Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Виды ответственности предпринимателя в природопользовании

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.05.13. Год: 2012. Страниц: 32. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Виды ответственности предпринимателя в природопользовании»

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ  В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

    1. Общее определение видов юридической ответственности предпринимателей
    2. Понятия эколого-правовой ответственности предпринимателя в сфере природопользования
    3. Приостановление (ограничение, полное лишение) деятельности предпринимателя в сфере природопользования – как вид ответственности

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

2.1. Ответственность предпринимателей за безлицензионное использование недр и водных ресурсов

2.2. Плата за негативное воздействие на окружающую среду – как вид предпринимательской ответственности

2.3. Практика применения законодательства об ответственности предпринимателей за правонарушения в сфере природопользования

2.4. Пример практического осуществления закона о предпринимательской ответственности на территории Хмао-Югры

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Актуальность темы исследования «Виды ответственности предпринимателя в природопользовании» обусловлена тем, что сегодня все больше предприятий работающих в сфере природопользования являются частными организациями. К сожалению, часто предприниматели в погоне за «сверхприбылью» пренебрегают принципом «не навреди» природе. И здесь на помощь природе приходит государство, стоящее на страже защиты окружающей среды.

Сегодня предприниматели  на территории РФ ведут активную работу по добыче и переработке природного сырья. Чтобы этот процесс не был бесконтрольным, государство разрабатывает различные законы и нормативные акты, регламентирующие ответственность предпринимателя перед природой в первую очередь для того, чтобы предупредить нанесение ей непоправимого вреда.

Вопросы изучения ответственности в сфере природопользования изложены в трудах таких исследователей: Б. Ерофеев, В. Петров, Н. Разгельдеев, В. Яковлев, В. Федоров, Г. Сосновщенко и зарубежных – У. Аюбов и других ученых.

Цель нашего исследования: рассмотреть виды предпринимательской  ответственности в области природопользования на территории РФ.

Объект исследования: процесс реализации предпринимательской ответственности в области природопользования на территории РФ.

Предмет исследования: предпринимательская  ответственность в сфере природопользования.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть теоретические  основы видов ответственности  предпринимателей в сфере природопользования.

2. Раскрыть практические  аспекты ответственности предпринимателей  в сфере природопользования.

3. Рассмотреть практику применения законодательства об ответственности предпринимателей за правонарушения в сфере природопользования

4. Рассмотреть конкретные  примеры практического осуществления предпринимательской ответственности в области природопользования на территории Хмао-Югры.

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

 

    1. Общие виды ответственности в сфере природопользования

 

Законодательство РФ устанавливает ответственность за совершение экологического правонарушения и определяет обязательства юридических и физических лиц по возмещению вреда, причиненного окружающей природной среде.

Прежде чем рассматривать виды ответственности за нарушения в сфере природопользования, рассмотрим виды экологических правонарушений.

Экологические правонарушения можно классифицировать по нескольким основаниям:

- по видам природных  ресурсов, которым причиняется ущерб,  выделяются земельные, лесные, водные  правонарушения, нарушения законодательства  о недрах, о животном мире, атмосферном  воздухе и т. д.;

- по характеру причиненного  вреда – загрязнение окружающей природной среды и отдельных природных объектов (лесов, вод, недр, земель и др.); порча, повреждение, уничтожение природных объектов (порча земель, уничтожение животных, занесенных в Красную книгу, повреждение лесов сточными водами, химическими веществами, промышленными и коммунально-бытовыми отходами и др.); истощение природных ресурсов (истощение поверхностных и подземных вод, выборочная отработка богатых участков месторождений полезных ископаемых, приводящая к их необоснованным потерям и др.); нерациональное использование природных ресурсов (например, бесхозяйственное использование воды, нерациональное использование сельскохозяйственных земель и др.);

- по характеру применяемых  санкций, то есть в зависимости от вида наступающей ответственности, - уголовные, административные, гражданско-правовые, дисциплинарные и иные правонарушения;

- по степени общественной  опасности - экологические преступления (уголовные правонарушения) и экологические  проступки (административные, гражданские, дисциплинарные правонарушения).

Теперь рассмотрим виды эколого-правовой ответственности: по видам природных ресурсов; по способам причинения вреда; по применяемым санкциям (в зависимости от субъекта ответственности).

По видам природных ресурсов эколого-правовая ответственность классифицируется по действиям, связанным с повреждением и/или загрязнением: земельных ресурсов; лесных ресурсов; водных объектов; объектов животного мира; атмосферного воздуха; недр.

По способам причинения вреда различают: загрязнение; истощение; порчу; повреждение; уничтожение.

Рассмотрим классификацию эколого-правовой ответственности в зависимости от применяемых санкций.

Закон «Об охране окружающей среды», Гражданский кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Уголовный кодекс устанавливают следующие виды эколого-правовой ответственности в зависимости от применяемых санкций.Административная ответственность.

В природоохранной практике встречается наиболее часто — 90% от общего числа привлеченных лиц по экологическим правонарушениям.

Административная ответственность должностных лиц и граждан выражается в виде предупреждений и штрафов, предприятий — штрафов (глава 8 КоАП РФ).

Конкретный размер штрафа определяется компетентным органом в зависимости от характера и вида совершенного правонарушения (административного проступка), степени вины правонарушителя и причиненного вреда.

Административно-правовые меры: приостановление или прекращение (запрещение) строительства, реконструкции или расширения объектов промышленного или иного назначения, осуществляемых с нарушением природоохранного законодательства (обычно путем прекращения финансирования); приостановление эксплуатации промышленных и иных предприятий, нарушающих нормы и правила охраны окружающей природной временное запрещение эксплуатации транспортных средств, у которых содержание вредных примесей в отработанных газах превышает допустимую норму; лишение лицензий, паспортов, билетов на комплексное и конкретных видов природопользование.

В случае несоблюдения норм и правил землепользования и охраны земель у собственника в судебном порядке может быть изъята земля.

Гражданско-правовая (материальная) ответственность.

Меры имущественного характера применяют в случае, если причиненный окружающей среде ущерб повлек за собой вред здоровью и имуществу граждан или имущественным интересам юридических лиц. 
Материальный ущерб, причиненный экологическим правонарушением, возмещается виновным лицом добровольно или по решению суда. С согласия сторон или по решению суда вред может быть возмещен в натуральной форме, путем возложения на ответчика обязанностей по восстановлению окружающей природной среды за счет собственных средств (например, дезактивация зараженного участка местности, вывоз токсичных отходов производства в безопасное место).

Уголовная ответственность.

Возлагается при совершении должностными лицами и гражданами общественно опасных деяний, посягающих на установленные в РФ экологический правопорядок и экологическую безопасность общества.

В Уголовном кодексе экологическим правонарушениям отведена глава 26 «Экологические преступления». К уголовной ответственности привлекаются лица, виновные в загрязнении вод и атмосферы вредными для здоровья людей веществами (ст. 250-252), незаконной охоте, промысле, рыбной ловле (ст. 256—258), рубке леса (ст. 260-261), порче земель (ст. 254).В зависимости от размера причиненного вреда виновное лицо облагается штрафами либо наказывается лишением свободы от 2 до 8 лет (максимальный срок — за загрязнение экоопасными отходами, повлекшими смерть человека или массовое заболевание людей, — ст. 247).В случае массового уничтожения растительного и животного мира, отравления атмосферы или водных ресурсов, а также совершения иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу (ст. 358 «Экоцид»), виновные наказываются лишением свободы на срок от 12 до 20 лет.

Дисциплинарная тветственность.

Устанавливается за дисциплинарный проступок, связанный с невыполнением или ненадлежащим выполнением профессиональных обязанностей.

Дисциплинарная ответственность за экологическое правонарушение включает любые виды дисциплинарных наказаний, определенных Трудовым кодексом. В отношении должностных лиц, виновных в невыполнении природоохранных мероприятий, создании аварийных ситуации на предприятии, предусматривается (ст. 192 ТК РФ): замечание; выговор; увольнение. Инициатива привлечения виновных лиц к дисциплинарной ответственности исходит от администрации, контролирующих и правоохранительных органов.

 

1.2. Понятия эколого-правовой ответственность предпринимателя в сфере природопользования

 

Эколого-правовая ответственность в сфере природопользования рассматривалась в 70-х годах XX века в трудах Б. Ерофеева, В. Петрова, Н. Разгельдеева, В. Яковлева и ряда других ученых. Впоследствии теория эколого-правовой ответственности получила дальнейшее развитие в трудах российских (В. Федоров, Г. Сосновщенко) и зарубежных (У. Аюбов) исследователей.

В то же время, ряд авторов отрицает существование эколого-правовой ответственности, полагая, что в системе российского права действуют только четыре традиционных вида юридической ответственности.1 Разновидностью такого подхода является мнение о том, что выделение природоохранительной ответственности в значительной степени условно, поскольку она представляет собой комплекс наиболее широко применяемых в сфере охраны окружающей среды традиционных видов юридической ответственности.2 Тем не менее, большинство исследователей признает большую актуальность разработки теории эколого-правовой ответственности [1].

В рамках права общего природопользования человек может использовать природные ресурсы только для собственных нужд, но не для осуществления предпринимательской деятельности. Это прямо предусмотрено природоресурсовым законодательством (например, ст. 86 Лесного кодекса РФ). Для осуществления предпринимательской деятельности гражданин может использовать природные объекты только после получения лицензии (или положительного заключения государственной экологической экспертизы, сертификата), то есть, становясь субъектом права специального природопользования. Следовательно, названные два вида природопользования различаются и по субъекту: у права общего природопользования субъект – только физические лица, а у права специального природопользования - только граждане-предприниматели и юридические лица.

Право общего природопользования может быть ограничено или прекращено на определенной территории по основаниям, указанным в федеральном законе. Например, вышеназванное право граждан свободно пребывать в лесах подлежит прекращению в случае создания государственного природного заповедника, присутствие на территории которого посторонних допускается только при наличии специального разрешения его дирекции.

Право специального природопользования – это возникающий на основе разрешения компетентного органа государства и установленный законом порядок использования природных ресурсов по их целевому назначению при условии соблюдения экологических правил и стандартов для удовлетворения экономических потребностей общества и граждан.

Природный ресурс (его часть) может быть объектом права специального природопользования лишь в том случае, если он имеет естественное происхождение и находится в экологических связях с окружающей средой. Формой выражения специального статуса природопользователя может являться, во-первых, лицензия и договор на специальное природопользование; во-вторых, разрешение на производство выбросов и сбросов в пределах установленных лимитов; в-третьих, положительное заключение государственной экологической экспертизы; в-четвертых, иные формы специальных разрешений, если они оформляют деятельность, которая фактически связана с оказанием неблагоприятного воздействия на окружающую среду [1].

В ходе осуществления  данного вида природопользования, его  субъекты обязаны не истощать и не разрушать переданные в пользование (или на ином праве) природные элементы, приумножать плодородие почв, проводить лесовосстановительные мероприятия и т.д. При этом субъект права специального природопользования может соблюдать предусмотренные экологическим законодательством параметры и виды использования и охраны природного ресурса (тогда он находится в состоянии проспективной ответственности), а может нарушать, например, лицензионные требования (ретроспективная ответственность). В последнем случае и наступает природоохранительная ответственность, то есть правоотношение по установлению состава правонарушения и реализации санкции правовой нормы, направленной на изменение правового статуса правонарушителя и прекращения противоправного воздействия на окружающую среду.

Специфическая черта лишения права природопользования как вида природоохранительной ответственности, по мнению Н. Разгельдеева, заключается в том, что оказывает влияние на организационную форму деятельности причинителей экологического вреда. В этом правоотношении иной вид санкций и специальная группа нормативных актов выражают условия и порядок их реализации.3

По видам санкций ответственность подразделяется, во-первых, на временное приостановление права природопользования (ст. 26 Лесного кодекса РФ), которое может касаться как всего природного ресурса, так и его части. Во-вторых, ограничение объема права специального природопользования. Как и в предыдущем случае, данное ограничение может касаться и всего, и части используемого природного объекта. Кроме того, ограничение может коснуться некоторых полномочий по отношению к используемому природному объекту, а также быть временным или бессрочным. В-третьих, полное прекращение права специального природопользования.

Согласно  ст. 80 закона РФ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г.,  требования об ограничении, приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом.  Указанные санкции могут применяться в качестве основных либо дополнительных мер воздействия на правонарушителя. При этом в отличие от изъятия за выкуп природного ресурса для государственных или муниципальных нужд, лишение права специального природопользования осуществляется без какой-либо компенсации.

Существуют  и отличия рассматриваемой санкции  от лишения специального права в административном праве (ст. 3.8 КоАП) или лишения права заниматься определенной деятельностью в уголовном праве (ст. 47 УК РФ). Во-первых, данный вид санкций применяется как к гражданам, так и юридическим лицам; во-вторых, данная мера применяется только к субъектам правоотношений специального природопользования, права и обязанности которых установлены нормами экологического и права о природопользовании; в-третьих, данная мера может применяться как при наличии вины правонарушителя (превышение лимитов), так и без вины (в случае создания особо охраняемой природной территории может быть ограничено или прекращено лесо-, водо-, недропользование на соответствующей территории, как и добыча объектов животного мира) [1].

В Конституции  РФ содержится также ряд норм, применение которых предполагает исполнение экологических  обязанностей предпринимателями:

- установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экологического развития Российской Федерации (п. "е" ст. 71);

- обеспечение Правительством РФ проведения единой государственной политики в области экологии (п. "в" ст. 114);

- поощрение деятельности, способствующей экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию (п. 2 ст. 41).

Экологические обязанности предпринимателей классифицируются Законом "Об охране окружающей природной  среды" по стадиям и по видам  хозяйственной деятельности.

По стадиям  выделяются следующие узловые моменты хозяйственной деятельности: размещение, проектирование, строительство, реконструкция. Ввод в эксплуатацию предприятий, сооружений и других объектов.

По видам  хозяйственной деятельности: в сельском хозяйстве, при мелиоративных работах, при эксплуатации энергетических объектов, в городах и иных населенных пунктах, при использовании радиоактивных материалов, химических веществ, при исполнении обязанностей по охране среды от вредного биологического воздействия, от шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий, от производственных и бытовых отходов.

Должностные лица государственного экологического контроля, в частности, имеют право  принимать решения об ограничении, приостановлении, прекращении работы предпринимателей, сооружений, иных объектов и любой деятельности, причиняющей вред среде и несущей потенциальную опасность для здоровья человека.

Этим правам соответствуют обязанности всех предпринимателей исполнять данные решения, а банковские учреждения обязаны  прекращать финансирование запрещенной деятельности до отмены решения о ее запрете.

Предприниматели, работающие в сфере природопользования, связанные с деятельностью, оказывающей  вредное влияние на окружающую среду  и здоровье человека, обязаны иметь  необходимую экологическую подготовку, которая учитывается при назначении на должность, аттестации и переаттестации работников. Лица, не имеющие необходимой подготовки, согласно ст. 75 Закона "Об охране окружающей природной среды" не допускаются к выполнению работы, требующей соответствующих экологических знаний.

 

1.3. Приостановление (ограничение, полное лишение) деятельности предпринимателя в сфере природопользования – как вид ответственности

 

В вопросе классификации  видов предпринимательской ответственности  нет полного единства мнений. Ответственность может быть выделена как по субъекту применения – физические и юридические лица, являющиеся специальными природопользователями, так и по субъекту, применяющему этот вид ответственности, чаще всего это органы, предоставившие природный ресурс в пользование.

Основанием такой ответственности  служат экологические правонарушения в области природопользования. Состав данного правонарушения заключается  в нарушении специальными природопользователями  экологического законодательства, условий, установленных лицензией или иным специальным разрешением, договором на специальное природопользование, а также причинении существенного вреда окружающей среде или угрозе такого причинения.

Санкция данного вида ответственности имеет цель пресечения экологического правонарушения, недопущения дальнейшего ухудшения качества окружающей среды, конкретных природных объектов, восстановления нарушенного эколого-правового отношения. Она может носить временный либо постоянный характер и подразделяется на приостановление, ограничение и прекращение права специального природопользования.

Приостановление права  природопользования является временным  изменением правосубъектности правонарушителя  в отношении его специального права на природопользование и действует  до устранения причин приостановления. В случае неустранения последствий и причин экологического правонарушения данный вид санкции может перейти в необратимую форму - полное прекращение хозяйственной деятельности по использованию природного ресурса.

Ограничение права специального природопользования связано с лишением права пользования не всем природным объектом, а только его частью либо лишением конкретного права пользования, поэтому оно направлено на ограничение объема полномочий в специальном правовом статусе хозяйствующего субъекта. Применение указанной санкции основано на конкретном объеме прав по использованию природного ресурса.

Полное прекращение  права специального природопользования относится к виду необратимых  санкций и выступает в системе  мер государственного принуждения как самый длительный вид воздействия на правонарушителя.

Существуют различные  точки зрения по поводу этого вида ответственности. Одни ученые стоят  на позиции существования данного  вида специальной природоохранной  ответственности. Отстаивающие эту точку зрения ссылаются на ст. 26-29 Лесного кодекса РФ, ст. 60-61 Водного кодекса РФ, ст. 20 Закона "О недрах", ст. 44-45 Земельного кодекса РФ, ст. 284-287 Гражданского кодекса РФ. Другие предлагают считать ответственность в виде лишения права природопользования разновидностью административной ответственности.

В качестве самостоятельного вида природоохранительной ответственности, которая имеет особый порядок  возникновения и способ реализации, свои принципы и специфические приемы регулирования общественных отношений, рассматривается лишение права специального природопользования В. Федоровым.

При этом природоохранительная ответственность представлена как  правоотношение по установлению состава  правонарушения и реализации санкции  правовой нормы, направленной на изменение правового статуса правонарушителя и прекращение противоправного воздействия на окружающую среду. На основе обобщения результатов анализа общих и специфических признаков природоохранительной ответственности в виде лишения права специального природопользования дается следующее определение.

Лишение права специального природопользования – вид природоохранительной ответственности, применяемый уполномоченными  на то государственными органами предусмотренной  законом и определяемой природоохранительной (экологической) правосубъектностью правонарушителя санкции в виде лишения (ограничения, приостановления, прекращения) права специального природопользования.

Сторонники теории наличия  самостоятельного вида эколого-правовой ответственности считают, что в  силу природных особенностей объектов окружающей природной среды ответственность за экологические правонарушения не ограничивается традиционными рамками и не имеет обособленной системы, как это свойственно нормам других видов ответственности. Нормы природоохранной ответственности разбросаны по различным институтам природоресурсных отраслей права. Это обстоятельство приводит отдельных авторов к выводу о том, что специальная эколого-правовая ответственность представляет собой разновидность административной ответственности.

В Кодексе об административных правонарушениях есть такой вид  взыскания, как лишение специального права. Но, во-первых: в области использования природных ресурсов речь идет только о лишении специального права в виде охоты (п. 4 ст. 3.8 КоАП РФ). Во-вторых: в п. 5 ст. 3.2 КоАП РФ "Виды административных взысканий" говорится о лишении специального права, предоставленного физическому лицу. Кроме того, недостаточно последовательно, без полного учета места специально уполномоченных органов в государственном управлении природопользованием и охраной окружающей среды, решен в КоАП вопрос подведомственности дел об экологических правонарушениях.

Можно выявить еще  одну точку зрения на данную проблему и рассматривать ограничение, приостановление  и прекращение права специального природопользования как разновидность  гражданско-правовой ответственности, предупреждающей причинение вреда (ст. 1065 ГК РФ) и требующей прекращения экологически вредной деятельности (ст. 80 ФЗ "Об охране окружающей среды").

Ст. 1065 ГК РФ предусматривает, что опасность причинения вреда  в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

В ст. 56 ФЗ "Об охране окружающей среды" устанавливается, что при  нарушении предусмотренных главой VII настоящего Закона природоохранных  требований деятельность, осуществляемая с нарушением указанных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом (ст. 80 ФЗ "Об охране окружающей среды").

Подобные меры взыскания  имеются и в других законах, имеющих  отношение к охране окружающей природной  среды и использованию природных ресурсов. Например, ст. 29 ФЗ "Об отходах производства и потребления" от 24 июня 1998 г. относит к рассмотрению суда или арбитражного суда, в соответствии с законодательством РФ, исковые требования об ограничении, приостановлении или прекращении деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляемой с нарушением законодательства РФ в области обращения с отходами.

Кроме того, в настоящее  время только суд должен решать вопросы  о принудительном изъятии, например, земельного участка, если последний находится на праве частной собственности (ст. 44 ЗК РФ; ст. 284-286 ГК РФ).

В Лесном кодексе РФ предусмотрено  как ограничение и приостановление  права пользования участками  лесного фонда в определенной мере (ст. 26-27 ЛК РФ), так и прекращение права лесопользования (ст. 28-29 ЛК РФ). Причем принудительное прекращение права лесопользования возможно путем судебного расторжения договора (аренды, пользования, концессии) и, в случае разрешительного порядка возникновения этого права, - аннулированием разрешительного документа (лесорубочного билета, ордера, лесного билета) органами управления лесным хозяйством.

То есть, предусмотрен как судебный, так и административный порядок этого процесса. Порядок наложения взыскания мы можем называть административным (по органам его осуществляющим), а правонарушение (основание ответственности) и применяемые меры воздействия (санкции) предусмотрены не в КоАП, а в земельном, лесном, горном, водном, экологическом законодательстве, что и лежит в основе теории о существовании специального самостоятельного вида природоохранной или эколого-правовой ответственности.

Необходимо отметить, что за нарушение законодательства в области природопользования и  охраны окружающей среды законодатель называет только традиционные виды ответственности, а правонарушения и меры воздействия за них помещены в различных главах, но не в тех, которые посвящены ответственности.

Если обратиться к  законодательству зарубежных стран, можно  обнаружить такие же меры взыскания, как и в российском законодательстве.

Например, в США ни на уровне Федерации США, ни на уровне штатов не существует единого нормативного акта, устанавливающего административную ответственность. Составы административных правонарушений и санкции за их совершение определяются в законах об охране окружающей природной среды, каждый применительно к своей области регулируемых отношений.

Перечень санкций стандартен и включает: предупреждение, штраф, решение об изъятии и приостановлении  лицензий, приостановление и прекращение  хозяйственной деятельности, изъятие незаконно используемой или добытой продукции. В арсенале административных воздействий имеется и достаточно необычная санкция - лишение предприятия права выполнения правительственных заказов. В условиях высоко конкурентной экономики США данное наказание обладает сильным стимулирующим эффектом, побуждая промышленность избегать правонарушений.

Проанализировав законодательство Российской Федерации и точки  зрения ученых на эту проблему, можно  сделать вывод, что принудительное приостановление, ограничение и прекращение права специального природопользования, а также экологически вредной деятельности являются мерами воздействия, закрепленными в нормах природоресурсного и экологического права, за нарушения в области природопользования и охраны окружающей среды. Применение этих мер воздействия к лицу, совершившему правонарушение, есть ответственность, обязывающая правонарушителя претерпевать неблагоприятные последствия.

 

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

 

 

2.1. Ответственность предпринимателей за безлицензионное использование недр и водных ресурсов

 

Лицензирование в природопользовании является одной из форм государственного регулирования в этой сфере предпринимательской  деятельности.

Разрешительный порядок в природопользовании подразумевает необходимость получения предпринимателем соответствующей лицензии, дающей право осуществлять ту или иную деятельность, связанную с добычей полезных ископаемых, использованием водных и других природных ресурсов.

При этом положения нормативных  актов, регулирующих порядок лицензирования природопользования, оказывают в  ряде случаев влияние на экономические  результаты предприятий и организаций, занятых в этой сфере деятельности, поскольку от наличия либо отсутствия лицензий на тот или иной вид природопользования часто зависит установление плательщика соответствующего ресурсного платежа.

Кроме того, при исчислении ряда ресурсных платежей и сборов для определения облагаемой базы используются данные, содержащиеся в лицензиях и указываемые в некоторых налоговых декларациях.

В соответствии с Законом  РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон  № 2395-1) предоставление недр в пользование  оформляется специальным государственным  разрешением в виде лицензии установленной формы.

Лицензия является документом, удостоверяющим право предпринимателя  на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной  в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Согласно ст. 12 Закона № 2395-1 лицензия и ее неотъемлемые составные  части должны, в частности, содержать:

- данные о пользователе  недр, получившем лицензию, и органах,  предоставивших лицензию, а также  основание предоставления лицензии;

- данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами;

- сроки действия лицензии  и сроки начала работ (подготовки  технического проекта, выхода  на проектную мощность, представления  геологической информации на  государственную экспертизу);

- условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками, акваториями;

- согласованный уровень  добычи минерального сырья, право  собственности на добытое минеральное  сырье.

В соответствии со ст. 334 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) плательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются пользователи недр – организации (российские и иностранные) и индивидуальные предприниматели.

Отсутствие у субъекта предпринимательской деятельности зарегистрированной лицензии на право пользования недрами (соглашения о разделе продукции) позволяет на основании п. 1 ст. 17 части первой НК РФ говорить об отсутствии обязанности по уплате налога, поскольку в данном случае не определен плательщик.

Пользование недрами  при отсутствии соответствующей лицензии влечет следующие последствия.

Статьей 51 Закона «О недрах»  установлено, что вред, причиненный  государству в случае, если участок  недр не передан в пользование, подлежит возмещению. В развитие данной нормы  было издано распоряжение Правительства РФ от 22 августа 1998 года № 1214-р. В нем говорится, что при выявлении, в частности налоговыми органами, лиц, осуществляющих пользование недрами без лицензии, применяются меры (с участием правоохранительных органов и судов) по обеспечению возмещения причиненных государству убытков.

Размеры убытков определяются соответствующими органами, исходя из действующих налоговых ставок. Это  означает, что сумма, соответствующая  неуплаченному налогу, будет взыскана. Кроме того, следует иметь в  виду, что на основании ст. 49 Закона «О недрах» лица, виновные в осуществлении безлицензионного недропользования, несут уголовную и административную ответственность.

В частности, согласно ст. 7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 15 до 20 МРОТ, на должностных лиц - от 30 до 40 МРОТ, на юридических лиц - от 300 до 400 МРОТ.

Ответственность предпринимателей за безлицензионное водопользование

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими  порядок лицензирования пользования  водными объектами, являются Водный кодекс Российской Федерации (далее - ВК РФ) и Правила предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии, утвержденные постановлением Правительства РФ от 03.04.1997 № 383.

Вышеуказанными нормативными правовыми актами предусмотрено, что  специальное и особое водопользование  осуществляются на основании лицензии и договора пользования водным объектом, заключаемого водопользователем и  органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

Следует также отметить, что Приказом Министерства природных  ресурсов РФ от 23.10.1998 № 232 утверждены:

- Перечень видов специального  водопользования по поверхностным  водным объектам;

- формы бланков лицензий на водопользование по поверхностным водным объектам и распорядительной лицензии;

- формы реестров регистрации  лицензий на водопользование,  распорядительных лицензий и  договоров пользования поверхностными  водными объектами.

В ст. 122 ВК РФ имеется  отсылочная норма: «пользование водными объектами является платным. Порядок установления, зачисления, взимания платы, связанной с пользованием водными объектами, и предельные размеры такой платы определяются законодательством Российской Федерации».

Но это не означает, что при определении плательщиков не учитываются положения ВК РФ в части лицензирования водопользования.

Так, в ст. 333.8 НК РФ при  определении плательщиков водного  налога дается по существу обратная ссылка на ВК РФ, а именно – плательщиками  водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В настоящее время  установлено несколько форм ответственности  за безлицензионное пользование. До вступления в силу с 1 января 2005 года главы 25.2 НК РФ существовала прямая зависимость между отсутствием лицензии и суммой исчисляемой платы. Так, при пользовании водными объектами без соответствующей лицензии (разрешения) установленные ставки платы увеличивались в пять раз по сравнению со ставками платы в отношении такого пользования на основании лицензии (Федеральный закон от 06.05.1998 № 71-ФЗ «О плате за пользование водными объектами»).

Аналогичной нормы в  главе 25.2 НК РФ уже нет. Однако на практике часто возникает ситуация, при которой в течение определенного периода времени организации и предприниматели вправе пользоваться водными объектами, не имея при этом лицензии. Так, согласно п. 46 «Правил предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии» до оформления лицензии на водопользование гражданам и юридическим лицам, осуществляющим водопользование в соответствии с действующими нормативными актами, разрешается продолжать эту деятельность до выдачи им лицензий в соответствии с графиком, устанавливаемым соответствующим органом лицензирования.

Далее напомним об ответственности, предусмотренной КоАП РФ за безлицензионное водопользование или за нарушение условий лицензии на водопользование.

Так, согласно ст. 7.6 КоАП РФ самовольное занятие водного  объекта или его части, пользование  ими без лицензии, если получение  таковой предусмотрено законом, а равно без заключенного в соответствии с законом договора либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией или договором, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 до 5 МРОТ, на должностных лиц - от 5 до 10 МРОТ, на юридических лиц - от 50 до 100 МРОТ.

В соответствии со ст. 8.14 КоАП РФ нарушение условий лицензии на водопользование при добыче полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, а равно при возведении и эксплуатации подводных и надводных  сооружений влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 15 до 20 МРОТ, на должностных лиц - от 30 до 40 МРОТ, на юридических лиц - от 300 до 400 МРОТ.

С 1 января 2007 года вступил  в силу новый Водный кодекс. Данный документ закрепляет приоритет госсобственности на все естественные водные объекты, предусматривает другие условия получения права пользования ими. В частности, будет отменено лицензирование. Какие же меры ответственности предусмотрены за нарушение положений ВК РФ.

Право использовать реки, водоемы и т.д. для нужд организаций или предпринимателя с 1 января 2007 года можно будет получить по договору или решению их собственника.

Согласно статье 8 нового ВК РФ все моря, реки, озера, болота, водохранилища и другие водные объекты  будут находиться в федеральной собственности. Исключение составляют пруды и обводненные карьеры, которые могут принадлежать субъекту России, муниципальному образованию, организации или даже частному лицу, при соблюдении одного условия: если их собственностью является земля, на которой расположен пруд (обводненный карьер) в пределах береговой линии.

Если водный объект предполагают использовать, в частности, для:

-    обеспечения обороны страны и безопасности государства;

-    забора воды для орошения земель сельхозназначения;

-    организованного отдыха детей, ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов, то организация должна будет получить решение о предоставлении водных объектов в пользование, принимаемое соответствующими исполнительными органами власти. Принятое решение вступит в силу после его регистрации в государственном водном реестре.

При этом водопользование  на основании решения будет бесплатным.

Если водный объект нужен  для производства электроэнергии, то заключается договор водопользования, который также включается в государственный водный реестр.

Водопользование на основании  договора является платным. За несвоевременное  перечисление сумм будут взиматься  пени. Их размер составляет 1/150 ставки рефинансирования Банка России (но не более 0,2 процента) за каждый день просрочки.

Ставки платы за федеральные  водные объекты должно устанавливать  Правительство РФ. В отношении  собственности субъектов России и муниципальных образований  ее определят органы государственной  власти субъектов РФ или местного самоуправления.

Водный налог платят предприниматели, которые осуществляют специальное или особое водопользование (ст. 333.8 НК РФ). Но статья 333.8 НК РФ дополнена пунктом 2. Он предусматривает, что из числа налогоплательщиков будут исключены те лица, которые станут использовать водные объекты на основании договоров (решений), заключенных (принятых) после введения в действие ВК РФ (т.е. после 1 января 2007 года).

Право водопользования  на основании лицензий, выданных до введения нового ВК РФ, сохранится до конца  срока действия лицензий. Все это время организации и предприниматели должны будут платить водный налог в соответствии с главой 25.2 НК РФ.

Статья 68 ВК РФ предусматривает, что виновные в нарушении водного  законодательства, будут привлекаться к административной и уголовной  ответственности. Однако конкретного перечня правонарушений и ответственности за них в кодексе нет. В то же время он предусматривает целый ряд требований к использованию и охране водных объектов.

Как и прежде, использование  водных объектов для целей, требующих  разрешения, без соответствующего договора или решения ведет к административному штрафу по ст. 7.6 КоАП РФ.

Если нарушаются прописанные в  договоре или решении условия  водопользования, например, превышение объемов допустимого забора, то ответственность  за превышение норматива установлена в самом ВК РФ. Водопользователь должен будет заплатить штраф в пятикратном размере ставки платы за водопользование (п. 3 ст. 18 ВК РФ).

Кроме того, за нарушение правил водопользования  предусмотрена административная ответственность (п. 1 ст. 8.14 КоАП РФ), и возможен другой вид наказания – приостановление деятельности на срок до 90 дней.

Также согласно п. 3 ст. 10 ВК РФ использование  водных объектов не по назначению или  неиспользование их совсем, грозит потерей права водопользования  по решению суда.

Помимо уплаты штрафа за нарушение  в области водопользования и  охраны водных объектов, водопользователь должен устранить все нарушения, а также возместить причиненный  вред (добровольно или по решению  суда). Действующий ВК РФ также предусматривает возмещение вреда. Сейчас он оценивается из реально понесенных затрат на восстановление водоема. Новый же кодекс вменяет Правительству РФ в обязанность утвердить методику расчета суммы нанесенного вреда (ст. 38 ВК РФ).

За «водные» нарушения может  наступить и уголовная ответственность. Например, статьи 250 и 252 Уголовного кодекса предусматривают наказание за нанесение «существенного вреда» в результате загрязнение вод.

 

 

2.2. Плата за негативное воздействие на окружающую среду – как вид предпринимательской ответственности

 

Плата за негативное воздействие на окружающую среду возлагается на предпринимателей в соответствии с  Российским законодательством.

Для этого, во-первых, на предпринимателя (организацию) заводят следующие документы:

  • учетную карточку природопользователя по форме, предлагаемой Ростехнадзором;
  • расчет платы за отчетный период, подписанный руководителем и главным бухгалтером организации или индивидуальным предпринимателем;
  • копии документов, подтверждающих факт вывоза и размещения отходов;
  • копии разрешений на сброс загрязняющих веществ и лимита на размещение отходов с предъявлением оригиналов;
  • копию лицензии на действия с опасными отходами;
  • пояснительную записку о хозяйственной деятельности в течение отчетного периода, подписанную руководителем и заверенную печатью организации, где отражаются сведения:
  1. об основных видах деятельности;
  1. об используемом оборудовании;
  2. о наличии на балансе автотранспорта;
  3. об использовании продукции (материала и т.п.);
  4. о среднесписочной численности работников;
  5. о наличии разработанных нормативов, установленных разрешений, лимитов и сроках их действия;
  6. о договорах с организациями, осуществляющими размещение отходов, и наличии у них лицензий на обращение с опасными отходами;
  7. об арендодателях.

Во-вторых, необходимо утвердить расчет плановых платежей. Данный расчет может быть осуществлен самой организацией или специалистами территориальных органов Ростехнадзора.

В случае самостоятельного определения суммы платежа с организации не потребуют доказательств того, что рассчитанные ею выбросы соответствуют действительности. В случае возникновения сомнений в правильности расчетов органам Ростехнадзора придется самим доказывать их необоснованность.

В расчете  учитываются норматив платы и следующие коэффициенты: коэффициент отходов (см. Нормативы платы за размещение отходов производства и потребления в ред. Постановления Правительства РФ от 01.07.2005 N 410), коэффициент, который учитывает экологические факторы (см.: Коэффициенты, учитывающие экологические факторы (состояние атмосферного воздуха и почвы) в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 г. N 344) и  коэффициент инфляции  (его надо брать из закона о федеральном бюджете на соответствующий год.

Например, в соответствии со ст. 3 Федерального Закона РФ от 6 июля 2007 года  «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов»  нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду, установленные Правительством Российской Федерации в 2003 году и в 2005 году, применяются в 2010 году с коэффициентом соответственно 1,48 и 1,21).

Сумма платы рассчитывается следующим образом: фактический сброс соответствующей части умножают на предусмотренную для нее норму платы и на все коэффициенты.

В связи со сложностями, связанными с уплатой взносов и сдачей отчетности, компании предпочитают обращаться в специализированные фирмы. Они рассчитывают сумму взносов, сдают отчетность, определяют лимит отходов, а также в конце года говорят, сколько у фирмы образовалось сверхлимитных выбросов.

Норматив образования отходов (а в случае размещения отходов – также лимит на их размещение) – индивидуальный показатель для каждого хозяйствующего субъекта. Он утверждается территориальными органами Ростехнадзора на основании проекта, разработанного природопользователем, в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 16 июня 2000 года № 461.

Ответственность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов (далее – Проект) установлена статьей 11 Закона об отходах.

Этот проект разрабатывается на основании методических указаний, утвержденных приказом МПР РФ от 11 марта 2002 г. № 115.Данное требование распространяется на все виды деятельности, поскольку безотходных процессов практически не существует. Но мало кто видел Проект у маленькой непроизводственной фирмы. Для непроизводственной сферы предусмотрена упрощенная форма Проекта, которую можно подготовить собственными силами. Следует отметить, что согласно пункту 9 методических указаний, утвержденных приказом МПР РФ от 11 марта 2002 г. № 115, разработка Проекта по упрощенной форме может осуществляться только при соблюдении следующих условий:

- необходимо соответствующее решение территориального органа Ростехнадзора;

- у индивидуальных предпринимателей и юридических лиц должны образовываться только отходы V, IV, III классов опасности для окружающей природной среды, а отходы I класса опасности для окружающей природной среды могут быть представлены только люминесцентными лампами;

- суммарное количество отходов не должно превышать 30 тонн в год;масса отходов III класса опасности для окружающей природной среды не должна превышать 1 процент от общей массы, образующихся отходов;

- должен быть отдельно предусмотрен порядок сбора и экологически безопасного размещения люминесцентных ламп.

Упрощенный Проект не требует планировать размещение отходов. Этот документ должен содержать три раздела: общие сведения об индивидуальном предпринимателе или юридическом лице; перечень, состав и физико-химические характеристики, образующихся отходов; схему операционного движения отходов. Убедившись в обоснованности разработанных лимитов, Управление Ростехнадзора выдает предприятию разрешение на размещение отходов и их количество, допустимое к размещению (т/год).Применительно к отходам производства и потребления на данный момент действуют ставки платы за размещение отхода не в пределах норматива, как для сбросов и выбросов, а в пределах установленных лимитов (Приложение № 1 к Постановлению Правительства РФ N 344) для пяти существующих классов опасности отходов.

Размер платы дифференцируется в зависимости от той или иной деятельности осуществляемой (производство, строительство, торговля, оказание услуг и т.д.) хозяйствующим субъектом, а также  от объема мусора. Плата за загрязнение окружающей природной среды в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемы размещения отходов, уровни вредного воздействия, определяется путем умножения соответствующих ставок платы за величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.

Плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.

Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент. В случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная.

Плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка. Природопользователи вносят плату за загрязнение одним платежным поручением в казначейства тех административно-территориальных образований, на территории которых они расположены и оказывают негативное воздействие на окружающую среду. В платежном поручении в графе "Статус плательщика" (поле 101) следует указывать "08", так как плата не является налогом, а в соответствии с Приказом Минфина России от 24.11.2004 N 106н это значение используется, если фирма перечисляет неналоговый платеж. Поля 106 - 110 (основание платежа, налоговый период, показатель документа, дата документа и тип платежа соответственно) заполнять не надо также по причине неналогового характера платы. Что касается транспортных средств, используемых организациями, следует отметить Письмо Ростехнадзора от 2 августа 2007 года №04-09/1037 «О плате за негативное воздействие на окружающую среду»: «В соответствии с Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 24.11.2005 N 867 "О ведении территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду" транспортные средства являются передвижными объектами негативного воздействия. В Постановлении Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух установлены в зависимости не от объема выброса загрязняющих веществ, а в зависимости от вида и объема используемого топлива. Таким образом, организация признается плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду и должна рассчитывать платежи путем умножения соответствующих нормативов (для неэтилированного бензина - 1,3 руб./тонна) на количество израсходованного за отчетный период (квартал) топлива, а также на установленные соответствующими нормативными правовыми актами поправочные коэффициенты к нормативам платы. Количество израсходованного топлива подтверждается первичными документами бухгалтерского учета.

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 N 204 утверждена форма расчета платы, порядок ее заполнения и представления. Расчет платы за негативное воздействие от передвижных источников представляется плательщиками в соответствующие территориальные органы Ростехнадзора по месту государственной регистрации передвижного объекта негативного воздействия, а при отсутствии такового - по месту регистрации на территории Российской Федерации владельца передвижного объекта не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом».Приказом Ростехнадзора от 12.09.2007 N 626 "Об утверждении методичсеких рекомендаций по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух. РД-19-02-2007" утверждены методические рекомендации по расчету платы за передвижные источники загрязнения (транспорт). Для них нормативы определяют исходя из тонны израсходованного топлива (для сжатого природного газа – тыс. куб. м) и вдобавок умножают на поправочные коэффициенты. Их несколько. Методика удобна тем, что все эти коэффициенты с подробными разъяснениями приведены в разделе «Нормативы платы». А детальный пример расчета сбора за автомобиль можно найти во втором примере раздела «Порядок расчета платы». В соответствии с Порядком проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.07.98 N 880 (далее - Порядок), проверка технических нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух осуществляется в рамках государственного технического осмотра.

Таким образом, во избежание штрафных санкций со стороны государственных органов, предприниматели вне зависимости от отраслевой принадлежности, а также вне зависимости от формы собственности, должны оформлять в установленном порядке нормативы воздействия на окружающую среду и осуществлять плату за загрязнение окружающей среды в следующих случаях: наличия на предприятии стационарных и передвижных источников загрязнения атмосферного воздуха; образования в результате хозяйственной и иной деятельности организации отходов любых классов опасности.

 

2.3. Практика применения законодательства об ответственности предпринимателей за правонарушения в сфере природопользования

 

Основаниями юридической  ответственности предпринимателей являются правонарушения в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды. Однако не всякое правонарушение, которое имеет отношение к природным объектам, является экологическим. Правонарушения, совершаемые в данной сфере, подразделяются на две основные группы:

1) нарушения, которые  посягают на права и законные интересы собственников природных ресурсов и природопользователей, установленный порядок управления в сфере использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Это нарушения права государственной собственности на леса, воды, недра, животный мир: незаконные сделки с природными ресурсами (купля-продажа, мена, дарение и др.), самовольное пользование природными объектами, самовольная передача (переуступка) права пользования ими. К данной группе правонарушений можно отнести и такие специфические для отдельных видов природных ресурсов нарушения, как уничтожение межевых знаков землепользования, повреждение водохозяйственных сооружений, систематическое нарушение порядка внесения платы за пользование недрами, нарушение установленного порядка предоставления лицензий на пользование животным миром и т. д.

Указанные правонарушения не оказывают непосредственного  отрицательного воздействия на окружающую природную среду, хотя в некоторых  случаях они могут быть сопряжены  с наступлением экологически вредных  последствий, что придает им экологическое значение. Например, самовольное строительство на земельном участке, повлекшее порчу плодородного слоя почвы.

2) нарушения, направленные  против окружающей природной  среды или отдельных природных  объектов - земель, лесов, вод, недр, животного мира и др. Такие правонарушения называются экологическими. Например, незаконная порубка леса, загрязнение водоемов, атмосферного воздуха, земель, уничтожение редких видов животных и др.

Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» определяет экологическое правонарушение как виновное противоправное деяние, нарушающее природоохранительное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека (ст. 81). (См. п. 11,18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» от 5 ноября 1998г. № 14).


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.