Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Принципы районирования в России

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 18.05.13. Год: 2012. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 

Тема: «Принципы районирования  в России» 
 
 
 

План. 

 Введение________________________________________________ ст.3-4

1. История экономического районирования России ______________ст.5-6

2. Разработка сетки районов__________________________________ст.7-8

3.  Принципы экономического районирования России. Районообразующие факторы ___________________________________________________________ст.9-10

4.Современное  экономическое районирование и  формы территориальной организации  хозяйства России.__________________________________ст.11-12 

5.   Территориальное деление Российской Федерации_______________ст.13-15

6.  Варианты будущего районирования России _____________________ст.16-17

Заключение___________________________________________________ст.18-19

Список литературы _____________________________________________ст.20                   

      

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 
 

     Россия, как крупнейшее федеративное государство  мира, имеет самые разнообразные  природно-климатические условия. Различные  природные регионы страны, обладающие внутренним единством и своеобразными индивидуальными чертами природы, образуют различные системы физико-географических районов. Сами субъекты Федерации (регионы) делятся на административно-территориальные единицы: города, районы регионов и городов, поселки городского типа, сельские администрации и сельские поселения. На территории этих административно-территориальных единиц образуются органы местного самоуправления, а, следовательно, их территориальная основа - это часть территориального устройства страны.

     Кроме того, существуют экологическое, историческое, национальное или этническое, политическое (по степени влияний политических партий) деление или районирование  территории, которые накладывают  свой отпечаток на административно-территориальное устройство страны.

      Важная  роль в территориальном устройстве России отводится экономическому районированию. Разница между экономическими районами обусловлена как различиями в  природно-ресурсном потенциале, климате, почвах, так и специализацией промышленности и сельского хозяйства, основанной на территориальном разделении труда.

      В условиях становления и развития рыночных отношений для научного обоснования радикальных экономических реформ большое значение приобретает региональная экономика - область научных знаний о размещении производительных сил, экономике  регионов  (районов).

В настоящее  время основная хозяйственная деятельность осуществляется в регионах. Им дано право самостоятельно решать экономические  проблемы, устанавливать межрегиональные  связи и связи с зарубежными странами. Каждый регион России имеет присущие ему природные ресурсы, особенности их размещения, национальные и исторические черты, свою структуру хозяйства, уровень экономического развития, специализацию. Каждый регион занимает определенное место в хозяйственном комплексе страны, составляя в то же время единое экономическое целое с другими регионами.

     Поэтому знания о стране складываются из глубоких и всесторонних знаний всех ее регионов. Особенно важную роль играет региональная экономика в научном обеспечении экономических преобразований, создания единого экономического пространства при рационализации межрегиональных связей, формирования региональных рынков

     Созданные Указом Президента РФ в 2000г. федеральные  округа (всего их 8) фактически являются ведомственным районированием Администрации Президента. В момент их учреждения в 2000 было создано 7 федеральных округов. Первым изменением их количества (увеличением до восьми) и состава стало выделение Северо-Кавказского федерального округа из Южного федерального округа на основании указа президента Д.А.Медведева 19 января 2010. Единственным изменением в названиях округов было предшествующее переименование Северо-Кавказского округа в Южный 21 июня 2000. Однако как по своим размерам, так и по значению, федеральные округа могут рассматриваться на одном уровне с экономическими районам.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. История экономического районирования России. 
 

     Нельзя  понять особенности и проблемы любой  страны, не оценивая ее внутреннее территориальное  разнообразие. Это особенно важно  для России, чрезвычайно контрастной по природе, историческим особенностям, расселению населения, экономике.

     Огромная  территория России еще на первых этапах становления Российского государства  требовала территориального изучения ее особенностей, природно-ресурсного потенциала, создания административных органов для сбора налогов и управления всеми социально-экономическими процессами. Поэтому возникла необходимость деления России на отдельные административные единицы. В России, после ликвидации удельных княжеств, существовало деление на воеводства, станы, уезды. Управление ими представляло собой одновременно и «кормление» их правителей. Создание Российского государства в 18 в. (с командным управлением) потребовало образования однородных административных «единиц» - губерний. Главные их задачи – набор рекрутов в армию, сбор налогов и полицейский досмотр.

     При Петре I в 1708г. страна была разделена  на восемь крупных губерний, губернии же были разделены на уезды. В 1727г. была выделена промежуточная единица  между губерниями и уездами – провинция. К каждой губернии приписывались полки, их комплектование осуществлялось за счет населения губерний.

     Петровские  губернии просуществовали почти  семьдесят лет, до 1775г. Их число за это время выросло до двадцати. В 1775г. по указу Екатерины II была проведена новая административная реформа. Произошло разукрупнение губерний, их стало 40, а затем 68. Каждая губерния должна была насчитывать не менее 300-400 тыс. человек, причем количество мужчин призывного возраста от 20 до 30 тыс. человек.

Такое административное деление оставалось неизменным вплоть до Великой Октябрьской  революции. Южные территории России по существу были колониями России, а по форме считались военными областями, управляемыми генерал-губернаторами. Их называли также, военными округами. Например, Туркестанский военный округ, управляемый генерал-губернатором, Кавказ управлялся Кавказским наместником. В состав дореволюционной России входили Польша и Финляндия на правах самоуправляющихся единиц.    

     После отмены крепостного права в 1861г. оформилась еще одна административная низовая единица – волость.

     К революции 1917 года в России насчитывалось 68 губерний, 8 генерал-губернаторств  и одно наместничество

     Формирование  послереволюционного административно  – территориального деления нашей страны началось с 7 ноября 1917г. Была образована Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика.

     В декабре 1917г. – Украинская ССР, в  январе 1919г. – Белорусская ССР. В 1918г. в результате борьбы революционных  и оппозиционных сил в Закавказье была провозглашена государственная независимость Грузии, Армении, Азербайджана, однако внутренняя борьба продолжалась.

     В 1920-1921гг. учреждены три Советские  социалистические республики в Закавказье – Азербайджанская, Грузинская, Армянская, которые 1922г. были объединены в Закавказскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику (ЗСФСР). В 1924г. были созданы Туркменская, Узбекская, Таджикская АССР, в 1926г. – Киргизская (которая с 1924г. называлась Каракиргизской автономной областью).

     В декабре 1922г. произошло образование СССР. В него первоначально вошли: РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Закавказская СФСР. В 1924г. в Союз вошли Туркменская и Узбекская республики. В 1929г. Таджикская АССР была преобразована в союзную республику и тоже вошла в состав СССР. В 1936г. из Киргизской ССР выделилась Казахская ССР, и она также вошла в состав СССР. В 1940г. на территорию Прибалтики и Молдавии были введены советские войска согласно сговору Молотова - Риббентропа и образованы еще четыре союзные республики, также вошедшие в состав СССР – Эстонская, Латвийская, Литовская и Молдавская ССР.

     В первые годы Советской власти происходила  ломка старых административных единиц – губерний, уездов и волостей. Были введены новые административные единицы – края, области и районы.

     Были  ликвидированы многие несоответствия административно – территориального деления царской России экономическому значению регионов.

     К концу 30-х годов сформировалось современное  политико-административное деление  СССР, которое просуществовало вплоть до 90-х годов. В этот период существовало 15 союзных республик: РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Эстонская ССР, Латвийская ССР, Литовская ССР, Молдавская ССР, Грузинская ССР, Армянская ССР, Азербайджанская ССР, Туркменская ССР, Таджикская ССР, Киргизская ССР, Узбекская ССР и Казахская ССР. В составе союзных республик существовали 20 автономных республик, 8 автономных областей и 10 автономных (национальных) округов.

      Сложившаяся к началу 90-х годов политическая и экономическая обстановка привела к распаду Советского Союза. В 1991 году Советский Союз распался. Союзные республики заявили суверенитет и стали самостоятельными независимыми государствами.

     .  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Разработка сетки районов.

Современное административное деление соответствует и учитывается при экономическом районировании. Экономическое районирование является основой территориального управления народным хозяйством России

     Экономическое районирование имеет свою историю. Первые попытки экономического районирования  давали начальную ориентировку в хозяйственных различиях отдельных частей страны. Так как хозяйственная жизнь России в дореволюционные годы определялась главным образом сельским хозяйством, в основу районирования были положены климатические и другие зональные природные условия. Эти первые опыты экономического районирования были по преимуществу районированием природно-хозяйственным или сельскохозяйственным.

     В период развития капитализма в России, с усилением территориального разделения труда и хозяйственных связей встали новые задачи перед сельским хозяйством и промышленностью России. Это потребовало углубления работ на базе данных статистики населения, промышленности, сельского хозяйства, транспорта. Особенно выделяются работы по экономическому районированию России известного статистика и географа П.П. Семенова - Тян-Шанского. Он осуществил в середине прошлого века районирование европейской части России на так называемые 14 естественных областей. Во внимание брались как природные, так и экономические условия территорий.

     Второе  районирование им было проведено  в конце XIX в., в результате которого были выделены 12 районов европейской  части России. Эти районы представлялись как компактные, своеобразные по своим  природным и хозяйственным условиям территории. В конце XIX и начале XX в. появляется целый ряд работ по экономическому районированию России.

     Однако  все опыты дореволюционного районирования  не имели достаточного практического  значения, они носили, главным образом, познавательный характер. Вместе с  тем работы таких дореволюционных ученых, как Челинцева А.Н., Скворцова А.И., Семенова-Тян-Шанского П. П. были использованы при разработке госплановской сетки районов.

     Важнейшим условием экономического районирования  в послереволюционный период явилось  соответствие его административно - территориальному устройству.

     В 1920г. был разработан план электрификации страны ГОЭЛРО. По плану ГОЭЛРО выделялись 8 районов: Северный, Центрально-Промышленный, Южный, Поволжский, Уральский, Кавказский, Западно-Сибирский, Туркестанский. Это  был первый опыт советского экономического районирования.

     В 1921г. подготовил проект районирования  Госплан. Согласно этому проекту, территория СССР была разделена на 21 экономический  район. В нем отражалось сочетание  отраслевого и территориального разрезов плана.

     В 1938-1940 гг. Госпланом СССР была разработана  новая сетка экономических районов. По этой сетке территория СССР делилась на 13 крупных экономических районов. В соответствии с ней составлялись и утверждались государственные  планы народного хозяйства в  четвертой, пятой и шестой пятилетках. Планы составлялись по отраслям, экономическим районам и союзным республикам.

В 1963г. Госплан СССР предложил разделить  территорию СССР на 18 крупных экономических  районов с учетом их природных  и экономических особенностей. В РСФСР выделены были 10 крупных экономических районов: Центральный, Северо-Западный, Центрально- Черноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский и Дальневосточный. На Украине – 3, прибалтийские союзные республики и Калининградская область РСФСР образует один – Прибалтийский крупный экономический район, союзные республики Закавказья – Закавказский, а союзные республики Средней Азии – Среднеазиатский, Казахская ССР и Белорусская ССР представляют собой самостоятельные крупные экономические районы. Молдавская ССР является отдельным экономическим административным районом, не входящим в состав какого-либо крупного экономического района.

Эти экономические  районы представляют собой крупные  территориально-производственные комплексы, в состав которых входило несколько областей (краев) или республик.

     В 1982г. Северо-Западный район был разделен на два района: Северо-Западный и  Северный. Таким образом, последняя  сетка районов СССР включала 19 крупных  экономических районов, из них 11 – на территории России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Принципы экономического районирования России. Районообразующие факторы.

   

Экономический район имеет свою отрасль специализации, обусловленную экономико-географическими факторами.

Экономические районы образуются и развиваются  на основе общественного территориального разделения труда. В связи с отраслевым разделением труда, расчленением производства на мелкие и более узкие отрасли, созданием специализированных производств оно ведет к расчленению хозяйственной территории на более дробные взаимосвязанные регионы, к формированию специализированных экономических районов.

Образование экономических районов является объективным процессом, выраженным развитием территориального разделения труда.

Основные  принципы районирования:

1.Экономический, рассматривающий район как специализированную часть единого народнохозяйственного комплекса страны с определенным составом вспомогательных и обслуживающих производств. Согласно этому принципу специализацию района должны определить такие отрасли,  в которых затраты труда, средств на производство продукции и ее доставку потребителю по сравнению с другим районами будут наименьшими. Экономическая эффективность специализации района должна осуществляться как с точки зрения установления наиболее целесообразного территориального разделения труда в масштабе всей страны, так и с точки зрения наиболее производительного использования имеющихся ресурсов района.

2.Национальный, учитывающий национальный состав населения района, его исторически сложившейся особенности труда и быта.

3.Административный, определяющий единство экономического районирования и территориального политико-административного устройства страны. Этот принцип создает условия для эффективного самостоятельного развития районов и укрепления их роли в территориальном разделении труда России.

         Эти принципы являются основополагающими  для современной теории и практики  экономического районирования России. В современных условиях выделение  крупных экономических районов диктуется развитием научно-технического прогресса.            

   Экономическое районирование не  застывший процесс, оно может  изменяться, совершенствоваться в процессе экономического развития страны в зависимости от многих факторов. Научное обоснование экономического районирования требует углубленного исследования многообразия факторов. Современный период отличается появлением новых объективных районообразующих факторов  и коренным изменениям прежних факторов.

Важными показателями районной комплексности становятся соответствие хозяйства района его природным и экономическим условиям, рациональное сочетание отраслей на базе ведущих специализирующих производств и их территориальной концентрации, относительное сходство отраслевой структуры входящих в район территорий.

 Одним  из важнейших факторов являются  также регуляторы рынка, т.е.  цены, тарифы, налоги, кредиты, инвестиции и т.д. Все эти факторы характерны для рыночной экономики и представляют собой систему, которая отражается на принципах районирования разного значения – экономических, социальных, экологических, организационных. При этом экологические принципы районирования выражаются в территориальном разделении труда, способствующем становлению рыночной экономики и удовлетворению потребностей общества. Районообразующие факторы предполагают учет сложившихся и прогнозируемых ситуаций в размещении производительных сил.

Важнейшим требованием комплексного развития хозяйства стало усиление охраны природы и улучшение использования  природных ресурсов. Исключительное значение для экономического районирования приобретает учет социальных факторов – территориальных особенностей воспроизводства трудовых ресурсов, возможностей повышения жизненного уровня населения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     4. Современное экономическое районирование и формы

территориальной организации хозяйства  России 

     Экономический район – это территориально-производственный комплекс, сложившийся на базе большой  территории, которая отличается от других частей страны специализацией в народном хозяйстве, своеобразным экономико-географическим положением, природными и трудовыми ресурсами. Экономический район характеризуется целостностью территории, он является неразрывной частью народного хозяйства страны, отличающейся под влиянием территориального разделения труда от других территорий определенным сочетанием отраслей промышленности и сельского хозяйства.   

     Каждый  экономический район активно  участвует в обмене своей продукции  с другими районами страны. Для  каждого района характерны разносторонние и интенсивные внутренние связи между отдельными его частями, что превращает район в целостную систему.

     Экономический район отражает уровень развития производительных сил и соответствующих  ему производственных отношений. В  то же время хозяйственный комплекс экономического района представляет собой совокупность предприятий материального производства, внепроизводственной сферы, функционирующих на данной территории. Отдельно стоящее предприятие и отдельная экономическая связь между двумя предприятиями, могут рассматриваться в качестве первичных элементов хозяйственного комплекса. Под влиянием все большего вовлечения района в общественное разделение труда, эти связи постоянно усиливаются.

     Формирование  экономического района представляет собой  скачок в экономическом развитии данной территории, когда накапливаемые количественные изменения, появление новых предприятий, совершенствование экономических - приводят к коренному качественному изменению ее экономики возникновению единого хозяйственного комплекса.

     Первичные элементы региональных комплексов сформировались уже в докапиталистический период, т.е. в середине прошлого века. Естественной основой территориального разделения труда, явились различия в природных  условиях. Но переход количественных изменений в коренные качественные - происходит тогда, когда территориальное разделение труда приобретает всеобщий характер.

     В систему производственных процессов, осуществляющихся в регионе, входят: воспроизводство регионального  продукта, капитала, природных ресурсов, движение материальных и финансовых потоков между основными агентами экономики региона: предприятиями, домашними хозяйствами, государственными учреждениями.

     Экономике региона, независимо от его типа, присуща  внутренняя хозяйственная целостность. Главным признакам хозяйственной целостности региона выступает, прежде всего, потенциальная способность рынка развиваться за свой счет. Для этого, в свою очередь, необходимы соответствующие ресурсы. Степень развития рынков этих ресурсов характеризуется следующим образом:

     - рынок потребительских товаров:  наличие в торговой сети товаров  по ценам «средней потребительской  корзины»;

     в) рынок денежно-кредитных и финансовых ресурсов: инвестиции в хозяйство  региона;

     г) рынок трудовых ресурсов: средняя  заработная плата по отношению к республиканской; соотношение уровня безработицы со структурными показателями безработицы по отраслям, преобладающим в регионе.

     Главные принципы выделения экономических  зон – это уровень хозяйственного освоения территории, соотношение между  важнейшими ресурсами и степенью их использования.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.