Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Россия в первой половине XIX века: упущенные возможности

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 18.05.13. Год: 2012. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Содержание 

Введение 2

1. Особенности и основные этапы развития России XIX века. 2

2. Поиски путей исторического развития России в первой половине XIX века. Реформы Александра I. 8

3. Режим Николая I: политическая реакция и реформы. 14

4. Общественно-политические движения 30 – 50 гг. 19

Список  литературы: 23

 

         Введение

    С XIX века история постепенно становится всемирной, и с этого же времени  история России по-настоящему превращается в европейскую. Начало этому процессу было положено в XVIII веке.

   Именно  в XVIII веке Петр I «прорубил окно в Европу». Со времен Семилетней войны угроза русских штыков воспринималась Европой как вполне реальная. Однако только после наполеоновских войн (конца XVIII – начала XIX в.) Россия окончательно утвердилась в числе европейских стран, боровшихся за гегемонию на континенте.

У историков  существуют разные мнения по вопросу: когда же начался XIX в. и как следует его называть. Предполагают, что XIX в. «начинает свой отсчет» не с 1 января 1801г., а, возможно, с того времени, когда Людовик XVI распорядился в 1789 г. созвать Генеральные штаты (которые закончились Французской революцией и смертью Людовик XVI), а может, еще раньше с 1784., когда английский механик Джеймс Уатт получил патент на паровой двигатель, что способствовало началу промышленного переворота в Англии. В любом случае первая половина XIX столетия развивается под знаком так называемой «двойной революции» - Французской и английской промышленной.

    Если  XVIII в. называют веком Просвещения, то относительно XIX в. существует много названий: «век капитализма», «век национализма», «век революции»

  1. Особенности и основные этапы  развития России XIX века.

    К середине XIX века территория Российской империи выросла до 18 млн. кв. км. Население увеличилось почти  вдвое и составляло более 70 млн. человек.

    Россия  была многонациональной страной. Самым  многочисленным был русский народ. В западных и южных губерниях  русское население соседствовало  с украинским и белорусскими народами.

    В административном отношении европейская  часть России была разделена на 47 губерний и 5 областей (Астраханская, Таврическая, Кавказская, земли Войска Донского и Войска Черноморского).

    Население России делилось на сословия. Из них  привилегированными были дворяне, духовенство  и купечество.

    Главенствующим  сословием было дворянство. Дворяне  имели право на владение родовым  гербом, пользовались свободой от телесных наказаний (за исключением периода  правления Павла I) и рекрутчины, монопольным правом (с 1746 г.) на владение населенными землями и крепостными крестьянами. Податная реформа 1722г. освободила их от уплаты подушной подати. Юридическое оформление дворянства как сословия было завершено XVIII. Губернской реформой 1775 г. и Жалованной грамотой дворянству 1785г. Были образованы дворянские общества и дворянские депутатские собрания.

    Духовенство  разделялось на черное и белое. Черное духовенство составляли монахи монахини. Из числа монахов назначались  высшие священнослужители — архиереи (епископы, архиепископы, митрополиты). Белое духовенство состояло из приходских священников и низшего клира (дьяконов и псаломщиков). Высшим органом церковного управления являлся Синод.

    Купечество  было разделено на 3 гильдии. Купцы 1-й  гильдии имели преимущественное право вести внутреннюю и внешнюю  торговлю. Купцы 2-й гильдии обладали привилегиями только в крупной внутренней торговле, а 3-й — в мелкой городской  и уездной. Лица купеческого сословия были освобождены от телесных наказаний, от некоторых податей и от рекрутчины.

    Мещане  и цеховые ремесленники в городах, крестьяне в деревне являлись податными сословиями: они были обязаны  платить подушную подать и нести  рекрутскую повинность.

    Мещане  — ремесленники, мелкие торговцы, наемные  работники — были обложены высокой  податью, должны были поставлять рекрутов в армию и не были освобождены от телесных наказаний.

    Россия  первой половины  XIX в. являлась аграрной страной, и самым многочисленным сословием было крестьянство (90% населения, около 30 млн. человек). Все крестьяне дореформенной России разделялись на 3 неравные по своей численности группы: помещичьи, государственные, удельные. Первая категория была самой многочисленной.

    Казачество  составляло 1,5 млн. человек. К середине XIX века в России существовало 9 казачьих войск: Амурское, Астраханское, Донское, Забайкальское, Оренбургское, Сибирское, Терское, Уральское, Черноморское (позднее Кубанское).

    Многочисленные  народы Севера и Сибири (ненцы, эвенки, якуты) составляли особую группу российского  крестьянства. Они платили государству  ясак (дань) в виде шкурок пушных зверей.

    В XIX в. начинается складывание районов  хозяйственной специализации:

  • центрально-промышленный район (Московская, Владимирская, Тверская, Ярославская, Костромская, Нижегородская и Калужская губернии);
  • центрально-черноземный земледельческий район (Рязанская, Тульская, Воронежская,Тамбовская, Орловская, Курская губернии);
  • северный район (Вологодская, Архангельская, Олонецкая губернии) — мясомолочное хозяйство, лесные промыслы, сохраняется подсечное земледелие;
  • северо-западный (Петербургская, Новгородская, Псковская губернии) — мясомолочное хозяйство, льноводство.

    Образование хозяйственных регионов являлось важным показателем роста производительных сил и общественного разделения труда. Хозяйственная специализация  регионов способствовала развитию товарно-денежных отношений в стране. В сельском хозяйстве было занято 9/10 населения  страны.

    В первой половине  XIX в. явным стало разложение классического барщинного хозяйства, проявившееся в развитии товарно-денежных отношений, разрушавших натуральное хозяйство; в расширении барской запашки и переводе крестьян на промыслы; в ослаблении внеэкономического принуждения, особенно в нечерноземной зоне, где крестьяне переводятся с барщины на оброк и уходят в город на заработки; в черноземной зоне — попытка сдержать падение производительности барщинного труда введением частичной оплаты барщинных работ или переводом крестьян на месячину.

    Важным  показателем упадка помещичьего  хозяйства является рост задолженности  помещиков государству. Стремление помещика к производству хлеба на продажу вызывало расширение барской  запашки и сокращение крестьянских наделов. Происходил процесс открепления  крестьян от своих наделов и привлечения  их к более выгодным промысловым  занятиям. Развитие обмена торговых отношений  разрушало крепостное право и  расширяло возможности освобождения крестьян от внеэкономического принуждения.

    Распространился процесс «отходничества» крестьян на фабрики и заводы. Медленно наступали  положительные сдвиги в технике сельскохозяйственного производства.

    В целом аграрно-крестьянский вопрос был центральным в социально-экономический  жизни России на протяжении  XIX-начала XX в. Этот вопрос включал три стороны:

  1. Личное освобождение крестьян;
  2. наделение крестьян землей;
  3. изменение общинной системы землепользования.

    Специфическая для России общинная система заключалась  в том, что крестьяне сообща пользовались землей, которая делилась между крестьянскими  дворами на мелкие наделы и время  от времени перераспределялась. В  экономическом отношении это  препятствовало формированию собственнической психологии у крестьян. Процесс расслоения крестьянства в первой половине  XIX в. шел медленно. Имущественное расслоение крестьян выражалось в том, что одни богатели, а другие беднели.

    Появились так называемые «капиталистые» крестьяне, юридически остававшиеся крепостными, но фактически владевшие тысячами десятин земли и сотнями собственных крепостных. Известны фамилии Гореловых, Грачевых, Бутримовых — владельцев текстильных мануфактур в Иваново-Вознесенском районе. Когда богатые крестьяне начали эксплуатировать крестьян обедневших, имущественное расслоение переходило в социальное расслоение крестьянства.

    Промышленное  развитие России в первой половине XIX в. отличалось широким распространением мелкой промышленности (которая составляла 2/3 от общего числа промышленных предприятий), тесно связанной с кустарными промыслами. Рост крупнейшей промышленности  происходил за счет распространения капиталистической мануфактуры и последующего перехода от мануфактуры к фабрике. Промышленность, базирующаяся на крепостном труде (вотчинная, посессионная мануфактура), переживала кризис (происходило резкое сокращение посессионных рабочих). Постепенно увеличивалось применение вольнонаемного труда на мануфактурах.

    Стремясь  поддержать помещичье хозяйство, государство раздает  дворянам крупные заказы от казны, предоставляет дешевый кредит, передает казенные предприятия; запрещает недворянам покупать рабочих для мануфактур.

    По  мнению большинства исследователей, в 30-40-х гг. XIX в. в России начинается промышленный переворот, который завершается в 70-80-е гг. XIX столетия. Техническая сторона переворота заключалась в переходе от ручного труда к технике, от мануфактуры к фабрике. Социальной стороной промышленного переворота явилось формирование новых социальных слоев — буржуазии и пролетариата.

    Предпосылки промышленного переворота складывались в России с середины XVIII в. Их появление  было обусловлено:

  • во-первых, научно-техническим прогрессом: создание новых механизмов, облегчавших процесс производства, позволяющих углубить разделение труда и высвободить руки многих работников, труд которых заменялся машинным;
  • во-вторых, зарождение капиталистического уклада в хозяйстве: накопление капиталов, на основе которых отдельные предприниматели строили новые заводы, и постепенным формированием постоянного рынка вольнонаемной рабочей силы.

    Особенность развития России состояла в том, что  она принадлежала к кругу тех  стран, в которых переход к  фабричной системе производства происходил вод влиянием уже достигнутых  результатов тех государств, которые  вступили на этот путь раньше. Поэтому  импортируемые в Россию машины попадали тогда в не соответствовавшую  им хозяйственную, социальную и политическую обстановку, в связи с чем они не могли давать той же  производственный эффект, как в местах своего изготовления. В связи с этим получило распространение некапиталистическое или не вполне капиталистическое использование машинной техники. Массовый же переход к машинному производству начался во второй половине 50-х гг. и приобрел решающее значение для российской экономики в пореформенное время.

    Однако, несмотря на постепенное осуществление  промышленного переворота, по мнению исследователей, к середине XIX в. отставание России от Европы приняло весьма опасные  размеры. Так, занимая  в XVIII в. первое место по производству и вывозу чугуна, Россия к середине XIX в. переместилась на восьмое место; по выплавке металла Россия уступала Англии в 12 раз.

    Крепостной  строй России сдерживал темпы  технического и социального обновления промышленности. Отмена крепостного  права в 1861г. ускорила завершение промышленного переворота.

    Развитие  промышленности в России сопровождалось ростом городов. По подсчетам исследователей, число городов за период с начала XIX в. и до конца XIX в. выросло в 2 раза. Крупнейшими городами Российской империи были Санкт-Петербург и Москва.

    Транспорт и система путей сообщения  в России были слаборазвиты и к  тому же носили сезонный характер: летом  преобладал водный путь, зимой —  санный. Основной тягловой силой оставалась лошадь, поскольку паровые машины применялись крайне редко. В  1837 г. была проложена первая железная дорога, соединившая Петербург с Царским  Селом. В 1851 г. вступила в строй Петербургско-Московская железная дорога.

    С конца XVIII - начала XIX в. начинается рост постоянной магазинной торговли, что  сокращает значение ярмарок (но не в  хлебных районах). В середине XIX в. в России действовало до 4 тыс. ярмарок, их них половина — на Украине. Широкое распространение получила торговля вразнос.

    Во  внешней торговле главным партнером  оставалась Англия; 9/10 торговли приходилось  на европейские страны; из восточных  стран постоянным торговым партнером  был Китай, но торговые обороты с  ним были небольшие, в основном «приграничная» торговля.

    Вывоз преобладал над ввозом. В основном это объяснялось протекционистской  политикой государства. В экспорте большую роль играл вывоз хлеба; снижался ввоз промышленных товаров.

    Таким образом, для экономического развития Росси характерно противоречие развитие. С одной стороны, сохранение натурально-патриархального  уклада, использование внеэкономического принуждения, рутинное состояние техники. С другой стороны, расширение товарно-денежных отношений и применение вольнонаемного труда, начало технического перевооружения промышленности. Применительно к новым условиям происходит и формирование социальной структуры общества.

 

  1. Поиски путей  исторического развития России в первой половине XIX века. Реформы Александра I.

    Развитие  государственной системы в первой половине XIX в. в основном происходило  в русле, намеченном в XVIII в.:

  • дальнейшая централизация и бюрократизация государственного аппарата;
  • создание новых высших правительственных учреждений с более четкими подразделениями и функциями;
  • углубление специализации отдельных органов власти и управления;
  • усложнение внутренней организации правительственных учреждений: их структура становилась разветвленной и многоступенчатой, многочисленные подразделения вели обширное делопроизводство;
  • между центральными и местными учреждениями устанавливались более тесные связи — в России впервые появились ведомства.

    Россия  этого периода — абсолютная монархия. Император возглавлял всю систему власти в стране, осуществлял объединение и координацию всех отраслей управления. В этот период монарх начинает рассматриваться не просто как «отец нации», что характерно для всех традиционных обществ, но и как хранитель законности. В это время укрепляется тенденция, берущая начало в петровские времена, согласно которой закон постепенно занимает место обычая и традиции. Игнорирование закона и неуважение к нему начинает трактоваться как преступление (А.Н.Маркова).

    Несмотря  на стремление уважать закон, не меньшее, а возможно, большее значение в  становлении аппарата управления и  его функционировании имела личность императора и его непосредственное окружение. Личностный характер по-прежнему оставался важнейшим в становлении  российской государственности.

    В начале XIX в. инициатором преобразований в сфере государственного устройства и социальных отношений выступил император Александр I (1801-1825). Необходимость с раннего возраста жить на два дома — изысканно-европейский бабушкин и казарменно-солдатский отцовский — привела к тому, что в Александре I воспитались двуличность и подозрительность. Но он был умен, хорошо образован, обладал незаурядными дипломатическими способностями, прекрасными манерами и считался наиболее любезным государем своего времени.

    Характерной чертой александровского царствования становится борьба двух течений - либерального и консервативно-охранительного и лавирование императора между ними.

    Исследователи выделяют в царствовании Александра I два периода:

  1. 1801-1812 гг. - период подготовки реформ и стремление провести широкомасштабные преобразования либеральной направленности;
  2. 1814-1825 гг. - во внутренней и внешней политике стали преобладать консервативные тенденции.

    По  мнению Ю.В. Тота, реформаторская политика в России всегда была обусловлена целым рядом факторов, вследствие чего все реформы в той или иной степени имели общие характерные черты:

  • реформы инициировались «сверху» - самодержцем;
  • реформаторская деятельность всегда наталкивалась на сопротивление достаточно многочисленной «контрреформаторской партии»;
  • судьба реформ всегда находилась в прямой зависимости от соотношения реформаторских и контрреформаторских сил;
  • влияние реформ на последующее развитие страны нередко было двойственным. Успешные, последовательные преобразования предотвращали революционные потрясения, а реформы непродуманные или не доведенные до конца приближали их.

    Большое влияние на реформирование страны оказала  деятельность Негласного комитета (1801-1803), неофициального органа при Александре I, в который вошли друзья императора П.А.Строганов, Н.Н.Новосильцев, В.П.Кочубей, А.А.Чарторыйский. Планы комитета были обширны: от полной реорганизации государственного управления, постепенной отмены крепостного права до введения Конституции в России. Под Конституцией понималось создание представительного учреждения, провозглашение демократических свобод, ограничение посредством закона самодержавной власти.

    С.Ф.Платонов полагал, что преобразования в системе  государственных учреждений, изменения  в крестьянском законодательстве, осуществленные Александром I в первые пять лет его царствования, прямо или косвенно были связаны с деятельностью комитета. Однако с течением времени «…государь, по-видимому, убедился в том, что его друзья, отличаясь благородством стремлений и чувств, мало подготовлены к практической государственной деятельности, не знают России и не в силах осуществить коренное преобразование государственного  общественного порядка».

    Подавляющее большинство проведенных в этот период реформ носило либеральный характер.

    Реформы в области государственного управления:

  1. в 1802г. устаревшие коллеги, которые еще с Петровских времен являлись главными органами исполнительной власти, были заменены министерствами. Эта мера завершила процесс разграничения функций органов государственного управления. Она привела к утверждению системы отраслевого управления, смене коллегиальности на единоначалие, к прямой ответственности министерств перед императором, усилению централизации и укреплению самодержавия. В России начала быстро складываться прослойка бюрократии, всецело зависящей от милости царя и получаемого за службу жалованья. Было учреждено 8 первых министерств: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, финансов, коммерции и народного просвещения и др.;
  2. в 1802 г. был реформирован Сенат, ставший высшим судебным и контролирующим органом в системе государственного управления. Его участие в законотворческой деятельности выразилось в том, что он получил право делать «представления» императору по поводу устаревших законов.

    Постепенно  шел процесс сужения компетенции  Сената, который из высшего органа суда и надзора за представительными  учреждениями превратился в 20-е гг. XIX в. в высший судебный орган. Департаменты Сената являлись высшими апелляционными инстанциями для судов губерний.

    Организационно  в первой половине XIX в. Сенат представлял  собой совокупность ряда полусамостоятельных учреждений — департаментов. В состав каждого департамента входили несколько сенаторов, назначаемых царем, а также несколько генералов, а во главе каждого департамента стоял обер-прокурор. Число департаментов Сената увеличилось до 12. В целом его деятельность была малоэффективной, все попытки реформировать Сенат, принимаемые, в частности, Сперанским, ни к чему не привели.

    Реформы в социальной сфере:

  1. восстановлены Жалованные грамоты дворянству и городам;
  2. расширены права купцов, мещан и казенных крестьян — им разрешили покупать у помещиков незаселенные земли, что разрушило монополию дворянства на владение землей;
  3. улучшилось положение крепостных крестьян — помещики уже не могли, как раньше, ссылать своих крепостных в Сибирь без суда и следствия и получили указание освобождать своих крепостных обязательно с землей (Указ «О вольных хлебопашцах»);
  4. указы 1804-1808 гг. в определенной степени ограничивали крепостное право в Лифляндской и Эстляндской губерниях. Крестьян запрещалось продавать без земли. Они объявлялись наследственными владельцами своих земельных наделов. Их повинности фиксировались определенными комиссиями, вводилось крестьянское самоуправление и крестьянские суды.

    Реформы в области образования:

  1. в 1803г. было издано новое Положение «Об устройстве учебных заведений». В 1804г. Открылись Харьковский и Казанский университеты, Педагогический институт в Петербурге (с 1819г. - университет). В 1811г. Основан Царскосельский лицей;
  2. издан ряд законодательных актов, регламентирующих деятельность учебных заведений. Например: Университетский устав 1804г. предоставил широкую самостоятельность Совету профессоров, разрешив выбирать ректора и деканов;
  3. созданы органы управления просвещением и образованием. 

    Особенно  важную роль в выработке проекта  реформ, направленных на общую демократизацию государственного строя в России, сыграл М.М. Сперанский(1772—1839), выдающийся государственный деятель. Его отличали необыкновенная четкость и логичность мышления, колоссальная работоспособность. Сделав головокружительную карьеру благодаря своим личным качествам к 1807 г. (за четыре с половиной года стал действительным статским советником, обладателем генеральского, по Табели о рангах, чина), Сперанский являлся одним из ближайших советников императора. К концу 1809г. он предоставил Александру I план государственных преобразований «Введение к Уложению государственных законов», по которому:             

  • рекомендовалось дать стране конституцию при сохранении института самодержавия;                                                  
  • важнейшими характеристиками политической системы должны были стать законность, выборность определенной части чиновников и их личная ответственность;                      
  • расширялись политические права купцов, мещан и государственных крестьян, которые наряду с дворянами должны были выбирать Государственную думу и распорядительные волостные, окружные и губернские думы, а также судебные органы;                                  
  • предусматривалось практическое воплощение в жизнь принципа разделения властей, четкое разграничение функций между законодательными, исполнительными и судебными учреждениями. Исполнительная власть должна быть сосредоточена в министерствах. Систему законодательных учреждений должны составлять думы — волостные, уездные, губернские и общегосударственные. Высшей судебной инстанцией становился Сенат. Высшим учреждением при императоре должен был стать Государственный совет, в котором сосредоточивались все законодательные, исполнительные и судебные функции и который становился связующим звеном между императором и всеми государственными структурами. Члены Государственного совета назначались царем.

     Сперанский  не высказывался за немедленную отмену крепостного права, но считал, что с течением времени, ростом промышленности, торговли и культуры в российском обществе оно само естественным образом прекратит свое существование. Из всех предложений Сперанского были приняты лишь несколько:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.