Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Управление стоимостью предприятия

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 18.05.13. Год: 2012. Страниц: 35. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                          Федеральное агентство по образованию РФ

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Российский  химико-технологический университет

им. Д.И. Менделеева

Новомосковский  институт 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа 

 

по дисциплине: 

«Финансовый менеджмент»

На тему: «Управление стоимостью предприятия» 
 
 
 
 

                                                                                                               

Преподаватель:                                                                                Морозова С.В.  

Студент:                                                                                            Кузнецова Ю.Е. 

Шифр:                                                                                                         1006016 

Группа:                                                                                                        ЗАБ – 06  
 
 
 
 
 
 
 
 

     Новомосковск, 2009г. 

     СОДЕРЖАНИЕ

     I. Теоретическая часть.

  1. Введение. Определение задач финансового менеджмента…………3
  2. Управление стоимостью предприятия. Суть вопроса………………4
  3. Методы повышения стоимости предприятия………………………..5
  4. Инструмент управления – оценка. Расчет стоимости……………….6
  5. Концепция и стратегия управления стоимостью предприятия….….7
  6. Принципы подхода к управлению стоимостью предприятия. ……8
  7. Основные этапы внедрения системы управления стоимостью на предприятии……………………………………………………………11
  8. Бизнес-единицы «создающие» и «разрушающие» стоимость предприятия……………………………………………………………18
  9. Выводы………………………………………………………………..20

    II. Практическая часть…………………………………………………...22

    Список используемойлитературы………………………………………39 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     Введение. Определение задач финансового менеджмента

     Финансовое состояние предприятия - важнейшая характеристика его деятельности. Оно определяет конкурентоспособность, потенциал в бизнесе, оценивает степень гарантированности экономических интересов предприятия и его партнеров.

     Целесообразно различать финансовый менеджмент в  узком смысле слова, как управление финансовыми ресурсами или финансовыми потоками (традиционное понимание) и финансовый менеджмент в широком понимании, как финансовое управление или управление финансовым состоянием предприятия, то есть управление предприятием в целом, взаимоувязка всех компонент (областей) менеджмента с позиции достижения желаемого финансового результата.

     Под финансовым менеджментом можно понимать финансовое управление предприятием, то есть управление с точки зрения достижения желаемого финансового результата или управление финансовым состоянием предприятия.

     Финансовая  система как в средних, так  и в крупных предприятиях состоит  из двух систем - управляющей и управляемой.

     Управляющая система представляет собой финансовую службу или финансового специалиста, который с помощью механизмов и инструментов финансового менеджмента, а также современных технических средств воздействует на управляемую систему.

     Современная управляющая система должна работать на информационных потоках, а для  эффективного построения управляющей  системы необходимо иметь широкий  круг информации как внутренней, так и внешней. У малого предприятия ресурсы по приобретению информации малы, но все-таки для эффективного управления этим не стоит пренебрегать, а поэтому следует и использовать все возможные варианты получения необходимой информации. 

     Управление стоимостью предприятия. Суть вопроса

     Под управляемой системой понимается совокупность финансовых ресурсов, их оборот и воспроизводство, а также отношения, возникающие  в результате этих процессов. Большая  часть времени и усилий в управляемой системе малого предприятия отдается управлению денежными оборотами.

     Управление  стоимостью компании представляет собой  процесс, ориентированный на долгосрочную перспективу и имеющий стратегическое значение для компании.

     Оценивая  рыночную стоимость предприятия, можно с достаточно высокой степенью точности определить, насколько успешно оно в своей деятельности. Так, например, увеличение рыночной стоимости предприятия означает, что предприятие находится на стадии роста, развивается производство, расширяется сбытовая сеть, предприятие осваивает новые рынки сбыта. И напротив, снижение рыночной стоимости предприятия является главным индикатором неблагополучного положения дел (предкризисного состояния, банкротства). В связи с этим принятие верных управленческих решений невозможно без информации о стоимости бизнеса. 

     Собственники  компаний могут быть заинтересованы в повышении стоимости компании в следующих случаях:

     1. Если целью является продажа компании;

     2. Для повышения инвестиционной привлекательности компании;

     3. Для реоганизации компании, слияние, поглощение, раздел;

     4. Для вывода на фондовый рынок ценных бумаг предприятия.

     Первым  шагом по повышению стоимости  предприятия должна стать разработка рыночной стратегии, которая ориентирована  на это. Вторым шагом будет являться переоценка Основных Средств компании, что позволит увеличить стоимость ее активов.

     Далее необходимо выявить ключевые факторы, влияющие на стоимость компании. Их можно разделить условно на две группы: Факторы внутренние и внешние. К первым относятся показатели деятельности предприятия: выручка, прибыль, рентабельность, качество выпускаемой продукции, техническая оснащенность производства и т.д. Ко вторым относятся: конкурентная среда, потенциал компании на рынке, законодательная база, макроэкономическая и политическая ситуации в стране и регионе. Только после этого можно принимать конкретные меры по повышению стоимости компании.

     Методы повышения стоимости предприятия

     Повысить  стоимость бизнеса можно за счет более эффективного управления предприятием. Это постоянный контроль за объемом и качеством выпускаемой продукции, темпами роста, достижением целевого уровня рентабельности - потенциальный покупатель оценит эти показатели, что отразится на величине сделки. Если акции компании обращаются на бирже, то информация об ее эффективном управлении будет повышать стоимость ее бумаг, повышая рыночную капитализацию.

     Важным  способом, способным повысить стоимость  компании, является построение грамотной  и прозрачной системы финансовой отчетности, ведение бухгалтерского учета по международным стандартам (МСФО). В настоящее время этими стандартами пользуются лишь в крупных российских компаниях. Увеличить стоимость компании можно благодаря успешному сочетанию заемных средств и собственного капитала.

     Управление  стоимостью требует регулировать баланс наравне с отчетом о прибылях и убытках и поддерживать разумное равновесие между долгосрочными и краткосрочными целями деятельности. Если управление стоимостью внедрено и организовано должным образом, корпорация получает огромные выгоды. Такое управление, по сути, представляет собой непрерывную реорганизацию, направленную на достижение максимальной стоимости.

     Стоимость компании определяется ее дисконтированными  будущими денежными потоками, и новая  стоимость создается лишь тогда, когда компании получают такую отдачу от инвестированного капитала, которая превышает затраты на привлечение капитала. Управление стоимостью еще углубляет эти концепции, так как в такой системе управления именно на них строится весь механизм принятия крупных стратегических и оперативных решений. Правильно налаженное управление стоимостью означает, что все устремления компании, аналитические методы и приемы менеджмента направлены к одной общей цели: помочь компании максимизировать свою стоимость, строя процесс принятия управленческих решений на ключевых факторах стоимости.

     Инструментом управления здесь выступает оценка.

     Инструмент управления – оценка. Расчет стоимости

     Оценка  как процесс определения стоимости  прав собственности на тот или  иной объект известна давно. Бухгалтер и финансовый управляющий по-разному воспринимают задачи оценки. Для бухгалтера это единовременный процесс, целью которого является расчет стоимости имущества (как правило, полной восстановительной). Финансист должен смотреть шире: стоимость имущества его интересует не только как фактор формирования налогооблагаемой базы по налогам на имущество и на прибыль, но и как управляемый параметр, величина которого серьезно влияет на все цели и результаты деятельности предприятия (формирование источников финансирования, обеспечение инвестиционной привлекательности, управление производственными и финансовыми рисками и т.п.).

     Концепция - это определенный способ понимания и трактовки явления. Концепция в финансовом менеджменте - это способ определения понимания, теоретического подхода к некоторым сторонам и явлениям финансового менеджмента.

     Концепция оценки стоимости капитала имеет ключевое значение в анализе инвестиционных проектов и выборе альтернативных вариантов финансирования деятельности компании.

     Каждый  источник финансирования имеет свою стоимость, например, надо платить проценты за банковский кредит. При большом  выборе источников финансирования менеджер должен выбрать оптимальный вариант.

     Концепция и стратегия управления стоимостью предприятия

     Концепция стоимости капитала - предусматривает определение минимального уровня дохода, необходимого для покрытия затрат по поддержанию данного источника финансирования и позволяющего не оказаться в убытке. Принятие решений и выбор поведения на рынке капитала, равно как и активность операций тесно связаны с концепцией эффективности рынка.

     Стоимость компании является объектом стратегического управления. Это значит, что грамотно управляемое предприятие со временем увеличивает свою стоимость, а, следовательно, величина стоимости является не только предметом фискальных интересов государства, но объектом стратегического планирования, мониторинга и управления.

     Управление  стоимостью компании представляет собой  процесс, ориентированный на долгосрочную перспективу. Концепция стоимости базируется на следующих принципах:

     1) Наиболее приемлемый показатель, позволяющий адекватно оценить деятельность компании - это поток денежных средств, генерируемый компанией.

     2) Новые капитальные вложения компании должны осуществляться только при условии, что они создают новую стоимость. При этом, создают стоимость новые инвестиции только тогда, когда рентабельность этих вложений выше затрат на привлечение капитала.

     3) В изменяющихся условиях окружающей экономической среды сочетание активов компании (ее инвестиционный портфель) так же должно меняться с целью обеспечения максимального роста стоимости компании.

     Концепция стоимости советует отказаться от неэффективных  бухгалтерских критериев успешности функционирования компании и принимать во внимание только один критерии, наиболее простой и понятный для акционеров и инвесторов — вновь добавленная стоимость.

     При выборе метода оценки нужно поставить  перед собой вопрос – может  ли компания быть оценена, пусть приблизительно, на основе данных отчета о прибылях и убытках и баланса, так, чтобы можно было встроить эту оценку в обычный регулярный анализ ее деятельности.  Ведь весь фундаментальный анализ на фондовом рынке строится с использованием внешней отчетности.

     Принципы подхода к управлению стоимостью предприятия

     Оценка  стоимости предприятия по будущим  денежным потокам применяется в  случаях, когда строится обоснованный прогноз предстоящего денежного  потока, который может быть определяющим при будущей оценке стоимости  акций и других ценных бумаг предприятия. Например, при оценке предприятия и его финансовой деятельности применяется метод венчурных инвестиций. При покупке компании и планируемой доходностью инвестиций в 30% при условии, что никаких дополнительных поступлений не предвидится, справедливая оценка предприятия должна быть равной стоимости предприятия на данный момент с корректировкой процентного соотношения вкладываемых инвестиций.

     В настоящее время стоит признать, что компании не могут дать полного представления о своей настоящей стоимости, используя только традиционные методы отчетности. Кроме того, принятые принципы корпоративной отчетности  не способны удовлетворить постоянно меняющиеся требования финансовых аналитиков и инвесторов к информации.

     Ключевой  принцип, лежащий в основе новых подходов, заключается в более пристальном внимании к факторам стоимости, нуждающимся в активном управлении для роста акционерной стоимости. К ним, в частности, относятся: корпоративная стратегия, качество управления, репутация брэнда, способность удерживать клиентов, организация бизнес-процессов, интеллектуальный потенциал, инновации, а так же социальная и экологическая политика компаний. 

     Еще один принцип этого подхода сводится к тому, что финансовая отчетность должна содержать важную для инвесторов информацию, должна быть понятной и полезной для них. Третий принцип заключается в отходе от унификации и единообразия отчетности, принятой в МСФО, ведь запросы каждой отдельно взятой отрасли уникальны.

     Следует различать два понятия – «цена капитала данной компании» и «оценка капитала (бизнеса)». Первое понятие количественно выражается в сложившихся в компании относительных годовых расходах по обслуживанию своей задолженности перед собственниками и инвесторами, т.е. это относительный показатель.

     Второе  понятие может характеризоваться различными показателями, в частности, - величиной собственного капитала, стоимостью фирмы и др., т.е. некоторыми абсолютными показателями.

     Эти понятия взаимосвязаны не только качественно, но и количественно. Так, если компания участвует в инвестиционном проекте, доходность которого меньше, чем цена капитала, то ее капитализированная стоимость по завершении этого проекта уменьшится. Таким образом, цена капитала является ключевым элементом теории и практики принятия решений инвестиционного характера.

     Важной  составной частью системы финансового менеджмента предприятий остается механизм управления оборотными активами.

     Существующие  методы оценки оборотных активов

     В настоящее время существует достаточно большое количество методик и  подходов, направленных на повышение эффективности управления оборотными активами предприятий. Рассмотрим те из них, которые являются наиболее актуальными, получили широкое распространение и могут быть приемлемы в системе финансового менеджмента предприятий. Четкая последовательность этапов осуществления политики управления оборотными активами, которая в целом заключается в проведении анализа динамики состава и структуры оборотных средств, показателей эффективности их использования, формировании необходимого объема оборотных активов, рационализации и оптимизации структуры источников финансирования.

     Важность  данной методики проявляется и в  том, что она отражает основные подходы  в управлении общим составом оборотных  активов и в разрезе конкретных их видов — запасов, дебиторской задолженности, денежных средств.

     Существует  система показателей, необходимая для исследования эффективности использования оборотных активов, освещены направления факторного анализа, акцентировано внимание на детальном изучении материальной части оборотных активов. Ценность представленной методики заключается в установлении влияния факторов на показатели функционирования оборотных средств, расчете резервов роста оборачиваемости и рентабельности оборотных активов, выручки, прибыли, выявлении возможного резерва сокращения средств, участвующих в обороте предприятия.

     В.В. Ковалев, подчеркивая в своей работе целесообразность применения краткосрочного кредита в финансировании текущих активов, представляет четыре модели управления оборотными активами, указывая при этом, что доля краткосрочных обязательств в составе источников формирования оборотных средств возрастает последовательно: «консервативная — компромиссная — агрессивная — идеальная модель», а риск нарушения ликвидности изменяется в противоположном направлении.

     Обобщая спектр лишь некоторых основных рассмотренных  методик, используемых в настоящее  время, считаем, что в целях эффективного процесса управления стоимостью предприятия необходимо синтезировать все имеющиеся методические подходы, которые должны взаимно дополнять друг друга, обеспечивая при этом не только комплексный, последовательный, но и гибкий механизм формирования, оптимизации и восполнения объема оборотных средств.

     Основные  этапы внедрения  системы управления стоимостью на предприятии

     Для покрытия текущих потребностей предприятий в управлении его стоимостью целесообразно привлекать краткосрочный кредит и другие финансовые инструменты (факторинг, учетновексельный кредит и т.д.).

     В целом управление стоимостью предприятия дает возможность сохранять достаточно высокий уровень ликвидности, платежеспособности, финансовой устойчивости организаций в рыночных условиях.

     Для акционеров (владельцев) предприятий и организаций центральным вопросом является прирост их благосостояния, в результате функционирования объектов владения. При этом рост благосостояния акционеров измеряется ни мощностью введенных мощностей, ни количеством нанятых сотрудников, ни оборотом компании, а стоимостью предприятия, которым они владеют. Ниже мы рассмотрим основные этапы внедрения системы управления стоимостью на предприятии.

Этап 1-й Этап 2-й Этап 3-й Этап 4-й Этап 5-й
Определение точки отсчета - оценка рыночной стоимости  предприятия Составление схемы  факторов стоимости компании. Создание системы  оценки оперативных и стратегических управленческих решений. Анализ вклада подразделений в стоимость компании. Подготовка  отчета с позиции управления стоимостью
Внедрение системы оперативного контроля над  стоимостью активов.
Подготовка  кадров.
 
 

     Этап 1-й: определение точки отсчета.

     Первым  шагом на пути к созданию системы  управления стоимостью компании является определение стоимости организации  в качестве точки отсчета. То есть, берется ближайшая прошедшая  отчетная дата и на эту дату определяется стоимость компании. Не исключено, что в последующем, в процессе разработки специфической оценочной модели для компании, стоимость на исходную дату, могут быть внесены поправки и уточнения, однако, именно в сравнении с данной величиной стоимости будут определять достижения компании.

     Существующие  методы, позволяющие определять стоимость  предприятия, условно можно разделить  на несколько групп:

     1) методы, базирующиеся на определении стоимости отдельных активов, которыми владеет оцениваемое предприятие (имущественный подход);

      2) методы, основанные на анализе конъюнктуры фондового рынка (как биржевого, так и внебиржевого), а точнее сделок, совершенных с акциями или долями уставного капитала предприятий, аналогичных оцениваемому (рыночный подход);

     3) методы, основанные на анализе доходов оцениваемого предприятия (доходный подход).

     Методы  различных групп позволяют рассматривать  стоимость предприятия под различными углами зрения.

     Имущественный подход, с одной стороны, позволяет  найти ответ на вопрос о стоимости  создания предприятия, аналогичного оцениваемому. Эта стоимость может рассматриваться с одной стороны как барьер для вхождения в отрасль новых конкурентов, а с другой стороны, позволяет понять, сколько могут получить акционеры, распродав активы (ликвидировав предприятие). Рыночный подход позволяет определить цену, которую инвесторы в сложившихся экономических условиях готовы заплатить нынешним акционерам за оцениваемое предприятие. Результат, получаемый в ходе использования методов доходного подхода, отражает величину денежных средств, которую предприятие способно заработать для своих владельцев в будущем.  
 

     Сопоставление результатов, полученных в ходе применения методов различных групп, имеет  существенно большую информативность  для менеджмента предприятия, нежели результаты, полученные одним методом или усредненная величина результата.

     Например, если стоимость, полученная в рамках имущественного подхода, больше стоимости, определенной доходным подходом, то акционерам выгоднее распродажа активов предприятия, нежели продолжение его функционирования. В этих условиях менеджмент компании должен осуществить ряд мероприятий, позволяющих повысить доходы.

     Если  акции предприятия котируются на бирже, и капитализация компании (произведение биржевой цены акции  на количество акций) меньше стоимости, рассчитанной доходным подходом, то, вполне возможно, что менеджмент не уделяет достаточного внимания работе с профессиональными участниками фондового рынка, а предприятие становится привлекательным объектом для поглощения.

     Этап 2-й: определение основных факторов стоимости.

     На  стоимость компании оказывают воздействие  различные факторы (факторы стоимости), в частности, ценовая политика компании, состояние производственных мощностей, уровень конкуренции в отрасли, надежность поставщиков, нормативные  акты издаваемые государством, общеэкономическая ситуация в стране и т.п. Факторы стоимости можно разделить на две условные группы:

     - внешние факторы (факторы, возникающие независимо от волеизъявления менеджмента компании, однако, это не означает, что наступление тех или иных событий нельзя было предвидеть и принять меры по минимизации негативных последствий);

      - внутренние (факторы, связанные с действиями менеджмента, отраслевой спецификой самого предприятия).

     Рассмотрим  примеры, внешних и внутренних факторов стоимости.

     Государственные органы принимают решение о введении лицензирования на один из видов деятельности. Введение лицензирования на три-четыре месяца «замораживает» деятельность компании. Введение лицензирования – это внешний фактор, однако, это не означает, что предприятие не должно было заранее готовиться к подобной ситуации.

     Другим  примером внешнего воздействия государства  на бизнес может являться повышение  ставок налогов. Величина стоимости компании, которая может быть «уничтожена» в результате воздействия данных факторов, определяет значимость того или иного фактора стоимости. Теперь, приведем пример внутреннего фактора стоимости. Производство предприятия основано на конвейере, поломка которого приводит к простою всего производственного процесса, а, следовательно, убыткам. Факт зависимости предприятия от данного конвейера – «внутренний» фактор стоимости.

     С точки зрения управления стоимостью, важно выстроить всю систему  факторов, воздействуя на которые  можно добиваться постепенного роста  стоимости. Система представляет совокупность показателей деятельности компании и отдельных ее подразделений и отделов. Показатели детализируются для каждого уровня управления, что приводит к тому, что высшее звено руководство зачастую контролирует финансовые показатели, в то время как низшие звенья менеджмента отвечают за количественные и качественные результаты работы.

     Внедрение системы оперативного контроля над  стоимостью активов.

     В рамках концепции управления стоимостью, имущественный комплекс понимается в широкой трактовке. Понятие охватывает как материальные, так и нематериальные активы. В процессе определение рыночной стоимости компании, как точки отсчета, проводиться стоимостной анализ основных элементов имущественного комплекса. При этом, выявляются активы, которые могут быть не отраженны бухгалтерском балансе, но имеющие существенную стоимость (например, товарный знак компании). Могут возникать и другие ситуации, когда отраженные в балансе активы в действительности уже обесценились.

     Цель  этапа состоит в выявлении тех групп активов, стоимость которых, во-первых, имеет ключевое значение для компании, во-вторых, имеет значительный потенциал роста, в-третьих, достигла своего пика и теперь их выгоднее реализовать, чем обладать ими.

     Стоимость отдельных объектов имущественного комплекса, также как и компании в целом, зависит от множества факторов. Большинству объектов присущи свойственные только им факторы. Для того, чтобы не заниматься анализом объектов, не имеющих критической важности для предприятия, важно четкое разнесение объектов по вышеупомянутым группам. Часть объектов, попавших в группы, должны в дальнейшем находиться под регулярным наблюдением сотрудников компании, в отношении других может быть начата предпродажная подготовка.

     На  практике, для осуществления контроля над активами требуется владение определенной информацией: нынешняя и прогнозная рыночная цена актива, средняя рентабельность, совокупность технологической информации. Обладая подобной информацией возможно активное управление имущественным комплексом предприятия, под которым понимается активная покупка/продажа активов, в случае прогнозируемого негативного изменения их цены или недостаточной их отдачей.

     Необходимо, чтобы соответствующие работники  предприятия контролировали работу активов, отслеживали их нынешнюю и прогнозировать будущую их стоимость. Особенно это касается предприятий имеющих большой запас готовой продукции и товарно-материальных запасов, которые требуют постоянный контроль над рыночной конъюнктурой.

     Подготовка  персонала компании к внедрению системы управления стоимостью.

     Внедрение концепции управления стоимостью в  сложившуюся систему управления организацией невозможно без адекватно  подготовленных кадров, способных как  самостоятельно выполнять расчеты, так и доводить оперативную информацию до соответствующих отделов.

     Сначала определяется круг ключевых сотрудников, которые и будут на местах внедрять основы обновленной системы управления. В качестве опорных сотрудников, как правило, выступают работники  финансовой службы, руководители подразделений и отделов, сотрудники служб, отвечающих за состояние имущественного комплекса. Ключевые сотрудники, в первую очередь, изучают суть концепции управления стоимостью, а также основные подходы к определению стоимости предприятия, в объеме достаточном для самостоятельного выполнения расчетов в рамках системы оценки воздействия управленческих решений на стоимость компании в целом.

     В дальнейшем, совместно с вышеупомянутыми  сотрудниками осуществляется подробный  разбор факторов стоимости предприятия. Что позволяет, с определенной степенью уверенности, предполагать способность, в дальнейшем, не только довести факторы стоимости до остальных сотрудников подразделения, но эффективно управлять факторами, а также выделять новые, возникающие по мере развития компании.

     Во  многом задача по доведению информации о концепции управления до сотрудников  подразделений и отделов ляжет  на подготовленных ключевых специалистов. И этот процесс, может занять несколько  месяцев, поскольку осознать возможности  системы, можно лишь применяя ее практически, решая оперативные вопросы. Эффективность подготовки сотрудников во многом зависит от позиции руководства компании к нововведению. Если сотрудник осознает, что руководство компании поддерживает и поощряет новую концепцию, это зачастую является мощным стимулом к восприятию дополнительных знаний.

     Этап 3-й: создание системы оценки оперативных  и стратегических управленческих решений.

     Ориентация  менеджмента на создание стоимости  подразумевает наличие инструмента, позволяющего определять характер и степень воздействия того или иного решения на благосостояние акционеров. Необходимо уточнить, что подобным инструментом должно владеть не только высшее звено руководства, но и младшие менеджеры.

     Связано это с тем, что большинство  оперативных вопросов решается руководителями отделов самостоятельно. Система оценки не позволит избежать субъективности принимаемых решений, но субъективность будет в большей степени направлена на достижение конкретных показателей, приводящих в итоге к росту стоимости компании.

     Безусловно, говоря о системе оценки оперативных  управленческих решений, мы не подразумеваем, что низшее звено управления, принимая решения, будет производить сложные  и трудоемкие вычисления, позволяющие  определить, как измениться стоимость компании. Менеджеры должны лишь понимать направление изменения (рост или снижение) стоимости, к которому приведут их действия. Система оценки будет базировать на факторах стоимости определенных для соответствующего звена управления.

     Схема факторов стоимости, система оценки управленческих решений и порядок вознаграждения труда способствуют повышению инициативности сотрудников, поскольку четко определяют поставленные перед ними цели и дают уверенность в адекватной оценки труда.

     Решения о дополнительной эмиссии акций, выбор инвестиционного проекта, реструктуризация предприятия относятся к стратегическим, поскольку способны оказывать влияние на долгосрочную политику компании и ее финансовое положение. В этих случаях, расчет эффекта от принятого решения производится также детально и подробно, как оценка предприятия на первом этапе.

     Подобные  обоснования принимаемых решений  позволяют выделять факторы, обеспечивающие эффективную реализацию планов, установить цели для всех звеньев управленческого  аппарата в увязке с существующей системой, ориентированной на создание стоимости, и наконец, впоследствии, определять причины, не позволившие реализовать проект и не нашедшие свое отражение в процессе оценки принимаемого решения.

     Этап 4-й: анализ вклада подразделений в стоимость компании.

     Бизнес-единицы  «создающие» и  «разрушающие» стоимость  предприятия

     Многие  предприятия занимаются производством  и реализацией более чем одного вида товаров и услуг. В целях  повышения управляемости, а также  адекватной оценки вклада тех или иных товарных групп в стоимость компании, различные производства рассматриваются как бизнес единицы.

     Процесс разбиения предприятия на бизнес-единицы на основе логического принципа называется сегментацией. Выделяют два основных подхода к сегментации. Сегментация, основанная на характеристиках потребителя товаров и услуг (сегментация по типу потребителя), и разбиение на бизнес-единицы исходя из знаний, опыта и технологий, необходимых предприятию для производства той или иной продукции (сегментация по типу профессиональных навыков). В последующем для каждой бизнес-единицы определяются решающие факторы стоимости и анализируются результаты их хозяйственной деятельности.

     Основная  цель данного этапа выявить бизнес-единицы «создающие» и «разрушающие» стоимость. Если бизнес-единица разрушает стоимость компании, необходимо принять решение либо о разработке системы мероприятий, позволяющих сделать подразделение доходным, либо о продаже подразделения другой компании, либо о закрытии подразделения и распродаже активов.

     Но  даже если подразделение обеспечивает для компании прирост стоимости, важно определить насколько существенна  эта стоимость в рамках компании, насколько серьезен потенциал дальнейшего  прироста стоимости. В ситуации, когда  бизнес-единица, обеспечивая прирост стоимости компании, не является основной (профильной), более того, в составе другого предприятия может обеспечивать существенно большую стоимость, подлежит продаже.

     На  крупных предприятиях в качестве отдельной бизнес-единицы выделяется головной офис (центральный аппарат управления). Головной офис зачастую выступает в качестве «разрушителя» стоимости, поскольку на него относятся все издержки связанные с централизованным обслуживанием подразделений (финансовая служба, юридическая служба и т.п.).

     Полезность головного офиса заключается в экономии, которую удается достичь предприятию за счет использования собственных специалистов, а не внешних консультантов. Суммарная стоимость бизнес-единиц (включая, головной офис) есть стоимость компании в целом, поэтому управление стоимостью компании невозможно без эффективного контроля над стоимостью отдельных подразделений.

     Этап 5-й: подготовка отчета с позиции  управления стоимостью.

     Информация  о результатах деятельности предприятия, пропущенная сквозь призму концепции управления стоимости может через определенный промежуток времени предоставляться заинтересованным лицам, в частности акционерам. Естественно, это должна быть не разовая акция, а постоянно проводимая работа по увеличению информационной прозрачности предприятия.

     Такие действия дают акционерам уверенность  в том, что менеджеры от них  ничего не скрывают, а также сопутствуют  восприятию результатов действий в  более понятной форме – ведь каждому  понятно – плохо это или  хорошо, когда стоимость твоей  доли компании уменьшилась на 35%; но вовсе не каждый поймет, как воспринимать информацию о том, что увеличилась производительность финансового отдела или запущен в действие новый инвестиционный план по освоению черноземных земель.

     Поэтому, данная информация, может включаться отдельным блоком в отчет для акционеров, например в виде отдельной главы; а также быть постоянным спутником промежуточных докладов для владельцев компании. Таким образом, применение концепции управления стоимости способно дать не только результаты, связанные с улучшением финансового состояния компании, но и одновременно увеличивает имидж компании в глазах, как собственных акционеров, так и потенциальных инвесторов компании.

     Экономическая интерпретация «цена капитала» достаточно очевидна. Он (капитал) характеризует, какую сумму следует заплатить за привлечение единицы капитала из данного источника. Утверждение не следует понимать буквально.

     Основными видами источников средств являются внутренние источники (средства собственников или участников в виде уставного капитала, нераспределенной прибыли и фондов собственных средств), заемные средства (ссуды банков и прочих инвесторов), временно привлеченные средства (кредиторы).

     Выводы

     Определение цены капитала не является самоцелью. Так, цена собственного капитала компании показывает ее привлекательность для потенциальных инвесторов, имеющих возможность стать ее совладельцами. Цена собственного капитала по сути представляет собой отдачу на вложенные инвесторами в деятельность компании ресурсы и может быть использована для определения рыночной оценки собственного капитала и прогнозирования возможного изменения цен на акции фирмы в зависимости от изменения ожидаемых значений прибыли и дивидендов.

     Цена  некоторых заемных источников характеризует  возможности компании по привлечению  долгосрочного капитала (очевидно, что, например, цена источника «облигационный заем» может быть разной для различных компаний и это, естественно, влияет на прибыль и доходность). Цена заемных средств ассоциируется с уплачиваемыми процентами, поэтому нужно уметь выбирать наилучшую возможность из нескольких вариантов привлечения капитала.

     Средневзвешенная  цена капитала фирмы является одним  из ключевых показателей при составлении бюджета капиталовложений. Максимизация рыночной стоимости фирмы, что является основной задачей, стоящей перед управленческим персоналом, достигается в результате действия ряда факторов, в частности, за счет минимизации цены всех используемых источников.

     Цена  капитала является одним из ключевых факторов при анализе инвестиционных проектов. Цена каждого из источников средств различна, поэтому цену капитала коммерческой организации находят по формуле средней арифметической взвешенной. Показатель исчисляется в процентах и, как правило, по годовым данным.

     Даже  приблизительное значение цены капитала коммерческой организации весьма полезно  как для сравнительного анализа  эффективности авансирования средств  в её деятельность, так и для  осуществления её собственной инвестиционной политики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Расчетная часть

            Задание I «Оптимизация структуры капитала предприятия» 

        Я являюсь финансовым менеджером ОАО «Комбинат органического синтеза». Сформирован баланс предприятия.

    Требуется:

    1. Проанализировать структуру активов и пассивов баланса, рассчитать аналитические показатели и сделать предварительные выводы о политике формирования активов и финансовых резервов, финансовой устойчивости, платежеспособности и ликвидности.

    2. Сформировать заключение о финансовом положении предприятия.

    3. Дать рекомендации по оптимизации  финансовой структуры капитала.

    4. Используя разработанные рекомендации, построить модельный баланс с  оптимальной структурой капитала.

    Анализ  относительных показателей проводится по любой из существующих методик оценки финансово-имущественного положения предприятия на основе данных баланса. Целью проводимого анализа является не расчет показателей, а формирование заключения о состоянии предприятия.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. 1. Анализ структуры активов и пассивов баланса.

Бухгалтерский баланс ОАО «Комбинат органического  синтеза» на 31.12.2003г.

АКТИВ На начало ОП На конец

ОП

Изменение Метод 1 Метод 2
I. Внеоборотные активы          
Нематериальные  активы          
Основные  средства 52529 45021 -7508 45021 45021
Незавершенное производство 5207 4540 -667 4540 4540
Доходные  вложения в материальные ценности - -   - -
Долгосрочные  финансовые вложения - -   - -
Отложенные  налоговые активы - -   - -
ИТОГО по разделу I 57736 49561 -8175 49561 49561
II. Оборотные активы          
Запасы, в том числе 20896 19304 -1592 19304 19304
Сырье, материалы и другие аналогичные  ценности 20732 16163 -4569 16163 16163
Затраты в незавершенном производстве - 1263 -1263 1263 1263
Готовая продукция и товары для перепродажи 20 1642 1622 1642 1642
Товары  отгруженные - -   - -
Расходы будущих периодов 144 236 92 236 236
Налог на добавленную стоимость 6662 3078 -3584 3078 3078
Дебиторская задолженность долгосрочная - -   - -
Дебиторская задолженность краткосрочная 32293 36799 4506 36799 29926
Краткосрочные финансовые вложения 65791 59311 -6480 59311 12311
Денежные  средства 3045 563 -2482 563 563
Прочие  оборотные активы - -   - -
ИТОГО по разделу II 128687 119055 -9632 119055 65182
Баланс 186423 168616   168616 114743
ПАССИВ          
III. Капитал и резервы          
Уставный  капитал 11000 11000 0 37936,5 11000
Добавочный  капитал 96000 96000 0 96000 96000
Резервный капитал - -   - -
Нераспределенная  прибыль -74769 -130192 -55443 -130192 -130192
ИТОГО по разделу III 32231 -23192 -55443 3744,5 -23192
IV. Долгосрочные обязательства          
Займы и кредиты 20562 105344 84782 105344 105344
ИТОГО по разделу IV 20562 105344 84782 105344 105344
V. Краткосрочные обязательства          
Займы и кредиты 117038 34345 -82693 7408,5 4345
Кредиторская задолженность 16592 52119 35527 52119 28246
ИТОГО по разделу V 133630 86464 -47166 59527,5 32591
Баланс 186423 168616 -17807 168616 114743
 

    Таблица 2.

    Значения  основных аналитических коэффициентов

Наименование  коэффициента Формула расчета Нормативное значение Значения
На  начало ОП На  конец ОП Метод 1 Метод 2
1 2 3 4 5 6 7
Оценка  имущественного положения
Сумма хозяйственных средств, находящихся  в распоряжении предприятия Валюта баланса - 186423 168616 168616  
 
114743
Оценка  финансовой устойчивости
Собственные оборотные средства (чистый оборотный  капитал) Собственный капитал + долгосрочные обязательства –  иммобилизованные активы    
 
-4943
 
 
32591
 
 
59527,5
 
 
32591
 
 
Доля  собственных оборотных средств
 
 
СОС/ОА
   
 
- 0,038
 
 
0,274
 
 
0,5
 
 
0,5
Общие источники финансирования запасов (ОИФЗ) СОС + краткосрочные кредиты + расчеты с кредиторами по товарным операциям    
 
132657
 
 
172280
 
 
172280
 
 
142280
Доля  ОИФЗ:

- в текущих активах (ТА)

- в запасах и затратах (З)

 
ОИФЗ / ТА 

ОИФЗ / З

   
1,03 

6,348

 
1,45 

8,93

 
1,45 

8,93

 
2,19 

7,37

Тип финансовой устойчивости Абсолютная:

СОС > 3

Нормативная:

СОС < 3 < ОИФЗ

Критическая: ОИФЗ < 3

  Норматив-ная Абсолют-ная Абсо-лютная Абсо-лютная
Оценка  ликвидности
Коэффициент абсолютной ликвидности (Кал) (Денежные средства + краткосрочные финансовые вложения) / краткосрочные обязательства 0,2…0,5  
 
 
0,5
 
 
 
0,7
 
 
 
1,01
 
 
 
0,4
Коэффициент быстрой ликвидности (срочной ликвидности, промежуточного покрытия (Кбл) (денежные средства + краткосрочные финансовые вложения + ДЗ) / КО

 
 
 
 
0,8
 
 
 
 
1,12
 
 
 
 
1,63
 
 
 
 
1,32
Коэффициент текущей ликвидности (Ктл) ТА /краткосрочные обязательства (пассивы)
 
0,96
 
1,38
 
2
 
2
Доля  оборотных средств в активах ТА / валюта баланса    
0,69
 
0,71
 
0,71
 
0,57
Доля  производственных запасов в текущих  активах З / ТА    
 
0,17
 
 
0,17
 
 
0,17
 
 
0,3
Доля  СОС в покрытии запасов СОС / З    
- 0,24
 
1,69
 
3,09
 
1,69
Коэффициент покрытия запасов ОИФЗ / З    
6,35
 
8,93
 
8,93
 
7,37
Оценка  рыночной устойчивости
Коэффициент автономии Ка (концентрации СК) СК / валюта баланса          > 0,5  
0,17
 
- 0,14
 
0,03
 
-0,21
Коэффициент финансирования Кзс/СС (финансового  риска) Заемные средства / СК (собственные средства) < 1,0  
 
4,78
 
 
-8,27
 
 
44,03
 
 
-5,95
Коэффициент маневренности СК (Км) СОС / СК    
-0,15
 
-1,41
 
15,90
 
-1,41
Коэффициент инвестирования СК/иммобилизованные активы    
0,56
 
-0,47
 
0,08
 
-0,47
Коэффициент структуры долгосрочных вложений Долгосрочные  заемные средства / иммобилизованные активы    
 
0,36
 
 
2,13
 
 
2,13
 
 
2,13
 

    Вычислительная  часть таблицы:

  1. Оценка финансовой устойчивости:

    Собственные оборотные средства (СОС) =

    = Итого по капиталам и резервам (ст.490) + Итого по долгосрочным обязательствам (ст.590) – Итого по внеоборотным активам (ст.190)

    На  начало ОП = 32231+20562 - 57736= - 4943 тыс.руб.

    На  конец ОП = - 23192+105344 - 49561 = 32591 тыс.руб.

    Доля  собственных оборотных средств: СОС / Итого оборотные активы (ст.290)

    На  начало ОП = - 4943/128687 = - 0,038

    На  конец ОП = 32591/119055 = 0,274

    Общие источники финансирования запасов (ОИФЗ) = СОС + Краткосрочные обязательства (ст.610) + Итого по долгосрочным обязательствам (ст.590)

    На  начало ОП =  - 4943+117038+20562=132657 тыс.руб.

    На  конец ОП = 32591+34345+105344=172280 тыс.руб.

    Доля  ОИФЗ:  В текущих активах = ОИФЗ / Итого оборотные активы (ст.290)

    На  начало ОП = 132657 / 128687 = 1,03

    На  конец ОП = 172280 / 119055 = 1,45

    В запасах и затратах = ОИФЗ / Запасы (ст.210)

    На  начало ОП = 132657 / 20896 = 6,348

    На  конец ОП = 172280 / 19304 = 8,925

    Тип финансовой устойчивости:

    На  начало ОП – СОС < З < ОИФЗ (-4943 < 20896 < 132657) - нормативная финансовая устойчивость.

    На  конец ОП – СОС > З (32591 > 19304) – абсолютная финансовая устойчивость.

  1. Оценка ликвидности.

    Коэффициент абсолютной ликвидности (Кал)

    =

    На  начало ОП =

    На  конец ОП =

    Коэффициент быстрой ликвидности (Кбл)

    =

    На  начало ОП =

    На  конец ОП =

    Коэффициент текущей ликвидности Ктл = Итого Оборотные активы (ст.290) / Итого краткосрочные обязательства (ст.690)

    На  начало ОП = 128687 / 133630=0,96

    На  конец ОП = 119055 / 86464 = 1,38

    Доля  оборотных средств = ТА / Валюта баланса

    На  начало ОП = 128687 / 186423 = 0,69

    На  конец ОП = 119055 / 168616 = 0,71

    Доля  производственных запасов = З / ТА

    На  начало ОП = 20896 / 128687 = 0,16

    На  конец ОП = 19304 / 119055 = 0,16

    Доля  СОС в покрытии запасов = СОС / З

    На  начало ОП = -4943 / 20896 = -0,24

    На  конец ОП = 32591 / 19304 = 1,69

    Коэффициент покрытия запасов = ОИФЗ/З

    На  начало ОП = 132657 / 20896 = 6,35

    На  конец ОП = 172280 / 19304 = 8,92

  1. Оценка рыночной устойчивости.

    Коэффициент автономии Ка = Итого капитал и резервы (ст.490) / валюта баланса

    На начало ОП = 32231 / 186423 = 0,17

    На  конец ОП = -23192 / 168616 = -0,14

    Коэффициент финансирования =

    На  начало ОП =

    На  конец ОП =

    Коэффициент маневренности = СОС / Итого Капитал и резервы (ст.490)

    На  начало ОП = - 4943 / 32231 = -0,15

    На  конец ОП = 32591 / - 23192 = -1,41

    Коэффициент инвестирования = Итого Капитал и резервы (ст.490) / Итого Внеоборотные активы (ст.190)

    На  начало ОП = 32231 / 57736 =0,56

    На  конец ОП = -23192 / 49561 = - 0,47

    Коэффициент структуры долгосрочных вложений = Итого Долгосрочные обязательства (ст.590) / Итого Внеоборотные активы (ст.190)

    На  начало ОП = 20562 / 57736 = 0,36

    На  конец ОП = 105344 / 49561 = 2,13

      Таким образом финансовое состояние предприятия  характеризуется абсолютной финансовой устойчивостью, но в то же время сильной зависимостью от заемных средств и низкой платежеспособностью.

    1.2. Оптимизацию финансовой структуры капитала начнем с улучшения структуры капитала предприятия по его размещению. Для доведения коэффициента текущей ликвидности до нормативного значения можно продать без ущерба для основной деятельности элементы:

    а) постоянных активов;

    б) элементы текущих (оборотных) активов, а полученные от продажи суммы использовать на погашение части краткосрочных долгов;

    в) уменьшить краткосрочные заемные средства за счет пополнения собственных источников финансирования либо долгосрочных заемных средств. 

    1.3. Рассчитаем, сколько необходимо продать постоянных активов, оборотных активов, привлечь собственных источников финансирования либо долгосрочных заемных средств, чтобы коэффициент текущей ликвидности поднять до нормативного уровня. 
 
 

    Для расчета используем следующую формулу:

    Метод 1: КТЛ = ОА / (КО - х) = 2

    ОА / (КО - х) = 2

    2 (КО - х) = ОА

    2КО - 2Х = ОА

    - 2х = ОА - 2КО

    Х = (2КО - ОА) / 2 = (2 * 86464 - 119055) / 2 = 26936,5 тыс.руб.

    На  эту сумму можно увеличить  собственный капитал или долгосрочный кредит банка и уменьшить краткосрочные  обязательства. Долгосрочные обязательства  и так слишком велики, поэтому увеличиваем на эту сумму собственный капитал.

    Метод 2: Продать часть оборотных активов и вырученные деньги направить на погашение краткосрочных обязательств. Используем следующую формулу:

    Ктл = ( ОА - х) / (КО - х) = 2

    2Ко - 2х = ОА - х

    Х = 2КО - ОА

    Х = 2 * 86464 - 119055 = 53873тыс.руб.

    53873 / 119055 * 100% = 46%

    Ктл = (ОА - 53873) / (КО - 53873) = Ктл’

    Ктл’= (119055 - 53873) / (86464 - 53873) = 65182 / 32591=2

    Ктл’ > Ктл (2 > 1.38)

    На  эту сумму уменьшаем оборотные  активы и погашаем краткосрочные  обязательства.

    Метод 3(комбинированный): Продажа части внеоборотных активов.

    (ДС + КФВ) / КО = 0,2

    ДС = 0,2КО – КФВ = 0,2 * 86464 - 59311 = - 42018 тыс.руб. 
 

                Задание II. «Составление отчета о движении денежных средств» (косвенный метод). Расчет и оценка денежных потоков.

     Финансовый  менеджмент организации хорошо представляет, что одним из условий ее финансового благополучия является приток денежных средств.

     Увеличение  или уменьшение балансового остатка  денежных средств за определенный период зависит от изменений в стоимости активов и пассивов баланса. Любое увеличение внеоборотных активов, запасов дебиторской задолженности означает отток денежных средств, любое увеличение пассивов является фактором прироста денежных средств. Увеличение или уменьшение остатка денежных средств на конец периода по сравнению с его началом - это сальдо изменения стоимости активов и величины пассивов.

    Требуется:

    1. Составить отчет о движении денежных средств по данным отчетности.

    2. Провести анализ движения средств.

    3. Рассчитать потенциальный и реальный  избыток/дефицит денежных средств  на начало и конец отчетного  периода.

    4. Дать рекомендации по улучшению  управления денежной наличностью.

    На  основании балансовых данных выявим факторы изменения величины денежных средств за период и представим в таблице 3. 

     2.1. СОС (собственные оборотные средства) = ПОСТОЯННЫЕ ПАССИВЫ - ПОСТОЯННЫЕ АКТИВЫ = ТЕКУЩИЕ АКТИВЫ - ТЕКУЩИЕ ПАССИВЫ.

     По величине СОС судят, достаточно ли у предприятия постоянных ресурсов (собственных средств и долгосрочных заимствований) для финансирования постоянных активов (основных средств). Или, иными словами, покрываются ли иммобилизованные активы такими стабильными, «долгоиграющими», надежными источниками, каковыми являются собственные средства предприятия и полученные им долгосрочные кредиты. Если да, то СОС > 0, потому что постоянные пассивы больше постоянных активов. Если нет, то СОС < 0, потому что постоянные пассивы меньше постоянных активов и предприятие испытывает недостаток собственных оборотных средств.

     Минимальное значение коэффициента текущей ликвидности — единица. Если же значение коэффициента не доходит до единицы, то предприятие испытывает дефицит СОС и не в состоянии расплатиться из своих текущих активов по своим текущим обязательствам. Желательное значение коэффициента текущей ликвидности — примерно два.

       Если СОС > 0, это значит  предприятие генерирует больше постоянных ресурсов, чем это необходимо для финансирований постоянных активов. Этот излишек может служить для покрытия других нужд предприятия.

     Если  СОС < 0, значит предприятию не хватает ресурсов для финансирования иммобилизованных активов (обозначим этот случай СОСЭ).

     Если масштабные инвестиции в основные средства еще не успели окупиться, то при хорошей перспективе проекта можно говорить о временном недостатке СОС, который со временем исчезнет: наращивание продаж покроет убытки, даст прибыль, и часть ее — нераспределенная прибыль - прирастит капитал предприятия. Таким образом, постоянные ресурсы увеличатся за счет нераспределенной прибыли и поглотят недостаток СОС.

     Если недостаток оборотных средств имеет глубинный, структурный характер (наблюдается из года в год), то ситуация более деликатная и рискованная. Финансирование иммобилизованных активов здесь становится подверженным воле случая и приобретает проблематичный характер. 
 

     Текущие финансовые потребности — ТФП.

     Текущие финансовые потребности операционного (реализационного) характера — оперФП. Текущие финансовые потребности внеоперационного (внереализационного) характера — внереалФП.

     Основные  взаимосвязи:

     ТФП = ТЕКУЩИЕ АКТИВЫ без денежных средств - ТЕКУЩИЕ ПАССИВЫ =  оперФП  + внереалФП = ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ + ЗАПАСЫ -  КРЕДИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ + КРАТКОСРОЧНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ВЛОЖЕНИЯ И ДРУГИЕ ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ, кроме денежных средств – краткосрочный кредит.

     Нам известно:                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

     - что в запасы сырья и готовой продукции вложены деньги. Пока сырье не трансформировалось в готовую продукцию, а готовая продукция — в деньги на счете, запасы уже самим своим существованием порождают потребность в оборотных средствах;

     - что в дебиторской задолженности тоже воплощена потребность в оборотных средствах. Пока товар не произведен, не складирован, не отгружен и не оплачен покупателем, эта потребность требует соответствующего удовлетворения;

     - что в кредиторской задолженности воплощено покрытие текущей потребности в оборотных средствах. Пока не пришел срок оплаты счетов по обязательствам за приобретаемые товары, сырье, материалы и т. п., кредиторская задолженность представляет собой бесплатный кредит со стороны поставщиков, т. е. источник ресурсов для предприятия.

     Если  операционные финансовые потребности  больше нуля, то текущие потребности  в финансировании неденежных оборотных  активов превышают краткосрочные ресурсы. Если операционные финансовые потребности меньше нуля, то краткосрочные ресурсы собственных оборотных, средств превышают текущие потребности в финансировании неденежных оборотных активов.

    Таблица 3.

    Балансовые  данные для расчета денежного  потока

Статьи  баланса (АКТИВ) На начало ОП На конец ОП Изменение за ОП
I. Внеоборотные активы      
Нематериальные  активы      
Основные  средства 52529 45021 - 7508
Незавершенное производство 5207 4540 - 667
Доходные  вложения в материальные ценности - -  
Долгосрочные  финансовые вложения - -  
Отложенные  налоговые активы - -  
ИТОГО по разделу I 57736 49561 - 8175
II. Оборотные активы      
Запасы, в том числе 20896 19304 - 1592
Сырье, материалы и другие аналогичные  ценности 20732 16163 - 4569
Затраты в незавершенном производстве - 1263 - 1263
Готовая продукция и товары для перепродажи 20 1642 1622
Товары  отгруженные - -  
Расходы будущих периодов 144 236 92
Налог на добавленную стоимость 6662 3078 - 3584
Дебиторская задолженность долгосрочная - -  
Дебиторская задолженность краткосрочная 32293 36799 4506
Краткосрочные финансовые вложения 65791 59311 - 6480
Денежные  средства 3045 563 - 2482
Прочие  оборотные активы - -  
ИТОГО по разделу II 128687 119055 - 9632
Баланс 186423 168616 - 17807
ПАССИВ      
III. Капитал и резервы      
Уставный  капитал 11000 11000 0
Добавочный  капитал 96000 96000 0
Резервный капитал - -  
Нераспределенная  прибыль -74769 -130192 - 55423
ИТОГО по разделу III 32231 -23192 - 55423
IV. Долгосрочные обязательства      
Займы и кредиты 20562 105344 84782
ИТОГО по разделу IV 20562 105344 84782
V. Краткосрочные обязательства      
Займы и кредиты 117038 34345 - 82693
Кредиторская  задолженность 16592 52119 35527
ИТОГО по разделу V 133630 86464 - 47166
Баланс 186423 168616 - 17807

           

     Управление  денежной наличностью сводится в  конечном итоге к регулированию  величины собственных оборотных средств и текущих финансовых потребностей. А СОС и ТФП, в свою очередь, зависят не только от тактики, но и от стратегии управления финансами предприятия. Поэтому для принятия решений по управлению денежной наличностью необходимо анализировать данные за достаточно длительный период и выявлять направленность главных структурных изменений.

    Прежде  чем давать рекомендации по управлению денежной наличностью, составим диаграмму  финансового равновесия, определим, какой из двух элементов СОС или ТФП выступает ресурсом. Для составления диаграммы используем изменения показателей за период.

    1) ?СОС = ?СК + ?ДО - ?ВНА =

     = -55423 + 84782 + 8175 = 37534 тыс.руб.

    ?СОС  > 0 таким образом ?СОС - ресурс

    2) ?ТФП = ?З + ?ДЗ - ?КрЗ + ?КФВ + ?ПрОА - ?ККБ,

    При этом (?З + ?ДЗ - ?КрЗ) = ФП операционные;

    (?КФВ + ?ПрОА - ?ККБ) = ФП внереализационные.

    ?ТФП = -1592 +4506 – 35527 – 6480 + 82693 - 3584 = 40016 тыс.руб.

    ?ТФП  > 0 таким образом ?ТФП - потребность

    3) ?ДС = ?СОС - ?ТФП

    ?ДС = 37534 - 40016 = -2482 тыс.руб.

    Денежные  средства являются регулятором равновесия между собственными оборотными средствами и текущими финансовыми потребностями.

         СОС > 0 — это ресурсы, превышающие потребности в финансировании основных активов;

    ТФП > 0 — это потребности в покрытии неденежных оборотных средств (дефицит).

    Часть ресурсов идет на покрытие текущих финансовых потребностей. Остаток представляет собой свободный остаток денежной наличности. 

    Ресурсы                                                Потребности

    
СОС (+) = 37534 тыс.руб.        94%
ДС (-) = 2482 тыс.руб.          6%
    
ТФП (+) = 40016 тыс.руб.

                              100%

                                        
 
 

                                          

                                       ?

     Финансовая  диагностика

     Предприятие обладает собственными оборотными средствами, достаточными для финансирования основных средств, и генерирует свободный остаток денежной наличности. 94% СОС идут на покрытие операционных потребностей, а 6% представляют собой свободный остаток денежных средств, из которого можно надеяться оплатить ближайшие расходы, сформировать необходимый страховой запас наличности и, при хорошем раскладе, сделать, например, краткосрочные финансовые вложения.

     Анализ

     В данном случае речь идет о весьма здоровом равновесии в том, что касается балансирования потребностей с источниками их финансового обеспечения. Генерируется небольшой излишек наличности. Совсем как физическое лицо, предприятие поддерживает плюсовой остаток на своем счете в банке как резерв на случай непредвиденных расходов.

     Финансовые  решения

     Чтобы предприятию окончательно быть признанным «здоровым», это равновесие должно быть постоянным, т. е. наблюдаться в течение нескольких лет. Предприятию надо быть бдительным, чтобы обеспечить поддержание такого равновесия. 
 
 

     Задание III «Финансовое прогнозирование и выбор источников финансирования»

     Нужно проанализировать финансовую отчетность ОАО и определить темп роста объемов производства, исходя из сложившихся на предприятии экономических тенденций. Согласно расчетам отдела перспективного развития предприятия для поддержания конкурентоспособности целесообразно увеличить объем как минимум в 1,5 раза.

     Основная задача - определить финансовые возможности АО для наращивания объема производства и, соответственно, экономического потенциала за счет собственных финансовых возможностей и привлечения дополнительных финансовых ресурсов; построить прогнозную финансовую отчетность при максимально возможном в данных условиях темпе роста объема производства.

     Для этого необходимо рассчитать прогнозные значения показателей финансовой отчетности, определить потребность в источниках финансирования с использованием соответствую                                                                                                                                                                                  щей балансовой модели и выбрать варианты финансирования из возможных:

- краткосрочный банковских кредит;

-  долгосрочный банковский кредит;

- увеличение уставного капитала за счет дополнительной эмиссии акций.

     Ставка  процента за кредит составляет 15% по краткосрочным ссудам, 27% - по долгосрочным ссудам.

     Условиями предоставления ссуды являются:

- кредитоспособность и финансовая устойчивость данного предприятия (необходимо дать заключение о возможности кредитования);

- общий  уровень финансовой зависимости  не выше 50% источников средств;

-  общая ликвидность предприятия не ниже 1,5.

     На  момент расчета в обращении находится 10 тыс. штук простых акций. Уровень дивидендных выплат на акцию выберите самостоятельно (можно рассмотреть несколько вариантов).

     Предполагается, что предприятием задействованы  все производственные мощности.

     Составим уплотненный аналитический баланс для агрегирования отдельных показателей с помощью таблицы прогнозирования. 

    Таблица 4

    Прогностическая таблица

      Показатели Отчетный период Прогностический баланс
      I.
      Оборотные средства 45021 54025,2
      Незавершенное производство 4540 4540
      II.
      Оборотные активы 119055 136913,25
      Баланс 168616 195478,45
      III.
      Капитал 107000 107000
      Нераспределенная  прибыль -130192 -128085,83
      IV.
      Долгосрочные обязательства 105344 105344
      V.
      Краткосрочные обязательства 86464 99433,6
      Баланс 168616 183751,77
      ПДФ - 11726,68

     
Расчетная часть:

     Рассчитаем аналитические показатели для определения темпа экономического роста АО:

     - долю реинвестированной прибыли в чистой,

     - рентабельность собственного капитала,

     - темп экономического роста при существующих пропорциях, который сравним с требуемым,

     - определим необходимость привлечения дополнительных ресурсов. 

    Впр = Вбаз * 15% / 100%

    ОС = 450210 + 0,2 * 45021 = 54025,2 тыс.руб.

    ОА = 119055 + 0,15 * 119055 = 136913,25 тыс.руб.

    НПр = -130192 + 0,05 * 36629 * 1,15 * (1 – 0) = 128085,83 тыс.руб.

    КО = 86464 + 0,15 * 86464 = 99433,6 тыс.руб.

    ПДФ =  195478,45 – 18375,77 = 11726,68 тыс.руб. 

    ПДФ = Аф * ТПФ – Пф * ТПВ – ЧПф / Вф * Впр (1- Дивид / ЧПф) =

    = Необх.рост постоянных активов  + Аф *ТПФ – Пф * ТПФ – ЧПф / Вф

    * Вф * (1 – Дивид / ЧПф) = 0,2 * 45021 + 0,15 * 119055 – 0,15 * 86464 –

    0,05 * 1,15 * Вф * (1 – 0 / ЧПф) = 9004,2 + 17858,25 – 12969,6 – 0,05 *

    1,15 * 36629 = 13892,85 – 2106,1675 = -11786,683 тыс.руб. 
 
 
 
 
 
 

      Существуют  различные способы финансирования:

  • краткосрочное кредитование;
  • долгосрочное кредитование;
  • лизинг;
  • факторинг;
  • эмиссия акций, облигаций и т.д.

     Каждый  из них имеет свои достоинства  и недостатки. Но единым для всех них количественным фактором, на основе которого предприятие осуществляет свой выбор, является цена их осуществления. Даже самый привлекательный на первый взгляд вариант после просчета его  стоимости может оказаться невыгодным. Только после количественного анализа всех методов, а также с учетом их качественных характеристик, организация выбирает один (или несколько в комплексе), который бы давал максимум результата при минимуме затрат. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть  важность проведения финансового  анализа  деятельности предприятий. Данный анализ предоставляет возможность глубже оценить финансовое состояние организации на нужный момент времени и проследить его изменение в динамике. Кроме того, анализ производится на основе достаточно гибких подходов и методов, что определяет его применимость для предприятий в условиях быстро изменяющейся внешней и внутренней среды.

     Что касается предприятия ОАО «Комбинат органического синтеза», для этого хозяйствующего субъекта с помощью финансового анализа удалось установить следующее:

  • Предприятие является убыточным, хотя прослеживается динамика к снижению темпа роста убытков. Не смотря на это, ситуация в организации была и остается критической.
  • Предприятие неплатежеспособно и находится на грани банкротства. Финансовая устойчивость также очень низкая.
  • На предприятии высока доля как дебиторской, так и кредиторской задолженности. Это указывает на взаимное неисполнение обязательств по оплате.
  • Собственных средств предприятия не хватает для покрытия своих постоянных активов.

     Проведя диагностику финансового состояния, было принято решение, прежде всего, наладить платежеспособность предприятия. Этому поспособствовали обстоятельства. После проведения расчетов по основным показателям (коэффициент текущей ликвидности, коэффициент автономии, коэффициент  и др.) возникла необходимость рассмотреть смешанный вариант действий: на основании расчетов, проведенных по каждому из вариантов, был составлен модельный баланс развития предприятия.

     Затем, на основе отчетного баланса был  составлен прогнозный баланс, в который  была заложена 5-процентную рентабельность продаж и 40-процентная норма распределения чистой прибыли на дивиденды.

     ОАО «Комбинат органического синтеза» смогло расстаться с частью своих постоянных активов, тем самым, погасив часть кредиторской задолженности и приведя коэффициенты ликвидности в норму. Также была проведена реструктуризация задолженности.

     На  основе нового прогнозного баланса  была осуществлена попытка спрогнозировать  увеличение прибыли предприятия  от реализации продукции и определить потребность в дополнительном  внешнем финансировании в целях увеличения объемов продаж.

     В целях дальнейшего изучения и  принятия мер к улучшению финансового состояния ОАО «Комбинат органического синтеза» необходимо продолжить проведение финансового  анализа деятельности предприятия за последующие периоды. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Шохин Е.И.

Финансовый  менеджмент: Учебное пособие/ Под  ред.проф. Е.И.Шохина. (Последнее издание)–М.:ИД ФБК-ПРЕСС, 2008.- 408с.

  1. Стоянова Е.С.

Финансовый  менеджмент: теория и практика. Учебник  для студентов, аспирантов экономических вузов, 6-е изд. / Стоянова. – М.: Перспектива, 2009. – 656с.

  1. Журнал «Финансовый менеджмент»

№ 1’2007 под ред. Лисицына Е.В., доктора экономических  наук, доцента РЭА им. Г.В. Плеханова, профессора Академии менеджмента и  рынка. Статья Логвинова Т.В. «Трансформация функций стратегического управления стоимостью предприятия»

  1. Журнал "Финансовый менеджмент", 2004, №5. Статья С.Д.Трохина

«Управление финансовым состоянием предприятия».

  1. Выварец Александр Дмитриевич

Экономика предприятия: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)»/ А.Д. Выварец.-М.: Юнити-Дана,  2007. – 543с.

  1. Березинъ И.Э.

Экономика предприятия: Учебник для вузов/ И.Э. Березинъ, С.А. Пикунова, Н.Н. Савченко, С.Г. Фалько; под ред. С.Г. Фалько. – 3-е изд., стереотик.-М.: Дрофа, 2006.-367с.:ил.

  1. Экономика предприятия: Учебник для вузов. 2-е изд./Под ред. Е. Кантора- Спб.: Питер, 2007,-400с.: ил. – (Серия «Учебник для вузов»)
  2. Морозова С.В.

Методические  указания по выполнению контрольной работы по «Финансовому менеджменту»/ РХТУ им. Д.И. Менделеева, Новомосковский ин-т; Новомосковск, 2006.- 48 с. 

          Газеты: «Российская газета», «Экономика  и жизнь», «Коммерсантъ».

      Web-ресурсы: www.kommersant.ru  www.vedomosti.ru

                                   www.bizoffice.ru.              www.beafnd.org/


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.