Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Основные идеи труда П.А.Сорокина «Человек. Цивилизация. Общество»

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 18.05.13. Год: 2012. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ГОУ СПБГПУ

Кафедра Международных отношений 
 
 
 
 

Курсовая  работа по дисциплине «Социология»

На тему:

Основные  идеи труда П.А.Сорокина «Человек. Цивилизация. Общество» 
 
 

Выполнила студентка

Группы 2143/6:

Курзаева  Славяна 

Проверил:

Малинов А.В. 
 
 
 
 
 
 
 
 

2010 

Оглавление

Введение 3

1.Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали социальное явление 5

1.1 Природа социального явления 5

1.2. Две стороны социального явления: внутренне-психическая и внешне-символическая 7

1.3.Условия возможности правильного психического взаимодействия 8

2. Классификация актов поведения 10

2.1 Три основные формы актов поведения 10

2.2 Три основные формы реагирования на чужие поступки 11

3.Преступление и подвиг 13

3.1 Преступление 13

3.2 Подвиг 15

4. Наказание и награда 16

4.1 Наказание и награда и их связь с преступлением и подвигом 16

4.2 Условия «вменения» преступления и подвига 16

4.3 Об элементах преступного и услужного акта 18

    4.3.1 О субъекте подвига или услуги (и преступления) 18

    4.3.2 Об объекте услуги (преступления) и его модальностях 19

    4.3.3 О дестинаторах (адресатах) услуга (преступления) 19

4.4 Внешняя однозначность преступления и наказания, подвига и награды 20

4.5  Классификация подвигов и наград (преступлений и наказаний) 21

4.6  Шаблонизация кар и наград 22

5.Влияние кар и наград на поведение человека 23

5.1 Мотивационное действие наград и наказаний 23

5.2 Основные теоремы мотивационного влияния наказаний и наград на поведение людей 23

5.3  Дрессирующее влияние кар и наград 25

6. Социальная роль кар и наград 26

6.1 Социальная борьба как следствие и симптом антагонизма моральных убеждений 26

6.2 Внутригрупповая роль санкций 26

6.3 Внегрупповая роль кар и наград 27

Заключение 28

Список литературы 30 

 

Введение

     Питирим Александрович Сорокин - выдающийся социолог ХХ века, основоположник русской и американской социологических школ.

     Личность  Сорокина - одна из наиболее противоречивых и выдающихся в истории социологии и культурологии.

     Питирим Сорокин - автор 40 книг, неоднократно переиздававшихся в странах Европы, Азии и Америки, множества очерков и более двухсот статей. Его труды переведены на 48 языков мира.

     Разработанная Сорокиным теория существования  суперсистем культуры, изложенная в  четырехтомном труде «Социокультурная динамика», стала одной из наиболее значимых культурологических концепций XX века. Эта работа приобрела славу классической теории в области социологии и культурологии.

     Питирим Сорокин является одним из родоначальников  теорий «социальной мобильности» и «социальной стратификации». В них впервые введены такие термины, как «социальное пространство», «вертикальная и горизонтальная мобильность», ставшие затем общеупотребительными.

     В основу своего научного познания Сорокин  положил принцип интегрализма.

     Значимость  фигуры Сорокина, как это ни парадоксально, все еще не оценена в полной мере ни в американской, ни тем более  в отечественной социологии. Американцы безусловно относят его к числу  отцов-основателей американской социологии, хотя и оставляют за ним лишь роль "заокеанского наставника", "страстного русского оратора". Его имя и сейчас всегда упоминается с искренним пиететом, однако мало кто из современных зарубежных социологов вспоминает о нем как о фигуре, о которой стоит говорить всерьез. На исторической же родине имя ученого долгое время попросту запрещалось произносить вслух. И все же никто не станет отрицать то громадное воздействие, которое оказал Сорокин на развитие современной мысли не только в социологической науке, но и далеко за ее пределами.

     В данной курсовой работе рассматриваются основные положения раннего труда П.А.Сорокина «Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали»(1914), который лег в основу магистерской диссертации П.А.Сорокина и который впоследствии был включен в сборник «Человек. Цивилизация. Общество».

     Несмотря  на то, что труд П.А.Сорокина был написан  почти более 100 лет назад, он продолжает оставаться актуальным и небезынтересным  для изучения и в наши дни, особенно, если есть желание разобраться в причинах многочисленных межэтнических и религиозных конфликтов.

 

       

 
1.Социологический  этюд об основных  формах общественного  поведения и морали социальное явление

1.1 Природа социального явления

     Прежде  чем излагать свои идеи касательно какого либо предмета (объекта), необходимо определиться с его сущностью, дать ему определение. Поэтому П.А.Сорокин  прежде чем приводить социологический  этюд об основных формах общественного  поведения и морали говорит о  природе социального явления. Примечательно, что к этому вопросу социолог подходит со всей свойственной ему  тщательностью и педантизмом, присущих сторонникам системного анализа: последовательно рассматривает разнообразные определения, данные известными социологами (Спенсером, Де-Роберти, Гумпловичем, Дюркгеймом, Зиммелем, Штаммлером и другими), тем самым, во-первых, позволяя читателям убедиться в последовательности собственных воззрений (здесь же можно отметить стремление к объективности), а во-вторых, демонстрируя недюжинную эрудицию и осведомленность в истории освещаемого вопроса. Тем самым социолог пытается сделать более доказательным свое исходное положение о том, что вся общественная жизнь состоит из взаимодействий индивидов.

     Так, П.А.Сорокин говорит о том, что социальное явление — объект социологии — есть прежде всего взаимодействие тех или иных центров или взаимодействие, обладающее специфическими признаками. Однако для полного уяснения этого понятия необходимо ответить на следующие вопросы:

  1. Для того чтобы процесс взаимодействия можно было считать социальным явлением, между кем и чем должно происходить это взаимодействие? Каковы единицы или центры этого взаимодействия? Иначе говоря, каковы специфические свойства социального взаимодействия, позволяющие считать его особым разрядом явлений.
  2. Если так или иначе решен этот вопрос, то спрашивается дальше, безразлична или нет длительность этого взаимодействия для понятия социального явления?  Предполагается ли,  что  только  в длительном и постоянном взаимодействии можно видеть социальное явление, или же оно возникает при всяком взаимодействии, как  бы кратковременно и случайно оно ни было?

     Главнейшие  виды этих ответов, по П.А.Сорокину, сводятся к трем типам: а) или выделяются особые центры этого взаимодействия, не имеющиеся в других видах его, или б) указываются особые свойства социального взаимодействия, отделяющие его от других разрядов последнего, или, наконец, в) комбинируются одновременно оба приема, то есть социальное взаимодействие выделяют как особый вид из родового понятия и путем указания его специфических свойств, и путем указания его взаимодействующих единиц (центров).

     Однако  после последовательных рассуждений  о каждом типе ответов, социолог приходит к выводу о том, что, в сущности, любой из обозначенных выше приемов  сведется к типу В по той причине, что характер центров взаимодействия и характер самого процесса взаимодействия не есть нечто отдельное друг от друга, а неразрывно связанное одно с другим.

     Таким образом, говорит П.А.Сорокин, социальное явление есть социальная связь, имеющая психическую природу и реализующаяся в сознании индивидов, выступая в то же время по содержанию и продолжительности за его пределы. Это то, что многие называют "социальной душой, а другие - цивилизацией и культурой, а третьи определяют термином "мир ценностей", в противоположность миру вещей, образующих объект наук о природе. Всякое взаимодействие, между кем бы оно ни происходило, раз оно обладает психическим характером (в вышеуказанном смысле этого слова) — будет социальным явлением.

     Следующий вопрос, который необходимо разрешить  социологу, заключается в том, чтобы очертить тот мир конкретных "центров" или "вещей", во взаимодействии которых уже налицо психический характер, иначе говоря, необходимо указать некоторые внешние признаки.

     Психическое взаимодействие может быть только там, где взаимодействуют единицы или организмы, одаренные развитой нервной системой.

     Борьба  за существование, приводит пример Сорокин, растений и человека — вещи глубоко различные. То же относится и к размножению, и к питанию. А различны они потому, что в мире людей и высших животных эти биологические функции приобретают новый, а именно психический характер, который их и делает новыми социальными явлениями и объектами специальной науки. Именно это присоединение психики, а не что-нибудь иное заставляет считать их социальными явлениями и дает право для изучения их не только биологу, изучающему чисто жизненные формы данных отношений, но и социологу, изучающему их сознательные, социальные формы.

     Выражаясь кантовским языком, можно было бы сказать, что психическое есть априорная посылка социальных явлений. И это утверждение психического начала является бесконечно важным для всей социологической теории П.А.Сорокина.

     Однако  психологическая интерпретация  основ "социального взаимодействия" несколько сужает все виды общественных взаимодействий или отношений до весьма упрощенной личной связи между двумя индивидами, как единицы взаимной стимуляции и реакции. Причем, эта единица, взятая по линии социальных координат, концептуализируется в понятии "группа", механическая совокупность групп обычно понимается как "общество". Но в родовом смысле именно "взаимодействие" и "группа" являлись в логике Сорокина синонимом понятия "общества". На это обстоятельство справедливо указали некоторые критики его ранней бихевиористической модели - Н. Кареев, С. Солнцев и другие.

1.2. Две стороны социального  явления: внутренне-психическая  и внешне-символическая

 

     Далее П.А.Сорокин рассматривает две  стороны социального явления: внутренне  психическую и внешне-символическую, иллюстрируя все красочными примерами  из истории искусства, литературы для  обеспечения еще большей доказательности  своих суждений.

     Так П.А.Сорокин приводит наиболее характерные  типы социальной символики, сводящиеся к четырем типам:

     а) звуковая символизация (речь, восклицания, пение, музыка и т. д.);

     б) световая, цветовая символизация, почти постоянно соединяющаяся пространственной символизацией (железнодорожная сигнализация, сигнализация военных судов, картины, буквы, надписи и т. д.);

     в) в связи с последней почти постоянно находится предметная символизация ("кресты", "зерцала", "знамена", "гербы" и т. д.);

     г) в качестве особого вида может быть выделена чисто двигательная символизация (мимика, жесты и т. д.).

     Развивая  свою мысль, Сорокин приходит к выводу о том, что все эти символы (звук, свет, цвет, вещи, движения) суть не что иное, как своего рода проводники, подобные телеграфным и телефонным проволокам, посредством которых индивиды сообщаются друг с другом.

     Отсюда  вытекают следующие основные методологические правила исследования социальных явлений:

     1) При исследовании любой категории социальных явлений необходимо строго различать две стороны этой категории:

     а) чисто психическую и б) обусловленную  первой — внешне-символическую.

     2) При объяснении действительной закономерности социальной жизни необходимо учитывать характер закономерности не только психических явлений, но и явлений непсихических, в которых воплощается и через которые объективируется чистая "бесплотная" психика.

     Таким образом, социолог переходит к структуре  социального взаимодействия, которая  определяется впоследствии как связь трех элементов: индивидов (минимум - двух), вступающих в акт взаимодействия и этим обусловливающих поведение друг друга, "проводников" этих действий и "актов" (или действий их). Каждый из перечисленных элементов анализируется им в специальных главах первого тома книги с привлечением широкого круга мировой социологической, психологической и прочей гуманитарной литературы, которая им критически обобщается. Оценка индивидов дается с точки зрения их возможностей в приспособлении к внешней среде, т.е. наличия нервной системы и способности реагировать на стимулы - раздражения, их физического, психического и социального полиморфизма, наличия потребностей, обеспечивающих контакты и т.п.

1.3.Условия  возможности правильного  психического взаимодействия

      

     Говоря  о первом и втором структурном  элементе социального взаимодействия, в этом параграфе П.А.Сорокин уделяет внимание именно проводникам, которые делятся социологом на два типа: материальные и символические. Роль первых покоится на их физических качествах и свойствах, а роль вторых - на символическом значении, которое им приписывается. Иными словами, проводники - это ряд явлений, в которых объективируется поведенческая цепь "стимул - реакция". Эти явления, по Сорокину, имеют громадное значение для понимания социальной жизни, ибо насыщенность проводниками существенно изменяет различные аспекты взаимодействия, социального пространства и времени, как форм, в которых оно протекает. Насыщенность определенного природно-географического пространства множеством социальных проводников: железнодорожной, телеграфной, телефонной связью и т.п. сокращает социальное пространство.

     Кроме того описывается механизм развития психического переживания, проходящего  через 3 стадии: а) сначала оно является чистой психикой, б) затем превращается в непсихическую форму — в символ, в "раздражитель" и, наконец, в) снова получает психическое бытие в воспринявшем субъекте.

     Отсюда  логически вытекает необходимое  условие для возможности правильного  психического взаимодействия: наличность одинакового проявления одинаковых психических переживаний различными членами группы; где этой тождественности нет, хотя бы и были налицо высокая психика и "воспринимающие аппараты", — нет и психического взаимодействия, и тем самым и социальной группы как некоторого надындивидуального единства.

     Резюмируя положения первой главы, Сорокин  предлагает основные выводы:

     1)социальное явление дано там, где дано психическое взаимодействие между теми или иными центрами;  

     2) таковыми центрами являются люди и высшие животные, обладающие развитой нервной системой;

     3)каждое психическое взаимодействие имеет две стороны: одну внутреннюю — чисто психическую; другую — внешнюю — символическую; первая для нас непосредственно не дана, а дана всегда лишь в виде символов;

     4)каждый из бесчисленных психических процессов, возникающих между двумя или большим числом членов общения, при своем переходе от одного субъекта к другим необходимо должен пройти через этап "овеществления" или символизирования;

     5)ввиду этого для возможности правильного психического общения — и тем самым взаимодействия внутри социальной группы — помимо других условий необходимо еще одинаковое понимание самих символов, объективирующих душевные состояния. Где этой тождественности со всем нет — нет там, по существу, и социальной группы. Где степень ее очень низка — там низки и слабы и психические связи, скрепляющие одних членов с другими.

 

       

 
2. Классификация актов поведения

2.1 Три основные формы  актов поведения

 

     Эту главу П.А.Сорокин посвящает подробному скурпулезному анализу третьего структурного элемента социального взаимодействия – актов, или действий.

     Прежде, говорит Сорокин, чем проводить некую классификацию актов, или действий, необходимо понять и проанализировать те психические переживания, которыми сопровождается то или иное действие. И в соответствии с этим Сорокин указывает две основные категории, под которые могут быть подведены все человеческие действия: «делание» чего-нибудь и «неделание» чего-нибудь. Вторые, в свою очередь, распадаются еще на 2 категории: акты терпения (акты активные, состоящие именно в терпении ряда воздействий, исходящих от других людей) и акты воздержания (акты пассивные, состоящие в воздержании от каких-либо действий).

     Далее, по Сорокину, все акты каждого из разрядов по характеру психических  переживаний делятся на 3 основные категории:

     Акты "дозволенно-должные", которыми являются поступки, соответствующие представлениям "должного" поведения, атрибутивно-императивным переживаниям. Это суть или акты осуществления прав, или акты осуществления обязанностей. Если поведение кого-нибудь соответствует тем правам и обязанностям, которыми я или другой его наделяет, то его поведение в моих глазах или в глазах этого другого есть поведение должное, если оно не соответствует — то оно перестает быть таковым. То же самое получится и с точки зрения другого человека.

     Акты "рекомендуемые". Такими актами для  каждого человека будут акты, не противоречащие его представлениям дозволенно-должного поведения, но представляющие сверхнормальную роскошь, избыток  над необходимым минимумом "доброго" поведения, каковым является дозволенно-должное поведение, и потому всегда желательные. Эти акты добровольны и потому не носят в себе никакого элемента обязанности.

     Акты  "запрещенные" или  "недозволенные". Такими актами для каждого  будут  те  акты,  которые  противоречат  его  представлениям "должного" поведения и нарушают его "должную" норму поведения (акты, противоречащие атрибутивно-императивным переживаниям).

     Эти категории — категории, по мнению П.А.Сорокина, чисто "формальные". Хотя они и даны в сознании каждого человека, но эта наличность их еще не обусловливает тождественности "содержания" каждой категории у различных людей. Один может считать "должным" один шаблон поведения, а другой — иной. Сообразно с этим неодинаковыми будут и те акты, которые каждый из них будет считать рекомендуемыми и запрещенными, как совершенно справедливо замечает социолог.

2.2 Три основные формы реагирования на чужие поступки

 

     В этом параграфе П.А.Сорокин продолжает рассуждать о действиях, или актах. Однако, если в первом параграфе давалась классификация актов с точки зрения самого субъекта социального взаимодействия – собственно индивида (причем, что немаловажно, идет оценка индивидом своих же собственных действий), то здесь приводится классификация актов с точки зрения реагирования индивида на акты другого субъекта взаимодействия. В соответствии с этим Сорокин выделяет следующие формы реагирования на «чужие» акты:

     1)Акты, воспринимаемые людьми как «должные», не вызывают ни переживаний вражды, ни ненависти, а равно ни особенной любви и симпатии к ним самим и к их исполнителю, они воспринимаются просто как «дозволенно-должные» (иное слово трудно найти), как нормальные, и только. Сама форма актов не вызывает в людях ни отвращения-отталкивания,   ни   притяжения-любви.   Они   нормальны,   справедливы, а потому  положительны,  и только. Сорокин приводит наглядный пример: «Лавочник дал  мне  фунт  хлеба, я заплатил ему 7 копеек. Акт лавочника для меня просто нормальный, должный и ничего больше, а сам он не вызвал во мне по своему адресу ни особенной любви и симпатии, ни ненависти и вражды.»

     2)Иное переживание возникает в ответ на акты «рекомендуемые». Здесь индивид, в ответ на подобный акт, испытывает по адресу его субъекта особенное благорасположение, благодарность и любовь, симпатию и желание и ему, в свою очередь, оказать ту же услугу. Сам же акт нам кажется чем-то желательным и притягивающим.

     3)Наконец, в ответ на акты запрещенные люди реагируют в форме переживаний и актов вражды,  недружелюбия и ненависти по адресу его субъекта; в людях самопроизвольно возникает желание отпарировать его незаконное покушение и отомстить за его попытку. Сам же акт вызывает   в людях переживание отвращения   и отталкивания  к такой форме поведения.

     Иначе, рассуждает Сорокин, акты должные кажутся нам всегда нормальными, справедливыми и потому морально положительными; акты запрещенные — морально отрицательными и поднормальными; акты рекомендуемые — сверхнормально-положительными, своего рода моральной роскошью.

     Т.е. если предельно обобщить, что справедливо  следующее: каким является каждый из человеческих актов — такую же реакцию он вызывает. Эта реакция происходит самопроизвольно и спонтанно.

     Само  собой разумеется, подчеркивает П.А.Сорокин, что установленная классификация как самих актов, так и форм реагирования на них не есть классификация по конкретному содержанию самого акта и реакция на него, но это есть классификация по форме психических переживаний. Какой акт является для кого-нибудь запрещенным, рекомендуемым или должным, а соответственно с этим на какие акты он будет реагировать нормальным, поднормально-враждебным и сверхнормально-любовным образом — это зависит от всего характера психической жизни, убеждений и мировоззрения индивида, создаваемых различными факторами. Содержание каждого разряда как акций, так и реакций, как уже выше было указано, может быть различным для различных индивидов, но сама наличность указанных разрядов и описанных форм реагирования на каждый из них дана в поведении каждого человека.

     Установив эти три разряда актов и  три разряда реакций на чужие  акты, воспринимаемые то как должные, то как рекомендуемые, то как запрещенные, теперь для краткости Сорокин обозначает каждый из них соответственными терминами. Акты рекомендуемые он называет «подвигом» или услугой, а реакцию на них со стороны другого, воспринимающего их именно как акты рекомендуемые, - «наградой». Акты запрещенные определяются как «преступление», реакция на них, понимаемая другими именно как акты запрещенные, — «наказание». Акты «дозволенно-должные» и вызываемую ими реакцию можно называть просто дозволенно-должными. Таким образом, получаются три пары актов и вызываемых ими реакций:

     преступление  — наказание,

     подвиг  — награда,

     «дозволенный» акт — «должная» реакция.

 

       

 
3.Преступление и подвиг

3.1 Преступление

 

     В этой главе П.А.Сорокин подробно останавливается уже на таких  определенных им понятиях, как преступление и подвиг.

     Что касается преступления, то раскрытие  этого понятие происходит свойственным для Сорокина образом: изначально он приводит уже существующие определения  преступления (предложенные в рамках разнообразных теорий), систематически указывает на недостатки и неточности этих определений и, тем самым, опровергает и критикует их, выводя свои собственные определения. Таким образом, как уже было отмечено выше, Сорокин позволяет читателю убедиться в строгой доказательности и последовательности своих мыслей.

     Важным  замечанием является для социолога  тот факт (как, впрочем, и для понятия  социального взаимодействия), что  преступление неразрывно связано с  человеческой психикой и не существует вне ее. «Преступным», по мнению П.А.Сорокина, будет и может быть тот или иной акт не сам по себе, а лишь в том случае, когда в психическом переживании кого-нибудь он квалифицируется как преступный. Если бы мы, говорит ученый, попытались исключить эту чисто психическую природу преступления — мы бы не усмотрели в актах ничего, кроме простых актов, то есть движений двух или большего числа тел, имеющих определенную форму, определенную скорость и т. п. В этом случае поступки людей были бы тем, чем они являются в глазах физика, изучающего их «как частные виды взаимодействия двух или большего числа тел», как частный случай сложного взаимодействия, изучаемого вообще механикой.

     Там, где нет психики, еще раз подчеркивает Сорокин, нет и преступных форм взаимодействия и взаимоотношения. Где нет индивида, одаренного психической жизнью, нет и не может быть никаких преступных актов. Не в том или ином характере акта заключается его «преступность», а в том, что этот акт кем-нибудь психически переживается как преступный, как запрещенный.

     Из  всего вышесказанного П.А.Сорокин  приходит к следующим выводам:

     1) преступление может быть только психическим явлением, и класс преступных явлений есть класс специфических психических процессов, переживаемых тем или иным индивидом;

     2) определить признаки преступления — это значит отметить признаки специфического класса психических переживаний;

     3) так как психические переживания даны только в индивиде, то при определении преступления и преступных деяний можно стоять только на точке зрения того или иного индивида, то есть точкой отнесения неизбежно становится индивид. Тот или иной акт может быть преступлением лишь с чьей-нибудь точки зрения, то есть или индивида, или группы индивидов;

     4) для каждого индивида преступными будут те акты, действительные или воображаемые, свои или чужие, которые возбуждают в нем соответственные специфические переживания.

     Из  этих положений, в свою очередь, вытекают такие правила:

     1) нельзя искать признаки «преступности» в самом содержании или в материальном характере тех или иных актов. Нет ни одного акта, действительного или воображаемого, который по своей материальной природе был бы преступным или запрещенным;

     2) хотя преступные акты и причиняют в большинстве случаев то или иное страдание, но логическим моментом, делающим их преступными, являются не страдания, а то, что они возбуждают специфическое душевное переживание;

     Итак, для того чтобы определить класс  преступных актов, необходимо охарактеризовать те признаки специальных психических переживаний, наличность которых в «душе» индивида и обусловливает собою квалификацию им тех или иных актов как актов преступных.

     В каждом преступном акте, по мнению Сорокина, даны по меньшей мере два элемента психической жизни: а) представление «запрещенного» акта и б)отталкивательная эмоция.

     Общим признаком всего класса преступных актов и преступного поведения (с точки зрения любого индивида) будет признак противоречия их с поведением и актами, осознаваемыми как «дозволенно-должные».

     Если  один и тот же акт или ряд  актов будет противоречить шаблону «должного» поведения целой группы лиц, то этот акт будет преступлением для всей этой группы лиц. А так как группы взаимодействующих индивидов известны под различными названиями: то тотемического клана, то рода, то семьи, то церкви, то научного общества, то государства — то тем самым могут быть даны акты, преступные с точки зрения тотема, рода, семьи, государства, церкви и т. д., лишь бы они вызывали в психике их членов соответственные переживания. Такова сущность и определение актов, являющихся преступными с точки зрения коллектива.

3.2 Подвиг

     П.А.Сорокин  определяет подвиг как совокупность актов (как своих, так и чужих), которые, во-первых, не противоречат нашим «должным» шаблонам, во-вторых, выходят по своей «добродетельности» за пределы «обязанности», в силу этого они добровольны, и никто не может притязать на них, а равно выполняющий их не сознает себя «обязанным» выполнять их. Следовательно, три черты характеризуют услужный акт:

     1) его непротиворечие с переживанием «долженствования». В силу этого он всегда рассматривается как морально-положительный, в противоположность преступным актам, всегда квалифицируемым как акты морально-отрицательные. Это происходит в силу того, что «должные» шаблоны поведения в силу «долженствования» всегда являются нормой и мерой «справедливости». Долженствование есть синоним справедливости. А поэтому раз услужные акты (подвиги) не противоречат должным, а, так сказать, представляют высшие сверхнормальные степени справедливости, то, понятно, они не могут квалифицироваться в качестве морально-отрицательных. Преступные же акты, противоречащие должным актам, всегда должны переживаться как акты несправедливые и морально-отрицательные;

     2) его «сверхнормальностъ», или избыток «добродетельности». Эта черта выражается в том, что притязать на эти акты или вменять их в обязанность нельзя;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.