую обязанность граждан трудиться, а принудительный труд согласно ч.2 ст.37 запрещен. Выбор граждан в пользу работы подкрепляется материальными стимулами, т.к. для большинства граждан работа является основным источником существования.

Следует добавить, что в ст.37 Конституции закреплен ряд других важных положений согласно которым:

каждый имеет  право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой  бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы (ч.3);

признается право  на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных  федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку (ч.4);

каждый имеет  право на отдых, работающему по трудовому  договору гарантируются установленные  федеральным законом продолжительность  рабочего времени, выходные и праздничные  дни, оплачиваемый ежегодный отпуск (ч.5).

Важно так же заметить, что Конституция определяет компетенцию РФ и субъектов Федерации в области трудового законодательства. Согласно ч.1 ст.72 Конституции трудовое законодательство отнесено к совместному ведению РФ и ее субъектов, т.е. трудовые законы могут приниматься как на уровне Федерации, так и на уровне ее субъектов. В случае противоречия между федеральным законом о труде и законами о труде, принятыми субъектами РФ, действует федеральный закон (ч.5 ст.76 Конституции).

Конституционные положения по вопросам правового регулирования труда составляют основу трудового законодательства РФ. Другие источники трудового права опираются на Конституцию и вместе с ней составляют систему трудового законодательства.

Так же, как упоминалось  ранее, следует учесть, что Конституция  РФ (ст.15) устанавливают приоритет являющихся частью российской правовой системы международно-правовых норм, регулирующих трудовые и иные связанные с ними отношения, над внутригосударственными.

2.3. Законы.

Следующим после  конституции звеном в иерархии правовых актов являются законы. Законы - это акты, принимаемые органом законодательной власти, Федеральным Собранием РФ. Законы обладают высшей, после Конституции, юридической силой, все остальные акты должны соответствовать законам.

Среди законов центральной  место принадлежит Трудового кодексу РФ вступившему в действие с 1 февраля 2002 года и являющемуся кодифицированным источником трудового права и охватывает важнейшие институты.

Если в Кодексе  дано регулирование всех институтов трудового законодательства, то другие законы о труде посвящены отдельным институтам и потому обеспечивают более подробное регулирование. Таковы федеральные законы:

«О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»  от 12.01.1996г.;

«О коллективных договорах и соглашениях» от 11.03.1992г. (с изменениями и дополнениями);

«О занятости  населения в РФ» в редакции Закона от 20.04.1996г.;

Основы законодательства РФ об охране труда от 06.08.1993г. (с изменениями  и дополнениями);

«О порядке  разрешения коллективных трудовых споров»  от 23.11.1995г.;

«Об основах  государственной службы РФ» от 31.07.1995г.

Ряд законов  о труде был принят еще в  бывшем СССР Верховным Советом СССР. С принятием нового ТК, согласно ст.422 ТК, отдельные законодательные  акты признанны утратившими силу. В ст.422 перечисляются в основном законодательные акты принятые еще до принятия Конституции 1993г. в т.ч. КЗоТ 1971г., а так же федеральные законы касающиеся внесения изменений и дополнений в ранее действовавший КЗоТ 1971г. Так же в ст.422 ТК указывается, что другие законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории РФ, подлежат приведению в соответствие с настоящим Кодексом.

В ст.423 ТК закреплен  порядок применения законов и  иных нормативных правовых актов  действовавших до принятия ТК. В  ч.1 данной статьи говорится, что впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты РФ, а также законодательные акты бывшего СССР, действующие на территории РФ в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией РФ, постановлением Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991г. № 2014-I "О ратификации Соглашения о создании СНГ", применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу. Ч.2 упомянутой статьи указывает, что изданные до введения в действие настоящего Кодекса нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ и применяемые на территории РФ постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с настоящим Кодексом могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.

Конституция (ст.72) отнесла трудовое законодательство к совместному ведению Федерации  и ее субъектов. В ст.6 ТК закреплено разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Это значит, что субъекты Федерации могут принимать законы и другие нормативные правовые акты о труде с тем условием, что они не будут противоречить федеральным актам (ч.5 ст.76 Конституции). В некоторых субъектах РФ, главным образом в республиках, приняты свои законы о труде (ТК Республики Башкортостан, законы об охране труда в Республике Саха, Марий Эл, Чувашской Республике и Республике Карелия). См. Лившиц Р.З., Орловский Ю.П. Трудовое право России. Учебник для вузов. - М.: Ифра-М-НОРМА, 1998. - С.53

2.4. Подзаконные акты.

В ст.5 ТК среди  источников трудового права выделены нормативные правовые акты не относящиеся к трудовому законодательству, но имеющие немаловажное значение:

указы Президента РФ;

постановления Правительства РФ и нормативные  правовые акты федеральных органов  исполнительной власти;

конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ;

акты органов  местного самоуправления и локальные  нормативные акты, содержащие нормы  трудового права.

Все эти акты носят подзаконный характер, т.е. должны непременно соответствовать  закону. Рассмотрим некоторые подзаконные акты.

2.4.1. Указы Президента  РФ.

Среди подзаконных  актов они обладают высшей силой. Президент РФ согласно ст.80 Конституции  РФ является главой государства, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В ст.90 Конституции  РФ закреплено право Президента РФ издавать указы и распоряжения обязательные для исполнения на всей территории РФ.

Источниками права, в т.ч. трудового, являются указы Президента РФ, имеющие нормативный характер. Не имеют нормативного характера указы, носящие персонифицированный характер и содержащие индивидуальные решения (например о назначениях, поощрениях, присвоении классных чинов и др.). Подзаконный характер указов заключается в том, что они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

К указам Президента РФ, содержащим крупные нормативные решения, относятся:

Указ от 16.12.1993 г. «О привлечении и использовании  в РФ иностранной рабочей силы»;

Указ от 04.05.1994 г. «о государственном надзоре и  контроле за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда»;

Указ от 23.08.1994 г. «О повышении квалификации и переподготовке федеральных государственных служащих»;

Указ от 16.08.1995г. «О некоторых социальных гарантиях  лиц замещающих государственные  должности федеральных государственных  служащих» и др.

2.4.2. Постановления и  распоряжения Правительства  РФ.

Согласно ст.115 Конституции РФ, они должны соответствовать  Конституции РФ, федеральным законам  и указам Президента РФ. Источниками  трудового права так же являются акты органов управления субъектов Федерации.

В настоящее  время наряду с ТК действуют законы о труде, которые в значительной степени обеспечивают регулирование  трудовых отношений. Но законы не обеспечивают необходимой полноты регулирования, т.к. охватывают сравнительно крупные  области правового регулирования. Постановления и распоряжения Правительства РФ на базе закона обеспечивают конкретизацию и оперативность регулирования, продолжают и развивают положения закона и тем самым придают большую полноту регулирования. В современных условиях на постановления Правительства РФ приходится основной объем правового регулирования труда.

К постановлениям Правительства РФ, регулирующим трудовые отношения и иные связанные с  ними отношения, относятся следующие  постановления Правительства РФ:

от 12.08.1994г. «О ежегодных отпусках научных работников, имеющих ученую степень»;

от 24.08.1995г. «О повышении  тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы»;

от 03.06.1995г. «Об  утверждении Положения о порядке  расследования и учета несчастных случаев на производстве» и др.

2.4.3. Акты министерств  и ведомств.

Акты министерств  и ведомств так же являются одним  из источников трудового права подзаконного характера. Главным образом к  этим актам относятся акты Министерства труда и социального развития РФ, в меньшей степени - акты Министерства финансов РФ, Министерства юстиции РФ и др. В этих актах дается дальнейшая конкретизация норм трудового права, а так же разъяснения по вопросам трудового законодательства.

В прежние годы, когда преобладало централизованное регулирование трудовых отношений, многие частные, детальные вопросы регулировались постановлениями Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам. И тогда акты Госкомтруда (и ВЦСПС) составляли крупную, наиболее объемную часть правового регулирования труда. Лившиц Р.З., Орловский Ю.П. Трудовое право России. Учебник для вузов. - М.: Ифра-М-НОРМА, 1998. - С.55

В настоящее  время многие вопросы из тех, которые  раньше регулировал Госкомтруд, организации решают сами в актах локального регулирования. За Минтрудом РФ, как нормотворческим органом, сохранились два важных направления деятельности:

Во-первых, в отношении государственных организаций сохранилось централизованное регулирование труда, которое главным образом в отношении заработной платы, осуществляет Минтруд РФ. В качестве примера можно привести разъяснение Минтруда РФ от 20.01.1994г. «О порядке установления стимулирующих надбавок руководителям учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании», разъяснение Минтруда РФ от 23.12.1994г. «О порядке выплаты процентных надбавок должностным лицам и гражданам, допущенных к государственной тайне».

Во-вторых, остается значительное число вопросов, требующих разъяснения и единого решения во всех организациях, независимо от формы собственности. Эти вопросы Минтруд РФ решает по собственной инициативе, а так же по запросам с мест и по поручениям Правительства РФ. В качестве примера можно привести ежегодно принимаемые Минтрудом РФ постановления об исчислении среднего заработка или разъяснение Минтруда РФ от 27.06.1996г. «Об отпусках без сохранения заработной платы по инициативе работодателя».

С принятием  нового ТК, согласно ст.422 ТК, ряд подзаконных  актов утратили свою силу с 01.02.2002г., а другие законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории РФ, подлежат приведению в соответствие с ТК. Вместе с тем, в ст.423 ТК регламентируется применение законов и иных нормативных правовых актов действовавших до принятия нового ТК. В ст.423 ТК указывается, что впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты РФ, а также законодательные акты бывшего СССР, действующие на территории РФ в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией РФ, постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года № 2014-I "О ратификации Соглашения о создании СНГ", применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

В ст.15 Конституции  РФ говорится, что все подзаконные  акты должны соответствовать Конституции  РФ и федеральным законам. Кроме  того, согласно ст.5 ТК, подзаконный  акт, низший по иерархии, должен соответствовать  высшему по иерархии подзаконному акту.

2.5. Судебная практика.

С принятием  в 1993г. Конституции РФ российская правовая действительность претерпела существенные изменения. К числу важнейших  изменений относятся:

закрепление в  Конституции РФ разделения государственной  власти на законодательную, исполнительную и судебную (ст.10);

признание высокого статуса суда и судебной власти (Гл.7 Конституции РФ).

Для всех ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной характерно одно и то же средство осуществления власти - принятие правовых норм. Судебная система, являясь самостоятельной ветвью власти, предусматривает возможность принятия судами правовых норм. Для законодательной и исполнительной власти такая возможность не вызывала и не вызывает сомнения. Для судебной власти такую возможность стоит признать сейчас.

Акты судебных органов в современном обществе являются типичным средством управления. Разрешение конкретной спорной жизненной  ситуации производится судом в виде судебного решения, являющегося  правилом поведения принудительной силы. В этом смысле судебное решение схоже с правовой нормой. Отличие нормы от конкретного судебного решения в том, что норма имеет всеобщее применение, а судебное решение относится только в конкретной жизненной ситуации.

В последние  годы, с признанием суда ветвью государственной власти, многие судебные решения приняли всеобщий характер, что обусловлено следующим:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.