Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Языковая норма: определения, основные положения теории нормы

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 18.05.13. Год: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  СОЦИАЛЬНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ

Филиал  в г. Ивантеевка

Кафедра социально-экономических  дисциплин 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по русскому языку и культуре речи 

Тема; «Языковая норма: определения, основные положения теории нормы» 
 
 
 

                                                                             Научный руководитель:

                                                                             Черняховская М.А.

                                                                               ___________________

                                                                              «___» ____________2011г. 
 

                                                                              Выполнил:

                                                                              Студент 1 курса

                                                                              заочной формы обучения

                                                                              специальности «Социальная работа»

                                                                             ___________________

                                                                              «___» ____________2011г. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ивантеевка, 2011 
 

Содержание 
 

 Введение………………………………………………………………………………..3  

1.  Понятие языковой нормы…………………………………………………………..4

2.  Типы и классификация языковых норм …………………………….……...……..5

3. Орфоэпического словаря…………………………………………………………...6

4. Динамичность развития языка и изменчивость норм………………………..……7

Заключение……………………………………………………………………………..9

Список  литературы …………………………………………………………………..10

     Введение 

           Академик Д. С. Лихачев советовал: “Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно - прислушиваться, запоминая, замечая, читая и изучая. Наша речь - важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей души, ума”

     Задача  формирования речевых навыков стала особенно актуальной в последние десятилетия. Это связано с резким изменением коммуникационной, и, соответственно, языковой ситуации в обществе, с политическими демократическими процессами. Современному человеку очень важно уметь строить свое устное высказывание, понимать и адекватно реагировать на чужую речь, убедительно отстаивать собственную позицию, соблюдая речевые и этико-психологические правила поведения.

     По  данным исследователей, менеджеры, коммерсанты  до 80% рабочего времени расходуют  на общение. В процессе профессиональной деятельности представители этих специальностей пользуются устной речью для того, чтобы планировать работу, согласовывать усилия, проверять и оценивать результаты; для усвоения, приобретения и передачи информации; наконец, для воздействия - влияния на взгляды и убеждения, поступки других, чтобы изменить отношение к определенным фактам и явлениям действительности. Речь, умение общаться выступают главными “орудиями” создания имиджа делового человека, т.е. самопрезентации, конструирования своего образа для других. Благородный образ гарантирует руководителю, предпринимателю половину успеха и постоянное удовлетворение от работы. Недостаточная речевая культура заметно снижает рейтинг, может пагубно сказаться на карьере. Поэтому подготовка высококвалифицированных и компетентных предпринимателей, специалистов по управлению невозможна без обучения культуре устной вербальной коммуникации. Языковая норма - центральное понятие теории культуры речи.

 

     1.  Понятие языковой нормы. 

        Языковые нормы (нормы литературного языка, литературные нормы) - это правила использования языковых средств в определенный период развития литературного языка, т.е. правила произношения, правописания, словоупотребления, грамматики. Норма - это образец единообразного, общепризнанного употребления элементов языка (слов, словосочетаний, предложений).

     Языковое  явление считается нормативным, если оно характеризуется такими признаками, как:

     -соответствие структуре языка;

     -массовая и регулярная воспроизводимость в процессе речевой деятельности большинства говорящих людей;

     -общественное одобрение и признание.

     Языковые  нормы не придуманы филологами, они  отражают определенный этап в развитии литературного языка всего народа. Нормы языка нельзя ввести или отменить указом, их невозможно реформировать административным путем. Деятельность ученых-языковедов, изучающих нормы языка, заключается в другом - они выявляют, описывают и кодифицируют языковые нормы, а также разъясняют и пропагандируют их.

     К основным источникам языковой нормы относятся:

     -произведения писателей-классиков;

     -произведения современных писателей, продолжающих классические традиции;

     -публикации средств массовой информации;

     -общепринятое современное употребление;

     -данные лингвистических исследований.

     Характерными  чертами языковых норм являются:

     1. относительная устойчивость;

     2. распространенность;

     3. общеупотребительность;

     4. общеобязательность;

     5. соответствие употреблению, обычаю и возможностям языковой системы.

     Нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность. Они защищают литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных жаргонов, просторечия. Это позволяет литературному языку выполнять одну из важнейших функций - культурную.

     Речевой нормой называется совокупность наиболее устойчивых традиционных реализаций языковой системы, отобранных и закрепленных в

процессе общественной коммуникации. 
     Нормированность речи - это ее соответствие литературно-языковому идеалу.

2.Типы  норм и классификация языковых норм 

     В литературном языке различают следующие  типы норм:

     1) нормы письменной и устной  форм речи;

     2) нормы письменной речи;

     3) нормы устной речи.

     К нормам, общим для устной и письменной речи, относятся:

     - лексические нормы; 

     - грамматические нормы; 

     - стилистические нормы. 

     Специальными  нормами письменной речи являются:

     - нормы орфографии;

     - нормы пунктуации.

     Только  к устной речи применимы:

     - нормы произношения;

     - нормы ударения;

     - интонационные нормы. 

     Нормы, общие для устной и письменной речи, касаются языкового содержания и построения текстов. Лексические нормы, или нормы словоупотребления, - это нормы, определяющие правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме, а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке. 
     Лексические нормы отражаются в толковых словарях, словарях иностранных слов, терминологических словарях и справочниках. 
     Соблюдение лексических норм - важнейшее условие
точности речи и ее правильности.

     Их  нарушение приводит к лексическим  ошибкам разного типа (примеры  ошибок из сочинений абитуриентов):

     - неправильный выбор слова из  ряда единиц, в том числе смешение паронимов, неточный выбор синонима, неправильный выбор единицы семантического поля (костяной тип мышления, проанализировать жизнедеятельность писателей, николаевская агрессия, Россия переживала в те годы много казусов во внутренней и внешней политике);

     - нарушение норм лексической сочетаемости  (стадо зайцев, под гнетом гуманности, тайный занавес, закоренелые устои, прошел все стадии развития человека);

     - противоречие между замыслом  говорящего и эмоционально-оценочными коннотациями слова (Пушкин правильно выбрал дорогу жизни и пошел по ней, оставляя несмываемые следы; Он внес непосильный вклад в развитие России);

     - употребление анахронизмов (Ломоносов поступил в институт, Раскольников учился в вузе);

     - смешение лингвокультурологических реалий (Ломоносов жил за сотни миль от столицы);

     - неверное употребление фразеологических  оборотов (Молодость била из него ключом; Надо вывести его на свежую воду).

     Грамматические  нормы делятся на словообразовательные, морфологические и синтаксические.

     Морфологические нормы требуют правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и др.). Типичным нарушением морфологических норм является употребление слова в несуществующей или несоответствующей контексту словоизменительной форме (проанализированный образ, царящиеся порядки, победа над фашизмами, назвал Плюшкина прорехом). Иногда можно услышать такие словосочетания: железнодорожная рельса, импортная шампунь, заказной бандероль, лакированный туфель. В этих словосочетаниях допущена морфологическая ошибка - неправильно оформлен род имен существительных. 
         Орфоэпические нормы включают нормы произношения, ударения и
интонации устной речи. Произносительные нормы русского языка определяются прежде всего следующими фонетическими факторами:

     Оглушение звонких согласных на конце слов: ду[п], хле[п].

     Редукция  безударных гласных (изменения качества звука)

     Ассимиляция – уподобление согласных по звонкости  и глухости на стыке морфем: перед  звонкими согласными произносятся только звонкие, перед глухими – только глухие: обставить - о[п]ставить, сбежать - [з]бежать, изжарить - и[ж]арить.

     Выпадение некоторых звуков в сочетаниях согласных: стн, здн, стл, лнц: праздник – пра[зн]ик, солнце - со[нц]е.

            Соблюдение орфоэпических норм  является важной частью культуры  речи, т.к. их нарушение создает  у слушателей неприятное впечатление о речи и самом говорящем, отвлекает от восприятия содержания речи. Орфоэпические нормы зафиксированы в орфоэпических словарях русского языка и словарях ударений.

             Нормы ударения (акцентологические  нормы). Акцентология изучает функции ударения. Ударение – выделение одного из слогов в составе слова различными фонетическими средствами (повышение тона, усиление голоса, громкость, длительность). Особенностью ударения является его разноместность и  подвижность. Разноместность проявляется в том, что в разных словах ударение падает на разные слоги: выдумать – выдумывать. Подвижность ударения обнаруживается в том, что в одном слове при изменении его формы ударение может перемещаться с одного слога на другой: земля (И.п.) – землю (В.п.)  

     3.Орфоэпический  словарь.

      
     Говоря о языковых нормах невозможно не упомянуть  орфоэпический словарь  Орфоэпический словарь фиксирует  нормы произношения и ударения.

     В этот словарь преимущественно включаются слова:

     - произношение, которых не может  быть однозначно установлено на основании их письменного облика;

     - имеющие подвижное ударение в  грамматических формах;

     - образующие некоторые грамматические  формы нестандартными способами; 

     - слова, испытывающие колебание  ударения во всей системе форм  или в отдельных формах.

     Словарь вводит шкалу нормативности: некоторые  варианты рассматриваются как равноправные, в других случаях один из вариантов  признается основным, а другой допустимым. В словаре также даются пометы, указывающие на вариант произношения слова в поэтической и профессиональной речи.

     В произносительных пометах отражаются следующие основные явления:

     - смягчение согласных, т.е. мягкое  произношение согласных под влиянием  последующих мягких согласных,  например: рецензия, -и; 

     - изменения, происходящие в группах согласных, например произношение стн как [сн] (местный);

     - возможное произношение одного  согласного звука (твердого или  мягкого) на месте двух одинаковых  букв, например: аппарат, -а [п]; эффект, -а [фь];

     - твердое произношение согласных  с последующим гласным э на месте орфографических сочетаний с е в словах иноязычного происхождения, например отель, -я [тэ];
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.