Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Аудит, аудиторская организация, внутренний и внешний аудит, организация аудиторской проверки в республике Беларусь

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.05.13. Год: 2012. Страниц: 32. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 

РЕФЕРАТ

 

Курсовая работа:  31  с.,  2  рис.,  12  источников, 2 прил.

 

АУДИТ, АУДИТОРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, ВНУТРЕННИЙ И ВНЕШНИЙ АУДИТ, ОРГАНИЗАЦИЯ  АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.

 

 

Объект исследования – организация аудиторской деятельности в Республике Беларусь.

Предмет исследования - аудиторская деятельность, направленная на достижение поставленных задач.

Цель работы: изучить сущность аудита, его значение и развитие в Республике Беларусь.

Методы исследования: сравнительного анализа, группировок, экспертных оценок, систематические.

Исследования  и разработки: результатом написания данной курсовой работы стало раскрытие понятия и роли аудиторской деятельности в Республике Беларусь, рассмотрены пути совершенствования  аудита на современном этапе.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные теоретические, методологические и методические положения сопровождаются ссылками на литературные источники.

 

___________________

подпись студента

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

     

Введение………………………………………………………………………..

3

1 Организационные формы контроля и их сущность………………………………………………………………………. .               

5

1.1 Виды контроля состояния бухгалтерского учёта и отчётности…………………………………………………...............................

 

5

1.2 Налоговый контроль как важнейший инструмент регулирования………………………………………………….........................

 

6

2 Аудит в рыночной экономике…………………………………………........

8

2.1 История развития аудита…………………………………………………

  8

2.2 Суть и значение аудита………………………………………....................

10

2.3 Методические приемы аудита и порядок получения аудиторских доказательств ………………………………………………………………….

 

12

3 Организация аудита в Республике Беларусь………....................................

20

3.1 Аудит в Республике Беларусь на современном этапе…………………..

3.2 Совершенствование аудита в Республике Беларусь ……………………

Заключение…………………………………………………………………….

20

24

28

Список использованных источников………………………………………..

29


Приложение А. Характеристика аудиторской деятельности ……………..     30

Приложение Б. Программа аудита …………………………………………..    31

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Для нормального функционирования рыночной экономики важную роль играет достоверная информация о деятельности предприятия. Она необходима владельцу предприятия для определения стратегии развития предприятия и способа повышения эффективности его деятельности.

 Недостоверная информация  о финансовом положении и результатах  деятельности предприятий может  повлечь принятие необоснованных решений, которые могут обернуться самыми серьезными экономическими потерями.

В достоверной информации о предприятии заинтересованы поставщики, покупатели, инвесторы и другие предприятия и организации, имеющие с ним деловые взаимоотношения.

В условиях современной  рыночной экономики осуществляется независимый контроль за достоверностью бухгалтерского учёта, а так же за предоставляемой государственным  органам и публикуемой в печати финансовой отчётностью. Такой контроль принято называть аудитом.

Родиной аудита считается  Великобритания. Уже в 1844 году здесь  принимается пакет законов, предписывавших  акционерным компаниям  поручать независимым бухгалтерам  проверку бухгалтерских книг и книг счетов компаний с последующим отчетом  перед акционерами.

В США в 1887 году  была образована Ассоциация аудиторов, а  в 1896 году законодательным путем  была регламентирована аудиторская  деятельность.

Для Республики Беларусь аудит сравнительно новое направление  экономического анализа  и контроля хозяйственной деятельности, которое начало развиваться только в последнее двадцатилетие.

Аудит, являясь методом  осуществления вневедомственного  независимого финансового контроля, не подменяет государственный финансовый контроль. Основными субъектами аудита являются, прежде всего, предприятия и организации негосударственного сектора экономики. Они не входят в систему имеющихся в стране министерств и ведомств и по этой причине не охватываются ведомственным контролем. В  отличие от государственного контроля аудит выполняет скорее роль советника, консультанта, помощника всем специалистам, занимающимся обработкой и использованием бухгалтерской информации. Аудит не только оценивает достоверность бухгалтерской отчетности предприятия, законность совершенных хозяйственных операций, но и помогает выявить допущенные ошибки, исправить их, а также рекомендует построение такой системы учета, которая позволит в дальнейшем максимально избегать ошибок.

Аудиторские проверки проводятся на договорной основе представителями  аудиторских фирм, либо отдельными самостоятельно действующими аудиторами, имеющими лицензию на право занятий такой деятельностью.

Предприятие само вправе выбрать аудитора для проведения проверки, но для этой работы не может  быть привлечено лицо, состоящее  в  родстве с  руководством предприятия или связанное с ним служебными отношениями.

Аудиторская фирма или  отдельный аудитор  по окончании  работы обязаны представить письменное заключение о состоянии учета, внутрихозяйственного контроля  на проверенных  ими  хозяйственных объектах, а так же о достоверности годового отчета и баланса.

Изменяющееся законодательство в области бухгалтерского учета  и налогообложения, внедрение в  практику современных информационных технологий, использование опыта  ведущих зарубежных стран требуют  от аудиторов особой подготовки. Они должны уметь быстро ориентироваться в сложившейся ситуации, хорошо знать действующее законодательство, применять эффективную методику проверки. Это возможно при условии подготовки и внедрения в практику работы аудиторских организаций внутренних стандартов аудита и рациональных методов контроля качества аудита.

На современном этапе  в развитии белорусского аудита немало проблем: это и нарушение ценового законодательства, ведения документации, неисполнение Правил аудиторской деятельности, что приводит к снижению качества аудиторских услуг, а, следовательно, к увеличению рисков проверяемых организаций. Поэтому вопрос развития аудита в Республике Беларусь, а также его значение в современной экономике становится всё более актуальным [1, с.4].

Цель данной курсовой работы – изучение сущности аудита, его значение и развитие в Республике Беларусь.

Задачи, которые следует  выполнить:

- изучить сущность аудита и аудиторской деятельности, особенности аудиторских проверок в современных условиях;

- рассмотреть правовые  основы аудиторской деятельности; нормативные документы, регламентирующие  проведение аудита; основные этапы  подготовки и проведения аудиторской  проверки бухгалтерского учета  и отчетности;

- рассмотреть основы организации контрольной работы налоговых органов в Республике Беларусь;

- определить основные проблемы налогового контроля в Республике Беларусь и направления его совершенствования на современном этапе.

 

1 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ИХ СУЩНОСТЬ

 

1.1 Виды контроля состояния бухгалтерского учета и отчетности

 

Контроль является составной  частью управления общественным воспроизводством. Любое общество не может нормально  функционировать и развиваться  без четко организованной системы  контроля за производством и распределением общественного продукта и другими сферами общественной жизни.

По организационным  формам контроль подразделяется на государственный, аудиторский и внутрихозяйственный.

Государственный контроль осуществляется государственными органами контроля и управления, а также административными органами.

Ведомственный контроль проводится министерствами, комитетами и другими органами государственного управления за деятельностью подведомственных им предприятий. Такой контроль осуществляется путём проведения ревизий и тематических проверок в подведомственных организациях и предприятиях.

Аудиторский контроль осуществляется за деятельностью предприятий независимыми специализированными аудиторскими фирмами  или частными лицами, имеющими лицензию на проведение контроля. Его цель состоит в том, чтобы проверить достоверность финансовой отчетности и бухгалтерского баланса, установить соблюдение действующего порядка  финансовых и хозяйственных операций, правильность их отражения в учете.

Внутрихозяйственный контроль за деятельностью проводится  на предприятиях их руководителями и специалистами, а так же штатными контролерами. Ответственность за внутрихозяйственный контроль возложена на работников учетной службы и главного бухгалтера. В их обязанность входит контроль за сохранностью и экономным использованием  материальных и финансовых ресурсов.

Являясь функцией управления, контроль, в зависимости от времени проведения делится на предварительный, текущий и последующий.

Предварительный контроль осуществляется до принятия управленческих  решений и совершения хозяйственных операций. Цель предварительного контроля – предупредить незаконные действия должностных лиц, обеспечить экономное и эффективное расходование хозяйственных ресурсов.

Цель текущего контроля – вявить в  процессе хозяйственных операций отрицательные отклонения в хозяйственной деятельности, которые в ходе предварительного или последующего контроля могут быть не вскрыты, изыскать резервы для дальнейшего роста эффективности производства.

Последующий контроль осуществляется после совершения хозяйственных операций на основе данных, зафиксированных в первичнвых документах, в регистрах бухгалтерского учёта  и в бухгалтерской отчётности. Цель такого контроля – проверить целесообразность и завершенность хозяйственных  операций за определенный период, выявить недостатки в работе, если они были допущены [1, с.3].

 

 

    1.   Налоговый контроль как важнейший инструмент регулирования

    

Налоговый контроль—это элемент финансового контроля и  часть налогового механизма. Налоговые  контрольные действия охватывают всю систему налогообложения, а также осуществляются в разрезе отдельных налогов, налоговых групп, групп налогоплательщиков, территорий. Налоговый контроль пронизывает всю экономику, обеспечивая соблюдение правил бухгалтерского учета и отчетности, законодательных основ налогообложения [2, с. 116].

Появление налогового контроля вызвано объективными причинами. Налогоплательщик, обладая определенным имуществом на праве собственности или ином вещном праве, всегда стремится защитить свой частный имущественный интерес от налоговых изъятий. При этом желание налогоплательщика уменьшить размер налоговых платежей затрагивает имущественный интерес и другой стороны налоговых отношений—государства. В такой ситуации государство, защищая публичные интересы в налоговых отношениях, вынуждено выработать специальный механизм своего взаимодействия с каждым конкретным налогоплательщиком или обязанным лицом, который бы в конечном итоге обеспечил надлежащее поведение каждого лица по исполнению им обязанности по уплате налогов и сборов и иных обязательств, предусмотренных налоговым законодательством.

Очевидно, что для охраны своих имущественных интересов  в налоговой сфере государство  должно, во-первых, создать специальный  государственный орган или органы и наделить их соответствующими властными полномочиями по отношению к лицам, обязанным уплачивать налоги и сборы. Во-вторых, законодательным путем установить порядок, формы и методы осуществления деятельности созданных уполномоченных органов, а также виды воздействия данных органов на поведение обязанных лиц, обеспечивающие в совокупности не только надлежащее поведение налогоплательщиков, но и поступление налоговых платежей в соответствующий бюджет. При этом государство путем законодательного регулирования системы взаимоотношений уполномоченных органов и налогоплательщика (а также иных обязанных лиц) должно обеспечить определенный баланс публичного и частного интереса, учитывая конституционные ограничения на вмешательство в экономическую деятельность субъекта налоговых правоотношений в условиях рыночной экономики [3, с. 37].

   

Говоря о налоговом  контроле, необходимо выделить основные его направления:

-учет организаций и физических лиц;

-налоговый контроль за своевременностью уплаты налогов и сборов;

-налоговый контроль за правильностью исчисления и полнотой уплаты сумм налогов и сборов, за надлежащим учетом доходов, расходов и объектов налогообложения;

-налоговый контроль за законностью использования налоговых льгот;

-налоговый контроль за своевременностью и правильностью  удержания сумм налогов налоговыми агентами;

-налоговый контроль за соответствием крупных расходов физических лиц их доходам;

-налоговый контроль за своевременностью перечисления налоговых платежей;

-налоговый контроль за правомерностью возмещения сумм косвенных налогов из бюджета

Таким образом, налоговый контроль занимает весьма значительное место  в системе государственного финансового  контроля, поскольку посредством  осуществления контрольных функций  государственными налоговыми органами обеспечивается не только соблюдение налогового законодательства, но и непосредственное привлечение финансовых ресурсов в государственный бюджет. Здесь очевидна большая роль налогового контроля в обеспечении исполнения бюджета государства по доходам, поскольку 80-90% бюджетных доходов страны базируется на налоговых поступлениях. Без эффективной работы налоговых органов в области контроля невозможно выполнение государством своих непосредственных функций [4, с. 85].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 АУДИТ В  РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

 

2.1 История развития аудита

 

История аудита берёт  начало в Шотландии, где в 1853 году был официально утверждён Эринбургский институт аудиторов. Однако упоминания об этом явлении можно встретить в источниках более раннего периода. Так, ещё в XIV веке учёные книги фигурировали в качестве вещественного доказательства в суде. В XVI веке во многих странах действовал правовой контроль учётных книг, а в Англии аудиторами называли людей, занимавшихся проверкой учётных записей.

Родиной аудита принято  считать Великобританию. Уже в 1844 году здесь был принят пакет законов, предписывающих акционерным компаниям поручать проверку бухгалтерских книг и счетов компаний независимым бухгалтерам. Последние обязывались отчитываться о результатах проверок перед акционерами.

Появление первых аудиторских организаций в СССР относится к 1987 году и совпадает с выходом постановлений о создании на территории государства совместных предприятий, согласно которым проверка финансово-хозяйственной и коммерческой деятельности новых предприятий должна была осуществляться за определённую плату хозрасчётными аудиторскими организациями.

В Беларуси развитие аудита началось в 1990 году, когда появились  независимые хозрасчетные аудиторские организации Минскаудит, Белэкоаудит и другие. В 1991 году Совет Министров Республики Беларусь постановлением «О контрольно-ревизионной службе» от 30.09.1991 г. признал целесообразным создание в республике аудиторской службы в целях усиления действенности финансового контроля за соблюдением режима экономии, сохранности денежных средств и материальных ценностей, пресечения злоупотреблений и преступлений в финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций. Этим же документом было утверждено Временное положение об аудиторской деятельности в Республике Беларусь, заложившее основы её нормативной базы.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.08.1992 г. была образована Аудиторская палата при Совете Министров Республики Беларусь, на которую была возложена  организация системы услуг за соблюдением установленного порядка осуществления финансовых и хозяйственных операций, правильности отражения их в оперативном и бухгалтерском учёте, а также ставилась задача оказания практической помощи в постановке учёта и анализа финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования. На Аудиторскую палату была возложена обязанность подготовки аудиторов, для чего был создан «Белаудитучцентр» при Белорусском государственном экономическом университете. В 1994 г. Аудиторская палата при Совете Министров Республики Беларусь была преобразована в аудиторскую палату Республики Беларусь на принципах самоуправления и самофинансирования.

Большую роль в становлении  отечественного аудита сыграл Закон  Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» (1994г.). Он определил основы осуществления аудита на территории страны, установил правила и порядок его проведения, регулирования отношений, возникающих, с одной стороны, между предприятиями, учреждениями и организациями, ведущими самостоятельную финансово-хозяйственную деятельность (независимо от форм собственности и видов этой деятельности), и аудиторами и аудиторскими организациями – с другой.

Закон был изменён  и дополнен в 2002 году. 25 июня 2007 года Президентом нашей страны был подписан Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности».

Становление рыночных отношений  привело к появлению большого количества новых нормативных актов, регламентирующих вопросы бухгалтерского учёта и отчётности, налогообложения, порядок формирования себестоимости, которые не всегда своевременно в полном объёме доводятся до предприятий. Исходя из этого возникла необходимость создания аудита. Понятие аудит значительно шире понятия ревизия, так как аудит включает не только проверку достоверности отчётности предприятия, но и осуществляемые аудиторской организацией и аудитором-предпринимателем экспертизу бухгалтерских балансов, финансовых отчётов и разработку предложений по улучшению хозяйственной деятельности.

Развитие рыночных отношений  в стране сопряжено с ростом финансовых рисков, повышением конкуренции между субъектами хозяйствования, поэтому спрос на аудиторские услуги в ближайшие годы значительно возрастёт. Это потребует повышения квалификации действующих аудиторов, подготовки новых кадров аудиторской службы, а также совершенствования правовых норм в сфере аудита [5, с.148].

 

 

 

 

2.2 Суть и значение аудита

В рыночной экономике  важную роль играет достоверная информация о деятельности предприятия, которая  нужна владельцу предприятия  для определения стратегии развития и способов повышения эффективности его деятельности; государственным органам для контроля за соблюдением законодательных актов о налогообложении; банкам, другим заимодавцам и страховым компаниям для оценки платёжеспособности предприятия и вероятности возврата кредитов, определения страхового риска. В достоверной информации заинтересованы поставщики, покупатели, инвесторы и другие предприятия и организации, имеющие деловые взаимоотношения с субъектом хозяйствования.

В новой редакции Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» уточнено понятие аудита. По своей сущности аудиторская деятельность (аудит) – это предпринимательская деятельность по не зависимой проверке бухгалтерского учёта и бухгалтерской (финансовой) отчётности других документов организации, их обособленных подразделений, индивидуальных предпринимателей, а при необходимости – и (или) по проверке их деятельности, которая должна отражаться в бухгалтерской (финансовой) отчётности, в целях выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчётности и соответствии совершённых финансовых (хозяйственных) операций законодательству.

В сфере аудиторской  деятельности функционируют:

а) аудиторы – индивидуальные предприниматели, физические лица, имеющие  высшее экономическое и (или) юридическое образование, стаж работы по соответствующей специальности не менее трёх лет, а также квалификационный аттестат аудитора;

б) аудиторские организации, осуществляющие деятельность по проведению аудиторских проверок и оказанию сопутствующих услуг на коммерческой основе. В их штате должно состоять не менее трёх аудиторов, руководителем аудиторской организации может быть только аудитор [5, с.145].

Наличие достоверной  информации позволяет повысить эффективность  функционирования рынка капитала и  даёт возможность оценивать и прогнозировать последствия различных экономических решений. Проведение аудиторской проверки даже в тех случаях, когда она не является обязательной, несомненно, имеет важное значение.

Для обоснования необходимости  аудита была создана теория агентов. Аудитор является агентом, действующим, как правило, от имени акционеров. По мере того как управляющие-собственники привлекают дополнительное внешнее финансирование, они постепенно теряют контроль над некоторыми аспектами бизнеса, особенно над вопросами финансовой отчётности и дальнейшего привлечения капитала. По мере увеличения внешних источников капитала растёт и потребность в современной и надёжной финансовой информации. Более того, последующие держатели акций и кредиторы, как правило, получают меньше, чем предыдущие, гарантий и прав на приоритетное получение выплат при возможном банкротстве предприятия. Для компенсации соответствующего риска акционеры и кредиторы требуют от администрации предприятия предоставления регулярной финансовой информации, а также настаивают, чтобы эта информация была подтверждена независимым третьим лицом (аудитором) таким образом, чтобы её можно было считать достаточно надёжной для принятия управленческих решений. Если, не управляя предприятием, собственники могут быть уверены в честности и аккуратности своих управляющих, а также в отсутствии фальсификации в периодически составляемой и предоставляемой им финансовой отчётности, то, согласно теории агентов, очевидна необходимость аудита. Но, объяснение с помощью этой теории функций аудита не ограничивается частным, коммерческим сектором экономики. Правительство и местные органы власти осуществляют управление с помощью прямых и косвенных налогов, взимаемых с избирателей. Последние требуют подтверждения со стороны независимого органа достоверности публикуемых сведений о пользе той или иной компании.

Компании, в которых  администрация и собственники представлены одними и теми же лицами (т.е. отсутствует  традиционный для больших компаний конфликт интересов), проводят аудит потому, что это обеспечивает им целый ряд преимуществ:

- возможность избежать  споров между партнёрами, особенно  в ситуациях со сложным соглашением  о распределении прибыли, благодаря  тому, что счета подвергаются объективному анализу со стороны независимого аудитора;

- упрощение процедуры  привлечения нового партнёра  благодаря предоставляющейся возможности  изучить выводы аудитора о  финансовом состоянии компании;

- упрощение процедуры  финансовой помощи благодаря  представлению заверенных аудитором документов о финансовом положении компании;

- упрощение отношений  с налоговыми органами, так как  проверенные аудитором счета вызывают большее доверие;

- возможность получить  квалифицированную помощь в решении  различных проблем аудитора часто  приглашают в качестве арбитра при разборе специфических спорных вопросов между партнёрами [6, с.10].

Следует разграничивать понятия самого аудита и аудиторской  деятельности. Их нельзя отождествлять, поскольку аудиторская деятельность, помимо проведения аудита, включает еще и так называемые сопутствующие услуги, к которым можно отнести:

- услуги по  постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского учета;

- составление  декларации о доходах и бухгалтерской отчетности;

- анализ финансово-хозяйственной  деятельности;

- оценку активов  и пассивов экономического субъекта;

- консультирование  в вопросах финансового, налогового, банковского и хозяйственного законодательства Республики Беларусь;

- проведение  обучения;

- оказание других  услуг по профилю своей деятельности.

Законом «О внесении изменений  и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» от 25.06.2007 года окончательно разделены понятия «аудиторская деятельность» и «аудит». Термин «аудит» по всему тексту Закона употребляется исключительно в смысле аудиторской проверки. Предполагается, что в дальнейшем словосочетание «аудиторская проверка» из законодательства Республики Беларусь будет исключено [7, с.76].

 

 

 

2.3 Методические приемы аудита и порядок получения аудиторских доказательств

 

Источниками получения  аудиторских доказательств являются:  

- первичные документы  экономического субъекта и третьих лиц; 

- регистры бухгалтерского  учета экономического субъекта; 

-результаты анализа  финансово-хозяйственной деятельности  экономического субъекта; 

- устные высказывания  сотрудников экономического субъекта  и третьих лиц; 

- сопоставление одних  документов экономического субъекта и другими, а также сопоставление документов экономического субъекта с документами третьих лиц; 

- результаты инвентаризации  имущества экономического субъекта, проводимой сотрудниками экономического  субъекта; 

- бухгалтерская отчетность.

Наиболее ценными аудиторскими доказательствами считаются доказательства, полученные аудитором непосредственно  в результате исследования хозяйственных  операций.

Определение достаточности  аудиторских доказательств зависит  от конкретных обстоятельств проверки.

Аудиторский риск уменьшается, если аудитор использует доказательства, полученные из различных источников и разные по форме представления. Если доказательства, полученные из одного источника, противоречат доказательствам, полученным из другого источника, аудитор должен использовать дополнительные аудиторские процедуры, чтобы разрешить возникшие противоречия и быть уверенным в достоверности собранных доказательств и обоснованности полученных выводов.

Если экономический  субъект не представил аудиторской организации существующие документы в полном объеме, и она не в состоянии собрать достаточные аудиторские доказательства по какому-либо счету и (или) операции, аудиторская организация обязана отразить это в отчете (письменной информации руководству экономического субъекта) и имеет право подготовить аудиторское заключение, отличное от безусловно положительного.

Метод аудита - это совокупность приемов, с помощью которых оценивается  состояние изучаемых объектов. Многообразные  приемы можно объединить в три группы: определение реального состояния объектов, анализ, оценка.

Приемы первой группы - это осмотр, пересчет, измерение, позволяющие  определять количественное состояние  объекта; лабораторный анализ, цель которого - определение качественного состояния объекта; запрос; документальная проверка.

Цель заключается в  определении основных положений  и правил проведения аудита оценочных  значений, содержащихся в бухгалтерской  отчетности.

Задачами являются:

а) изложить аудиторские  процедуры, предназначенные для проверки оценочных значений в бухгалтерском учете;

б) определить действия аудиторской  организации по анализу результатов  этих процедур.

Данные требования являются обязательными для всех аудиторских  фирм и аудиторов, работающих самостоятельно в качестве индивидуальных предпринимателей, при осуществлении аудита, предусматривающего подготовку официального аудиторского заключения.

Цель аудита организации  бухгалтерского учета и учетной  политики предприятия - установить соответствие организации бухгалтерского учета и учетной политики требованиям действующего законодательства и особенностям деятельности предприятия.

В процессе проведения проверки необходимо руководствоваться следующими основными нормативными документами:

Источники информации для проверки: Положение о бухгалтерии, должностные инструкции сотрудников бухгалтерии, график документооборота, описание технологического процесса компьютерной обработки учетной информации, Положение об учетной политике предприятия, результаты проводимых аудиторами устных опросов (бесед) и анкетирования сотрудников бухгалтерии и др.

Для достижения поставленной цели аудиторы должны решить следующие  задачи:

- установить соответствие  организационной структуры бухгалтерии  и формы бухгалтерского учета  условиям организации и управления предприятия;

- охарактеризовать системы документации  и документооборота;

- дать оценку учетной политики  предприятия.

В ходе проверки аудиторы на основании  изучения Положения о бухгалтерской  службе, должностных инструкций, устных опросов главного бухгалтера и сотрудников службы выясняют ее организационную структуру, распределение обязанностей, сложность выполняемых работ, уровень квалификации учетного персонала. Анализ объектов учета, видов и объема обрабатываемой учетной информации, использования компьютерных технологий в учетном процессе позволяет установить фактическую трудоемкость работ по отдельным группам хозяйственных операций и определить общую потребность в специалистах и их рациональное закрепление за участками учета.

Сопоставление фактической организационной структуры бухгалтерии с оптимальной и анализ применяемой формы бухгалтерского учета дает возможность аудиторам сделать вывод, насколько структура бухгалтерии и форма бухгалтерского учета соответствуют условиям организации и управления предприятия и обеспечивают полноту, своевременность и экономичность обработки учетной информации.

В процессе решения следующей задачи аудиторы изучают график документооборота и устанавливают: порядок оформления первичных документов и сроки  сдачи их в бухгалтерию, состав форм внутренней отчетности и порядок их составления и представления, применяются ли типовые формы первичных документов, обосновано ли использование нетиповых форм и т. д.

На основе ознакомления с фактически сложившимся на предприятии документооборотом определяется обеспеченность структурных подразделений бланками первичных документов, реальные сроки их подготовки и сдачи в бухгалтерию, содержание первичных документов, создаваемых автоматизированным способом, структура форм внутренней отчетности. Сопоставление полученной информации позволяет сформулировать вывод о соответствии (или несоответствии) фактического состава используемых на предприятии первичных документов и форм внутренней отчетности и их движения требованиям действующего законодательства и особенностям предприятия.

В процессе оценки Положения об учетной  политике устанавливается полнота  отражения особенностей деятельности предприятия, правильность оформления этого документа и вносимых в  него изменений.

Учетная политика предприятия должна включать следующие элементы:

- рабочий план счетов бухгалтерского  учета, содержащий синтетические  и аналитические счета, необходимые  для ведения бухгалтерского учета  в соответствии с требованиями  своевременности и полноты учета  и отчетности;

-формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств;

- методы оценки активов и  обязательств;

- правила документооборота и  технология обработки учетной  информации;

- порядок контроля  за хозяйственными операциями;

- другие решения, необходимые  для организации бухгалтерского  учета.

Анализ аудиторской  практики свидетельствует, что на отдельных  предприятиях в Положениях об учетной  политике указанные элементы только обозначены, а их подробная характеристика отсутствует. Это приводит к тому, что на предприятиях не обеспечивается четкий выбор из рекомендуемых нормативными документами вариантов оформления и отражения в учете определенных хозяйственных операций того варианта, который наиболее соответствует специфике предприятий.

Затем аудиторы устанавливают  насколько система правил, используемых для реализации учетной политики на предприятии, соответствует следующим  правилам, регламентированным действующим  законодательством:

- неизменность принятой  методики отражения хозяйственных операций, оценки имущества и обязательств в течение отчетного года, от одного отчетного года к другому;

- полнота отражения  за отчетный период всех хозяйственных  операций, имущества и результатов  его инвентаризации;

- правильность отнесения  доходов и расходов к отчетным периодам;

- строгое разделение  текущих затрат и капитальных  вложений;

- тождество данных  аналитического учета оборотам  и остаткам по счетам синтетического  учета на первое число каждого  месяца, а также показателей бухгалтерской  отчетности данным аналитического и синтетического учета;

- использование метода  двойной записи;

-разделение хозяйственной  деятельности предприятия на  отчетные периоды (месяц, квартал  и год);

- соблюдение имущественной  обособленности предприятия;

- предположение о непрерывности деятельности предприятия.

Несоблюдение названных  правил приводит к искажению картины  имущественного и финансового положения  предприятия и должно рассматриваться  аудиторами как неправильное ведение  бухгалтерского учета.

Если при изучении Положения об учетной политике будет установлено, что в него вносились изменения, аудиторы должны подтвердить правильность порядка оформления и практического применения внесенных изменений. При этом следует учитывать, что изменение учетной политики предприятия может производиться в случаях:

- изменения законодательства Украины  или нормативных актов по бухгалтерскому  учету;

- разработки предприятием новых  способов ведения бухгалтерского  учета, направленных на более  достоверное представление фактов  хозяйственной деятельности в учете и отчетности или уменьшение трудоемкости учетного процесса;

- существенного изменения условий  деятельности, которое связано с  реорганизацией, сменой собственников,  изменением видов деятельности.

Изменение учетной политики должно вводиться с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом его утверждения руководителем предприятия. Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности предприятия, оцениваются в денежном выражении и раскрываются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности.

В развитие учетной политики предприятия  могут быть подготовлены инструкции и методики организации бухгалтерского учета конкретных хозяйственных операций. По данным этих документов аудиторы формируют представление о конкретных действиях администрации по оформлению, регистрации и обобщению фактов хозяйственной деятельности.

Обобщая результаты изучения организации бухгалтерского учета, предприятия аудиторы устанавливают соответствие организации бухгалтерского учета требованиям действующего законодательства и особенностям деятельности предприятия, определяют зоны повышенного риска при проверке однородных групп хозяйственных операций.

Как правило, аудиторской проверке подвергается отчетность экономического субъекта, которая включает:

- баланс предприятия (ф. №  1);

- отчет о финансовых результатах  (ф. № 2).

Отчетность дополняется  различными расчетными документами: по НДС, прибыли, расчеты по другим налогам (транспортному и др.). При проверке отчетности аудитор руководствуется следующими положениями:

1. Инструкциями по  заполнению форм отчетности;

2. Формой учета;

3. Данными инвентаризации, предшествующей составлению годового отчета.

Инструкции позволяют  уточнить взаимоувязку форм, строк  отчетности и особенности заполнения отчетных статей.

Форма учета оказывает  существенное влияние на заполнение отчетности. Преимущественно на предприятиях и в организациях применяются формы учета: журнально-ордерная, мемориально-ордерная, журнал-главная, упрощенная и др. При использовании ПЭВМ может применяться любая из приведенных форм или, что наиболее эффективно, компьютеризированная форма учета, отвечающая эксплуатационным особенностям этих машин и позволяющая вести учет наиболее рационально.

Прежде чем приступить к проверке годовой отчетности, необходимо проверить данные, полученные при  проведении инвентаризации соответствующих  статей баланса: незавершенного производства, товаров и материальных ценностей, основных средств, денежных средств, расчетов.

Следовательно, каждая статья баланса на конец отчетного года должна быть подтверждена результатами тщательно проведенной инвентаризации. Все расхождения с данными  бухгалтерского учета, выявленные в ходе проведения инвентаризации, должны быть исправлены и отражены в соответствующих учетных регистрах до представления годового отчета. Суммы статей баланса по расчетам с финансовыми, налоговыми органами должны быть согласованы с ними и тождественны. Расхождения по этим расчетам не допускаются.

При проведении проверки отчетности аудитору необходимо учесть, что сводную бухгалтерскую отчетность экономическим субъектам рекомендуется  составлять по основным видам деятельности.

Выделяют два основных вида аудита: внешний и внутренний.

 

 

Факторы

Внутренний аудит

Внешний аудит

Постановка задач

Определяется собственниками и (или) руководством исходя из потребностей управления

Определяется договором  между предприятием и аудиторской фирмой (аудитором)

Объект

Решение отдельных функциональных задач управления, разработка и проверка информационных систем предприятия

Главным образом система учёта и отчетности предприятия

Цель

Определяется руководством предприятия

Определяется законодательством по аудиту: оценка достоверности финансовой отчётности и подтверждение соблюдения действующего законодательства

Средства 

Выбираются самостоятельно (либо определяются стандартами аудита)

Определяются общепринятыми  стандартами аудита

Вид деятельности

Исполнительская деятельность

Предпринимательская деятельность

Организация работы

Выполнение конкретных заданий руководства

Определяется аудитором  самостоятельно исходя из общепринятых норм и правил аудиторской проверки

Взаимоотно-шения 

Подчинённость руководству предприятия, зависимость от него

Равноправное партнёрство, независимость

Субъекты 

Сотрудники, находящиеся в штате предприятия

Независимые эксперты, имеющие  соответствующий аттестат и лицензию на право заниматься этим видом предпринимательства

Квалифика-ция

Определяется по усмотрению руководства предприятия

Регламентируется государством

Оплата 

Начисление зарплаты по штатному расписанию

Оплата предоставленных услуг по договору

Ответствен-ность 

Перед руководством за выполнение обязанностей

Перед клиентом и перед третьими лицами

Методы 

Методы могут быть одинаковыми при решении одинаковых задач

Отчётность 

Перед собственниками и (или) руководством

Итоговая часть аудиторского заключения может быть опубликована, аналитическая часть передаётся клиенту


         Рисунок 2.3 Особенности внутреннего и внешнего аудита


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.