Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Молодежная культура как явление субкультуры

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 18.05.13. Год: 2012. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение

  «Молодежная культура как явление субкультуры» довольно актуальная тема. Возросшую роль молодежных субкультур в современном обществе можно объяснить, поняв какую роль, играет субкультура. Субкультура является своеобразным компенсаторным механизмом, который снижает давление массовой («глобальной») культуры на индивида.           Молодежная субкультура — это культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Молодежные субкультуры можно определить как систему смыслов, средств выражения, стилей жизни. Создаваемые группами молодежи, субкультуры при этом отражают попытки разрешения противоречий, связанных с более широким социальным контекстом. Субкультуры не являются неким инородным образованием, наоборот, они глубоко ускорены, в общем, социально-культурном контексте. Вступая в юношеский возраст, индивид отстраняется от семьи, ищет новую компанию, которая позволяет ему проходить социализацию. Официальные молодежные организации группируют подростков одного возраста, но часто претендуют только на «социальную (общественную) жизнь», не затрагивая личную жизнь. Именно поэтому молодежь оказывает предпочтение не  официальной структуре, а молодежной субкультуре, где у них есть возможность реализоваться на уровне социальных коммуникаций в своей социальной среде. Участие в субкультуре это «игра во взрослую жизнь», где молодежь конструирует некое подобие жизненных ситуаций и учится поведению в них. Единственно стоит учитывать, что субкультуры часто подвергаются влиянию коммерческих компаний, которые диктуют им моду и модель потребительского поведения. На данный момент для социологов, маркетологов и социальных психологов стоит насущная проблема — замена социальной модели у молодежи потребительским поведением.  

В «идеальной» субкультуре участники тренируются в исполнении социальных ролей, развитии самосознания и солидарности. Индивид ищет свой статус в своей субкультуре и пытается достигнуть признания. С другой стороны, неформальные молодежные группы культивируют протест против общества взрослых. Данный протест часто эксплуатируют различные производители товаров и услуг в своих рекламных и маркетинговых акциях. Производители одежды, табака и алкоголя, музыкальные лейблы, развлекательные учреждения, телевидение и радио каналы все заинтересованы в лояльном и надежном потребителе.

Объектом  исследования данной работы является изучение субкультуры.

Предметом исследования курсовой работы является изучение молодежной культуры.

Целью исследования курсовой работы является детальное изучение и рассмотрение «Молодежной культуры как явление субкультуры». В соответствии с этим ставится ряд таких задач как:

   - изучить возрастные особенности самореализации молодежи – особенности, характеризующие молодежную субкультуру в целом;

   - определить отношение молодежи к официальной культуре;

   - рассмотреть классификацию самодеятельных групп и социальные роли в молодежной субкультуре рэпа. 
 
 

1. Молодежная культура  в современных  условиях – понятие молодежной субкультуры.

Возрастная периодизация, принятая психологами на одном из международных симпозиумов, позволяет определить границы молодежного возраста от 16 до 29-30 лет, включающие в себя подростковый, юношеский и первый период среднего возраста. Сегодня ученые определяют молодежь как социально-демографическую группу общества, выделяемую на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе. Молодость отличается большим динамизмом, сменой ролей, изменением ценностных ориентаций, психики. Происходит ускоренное физическое развитие (акселерация), которое порождает множество проблем в обучении, труде, спорте, и особенно правового характера. Увеличение веса, размера тела, силы и ловкости соприкасается с социальной и нравственной сферой. Возрастные особенности определяют и самореализацию молодежи, ее отношение  к культуре общества. Важной характерной чертой в этом процессе является эмоционально – чувственное отношение к культуре в целом, и к художественной в частности. Это проявляется в глубоко личностном восприятии культурной информации, в сопереживании, отождествлениями себя с героями романа, подражанием своим придуманным кумирам.  Молодежь ищет в культуре не только эмоционально – нравственное, но и развлекательное содержание. Рок – культура и другие проявления массовой культуры вытесняют ценности, имеющие выход на глубокий интеллектуальный уровень личности.  Поиск эмоционально – нравственного и развлекательного содержания в процессе самореализации сопровождается явлениями группового стереотипа и поведения. В их основе лежит стремление к идентификации со сверстниками, со своей группой и противопоставление себя взрослым, своих чужим. Молодые люди не хотят быть похожими на других, но при этом, сами того не подозревая, оказываются одинаковыми в своей группе, компании, теряют индивидуальность, личную неповторимость. Примером группового стереотипа является мода с отсутствием индивидуальности – книги, музыкальные инструменты, иконы и другие вещи, которые приобретаются из-за престижности, но не используются по их назначению, не являются предметами, удовлетворяющими духовные потребности и интересы личности. Наиболее ярко групповые стереотипы проявляются в неформальных молодежных объединениях. Их сплачивает страх одиночества и отчуждения от ровесников, искаженное представление о дружбе, товариществе, превращающее в чувство толпы. Мода и различные символы становятся знаками приобщения к своим, чтобы не чувствовать себя второсортным, отверженным. Все это объясняется недостаточно высоким уровнем сформированности самой личности, отсутствием четких знаний, представлений, ценностей, норм, образцов поведения и деятельности. Подростки воспринимают окружающий мир по-своему. Особенности психологического состояния подросткового возраста не позволяют большинству молодых людей выражать в одиночку свой взгляд на мир. Поэтому подростки предпочитают объединяться в компании, «сбиваться в стаи», весьма преуспев в деле создания своих особых сообществ, где «чувство локтя» — единственно возможный для них способ выживания в обществе. Для подростков принадлежность к таким сообществам была и остается чрезвычайно притягательной, так как, выходя из замкнутой социальной ячейки семьи, молодой человек в современном мире неминуемо попадает в социальный вакуум. Этот феномен является специфичной особенностью различных социальных групп, в частности неформальных малых групп.

Самым простым  способом заполнить этот социальный  вакуум является объединение с себе подобными. Объединяясь, молодые люди образуют субкультуры. Под субкультурой здесь следует понимать основные характеристики социальных ценностей, норм и предпочтений подростков, находящие отражение в социальной позиции и в других формах самореализации индивида. Таким образом, любая субкультура является способом выражения индивидуальности молодых людей.Научное сообщество обратило внимание на феномен субкультуры относительно недавно. Ранее отношение к субкультуре было подчеркнуто отрицательным:  трактовалось, что субкультура — это вредное порождение капиталистического общества. В России лишь во второй половине 80-х понятию перестали придавать отрицательное значение. Согласно современной точке зрения субкультура — это особая сфера культуры. Скажем так, это образование внутри культуры, которое отличается собственными ценностями и обычаями. Это  культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм. Если у молодого человека появляется необычный стиль одежды, поведения, высказываний — все это могут быть приметы причастности к определенной субкультуре. Конечно, каждая субкультура хранит собственную «тайну», скрытую, предназначенную исключительно для посвященных. Субкультурапонятие внеоценочное. Вспомним тех же авиамоделистов с их специфическим сленгом, фольклором и укладом жизни. Социологи делят молодежные группировки на «новообразования» изобилия и кризиса. К сожалению, сейчас преобладают последние. Молодые люди, входя во «взрослую жизнь», принимали как должное достигнутый не ими уровень ресурсов общества, и не испытывали по отношению к нему никакого почтения. Молодежь в силу своего возраста еще не успела вписаться в доминирующие социальные структуры, и потому ей легче осознать их преходящий характер и ограниченность, чтобы начать творить свою «социальную реальность», столь не похожую на реальность «молодости» предыдущего поколения. Коммерциализация средств массовой информации, в какой-то мере и всей транслируемой художественной культуры, формирует определенный «образ» субкультуры не в меньшей степени, чем основные агенты социализации — друзья, семья и система образования. Ведь именно просмотр телепередач наряду с общением, как уже отмечалось, — наиболее распространенный вид досуговой самореализации. Во многих своих чертах молодежная субкультура просто повторяет телевизионную субкультуру, которая лепит под себя удобного зрителя.Молодежь, живет в общем социальном и культурном пространстве, и поэтому кризис общества и его основных институтов не мог не отразиться на содержании и направленности молодежной субкультуры. Именно поэтому не бесспорна разработка любых специально молодежных программ, за исключением социально-адаптационных или профориентационных. Любые усилия по коррекции процесса социализации неизбежно будут наталкиваться на «неудовлетворительное» состояние всех социальных институтов российского общества и прежде всего системы образования, учреждений культуры и средств массовой информации. Каково общество — такова и молодежь,  следовательно, и молодежная субкультура. Существуют особенности, которые характеризуют молодежную субкультуру в целом. Одну из таких особенностей ученые характеризуют как отчуждение от старшего поколения, его культурных ценностей, идеалов. Возникло оно не сегодня и выглядит как отсутствие смысла жизни. На этом фоне все очевиднее молодежная субкультура превращается в контркультуру со своими идеалами, модой, языком и искусством. Определяющей характеристикой молодежной субкультуры в России является феномен субъективной размытости, неопределенности, отчуждения большинства от основных нормативных ценностей. Позиция отчуждения зачастую просматривается как в отношении к социуму,так и в общении, в контркультурой направленности досуга, проявляется в апатии, безразличии к политической жизни общества. Досуг все больше становиться основной сферой жизнедеятельности молодежи. Подлинная жизнь для нее начинается за порогом школы, техникума, вуза, завода. Молодежь уходит в досуг как в защитный панцирь, где она по настоящему свободна. Основными элементами досуга являются: отдых, активная физическая деятельность, развлечение, самообразование, творчество, размышление, праздник. Наиболее полно реализуются коммуникативная, эстетическая, эмоциональная, познавательная, развлекательная функции культуры и досуга. Одной из специфических черт российской молодёжной субкультуры является «вестернизация» (американизация) культурных потребностей и интересов. Ценности национальной культуры вытесняются образцами западной массовой культуры. Соответственно меняется ценностная палитра подросткового сознания, где главные роли играют прагматизм, жестокость, неумеренное стремление к материальному успеху. Соответственно из ценностного набора молодежи выдавливаются высоко почитаемые ценности, как-то вежливость, уважение к окружающим.  В выборе культурных кумиров современная молодежь часто следует требованиям групповой среды (тусовки) и веяниям моды, а не собственному выбору или советам родителей. Несогласные с группой рискуют пополнить ряды «отверженных», «не интересных», «не престижных» людей.

Таким образом, Молодежная субкультура — это культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов.  
 
 
 
 

1.1 Субкультура студенческой  молодежи.

В 2000-е годы палитра  молодежной субкультуры чрезвычайно  широка. В ней появились и оформились новые поколения, направления, вкусовые пристрастия и модные поветрия — где угодно можно встретить киноманов, алисоманов, рейверов, блэкеров, трешеров, думеров, толкиенистов, гранжиров, рэпперов, гопников и т.п. Молодежная субкультура возникла потому, что благодаря ей молодое поколение удовлетворяло определенные жизненно важные потребности.  При объяснении причин и целей возникновения молодежной субкультуры у специалистов сложилась следующая точка зрения. Перед молодыми людьми в сложный период перехода из детства к зрелости возникает множество сложных проблем, которые они не способны решить, опираясь на имеющийся опыт либо на жизненный опыт взрослых. Им необходима группа сверстников, которые сталкивается с теми же самыми проблемами, имеет такие же ценности и идеалы. Этот период неопределенности возникает потому, что человек покидает детство — период минимальной ответственности, и вступает во взрослость — период максимальной ответственности. Для смягчения перехода от одной крайности к другой и нужна молодежная субкультура, аккумулировавшая в себе опыт решения жизненных проблем, накопленный многими поколениями молодых людей и отличающийся от опыта старших поколений. Достаточно своеобразной является субкультура студенческой молодежи. С переходом к рыночным отношениям в системе ее ценностей произошли значительные изменения. В новых условиях студенчество, как чувственный барометр эпохи, оказалось способным измерять состояние общества и отражать его в своем сознании. Исследования ценностей ориентации студентов в политической и нравственной сферах, показывают, с одной стороны, личностные интересы и потребности молодежи, с другой – ее отношение к обществу и его проблемам. Большинство опрошенных признают самоценности человека и человеческой жизни, гуманные отношения между людьми, социальную справедливость и социальную защиту прав гражданина. Смысл жизни они видят в создании хорошей семьи и воспитании, далее следуют по значимости высокий уровень жизни и самовыражение. Подавляющее большинство отвергает приоритет общественного интереса над личным, а получение максимума жизненных удовольствий преобладает над общественно полезным трудом. Большая часть студенческой молодежи испытывает состояние политической апатии, равнодушия ко всему окружающему. Изменилось и отношение к общественной деятельности, потребность в ней не ощущает 81% опрошенных, что во многом связано с ухудшением их материального положения и необходимостью заниматься мелким бизнесом. Нравственный облик студентов характеризуется снижением моральных критериев поведения, что в определенной мере отражает процессы, происходящие в обществе, и прежде всего – усиление аморализма и преступности, охватывающим главным образом молодежь. Чаще стали встречаться в студенческой среде такие явления, как пьянство, увлечение порнографией, грубость по отношению к педагогом, воровство, наркомания и другое.

Таким образом, процесс формирования духовного облика студенческой молодежи сопровождается переоценкой ценностей, критическим осмыслением опыта предшествующих поколений, новыми представлениями о своем будущем и общества.

Одним из значимых занятий в сфере свободного времени  молодежи является чтение. В отношении современной молодежи к чтению социологи выделяют четыре основных тенденции:

1) несовпадение  интересов и знаний – лучше  известна классика из школьной  программы, но больше привлекает  современная литература;

2) внимание к  творчеству писателей, выбор того или иного жанра определяются общей социокультурной ситуацией, происходящими в обществе процессами;

3) преобладает  предпочтение тех произведений  и авторов, которых широко пропагандируют  средства массовой коммуникации;

4) немаловажную роль в чтении молодежи играет подверженность групповым стереотипам, когда литературные интересы определяются модой, групповые предпочтения обуславливают индивидуальный выбор читателя.

Теперь рассмотрим, как молодежь относиться к кино. Кинофильмы 30 – 50-х гг обладали притягательной силой, эмоциональной заразительностью. Среди них были и шедевры мирового кино, непритязательные комедии и сказки с их райским благоденствием. Для поколения этих лет кино было единственным искусством, открывающим путь в мир прекрасного. Тем не менее молодежь продолжает ходить в кино. Это объясняется тем, что репертуар кинотеатров направлен, прежде всего на молодежь: молодые герои, тематика и жанры фильмов, динамизм сюжетов – все рассчитано на особенности молодежного возраста, его эмоционально – чувственное отношение и стремление к развлекательности. Кино для молодежи – это не столько возможность контакта с искусством, сколько возможность коллективного сопереживания, эмоционального, дружеского общения. Совершенно уникальным, особым искусством является театр, где зритель становится непосредственным участником создания спектакля. В последнее время наблюдается не только сокращение молодежной аудитории театра, но и тенденция увеличения числа случайных зрителей и сокращения постоянных посетителей. Интересна динамика молодежных ориентаций в сфере театра:

1) предпочтение  постановок современных авторов  по сравнению с классикой в  70-е гг;

2) направленность  на музыкальные спектакли легкого,  развлекательного жанра преобладающей части молодежи, кроме студентов, которым присуще стремление к осмыслению наиболее актуальных проблем современности, воплощенных средствами драмы;

3) изменение  популярности отдельных театров  и их репертуара – самые  популярные театры не имеют  молодежного репертуара, а другие не пользуются у нее спросом. Таким образом, театр не использует свои воспитательные возможности. Значительное место в жизни человека занимает музыка не столько как вид искусства, сколько как звуковой фон жизни. Молодежь обращается к музыке чаще, чем к другим видам искусства. Но большинство слушает, не проявляя избирательности. Произведения классики в структуре музыкальных интересов занимают последнее место. Даже представители молодежной интеллигенции не имеют элементарных музыкальных знаний. Что касается вкусов молодежи в музыке, то преобладающее большинство молодежи предпочитает поп- и  рок – музыку, лишь отдельные из них – симфоническую, органную, оперную. Таким образом, отношении молодежи к чтению, кино, театру и музыке показывает, что преобладающее большинство проявляет тенденции к потреблению легких, развлекательных видов и  жанров искусства, и лишь небольшая часть понимает, интересуется произведениями классики мировой и отечественной культуры. 
 
 
 
 

2. Неформальное движение молодежи.

В рамках

3. Субкультура Рэпа, как специфическая социальная группа.

 Стержень любой молодежной субкультуры — это уличный стиль. Некоторые субкультуры (в том числе рэп и хип-хоп) имеют национальные и социальные корни и, по сути своей, изначально являлись порождением «криминализированных трущоб». Сленг — одна из главных отличительных черт субкультуры. Владение специфическим языком — пропуск в группу. Начиная с примерно с середины ХХ века различные распространенные в то время субкультурные общности (такие, как рокеры, тедди бойз, моды/стиляги) — начали исчезать как на Западе, так и в России, оставив после лишь понятие «неформальная субкультура», которое в то время многими воспринималось по-разному и «обыватели» просто не знали, как именно нужно относится к подобным общественным образованиям и как реагировать на проявления со стороны этих молодежных объединений. Новая волна молодежных объединений начала набирать обороты примерно во второй половине 80-е гг. 20 века. Страну буквально заполонили панки, металлисты, рокеры, рэперы и многие другие. Подобные новообразования можно было объяснить глобальными изменениями в обществе и государстве, ликвидацией привычных обществу советских устоев, естественно подобная ситуация повлекла за собой необратимые последствия глобального культурного разрыва, поиск новых культурных образцов. Источником для подражания и основой для возникновения новых стандартов для молодежи того времени во многом стал Запад. Многие молодежные стили смешались, неразбериха в использовании понятий «молодежные культуры», «субкультуры», «контркультуры» отражает не только сложную историю их российской адаптации, но и смешение соответствующих явлений на современных молодежных сценах. Субкультуры, как специфические группы потребителей модных продуктов - явление не новое, ведь именно субкультурными различиями общества на протяжении веков было обусловлено появление разных стилей в одежде и их постепенная эволюция. Однако современное общество, структура которого определяется не только общими «кастовыми» (групповыми), но и более мелкими, индивидуализированными характеристиками, демонстрирует разнообразие представленных в нем субкультур. Основной способ воздействия молодежной рэп-субкультуры на общество  — РЭП  (или речитатив). Смысл текста в рэпе имеет решающее значение, так как он  изначально формировался как субкультура протеста, поэтому рэп принимал лозунговые формы. Фактически, рэп можно назвать мелодекламацией. Главное в рэпе ритм слов и текст. При умелом подборе звуков в рэпе достигается эффект мелодичности простого произнесения (начитывания) текстов. При кажущейся незамысловатости подхода стать мастером очень непросто, поскольку чтение текстов должно быть не монотонным, а запоминающимся, поэтому громадное значение имеет правильный подбор рифм, интонаций, принцип аллитерации. Естественно, существует не только англоязычный рэп. Широко известны и французские, немецкие, испанские исполнители. Рэп постоянно набирал популярность и сейчас эта тенденция только усилилась. Таким образом, делаем вывод — субкультура есть ни что иное, как попытка молодёжи самоутвердиться за счет неких ценностей, которые в данном случае принимаются за константу и основной принцип жизнедеятельности. Начиная с 80-х годов крупные производители спортивной одежды активно работают с хип-хоп культурой в США. Как Вы заметили огромную роль для становления рэпа и вообще хип-хоп культуры играли несколько районов Нью-Йорка (Гарлем, Бронкс). Все что начинали носить «лидеры улиц» начинала носить вся субкультура и огромное количество «белых американцев», которые увлекались брейк-дансом, граффити или рэпом. Молодежные субкультуры, создают собственную культуру, которая помогает молодым людям адаптироваться к жизни, берет на себя часть функций социализации индивидов, с которыми не справляются семья, школа, формальные молодежные организации и государство.

В приведенной  ниже таблице рассмотрим 4 основные социальные роли
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.