Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая К.Хорни о невротических потребностях и защитных стратегиях поведения

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 18.05.13. Год: 2012. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение

Карен Хорни

Karen Horney

            Дата  рождения:       16 сентября 1885

            Место рождения:     Гамбург

            Дата  смерти:            4 декабря 1952

            Страна:                       США

            Научная сфера:          Психология

     Карен Хорни принадлежит к плеяде выдающихся деятелей мирового психоанализа и, наряду с Хелен Дейч, является общепризнанным основателем науки о женской психологии.1

     Карен Хорни родилась в Германии, в Гамбурге в протестантской семье. Ее отец, Берндт Даниэльсен, был капитаном норвежского  флота и глубоко религиозным  человеком. Мать Карен - Клотильда Ронзелен, датчанка по происхождению,  отличалась свободомыслием. Это отличие  и унаследовала дочь. В юности Карен случалось сопровождать отца в долгих морских походах, где она приобрела страсть к путешествиям и дальним странам.

     Под влиянием матери Хорни принимает  решение заняться медициной - не совсем обычный выбор для женщины начала двадцатого века. Окончив Берлинский университет (1913) лучшей студенткой в группе, Хорни специализируется в области психиатрии и психоанализа.

     В двадцать четыре года она вышла замуж  за берлинского юриста Оскара Хорни. В двадцать восемь лет, Карен стала доктором медицины, а к тридцати была уже одним из признанных преподавателей Берлинского Института Психоанализа.

       В 1934 году Хорни переезжает  в Нью-Йорк, где практикует как  психоаналитик и одновременно преподавала в Нью-Йоркском психоаналитическом институте.

     Разочаровавшись в ортодоксальном психоанализе, она  вместе с единомышленниками основала «АССОЦИАЦИЮ ЗА ПРОГРЕСС ПСИХОАНАЛИЗА»  и американский институт  психоанализа, который возглавляла до самой смерти.

     Разделяя  основные положения психоанализа о  решающей роли бессознательного и антагонизме  природного и социального, Хорни  акцентировала значение воздействия окружающей социальной среды на формирование личности. Некоторые положения теории Хорни легли в основу неофрейдизма.

     Толчком к формированию социокультурного взгляда  на личность послужили три основных соображения Хорни.

     -Во-первых, она отвергала высказывания Фрейда относительно женщин и особенно его утверждение о том, что их биологическая природа предопределяет зависть к пенису. Это была отправная точка в ее расхождениях с ортодоксальной фрейдовской позицией.

     -Во-вторых, во время пребывания в Чикаго и Нью-Йорке она обменивалась мнениями с такими выдающимися учеными, как Эрих Фромм, Маргарет Мид и Гарри Стэк Салливен. Благодаря им окрепла ее убежденность в том, что социокультурные условия оказывают глубокое влияние на развитие и функционирование индивидуума.

     -В-третьих, клинические наблюдения над пациентами, которых она вела в Европе и Соединенных Штатах, показали различия в их личностной динамике, что явилось подтверждением влияния культурных факторов. Хорни сделала вывод, что: в основе нарушений функционирования личности лежат уникальные стили межличностных отношений. «…Тогда я увидела, что отношения между людьми и неврозы в этой стране [США] во многом отличаются от тех, которые я наблюдала в Европейских странах. И что объяснить это может лишь различие в цивилизациях»2

Развитие  невротических наклонностей.

     Как и Фрейд, Карен Хорни, придавала огромное значение пережитому в детстве и детским переживаниям, но основу мотивации человека она усматривала в чувстве беспокойства, которое заставляет человека стремиться к безопасности, и в котором заключена потребность в самореализации.

     Согласно  Хорни, для детства характерны две потребности: потребность в удовлетворении и потребность в безопасности. Удовлетворение охватывает все основные биологические нужды: в пище, сне и т.д. Хотя Хорни придавала значение удовлетворению потребностей в обеспечении физического выживания, она не считала, что они играют основную роль в формировании личности. Главной в развитии ребенка является потребность в безопасности. В данном случае основополагающий мотив – быть любимым, желанным и защищенным от опасности или враждебного мира. Хорни считала, что в удовлетворении этой потребности безопасности ребенок полностью зависит от своих родителей. Если родители проявляют истинную любовь и тепло в отношении к ребенку, тем самым удовлетворяется его потребность в безопасности. Благодаря этому вероятнее всего сформируется здоровая личность. И наоборот, если поведение родителей препятствует удовлетворению потребности в безопасности, весьма вероятно патологическое развитие личности. Многие моменты в поведении родителей могут фрустрировать потребность ребенка в безопасности: неустойчивое, сумасбродное поведение, насмешки, невыполнение обещаний, чрезмерная опека, а также оказание явного предпочтения его братьям и сестрам.

     Основным результатом подобного дурного обращения со стороны родителей является развитие у ребенка установки базальной враждебности. В этом случае ребенок оказывается между двух огней: он зависит от родителей и в то же время испытывает по отношению к ним чувства обиды и негодования. Этот конфликт приводит в действие такие защитные механизмы, как вытеснение. В результате поведение ребенка, не ощущающего безопасности в родительской семье, направляется чувствами беспомощности, страха, любви и вины, выполняющими роль психологической защиты, цель которой - подавление враждебных чувств по отношению к родителям, чтобы выжить.

     К сожалению, подавленные чувства  негодования и враждебности, причиной возникновения которых являются родители, не существуют сами по себе: они проявляются во всех взаимоотношениях ребенка с другими людьми как в настоящем, так и в будущем. В подобном случае говорят, что у ребенка наблюдается базальная тревога, "ощущение одиночества и беспомощности перед лицом потенциально опасного мира". Базальная тревога - это интенсивное и всепроникающее ощущение отсутствия безопасности - является одной из основополагающих концепций Хорни.

Базисная тревога: этиология неврозов

     В отличие от Фрейда, Хорни не считала, что тревога является необходимым  компонентом в психике человека. Наоборот, она утверждала, что тревога  возникает в результате отсутствия чувства безопасности в межличностных отношениях. В общем, по мнению Хорни, все то, что в отношениях с родителями разрушает ощущение безопасности у ребенка, приводит к базальной тревоге. Соответственно, этиологию невротического поведения следует искать в нарушенных отношениях между ребенком и родителем. Если ребенок ощущает любовь и принятие себя, он чувствует себя в безопасности и скорее всего будет развиваться нормально. С другой стороны, если он не ощущает себя в безопасности, у него развивается враждебность по отношению к родителям, и эта враждебность, в конце концов, трансформировавшись в базальную тревогу, будет направляться на каждого. С точки зрения Хорни, выраженная базальная тревога у ребенка ведет к формированию невроза у взрослого.

     Невроз  формируют воздействие окружающей социальной среды и разрушение человеческих взаимоотношений. Хорни цель терапии состоит в восстановлении отношений с людьми и собой, поиска точки опоры в себе, избавления от невротических защитных механизмов, лишь отчасти помогающих человеку справляться с жизненными трудностями, но при более глубоком взгляде закрывающими возможность нормальной жизни.

Невротические потребности и защитные стратегии поведения

     Поиск движущих сил невроза Хорни привел к следующему: в основе психических расстройств лежат бессознательные стремления. Эти стремления получают развитие, поскольку позволяют человеку справиться с жизнью, несмотря на его страхи, беспомощность и одиночество.

     У личности есть бессознательные факторы, которые толкают ее на действия и вызывают чувства и реакции, которые могут отличаться от тех, что мы сознательно желаем. Эти бессознательные факторы могут даже разрушать нормальные отношения, личности с внешним миром. Эти факторы есть у всех, но они не всегда являются причинами расстройства.

     У человека имеющего личностные нарушения, бессознательные стремления становятся доминирующими, которые мешают благоприятно развиваться личности человека. И  как указывала Хорни, неблагоприятное  развитие бессознательных стремлений зависит от социальных отношений. Эти бессознательные мотивы Хорни назвала «невротическими наклонностями».

     Человек осознает лишь их воздействие. Например, есть невротическая потребность  в привязанности, он будет считать, что предрасположен, быть добрым и любящим. Он может понять, например, что у него есть потребность в привязанности или потребность быть совершенным. Но он никогда не поймет, до какой степени он находится в тисках этих стремлений и насколько они определяют его жизнь. И тем более, он, не знает причины того, почему они имеют такую власть над ним.

       Главной особенностью невротических  наклонностей является их навязчивый  характер, качество, которое проявляется  двумя основными способами. 

     Во-первых, им не свойственна избирательность целей. Если человек нуждается в любви, то он должен получать ее от друга и врага, от нанимателя и чистильщика сапог. Человек, одержимый стремлением к совершенству, во многом теряет чувство меры. Содержать свой рабочий стол в безукоризненном порядке становится для него таким же необходимым, как и совершенным образом подготовить важный доклад. Человек игнорирует свои подлинные интересы и пренебрежительно относится к реальности.

       Женщина, цепляющаяся за мужчину, на которого она перекладывает всю ответственность за свою жизнь, может абсолютно не обращать внимания на то, можно ли, в самом деле, полагаться на данного человека, действительно ли она счастлива с ним, любит ли и уважает ли она его.

     Если  человек стремится быть независимым  и самодостаточным, то он старается  не связывать себя ни с кем и ни с чем, как бы это ни портило его жизнь; он не просит и не принимает ничьей помощи, даже если в этом нуждается. Такое отсутствие избирательности часто совершенно очевидно для других, но сам человек может и не подозревать о нем.

       Вторым признаком навязчивой  природы невротических наклонностей  является реакция тревоги, которая возникает в ответ на их фрустрацию. Эта особенность необычайно важна, поскольку демонстрирует значение наклонностей как средства обеспечения безопасности. Человек ощущает себя в ситуации жизненной опасности, если по какой-либо причине - внутренней или внешней - его компульсивные поиски неэффективны.

     Человек с навязчивым стремлением к совершенству испытывает панику, совершив какую-либо ошибку. Человек с навязчивым стремлением к неограниченной свободе пугается перспективы установления любых отношений, будь то предложение вступить в брак или сдать внаем квартиру.

Десять  невротических наклонностей.

     Согласно  Хорни, в отличие от здоровых, невротики характеризуются наличием ряда невротических потребностей (т.е. потребностей, от которых они психологически зависят); к им она  относит следующие потребности:

Избыточная  потребность Проявления  в поведении
  1. Потребность в любви и одобрении
  • потребность всем подряд угождать и нравиться, получать от них одобрение
  • жить в  соответствии с ожиданиями других
  • принимаются только чужие желания и мнения
  • боязнь враждебности со стороны других или враждебных чувств к себе
  • навязчивое стремление стать любимым
  • быть объектом восхищения других людей.
Характеризуется огульным желанием доставлять другим удовольствие и соответствовать  их ожиданиям. Человек живет ради  хорошего мнения о нем окружающих и чрезвычайно чувствителен к  любому знаку отвержения и недружелюбия. Высокая восприимчив к критике.
 
  1. Потребность в руководящем  «партнере- опекуне»
  • центр «партнер», который должен осуществить все жизненные ожидания и нести ответственность за все хорошее и плохое
  • успешное манипулирование «партнером» становится  главной задачей
  • завышенная оценка «любви» (любовь решает все проблемы)
  • боязнь оказаться покинутым
  • боязнь одиночества
  • повышенная зависимость от других
Человек с такой потребностью – паразит. Он переоценивает любовь и чрезвычайно  бояться быть  брошенным и остаться в одиночестве
 
  1. Потребность в четких ограничениях жизни
  • отсутствие требовательности,
  • довольствование малым,
  • подчинение
  • оставаться неприметным и  играть второстепенные роли
  • признание скромности как высшей добродетели
Человеку  свойственен такой жизненный стиль, при котором важнейшее значение имеет установленный порядок и ограничения
      Эти три наклонности часто встречаются вместе, поскольку они означают признание  собственной слабости и представляют собой попытки организовать свою жизнь на этой основе.
 
  1. Потребность в силе и во власти
  • стремление к господству над другими
  • преданность делу, долгу, ответственность
  • преклонение перед любой силой и презирание слабости
  • боязнь неконтролируемых ситуаций
  • боязнь беспомощности
У человека с такой потребностью, самоцелью является доминирование над другими, контролирование их. Характерно презрительность к проявлениям слабости других
    Потребность в  силе и во власти можно разделить  еще на две подгруппы:
Потребность контролировать себя  и других людей с помощью разума и предусмотрительности
  • вера во всемогущество интеллекта и разума
  • отрицание могущества эмоциональных сил и презрение к ним
  • предают большое значение предвидению и предсказанию
  • чувство превосходства над другими
  • боязнь признать объективные границы силы разума
  • боязнь показаться «глупым» и  высказывать неверное суждение
Потребность верить во всемогущества  воли
  • ощущение силы духа, проистекающее от веры в магическую силу воли (как волшебная палочка)
  • реакция отчаяния на любую фрустрацию желаний
  • отказывается от желаний, или ограничивает свои желания и теряет к ним интерес из-за боязни «неудачи»
  • боязнь признания каких-либо  ограничений абсолютной воли
Проявляется у замкнутых, обособленных людей, для  которых  прямое проявление власти означает слишком тесный контакт  с другими
   
  1. Стремление эксплуатировать других
  • оценивают других, можно или нет их эксплуатировать и извлечь выгоду
  • различные сферы эксплуатации-деньги,  идеи, сексуальность, чувства
  • гордость своим умением эксплуатировать других
  • страх быть используемым другими, выглядеть «тупым» в их глазах.
 
  1. Потребность в значимости .
  • все деньги, предметы, люди,  собственные качества и чувства - оцениваются с их престижностью
  • самооценка целиком зависит от публичного признания
  • различные способы возбуждения  зависти или восхищения
  • боязнь утраты превилигированнаго положения в обществе (унижения)
  • стремление стать объектом восхищения.
  • представление о себе самом формулируется в зависимости от статуса в обществе
Самооценка  определяется уровнем значимости.
 
  1. Потребность в восхищении собой
  • раздутое представление о себе  (нарциссизм)
  • желание создать приукрашенный образ себя, лишить себя недостатков и ограничений.
  • постоянная потребность в комплиментах и лести со стороны других
  • самооценка, целиком зависит от  соответствия этому образу
  • боязнь утратить восхищение (оказаться «униженным»)
 
  1. Потребность в личных достижениях
  • большое желание и стремление быть самым лучшим (посредством своей  деятельности),
  • самооценка зависит от того, насколько удалось быть самым лучшим (любовником, спортсменом, писателем, рабочим)
  • есть стремление на нанесение поражения другим (всегда присутствует, различается по интенсивности)
  • Страх неудачи, поражения (унижения) несмотря на последствия, при этом сильный страх перед неудачей
 
  1. Потребность в самодостаточности  и независимости
  • Потребность никогда и невком не нуждаться или не сопротивляться  любому влиянию
  • Быть  абсолютно ничем не связанным, (опасность порабощения)
  • Наличие дистанции  и обособленность - единственный источник безопасности
  • Боязнь потребности в других людях, привязанности, близости, любви
    Разуверившись в возможности теплых, приносящих удовлетворение с другими людьми, человек отделяет себя от других и  отказывается от привязанностей к кому-либо или к чему либо. Он становиться  «одиночкой»
 
  1. Потребность в совершенстве и неуязвимости
  • постоянное стремление к совершенству
  • Чувство превосходства над другими
  • Боязнь обнаружить в себе недостатки или совершить ошибки
  • Боязнь критики или упреков
 

     По  мнению Хорни, потребности, описанные выше, присутствуют у каждого человека. С их помощью человек справляется с такими неизбежными в жизни чувствами, как отверженность, враждебность или беспомощность. Нормальный человек легко заменяет одну потребность другой, если это требуются изменяющиеся обстоятельства. Например, когда возникает потребность в любви, он стремится ее удовлетворить. В той ситуации, когда возникает потребность власти, он также старается удовлетворить ее и так далее, то есть изменяет стиль поведения в зависимости от возникшей потребности. А в отличие от здорового поведения невротические личности избирают только одну потребность, используют ее во всех социальных взаимодействиях, не разбираясь в ситуациях. Имеется в виду, что реагирует на ситуацию не гибко, неутомимо применяя только одну стратегию поведения. При этом  например невротическая  потребность в  любви ,у невротиков, ненасытима: чем  большего добивается невротик , тем больше хочет. Следовательно , удовлетворение не наступает никогда.

     В более поздней работе  (1945)  Хорни  делит эти потребности  на группы в

     соответствии  с тремя  основными, как она считала, направлениями движения  или типами поведения субъекта  по отношению к другим  людям:

  • к другим (например, потребность в любви)
  • от других (потребность в независимости)
  • против других (потребность в силе)

     В зависимости от того, как именно деформируется социальное равновесие, в нем начинает усиливаться один из элементов «основного беспокойства»страх, беспомощность, враждебность, чувство покинутости и одиночества. К. Хорни дала характеристику трем социальным типам.

   Уступчивый (подчиненный) тип направлен к людям, человек с направленностью "к людям" проявляет заметную потребность в любви и одобрении. Он жаждет близости и тоскует по партнеру. Любовь имеет настолько важное значение, что даже сексуальное отношение ценится, прежде всего, как доказательство востребованности. Уступчивый человек живет с чувством слабости и беспомощности, он склонен подчиняться другим и вообще ведет себя в очень зависимой манере. Самоуважение регулируется, главным образом, представлением о нем окружающих. Этот тип считает необходимым воздерживаться от любого рода агрессивных действий, поэтому он не в состоянии критиковать или быть напористым. В случаях возложения вины он всегда предпочитает брать вину на себя.


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.