Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Проблемы квалификации халатности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.05.13. Год: 2012. Страниц: 40. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………..……….3

  1. Халатность: уголовно – правовая характеристика………………..……….……..6

1.1. Халатность. Объект, объективная сторона халатности……………………..6

1.2. Субъект, субъективная  сторона  халатности…………………………..…...14

2.   Проблемы квалификации  халатности………………………………………..…..29

2.2. Сложности квалификации  должностных преступлений, возникающих  в уголовных делах о халатности………………………………...…………………29

2.3. Проблемы привлечения к уголовной ответственности врачей по ст. 293 Уголовного кодекса Российской Федерации ………..………………………….37

Заключение…………………………………………………………………………….45

Список использованной литературы…………………………….…………………..48

Таблица № 1 Причины судебных исков пациентов………………………………...51

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В действующем Уголовном кодексе Российской Федерации, в статье 293, предусмотрена ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение должностным лицом своих функций. Однако анализ следственно-судебной практики показывает, что правоприменители при квалификации данной разновидности преступлений испытывают определенные трудности, обусловлено это различными причинами несовершенством уголовного закона, отсутствием четких разъяснений по некоторым сложным вопросам в постановлениях Пленума Верховного суда РФ, недостаточностью теоретических исследований указанной проблемы.  Дело в том, что в период действия УК РСФСР 1960 года рассматриваемая тема была достаточно актуальна, а с принятием УК РФ 1996 года интерес к преступлениям против порядка управления значительно снизился. В настоящее время в уголовно-правовой литературе делается акцент на другие составы -  терроризм, захват заложников, бандитизм

В период проведения административной реформы деятельность должностных лиц также имеет особое значение. Именно от нее зависит, насколько успешной окажется реформа, поэтому в настоящее время пристальное внимание уделяется правонарушениям, совершаемым должностными лицами, деятельность которых взята под особый, политический контроль.

В связи с вышеизложенным установление понятия халатности в уголовном праве приобретает теоретическую значимость. Актуальность исследования определяется ещё  тем, что в настоящее время теоретическое понятие халатности, как таковое, отсутствует, данный термин используется в различных аспектах. В отношении должностных лиц употребляют термин «должностная халатность», применительно к государственным или муниципальным служащим - понятие «служебная халатность», кроме того, существует такое понятие, как «профессиональная халатность» - халатность специалистов, например, врачей.

Для того чтобы повысить эффективность соответствующей  правоприменительной деятельности, направленной на борьбу с преступлениями, посягающими на интересы государственной службы, необходимо постоянно совершенствовать законодательство в этой области, опираясь на мировой и отечественный опыт.

В науке уголовного права  вопросам, связанным с должностной  халатностью, был посвящен ряд исследований А.Я. Асниса, СВ. Бакланова, Т.Б. Басовой, А. Н. Игнатова, В.Н.Кудрявцева, В.И. Мельниковой, В.М.Лебедева, А.В.Лунеева, В.А. Нерсесян, Л.А.Прохорова, Е.В.Царева, П.С. Яни и других ученых, которые внесли определенный вклад в разработку проблемы противодействия рассматриваемому преступлению. Однако в силу многоаспектности проблемы и ее сложности в работах указанных ученых разрешены далеко не все вопросы, что предопределяет необходимость дальнейшего ее исследования с целью повышения эффективности применения уголовно-правовых мер, направленных на предупреждение преступлений, обусловленных неисполнением или ненадлежащим исполнением должностными лицами своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе.

Объектом настоящего исследования являются общественные отношения, связанные  с уголовно-правовым противодействием должностной халатности.

Предметом курсовой работы выступают основные положения теории уголовного права и других отраслей права в части регулирования отношений, возникающих в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением должностными лицами своих обязанностей по службе и судебно-следственная практика по делам о халатности и смежным с ней составам преступлений.

Целью настоящего исследования является исследование такого должностного преступления как халатность и рассмотрение правил квалификации исследуемого деяния.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- обобщить теоретический  материал, проанализировать действующее  законодательство и судебную практику, связанные с уголовной ответственностью за халатность;

- определить понятие халатности;

- исследовать объективную  сторону преступления;

- рассмотреть субъективные  признаки преступления;

- проанализировать квалифицированные  признаки халатности;

- исследовать проблемы  квалификации халатности;

- изучить проблемы привлечения  врачей по ст.293 УК.

При подготовке работы использовались такие методы научного познания, как  исторический, системно-структурный, сравнительно-правовой, формально-логический, правового моделирования  и др.

Нормативно-правовую базу исследования составили Конституция РФ, законодательные и подзаконные акты, постановления пленумов Верховных судов РФ, другие нормативные источники, регулирующие отношения в сфере деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Структура работы определена ее целью и задачами и состоит  из введения, двух глав, включающих параграфы, заключения, таблицы и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ХАЛАТНОСТЬ: УГОЛОВНО – ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

 

1.1. Халатность. Объект, объективная сторона халатности

 

Интересна этимологическая  сторона слова халатность: в дворянской среде изначально халат был символом русского барства с его леностью, необязательностью. У помещиков и чиновников халат был типично домашней одеждой. С сороковых годов XIX века относительное прилагательное «халатный» (халатная ткань, халатный покрой) приобрело, поначалу в литературе, а затем и в обиходе, качественное значение: небрежный, неряшливый, нерадивый, лениво-недобросовестный - по отношению человека к службе (работе), своим обязанностям, домашним делам и т. д..

Халатность (ст. 293 УК)1 понимается в уголовном законодательстве как неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Объект и субъект халатности, последствия в виде существенного  нарушения прав и законных интересов  граждан, организаций, охраняемых законом интересов общества или государства по своему содержанию ничем не отличаются от аналогичных понятий, используемых при характеристике других преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, и проанализированы выше. Здесь рассматриваются признаки, имеющие отношение только к халатности.

Для привлечения к уголовной  ответственности за халатность должно быть установлено: 1) какие конкретно  обязанности были возложены в  установленном порядке на данное должностное лицо; 2) что именно из этих обязанностей не выполнено или выполнено ненадлежаще; 3) повлекло ли это существенно вредные последствия для охраняемых законом прав и интересов граждан либо государственных или общественных интересов; 4) имело ли данное должностное лицо  

_____________________________________________________________________  

1Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 29.12.2010)

     

реальную возможность (объективно и субъективно) для надлежащего  исполнения служебных обязанностей и недопущения вследствие этого  существенно вредных последствий.1

Невыполнение обязанностей означает невыполнение действий, предусмотренных в качестве безусловных для выполнения. Ненадлежащее выполнение обязанностей — это не такое как следует, а такое, которое не полностью отвечает интересам службы осуществление своих обязанностей.

Небрежное и недобросовестное отношение к обязанностям характеризует  должностное лицо как такое, у  которого отсутствует заботливое отношение  к своим обязанностям, которое плохо их выполняет.

Халатное отношение к  службе предполагает, что должностное  лицо не выполнило либо ненадлежаще выполнило такие действия, которые относятся к его служебной компетенции, то есть прямо предусмотрены законами, положениями, инструкциями.

Объектом - специальным и  непосредственным всех служебных преступлений являются охраняемые уголовным законом общественные отношения, обеспечивающие интересы служебной деятельности в различных сферах, основанной на соблюдении и исполнении законов и (или) иных нормативных правовых актов и им соответствующей. Кроме того, почти все за редчайшими исключениями служебные преступления посягают еще и на второй непосредственный объект, которым являются различные общественные отношения, содержание которых обусловлено правовой природой конкретного служебного преступления, определяемой в соответствии с описанием признаков состава преступления в диспозиции статьи Особенной части и местом данной статьи в системе - разделе, главе - Особенной части уголовного законодательства - УК РФ 1996 г.

Одновременно с этим объект халатности имеет три основные формы  выражения.

________________________________________________________________________________________________________________________

1Уголовное право России. Учебник для вузов. В 2-х томах. Т. 1. Общая часть. Под ред. А. Н. Игнатова и Ю. А. Красикова. - М.: Издательство НОРМА, 2000. – С. 138

2Прохоров Л.А., Прохорова М.Л. Уголовное право: Учебник. - М.: Юристъ, 1999. – С. 257

 

 

Прежде всего, действующий  УК РФ1, в ст.293 указывает на ущерб в крупном размере. Но не указывает на природу этого ущерба, таким образом вред может выражаться в причинении не только материального, но и иного вреда: в нарушении конституционных прав и свобод граждан, подрыве авторитета органов власти, государственных и общественных организаций, создании помех и сбоев в их работе, нарушении общественного порядка, других тяжких преступлений и т.п. Во вторую очередь объект халатности - существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций - также указывают не только на материальный, но и на моральный характер предмета преступления. Точно также эту характеристику имеет третий и последний объект преступления - охраняемые законом интересы общества или государства. Как и сейчас, в советский период существенный моральный или материальный вред считался обязательным признаком халатности.2

Однако ранее кроме  общих статей ответственности за халатность в уголовных кодексах союзных республик были включены статьи об ответственности за специальные виды должностной халатности, например об ответственности за выпуск недоброкачественной, нестандартной или некомплектной продукции, за нарушение правил охраны труда и др.2

Делая вывод относительно объекта халатности уточним, что объектом специальным и непосредственным всех служебных преступлений являются охраняемые уголовным законом общественные отношения, обеспечивающие интересы служебной деятельности в различных сферах, основанной на соблюдении и исполнении законов и (или) иных нормативных правовых актов и им соответствующей.

Объективная сторона халатности образована тремя признаками:

1) общественно опасным  деянием в форме действия или  бездействия - неисполнения или ненадлежащего исполнения должностным лицом своих обязанностей

_________________________________________________________________________________________________________________________

1Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 29.12.2010)

2Сухарев А.Я. Юридический энциклопедический словарь - М.: «Советская энциклопедия», 1987.  - С.509

вследствие недобросовестного  или небрежного отношения к службе;

2) общественно опасными  последствиями в виде крупного  ущерба;

3) причинной связью между  деянием и последствиями.

Халатность представляет собой результат нерадивого отношения  должностного лица к исполнению своих служебных функций. Наиболее часто она выражается в бездействии, когда виновный не выполняет того, что должен в силу возложенных на него обязанностей. Например, Е. был осужден за халатность, которая выразилась в том, что, будучи должностным лицом государственной лесной охраны, без уважительных причин не выходил на работу в течение 20 дней, в связи с чем во вверенном под охрану обходе лесничества была произведена незаконная порубка леса на 49637 рублей.

Следующим условием ответственности  за халатность является реальная возможность  надлежащим образом исполнять свои должностные обязанности. Если в  конкретном случае такая возможность  отсутствует, нет и состава преступления. Возможность надлежащего выполнения своих служебных обязанностей определяется объективными и субъективными факторами. Объективные факторы - это внешние по отношению к должностному лицу условия, в которых или с учетом которых оно вынуждено действовать (квалификация сослуживцев, отсутствие чрезвычайных обстоятельств, предельно допустимый объем работы и т.п.). Субъективные факторы - это индивидуальные особенности конкретного должностного лица, на основе которых решается вопрос о допустимости вменения причиненных последствий (профессионализм, образование, опыт работы и т.п.). Если на недостаточно опытного человека в силу различных причин (война, эпидемия и т.п.) возложен большой объем крайне сложных обязанностей, с которыми он заведомо не сможет справиться, условий для привлечения его к ответственности за халатность не имеется.1

  Уголовная ответственность за халатность имеет место в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения должностным лицом своих обязанностей

________________________________________________________________________________

1Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / под ред. А.И. Чучаева. КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2009. - С. 432-433

 

вследствие недобросовестного  или небрежного отношения к службе, если это повлекло причинение крупного ущерба (ст.293 УК РФ).

С объективной стороны  преступление состоит в небрежном  или недобросовестном отношении к выполнению лицом своих обязанностей по службе, что выражается в их неисполнении или ненадлежащем исполнении. Поведение лица может состоять в активных действиях, но чаще оно выражается в бездействии, в невыполнении тех действий, которые оно должно было совершать в связи с занимаемой им должностью. 1

Например, М. был признан  виновным в халатности на том основании, что в ряде случаев подписывал чеки для получения денег из банка  без должной проверки и с незаполненными реквизитами, что создало условия для присвоения денег кассирами.

Для привлечения к уголовной  ответственности необходимо точно  уяснить круг обязанностей, которые  должны были выполняться виновным в  связи с его должностью. Состав преступления окончен с момента  наступления последствий - причинение крупного ущерба, в соответствии с  примечанием к ст.293 крупным ущербом  признается ущерб, сумма которого превышает 100 тыс. руб.

Для установления бездействия  необходимо четко определить круг полномочий лица и должностных обязанностей и выяснить, какие именно обязанности  не были выполнены.

Если бездействие должностного лица было вызвано непреодолимой  силой (стихийное бедствие, болезнь, отсутствие транспорта, лишение должностного лица свободы преступными элементами, задержание правоохранительными органами и т.п.), ответственность за невыполнение служебных обязанностей наступать не может.

Также не будет состава  халатности, если должностное лицо получило приказ вышестоящего начальника не совершать какие-либо действия. В этом случае следует руководствоваться ст.42 УК об исполнении приказа или распоряжения.

________________________________________________________________________________________________________________________

1Уголовное право России. Особенная часть: Учебник/Под ред. В.Н. Кудрявцева, В.В. Лунеева, А.В. Наумова. - 3-е изд., перераб. и доп - М.: Юристъ, 2005 . - С. 439-440

Также не будет состава  халатности, если должностное лицо получило приказ вышестоящего начальника не совершать какие-либо действия. В этом случае следует руководствоваться ст.42 УК об исполнении приказа или распоряжения.

Ненадлежащее исполнение обязанностей предполагает выполнение их некачественно, не в полном объеме, с нарушением соответствующих правил и инструкций.

Состав халатности является материальным. Невыполнение служебных  обязанностей или ненадлежащие их исполнение должно повлечь определенные последствия, а именно существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций или охраняемых законом интересов общества или государства. Понятие существенного нарушения прав и интересов понимается так же, как и при других преступлениях этой группы и зависит от оценки всех обстоятельств дела.

Между бездействием должностного лица или ненадлежащим выполнением  им своих служебных обязанностей и наступлением вредных последствий (существенное нарушение законных прав и интересов граждан и организаций) должна быть причинная связь.

Существенное нарушение  прав и интересов может иметь  материальный и нематериальный характер.

Материальный характер будет  в случаях причинения гражданам  или организациям материального ущерба, как в случае утраты имущества, например его уничтожения, так и в случае упущенной выгоды, нарушения работы учреждения или предприятия, аварии, изготовлении недоброкачественной продукции и т.д.

Нематериальное нарушение  прав и интересов будет в случае причинения существенного морального ущерба гражданином, создание путаницы в документации, требующего определенного времени для приведения дел в порядок, потеря документов о представлении лица к почетному званию или иным наградам и т.д.

Таким образом, толкование новой  редакции ст.293 УК РФ показывает,            

_____________________________________________________________________________________________________________

2 Лебедев В. М., Лебедева В. М., Комментарий к УКРФ. Издательство "НТ Пресс", 2006  – С. 741-742

 

 

законодатель значительно  сузил круг общественно опасных  деяний, признаваемых в уголовном порядке преступной халатностью. Теперь уголовная ответственность должностного лица за халатность наступает только в случае, если неисполнение или ненадлежащее исполнение им своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе влечет наступление имущественного вреда.

Между тем изучение судебно-следственной практики показывает, что при совершении халатности зачастую потерпевшему причиняется  серьезный ущерб нематериального  характера, который, как нам представляется, должен непременно подлежать уголовно-правовой оценке и компенсации. Так, Н., будучи и. о. мэра г. Владивостока ненадлежащем исполнял свои должностные обязанности, что привело к длительному отсутствию подачи теплоэнергии в 29 жилых домов в отопительный сезон 1998-99 гг. и повлекло не только имущественный вред, но и существенное нарушение конституционных прав 157 граждан. В частности, следственными органами было доказано умаление достоинства личности потерпевших, нарушение прав граждан на жилище, охрану здоровья и др. Архив прокуратуры г.Владивостока за 1999 г. Обвинительное заключение по уголовному делу №476331 В 2001 г. был привлечен к уголовной ответственности по ч.1 ст.293 УК РФ В., который, будучи начальником по управлению островными и прибрежными территориями администрации г. Владивостока, ненадлежаще исполнял свои должностные обязанности, что привело к несвоевременному обеспечению жителей о. Попова и о. Рейнеки твердым топливом (углем) и теплоснабжением и в условиях отопительного сезона 2000-2001 гг. недопустимому понижению температуры воздуха в жилых помещениях до - 1°С. В ходе следствия было доказано нарушение конституционных прав 324 жителей указанных островов. Архив прокуратуры Первомайского района г. Владивостока за 2001 г. Обвинительное заключение по уголовному делу № 796921

Как и некоторые другие преступления гл.30 УК РФ, оно сконструировано  в форме материального состава. Вряд ли следует отказываться от традиции идентичным образом регламентировать в законе последствия, скажем, таких должностных преступлений, как должностное злоупотребление, превышение должностных полномочий, халатность. В рассматриваемой новации наблюдается неупорядоченность использования в законодательстве юридических терминов, что противоречит требованиям законодательной техники и неизбежно влечет нарушение в системности регламентации преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Ведь редакция диспозиции ст.285 УК РФ не подверглась изменению, и последствия при совершении должностного злоупотребления должны быть квалифицированы как "существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства" - для простого состава и "тяжкие последствия" - для квалифицированного состава.

Итак, новая редакция ч.1 ст.293 УК РФ, к сожалению, оказалась несовершенной, потому что она неизбежно вызовет затруднения при ее реализации. Это не осталось незамеченным, и предложения по улучшению уже звучат, к тому же от самих парламентариев. Так, в марте 2004 г. депутатом Государственной Думы РФ О.В. Шейным был предложен проект Федерального закона "О внесении изменения в статью 293 Уголовного кодекса Российской Федерации" (по вопросу расширения круга последствий части первой статьи 293). Автор предлагает ч.1 ст.293 УК РФ изложить в следующей редакции: "Халатность, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или охраняемых законом интересов общества или государства, либо повлекло причинение крупного ущерба".1

Полагаем, что идея расширения круга общественно опасных последствий  халатности в целом верная, однако предложенный вариант текста нормы  вызывает возражения. Автор, по сути, в действовавшую до 8 декабря 2003 г. редакцию ч.1 ст.293 УК РФ добавил слова "либо повлекло причинение крупного ущерба". В итоге в конструкцию состава халатности заложены два вида последствий, для

__________________________________________________________________________________________________________________________

1Басова Т.Б. Новации в законодательном установлении уголовной ответственности за халатность / Т.Б. Басова // Журнал уголовного права. - 2004. - №4. - С.10-12

описания которых используются разные термины: "нарушение" и "ущерб". Думается, что отбор исходного языкового материала для обозначения общественно опасных последствий в рассматриваемом составе преступления должен быть более взвешенным. Данные понятия не являются терминами одного рода. В целях точного выражения законодательной воли при описании общественно опасных последствий в составе халатности вполне оправданным будет синонимическое соответствие разных терминов. Но какой бы способ совершения преступления не был бы избран, он неразрывно связан с субъектом данного преступления.

 

1.2. Субъект, субъективная сторона халатности

 

 

Субъектом преступной халатности является должностное лицо.

Уголовное законодательство, определяя понятия должностного лица и устанавливая уголовную ответственность последнего, исходит из статуса должностного лица, установленного административным правом.1

В ранее действовавшем  УК РСФСР 1960 г. примечание к ст.170 гласило: "Под должностными лицами в статьях настоящей главы понимаются лица, постоянно или временно осуществляющие функции представителя власти, а также занимающие постоянно или временно в государственных или общественных учреждениях, организациях или на предприятиях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, или выполняющие такие обязанности в указанных учреждениях, организациях или на предприятиях по специальному полномочию". В то же время в ст.15 КоАП РСФСР, определение должностного лица не дается, а лишь указывается, что должностные лица подлежат административной ответственности за ряд административных правонарушений.

В настоящее время единого  и полного понятия должностного лица, несмотря на его законодательное закрепление в Уголовном кодексе РФ в примечании 1 к ст.285 УК нет, что является существенным недостатком. Ошибка законодателя за-

___________________________________________________________________________________________________________

1Курс советского уголовного права. Часть Особенная. / отв. ред проф. Н.А. Беляев. Ленинград. 1978.  - С. 237

 

тив государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (о чём законодателем специально сделана оговорка). Вместе с тем законодатель в УК РФ формулирует ряд составов преступлений, с указанием на специального субъекта - должностное лицо (например, ст.169 "Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности", ст.170 "Регистрация незаконных сделок с землей" п. б. ч.3. ст.188 "Контрабанда совершённая должностным лицом с использованием своего служебного положения"), ответственность которого предусматривается в других главах УК РФ.

Исходя из этого, возникает  потребность в исследовании понятий  должностного лица в других нормативно-правовых актах Российской Федерации. Проведённый анализ показал, что законодатель по-разному формулирует дефиницию должностного лица.

В ст.2.4 КоАП РФ законодатель определяет понятие должностного лица. Согласно указанной статьи "под должностным лицом, следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделённое в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооружённых Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях РФ" 1

Определение должностного лица дает № 59 - ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" в п.5 ст.4: "должностное лицо - лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе

 

______________________________________________________________________

1Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. №195-ФЗ, в ред. от 21.12.2009 № 336-ФЗ // Парламентская газета, N 2-5, 05.01.2002

 

местного самоуправления".1

Закон РФ № 25 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г. в ст.2 также даёт определение используемого в нём понятия "должностное лицо местного самоуправления". Под должностным лицом указанный закон признаёт выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделённое исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления»2. По мнению автора понятие должностного лица по своему содержанию является более узкими, чем определение должностного лица в примечании 1 к ст.285 УК РФ.

В отношении лиц, занимающих государственные должности Российской Федерации, таковыми понимаются лица, занимающие государственные должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, а под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, - лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.2

Подробное определение должностного лица дается в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. № 19 "О судебной практике по

делам о злоупотреблении  должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий"4

_________________________________________________________________________________________________________

1 Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

2Федеральный закон от 06.10.2003 N 25-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

3Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации утвержден Указом Президента Российской Федерации. Указ Президента РФ от 11.01.1995 N 32 (ред. от 01.12.2008) "О государственных должностях Российской Федерации"

4Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 // О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий. Российская газета, N 207 от 30.10.2009г.

Данное определение сформулировано на основе примечаний к главе 30, указанных в самой УК РФ. В уголовном законодательстве под должностными лицами подразумевается: "лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации".1

Одновременно с этим раскрываются и остальные сопутствующие данному  определению понятия. К исполняющим  функции представителя власти следует  относить лиц, наделенных правами и  обязанностями по осуществлению  функций органов законодательной, исполнительной или судебной власти, а также иных лиц правоохранительных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

Под организационно-распорядительными  функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны  с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.2

__________________________________________________________________________________________________________________________

1Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 // О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий. Российская газета, N 207 от 30.10.2009г.

2Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 // О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий. Российская газета, N 207 от 30.10.2009г.

 

К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц  по принятию решений, имеющих юридическое  значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).1

Как административно-хозяйственные  функции надлежит рассматривать  полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными  средствами, находящимися на балансе  и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).2

Исполнение функций должностного лица по специальному полномочию означает, что лицо осуществляет функции представителя власти, исполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, возложенные на него законом, иным нормативным правовым актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом (например, функции присяжного заседателя). Функции должностного лица по специальному полномочию могут осуществляться в течение определенного времени или однократно, а также могут совмещаться

с основной работой. При временном  исполнении функций должностного лица или при исполнении их по специальному полномочию лицо может быть признано должностным лишь в период исполнения возложенных на него функций.

__________________________________________________________________________________________________________________________

1Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 // О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий. Российская газета, N 207 от 30.10.2009г.

2Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 // О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий. Российская газета, N 207 от 30.10.2009г.

 

При этом следует отграничивать  преступные действия должностных лиц  от деяний других лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации, ответственность которых  за злоупотребление своими полномочиями установлена статьей 201 УК РФ. Субъектами указанного преступления являются лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли, а также в некоммерческой организации, которая не является государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, государственной корпорацией.

Существуют различные  подходы к понятию должностного лица:

1) в различии круга  лиц, относимых к числу должностных  по социальному положению работника; 2) в различном соотношении понятий "должностное лицо" и "представитель власти"; 3) различной трактовке характера функций, присущих должностному лицу; 4) в неодинаковом подходе при классификации служащих к так называемым функциональным работникам или специалистам.1

Коллизия терминов "представитель  власти" и "должностное лицо" вызывает у авторов определенный интерес. Отдельные авторы по этому  поводу отмечают, что не все представители  власти являются должностными лицами.

В этой связи Б.Д. Архаров  делает вывод о том что, что  между понятиями представителя власти и должностного лица существует соотношение частного и общего, то есть представитель власти является должностным лицом.2

В законе, по-видимому, нецелесообразно  выделять какие-либо определяющие представителя  власти признаки в дефиниции должностного лица. Именно так поступили авторы проекта УК РФ, прямо указав на представителей власти как на одну из категорий должностных лиц.3

_________________________________________________________________________________________________________________________

1Корчагин А.Г., Иванов А.М. Сравнительное исследование коррупционных и служебных преступлений. Монография. В-к.: изд-во Дальневост. ун-та. 2001. С. 37

2Архаров Б.Д. Уголовно-правовые и криминологические проблемы борьбы с злоупотреблением властью или служебным положением. Ташкент, 1989. С. 94

3Преступление и наказание // Комментарий к проекту Уголовного кодекса России. М.,1993 С.435

 

В УК России появились гл.30 и гл.23, в которых за некоторыми исключениями предусматриваются одинаковые деяния, различающиеся лишь по субъекту, который может нести ответственность за их совершение. Например, в ст. 201 гл.23 УК предусматривается ответственность за злоупотребление полномочиями, а в ст.285 гл.30 УК - за злоупотребление должностными полномочиями. Естественным следствием такого решения явилось изменение определения должностного лица. В примечании к ст.285 УК оно сформулировано так: "Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации". Сразу же обращает внимание допущенная неточность, касающаяся того, что рассматриваемое определение распространяется лишь на статьи гл.30 УК. Хотя, например, квалифицирующим признаком контрабанды является совершение ее должностным лицом с использованием своего служебного положения (п. "б" ч.3 ст.188 УК). В данном случае должностное лицо ничем не отличается от аналогичного понятия, используемого в статьях гл.30 УК России.

Фактически законодательные  изменения выразились в ограничении  места выполнения отмеченных функций. Выполнение таких же функций, за исключением функций представителя власти, в коммерческих или иных организациях является необходимым признаком субъекта преступлений гл.23 УК России.

Несмотря на существующее уголовно-правовое определение понятия  должностного лица, в комментарии к КоАП РСФСР отмечается, что такое определение не имеет универсального характера, более того "индивидуальные предприниматели, а также руководители коммерческих юридических лиц (хозяйственных товариществ, обществ, фондов, кооперативов и т.д.) в случае выполнения ими функций, аналогичных функциям должностных лиц в государственном секторе, могут быть привлечены к административной ответственности как должностные лица". С подобным положением трудно согласиться, поскольку используемые, хотя и в различных отраслях права, термины должны одинаково трактоваться. В противном случае это противоречит как здравому смыслу, так и правилам законодательной техники. Один и тот же термин не должен обозначать различные понятия.

Казалось бы, новый КоАП России должен был разрешить возникшие противоречия. Однако надежды не оправдались. С одной стороны, в примечании к ст.2.4 КоАП России ("Административная ответственность должностных лиц") практически дословно воспроизведена формулировка этого понятия, содержащаяся в УК России. В этом плане отличие заключается лишь в том, что если в примечании 1 к ст.285 УК речь идет о выполнении соответствующих функций в государственных и муниципальных учреждениях, то в рассматриваемом примечании говорится о государственных и муниципальных организациях. Учреждения являются одной из разновидностей организаций. С другой - указывается, что "совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное".

Таким образом, если ранее  данное положение разъяснялось в  комментариях к КоАП РСФСР, то теперь оно облечено в форму закона. Например, директор частной школы в административном праве - должностное лицо. В уголовном праве он считается лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, лишь директор муниципальной средней школы является должностным лицом. Отсюда и различия в оценке правонарушений такого лица в административном и уголовном законодательстве. По КоАП России, в случае совершения ими правонарушений предусматривается одинаковая ответственность. По УК России, положение меняется. Так если директор частной школы получает незаконное вознаграждение за выдачу свидетельства об образовании, то по ч.3 ст. 204 УК ему может быть назначено самое строгое наказание в виде лишения свободы на срок до 3 лет. За аналогичные действия директора муниципальной средней школы по ч.1 ст.290 УК предусматривается лишение свободы на срок до 5 лет.

Чем же обусловлен различный  подход законодателя к понятию должностного лица в УК и КоАП России? На мой взгляд, более строгая ответственность должностных лиц (в соответствии с примечанием к ст.2.4 КоАП) в административном праве основана на том, что они являются управленцами, независимо от организаций, в которых выполняются такие функции. Следовательно, наличие существенных полномочий и совершение в связи с этим правонарушений должно наказываться строже, ибо причиняемый вред больше.

В целях оптимизации законодательной  дефиниции должностного лица Басова Т.Б. предлагает:

А. Устранить в определении понятия должностного лица имеющиеся противоречия и поместить его в специальной норме преамбулы к главе 30 УК РФ, что будет способствовать единообразному пониманию должностного лица как специального субъекта преступления. В качестве возможного варианта в законе может быть дано следующее определение:

"Публичными должностными  лицами в статьях настоящего  Кодекса признаются: а) представители  власти; б) лица, выполняющие в  связи с занимаемой должностью управленческие или контрольно-надзорные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации".

Б. Дать новую трактовку понятия "представитель власти". Под представителем власти предлагается понимать лицо, на законном основании выполняющее властные функции в органах публичной власти и в контрольно-надзорных органах, наделенное в пределах своей компетенции правом предъявлять требования, обязательные для исполнения неопределенно широким кругом лиц, а при необходимости осуществлять меры государственного принуждения от имени уполномочившего его органа.

В. Ввести в научный оборот понятие "особое публичное должностное лицо". Под особым публичным должностным лицом в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, установленные Конституцией Российской Федерацией, федеральными конституционными законами и другими федеральными законами, конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий органов публичной власти.

Представляется, что в  законодательстве необходимо иметь  единое определение понятия должностного лица, толкование которого удачнее дается в административном праве. Конечно же, это означает исключение из УК РФ главы 23. Кроме того следует изменить название главы 30 УК, например "преступления против интересов службы". Подобный подход получил поддержку и в некоторых станах СНГ. Например в УК Республики Беларусь. 2

В связи с вопросами, возникающими у судов по делам о злоупотреблении  должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий, Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, постановляет:

К исполняющим функции  представителя власти следует относить лиц, наделенных правами и обязанностями по осуществлению функций органов законодательной, исполнительной или судебной власти, а также, исходя из содержания примечания к статье 318 УК РФ, иных лиц правоохранительных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

Под организационно-распорядительными  функциями следует понимать

_________________________________________________________________________________________________________________________

1Басова Т.Б. Уголовная ответственность за должностные преступления: проблемы правотворчества и правоприменения в условиях административной реформы Российской Федерации"- С. 15

2Уголовный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 2 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г.: текст Кодекса по состоянию на 15 июля 2009 г. Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. Минск, 2009

 

 

полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.

К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц  по принятию решений, имеющих юридическое  значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).

Как административно-хозяйственные  функции надлежит рассматривать  полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными  средствами, находящимися на балансе  и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).

К лицам, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, относятся лица, выполняющие  функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, а также лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях (например, директор, генеральный директор, член правления акционерного общества, председатель производственного или потребительского кооператива, руководитель общественного объедине-

 

ния, религиозной организации).1

Таким образом, подведя итог всему вышесказанному, и прежде всего  в отношении субъекта халатности, можно сделать вывод, что до сих пор остаются не решенными проблемы указанные еще Пленумом Верховного Суда СССР в 1990 году. Так, обсудив практику рассмотрения судами уголовных дел о халатности, вышеупомянутый Пленум в своем Постановлении указывает: "Не по всем делам обеспечивается высокое качество судебного разбирательства. Имеются случаи необоснованного осуждения. Не всегда устанавливается и исследуется круг служебных полномочий должностного лица и выясняется наличие причинной связи между нарушением должностных обязанностей и наступившим вредом. Не единичны факты неправильного определения существенного вреда. Недостаточно исследуются мотивы совершенного преступления; порой не обосновывается вывод о наличии в действиях подсудимого корыстной или иной личной заинтересованности. Допускаются ошибки при назначении наказания" 2

Данные проблемы по-прежнему остаются актуальными и отчасти  не разрешенными в современной правоприменительной практике.

Субъективная  сторона характеризуется неосторожной виной в форме преступного легкомыслия или преступной небрежности.

Принято считать, что халатность - неосторожное преступление. Неосторожная вина может быть в виде легкомыслия и в виде небрежности. И в том и в другом случаях необходимо обосновать, что должностное лицо могло не допустить (предотвратить) наступление вредных последствий. Объективная возможность для надлежащего выполнения возложенных обязанностей определяется в первую очередь внешними условиями, наличие которых не зависит от данного лица. К субъективным факторам реальной возможности надлежащего поведения конкретного должностного лица относятся его личные особенности: опыт, квалификация, уровень образования, состояние здоровья и т.д.

_________________________________________________________________________________________________________________________

1Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19О. Судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий // Российская газета", N 207, 30.10.2009  г.

2 См. там же

Если должностное лицо не выполнило или ненадлежаще выполнило свои обязанности, не имея на то объективной возможности или вследствие, например, неопытности, недостаточности квалификации и т.п., состав халатности отсутствует, даже если при этом наступили указанные в законе последствия.

Однако следует заметить, что в ч.1 ст.293 нет упоминания о неосторожной вине. Недобросовестное или небрежное отношение к службе - это не характеристика психического отношения к совершаемому им общественно опасному деянию и к последствиям этого деяния. Недобросовестно относится к службе и то должностное лицо, которое не исполняет или ненадлежаще исполняет свои служебные обязанности умышленно, предвидя и желая (сознательно допуская) наступление общественно опасных последствий. В силу этого представляется, что основной состав халатности включает как умышленную вину - умышленное преступное бездействие должностного лица, заключающееся в неисполнении или ненадлежащем исполнении им должностных обязанностей вследствие недобросовестного отношения к службе, так и неосторожную вину.1

Субъект или не предвидит  возможность наступления вредных  последствий, хотя по обстоятельствам  дела должен и мог их предвидеть, или предвидит такую возможность, но легкомысленно рассчитывает, что  в данном случае они не наступают.

Термин недобросовестности или небрежное отношение к  службе, употребленный законодателем, относится к характеристике как объективной, так и субъективной стороны преступления.

Невыполнение служебных  обязанностей может быть и сознательным и результатом оплошности (забывчивости, отвлечения на другие дела, необоснованного перепоручения своих обязанностей другому лицу и т.п.). Однако сознательное причинение последствий этот состав исключает.

Если же существенное нарушение  прав и законных интересов граждан  или организаций либо охраняемых законом интересов общества или  государства причинено умышленно, деяние должно квалифицироваться как злоупотребление

________________________________________________________________________________

1 Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) // под ред. А.И. Чучаева "ИНФРА-М", 2009. - С. 297-298

должностными полномочиями по ст.285 УК.

Когда должностное лицо вследствие неопытности или не будучи проинструктировано о круге своих полномочий и обязанностей допустило упущения по службе, повлекшие указанные в ст.293 УК РФ последствия, оно не должно нести ответственности за должностную халатность.

Халатность выделяется из других должностных преступлений тем, что совершается не умышленно. Нельзя говорить, что конкретные нарушения служебного долга преследуют те или иные негативные цели. О цели, мотивации следует вести речь применительно к поведению должностного лица. Можно констатировать наличие общих черт личности субъекта всех должностных преступлений, в том числе халатности. И в то же время личность субъекта халатности обладает своими особенностями.

Эти особенности формируются  под влиянием специфических конкретных условий, а именно таких, как недостаточная  требовательность и слабая дисциплина в соблюдении установленных правил учета, контроля, порядка выполнения служебных функций. В сочетании с низкой квалификацией и отсутствием опыта работы указанные условия способствуют появлению нерадивого отношения к делу. Такое отношение к делу характеризуется отрицательными чертами личности - легкомыслием, беспечностью, рассеянностью, расхлябанностью, растерянностью, пренебрежением правилами предосторожности, несосредоточенностью на выполняемой работе, недостаточностью прилагаемых волевых усилий и т.д.

Применительно к должностной  халатности отсутствие у должностного лица именно тех психологических  свойств и качеств, которые необходимы для выполнения возложенных на него должностных функций и которые не были выработаны у него в процессе выполнения данной работы, обусловливают ее совершение.

Анализ социальной, ценностной ориентации, отношения к окружающей действительности лиц, виновных в должностной  халатности, дают возможность нравственно-психологическую  характеристику субъектов этого  преступления определить следующим образом: во-первых, эти лица личные потребности ставят выше интересов службы, что в конечном итоге и вызывает равнодушие или пренебрежительное отношение к выполнению служебных функций; во-вторых, такое отношение к интересам службы порождает, как правило, инертность, нежелание сосредоточиться на решении деловых вопросов, приложить волевые усилия и т.д.; в-третьих, дефекты правовой психологии выражаются в правовом негативизме, в отрицательном или пренебрежительном отношении к принципу законности, в непризнании трудовой дисциплины и т.п. Этот вывод основывается на том, что халатность всегда связана с нарушением определенных нормативных актов, содержание которых виновный знает или, по крайней мере, обязан знать по долгу службы.

В заключение анализа состава  преступления халатность необходимо отметить следующие его особенности. Прежде всего, ни один его элемент не имеет однозначной теоретической позиции в законодательстве. В силу обширной распространенности властных и организационных полномочий объектом преступления может быть почти любое общественное отношение. Соответственно объективная сторона может быть реализована также самыми разнообразными способами. Одновременно с этим преступление может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности. Субъективная сторона преступления может характеризоваться корыстью, ненавистью, недобросовестностью, личными интересами и т.д. И, наконец, субъект преступления, не смотря на подробную регламентацию в Постановлении Пленума ВС РФ все равно не может быть однозначным. Когда правоприменительная деятельность доходит до привлечения конкретного лица к уголовной ответственности, следователи, судьи и другие провоприменители сталкиваются с неотработанным механизмом определения лица к кругу должностных лиц. В законодательстве не существует на сегодняшний день исчерпывающего перечня лиц, относящихся к должностным, то есть к субъекту халатности, как преступления. Для более подробного изучения данной проблемы представляется необходимым рассмотреть отличие халатности от смежных уголовных преступлений.

 

 

 

 

2.2. ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ХАЛАТНОСТИ

 

2.2. Сложности квалификации должностных преступлений,

 возникающих в уголовных делах о халатности

 

Судебная статистика свидетельствует, что числу наиболее распространенных преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления относится должностная халатность. Количество этих деяний за последние годы свидетельствует об устойчивой тенденции к росту.1

Так, по данным статистики ГИАЦ МВД России, в 2004 году в России было зарегистрировано 1233 факта преступной халатности, в 2005 году - 1044, в 2006-1274, в 2007-1210, 2008 году - 1304. Кроме того, преступление, предусмотренное статьей 293 УК РФ (Халатность), характеризуется достаточно высокой  степенью латентности, является сложным  в сборе доказательств, выявлении  причин и условий, способствующих его совершению.2

Основная проблема квалификации халатности возникает, когда необходимо отличать случаи неисполнения или недобросовестного  исполнения профессиональных обязанностей, никак не связанных с должностными полномочиями субъекта, даже если они у него имеются.

Квалифицированным видом  халатности, предусмотренным ч.2 ст.293 УК, является такое невыполнение своих служебных обязанностей или ненадлежащее их исполнение, которое повлекло смерть человека или иные тяжкие последствия.

Смерть человека может  произойти в результате аварии, возникновения  пожара,


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.