Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


отчет по практике Отчёт по полевой практике по краеведению

Информация:

Тип работы: отчет по практике. Добавлен: 18.05.13. Год: 2012. Страниц: 36. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ГОУ  ВПО «ЧГПУ»)

Естественно-технологический  факультет

Кафедра географии и методики преподавания географии

 

 

 

Отчет по полевой  практике по краеведению 

 

 

 

 

            Выполнила: Шундеев Е.П.

Шундеева А.В.

студенты  III курса, группы 371-2

специальности  «география-биология»

Проверила:  Диянова О.П., 

кандидат  географических наук

 

 

 

 

 

 

 

 

ЧЕЛЯБИНСК, 2011

Содержание

  1. Разработка экспедиции на тему: Научно-исследовательская экспедиция на озеро Еловое……………………………………………………………………3
  2. Разработка экспедиции на тему: Исследование донных отложений озера Уфимского…………………………………………………………………….15
  3. Краеведческий поход для учащихся 8 класса по маршруту «Верхний Уфалей – Первоуральск»……………………………………………………23
  4. Физико-географическая характеристика водосбора озера Чебаркуль……35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шундеева  А.В.

Разработка  экспедиции на тему:

Научно-исследовательская  экспедиция на озеро Еловое

                ГЛАВА 4

ПРИМЕНЕНИЕ  РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ В КУРСЕ  ГЕОГРАФИИ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Поход выходного дня для учащихся 8-9 классов (13-14 лет) может быть организован  на озере Еловом.

 Поход выходного дня является  наиболее активным и эффективным методом краеведческого изучения географических объектов, в основе его лежит непосредственное наблюдение, развивающий самостоятельность мышления учащихся.

Наряду с учебными (программными) экскурсиями, походами, экспедициями большую  воспитательную ценность представляют  внепрограммные мероприятия, проводимые внеклассные работы с учащимися. Они вносят образность в понимании  предметов и явлений: воображение  ребят находит опору в конкретных и реальных материалах, подкрепляемых  и обогащенных комментариями  учителя. Эти экскурсии способствуют самостоятельному мышлению учеников, повышению внимания, содействуют  умению наблюдать, помогают глубже познать  сущность и взаимосвязи процессов  развития окружающего мира, воздействуют на формирование убеждений школьников, расширяют общий и географический кругозор, повышают интерес к географии.

В походах школьники учатся анализировать  наблюдаемые ими местные особенности  природы и хозяйственной деятельности людей, сравнивать различные географические объекты и территории. На основе конкретного изучения причинно-следственных связей географических явлений и  процессов во время похода у школьников формируется сознание необходимости  бережного отношения к природе  и естественным ресурсам. Походы, которые  строятся на изучении, накоплении и использовании краеведческого материала на уроках, содействуют активному усвоению знаний по географии, формированию практических умений и навыков.

 Учащиеся в рамках похода  не ограничиваются его темой,  так как они попадают в чрезвычайно  многообразные природно-экологические  условия окружающей действительности.

В курсе школьной программы учащиеся  не получают знаний о высшей водной растительности, изучение макрофитов озера Еловое, расширит представление детей о них, и связанных с ними аквальных комплексах.

В рамках данного исследования разработан поход выходного дня на озеро  Еловое с целью описания флористического  состава макрофитов этого озера.

Проблема. В процессе изучения естественных наук в школе ребята получают большое количество полезной и интересной информации. Возникает необходимость перевода полученных знаний в практические навыки и умения.

                  Цель экскурсии –

  1. Образовательная: выявить закономерности зарастания видами высшей водной растительности озера Елового, продолжить формирование умений и навыков по сравнению объектов природы, анализу, наблюдениям;
  2. Развивающая: Развитие у дальнейшей заинтересованности в углублении своих знаний по географии и биологии, продолжить формировать развитие творческого мышления, логики, памяти у учащихся;
  3. Воспитательная: продолжить воспитание бережного отношения человека к природе, любви к Родному краю;

Задачи:

    1. Составить флористический список макрофитов района исследования;
    2. Познакомить учащихся с методикой составления карт озёрного побережья и оценки степени зарастания акватории;
    3. По имеющимся данным сделать выводы;
    4. Подготовить отчёт с использованием собранного фотоматериала.

 

1 Этап 

1 .Подготовительный  этап Является важным при организации похода, включает подготовку  учащихся  как  по  теоретической  части,  так  и  отработку практических умений,  необходимых в  процессе  экскурсии  (работа с компасом, навигатором-GPS). Подготовительный этап данной экскурсии включает в себя:                 

1. Изучение и повторение материала  по теме «Растительный и животный  мир Челябинской области».

2. Рассмотрение   места   положения   озера  Еловое   по   картам

(физической  карте Челябинской области, карте  Чебаркульского района).

3. Подготовка необходимого оборудования для экскурсии, знакомство с

основными целями и задачами.

4. Знакомство с правилами безопасности в походе , распределение

обязанностей  учащихся во время экскурсии.

5. Знакомство   с   названиями   и   морфологическими   особенностями

некоторых видов высшей водной растительности.

    6.Изучение методик сбора  макрофитов, определения зарастаемости озёр.

                                                   Полевой дневник

Дата

проведения работ

Описание проведенных исследований

 

1 день -

2 день -

 

Встреченные виды

макрофитов

Оценка       степени

зарастания

акватории

Выявление факторов, влияющих на зарастание исследуемой акватории





                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итоги исследования:

____________________________________________________________________________________________________________________________________    ____________________________________________________________________________________________________________________________________                      

 

 

2 Этап

           Ход экскурсии

При движении до первой остановки  учитель преподаватель внимательно  следит за дисциплиной и соблюдением  техники безопасности на лодках.

Место стоянки. Северо-восточный  берег о. Елового

Экскурсия вдоль берега о. Еловый и  на о.Западный

       1-й день.

Задания школьникам на первый день похода:

  1.      Познакомиться с территорией места стоянки. Далее бригады из 3 человек описывают макрофиты прибрежной зоны о. Елового.
  2. Выделение факторов, влияющих на зарастание прибрежной зоны о. Елового.
  3. Составление карт с помощью навигатора.
  4. Сбор высшей водной растительности для гербаризации.
  5. Описание макрофитов прибрежной зоны о. Западного.
  6. Выделение факторов, влияющих на зарастание прибрежной зоны о.Безымянного.
  7. Составление карты с помощью навигатора.
  8. Сбор макрофитов для гербаризации.
  9. Камеральная обработка.

а) Заполнение дневников.

б) Нанесение на карту распространения макрофитов.

в) Выделение формаций макрофитов.

г) Гербаризация собранных растений.

д)Составление флористического списка встреченных макрофитов.

Экскурсия вдоль северного  и северо-восточного берега оз. Еловое и на о.Восточный

                                  2-й день

                                  Задание на второй день похода:

              1. Описание макрофитов прибрежной зоны северного и северо-восточного берегов оз. Еловое.
              2. Выделение факторов влияющих на зарастаемость макрофитами прибрежной зоны северного и северо-восточного берегов оз. Еловое.
              3. Составление карты с помощью навигатора.
              4. Сбор макрофитов для гербаризации.
              5. Описание макрофитов прибрежной зоны о. Восточного.
              6. Выявление факторов, влияющих на зарастаемость макрофитами прибрежной зоны о. Восточный.
              7. Составление карты с помощью навигатора.
              8. Сбор макрофитов для гербаризации.
              9. Камеральная обработка.

а) Заполнение дневников.

      б) Нанесение на карту распространения макрофитов.

      в) Выделение формаций макрофитов.

      г) Гербаризация собранных растений.

д)Составление флористического списка встреченных макрофитов.

е) подведение итогов о проделанной работе.

                                 

                                  Заключительный этап

В школе ребята пишут отчёт, опираясь на итоги проделанной работы. Оформляю гербарий. А так же делают презентацию  на основе собранного фотоматериала.                                        

                                      Маршрут похода выходного дня на оз. Еловое

 

               

                   

                                 Условные обозначения:

                        - место стоянки


                        - место проведение экскурсии


                        - направление передвижения на лодке                                 

                                                       

                                                        Заключение

     Во вовремя похода  на озеро  Еловое ребята самостоятельно  смогут выявить  видовой состав и установить некоторые закономерности  размещении  высшей водной растительности, определить степень и факторы влияющие на зарастаемости этого озера.

Проведение  похода содействуют активному усвоению знаний по географии и биологии, формированию практических умений и  навыков, а так же расширение кругозора  школьников. Полученные материалы исследований ребята могут использовать для начала своей научной деятельности.

                                            Приложение

Приложение 1

План  похода выходного дня

День 1

08:30 – сбор участников похода  выходного дня у Пригородных  касс г. Челябинск;

09:20 – 11:50 следование электропоезда Челябинск  - Миасс со школьниками до станции  «Кисегач»;

12:00 – 13:00  перекличка и движение школьников  до стоянки на острове  Еловом;

13:00 – 14:00 установка лагеря, приготовление  дежурными обеда;

14:00 – 15:00 обед;

15:30 – 19:00 экскурсия для сбора материала  вдоль берега острова Елового  и на остров Безымянный ;

19:00 – 20:30 камеральная обработка;

20:30 – 21:30 ужин;

21:30 – 22:30 песни у костра;

22:30 – 23:00 умывание, приготовление ко  сну;

23:00 отбой.

День 2

6:30 – 7:30 подъем, приготовление дежурными завтрака;

7:30 – 8:30 завтрак;

8:40 – 12:00 экскурсия для сбора материала  вдоль северного и северо-восточного  берега озера Еловое и на остров Любви;

12:00 – 13:00 камеральная обработка;

13:00 – 14:00 приготовление дежурными обеда;

14:00 – 15:00 обед;

15:00 – 16:00 сбор лагеря;

16:00 – 17:15 следование школьников до станции  Кисегач;

17:45 – 20:15 следование электропоезда Миасс  – Челябинск со школьниками  до г. Челябинск.

                                                                                                      Приложение 2

                                                        Меню

День 1

Перекус:  бутерброды с колбасой, ирис;

Обед: суп  куриный, печенье;

Перекус: бутерброды с плавленым сыром, шоколадные конфеты;

Ужин: рис  с подливом, сушки со сгущенкой;

День 2

Завтрак: борщ, вафли;

Перекус: бутерброды с колбасой, конфеты;

Обед: харчо, сушки со сгущёнкой

Перекус: бутерброды с плавленым сыром, козенаки

Приложение 3

Снаряжение

Личное снаряжение

Рюкзак            1 шт.

Спальный  мешок          1 шт. 

Коврик            1 шт.

Радикулитка          1 шт.

Пакеты целлофановые          1 уп.

Кроссовки             2 п.

Носки х/б            3 п.

Носки шерстяные         2 п.

Ветровка (куртка)         1 шт.

Кофта с воротником         1 шт.

Футболка            2 шт.

Шорты            1 шт.

Штаны            2 шт.

Кепка             1 шт.

Кружка            1 шт.

Ложка            1 шт.

Миска            1 шт.

Нож            1 шт.

Спички            1 уп.

Паста зубная          1 шт.

Щетка зубная          1 шт.

Туалетная бумага                                                                                           1 шт.

Личная аптечка                                                                                              1 шт

Компас            1 шт.

Карта            1 шт.

Блокнот, карандаш                                                                                  1 шт

Булавки            5–8шт.

Спасательные  жилеты                                                                                  1шт.

Документы

Деньги 

Репелленты

Групповое снаряжение

Палатки            3 шт.

Тент            2 шт.

Полиэтилен          3 шт.

Аптечка            1 шт.

Котлы            3 шт.

Трос            1 шт.

Половник            2 шт.

Доска разделочная         1 шт.

Топор            1 шт.

Пила            1шт.

Фотоаппарат          1 шт.

Канистры            2 шт.

Фонарики                                                                                                4 шт.

Лодки                                                                                                      5 шт.

                                                                                                     Приложение 4

Виды  высшей водной растительности, встречающиеся на озере Еловом

  1. Болотница болотная (Еleocharis palustris L.)
  2. Вех ядовитый (Cicuta virosa L.)
  3. Водокрас лягушачий (Hydrocharis morsus-ranae L.)
  4. Гидрилла литовская(Hydrilla lithuanika Dandy.)
  5. Горец земноводный (Polygonum amphibium L.)
  6. Ежеголовник прямостоящий (Sparganium erectum L.)
  7. Кубышка жёлтая (Nuphar lutea L. )
  8. Кувшинка чисто-белая (Nymphaea candida J. et Presl)
  9. Осока водная (Carex aquatilis Wahl ssp. aquatilis)
  10. Рдест блестящий (Potamogeton lucens L.)
  11. Рдест курчавый (Potamogeton crispus L.)
  12. Рдест маленький (Potamogeton pusillus L.)
  13. Рдест нитчатый (Potamogeton filiformis Pers.)
  14. Рдест плавающий (Potamogeton natans L.)
  15. Рогоз широколистный (Typha latifolia L.)
  16. Роголистник погружённый (Ceratophyllum demersum L.)
  17. Ряска малая (Lemna minor L.)
  18. Ряска трёхлистная (Lemna trisulca L.)
  19. Стрелолист обыкновенный (Sagittaria sagittifolia L.)
  20. Телорез алоевидный (Stratiotes aloides L.)
  21. Тростник обыкновенный (Phragmites australis (Cav.) Trin. ex Steud.)
  22. Уруть колосистая (Myriophyllum spicatum L.)
  23. Уруть мутовчатая (Myriophyllum verticillatum L.)
  24. Частуха подорожниковая (Alisma plantago-aquatic L.)
  25. Элодея канадская (Elodea canadensis Michx.)

                                                                                                 Приложение 5

                         Игра «Зеркало»

Участники делятся  на две команды и выбирают капитана. Затем каждая команда выбирает двух игроков (обозначим их условно игрок-1 и игрок-2). Капитаны команд загадывают любой предмет или явление  природы, окружающие его и говорит  «это» игроку-1. Затем команды  меняются этими игроками. Задача игрока-1 из одной команды объяснить это явление или предмет природы жестами игроку-2 из другой команды. Побеждает команда игрок ,которой угадал первый.

                 Игра «Правда или вымысел?»

Ребята  делятся на две команды, руководитель задаёт им вопросы по очереди. Команда в которой количество правильных ответов было больше всего выигрывает.

  1. Правда ли, что в Канаде располагается 10% лесного покрова всего мира? (Да).
  2. Правда ли, что летом температура на дне каньона Колорадо может достигать 40°С? (Да).
  3. Правда ли, что температура в Долине Смерти может достигать 200°С? (Нет, только 120°С).
  4. Правда ли, что главами государств Объединённые Арабские Эмираты и Малайзия являются монархи? (Да, хотя титулы их глав не «монархические»). 
  5. Правда ли что уровень льда на Южном полюсе составляет около 4000м? (Нет, только 2800).
  6. Правда ли, что Кумари (Коморин) – это самая южная оконечность полуострова Индостан? (Да).
  7. Правда ли что плотность населения на острове Ява составляет больше 1000 человек на километр квадратный? (Да, это самый населённый остров мира).
  8. Правда ли, что в мире насчитывается более 210 суверенных государств? (Да).
  9. Правда ли, что Россия является владелицей колоний? (Нет).
  10. Правда ли, что Китай является самым большим по площади государством Азии? (Да).
  11. Правда ли, что Ганг – священная река буддистов? (Нет, индуистов).
  12. Правда ли, что США занимает 4 место в мире по размеру территории? (Да).
  13. Правда ли, что самым большим по площади государством Европы является Украина? (Да).
  14. Правда ли, что по форме государственного устройства Япония является Абсолютной монархией? (Нет, конституционной).
  15. Правда ли, что основной энергетики Китая является уголь? (Да).
  16. Правда ли, что Эритрея является самым молодым государством   в Африке по времени образования? (Да). 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шундеев  Е.П.

Разработка  экспедиции на тему:

Исследование  донных отложений озера Уфимского

 

ГЛАВА 4

ПРИМЕНЕНИЕ  РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ В КУРСЕ  ГЕОГРАФИИ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Преподавание географии, как и  любой дисциплины школьного курса,  имеет свои характерные особенности. Самая важная особенность методики преподавания географии – необходимость  общения с природой как минимум, на экскурсиях. К.Д.Ушинский называл  природу великой воспитательницей. Изучение природы открывает широкие  возможности для всестороннего  развития личности школьника. Географическая экскурсия – одна из форм организации  учебно-воспитательного процесса в  школе. Знания  о своей местности, полученные во время экскурсий, используются для объяснения многих явлений и  процессов в географической оболочке Земли (Никонова,1997). Имея представление  о природе своего края и ее закономерностях, о населении и хозяйстве родного  края, легче усваивать географию  более отдаленных районов страны, а также зарубежных территорий.

В процессе обучения географии важнейшим  средством формирования и конкретизации  географических понятий служит географическая карта. Методически грамотное использование  карты позволяет успешно развивать  у учащихся творческое воображение, память, логическое мышление, умение сравнивать, устанавливать связи, делать выводы. Она незаменима не только на уроках географии, но и в соревнованиях  по спортивному ориентированию, при  проведении конкурсов, олимпиад, викторин, а также экскурсионных занятий (Левицкий, Евглевская, 1996).

На экскурсиях школьники учатся анализировать  наблюдаемые ими местные особенности  природы и хозяйственной деятельности людей, сравнивать различные географические  объекты и территории. На основе  конкретного изучения причинно-следственных связей географических явлений  и процессов во время экскурсии у школьников формируется сознание необходимости бережного отношения к природе и естественным ресурсам. Экскурсии, которые строятся  на изучении, накоплении и использовании краеведческого материала на уроках, содействуют  активному усвоению знаний по географии, формированию практических умений и навыков (Панчешникова, 1983).

         Цель экскурсии

Воспитательная: закрепление полученного материала по теме «Внутренние воды и водные ресурсы Челябинской области».

Развивающая: Формирование заинтересованности учащихся в практических исследованиях

Воспитательная: продолжить воспитание уважительного отношения к природе родного края.

Задачи:

  • на  местности проследить за историей развития озера через донные отложения озера
  • познакомить учащихся с хозяйственным использованием сапропеля
  • проследить экологическое состояние берегов и прибрежной зоны озера.

   Оборудование: карта окрестностей озера Уфимское, рулетка, планшеты, карандаши, фотоаппарат, катамаран с деревянной платформой, лодки, поршневой бур, пластиковые кюветы, рулетка.

1.Подготовительный этап

Изучение  и повторение материала по теме «Внутренние  воды и водные ресурсы Челябинской  области». Рассмотрение места положения  озера Уфимское по картам (физической карте Челябинской области, карте  окрестностей        города Карабаша).

Включает в себя:

   1. Рассмотрение   места   положения   озера     по   картам

   (физической карте Челябинской области, карте района).

2.Подготовка необходимого оборудования для экскурсии, знакомство с

основными целями и задачами.

3.Знакомство с правилами безопасности при работе на воде, распределение

обязанностей  учащихся во время экскурсии.

4.  Изучение методики отбора донных отложений.

 

Знакомство с правилами ведения  полевых дневников, распределение  обязанностей учащихся во время экскурсии.

Знакомство с изменением озера  за последние 5 тысяч лет. Подготовка полевого дневника по следующей форме:

Полевой дневник

Таблица

Мощность  слоя, см

Описание  слоя

Выводы

     

 

 

Вывод по экскурсии: __________________________________________________________________

 

__________________________________________________________________


 

 

__________________________________________________________________ 


 

 


 


 

 

Рис. Карта  района исследования (оз. Уфимское)

 

2. Ход экскурсии

Студенты  на лодках доплывают до рабочей платформы  и наблюдают за процессом отбора проб донных отложений.

 

Заключительный этап – оформление собранных материалов (частично на обратном пути в электричке, с использованием формы полевого дневника). Обработка собранных материалов и написание отчета.

 

 

 

Приложение

                                                                                                  

Приложение 1

План  экспедиции

День 1

10:00 – сбор участников похода  выходного дня у Северного  автовокзала г. Челябинск;

10:40 – 12:50 следование автобуса со студентами  до г. Карабаш;

13:00 – 14:00 движение студентов до стоянки  на оз. Уфимское;

14:00 – 15:00 установка лагеря, приготовление  дежурными обеда;

15:00 – 16:00 обед;

16:30 – 20:30 сборка катамарана;

20:30 – 21:30 ужин;

21:30 – 22:30 песни у костра;

22:30 – 23:00 умывание, приготовление ко  сну;

23:00 отбой.

День 2

7:00 – 8:00 подъем  дежурных, приготовление завтрака;

8:00 – 9:00 завтрак;

9:00 – 10:00 вывод его на воду;

10:00 – 14:00 отбор проб; 

13:00 – 14:00 установка лагеря, приготовление  дежурными обеда;

14:00 – 15:00 обед;

15:00 – 15:30 заполнение дневников;

15:00 – 19:00 экскурсия на г. Лиственная;


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.