Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


реферат Кризис подросткового возраста и работа с трудным подростком

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 18.05.13. Год: 2012. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 

 

 

 

 

 

 

Реферат

по психологии социальной работы

на тему: «Кризис подросткового возраста и работа с трудным подростком»

 

 

 

 

                                                                                                                                                    

 

                                                                   

 

 

 

 

г. Санкт - Петербург

2012 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение

 

1. Общая характеристика особенностей подросткового возраста

 

2. Кризис подросткового возраста

 

3. Девиантное поведение, его сущность и причины

 

4. Направления, формы  и методы социально - педагогической  работы с подростками девиантного  поведения

 

5. Методы социальной работы с подростками, склонными к наркомании и алкоголизму

 

6. Методы социальной помощи при склонности подростков к суициду

 

Заключение

Используемая литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Детство, период взросления, юность-это  периоды, которые являются основополагающими  в становлении каждого человека, именно тогда происходят большие  перемены. С одной стороны, ребенок меняется физически, что увеличивает его возможности, с другой стороны, общество ставит перед ним новые задачи и требования. Именно восприятие маленьким человеком этих требований и задач определяет психологию личности будущего индивида, его восприятие жизни и общества.

 

Общество не идеально по множеству  критериев (наркомания, алкоголизм, агрессия), в следствии чего маленький человек  на пути взросления, где особую роль играет подражание окружающему обществу, сталкивается с множеством проблем, вопросов, дилемм. Ни один человек не может миновать определенных обязанностей, связанных с периодом взросления, так как окружение, семья, и т. д. зачастую подают неоднонаправленные примеры. Ребенок-подросток сам бывает не в силах справиться с путаницей из-за отсутствия жизненного опыта. Для того чтобы помочь определиться, понять ситуацию зачастую нужна социальная помощь.

 

Социальный работник, воспитатель, преподаватель, психолог должен установить контакт и построить свои отношения  с ребенком, подростком так, чтобы тот сам заговорил о своих проблемах. Социальный работник помогает разобраться в проблемах и найти решения. Так как в период взросления с человеком происходят разные изменения (и часто очень быстро), помощь должна быть конкретной, гибкой и направленной в будущее. Внесение ясности в конкретные, актуальные проблемы помогает разобраться в часто кажущейся ребенку, подростку запутанной ситуации. Направленность в будущее находит свое выражение в стимулировании процесса учебы и развития, который дает возможность приобретать новый опыт, учиться на нем и интегрировать его. Особая гибкость является условием, помогающим правильно реагировать на часто меняющиеся и неожиданные задачи, с которыми сталкивается человек. Помимо сочувствия и тепла важно выразить уважение. Социальный работник должен быть готовым принимать обычаи, нормы и ценности разного субкультурного окружения. Очень важно подчеркнуть интересы подростка (не в ущерб интересам других).

 

В зависимости от возраста ребенка  и проблемы возникшей у него, под влияние которой он попал, существуют различные технологии, методы профилактики поведения детей и подростков. Восприятие той или иной ситуации анализируется на основе социальной диагностики, выделяется ее структура, формы и виды проявления. Особое внимание отводится анализу саморазрушительного поведения подростков, причин и факторов риска агрессии, суицидального поведения, наркомании, алкоголизма. Широко представлены технологии консультирования и техники коррекции подобных проявлений у подростков. Психокоррекция представлена методами индивидуальной рациональной психотерапии, технологиями групповой работы. Рассматриваются вопросы семейной терапии, а также психолого-социальной работы с детьми и подростками, находящимися в зоне риска. Все методы направлены на повышение эффективности работы специалистов с детьми и подростками по предупреждению детского и подросткового отклоняющегося поведения, восприятия себя как члена общества в целом.

 

  1. Общая характеристика особенностей подросткового возраста

 

Подростковый  возраст настолько своеобразен и интересен для учителя, воспитателя, что есть определенные основания рассматривать особенности этого возраста в более тесной связи с проблемами воспитания. Как уже отмечалось, успех учебно-воспитательной работы со школьниками зависит от знания и учета их возрастных психологических особенностей. Это положение в еще большей степени относится к подростковому возрасту (от 10-11 до 15 лет), который считают переломным. Подростковый возраст (иногда его называют переходным потому, что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детского к взрослому состоянию) связан с перестройкой психических процессов и поэтому требует решительных (хотя и постепенных) изменений в формах взаимоотношений, организации деятельности, руководства со стороны взрослых, в частности учителей. Трудности, встречающиеся порой в учебной и воспитательной работе со школьниками-подростками, объясняются иногда недостаточным знанием или игнорированием особенностей и закономерностей психического развития в этом возрасте.

Подростковый  возраст считается более трудным  для обучения и воспитания, чем  младший и старший возрасты. По-видимому, сам процесс превращения ребенка  во взрослого труден, так как связан с серьезной перестройкой психики  и ломкой старых, сложившихся форм отношений с людьми, изменением условий жизни и деятельности. В самом деле, старые формы и методы объяснения нового материала постепенно становятся непригодными. Если школьник еще недавно охотно слушал подробные объяснения учителя, то теперь подобная форма знакомства с новым материалом часто вызывает у ученика скуку, равнодушие, явно тяготит его. Склонный ранее к дословному воспроизведению учебного материала, учащийся стремится теперь излагать материал «своими словами» и протестует, когда учитель требует от него точного воспроизведения формулы, закона, определения. Вчера еще послушный, вежливый, подросток вдруг начинает проявлять резкость, грубость, упрямство, недисциплинированность.

Беспрекословно  принимавший ранее указания, требования взрослых, он теперь относится к ним избирательно-критически, считает, что эти указания и требования должны быть достаточно аргументированы и логически убедительны (с его точки зрения). У него появляется собственное мнение (к удивлению и огорчению учителя, нередко расходящееся с общепринятым), преувеличенное представление о собственном достоинстве, необъяснимая обидчивость. Все это нервирует неопытного учителя, воспитателя, нередко выбивает его из колеи, приводит к конфликту с учащимися-подростками.

Трудности, связанные с обучением и воспитанием подростков, в том и состоят, что очень важно понять необходимость изменить привычные методы обучения и воспитания, изменить удачные в прошлом формы влияния и воздействия на школьников, в частности формы контроля за их жизнью и деятельностью. Педагогу приходится отказаться от многих из этих форм и найти какие-то новые методы, приемы и средства учебного и воспитательного воздействия.

Итак, чтобы  найти правильные приемы и средства воспитания подростков, надо хорошо знать  своеобразие подросткового возраста, особенности физического и психического развития.

Содержательная  характеристика подросткового возраста меняется с течением времени, потому что меняются биологические и  особенно социальные условия существования  человека.

Понятие возраста подростка и его особенностей не имеет абсолютного значения, и подростковый возраст в этой связи не имеет совершенно четких, определенных и абсолютных границ и характеристик. Здесь есть определенные различия, иногда довольно существенные, которые объясняются влиянием конкретных социальных факторов, влиянием различных условий обучения и воспитания подростков. Но основные линии развития, основную характеристику развития детей в подростковом периоде выделить возможно.

Заметное развитие в подростковом возрасте приобретают волевые черты характера - настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности на этом пути. Подросток в отличие от младшего школьника способен не только к отдельным волевым действиям, но и к волевой деятельности. Если младший школьник далеко не всегда самостоятельно ставит перед собой задачи и цели, требующие воли для их достижения (обычно эти цели намечают, задачи ставят учителя, родители), то подросток гораздо чаще сам ставит перед собой такие цели, сам планирует деятельность по их осуществлению. (1)

  1. Кризис подросткового возраста

По другому кризис подросткового возраста называют «переходный», «трудный», «критический».

Физиологические основы кризиса подросткового возраста:

В подростковом возрасте в кровь начинает поступать огромное количество гормонов роста и половых гормонов. Благодаря их сложным и запутанным взаимоотношениям, возникает

резкое увеличение роста и веса. В среднем, «скачок роста» происходит у мальчиков с 13 до 15 лет, иногда продолжаясь до 17, а у девочек - на два года раньше. Так же изменяются пропорции тела. Сначала до «взрослых» размеров дорастают голова, кисти рук и ступни подростка, затем конечности - удлиняются руки и ноги - и в последнюю очередь туловище. Все это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости.

Начало полового созревания.

Появляются волосы на лице и теле, у мальчиков ломается голос и возникает эрекция, у  девочек начинается менструация  и формируется грудь, все это  сопровождается появлением полового влечения.

Бурное протекание и  смена эмоций.

Смех подростка легко  переходит в слезы, состояние  абсолютного счастья, резко обрываясь  по незначительной причине, сменяется  унынием и грустью. Даже незначительное раздражение способно перерасти  в гнев и вызвать приступ агрессии.

Психологические основы кризиса подросткового возраста:

Существует два возможных  пути протекания кризиса подросткового  возраста:

  1. «Кризис независимости»

- Основные проявления -

- негативизм,

- упрямство,

-  грубость,

-  бунтарство,

- стремление во всем поступать по-своему,

- противостояние авторитетам и иконоборчество,

- ревностное отношение к личному пространству.

 

  1. «Кризис зависимости»

- Основные проявления –

- чрезмерное послушание,

- возврат к детским интересам и формам поведения,

- зависимость от взрослых,

- несамостоятельность,

- инфантильность в суждениях и поступках,

- подчинение мнению большинства,

- стремление быть «как  все».

Одной из первостепенных психологических задач кризиса  подросткового возраста является обретение самостоятельности в принятии решений, суждениях, поступках, т.е. формирование более зрелой, взрослой позиции по отношению к себе и своей жизни. Поэтому, как бы нам – взрослым -  ни хотелось обратного, путь «кризиса независимости» является наиболее продуктивным, т.к. дает возможность развивающейся личности подростка принимать и адаптироваться к новообразованиям, которые несет в себе подростковый возраст.

Такими новообразованиями, помимо обретения самостоятельности, являются:

  1. Появление интереса к своему внутреннему миру

- до 11-13 лет для ребенка первостепенную роль играет внешний мир, который он познает и с огромным интересом изучает, на который он проецирует свою фантазию, переживания и эмоции. А в процессе подросткового кризиса ребенок начинает заглядывать внутрь себя, обретая интерес к собственным переживаниям, своему положению в окружающем его мире людей и явлений, осознавать свою уникальность;

  1. Бурное развитие критического мышления

- рассудочная, т.е.  формальная жесткая логика владеет умом подростка. Она требует на любой вопрос однозначного ответа и оценки: истина или ложь, да или нет. Отсюда берется не особенно жалуемая взрослыми особенность подросткового сознания - максимализм, который в сочетании с бушующими эмоциями порой заставляет подростка «навсегда» ссориться с друзьями и родителями, впадать в глубочайшее уныние в связи с «отсутствием смысла жизни», поскольку человеческие отношения и жизнь вообще настолько противоречивы и многообразны, что не укладываются в рамки формальной логики;

  1. Потребность в близких отношениях и признании окружающих

- друзья для подростка зачастую становятся важнее и роднее членов семьи. Вспыхивают искры первой романтической влюбленности, порой разгорающиеся до настоящего пожара личной драмы. Подросток начинает учиться любить и строить близкие отношения. И именно в этот период мнение окружающих о нем приобретает колоссальное значение. (2)

 

  1. Девиантное поведение,

его сущность и причины

 

Как результат политической, социально-экономической  и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентации молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемий разводов возникают причины отклонений в поведении ребенка.

 

Распространено ложное мнение родителей о том, что главным воспитателем детей является школа, в плохой успеваемости ученика виноват учитель. В аморальности подростка винят улицу. Часто семья самоустраняется от процесса воспитания.

 

Ошибки семейного воспитания нередко  дополняются ошибками школьного  воздействия на личность ребенка. Слабеет  внимание к личности обучающегося, его жизненному опыту, интересам, личностным ценностям, эмоциональной сфере.

 

Внешкольное воспитание не предлагает бесплатного многообразия выбора видов деятельности, не гарантирует относительной независимости от взрослых, широких возможностей для развития активности и самодеятельности, неформального характера отношений, разновозрастного состава объединений.

 

Социальные факторы усиливают недостатки семейного и школьного воспитания. Сказываются отсутствие воспитательной работы по месту жительства с населением, а также отрицательный пример взрослых, влияние неформальных групп и лидеров, соблазн улицы.

 

Все это подрывает уверенность детей в себе, их способность к саморегуляции, самоутверждению в жизненно важных ситуациях, способствует появлению у них чувства одиночества и незащищенности.

 

Трудность решения перечисленных  проблем связана с тем, что  многие годы замалчивания проблем, связанных с отклонением в поведении молодых людей, привели к тому, что в нашем обществе педагогами совместно с другими специалистами проводилась не воспитательно-профилактическая работа, а предпринимались, главным образом, предупредительно-карательные меры, в результате которых наказание, которое молодой человек получал за тот или иной проступок, не только не нейтрализовало накопления асоциального потенциала, но, наоборот, увеличивало вероятность отклоняющихся форм поведения.

 

Между тем, выход российского общества и образования на путь демократизации поставил перед школой, другими субъектами воспитания и социализации детей вопрос о необходимости перехода к личностно-ориентированному образованию и воспитанию, что предполагает усиление внимания науки и практики к индивидуальности ребёнка, вызывает необходимость гуманизации среды, в которой растут наши дети.

 

Это привело к проблеме поиска форм, методов и средств  социально – педагогической работы с детьми с девиантным поведением.

 

Девиантное поведение обычно трактуется как «поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует ожиданиям группы или всего общества» (3).

 

В учебном пособии по социальной педагогике под редакцией М.А. Галагузовой  отмечается, что девиации включают в себя девиантное (нарушение соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений и малых половозрастных социальных групп), делинквентное (повторяющиеся асоциальные проступки детей, устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности из-за ограниченной общественной опасности или не достижения ребенком возраста, с которого начинается уголовная ответственность) и криминальное поведение (противоправный поступок, который по достижению возраста уголовной ответственности служит основанием для возбуждения уголовного дела). (3) Авторы пособия отмечают, что криминальному поведению, как правило, предшествуют различные формы девиантного и делинквентного поведения.

 

Следовательно, девиантное поведение является начальной стадией отклоняющегося поведения.

 

Отклоняющееся поведение имеет  сложную природу, обусловленную  самыми разнообразными причинами, находящимися в сложном взаимодействии и взаимовлиянии.

 

Существует несколько классификаций причин отклоняющегося поведения. Так, например, Л.Б. Шнейдер выделяет следующие конкретные причины девиантного поведения: стремление получить сильные впечатления; заболевание ребенка; повышенная возбудимость, неумение контролировать себя; неблагополучная ситуация в семье; стремление к самостоятельности и независимости; недостаток знаний родителей о том, как справиться с трудной педагогической ситуацией; отставание в учебе; пренебрежение со стороны сверстников; непонимание взрослыми трудностей детей; недостаточная уверенность ребенка в себе; примеры насилия, жестокости, безнаказанности, полученные из СМИ; неполные семьи и др. (4)

 

Применительно к современным условиям России главными факторами распространения  девиантного поведения являются: чрезмерная коммерциализация, культ силы и успеха любой ценой, безудержная реклама, доступность табачной продукции, алкогольных напитков и наркотических средств, переориентация в жизненных ценностях значительной части населения, развитие бизнеса развлечений, распространение печатной, кино и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, непринятие действенных мер по предупреждению, профилактике различных видов девиантного поведения, в том числе, среди детей и подростков, что особенно опасно. (5)

 

В социальной педагогике выделяют следующие факторы, обусловливающие девиантное поведение несовершеннолетних:

а) биологические, выражающиеся в существовании  неблагоприятных физиологических  и анатомических особенностей организма  ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию;

б) психологические, включающие наличие  у ребенка психопатологии или  чрезмерного усиления отдельных  черт характера;

в) социально-педагогические, выражающиеся в дефектах школьного, семейного  или общественного воспитания, в  основе которых лежат половозрастные и индивидуальные особенности развития детей, приводящих к отклонениям в ранней социализации ребенка.

 

Первые проявления отклоняющегося поведения наблюдаются в детском  возрасте и объясняются относительно низким уровнем интеллектуального  развития, незавершенностью развития личности, нарушениями процесса социализации ребёнка: отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения, зависимостью от требований группы и принятых в ней ценностных ориентаций.

 

На появление отклонений в поведении  ребёнка оказывают прямое влияние следующие особенности его взаимоотношений с социумом:

- положение изгоя в классе;

- отвержение со стороны учителей;

- ярлык девианта в школе; 

- отрицательное влияние семьи:  безнадзорность, попустительство со  стороны родителей, или, наоборот, гиперопека, чрезмерный контроль;

- дефицит общения. (6)

 

Таким образом, девиантное поведение  предстает как нормальная реакция  на ненормальные для ребенка условия (социальные или микросоциальные), в  которых он оказался; задача социального  педагога – помочь ребенку справиться с его проблемами, вовремя устранить причины, вызывающие отклонения в поведении.

 

4. Направления, формы и методы социально - педагогической работы

с подростками девиантного поведения

 

Социально-педагогическая работа с  подростками девиантного поведения включает в себя различные направления:

 

1) Профилактическая работа, которая осуществляется в разнообразных формах. Система профилактики девиантного поведения учащихся в образовательном учреждении включает в себя в качестве первоочередных следующие меры (3):

- создание комплексных групп  специалистов, обеспечивающих социальную  защиту детей (социальные педагоги, психологи, медики и др.);

- создание воспитывающей среды,  позволяющей гармонизировать отношение  детей и подростков со своим ближайшим окружением в семье, по месту жительства, работы, учебы;

- создание групп поддержки из  специалистов различного профиля,  обучающих родителей решению  проблем, связанных с детьми  и подростками; 

- организацию подготовки специалистов, способных оказывать профессиональную социальную, психологическую, педагогическую, медицинскую помощь и занимающихся воспитательно-профилактической работой, прежде всего, с детьми и подростками группы риска и их семьями;

- создание общественных образовательных  программ для усиления осознания и привлечения внимания к проблемам молодежи с отклоняющимся от нормы поведением (телевизионные программы, обучающие программы и т.д.);

- организацию детского досуга.

 

Как показывают исследования, дети и  подростки с девиантной направленностью имеют много свободного времени, причем ничем не заполненного. Поэтому организация досуга детей и подростков является важным направлением воспитательно-профилактической работы. В понятие «досуг» входит широкое пространство и время жизнедеятельности ребенка за пределами учебной деятельности.

 

Досуговая сфера жизнедеятельности  детей и подростков может выполнять  следующие функции:

- восстановление физических и духовных сил детей и подростков,

- развитие их способностей и интересов,

- свободное общение со значимыми для ребенка людьми,

- информационно-просветительская  работа; (7)

 

2) Социально-педагогическая реабилитация.

Реабилитация может рассматриваться  как система мер, направленных на решение задач достаточно широкого диапазона – от привития элементарных навыков до полной интеграции человека в обществе.

 

Реабилитация может рассматриваться  и как результат воздействия  на личность, ее отдельные психические  и физические функции. (8)

 

В процессе реабилитации компенсаторный механизм используется для преодоления существующего порока, а в процессе адаптации для приспособления к нему. Следовательно, реабилитация – это система мер, имеющих своей целью возвращение ребенка к активной жизни в обществе и общественно полезному труду. Этот процесс является непрерывным, хотя и ограничен временными рамками.

 

Следует различать различные  виды реабилитации: медицинскую, психологическую, педагогическую, социально-экономическую, профессиональную, бытовую.

 

- Медицинская реабилитация направлена на полное или частичное восстановление или компенсацию той или иной утраченной функции организма ребенка или на возможное замедление прогрессирующего заболевания.

- Психологическая реабилитация направлена на психическую сферу подростка и имеет своей целью преодоление в сознании подростка с девиантным поведением представления о его ненужности и никчемности как личности.

- Профессиональная реабилитация предусматривает обучение или переобучение подростка доступным для него формам труда, поиск для него рабочего места с облегченными условиями труда и сокращенным рабочим днем.

- Бытовая реабилитация имеет в виду предоставление нормальных условий жизни подростка.

- Социальная реабилитация – это процесс восстановления способности ребенка к жизнедеятельности в социальной среде, а также самой социальной среды и условий жизнедеятельности личности, которые были ограничены или нарушены по каким-либо причинам.

- Социально-педагогическая реабилитация – это система мер воспитательного характера, направленная на:

- формирование личностных качеств, значимых для жизнедеятельности ребенка, активной жизненной позиции ребенка, что способствует интеграции его в обществе;

- овладение подростком необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, на овладение положительными социальными ролями, правилами поведения в обществе;

- получение необходимого образования.

 

Социально-педагогическая реабилитация включает три основных этапа: диагностика; создание и реализация реабилитационной программы; постреабилитационная защита ребенка. (7)

 

Диагностика предполагает социально-педагогическое исследование, направленное на определение  уровня развития эмоционально-познавательной сферы несовершеннолетнего, сформированности качеств личности, социальных ролей, профессиональных интересов. Реабилитационная программа создается индивидуально для каждого ребенка и включает основные элементы: цель, задачи, методы, формы, средства, этапы деятельности. Основной целью реабилитационной программы является формирование и коррекция нравственных ценностей личности, помощь детям в приобретении навыков коммуникативного общения. Постреабилитационная защита предполагает помощь ребенку после его выхода из реабилитационного центра в восстановлении гармоничных отношений с семьей, друзьями, школьным коллективом путем регулярного патронажа и коррекции возникающих конфликтов.

 

При построении социально-педагогической реабилитационной программы работы с подростками девиантного поведения учитываются следующие положения в качестве базовых (8):

 

1. Опора на положительные качества несовершеннолетнего

 

- для социального педагога недопустимо категорическое осуждение ребенка, имеющего отклонения в поведении, высказывание мрачных прогнозов. Необходимо следовать путем создания для него «ситуации успеха», уметь найти положительное в поведении подростка, строить согласно этому деятельность социального педагога;

 

2. Формирование будущих жизненных устремлений

 

- имея, как правило, хроническую неуспеваемость в школе, подростки часто отчаиваются, не верят в свои силы, не видят будущего. Для такого подростка важно дальнейшее профессиональное самоопределение, и в этом случае помощь социального педагога вместе с психологом направлена на определение его будущей профессии, выбор соответствующего интересам и возможностям подростка учебного заведения и трудоустройство;

 

3. Включение несовершеннолетнего в значимую для него и одновременно общественно-полезную деятельность

 

- а не чтение ему моралей, нотаций, нравоучений, наставлений. Это сложная задача, так как зачастую требует изменения не только отношения к тому или иному виду деятельности, но и нормализацию отношений с коллективом детей. Как показывает практика, у трудновоспитуемых подростков свободного времени в четыре раза больше, чем у других школьников, и столь же велика разница его качественного использования. Если благополучные подростки самоутверждаются в учебе, труде, личных увлечениях, то для трудных подростков вхождение в эти сферы ограничено, и избыток свободного времени становится для них криминогенным фактором, существенно влияющим на нравственный облик несовершеннолетнего;

 


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.