Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Бедность как социальное явление

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.05.13. Год: 2012. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

 

 

 

 

 

 

 

 

Кафедра социологии и управления

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

ПО СОЦИОЛОГИИ И ПОЛИТОЛОГИИ

 

 

на тему: «Бедность  как социальное явление»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                         

Москва

                                                        2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Сущность понятия бедности в условиях современной социальной политики 5

Глава 2. Состояние социальной активности населения при процессах бедности 9

2.1. Влияние бедности на социальную мобильность общества 9

2.2. Реализация стратегии преодоления бедности 16

Глава 3. Влияние процессов обеднения населения на социальную структуру общества 19

3.1. Фактор снижения производительности труда 19

3.2. Борьба с бедностью в России путем повышения производительности труда 24

Заключение 27

Список использованной литературы………………………………………..29-30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Бедность как социальное явление в историческом смысле имеет  непреходящее значение. Степень и  глубина ”погруженности” части  населения в это состояние  отражают две важнейшие стороны жизни общества - уровень развития производительных сил и соответствие характера их функционирования принципу социальной справедливости.

Чаще всего бедность трактуют как материальную необеспеченность людей, когда доходы человека или  семьи не позволяют поддерживать общественно необходимое потребление  для обеспечения жизнедеятельности, препятствуя нормальному существованию  и развитию личности.

Масштабы бедности служат ориентирами  при формировании социальной политики государства. Оценивают этот феномен  с помощью показателей абсолютной и относительной бедности, ее глубины  и остроты, а также посредством  субъективного восприятия индивидом  своего уровня благосостояния и качества жизни, что и составляет актуальность проводимого исследования.

Объектом исследования является развитие социального явления бедности как составляющей развития территории и форм реализации экономической  составляющей государственного образовании.

Предметом исследования являлись формы и методы, характеризующие  образование класса бедности в различноклассовом обществе.

Целью исследования являлось определение возможности дифференциации явленческого аспекта бедности в условиях России и ведущих стран мира как основания для пролонгации процесса по территориальному признаку.

Для достижения цели ставились и решались следующие  задачи:

  • выявить сущность понимания явления бедности в научной и практической деятельности;
  • определить процессы, реализующие развитие ситуации и способствующие преодолению ее в развитых странах как основы оптимизации ситуации в России;
  • проанализировать прикладной аспект влияния явления бедности на социальную среду в целом как фактора определения экономической и социальной составляющей целостности функционирования государства.

Структуру работы составили  введение, три главы в пяти параграфах, заключение и список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Сущность понятия  бедности в условиях современной  социальной политики

 

Человек в состоянии бедности не имеет «адекватного уровня жизни», подразумевающего адекватные жилищные условия и одежду, питательную еду и чистую питьевую воду, достаточный доход, работу и доступ к здравоохранению, образованию и социальным службам. Бедность может стать результатом определенных событий, как, например, война или стихийные бедствия, или быть присуща всему населению, но какова бы ни была причина, бедность является нарушением прав человека. Когда у человека нет необходимых условий для выживания, прочие его права также оказываются под угрозой, включая право на жизнь голодных детей.

Уникальность постсоветских  трансформаций затрудняет использование  классических теорий в оценке масштабов  социального расслоения и разработке адекватной политики его преодоления. Динамизм трансформаций, появление  несвойственных раннему капитализму  социальных групп и слоев, с одной  стороны, крах социализма и политики перестройки с другой, ведут к  пересмотру и критическому переосмыслению классического наследия. Сегодня  идет активный поиск теоретического осмысления современной социально-политической ситуации, программ, направлений минимизации  социального расслоения и социального неравенства.

Во всех постсоциалистических странах ломка прежних систем социального расслоения имеет в принципе одну направленность — формирование разноресурсных групп, обладающих далеко не равными возможностями адаптации к рыночным условиям и энергичного освоения новых возможностей1.

Острые социально-экономические  диспропорции, возникшие в ходе проводимых в стране реформ, представляют серьезную  угрозу социально-политической, экономической  и демографической ситуации в  стране. Избыточное социально-экономическое  неравенство и бедность оказывают  существенное обратное влияние на экономическую  и демографическую динамику, оно  является основным препятствием для  расширенного воспроизводства населения, человеческого капитала и повышения темпов экономического роста.

Существующие сегодня механизмы  формирования и перераспределения  доходов населения настроены  и работают в пользу богатых, большая  доля совокупного роста доходов  уходит на рост доходов наиболее обеспеченных слоев населения, а не на повышение  доходов наименее обеспеченных, им остается малая доля.

Простое увеличение бюджетных  расходов не может привести к существенным изменениям в решении проблемы снижения уровня неравенства и бедности, тем  более что современный кризис ограничивает возможности дальнейшего  роста расходов государства на социальные нужды.

На сегодняшний день основная проблема неравенства и бедности населения лежит не в плоскости  недостатка ресурсов, а в механизмах их распределения и перераспределения. Без радикального пересмотра распределительных  отношений — увеличения налоговой  нагрузки на сверхдоходы и увеличения доходов малоимущих, проблему нарастающей  относительной бедности и увеличивающегося дисбаланса социальной структуры решить невозможно.

Государственная власть не должна существовать ради самой себя и быть в стороне от решения многосторонних социальных вопросов, когда речь идёт о социальной системе, социальном устройстве и социальном порядке.

В качестве основных направлений  необходимой модернизации могут  быть названы следующие: существенное изменение роли и способов взаимодействия государства с обществом; видоизменение социальных функций государства; трансформация способов государственного вмешательства и регулирования социальных отношений; децентрализация социальной политики; институциональные, организационные, структурно-функциональные преобразования в системе органов государственного и муниципального управления социальной сферой.

Сегодня социальная политика России, по сути, развивается в направлении  изменения социальной роли государства  в аспекте ее минимизации, отказа от патернализма, отмены государственной  системы уравнительного распределения  материальных и социальных благ, системы  централизованного планирования и  управления отраслями социальной сферы, а также активизации роли гражданского общества, некоммерческого сектора  в решении проблем минимизации  социального неравенства. В процессе исследования автор пришел к выводу, что процессы либерализации социального государства должны сопровождаться не только сужением его социальных функций и зоны социальной ответственности, но и одновременным воссозданием частных и общественных инициатив в социальной сфере.

В области регулирования  социальных отношений и производства социальных услуг государство должно пытаться занять партнерские позиции  наряду с ее «молодыми» негосударственными субъектами и тем самым распределить центры власти и ответственности  между институциональными структурами  общества по горизонтали и по вертикали2.

Должна измениться и роль государства как основного института  социального вспомоществования. Система  всеобщего гарантированного социального  попечительства должна трансформироваться в систему адресной социальной помощи, основанной на принципах государственных  гарантий минимальной социальной обеспеченности.

Россия располагает всеми  необходимыми резервами для придания социальным процессам позитивной динамики: материальными, природными, интеллектуальными, кадровыми, духовными. В стране сохраняется  наукоемкая промышленность, существуют высококвалифицированные, инициативные кадры, развита фундаментальная  наука, имеется значительный научно-технический  потенциал, достигнуты крупные успехи по таким передовым технологическим  направлениям, как биотехнологии, лазерная техника, генная инженерия, ядерная  энергетика и др. Наряду с большим  человеческим капиталом, Россия обладает одним из самых впечатляющих природно-ресурсным  комплексом. Объективно, в России есть реальные возможности для демографического бума, развития страны по восходящей социальной траектории. Важнейшая роль в реализации этой стратегии принадлежит политическому  фактору.

 

Глава 2. Состояние социальной активности населения при процессах  бедности

 

2.1. Влияние бедности  на социальную мобильность общества

 

Термин "социальная эксклюзия" постепенно сложился в ходе исследований бедности при изучении таких процессов, как маргинализация, лишения и нищета (депривация). Связанная с ним смена акцентов в анализе имеет отношение к новым формам социальной стратификации. Предыдущая, классовая стратификация, делившая людей на вертикальные слои, постепенно замещается горизонтальной дифференциацией на "инсайдеров" и "аутсайдеров". По поводу этого ведется активная дискуссия: считать ли группу "маргинализированных и исключенных" субъектами реальных процессов интеграции в общественный "mainstream" или они - всего лишь субъекты специальной политики, управления и контроля властей в пределах их собственных депривированных территорий3.

Составной частью политики Welfare State, осуществляемой со времен окончания Второй мировой войны, стало "изживание" бедности. Однако оно осталось всего лишь лозунгом, поскольку по определению Европейского Союза в 1993 году доля тех, чей доход был вполовину ниже среднего, составляла от 10 до 30% населения различных европейских стран (в среднем 17% по Европе). В странах с социально-демократическими режимами, высокой долей социальных расходов и активными темпами экономического развития (Скандинавия) уровень бедности был минимален; корпоративистские режимы стран северо-западной континентальной Европы (высокая доля социальных расходов - низкие темпы экономического развития) допускали бедность на среднем уровне; либеральные режимы (например Великобритания с ограниченными социальными расходами и высокими темпами экономического развития) способствовали существенному росту уровня бедности; наконец, страны южной Европы (низкие социальные и экономические показатели) опережали всех по уровню бедности (например в Португалии это 29% домохозяйств).

Ранее бедные рассматривались  как "опасный класс", за которым надо присматривать, чтобы он не мешал "остальному обществу". В настоящее время "остальное общество" составляет большинство населения, и это большинство, находящееся в mainstream, пытается контролировать жизнь бедных, чтобы они не нарушали интегрированное единство рабочего, среднего и высшего классов общества. При этом следует заметить, что в последнее время социологические подходы к изучению бедности едва ли оперируют такими понятиями, как абсолютная бедность, поскольку бедность – это всегда ситуация, определяемая как недостаток необходимых ресурсов, измеряемых в соответствии с определенной социетальной нормой4.

Другой взгляд на причину  замены понятий лежал в области  семантических различий феномена: франкофонцы видели корни социальной эксклюзии в европейской социологической традиции, в то время как бедность - всего лишь англо-американский взгляд на те же самые процессы и ситуации. Однако если бедность рассматривается как определенное состояние или положение, то, как отметил А. Да Коста, социальная эксклюзия в большей степени сконцентрирована на процессе, т.е. это более динамичная концепция. С данной точки зрения бедность имеет прямое отношение к застойной безработице, и недостаток необходимых экономических ресурсов связан с проблемами оплачиваемой занятости. В то же время социальная эксклюзия - это процесс маргинализации, связанной с ограниченным доступом к социетальным институтам интеграции5.

Концепция социальной эксклюзии звучит еще более убедительно в контексте проблемы гражданства и гражданских прав6. Гражданство, предполагающее определенное членство в сообществе, основано на лояльности цивилизации, которая в то же время является достоянием каждого. Необходимо понимать, что права гражданина расширялись с течением времени. В своем знаменитом эссе Т. Маршалл включает в социальный элемент (в основном ставшим достоянием XX столетия) целый ряд компонентов, начиная от права на минимум общественного богатства, кончая правом на полноценную долю в социальном наследии. Позже он определил социальное право как универсальное право на доход, не пропорциональный рыночной стоимости индивидуума.

Есть много общего в использовании  концепции социальной эксклюзии в Европе и концепции андеркласса в США. Более того, американская дискуссия перекочевала в Eвpoпy через британские дебаты. Трактовка концепции носила консервативный характер "обвинения жертвы", когда бедность объяснялась неудовлетворительнымя индивидуальными особенностями части городского населения7.

Профессор Дж. Вилсон, изучавший бедность по уровню дохода в Чикаго и других крупных городах, внес серьезный вклад в пополнение научных знаний об андерклассе. Полученный им количественный материал позволил проследить некоторые качественные сдвиги, произошедшие в городской бедности. По-видимому, это случилось в серединe 60-х годов. Многие ученые обратили внимание на почти двукратный рост черных домохозяйств, возглавляемых женщинами. Жизнь в черных гетто изменилась качественно и драматически. В конце 80-х возникла идея об аномии гетто - расстройстве норм общежития и связей внутри сообществ, потере групповой соседской самоидентификации, развале общепринятых социальных институтов и взаимоотношений. Взамен возникли новые структуры и отношения, не поощряемые обществом: проституция, наркомания, преступность, подростковая беременцость, увеличение количества незаконнорожденных детей, семей, возглавляемых женщинами, зависимость домохозяйств от системы государственных пособий.

Причиной появления андеркласса считается экономическая реструктуризация, повлекшая за собой существенное ухудшение положения неквалифицированных рабочих, включая их жилищные условия. Драматический рост уровня бедности был связан с тем. что для этих людей просто не хватало рабочих мест. Хроническая невозможность найти работу оказала влияние на нее это сообщество. Произошла диспропорциональная концентрация наиболее ущемленного сегмента населения, для которого отсутствие работы стало образом жизни. Одним из наиболее удручающих последствий этих изменений стала дезинтеграция социальных сетей, которая привела к изоляции андерклассов. Это стало центральным пунктом в понимании социальной динамики урбанистических гетто. Многие консервативные ученые рост и феминизацию бедности (выражавшуюся в подростковых беременностях, рождении детей и, как следствие, в увеличении домохозяиств, возглавляемых матерями-одиночками) связывали с экспансией американского Welfare State с его специальными программами пособий (например AFDC Programme, направленная на помощь семьям с детьми)8.

Первые исследования, раскрывавшие содержание понятия андеркласса и связанных с его существованием проблем, зачастую основывались на данных переписи. Кроме того, есть другой метод - так называемый этнографический или журналистский, когда внимание ученых сосредоточено на описании наиболее ярких случаев из жизни андеркласса. На протяжении 1983-1984 годов газета "Чикаго трибюн" печатала серию материалов о повседневной жизни представителей андеркласса одного из беднейших городских гетто (позднее это исследование было издано отдельной книгой).

В рамках данного направления  помимо традиционных черт, характеризующих андеркласс, было выявлено его невероятное умение выживать в тяжелейших жилищных условиях - при отсутствии всяких удобств, в грязи и перенаселенности. Некоторые семьи демонстрировали известную гибкость, манипулируя системой государственных пособий (например, иногда было выгоднее получить инвалидность и отказаться от схемы получения помощи через программу AFDC). Вниманию США были представлены достаточно живописные негативные портреты типичных представителей андеркласса: алкоголиков, бывших осужденных, иждивенцев общества. Подобные исследования были ценны тем, что содержали в себе не только признаки депривации, но и поражающие воображение примеры выживания. Тем не менее лишь немногие из применяемых стратегий оказались по-настоящему успешными (как правило, они были связаны с получением хоть какой-то низкооплачиваемой работы).

Несмотря на то, что на протяжении 60 -70-х годов были разработаны и применялись многочисленные социальные программы адресной поддержки национальных меньшинств (что привело даже к формированию черного среднего класса, который смог выбраться из гетто), во время президентства Р. Рейгана многие из них перестали финансироваться. Проблема тем самым обрела хронический характер. Учитывая как европейский, так и североамериканский опыт, Л. Вакуант, анализируя постфордистские процессы социальной эксклюзии и обнищания, предложил говорить о так называемой "продвинутой маргинальности" (advanced marginality). Главная черта этого процесса - нестабильность, неоднородность и дифференцированность оплачиваемой занятости значительной части рабочего класса9.

Это становится источником фрагментации и ненадежности, а не безопасности и однородности, каковой оплачиваемая занятость предстает по крайней мере в европейском контексте. Вакуант тем самым затрагивает очень важный вопрос бедности работающих людей как одной из существенных характеристик бедности в США в целом, а также возникновения территорий городской бедности, превращающихся в непонятные места сплошной борьбы за выживание. Вместо прежних социальных сетей гражданского общества сегодняшние маргиналы вынуждены опираться на так называемые "индивидуальные стратегии самообеспечения, теневую занятость, подпольную коммерцию и квазиинституциализированные пробивные способности, что едва ли облегчает их ненадежное положение".

Наконец, в то время как  ранее бедность складывалас ь в контексте формирования классом, сегодняшняя социальная эксклюзия развивается в контексте классовой декомпозиции и под серьезным прессом депролетаризации. Достаточно высокая степень разнообразия внутри исключенных или маргинализированных групп сильно затрудняет поиск общего язык а и общих институтов, призванных отстаивать их интересы.

В то время как интересы и требования "старых" бедных защищались профсоюзами. сильно фрагментированные институты "новых" маргиналов (такие, как общество защиты бездомных или союз безработных) слишком слабы, чтобы служить серьезной альтернативой традиционным организациям. Подводя итог, следует констатировать, что сущность бедности качественно изменилась в силу экономических и классовых сдвигов в обществе. В результате андеркласс оказался гораздо более фрагментированным и отстраненным от американского mainstream, чем это было с бедными представителями рабочего класса в прежние времена10.

Несмотря на то, что активно ведущиеся дискуссии о конце, кризисе, перестройке "золотого века" государства всеобщего благосостояния еще далеки от завершения, следует отметить, что социальная структура современного общества изменилась. Традиционное классовое капиталистическое общество с большой долей рабочего класса, незначительной прослойкой мелкой буржуазии и еще меньшим слоем собственно буржуазии превратилось в общество большой средней массы, небольшого элитного слоя и растущего меньшинства социально исключенных (андеркласса). Изменился при этом и характер политических институтов. Лучше всего сути этих социетальных изменений охарактеризовал У. Бэк, назвавший постиндустриальное общество рисковым обществом. Там, где старое государство благосостояния, по крайней мере в принципе, стремилось к солидарности и равенству, новое государство благосостояния более заинтересовано в безопасности и разделении рисков.

Новый взгляд на политику, скрепленный "Зеленым меморандумом о будущем социальной политики в Европе" 1993 года, подразумевает уже не только озабоченность негативным воздействием социальной эксклюзии на сплоченность и европейский социальный порядок. Но и сама возможность позитивного развития общества, для которого данные процессы явно представляют угрозу, ставится под сомнение. В меморандуме отмечается наличие серьезного риска того, что результатом существующей ныне политики станет дуалистическое общество, в котором создание богатства сосредоточится в руках высококвалифицированной рабочей силы, в то время как доходы будут перераспределяться в пользу растущей массы экономически неактивных людей на основании принципов социальной справедливости. Такое общество неизбежно станет не только более разобщенным, полагают авторы меморандума, но и потребует максимальной мобилизации всех ресурсов для того, чтобы оставаться конкурентоспособным.

 

2.2. Реализация стратегии  преодоления бедности

 

Политика благосостояния в  обществах эпохи позднего модерна меняется радикальным образом, делая ставку на активный подход к рискам и социальным проблемам. Это серьезно меняет представления о том, что мы привыкли подразумевать под такой политикой. Акцентируется в первую очередь активизация политики на рынке труда, что включает в себя как создание государством систем "искусственной" занятости (общественные или субсидированные рабочие места), так и серьезное повышение профессионального мастерства и переобучение. Все это предполагает, с одной стороны, обязанность клиента активно участвовать в предлагаемых ему схемах, а с другой - обязанность государства создавать такую систему предложений, от которых он не может отказаться.

Таким образом, мы наблюдаем  развитие социальной политики, все  в большей степени уходящей от трансфертов в сторону социального обслуживания, а простое получение трансфертов заменяется активным содействием занятости через систему создания рабочих мест и переобучение. При этом проводится определенное различие между находящимися на частичном государственном содержании маргиналами, требующими социального контроля и управления, и ядром рабочей силы, которое должно активно включаться в реальную интеграцию на рынке труда через систему институтов mainstream. Другими словами, традиционное разделение социальной политики на широкий спектр социальных прав для интегрированных рабочих и, скорее, ограниченное пассивное соцобеспечение для маргиналов в современных условиях только усиливается.

Благосостояние эпохи постмодерна: между социальным контролем и разрешением. Несмотря на все обещания Welfare State, бедность остается и, похоже, всегда будет с нами. Однако ныне положение вещей не совсем такое, каким мы привыкли его считать. Определенная часть населения не просто бедна, что означает недостаток необходимых ресурсов; она выброшена из социетального образа жизни mainstream. Другая часть населения хотя и не бедна, все равно исключается из общественного mainstream через многочисленные механизмы дискриминации. В прежние времена бедные не были "исключенными", поскольку составляли большинство населения. По выражению С. Паугама, это была интегрированная бедность, жизненные стандарты этих людей были низки, но они не выпадали из социальных сетей, будь то семья или непосредственное окружение. Ситуация сильно изменилась в эпоху Welfare State, но не обязательно по его вине. Быть рабочим или пенсионером больше не означает "быть бедным", поскольку бедность стала маргинальной. А в эпоху, пришедшую на смену "золотому веку" Welfare State, мы наблюдаем продвинутую маргинальность, выражающую себя в форме андеркласса или социальной эксклюзии.

Существует множество определений  современного уровня социальной ущемленности, однако наличествует и определенный консенсус по поводу его основных характеристик. Социальная эксклюзия многомерна, урбанистична, работает через динамику дискриминации от социетальных институтов интеграции - особенно от рынка труда - и отклоняется в сторону этнических меньшинств. Однако, когда политики различных уровней наблюдаем большую степень расхождений 11.

Продолжая данную тему, мы могли  бы предложить свою модель преодоления бедности, учитывая, что Россия становится полноправным участником мировых глобализационных процессов и, стало быть, рассмотренные процессы будут иметь в ней место в ближайшие годы. Вместо социальных услуг, направленных исключительно на средний класс, которые к тому же качественно отличаются от тех, что предлагаются андерклассу, мы исходим из наличия базовых социальных потребностей, которые удовлетворяются отдельными институтами, и специфически социокультурных потребностей, удовлетворяемых посредством самоуправления в различных сообществах, к которым люди принадлежат или с которыми они себя ассоциируют.

В то же время социологическая  концепция потребностей крайне противоречива. Проблема в том, как определить универсальные потребности и отделить их от желаний. Дифференциация может пролегать между "толстыми" и "тонкими" потребностями, а также между индивидуальными и социетальными. Наиболее реальна структура, предложенная Я. Гоуфом, которая в целом лежит в рамках концепции Леонарда. Гоуф рассматривает универсальные цели, базовые потребности, промежуточные потребности и социетальные условия для удовлетворения потребностей. При этом базовые потребности - физическое здоровье и автономность, которые сами по себе - суть универсальные условия для успешного социального участия.

Можно заключить, что социальная эксклюзия управляется посредством социального контроля и субординации, и потому это рисковый менеджмент. В то же время социальная эксклюзия может и должна управляться средствами социальной интеграции как проект освобождения и разрешения.

 

Глава 3. Влияние процессов  обеднения населения на социальную структуру общества

 

3.1. Фактор снижения производительности  труда

 

Бедность отражается и на трудовом, и на военном, и на образовательном, и на репродуктивном потенциале страны. Обнищание ведет к росту числа психозов, наркомании, алкоголизму. Уровень психических заболеваний в России за последние полтора-два десятилетия вырос в 11,5 раза. По данным Всемирной организации здравоохранения, в России 12 млн. чел. страдают выраженными психическими заболеваниями, но из них только 4 млн. попали в руки психиатров, остальные 8 млн. предоставлены сами себе. Медики отмечают, что свыше 70% россиян живут в состоянии затяжного психоэмоционального и социального стресса. Значительно увеличилось количество наркоманов (эксперты полагают, что их число составляет от 3 до 4 млн.). Россия прочно занимает первое место в мире по потреблению алкоголя (14 л чистого спирта в год на душу населения); число алкоголиков достигло 2,3 млн. чел., из них 473 тыс. - женщины12.

Сейчас по совокупности демографических  показателей наша страна занимает 70-е  место в мире. Ежегодно российские матери оставляют 12-13 тыс. своих детей в роддомах именно из-за бедности. Россия сегодня занимает первое место в мире по объему поставок на международный невольничий рынок "живого товара", оставляя позади такие страны, как Украина, Таиланд. Китай. За последние годы из России за рубеж выехали около 4 млн. женщин в возрасте от 18 до 25 лет.

Другую часть бедного  населения составляют одинокие матери, многодетные семьи, инвалиды, пенсионеры, чьи доходы могут немного и  превышать прожиточный минимум, но не дотягивают до стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг.

Наряду с этими традиционными  бедными возникла категория "новых  бедных". Эта группа населения  по своему образованию и квалификации, социальному статусу и демографическим  характеристикам никогда ранее  не была малообеспеченной. Многие из них  работают, но получают низкую заработную плату. По данным статистики, час работы в России стоит в 25 раз меньше, чем в Дании, и в 20 раз меньше, чем в США13.

Денег в бедных семьях хватает  только на самое необходимое. Затраты на платное обучение детей, на дорогие лекарства, новую домашнюю мебель, замену одежды для такой семьи оказываются неподъемными. К этому слою относятся многие бюджетники - учителя, врачи, инженеры, военные, научные работники - примерно 30% населения. Доходов в таких семьях едва хватает на сносное питание да на оплату жилищных и коммунальных услуг.

По мировым меркам, если человек тратит на питание до 30% своих  доходов, то он способен на расширенное  воспроизводство. При затратах от 30 до 70% возможно простое воспроизводство, уровень затрат более 70% исключает  возможность какого-либо воспроизводства - идет деградация общества, что и  наблюдается сегодня в России. Бедность инициирует пьянство, бедные рожают бедных, у которых ни богатства, ни здоровья в перспективе не прибавится.

Работать и в то же время  нищенствовать - это признак болезни, ненормальности, характерный для  России. Эта особенность значительно  способствует распаду страны на две  неравные и непохожие части. И  хотя зарплата и пенсии увеличиваются, этот прирост тут же съедается  инфляцией и ростом коммунальных тарифов. Основная установка для  всей этой части населения - выжить, выжить любой ценой14.

По последним данным Всероссийского центра уровня жизни, 5% населения России - это богатые и сверхбогатые, 30% малообеспеченные, 35% бедные.

По данным Росстата, за 9 месяцев 2009 г. бедняков в стране стало на 700 тыс. больше. Эта цифра равна 19,7 млн. чел. В 2008 г. за чертой бедности находились 13,4% от всего населения, сегодня - 14%.

Прогноз по итоговым цифрам за прошедший год различный. НИИ  труда и социального страхования  видит снижение числа бедных до 13,3%.


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.