Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Понятие о психических состояниях в современной психологической литературе

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 18.05.13. Год: 2012. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ГОУ ВПО  
«ПОМОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 
имени М.В. Ломоносова 
Факультет психологии 

 
  
  
 
 

 
  
Курсовая работа по психологии 
  
Понятие о психических состояниях в современной психологической литературе  
  
  
 
 
 
 
 
 

                      Выполнила: 
                      студентка I курса, факультета психологии, 12 группы 
                      Серегина Светлана Анатольевна                                                                                            Научный руководитель: 
                      Леус Эльвира Викторовна

 
  
  
Архангельск, 2009 

Оглавление 

Введение…………………………………………………………………………3

Глава I. Категория «психические состояния» в современной

 научной  литературе.

    1. Содержание понятия «психические состояния» в

 исторической  перспективе……………………………………………………..5

    1. Содержание понятия «психические состояния»  в психологии………….9
    2. Классификация  психических  состояний……………..………………….15
    3. Современные исследования психических состояний……………………21

    Заключение………………………………………………………………....25

    Выводы……………………………………………………………………...26

    Литература………………………………………………………………….27 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение.

Психическое состояние — это сложное и многообразное достаточно стойкое, но сменяющееся психическое явление, повышающее или понижающее жизнедеятельность в сложившейся ситуации. 

Психические состояния являются сравнительно новым  и малоизученным психическим явлением, Наряду с другими психическими явлениями психические состояния выступают как один из компонентов психики.

       Проблема психических состояний, впервые выделенная Н.Д. Левитовым, до настоящего времени остается недостаточно разработанной. Исследованиями Н.Д. Левитова, Ю.Е. Сосновиковой, А.Н. Леоновой, Л.Г., Дикой, Е.П. Ильиным и др. были установлены ряд важнейших закономерностей и механизмов, касающихся феноменологии, структуры, функций, динамики психических состояний. Наряду с достижениями в изучении психических состояний имеется ряд областей психологии и, прежде всего, в педагогической и психологии развития, где исследования единичны[12].

     Недостаточная изученность психических состояний  ограничивает возможности их диагностики, прогноза развития, изменчивости или устойчивости, затрудняет учет влияния состояний на поведение, деятельность и межличностные отношения. Остаются мало исследованными социальные и социально-психологические причины благоприятных и неблагоприятных состояний, а также потенциалы личности, позволяющие регулировать состояние.

Цель: раскрыть понятие психические состояния

Задачи:

1.Раскрыть  понятие «психические состояния»  с точки зрения современной  психологии

2.Раскрыть  понятие «психические состояния»  в историческом аспекте

3.Раскрыть содержание категории «психические состояния»

Объект: психические состояния человека

Предмет:  Раскрыть содержание категории «психические состояния» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I.  Категория «психические состояния» в современной научной литературе.

1.1 Содержания  понятия  "психические состояния" в исторической перспективе.

     Одним из первых упоминаний о специфическом  состоянии "души" является упоминание о состоянии "нирваны" в древнеиндийской  литературе. В ней были впервые  осуществлены первые попытки классификации психических состояний.

     В IV веке Гераклит отметил противоречивый характер определения понятия "состояния" и его содержание. Он указывал, что само слово "состояние" свидетельствует о постоянстве, устойчивости этого психического феномена. Однако в то же время он отмечал динамичность процессуальный характер психического состояния и полагал что "состояния души" могут переходить из одного качества в другое.  В более поздний исторический период представители эллинистической науки разделились на два лагеря: детерминистов и индетерминистов. Первый - Алкмеон, Эмпедокл, Демокрит и др.- считали, что психические состояния как состояния души человека обусловлены воздействием внешних и внутренних факторов. Вторые - Сократ, Платон и их последователи - заверяли, что состояния души  человека индетерминированы[12].

     Одним из первых ученых древности, высказавших  идею о состояниях и их отклонении от нормы, был великий  философ и врач древности Гиппократ. Он полагал, что патологический процесс, и в том числе патологические состояния психики, - это защитная реакция, которая имеет целью восстановление функции, возврат ее к прежнему, нормальному состоянию и к восстановлению организмом утраченного равновесия. Особенность такого процесса во многом определяет специфику, в частности, психического состояния.

     К IV в. до н.э. относятся некоторые другие попытки классификации психических  состояний. Стоики, эпикурейцы и перипатетики выделяли не только состояния удовольствия, страдания,  желания, страсти, страха, но и "напряженность пневмы" как одну из форм состояния души, подчеркивая, что эти состояния могут, быть связаны с неправильными суждениями об окружающем мире.

     Наиболее  четкое представление   о психических состояниях  в то время было у Аристотеля. Он считал, что психические состояния - это особые состояния души, выделял их в самостоятельную психологическую категорию и подчеркивал связь между ними и характеристиками телесного субстрата. Аристотель разделял понятия психического состояния и психической деятельности и допускал, что психические состояния развиваются под влиянием внешних воздействий.

     В конце I - начале II тысячелетия нашей  эры великий ученый Авиценна указывал, что эмоции представляют собой определенные формы "животной силы", и подчеркивал  их связь с телесными изменениями. Ему же по существу и принадлежит идея соединить медицину с психологией, т.е. учитывать состояния души человека при оценке его болезненных телесных расстройств. Эта идея занимала в трудах Авиценны большое место.

     В средние века в Европе господствовали эмпирико-натуралистические взгляды на психические состояния. В частности высказывались мысли о том, что способность души сохранять достигнутое состояние зависит от состояния "материи", которое может "сжиматься" и "расширяться". Соответственно при "сжатии" материи наблюдается состояния возбуждения, напряжения, а при ее расширении - состояние расслабления, успокоения.

     В эпоху средневековья и особенно в эпоху Возрождения намечается отход от подобных упрощенно-натуралистических    воззрений, и уже Декарт считал, что психические состояния как явление, сопровождающиеся изменениями в поведении, мимике и в состоянии внутренних органов человека, вполне могут стать предметом объективного научного исследования.  В  XVIII-XIX вв. продолжались попытки классифицировать психические состояния. Так Вундт предложил дихотомический принцип, на основе которого в каждом психическом состоянии выделял две группы: напряжение - расслабление, возбуждение - успокоение. Следует полагать, что этот принцип исторически связан со взглядами  Спинозы на аффективную жизнь человека.

     Дарвину и Джемсу принадлежат тщательные описания внешних проявлений психических  и, прежде всего эмоциональных состояний. Более того, Джемс полгал, что  психические состояния (а психические  состояния он относил к состояниям сознания) являются главным предметом психологический науки в целом.

     Развитие  идей о саморегуляции психической  деятельности привело в середине   XIX в. к тому, что И.М.Сеченов выдвинул принцип обратной связи в формировании и течении психических состояний, ставших впоследствии одним из важнейших принципов системной организации психической деятельности человека.

     Существенный  вклад в исследование объективных  характеристик психических состояний  и в том числе состояний  психического напряжения, тревоги, страха, внесли русские ученые первой четверти XX в.. В работах В.М.Бехтерева и его учеников содержатся не только описания феноменологии эмоциональных состояний, протекающих на фоне общего психического напряжения, но и методологически правильные  адекватные подходы к их объективному изучению[12].

     Уже в начале XX столетия в обширной проблематике изучения психических состояний  наметились отчетливые социо-культуральные, философско-психологические, психоаналитические, психосоматические и некоторые  другие направления.

     К концу первой половины  XXв. Общие задачи изучения психических состояний были достаточно полно сформулированы в монографии Д.Н.Левитова. Большой заслугой  Н.Д.Левитова [7] является то, что он привлек внимание психологов к проблеме психический состояний как особой категории психического и осветил место и значение этой категории среди других психических понятий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Содержание понятия категории «психические состояния»

в психологии. 

     Исследования  в области поведения и деятельности человека поставили вопрос о необходимости интегральной оценки психической сферы для объяснения причин того или иного поведения человека.

     Выделение двух категорий психических явлений  поставило перед специалистами  проблему «разорванности», функциональной несвязанности психических процессов и психических свойств. В одних и тех же ситуациях у разных людей регистрируются различия в протекании психических процессов, а у одного человека одна и та же ситуация может вызвать разное реагирование и поведение. Какая связь, зависимость между психическими процессами и психическими свойствами? Используя положения теории систем, представим категории психических явлений в качестве структурных элементов психики, но как они связаны между собой, как происходит функциональная взаимосвязь между ними? Таким образом, встал вопрос о необходимости выделения третьей категории психических явлений, функционально связывающей две предыдущие.

     Позиции специалистов по проблеме психических  состояний и соответствующие  им определения можно свести к одному из трех направлений.

     В рамках первого направления психическое состояние рассматривается как совокупность показателей психической сферы человека, характеризующих личность в данный момент времени. Так, Н.Д. Левитов определяет психическое состояние следующим образом: «Это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений деятельности, предшествующего состояния и психических свойств личности»[7]. Обосновывая такое толкование психического состояния, им затрагивается вопрос о термине «состояние», выделяется четыре значения этого термина: 1) временное положение, в котором кто-нибудь, что-нибудь находится; 2) звание; 3) наличие чего-либо (например, имущественный ценз); 4) готовность к действию. И как отмечает автор: «Несомненно, только первое значение адекватно психическому состоянию». Таким образом, психическое состояние – временная (на каком-то отрезке времени) характеристика психической деятельности (функционирования психики) [12].

     В рамках этого направления существуют и другие определения психического состояния, но главное в них одно: состояние раскрывается как некоторая  интегральная характеристика психики  в конкретный (актуальный) момент времени. Нужно отметить, что такое толкование психического состояния самое распространенное в психологической литературе. Как отметил Е.П. Ильин[5], такие описательные определения не проясняют вопроса о механизмах протекания состояния.

     В рамках второго направления психическое состояние рассматривается как фон, на котором разворачивается психическая деятельность, уровень и направленность психической активности личности. Явление психического состояния выводится из понятия тонуса – «уровня активности-пассивности нервно-психической деятельности». Психическим эквивалентом тонуса рассматривается психическое состояние как общий фон всей психической деятельности. Такой подход связан с представлениями о функционировании мозга, интегральным проявлением которого является уровень активации центральной нервной системы. Это объективная составляющая психического состояния. Вторая составляющая – это отношение субъекта (субъективная оценка значимости ситуации или предмета, на который направлено сознание человека), выражающееся в переживаниях человека, связанных с предметами или особенностями деятельности. В многочисленных прикладных исследованиях показана тесная функциональная связь между субъективной значимостью ситуации, уровнем активации, скоростью, точностью и стабильностью протекания психических процессов и выраженностью проявления психических свойств. Установлено, что содержательная сторона ситуации избирательно влияет как на психические процессы, так и на психические свойства. При таком подходе психическое состояние обеспечивает структурную и функциональную организацию тех компонентов психики, которые в данный момент развития ситуации выполняют функцию активного взаимодействия человека с внешней средой. Следует отметить, что подобной трактовки психического состояния придерживались С. Л. Рубинштейн, В. Д. Небылицын, Т. А. Немчин и др[3].

     В рамках третьего направления психическое состояние рассматривается как системная реакция психики человека на изменения условий. Используя положения теории функциональных систем, наиболее полно и последовательно этот подход представлен Е. П. Ильиным[5]. В основе жизнедеятельности живого организма лежат механизмы приспособления, целенаправленности и самосохранения. Если психическое состояние – неотъемлемая составляющая жизнедеятельности человека, то в его определении должны быть отражены закономерности реализации этих механизмов. В самом широком смысле под состоянием человека понимается «реакция функциональных систем на внешние и внутренние воздействия, направленная на получение полезного результата». Под реакцией имеется в виду любой ответ возбудимых систем на внешние и внутренние стимулы. Полезный же результат выражается в совокупности двух целей: биологической – сохранение целостности организма и обеспечение жизнедеятельности в данных условиях; социальной – достижение цели деятельности. Прежде всего речь идет о биологической целесообразности возникновения того или иного состояния, но в конкретных ситуациях человек может произвольно направить реакцию функциональной системы в направлении, нужном для достижения результата деятельности, подчас даже в ущерб здоровью. Специально подчеркивается, что состояние как реакция – это причинно обусловленное явление, реакция не отдельных систем или органа, а личности в целом, с включением в реагирование как физиологических, так и психических уровней управления и регулирования. Е. П. Ильиным дается следующее определение психического состояния: «это целостная реакция личности на внешние и внутренние стимулы, направленная на достижение полезного результата»[5]. При этом выделяются психологическая сторона состояния – переживания и чувства, и физиологическая – изменение физиологических функций. Изменение же физиологических функций полностью зависит от уровня активации в данный момент и проявляется в степени мобилизации функциональных возможностей. Таким образом, можно заключить, что психическое состояние как результат целостной приспособительной реакции личности в ответ на изменения внешних и внутренних условий, направленной на достижение полезного результата, проявляется в переживаниях и степени мобилизации функциональных возможностей. В таком понимании психического состояния раскрывается содержательная сторона этого явления, дающая представление о принципах его детерминации[5].

     Изменение внутренних условий происходит под влиянием внешних условий, текущих функциональных возможностей и совокупности психологических особенностей человека. Внешние условия по принципу детерминизма преломляются через индивидные и личностные особенности, обусловливая индивидуальность ориентировочно-гностического процесса (анализ ситуации), который заканчивается оценкой трудности ситуации. Под оценкой трудности ситуации понимается субъективная оценка вероятности достижения цели, проще говоря «уверенности-неуверенности» в достижении цели. Оценка трудности в соответствии с актуализацией конкретного мотива в данной ситуации запускает механизмы приспособления к ситуации и изменяющимся условиям (так при константности ситуации со временем изменяются текущие функциональные возможности). Результатом такой приспособительной реакции личности оказываются критерии удовлетворительного достижения цели, определенный уровень активации и переживания. Следствием такой приспособительной реакции оказываются конкретные характеристики протекания психических процессов и выраженность проявления психических свойств личности.

       Все три приведенных подхода понимаем психичекое состояние соответствуют сути явления. Психическое состояние как приспособительная реакция заключается в изменении уровня активности нервной системы и переживаниях, а это есть фон, который предопределяет особенности протекания психических процессов и выраженность проявления психических свойств. Результат же такой приспособительной реакции есть характеристика психической сферы человека в данных условиях в конкретное время.

     Термин  «состояние» в научном обиходе  имеет два значения – характеристика и неотъемлемое свойство явления. Применительно  к предмету психологической науки  следует также выделять два значения термина «состояние» применительно к человеку[12].

     1. Состояние как характеристика – это состояние объекта исследования – внимания, психомоторики, сознания и т. д., в том числе и психики в целом – состояние психики. Состояние психики – ситуативная интегральная, комплексная, целостная и т. п. характеристика психической сферы человека. И такой термин широко используется в психиатрии.

     2. Состояние как неотъемлемое, атрибутивное свойство психики человека есть форма существования психики, функционально связывающая две остальные категории психических явлений – психические процессы и психические свойства. Особенности функционирования психики в конкретный момент времени есть следствие психического состояния. Конкретные проявления психической сферы человека есть характеристики его психического состояния. Именно в психическом состоянии проявляется диалектика изменчивости и устойчивости, объективности и субъективности, непроизвольности и произвольности, прошлого и будущего.

     Таким образом, психическое состояние (состояние  субъекта) детерминирует количественные и качественные характеристики психических процессов, выраженность проявления психических свойств, субъективных проявлений состояния – чувств, переживаний, настроения. Интегральной же характеристикой психической сферы человека в конкретный момент времени является состояние психики (состояние объекта). Состояние как категория – причина конкретного функционирования психической сферы, а состояние как характеристика – следствие функционирования психики человека[12]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3. Классификация психических состояний. 

Научное изучение любого явления начинается с описания его конкретных проявлений и обобщения данных, т. е. классификации. Необходимость классифицировать изучаемое явление это своего рода упорядочивание разнообразных фактов проявления изучаемого явления, на основе которого становится возможным выделение общих положений его существования – структуры, функций, компонентного состава. Только на основании выделения общих положений можно решать проблему принципов и механизмов протекания психических состояний. Представление же о механизме существования явления обеспечивает методическую базу для его экспериментального исследования. Последовательно рассмотрим классификации, структуры и функций психического состояния.

Н. Д. Левитов отмечает, что любой  признак может быть положен в  основу классификации психических  состояний. При этом он отмечает, что  «чистых» состояний не бывает, речь может идти о преобладании в состоянии  того или иного психического явления. Однако не всегда представляется возможным определить доминирование одного компонента. Выделяются моносостояния и полисостояния: первые характеризуются одним-двумя проявлениями психики, доминирующими в данный момент – аффективные состояния (страх, злоба, зависть), интеллектуальные (сомнения, задумчивость); вторые характеризуются сложным многокомпонентным содержанием (ответственность, утомление) [7].

Психические состояния различают по длительности: оперативные, длящиеся секунды-минуты; текущие – часы-дни и длительные – недели-месяцы и даже годы. Выделяются психические состояния нормы и патологии. Первые характеризуются единством, уравновешенностью, соподчиненностью, повторяемостью структурных характеристик, адекватностью психического отражения и регулирования. Такие состояния рассматриваются как гармонические. Нарушения в перечисленных характеристиках ведут к нарушению функции отражения и регулирования, негармоничности функционирования психики и как результат провоцируют развитие патологических психических состояний. Также выделяются пограничные психические состояния: неврозы, психопатии. С точки зрения влияния на результаты деятельности психические состояния также подразделяют на две группы – положительные и отрицательные[17].

Ряд классификаций психического состояния построены на выделении: уровней активации ретикулярной формации; уровней психической активности сознания. Показано, что интенсивность функционирования ретикулярной формации тесно связана с уровнем сознания и продуктивностью деятельности. По показателям активности сознания выделяется: состояние измененного сознания; состояние повышенной психической активности; состояния средней (оптимальной) психической активности; состояния пониженной психической активности; состояния перехода от активности (бодрствования) ко сну; сон со сновидениями (бодрый сон); глубокий сон (медленный); утрата сознания. На основании выделяемых уровней сознания предлагаются качественные классификации психических состояний.

На  уровне оптимальной психической  активности наблюдается полное сознание, характеризующееся концентрированным, избирательным, легко переключающимся вниманием и высокой продуктивностью мнемических процессов. При отклонении от этого уровня в ту или иную сторону происходит ограничение сознания за счет сужения внимания и ухудшения мнемических функций, нарушается принцип гармоничности функционирования психики. Патологические состояния не имеют уровня средней активности, все расстройства психики происходят, как правило, на фоне значительного отклонения активности от индивидуально-оптимального уровня в сторону понижения или повышения. Измененные состояния сознания также характеризуются значительным отклонением от индивидуального оптимума уровня активности и возникают при воздействии на личность различных факторов: стрессовых; аффектогенных; невротических и психических заболеваний; гипнотических; медитационных.

Исходя  из идеи уровня психической активности состояния подразделяются на относительно равновесные (устойчивые), имеющие средний (оптимальный) уровень психической активности, и состояния неравновесные (неустойчивые), характеризующиеся соответственно более высоким или низким уровнем активности относительно среднего уровня. Первые проявляются в предсказуемом поведении, высокой продуктивности деятельности, комфортности переживаний. Вторые возникают в особых условиях жизнедеятельности (в критических, сложных и трудных периодах и ситуациях), подчас обусловливают развитие пограничных и патологических состояний.

По  преобладанию (выраженности) одной  из характеристик психического состояния предлагается состояния делить на классы: класс состояний, выделяемых по активационным характеристикам, – азарт, вдохновение, деятельное состояние, состояние вялости, апатии; класс состояний, выделяемых по тоническим характеристикам, – бодрствование, утомление, сон, терминальное состояние; класс состояний, выделяемых по тензионным характеристикам, – состояние созерцания, монотонии, стресc, фрустрации, предстартовая лихорадка; класс состояний, выделяемых по эмоциональным характеристикам, – эйфория, удовлетворение, тревога, страх, паника; класс состояний по уровню активности – это состояния мобилизации – недостаточная, адекватная, избыточная; класс депрессивных состояний; класс астенических состояний.

Все классификации основаны на тех или иных проявлениях психического состояния человека. Обобщая положения разных классификаций, выделим главное: уровень активации нервной системы; уровень активности сознания; преобладающее проявление реагирования на ситуацию; устойчивость-неустойчивость состояний; кратковременность-длительность состояний; положительность-отрицательность влияния на деятельность состояний; нормальность-патологичность состояний.

Поскольку психическое состояние рассматривается  целостным психическим явлением, более того, выделяется как категория психических явлений, необходимо решение вопросов о его структурно-функциональной (системной) организации. Это вопросы теории и методологии проблемы психических состояний. От решения этих вопросов во многом зависят концептуальные подходы как к пониманию, так и к диагностике психического состояния.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.