Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Своеобразие романтизма в России

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 18.05.13. Год: 2012. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

Гуманитарный  факультет 

Кафедра культурологии 
 
 

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

«СВОЕОБРАЗИЕ  РОМАНТИЗМА В РОССИИ». 
 
 
 
 

Выполнила студентка IV курса

гуманитарного факультета

(специальность  «Культурология»)

Шемякина  Елена Николаевна

Преподаватель –

Гмызина Эльвира Викторовна. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Киров 2009

1. Социально-исторический  фон для рождения  романтизма.

     Первая половина XIX в. в России отмечена мощным подъемом культуры во всем ее многонациональном разнообразии. Свое проявление он находит прежде всего в успешном развитии философии, литературы и научной мысли. Причины подъема – в прогрессивном воздействии идей Просвещения, в событиях Отечественной войны 1812 г., в смелом, патриотически воодушевленном выступлении дворянских революционеров-декабристов. Острота положения в общественной жизни побуждала передовую интеллигенцию к борьбе за демократические преобразования, за свободу труда, мысли и творчества.

     Велика  зависимость культурного подъема  и от многих экономических перемен  в стране. Россия встала на путь развития буржуазных отношений. Развитие капиталистического уклада в экономике России в первой половине XIX в. явилось важным ускорителем общественного и культурного прогресса. Довольно широкое применение техники, связанное с процессом перерастания мануфактуры в фабрику, использование пара как источника энергии, железнодорожное строительство, зарождение и первые шаги отечественного машиностроения — все эти явления, определявшие уровень материальной культуры, возникли только в XIX столетии, их не знал предшествующий век.

     Именно  в это время в России зарождается  романтизм, который отличался от западноевропейского в угоду  иной исторической обстановке и иной культурной традиции. Французскую революцию нельзя причислить к значимым причинам его возникновения. Настоящей причиной стала Отечественная война 1812 г., в которой проявилась вся сила народной инициативы. Но после войны народ не получил воли. Представители дворянства, не довольные действительностью, вышли на Сенатскую площадь в декабре 1825 г. Этот поступок тоже не прошел бесследно для творческой интеллигенции. Бурные послевоенные годы стали обстановкой, в которой формировался русский романтизм.

     В начале века возрастает роль эстетики. В 1800—1810-е годы она становится органичным компонентом системы высшего и среднего образования, а вместе с тем — неотъемлемой частью прогрессивной духовной культуры русского общества.

     Если  по идеологической устремленности прогрессивные деятели эстетической науки на рубеже XVIII—XIX вв. были просветителями демократической ориентации, то с точки зрения философской основы их воззрений они могут быть охарактеризованы как последователи того течения рационалистической мысли, представители которого, утверждая могущество человеческого разума, в то же время признавали необходимость опытного знания. Рационалистической мысли было присуще тяготение к стихийно-материалистическому пониманию узловых категорий и проблем. Их развитие находим в работах М. Гаврилова, И. Рижского, А. Куницына, В. Гевлича, В. Перевощикова, А. Мерзлякова.

     Продолжая радищевскую традицию русской эстетической мысли, они рассуждают о «могущественной  власти поэзии», воспламеняющей «к великим  предприятиям», о том, что искусство призвано возбуждать «любовь к благу общему..., отвращения от несправедливости и насильства, ненависть противу всех оскорбителей прав человечества».

     Высказанные ими представления и убеждения  подготовили идейно-эстетическую платформу революционного романтизма. Организаторы тайных декабристских обществ и полулегальных кружков опирались на эти представления. К. Рылеев предназначал искусству активную роль в «борьбе народа с самовластием». Перо писателя признается «оружием более могущественным, более действенным, чем меч в руках воина» (Н. Гнедич).

     Декабристы видели в литературе прежде всего средство пропаганды и борьбы, в их программах проявлялось стремление придать поэзии политический характер, сосредоточить усилия на утверждении идеальной нормы гражданской морали и поведения человека. Самодержавно-крепостнический порядок декабристы отвергали как несогласуемый с законами разума и «естественными правами человека». Отсюда их тяготение к традициям «просветительского классицизма». Другим основополагающим началом эстетической системы декабристов была предромантическая идея национальной самобытности литературы в первой половине XIX в., в которой сосуществовали различные художественные направления: классицизм, сентиментализм, предромантизм, романтизм, реализм.

     На  рубеже XVIII—XIX вв. романтизм был связан с самыми разными уровнями общественного сознания и формами их выражения; он оказался причастным к решению проблем самого различного социально-политического, идеологического и культурного планов. Историки и социологи, например, давно оперируют представлением о романтизме как особом типе сознания и поведения.

     Романтизм был необходимым звеном в художественном развитии человечества и явился объективно величественным художественным открытием. Он выполнил задачу, возложенную на него историей, сыграл свою роль в культурном процессе как непосредственный предшественник реализма.

     Романтическую философию русского искусства прозаиков 30-х годов XIX в. более всего привлекал ее немецкий вариант — эстетические концепции, возникшие в недрах так называемой йенской школы, а затем получившие дальнейшее развитие в исканиях младших поколений немецких романтиков.

     Интерес вызывали прежде всего эстетические идеи молодого Фр. Шеллинга. Наибольшей известностью пользовались его сочинения «Система трансцендентального идеализма» (1800) и «Об отношении изобразительных искусств к природе» (1807). Конечно, интерес к эстетике немецкого романтизма не исключал внимания к идеям иного происхождения. В кругозор русских деятелей культуры входили многие идеи французских романтиков: в России 20-х годов хорошо знали книги Ж. де Сталь и Ф. Р. Шатобриана, позднее — статьи-манифесты В. Гюго и А. Виньи. Были известны и теоретические декларации английской «озерной» школы, полемические суждения Дж. Г. Байрона. И все-таки именно немецкая романтическая культура являлась главным источником тех философско-эстетических идей, с которыми встречались русские прозаики, обращавшиеся к теме искусства.

     Утопии  и мифы немецкого романтизма несли  в себе очень важную для русской интеллигенции устремленность к абсолютному идеалу. Увлеченность идеями немецких романтиков ощущается в теоретических исканиях русских мыслителей 1820-х — начала 1830-х годов. В трактатах и статьях А. И. Гелича, И. Я. Кронберга, Д. В. Веневитинова, В. Ф. Одоевского, Н. А. Полевого развивались представления о сущности красоты, о природе творчества и назначении искусства, об их соотношении с иными видами знания, о миссии художника и т. п., в главных чертах сходные с принципами немецкой романтической культурологии.

     Бесспорно, что заимствования были. Но весь русский романтизм нельзя свести к одним заимствованиям, влиянию западных авторов и подражанию им. Нельзя отрывать русских художников-романтиков от той конкретно-исторической почвы, которая питала их творчество, и возникновение русского романтизма объясняется не только как следствие западных влияний, но и как закономерный акт в процессе развития русской культуры в целом.

     Предпосылки его возникновения в России связаны  с началом разложения социально-экономических и идеологических основ крепостничества, с крушением старого мира. Крушение это проявилось в самых различных сферах социально-политических и экономических отношений, на разных уровнях идеологического опосредствования их. В отдельных странах этот общеевропейский процесс протекал в неодинаковых формах и с различной интенсивностью, однако существо его всюду оставалось единым: происходил распад прежних норм морали, эстетических воззрений, общих философских представлений. На смену старому мировосприятию приходило новое понимание человека и общества, морали и долга, социальной гармонии и средств ее достижения.

     Самоопределение русского романтизма происходило не только посредством полемического  отталкивания от воззрений, определявших культурную жизнь России до Крестьянской войны 1773—1775 гг. и Французской революции 1789— 1794 гг. Первое десятилетие XIX в. в России было также и временем активного переосмысления старых идейно-эстетических ценностей и включения их в новые концепции общественного и литературного процесса: подчиняясь романтическим доминантам, они входили в мировосприятие художников-романтиков. 

2. Специфика эстетики  русского романтизма.

      Романтизм как художественное направление  возник в ряде европейских стран  на рубеже XVIII и XIX веков. Важнейшими вехами, определившими его хронологические рамки, стали Великая Французская революция 1789-1794 годов и буржуазные революции 1848 года.

      Романтизм представлял собой сложное идеологическое и философское явление, отражавшее реакцию различных социальных групп на буржуазные революции и буржуазное общество.

      Антибуржуазный  протест был свойственен и  консервативным кругам, и прогрессивной  интеллигенции. Отсюда те чувства разочарования  и пессимизма, которые свойственны  западноевропейскому романтизму. У одних писателей-романтиков (так называемых пассивных) протест против «денежного мешка» сопровождался призывом к возврату феодально-средневековых порядков; у прогрессивных романтиков неприятие буржуазной действительности порождало мечту о другом, справедливом, демократическом строе.

      Русский романтизм, в отличие от европейского с его ярко выраженным антибуржуазным характером, сохранял большую связь  с идеями Просвещения и воспринял  часть из них — осуждение крепостного права, пропаганду и защиту просвещения, отстаивание народных интересов. Отечественная война вызвала не только рост гражданского и национального самосознания передовых слоев русского общества, но и признание особой роли народа в жизни национального государства. Тема народа стала очень значительной для. русских литераторов-романтиков. Им казалось, что постигая дух народа, они приобщались к идеальным началам жизни. Стремлением к народности отмечено творчество всех русских романтиков, хотя понимание «народной души» у них было различным.

      Так, для Жуковского народность — это прежде всего гуманное отношение к крестьянству и вообще к бедным людям. Сущность ее он видел в поэзии народных обрядов, лирических песен, народных примет и суеверий.

      В творчестве романтиков-декабристов  представление о народной душе связывалось с другими чертами. Для них народный характер — это характер героический, национально-самобытный. Он коренится в национальных традициях народа. Наиболее яркими выразителями народной души они считали таких деятелей, как князь Олег, Иван Сусанин, Ермак, Наливайко, Минин и Пожарский.

      Интерес к отечественной истории у  поэтов-романтиков порождался чувством высокого патриотизма. Расцветший в  период Отечественной войны 1812 года русский романтизм воспринял его как одну из своих идейных основ. В художественном плане романтизм, подобно сентиментализму, уделял большое внимание изображению внутреннего мира человека. Но в отличие от писателей-сентименталистов, которые воспевали «тихую чувствительность» как выражение «томно-горестного сердца», романтики предпочитали изображение необыкновенных приключений и бурных страстей. Вместе с тем безусловной заслугой романтизма, прежде всего его прогрессивного направления, стало выявление действенного, волевого начала в человеке, стремления к высоким целям и идеалам, которые поднимали людей над повседневностью. Такой характер носило, например, творчество английского поэта Дж. Байрона, влияние которого испытали многие русские писатели начала XIX века.

      Глубокий  интерес к внутреннему миру человека вызывал у романтиков равнодушие к внешней красивости героев. В этом романтизм так же кардинально отличался от классицизма с его обязательной гармонией между внешностью и внутренним содержанием персонажей. Романтики же, наоборот, стремились обнаружить контрастность внешнего облика и духовного мира героя.

      Одним из важных достижений романтизма является создание лирического пейзажа. Он служит у романтиков своего рода декорацией, которая подчеркивает эмоциональную  напряженность действия. В описаниях  природы отмечалась ее «духовность», ее соотношение с судьбой и участью человека. Ярким мастером лирического пейзажа являлся Александр Бестужев, уже в ранних повестях которого пейзаж выражает эмоциональный подтекст произведения. В повести «Ревельский турнир» он так изображал живописный вид Ревеля, соответствовавший настроению персонажей: «Это было в мае месяце; яркое солнце катилось к полудню в прозрачном эфире, и только вдали серебристой облачной бахромой касался воды полог небосклона. Светлые спицы колоколен ревельских горели по заливу, и серые бойницы Вышгорода, опершись на утес, казалось, росли в небо и, будто опрокинутые, вонзались в глубь зеркальных вод».

      Своеобразие тематики романтических произведений способствовало использованию специфического словарного выражения — обилию метафор, поэтических эпитетов и символов. Так, романтическим символом свободы представало море, ветер; счастья — солнце, любви — огонь или розы; вообще розовый цвет символизировал любовные чувства, черный — печаль. Ночь олицетворяла зло, преступления, вражду. Символ вечной изменчивости — волна морская, бесчувственности — камень; образы куклы или маскарада означали фальшь, лицемерие, двуличность.

     Итак, особенности русского романтизма:

  - Романтизм не противостоял Просвещению.  Просветительская идеология ослабла,  но не потерпела краха, как в Европе. Идеал просвещенного монарха не исчерпал себя.

  - Романтизм развивался параллельно  с классицизмом, нередко переплетаясь  с ним. 

  - Романтизм в России в разных  видах искусства проявил себя  по-разному. В архитектуре он  не читался вообще. В живописи - иссяк к середине 19 века. В музыке проявился лишь частично. Только в литературе романтизм проявился последовательно.  

  3.  Искусство романтизма.

  Архитектура.

     Русская архитектура в основных чертах повторила  путь западноевропейской. С 1830-х гг. классицизм начинает вытесняться ретроспективными подражаниями. В отличие от западной архитектуры в России не создавались крупные сооружения с применением новых металлических конструкций, а если применялись, то тщательно маскировались архитектурно-декоративным убранством. Каноны классицизма вытеснялись эклектикой.

     Черты ренессанса и барокко заметны  в последнем сооружении классицизма  в Исаакиевском соборе в Петербурге архитектора О. Монферрана. В этом величавом здании широко использованы средства изобразительного искусства - скульптура и живопись выдающихся мастеров - ваятелей И. Витали, Н. Пименова, П. Клодта, живописцев К. Брюллова, Ф. Бруни, П. Басина и других.

     Ретроспективные настроения есть и у А. Брюллова в  Лютеранской церкви Петра на Невском  проспекте, во внутренних отделках Зимнего дворца после пожара 1837 г.

     Ренессанс, барокко и рококо встречаются  в зданиях и их убранстве построенных  А. Штакеншнейдером (Новониколаевский дворец и др). В 1830-х гг. архитектура  обращается и к мотивам древнерусского зодчества (К. Тон, Большой Кремлевский дворец, 1838-1849).

     Для этого переходного времени характерно творчество архитекторов А. Кавоса (Мариинский и Михайловский театры в Петербурге, оформление большого театра в Москве после пожара) и Н. Бенуа (в Петергофе: железнодорожный вокзал и Придворные конюшни - в готическом стиле и фрейлинские корпуса около Большого дворца - в формах барокко). Несмотря на ретроспективный характер архитектуры, профессиональная убедительность очень высока.

     С середины века в архитектуре растут эклектические начала. Псевдостили господствуют в убранстве фасадов и оформлении интерьеров.

     В это время много строится фабрик, заводов, железных дорог, портов, в городах  доходных домов, банков, кредиторных  и акционерных обществ, специальных  учебных заведений, торговых пассажей, универсальных магазинов, вокзалов. Количество сооружений резко возрастает, но качество их архитектурных решений резко снижается. Наблюдается хаотичность городской застройки и крайняя запущенность рабочих окраин.

     Ансамблевые принципы застройки утрачиваются, архитекторы не имели возможности в полной мере раскрыть свои дарования. Они выполняют лишь отдельные заказы частных лиц, промышленных и коммерческих организаций, не заинтересованных в решении архитектурного единства улиц и площадей. В большинстве случаев облик фасадов зданий и внутренней отделки определялся вкусом заказчиков и их материальными возможностями.

     Наиболее  значительными архитекторами середины и 2-й половины 19 в. являются Г. Боссе, А. Резанов, А. Кракау, М. Месмахер, В.Шретер.

     Интерьер  и предметы внутреннего убранства. Особым распространением в 1830-1840-е гг. пользовался псевдоготический стиль. Увлечение средневековьем отразилось на мебели, посуде, художественном стекле, бронзе.

     В это же время распространен стиль неогрек, это было одно из последних обращений к античности. Он использовался главным образом в отделках дворцов и особняков. Использовался также мавританский стиль. С 1840-х гг. получил большое распространение стиль Возрождения. В этом стиле оформлялись стены и потолки. Мебель и декоративно-прикладное убранство мало изменилось.

     Мощную  конкуренцию Ренессансу составила  барочно-рокайльная архитектура. Псевдорококо держалось до 1870-х годов. Стиль  рококо повлиял и на мебель и ее обивку, и на фарфор, и на бронзу. Такую мебель выпускали петербургские мастерские братьев Гамбс и А. Тура или ее привозили из-за границы. В середине 19 в. в убранстве интерьеров были очень популярны антаблесеманы, гарнитурные комплекты предметов - диванов, кресел, стульев, объединяемых центрально поставленным столом. Модными были ширмы, трельяжи и зелень.

     Интерьеры 1870-1880-х гг. дают уже в вещах  полное смешение разных стилей. Интерьеры  насыщают и перегружают самыми различными предметами: диванами, софами, оттоманками; тяжелыми портьерами над дверьми и окнами; скатертями и коврами. Мебель многообразна, встречаются и массивные и мелкие изделия (этажерки, полочки, столики). Модной была мебель из ореха и дуба.

      Живопись.

      Лучшие  стремления человеческой души, взлеты и парения духа выразила романтическая живопись XIX века. В портретном жанре ведущее место должно быть отведено Оресту Кипренскому (1782–1836).

      Кипренский  родился в Петербургской губернии и был сыном помещика А.С. Дьяконова  и крепостной. С 1788 по 1803 г. он учился, начав с Воспитательного училища, в Академии художеств, где занимался в классе исторической живописи у профессора Г.И. Угрюмова и французского живописца Г.-Ф. Дуайена. В 1809–1811 гг. Кипренский жил в Москве, где помогал Мартосу в работе над памятником Минину и Пожарскому, затем в Твери, а в 1812 г. возвратился в Петербург. Годы после окончания Академии и до отъезда за границу, овеянные романтическими чувствами,– наивысший расцвет творчества Кипренского.

      Открывая  различные грани человеческого  характера и духовного мира человека, Кипренский всякий раз использовал разные возможности живописи. Каждый портрет отмечен живописной маэстрией. Живопись свободная, построенная то, как в портрете Хвостовой, на тончайших переходах одного тона в другой, на разной светосиле цвета, то на гармонии контрастных чистых крупных световых пятен, как в изображении мальчика Челищева. Художник использует смелые цветовые эффекты, влияющие на моделировку формы; пастозная живопись споспешествует выражению энергии, усиливает эмоциональность образа. По справедливому замечанию Д.В. Сарабьянова, русский романтизм никогда не был столь мощным художественным движением, как во Франции или Германии. В нем нет ни крайнего возбуждения, ни трагической безысходности. В романтизме Кипренского еще много от гармонии классицизма, от тонкого анализа «извивов» человеческой души, столь свойственного сентиментализму. «Век нынешний и век минувший», столкнувшись в творчестве раннего Кипренского, слагавшегося как творческая личность в лучшие годы военных побед и радужных надежд русского общества, и составили своеобразие и невыразимое обаяние его ранних романтических портретов.

      В поздний, итальянский, период в силу многих обстоятельств его личной судьбы художнику редко удавалось  создать что-либо равное ранним произведениям. Но и здесь можно назвать такие шедевры, как один из лучших прижизненных портретов Пушкина (1827, ГТГ), написанный художником в последний период его пребывания на родине, или портрет Авдулиной (ок. 1822, ГРМ), полный элегической грусти. Отзыв Пушкина о своем портрете вполне характеризует творческую манеру Кипренского, в которой портретное сходство, правдивость сочетались с некоторой романтической идеализацией изображаемого персонажа: «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит».

      Бесценная часть творчества Кипренского – графические портреты, выполненные в основном мягким итальянским карандашом с подцветкой пастелью, акварелью, цветными карандашами. Он изображает генерала Е.И. Чаплица (ГТГ), А.Р. Томилова (ГРМ), П.А. Оленина (ГТГ). Появление быстрых карандашных портретов-зарисовок само по себе знаменательно, характерно для нового времени: в них легко фиксируется всякое мимолетное изменение лица, любое душевное движение.

      Романтизм находит свое выражение и в пейзаже. Сильвестр Щедрин (1791–1830) начал творческий путь учеником своего дяди Семена Щедрина с классицистических композиций: четкое деление на три плана (третий план –всегда архитектура), по бокам кулисы. Но в Италии, куда он уехал из Петербургской Академии, эти черты не превратились в схему. Именно в Италии он раскрылся как художник-романтик, стал одним из лучших живописцев Европы. Он первым открыл для России пленэрную живопись. Рим в его полотнах – не величественные развалины античных времен, а живой современный город простого люда – рыбаков, торговцев, моряков. Но эта обыденная жизнь под кистью Щедрина обрела возвышенное звучание. Гавани Сорренто, набережные Неаполя, Тибр у замка св. Ангела, люди, ловящие рыбу, просто беседующие на террасе или отдыхающие в тени деревьев, – все передано в сложном взаимодействии световоздушной среды, в восхитительном слиянии серебристо-серых тонов, объединенных обычно ударом красного – в одежде, и головном уборе, в ржавой листве деревьев, где затерялась какая-нибудь одна красная ветка. Щедрин часто пишет жанровые сценки.

      Определенное  преломление бытовой жанр нашел в портрете, и прежде всего в портрете Василия Андреевича Тропинина (1776 – 1857), художника, лишь к 45 годам освободившегося от крепостной зависимости. Начав с сентиментализма, Тропинин обретает свой собственный стиль изображения. В его моделях нет романтического порыва Кипренского, но в них подкупает простота, безыскусность, искренность выражения, правдивость характеров, достоверность бытовой детали. Лучшие из портретов Тропинина, такие, как портрет сына (ок. 1818, ГТГ), портрет Булахова (1823, ГТГ), отмечены высоким художественным совершенством. Особенно это видно в портрете сына Арсения, необычайно искреннем образе, живость и непосредственность которого подчеркивается умелым освещением: правая часть фигуры, волосы пронизаны, залиты солнечным светом, искусно переданным мастером.

      Тропинин  в своем творчестве идет по пути придания естественности, ясности, уравновешенности несложным композициям погрудного портретного изображения. Как правило, образ дается на нейтральном фоне при минимуме аксессуаров. Именно так изобразил Тропинин А.С. Пушкина (1827) – сидящим у стола в свободной позе, одетым в домашнее платье, что подчеркивает естественность внешнего облика.

      Тропинин  – создатель особого типа портрета-картины, т. е. портрета, в который привнесены черты жанра. «Кружевница», «Пряха», «Гитарист», «Золотошвейка» – типизированные образы с определенной сюжетной завязкой, не потерявшие, однако, конкретных черт.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.