Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Управление запасами фирмы

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.05.13. Год: 2012. Страниц: 25. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

 

 

 

Кафедра экономики производства

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА (ПРОЕКТ)

 

по дисциплине экономика фирмы

Тема: Управление запасами фирмы

 

 

 

 

 

 

Автор курсовой работы (проекта)             Калачёва А.С.   _______  20.11.2008 год Группа                                                          228

Руководитель работы                                  Левачкова С.Ю.   ________    _________

 

 

 

 

 

 

 

Казань 2008

Содержание:        

Введение                                                                                           3

Основная часть:                                 5

  1. Понятие и назначение запасов. Цель создания запасов. Типы запасов.      5
  2. Методы и системы управления запасами фирмы.                          12
  3. Организация обеспечения потребителя материальными ресурсами в необходимом количестве и необходимое время.                                                 20

Заключение                                   31

Список использованных источников                        33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Управление запасами – это ключевая активность, составляющая наиболее важную область логистического менеджмента предприятия, как с точки зрения трудоемкости, так и затрат, связанных с ней. Запасы в том или ином виде являются неотъемлемой частью существующих логистических цепей и каналов, делая неподвижной значительную часть оборотного капитала фирмы. Затраты на управление запасами составляют 40 % и более от общих логистических издержек. Роль запасов в логистике на столько важна, что на Западе её часто определяют как "менеджмент запасов, находящихся в покое или движении".

Запасы как экономическая  категория играют важную роль в сферах производства и обращения продукции. Исследованию экономической сущности запасов и их управления посвящается огромное количество работ зарубежных и отечественных авторов, таких как, например, Н.Д. Фасоляк, К.В. Инютина, Е.А. Хруцкой и других отечественных авторов. Следует отметить, что с переходом к рыночным отношениям изменился подход, как к сути самого понятия запасов, так и к их классификации.

В существующем терминологическом  словаре по логистике материальные запасы определены как "находящиеся  на различных стадиях производства продукция производственно-технического назначения, изделия народного потребления и другие товары, ожидающие вступления в процесс внутреннего потребления или потребления производственного".

В разных зарубежных литературных источниках по логистике и логистическому менеджменту определение запаса дается применительно к конкретному его виду, общее же определение (как экономической категории) отсутствует.

Запас можно так же определить как материальный поток, рассматриваемый в определенный период времени. Подобная трактовка запаса, приемлемая с позиций теоретиков, все же требует нужного уточнения и расшифровки применительно к задачам логистического менеджмента в бизнесе. Такое уточнение можно сделать на основе детализации параметров материального потока (продукции) применительно к определенным логистическим активностям.

Регулирование и управление запасами осуществляется на основе расчета уровня запасов и связанных с ними издержек, а именно издержек на текущие запасы.

Основные управленческие решения в отношении материальных запасов касаются  определения сроков и количества заказов и влияют на стоимость закупаемых товаров, величину расходов, величину затрат, связанных с оформлением заказов, на хранение запасов и размер ущерба, возможного отсутствия запасов.

Сокращение расходов и увеличение прибыли на содержание товарных запасов является главной задачей торговых предприятий.

Вышесказанное определяет актуальность выбранной темы исследования.

Основной проблемой  логистического управления запасами является координация (согласование) зачастую противоположных целей различных сфер бизнеса фирмы (маркетинга, производства и финансов) по отношению к запасам.

Основной целью данной работы является исследование проблем и разработка основных направлений совершенствования системы управления материальными запасами предприятия.

Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие  задачи: - изучить теоретические основы управления запасами и виды запасов;

- проанализировать существующую систему управления запасами на фирме;

- рассмотреть организацию обеспечения потребителя материальными запасами.

Основными методами исследования в работе являются методы регрессионного и экономического анализа.

Из всего вышеизложенного  видно насколько интересно и в то же время сложно и многогранно понятие запаса в логистике. Следует разобраться не только в самом определении данного понятия, но и попытаться осуществить экономическую постановку задачи коммерческой логистики и сделать экономический анализ результатов решения.

1. Понятие и назначение запасов. Цель создания запасов. Типы запасов

Прежде чем вести  речь об управлении запасами фирмы, необходимо получить представление о том, что вообще принято понимать под запасами.

На уровне фирм запасы относятся к числу объектов, требующих больших капиталовложений, и поэтому представляют собой один из факторов, определяющих политику предприятия и воздействующих на уровень логистического обслуживания в целом. Однако многие фирмы не уделяют ему должного внимания и постоянно недооценивают свои будущие потребности в наличных запасах. В результате этого фирмы обычно сталкиваются с тем, что им приходится вкладывать в запасы больший капитал, чем предполагалось.

Изменения объемов товарно-материальных запасов в значительной степени  зависят от превалирующего на данный момент отношения к ним предпринимателей, которое, безусловно, определяется конъюнктурой рынка. Когда основная масса предпринимателей настроена оптимистично относительно возможностей экономического роста, они расширяют свои операции, увеличивают объемы инвестиций в создание запасов. Тем не менее колебания уровней последних не вызываются одним лишь инвестированием. Важными факторами выступают здесь качество принимаемых решений, а также то, какая конкретно технология управления запасами используется.

Более 20 лет назад западные экономисты пытались установить, до какой степени, возможно, сохранять неизменным соотношение уровней запасов и сбыта. Используя уравнение «фиксированного акселератора», они пришли к выводу, что такая простейшая зависимость не соответствует реальному управлению запасами.

Используя больший объем  разнообразных данных за весьма длительный период, и применяя модифицированный вариант указанного акселератора («гибкий  акселератор»), зарубежные исследователи  предположили, что фирмы осуществляют лишь частичную корректировку своих запасов, приближая их к искомому уровню в течение каждого из периодов производства. За двенадцатимесячный период разницу между желаемым и действительным уровнем запасов удавалось сократить лишь на 50%. Такое изменение объясняют в основном совершенствованием системы управления запасами на основе использования компьютерной техники.

Ряд ученых США пришли к заключению, что если бы удалось  поставить под контроль 75% колебаний  уровня инвестиций в товарно-материальные запасы, экономика этой страны не испытала бы ни одной из послевоенных рецессий, во время которых цены, объем производства и прибыли падали, а безработица росла.

Назначением товарно-материальных запасов является обеспечение предприятия необходимыми материальными ресурсами, с целью обеспечения предприятия нормальной работой.

Материальные запасы всегда считались фактором, обеспечивающим безопасность системы материально-технического снабжения, ее гибкое функционирование, и являлись своего рода «страховкой».

Поскольку в фирмах различных  отраслей экономики создание материальных запасов определяется той специфической ролью, которую они играют в процессе выпуска продукции, постольку объяснимы и различия в подходах к политике капиталовложений в данной области и к определению приоритетности задач, решаемых в ходе производства. В фирмах некоторых отраслей народного хозяйства основной задачей является контроль сырья, в других — готовой продукции, а на предприятиях отраслей, производящих инвестиционные товары, большая часть организационных усилий концентрируется на контроле незавершенного производства.

Так, фирмы, выпускающие  железнодорожный подвижной состав, производят эту продукцию по заказам  потребителя. Никто не станет просто так создавать запасы, например, дизельных двигателей. В швейной  промышленности создаются лишь минимальные запасы готовой продукции, что объясняется непостоянством вкусов и моды. В последнем случае значительная часть средств вкладывается в незавершенное производство — полуфабрикаты, которые заготовляются для того, чтобы быстро отреагировать на изменение потребностей рынка изделий.

Прямо противоположна ситуация в фирмах, выпускающих шины. Успех  здесь в основном зависит от того, насколько быстро удовлетворяется  спрос, и поэтому готовые изделия  должны иметься в наличии. Производство шин на заказ осуществляется редко, так как потребители отдают предпочтение определенному сорту или марке продукции. Здесь характерным является неоднократная продажа одному и тому же потребителю одного и того же (по номенклатуре) товара. Инвестиции в запасы сырья и незавершенное производство в фирмах шинной промышленности поддерживаются на минимальном уровне.

Многие из фирм, функционирующих  в различных отраслях экономики, относительно успешно осуществляют инвестиции в материальные запасы. В то же время в большом количестве фирм бытует мнение, что управление запасами является сферой ответственности низшего уровня руководства — задачей чисто технического порядка. Вместе с тем американские специалисты, проводившие анализ политики по управлению запасами торговых фирм (розничных и оптовых), действующих в 17 различных отраслях экономики, пришли к выводу, что если бы типичная непреуспевающая фирма делала то же самое, что и преуспевающая, то ей бы удалось добиться ускорения оборачиваемости товарных запасов в два раза, т. е. при одном и том же товарообороте она смогла бы сократить запасы на 50%. 
Коэффициенты оборачиваемости капитала характеризуются значительной изменчивостью и существенно отличаются не только у преуспевающих и непреуспевающих компаний, но и у фирм различного типа. Последнее объясняется в основном спецификой структуры издержек, существующей в отраслях народного хозяйства, сезонными колебаниями сбыта, нормами конкурентной борьбы, принятыми в той или иной отрасли экономики, уровнем рентабельности, стилем руководства предприятиями и характером деловых операций. Таким образом, перечисленные обстоятельства следует отнести к весьма важным факторам, оказывающим серьезное влияние на эффективность политики любой фирмы в области создания и реализации запасов.

Цель создания запасов — образование определенного буфера между последовательными поставками материалов и исключение необходимости непрерывных поставок.

Создание запасов всегда сопряжено с дополнительными  финансовыми расходами.

Затраты, связанные с  созданием и содержанием запасов можно разбить на несколько групп:

  • отвлечение части финансовых средств на поддержание запасов;
  • расходы на содержание специально оборудованных помещений (складов);
  • оплата труда специального персонала;
  • дополнительные налоги;
  • постоянный риск порчи, нереализации просроченного товара, хищения.

В свою очередь отсутствие необходимого объема запасов приводит также к расходам, которые можно определить в следующей форме потерь:

  • потери от простоя производства,
  • потеря от упущенной прибыли из-за отсутствия товара на складе в момент возникновения повышенного спроса,
  • потери от закупки мелких партий товаров по более высоким ценам;
  • потеря потенциальных покупателей и др.

Кроме финансовых расходов, связанных с формированием запасов, предприниматель должен руководствоваться конъюнктурой рынка.

Перечислим основные мотивы, которыми руководствуется предприниматель, создавая материальные запасы:

  • возможность колебания спроса;
  • сезонные колебания спроса на некоторые виды товаров;
  • скидки за покупку крупной партии товаров;
  • спекуляции на росте цен;
  • снижение издержек, связанных с размещением и доставкой заказа;
  • снижение издержек, связанных с производством единицы изделия;
  • возможность равномерного осуществления операций по производству и распределению;
  • возможность немедленного обслуживания покупателей;
  • сведение к минимуму простоев производства из-за отсутствия запасных частей;
  • упрощение процесса управления производством.

По перечисленным выше причинам предприниматели, как в торговле, так и в промышленности, отдают предпочтение созданию запасов, так как в противном случае увеличиваются издержки обращения, т.е. уменьшается прибыль.

По тем же самым причинам вместо запасов можно создавать логистические технологии быстрого ответа, позволяющие достигать те же производственные или торговые результаты. Например, если срок оформления или доставки заказа для торговой точки сократить с трех дней до трех часов, то на случай непредвиденно большого покупательского спроса потребуется гораздо меньший страховой запас.

Принимаемые решения о товарных запасах во многом носят интуитивный характер, а изучение запасов ведется по сводной ведомости, создаваемой складской программой. Сами решения основываются на мнении руководителя торговой фирмы или его многоопытных сотрудников. При возрастании объемов торговли, появлении конкурентов или при потере квалифицированных кадров перед руководством возникают серьезные проблемы по анализу товарных запасов и их восполнению.

По назначению запасы делятся на два основных вида: производственные и товарные, которые в свою очередь делятся на три подвида: текущие, страховые, сезонные. Управление запасами на каждом из этих участков имеет свою специфику. Рассмотрим каждый из этих видов запасов.

Производственные запасы, находящиеся на предприятиях всех отраслей, предназначены для производственного потребления. Цель создания производственных запасов — обеспечение ритмичного функционирования производственного процесса.

Товарные запасы представляют собой уже готовую продукцию, предназначенную для конечного потребителя, а также запасы, находящиеся на пути следования товара от поставщика к потребителю, т.е. на предприятиях оптовой, мелкооптовой и розничной торговли, в заготовительных организациях и запасы в пути.

Товарные запасы, в свою очередь, подразделяются на товарные средства производства и товарные предметы потребления.

Как уже отмечалось, производственные и товарные запасы делятся на следующие подвиды:

Текущие запасы — главная часть всех запасов. Обеспечивает непрерывность производственного или торгового процесса между очередными поставками.

Страховые запасы — обеспечивают материалами или товарами производственный или торговый процесс в случае непредвиденных обстоятельств.

Страховой запас является своеобразным амортизатором, который позволяет  предпринимателю чувствовать себя комфортно. Однако за пользование комфортом положено платить.

При нормальном ходе производственного  или торгового процесса объем  страхового запаса, в отличие от текущего, не меняется.

Сезонные запасы — появляются при сезонном характере производства, потребления или транспортировки.

По отношению к производству или торговле материальные запасы разделяют на переходящие, подготовительные, неликвидные, запасы в пути и др.

К переходящим запасам относятся  остатки материальных средств на конец отчетного периода. Данный вид запасов обеспечивает непрерывность производственного или торгового процесса от начала периода, следующего за отчетным, до момента поставки очередной партии товара.

Подготовительные запасы — это часть текущих запасов, которые требуют дополнительной подготовки перед использованием их в производственном или торговом процессе.

Неликвидные запасы — это неиспользуемые длительное время производственные или товарные запасы.

Запасы в пути — запасы, находящиеся на момент учета в процессе транспортировки.

В любой момент времени в системе материально-технического снабжения обычно имеются определенные запасы, движущиеся из одной части этой системы в другую. При больших временных интервалах между моментом выхода товара со склада и моментом его получения заказчиком будет накапливаться большое количество переходных запасов. Например, при среднем уровне спроса на данный товар, равном 200 изделий в неделю, и сроке его поставки заказчику, равном двум неделям, общий объем переходных запасов этого товара составит в среднем 400 изделий.

Для определения (оценки) среднего количества технологических или переходных товарно-материальных запасов в данной системе материально-технического обеспечения в целом используется следующая формула:

J= ST, где

J — общий объем технологических или переходных (находящихся в процессе транспортировки) товарно-материальных запасов;

S — средняя норма продаж этих запасов на тот или иной период времени;

Т — среднее время транспортировки.

К примеру, при среднем уровне спроса на данный товар S, равном 200 изделий в неделю, и сроке его поставки заказчику Т, равном двум неделям, общий объем переходных запасов этого товара J составит в среднем 400 изделий.

Итак, рациональное управление запасами предполагает создание такого их уровня, который бы обеспечивал бесперебойность производственного процесса при минимальных расходах на их содержание. То есть пополнение запасов должно осуществляться до тех пор, пока эффект снижения риска прерывания производственного и/или торгового процесса из-за отсутствия запасов превышает расходы на содержание дополнительной единицы запаса. Запасы входят в состав оборотных активов предприятия и к ним применимы общие принципы управления оборотными активами.

 

2. Методы и  системы управления запасами фирмы.

Как показывает зарубежный опыт, в промышленно развитых странах  эффективное время обработки  детали составляет максимально 20% от времени  прохождения цикла. Это свидетельствует  о весьма длительном нахождении детали в производстве в полуготовом виде и приводит к созданию больших запасов и, соответственно, росту затрат на них. Исследования дают основания утверждать, что ожидаемая прибыль от каждого процента сокращения уровня запасов может быть приравнена к 10-процентному росту оборота.

Дальнейшая экономия средств может быть достигнута, если будут реализованы резервы, заложенные в рационализации обеспечивающих процессов.

В первую очередь это  относится к оптимизации запасов. Решения, принимаемые здесь руководством фирм, в конечном счете, касаются каждого отдельного вида товара или предмета хранения, конкретная единица которых, подлежащая контролю, называется «единицей учета запасов» (е.у.з.) - предмет учета, на который составлена полная спецификация.

Изучение реально существующих систем управления запасами, состоящими из многих е.у.з., показало, что существует статистическая закономерность, определяющая размеры потребности в видах товаров, представленных в запасах. 
Типичным является положение, когда на примерно 20% е.у.з. приходится 80% объема спроса в денежном выражении. Для запасов товаров широкого потребления типична меньшая концентрация е.у.з. высокой стоимости, чем для запасов товаров промышленного назначения. Потому все е.у.з, составляющие запасы фирмы, не должны контролироваться на одном уровне.

С развитием логистики  в фирмах началась перестройка управления материальными запасами и их тесная координация с общим материальным потоком фирм. В соответствии с  целями этой перестройки были созданы  отделы материальных потоков, не зависящие  от сектора складов производственного отдела предприятия. Среди экстренных задач перед вновь созданными отделами можно выделить «сведение до нуля погрешностей в складировании» и «передачу данных о состоянии складских запасов в масштабе реального времени».

Одним из вариантов решения  проблем складирования является 
«производство без складов», внедрение которого невозможно без кардинальных изменений во всем комплексе процессов, обеспечивающих производство. При этом необходимо решить несколько задач, среди которых выделим задачу создания высокоточной информационной системы по складированию, позволяющую использовать банк данных в реальном масштабе времени.

При использовании данной системы продукция выпускается  лишь в объеме, обеспечивающем сбыт. Исходное сырье и материалы закупаются только в размерах, необходимых для удовлетворения спроса. В образной форме эту систему можно свести к формуле: производится только необходимая продукция, только тогда, когда это требуется, и только в требуемом объеме.

Последние новшества в сфере производства требуют его гибкости на цеховом уровне, достигаемой как за счет расширения возможностей по переналадке оборудования, так и благодаря применению новых методов управления запасами.

Общим ориентиром для  субъектов хозяйствования в управлении материальными запасами является их минимизация в допустимых пределах, имеющая целью ускорение оборота собственных и привлеченных средств, повышение на этой основе конкурентоспособности, упрочение и расширение своей нити на рынке товаров, работ и услуг.

Одним из методов сокращения запасов, повышения гибкости производства и возможности противостояния возрастающей конкуренции стал метод «Точно в  срок», получивший наибольшее распространение  в США и странах Западной 
Европы. С внедрением в практику фирм метода «точно в срок» произошла увязка требований клиентов, стратегии продажи и экономики производства с планированием и управлением производственного процесса.

Принципиальная идея данного метода базируется на трех предпосылках.

Во-первых, предполагается, что заявки потребителей готовой продукции должны ожидать не ее запасы, а производственные мощности, готовые перерабатывать сырье и материалы, поступающие почти с «колес». Вследствие чего объем производственных запасов, рассматриваемый как замороженные мощности, минимизируется.

Во-вторых, в условиях минимизации запасов необходима непрерывная рационализация в организации  и управлении производством, ибо  высокий объем запасов нивелирует ошибки и недостатки производства, несинхронизированные операции, используемые производственные мощности, ненадежная работа поставщиков, а также другие недостатки отходят на второй план.

В-третьих, для оценки эффективности  производственного процесса, помимо уровня затрат и производительности фондов, следует включить срок реализации заявки, так называемую длительность полного производственного цикла. 
Короткие сроки реализации заявок облегчают управление предприятием и способствует росту конкурентоспособности благодаря возможности гибкого реагирования на изменения внешних условий.

Фирмы, внедряющие стратегию «Точно в срок» обычно начинают с выделенного производственного участка, после же получения соответствующего опыта распространяют применение указанного метода на очередные участки и предприятия. Зарубежный опыт свидетельствует, что фирмы, взявшие на вооружение данный метод, как правило, от него не отступают и не возвращаются к традиционным методам управления производства.

Фирмы часто используют математические модели для выбора уровней запасов  путем балансирования затрат на подготовительные операции или расходов на выполнение заказа и сопоставления затрат при дефиците запасов с затратами на хранение запасов. Затраты на хранение запасов включают в себя не только затраты на содержание запасов на складе, издержки вследствие порчи продукции и стоимость морального износа, но и издержки капитала.

Один из вариантов снижения риска  при хранении запасов - использование  технологий, основанных на системах гибкого  производства, на его роботизации. В  данном случае преимуществом является сокращение времени и затрат на подготовительные операции. Это делает экономически выгодным изготовление изделий небольшими партиями, что особенно важно в условиях жесткой конкуренции и постоянных изменений требований рынка. Особенно важно подчеркнуть, что при этом существенно снижается и риск морального устаревания запасов.

Логистическая система управления запасами проектируется с целью  непрерывного обеспечения потребителя  каким-либо видом материального  ресурса. Реализация этой цели достигается  решением следующих задач: учет текущего уровня запаса на складах различных уровней; определение размера гарантийного (страхового) запаса; расчет размера заказа; определение интервала времени между заказами.

Для ситуации, когда отсутствуют  отклонения от запланированных показателей  и запасы потребляются равномерно, в теории управления запасами разработаны две основные системы управления, которые решают поставленные задачи, соответствуя цели непрерывного обеспечения потребителя материальными ресурсами. Такими системами являются:

1. система управления запасами с фиксированным размером заказа;

2. система управления запасами  с фиксированным интервалом времени  между заказами.

Рассмотрим систему с фиксированным размером заказа. Само название говорит об основополагающем параметре системы. Это - размер заказа. Он строго зафиксирован и не меняется ни при каких условиях работы системы. Определение размера заказа является первой задачей, которая решатся при работе с данной системой управления запасами. В системе с фиксированным размером заказа объем закупки должен быть не только рациональным, но и оптимальным, то есть самым лучшим. Критерием оптимизации должен быть минимум совокупных затрат на хранение запасов и повторение заказа. Данный критерий учитывает три фактора, действующих на величину совокупных затрат: используемая площадь складских помещений, издержки на хранение запасов, стоимость оформления заказа.

Эти факторы тесно  взаимосвязаны между собой, причем само направление их взаимодействия неодинаково в разных случаях. Желание  максимально сэкономить затраты на хранение запасов вызывает рост затрат на оформление заказов. Экономия затрат на повторение заказа приводит к потерям, связанным с содержанием излишних складских помещений, и, кроме того, снижает уровень обслуживания потребителя. При максимальной загрузке складских помещений значительно увеличиваются затраты на хранение запасов, более вероятен риск появления неликвидных запасов.


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.