Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Повышение конкурентоспособности продукции фирмы

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 18.05.13. Год: 2012. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное общеобразовательное учреждение высшего 

профессионального образования

«Хабаровская  государственная академия экономики  и права»

Факультет «Менеджер»

Кафедра ЭПМ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по теме: Повышение конкурентоспособности продукции фирмы 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: студентка 3 курса

Группы  ММ-71

Горюн Виктория

Проверила: Савватеева Ольга Петровна 
 
 
 

Хабаровск 2009

 

Оглавление

Введение………………………………………………………….………………3

1. Конкурентоспособность  продукции как экономическая  категория…….…5

2. Факторы, определяющие  конкурентоспособность товаров  и услуг……….8

3. Критерии и  показатели конкурентоспособности……………………...……12

4. Методы оценки  конкурентоспособности продукции………………………17

5. Пути повышения  конкурентоспособности продукции  предприятия……...21

Заключение.............................................................................................................25

Список  использованных источников..…………………………………………..27  

          Введение 

     Проблема  качества и конкурентоспособности  продукции носит в современном  мире универсальный характер. То, насколько успешно она решается, во многом определяет уровень экономической и социальной жизни любой страны, практически любого потребителя. Выбор темы настоящей работы обусловлен чрезвычайной актуальностью для всех стран мирового хозяйства проблемы повышения конкурентоспособности, как самих хозяйствующих субъектов, так и создаваемой ими продукции.

     Формирование  потенциальной возможности хозяйствующих субъектов к конкурентной борьбе и достижению эффективных результатов в сегодняшних условиях осложняется в связи с необходимостью постоянного приспособления к изменяющимся условиям, что требует, в свою очередь, поиска научно-обоснованных концепций функционирования и развития предприятия, повышения его конкурентоспособности. Разработка таких концепций обуславливает необходимость глубокого исследования как самой экономической категории конкурентоспособности, ее особенностей и признаков, так и сущности влияния общемировых тенденций, политических факторов, особенностей конкретно-исторической стадии развития на процесс ее формирования и совершенствования. Т. е. в рыночной экономике категория конкурентоспособности является одной из ключевых, поскольку ее уровень определяет успех или неудачу в деятельности предприятия, а повышение конкурентоспособности продукции и как следствие рост ее экспорта являются средствами для повышения уровня жизни населения страны.

     Для того чтобы обеспечить производство более конкурентоспособного товара необходимо проводить исследование конкурентоспособности еще на стадии разработки, создания товара; и в дальнейшем, следует периодически проводить анализ конкурентоспособности уже на стадии производства и реализации продукции, сравнивая ее с аналогами, чтобы иметь возможность формирования ассортимента более конкурентоспособной продукции на рынке и выявлять ту продукцию, для которой необходимо разрабатывать специальные мероприятия по повышению конкурентоспособности.

     Изучение конкурентоспособности товара должно вестись непрерывно и систематически. Это дает возможность уловить момент, когда данный показатель начнет снижаться.

     Таким образом, тема данной курсовой работы является не только актуальной, но и  имеет практическую значимость.

     Целью настоящей работы является определение  путей и методов повышения  конкурентоспособности продукции предприятия.

     Достижение  поставленной цели предполагает решение  следующих задач:

  • теоретическое исследование понятия «конкурентоспособность  продукции», изучение его сущности;
  • определение факторов, критериев и показателей конкурентоспособности продукции;
  • анализ существующих подходов к оценке конкурентоспособности продукции;
  • определение путей и методов повышения конкурентоспособности продукции.

     При написании курсовой работы были использованы такие методы, как анализ и синтез данных, статистических исследований.

     Следует отметить, что исследуемая проблема широко освещена как в научной литературе (статьях, монографиях), так и в периодических изданиях. Теоретической и методологической основой исследования данной курсовой работы являются научные труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам оценки и повышения конкурентоспособности продукции. Среди авторов работ, посвященных данной теме, особо можно выделить Фатхутдинова Р.А., Философову Т.Г., Грузинова В.П. 

    1. Конкурентоспособность продукции как экономическая категория

     В условиях рынка основой выживаемости фирмы является качество продукции. Конкуренция между фирмами в  основном развертывается на основе качества выпускаемой продукции. Реализация продукции означает, что она по своим потребительским и иным свойствам удовлетворяет потребности общества в лице конкретных потребителей. Совпадение свойств, характеристик товара и требований потребителя, означающее полное соответствие товара условиям рынка, называется конкурентоспособностью.1 Отсюда следует, что товары должны не только обладать совокупностью химических, физических, эргономических и других свойств, но и отвечать требованиям и условиям их реализации. Покупатели приобретают тот товар, который в наибольшей степени соответствует общественным потребностям по сравнению с другим товаром. Поэтому товар должен постоянно проходить проверку на степень соответствия общественным потребностям, которые диктуются  вкусами, интересами и предпочтениями определенных групп покупателей.

     Помимо  требований к товару, выдвигаемых  каждым отдельным потребителем, существуют и требования, общие для всех товаров  к их выполнению. Это нормативные  параметры, которые устанавливаются: действующими международными (ИСО, МЭК и др.) и региональными стандартами; действующими законодательствами, нормативными техническим регламентами страны-экспортера и страны-импортера, устанавливающими требования к ввозимой в страну продукцию фирм-изготовителей данной продукции; патентной документацией. Если хотя бы одно из этих требований не будет выполнено, то товар не может быть выведен на рынок.

     Конкурентоспособность как термин нельзя рассматривать вне связи с объектом. Объектами оценки могут быть товары, фирмы, отрасли, регионы и страны. Между понятиями конкурентоспособности на различных уровнях существует тесная внутренняя и внешняя зависимость. С одной стороны, конкурентоспособность страны и отрасли в конечном итоге зависят от способности конкретных товаропроизводителей выпускать конкурентоспособные товары.

     Но  с другой стороны, выпуск конкурентоспособной  продукции может осуществляться в условиях, созданных для товаропроизводителей в отрасли и в стране в целом.

     Конкурентоспособность объектов каждого нижестоящего уровня является фактором конкурентоспособности объектов всех вышестоящих уровней. В свою очередь, объекты вышестоящих уровней создают условия, обеспечивающие конкурентоспособность объектов на нижних уровнях.

     Конкурентоспособность продукции и лежит в основе всех уровней конкурентоспособности, так как является важнейшим атрибутом экономики и затрагивает всех товаропроизводителей. Конкурентоспособность товара определяет во многом конкурентоспособность и самого предприятия, его финансово-экономическое состояние и репутацию. Но это возможно только в том случае, если в структуре реализованной продукции на долю конкурентоспособного товара приходится наибольшая выручка и значительная часть прибыли.

     Нередко конкурентоспособность  продукции  отождествляют с качеством продукции. Однако, во-первых, с позиций качества сравнимы лишь однородные товары, а во-вторых, помимо качественных характеристик, конкурентоспособность товара включает также потребительские и ценовые. Конкурентоспособность определяется совокупностью тех свойств, которые представляют интерес для определенной группы покупателей, и обеспечивают удовлетворение данной потребности, иные свойства во внимание не принимаются. 

     Конкурентоспособность продукции тесно привязана к  конкретному рынку (внутреннему, региональному, международному и т.д.) и требованиям строго определенных групп потребителей. Поэтому следует помнить, что чрезмерная погоня за качеством может сделать товар недосягаемым для тех групп потребителей, для которых он предназначен и, следовательно, не обеспечит ему "необходимый" уровень конкурентоспособности. В ряде случаев для успешной реализации товар может не иметь самый высокий технический уровень. С другой стороны, на практике нередки случаи, когда изделие, отвечающее с технической точки зрения мировым стандартам, не находит активного сбыта на конкретном рынке, т.е. не имеет должной конкурентоспособности.

     Конкурентоспособность продукции является относительной величиной, то есть не бывает абсолютной конкурентоспособности или неконкурентоспособности. Существенное влияние на данный показатель оказывает фактор времени. Под воздействием научно-технического прогресса, моды и вырастающих требований рынка уровень конкурентоспособности постоянно понижается. Этот процесс можно замедлить, но остановить невозможно. Поэтому, вновь создаваемая продукция должна обладать определенным запасом конкурентоспособности и тем большим, чем больше период ее освоения.

     Итак, с точки зрения покупателей конкурентоспособность продукции – это более высокое по сравнению с аналогичными товарами, представленными на рынке, соотношение современных качественных характеристик товара и затрат на его приобретение. С точки зрения производителя конкурентоспособность продукции - это достижение рентабельности в своей деятельности и создание положительного имиджа у своих потребителей. 

    1. Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг

     Конкурентоспособность товара (услуги) зависит от ряда факторов, влияющих на предпочтительность товаров и определяющих объем их реализации на данном рынке.

     Прежде всего, можно выделить внешние и внутренние факторы, определяющие конкурентоспособность продукции. К внешним факторам относятся: институциональные факторы (политические, экономические и правовые), а также такие условия, как конъюнктура внешней среды и уровень конкуренции на рынках, формы и методы государственного регулирования экономических процессов; уровень конкурентоспособности страны, отрасли, региона, организации.

     Внутренние факторы определяются требованиями потребителей. К ним относятся: качество, цена, сроки строительства, гарантийное и сервисное обслуживание, уникальность и дизайн товара и др. Рассмотрим некоторые из них подробнее.

     Качество  продукции является основной составляющей ее конкурентоспособности. Товар (услуга) может занять достойное место в ряду аналогов только обладая определённым качеством. В понятие качества входят долговечность, надёжность, точность, простота эксплуатации, а также отсутствие дефектов и брака. Иными словами товар должен соответствовать стандартам качества. Кроме того, он должен удовлетворять следующие потребности потребителей:

    • физические: вкус, вес, цвет, запах;
    • эстетические: красота, стиль, изящество;
    • символические: статус, престиж.

     Качество  включает в себя множество компонентов. Прежде всего, к ним относятся технико-экономические показатели качества продукции, а также качество технологии ее изготовления и эксплуатационные характеристики.

В последние  годы все большее значение приобретают  и такие свойства и характеристики продукции, как экологические, эргономические, эстетические.

     При определении качества продукта следует  пытаться выделить наиболее предпочтительные свойства товара для потребителя. Необходимо иметь в виду, что придать все желаемые качества товару практически невозможно, кроме того, это не имеет смысла с точки зрения требований конкретных сегментов рынка, а также с точки зрения обеспечения эффективности деятельности фирмы в целом. Товар с более высоким уровнем качества может быть менее конкурентоспособен, если его стоимость значительно повысилась за счет придания ему новых свойств, не востребованных группой потребителей, для которых он предназначен.

     Следующим фактором, определяющим уровень конкурентоспособности  товаров и услуг является цена.

     Цена - это экономическая категория, которая является денежным выражением стоимости товара. Уровень цены продукции непосредственным образом определяет конкурентоспособность товара. Понятно, что чем ниже этот уровень, тем при прочих равных условиях выше конкурентоспособность производимой продукции на рынке и, значит, предпочтительнее позиции ее изготовителя в соперничестве с другими производителями аналогичной продукции. И наоборот, более высокий уровень цены снижает ценовую конкурентоспособность товаров, сводя ее нередко к нулю. С учетом данных условий и формируется ценовая политика в борьбе за повышение конкурентоспособности производимых товаров. Этот фактор в большинстве случаев занимает второе место по значимости после качества при выборе товара покупателями. Однако следует заметить, что для этого правила бывают исключения. Например, для товаров разового использования прежде всего важна низкая цена, такие товары не будут востребованы по высокой цене, даже если они будут высокого качества.

     В настоящее время увеличивается  количество покупателей с развитым уровнем потребления, ориентированных на комплексную оценку всех факторов, влияющих на удовлетворение их потребности: как ценовых, так и неценовых. Такой инновационно-ориентированный покупатель фокусирует внимание на уникальности, новизне товара. При этом высокая цена не отталкивает его, а даже привлекает, так как может свидетельствовать о высоком качестве товаров. Качество, цена, доверие, надежность продукции – главный путь к обеспечению ее конкурентоспособности. Безусловно, эти факторы важны, но на современном перенасыщенном рынке они воспринимаются как само собой разумеющееся. Слабые продукты быстро уходят с рынка, но те, которые выживают, безусловно являются качественными и надежными. Поэтому на ведущее место выдвигается образ товара. Важным становится имиджевое потребление. Все чаще люди выбирают не сам продукт, а ту идею, которую он несет. При этом они обращают внимание на бренды, которые означают что-то важное в их жизни, соответствуют их мироощущениям. Товар, не ставший брендом, оценивается с позиций цена-качество. Бренд оценивается по другим критериям: имиджевая составляющая, социальная значимость, личная симпатия. Товар с известным брендом может продаваться дороже, чем конкурентный, и при этом уровень продаж может быть выше.  

     Следующий фактор, оказывающий влияние на конкурентоспособность товаров и услуг – это уровень квалификации персонала.

     Наличие квалифицированных рабочих позволяет  постоянно поддерживать высокое  качество продукции при минимальных  расходах на материалы. Большинство товаров не может быть произведено без высококвалифицированного персонала. Огромное значение имеет и наличие высококвалифицированного менеджмента, так как даже при наличии идеально обученных рабочих создать конкурентоспособный продукт без высоко подготовленных менеджеров невозможно, также трудно организовать его сбыт без предварительных расчётов опытных маркетологов.

     Немаловажным  фактором, определяющим конкурентоспособность  продукции является технологический уровень производства. Технологический уровень наряду с уровнем квалификации персонала позволяет производить продукцию высокого качества с низкими затратами и в кратчайший срок. Тем самым снижая себестоимость продукции при неизменном качестве. Обойти постоянное техническое перевооружение производства, при изготовлении большей массы товара практически не возможно. Непрерывный процесс внедрения инноваций также позволяет увеличить конкурентоспособность фирмы в целом, создает положительный имидж среди конкурентов и покупателей.

     В последние годы большое значение в обеспечении конкурентоспособности товаров приобретает экологический фактор.

     Во  всех странах мира преобладающим становится экологический тип производства, предполагающий комплексное использование ресурсов, внедрение малоотходных и безотходных технологий, совершенных очистных сооружений, всемерное улучшение состояние охраны труда и окружающей среды.

     Можно отметить основную возможность, открывающуюся  на экологическом рынке – это  улучшение существующей продукции путем ее адаптации к новым экологическим требованиям. Многие действующие компании расширяют свой бизнес, приспосабливая уже выпускаемую продукцию или методы производства к новым потребностям рынка.

     Более жесткие экологические стандарты, возрастающие требования к качеству товара и одновременно более острая конкуренция на мировом рынке заставляют компании при разработке новых изделий использовать принципы предупреждения загрязнений в комплексе с экологическим самоконтролем. В связи с этим важной задачей является совершенствование рыночных механизмов таким образом, чтобы экологические издержки включались в себестоимость выпускаемой продукции. Цены на товары и услуги должны учитывать экологический фактор их производства, а также использования, дальнейшей утилизации и удаления отходов.

 

     

    1. Критерии  и показатели конкурентоспособности продукции

     Показатели конкурентоспособности – это критерии, определяющие уровень конкурентоспособности определенного товара на рынке. Рассмотрим критерии конкурентоспособности продукции для целенаправленного и прогнозируемого воздействия через них на конкурентоспособность.

     Любой товар обладает набором свойств, определяющих степень его пригодности к использованию в конкретных условиях. Чтобы объективно оценить конкурентоспособность товара, производитель должен при анализе использовать те же критерии, которыми оперирует потребитель. В этом случае можно ожидать, что оценка, данная своему товару предприятием, совпадает с мнением покупателя. Следовательно, необходимо выделить те критерии, которые потребитель считает важными.

     Среди критериев, характеризующих конкурентоспособность промышленных товаров, выделяют:

  • технические (назначение, нормативные, эргономические, эстетические и другие критерии);
  • экономические (цена потребления);
  • организационные (скидки, условия платежа и поставок, сроки и условия гарантии и т. д.).

     Такое разделение критериев можно использовать в оценке конкурентоспособности любой продукции независимо от отрасли.

     Число критериев конкурентоспособности  зависит от вида и сложности продукции  в техническом и эксплуатационном отношении, а также требуемой точности оценки, цели исследования и других факторов.

     Экономические критерии конкурентоспособности характеризуют суммарные затраты потребителя на удовлетворение его потребности посредством данного товара. Они состоят из расходов на покупку (продажная цена) и расходов, связанных с затратами на эксплуатацию изделия в период срока его службы (ремонт, технологическое обслуживание, покупка запасных частей, энергопотребление и др.). В целом же общая сумма этих расходов выступает для потребителя в качестве цены удовлетворения потребности (цены потребления).

     Состав  и структура экономических показателей определяются назначением изделия, уровнем качества, социально-экономическим положением потребителя, наличием услуг и другими факторами. Поэтому наиболее конкурентоспособен не тот товар, за который просят минимальную цену на рынке, а тот, у которого минимальна цена потребления за весь срок его службы у покупателя.

     От  правильности выбора критериев оценки конкурентоспособности товара зависит  и точность самой оценки. При этом критерии должны быть выбраны на основании детального изучения покупательского спроса, то есть проведения маркетинговых исследований.

     Для определения конкурентоспособности  продукции на основе выбранных критериев  используют различные показатели.

     Качественные показатели конкурентоспособности характеризуют свойства товара, его характеристики с точки зрения способности товара удовлетворять конкретную потребность. Количественные характеристики свойств товара, определяющие его качество, называются показателями качества.

     По  характеризуемым свойствам выделяют следующие виды показателей качества товара:

 1. Показатели назначения товара - характеризуют его отдачу, использование на конкретные цели. К ним можно отнести грузоподъемность, калорийность.

 2. Показатели надежности товара - отражают сохранение его свойств с течением времени, долговечность товара. Это такие показатели, как срок службы и срок реализации. Следует отметить, что по некоторым изделиям этот показатель не считается.

 3. Показатели экологичности и безопасности применения товара - оценивают уровень вредного воздействия объекта на окружающую среду, а также возможность безопасно утилизировать отходы.

 4. Показатели транспортабельности товара, обусловленные его габаритными и весовыми параметрами. К этим показателям относятся затраты на транспортировку, максимальный радиус перевозки, виды транспортных средств, пригодных для транспортировки.

 5. Показатели эргономичности товара - используются при определении соответствия объекта эргономическим требованиям, то есть физиологическим, антропологическим и психологическим особенностям человека. Например, при проектировке автомобиля необходимо учитывать размеры частей тела.

 6. Показатели технологичности товара - характеризуют уровень соответствия требованиям существующей технологии и организации производства, транспортирования и технологического обслуживания объекта. Это такие показатели, как трудоемкость, материалоемкость, энергоемкость изготовления изделия.

 7. Показатели эстетичности товара - оценивают влияние на чувственное восприятие человеком изделия в целом, а также его внешнего вида. К ним можно отнести особенности дизайна, гармоничность конструкции, цветовую гамму.

 8.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.