Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Реализация принципа наглядности на уроках в начальной школе

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 18.05.13. Год: 2012. Страниц: 40. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

Глава I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ………..8

§1 Принцип наглядности в педагогических системах различных учёных и педагогов…………………………………………………………………………..8

§2  Наглядность: понятие, суть, виды наглядности и методические условия их использования в образовательном процессе…………………..……………….23

Глава II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАГЛЯДНОСТИ………………………….31

§1 Изучение и анализ педагогического опыта использования наглядных средств на уроках в начальной школе………………………………………….31

§2 Опытно – экспериментальная работа по использованию средств наглядности...........................................................................................................37 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее  время в обществе сложилось новое  понимание основной цели образования. Учитель, в первую очередь, должен заботиться о формировании у ученика способности к саморазвитию, которая обеспечит интеграцию личности в национальную и мировую культуру. В связи с этими изменениями придается большое значение совершенствованию методов обучения. Методы обучения являются одним из компонентов целостной методической системы обучения. Лидирующую роль среди этих компонентов методики играют цели обучения. Изменение целей обучения сказалось не только на содержании обучения, но повлекло за собой заметные изменения и других компонентов методики, и, прежде всего методов обучения. Это конкретно проявилось в том, что для школы были созданы новые учебники, разработаны новые методики, создается новая система средств обучения.

Вплоть  до недавнего времени в дидактике  не существовало четкого разграничения  понятий закона, закономерности, принципа и правила. Однако в ходе дискуссий  было доказано, что происходит перестройка  содержания принципов, сохранивших  свое значение в новых условиях, и появляются новые принципы, в  которых отражаются новые требования общества к обучению [25].

Принципы  обучения выступают в органическом единстве, образуя некоторую концепцию  дидактического процесса, которую можно  представить как систему, компонентами которой они являются.

Я.А. Коменский  считал принцип природосообразности  обучения основой. Иначе рассматривал А. Дистервег, стремясь раскрыть более  конкретно, он рассматривал их в виде требования к: содержанию обучения; обучающим; обучающимся. 

К.Д. Ушинский определил необходимые условия  хорошего обучения так: современность, постепенность, органичность, постоянство, твердость усвоения, ясность, самодеятельность учащихся, правильность. К дидактическим  принципам он относил также: 1) сознательность и активность обучения; 2) наглядность; 3) последовательность; 4) прочность знаний и навыков [7].

Также были предприняты многочисленные попытки разработать систему дидактических принципов в работах исследователей нового времени. Их анализ позволит выделить в качестве основополагающих, общепризнанных следующие принципы: сознательности и активности; наглядности; систематичности и последовательности; прочности; научности; доступности; связи теории с практикой [4].

Интенсификация  учебно-воспитательного процесса достижима  за счет рациональной организации труда  детей и учителя на каждом уроке, привлечение эффективных приемов  обучения, разумного использования  технических и наглядных средств  обучения, большой исполнительной дисциплины, хорошо налаженной обратной связи.

Все это  поможет также решать различные  проблемы, возникающие в ходе учебно-воспитательного процесса. Наиболее актуальная проблема в наше время - это проблема повышения качества усвоения знаний, уровня сформированности умений и навыков. Проблема повышения качества знаний, умений и навыков стоит перед педагогами довольно давно. Для достижения этой цели учителя используют различные приемы, методы и средства работы с учащимися [26].

Одним из важных в работе с младшими школьниками  средств является использование  наглядности. Изучением и применением средств наглядности в обучении занимались Жан-Жак Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Л.Н.Толстой, В.П. Вахтеров и другие. В методической литературе большое внимание уделяется вопросам использования наглядных средств при обучении младших школьников (работы М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, А. С. Пчелко, А. М. Пышкало, Л. Н. Скаткина и другие). Н. Л. Менчинская и М. И. Моро указывают на необходимость самостоятельного оперирования средствами наглядности учащимися начальной школы.

Наглядность это один из компонентов целостной  системы обучения, которая может  помочь младшему школьнику качественнее усвоить изучаемый материал на более  высоком уровне.

Наглядно  представленный материал способствует развитию мыслительных операций и всей мыслительной деятельности учащихся, тем самым обеспечивается переход  от конкретного к абстрактному в  процессе овладения знаниями. Большие возможности дают наглядные средства для развития конструктивной деятельности учащихся (выполнение заданий по образцу).

Решению образовательных задач способствует использование различных наглядных  средств не только на этапе ознакомления, но и при закреплении знаний, при  формировании умений и навыков.

Практика  обучения показывает, что при систематическом  включении наглядных средств  увеличивается самостоятельность  учащихся, возрастает их активность, формируется положительное отношение к предмету. Данное обстоятельство является очень важным для обеспечения развития в процессе обучения личности.

          Принцип наглядности в обучение важен потому что: помогает человеку  воссоздать форму, сущность явления, его структуру, связи; формирует  визуальную и слуховую культуру человека; дает учителю обратную связь, насколько ученик усвоил учебный материал, понял его и осмыслил. Принцип наглядности не утверждает, что образ в процессе обучения создается мгновенно и непроизвольно. Необходима активная умственная работа по его созданию человеком. Все это обусловило актуальность темы исследования.

          Поэтому тему нашего исследования мы избрали «Реализация принципа наглядности на уроках в начальной школе».

Объект исследования: процесс обучения в начальной школе.

Предмет исследования: деятельность учителя по использованию средств наглядности на уроках в начальной школе.

Цель исследования: выявление эффективных условий использования наглядности на уроках в начальной школе.

Достижение  цели осуществляется через решение следующих задач:

    проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;

    рассмотреть понятие, классификацию и практическое применение наглядных пособий на уроках в начальной школе;

    опытно - экспериментальным путем проверить эффективность использования наглядных пособий на примере уроков математики в процессе изучения чисел первого десятка.

        Гипотеза исследования: если учитель в системе использует наглядность на уроках, то это способствует:

- прочному  усвоению знаний, формированию знаний, умений и навыков;

- развитию  творческой активности младших  школьников;

- обогащению  абстрактного мышления школьников.

        Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс методов исследования: изучение и анализ психолого-педагогической, методической и учебной литературы по проблематике исследования; педагогические наблюдения, беседы, анкетирование учителей и учащихся; проведение педагогического эксперимента, количественная обработка и качественная интерпретация экспериментальных данных, статистическая обработка полученных данных.

Опытно-экспериментальная  база исследования: МБОУ «СОШ №33» города Стерлитамака. В эксперименте участвовали учащиеся 1 «Г» и 1 «Д» классов.

Научная новизна исследования состоит в том, что использование наглядных пособий на уроках в начальной школе рассматривается как самостоятельная исследовательская проблема; экспериментально проверена эффективность использования наглядных пособий на примере урока математики в процессе изучения чисел первого десятка.

Практическая  значимость заключается в том, что выводы и результаты дипломной работы могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений. 
 

  

    
 
 
 
 
 
 

   
 
 
 
 
 
 

Глава I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ 

§1 Принцип наглядности в педагогических системах различных ученых и педагогов 

        Принцип наглядности - один из старейших и важнейших в дидактике - означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала [1].

Закономерное  обоснование данного принципа получено сравнительно недавно. В основе его  лежат следующие строго зафиксированные  научные закономерности: органы чувств человека обладают разной чувствительностью  к внешним раздражителям. У большинства  людей наибольшей чувствительностью  обладают органы зрения, которые «пропускают» в мозг почти в 5 раз больше информации, чем органы слуха, и почти в 13 раз  больше, чем тактильные органы.

Книги, как рукописные, так и печатные, снабжались нередко рисунками и  раньше, но то было эмпирическое применение наглядности – без ее теоретического обоснования. Впервые оно было дано Яном Амосом Коменским (1592 - 1670). Следуя сенсуалистической философии, Я.А. Коменский в основу познания и обучения поставил чувственный опыт, теоретически обосновал и подробно раскрыл принцип наглядности. Он понимал наглядность широко, не только как зрительную, но и как привлечение всех органов чувств к лучшему и ясному восприятию вещей и явлений. Им было провозглашено “ золотое правило ” дидактики: “ Все, что только возможно, представлять для восприятия чувствами: видимое для восприятия – зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие – либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами” [2]. Согласно этому правилу к обучению  необходимо  привлекать все органы чувств. Я.А. Коменский  писал: "Если мы намерены насаждать в учащихся истинные и достоверные знания,  то мы  вообще  должны  стремиться обучать всему при помощи личного наблюдения и чувственной наглядности". Требование, чтобы знания черпались учениками, прежде всего из собственных наблюдений, сыграло большую роль в обучении. Однако ограниченность сенсуалистической философии, на которую опирался Коменский, не позволила ему раскрыть принцип наглядности обучения с необходимой полнотой и  разносторонностью [3].

Вслед за Коменским большое внимание принципу наглядности уделял и Жан-Жак  Руссо (1712 - 1778). Дидактика Руссо основана на развитии у ребенка самостоятельности, сообразительности, умения наблюдать. Все должно быть представлено восприятию ребенка с максимальной наглядностью. По его мнению, наглядность –  сама природа, сами жизненные факты, с которыми ребенок непосредственно знакомится [6].

Более глубокое, чем у Я.А. Коменского обоснование  наглядности дал Иоганн Генрих Песталоцци (1746 - 1827). Он писал, что органы чувств сами по себе доставляют нам беспорядочные сведения об окружающем мире. Обучение должно уничтожить беспорядочность в наблюдениях, разграничить предметы, а однородные и близкие снова соединить, то есть сформировать у учащихся понятия. Он считал, что без применения наглядности, в широком смысле этого слова, нельзя добиться правильных представлений об окружающем мире, невозможно развивать мышление и речь ребенка.

Песталоцци  не был знаком с педагогической системой Я.А. Коменского в целом, но знал его учебные книги. Это дало ему право утверждать: “Когда в настоящее время оглядываюсь назад и спрашиваю себя: что же, собственно, я сделал для обучения человечества, то нахожу следующее: я прочно установил высший основной принцип обучения, признав наглядность абсолютной основой всякого познания ” [6].

Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский (1824 - 1870), исходя, из психологических  особенностей детского возраста так  же большое значение придавал принципу наглядности. Наглядное обучение, по словам К.Д. Ушинского, такое обучение, которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком.

Воспитательно-образовательная  работа в начальных классах должна учитывать закономерности развития детей, исходить из требований школьной педагогики и дидактики. В соответствии с этими требованиями обучение детей  опирается на непосредственное восприятие действительности, что особенно важно  в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Познание  окружающего мира дошкольниками  и младшими школьниками строится при активном участии различных  анализаторов: зрительных, слуховых, осязательных, двигательных. К.Д. Ушинский отмечал, что  дитя мыслит образами, звуками, красками, ощущениями вообще, отсюда необходимость  для детей наглядного обучения, которая  строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком. Это утверждение подчеркивает закономерность, лежащую в основе развития детей этого возраста [6].

В наибольшей степени обеспечить принцип наглядности  помогает дидактический материал, используемый на занятиях. Очень важно, чтобы деятельность по восприятию наглядного материала и действия с дидактическим материалом совпадали, сочетались с деятельностью познания. В противном случае дидактический материал будет бесполезен, а иногда может и отвлекать детей [4].

Обосновывая принцип наглядности обучения, Ушинский указывал, что единственным источником наших знаний может быть “опыт, сообщаемый нам через посредство наших чувств” [1].

В теоретическую  разработку и применение принципа наглядности Ушинский внес много ценного: он дал материалистическое обоснование принципа наглядности. В концепции Ушинского нет той переоценки наглядности, какая характерна для Коменского, и нет того формализма и педантизма при знакомстве детей с окружающим миром, которые свойственны Песталоцци. Ушинский отвел наглядности надлежащее ей место в процессе обучения; он видел в ней одно из условий, которое обеспечивает получение учащимися полноценных знаний, развивает их логическое мышление [2].

Ушинский  значительно расширил и обогатил новыми приемами методику наглядного обучения, которую раньше создали  Коменский, Песталоцци, Дистервег. Так  он разработал подробно указания относительно рассказывания детям по картинкам, указал, что использованные для беседы картины следует оставлять вывешенными  в классе для закрепления и  повторения сведений, полученных путем  беседы, рассказа и так далее.

Большое значение придал жизненности преподавания, приучая, учащихся к наблюдательности Лев Николаевич Толстой (1828 - 1940), широко практиковал в Яснополянской  школе экскурсии и опыты, пользовался  таблицами и картинами, хотя предпочитал  показывать детям подлинные явления  и предметы в их естественном, натуральном  виде, отдавая должное принципу наглядности. Вместе с тем он справедливо едко высмеивал те извращения принципа наглядности, которые рекомендовались немецкими  методистами в виде так называемых “предметных уроков” [6].

Василий Порфирьевич Вахтеров (1853 - 1924) утверждал, развитие ребенка в учебном процессе – это естественное явление жизни. Задача педагога состоит в том, чтобы  при организации учебного процесса применялись такие методы обучения и воспитания, которые учитывали  бы возрастные, индивидуальные особенности  ребенка, уровень развития познавательных и творческих способностей. В этом и заключается главная проблема обучения и воспитания.

Указанной проблеме Вахтеров посвятил специальное  педагогическое сочинение под названием  «Предметный метод обучения». Он показал, какие интересы и способности  развивает у детей наглядное  обучение (глава ХI), определил наглядное обучение в начальной школе фундаментом, на котором зарождается развивающее обучение. В данном педагогическом труде Вахтеров стремился показать взаимосвязь дидактики с частными методиками обучения.

Как и  в учебных книгах К.Д. Ушинского, в учебных книгах Вахтерова художественные тексты органически связаны с  научно – популярными, и все это, подчеркиваем, иллюстрируется разнообразной наглядностью. Приемы обучения должны быть согласованы с природой изучаемого предмета, вытекать из сущности предмета обучения. Этот принцип, замечает Вахтеров, должен быть положен в основу методики каждого учебного предмета [6].

Принцип наглядности остается одним из главных  и ведущих принципов дидактики  и сегодня. Практика обучения выработала большое количество правил, раскрывающих применение принципа наглядности. Вот  некоторые из них:

1.Нельзя игнорировать даже самые простые, технически несовершенные, устаревшие пособия, если они дают положительный результат. Это могут быть, к примеру, самодельные пособия, изготовленные учителем или учащимися. Такие старые пособия порой не дают должного эффекта не потому, что они плохи сами по себе, а потому что неправильно используются.

2.Наглядные пособия необходимо использовать не для того, чтобы «осовременить» процесс обучения, а как важнейшее средство успешного обучения.

3.При использовании наглядных пособий должно соблюдаться определенное чувство меры. Если учитель даже располагает большим количеством хороших пособий по конкретному учебному материалу, это не значит, что они все обязательно должны быть использованы на уроке. Это ведет к рассеиванию внимания, и усвоение материала будет затруднено.

4.Демонстрировать наглядные пособия нужно лишь тогда, когда они необходимы по ходу изложения учебного материала. До определенного момента желательно, чтобы все приготовленные наглядные пособия были каким-то образом закрыты от взора учащихся. Их необходимо демонстрировать в определенной последовательности и в необходимый момент. Исключение составляют наглядные пособия типа табличек с правильным написанием трудных слов, плакатов каких-либо сложных формул, таблиц умножения, математических постоянных величин, которые необходимо запомнить и так далее. Такие наглядные пособия должны постоянно находиться перед глазами учащихся.

5.С целью концентрации внимания учащихся необходимо руководить их наблюдениями. Прежде чем демонстрировать наглядное пособие, нужно разъяснить цель и последовательность наблюдения, предупредить о каких-то побочных, несущественных явлениях [7].

        Наглядные пособия сами по себе в процессе обучения никакой особой роли не играют, они эффективны только в сочетании со словом учителя. Очень часто принцип наглядности воспринимается педагогами как необходимость непосредственных наблюдений учащимися за определенными явлениями. Однако не всякое восприятие и не всегда продуктивно, оно может быть таковым только при активном мышлении, при возникновении вопросов и стремлении учащихся найти на них ответы. Еще Н.Пирогов в свое время отмечал, что «ни наглядность, ни слово сами по себе, без умения с ними обращаться как надо... ничего путного не сделают» [8].

Существуют  разные способы сочетания слова  и наглядности, которые подробно проанализированы и обобщены Л.В.Занковым в его книге «Наглядность и  активизация учащихся в обучении». Наиболее типичными из них являются:

при помощи слова учитель сообщает сведения об объектах и явлениях и потом, демонстрируя соответствующие наглядные пособия, подтверждает правдивость своей  информации;

при помощи слова учитель руководит наблюдениями учащихся, а знания о соответствующих  явлениях они приобретают в процессе непосредственного наблюдения за этим явлением [9].

Очевидно, что второй способ более эффективен, нежели первый, так как он ориентируется  на активизацию деятельности учащихся, но чаще всего используется именно первый. Это объясняется тем, что  первый способ более экономичен по времени, он проще для учителя  и требует меньшего времени при  подготовке к занятиям.

С одной  стороны, наглядность может быть использована с целью обогащения чувственного опыта учащихся. В этих случаях она должна быть как можно  ярче и красочнее, например, при изучении истории, литературы и так далее.

С другой стороны, наглядность может использоваться лишь для разъяснения сущности явления. Когда младших школьников мы обучаем  счету, то не нужны плакаты с красивыми  корабликами или самолетами, здесь  необходимы плакаты с обычными карандашами, так как в противном случае мы привлечем внимание детей не к  количеству предметов, не к счету, а  к самолетикам, к самой картинке.

        Большое значение придают наглядному обучению и современные учителя новаторы: С.Н. Лысенкова, Ш.А. Амонашвили и другие.

Таким образом, можно говорить о том, что использование наглядных средств занимало умы ученых и педагогов на протяжении всей истории образования. Проблема использования наглядности остается актуальной и сегодня.

§3 Наглядность: понятие, суть, виды наглядности и методические условия их использования в образовательном процессе.

Понятие «наглядность» не имеет одной, четко очерченной трактовки. В контексте разных тематических материалов (психология, философия, педагогика) оно имеет разный «оттенок» трактовки, хотя суть и смысл понятия везде одинаковы.

Наглядность - это 1) свойство, выражающее степень доступности и понятности психических образов объектов познания для познающего субъекта; 2) один из принципов обучения. В процессе создания образа восприятия объекта наряду с ощущением участвуют память и мышление. Образ воспринимаемого объекта является наглядным только тогда, когда человек анализирует и осмысливает объект, соотносит его с уже имеющимися у него знаниями. Наглядный образ возникает не сам по себе, а в результате активной познавательной деятельности человека. Образы представления существенно отличаются от образов восприятия. По содержанию они богаче образов восприятия, но у разных людей они различны по отчётливости, яркости, устойчивости, полноте. Степень наглядности образов представления может быть различной в зависимости от индивидуальных особенностей человека, от уровня развития его познавательных способностей, от его знаний, а также от степени наглядности исходных образов восприятия. Существуют также образы воображения - образы таких объектов, которые человек никогда непосредственно не воспринимал. Однако они составлены, сконструированы из знакомых и понятных ему элементов образов восприятия и представления. Благодаря образам воображения человек способен вначале представить себе продукт своего труда и лишь, затем приступить к его созданию, представить различные варианты своих действий. Чувственное познание даёт человеку первичную информацию об объектах в виде их наглядных представлений. Мышление перерабатывает эти представления, выделяет существенные свойства и отношения между разными объектами и тем самым помогает создавать более обобщённые, более глубокие по содержанию психические образы познаваемых объектов [18].

        Наглядные учебные пособия - плоскостные и объёмные изображения предметов и явлений, создаваемые для целей обучения, производственные и природные объекты в их естественном или препарированном виде. Применение Наглядных учебных пособий способствует формированию у учащихся материалистических представлений и понятий, выработке у них умений и навыков. Наглядные учебные пособия используются в школе на различных этапах учебного процесса: при объяснении учителем нового материала, при закреплении его учащимися, во время повторения изученного материала и при проверке учителем знаний учащихся, а также во внеклассной, кружковой работе. Наглядные учебные пособия должны соответствовать содержанию программ и учебников, методам и приёмам обучения, возрастным особенностям учащихся, а также удовлетворять определённым научным, эстетическим, санитарно-гигиеническим, техническим и экономическим требованиям. Наглядные учебные пособия очень разнообразны по своему назначению, содержанию, способам изображения, материалам и технологии изготовления, по методам и приёмам использования [9].

      B зависимости от дидактических функций различаются следующие виды наглядности [1, 2, 5].

      Естественная наглядность (растения, животные, полезные ископаемые); ее функция - знакомство учащихся с реальными объектами природы.

     Экспериментальная наглядность (явления испарения, таяния льда); функция - знакомство с явлениями и процессами в ходе опытов, наблюдений.      Картинная и картинно-динамическая наглядность (картины, рисунки, фотографии, диапозитивы, кино); функция - познакомить с какими-то фактами, предметами, явлениями через их отображение.

     Объемная наглядность (макеты, муляжи, геометрические фигуры); функция - знакомство с теми предметами, где объемное, 
а не плоскостное изображение играет роль в восприятии.

     Звуковая наглядность (грамзаписи, магнитофонные записи, радио); функция - воспроизведение звуковых образов.

     Символическая и графическая наглядность (чертежи, схемы, 
карты, таблицы); функция - развитие абстрактного мышления, 
знакомство с условно-обобщенным, символическим отображением 
реального мира.

     Смешанная наглядность - учебный звуковой кинофильм; функция - воссоздание наиболее полного живого отображения действительности.

      Прежде чем отобрать для урока тот "или иной вид наглядности, необходимо продумать место его применения в зависимости от его дидактических возможностей. При этом следует иметь в виду, в первую очередь, цели и задачи конкретного урока и отбирать такие наглядные пособия, которые четко выражают наиболее существенные стороны изучаемого на уроке явления и позволяют ученику вычленять и группировать те существенные признаки, которые лежат в основе формируемого на данном уроке представления или понятия.

     От учебных задач зависит и выбор одной из форм сочетания наглядности и рассказа учителя. В одних случаях источником знания выступает наглядное пособие, а объяснение учителя выполняет функцию руководства восприятием учеников. Наглядные пособия могут служить опорой для осознания связей между фактами, явлениями, недоступных непосредственному наблюдению, а слово учителя побуждает к наблюдению и направляет детей на, осмысливание, истолкование сделанных наблюдений.

       При обобщении, повторении изученного, как правило, источником знания о фактах, явлениях или их связях выступает беседа учителя, а наглядность выполняет функцию подтверждения, иллюстрации, конкретизации словесного сообщения или служит отправным пунктом сообщения, содержащего сведения о явлениях и связях, недоступных непосредственному восприятию.

      Средства наглядности могут выступать в роли источника знаний при организации самостоятельной работы творческого, исследовательского характера. В этом случае учитель определяет задание, направляет деятельность учащихся.

      Средства наглядности могут служить зрительной опорой при опросе учащихся: используя, например, содержание кадров диафильма, ученики пересказывают отрывок литературного произведения.

      Количество средств обучения, применяемых на одном уроке, определяется конкретными образовательными, воспитательными и развивающими целями урока. Вполне возможны случаи, когда учитель считает достаточным использовать на уроке лишь учебник, не прибегая к другим средствам обучения. Вместе с тем в ряде случаев необходимо комплексное применение разных видов наглядности.

       В начальных классах формируются не только представления учащихся об изучаемых объектах, но и понятия. Достижению каждой из этих задач способствует использование различных видов наглядности. Это требование комплексного подхода к использованию средств обучения связано со спецификой их функций.

       При формировании представлений основное место отводится образной наглядности. Наиболее простой, распространенный и традиционный ее вид - печатные картины и иллюстративные таблицы, как демонстрационные, так и раздаточные.

       Картина как средство обучения известна с XIX века. В учебно-воспитательном процессе (на уроке и во внеклассной работе) применяется в виде настенных демонстрационных картин большого формата; в виде иллюстративного материала индивидуального и группового пользования в альбомах сюжетных картинок; в лентах иллюстраций (открыток, вырезок) к эпидиаскопу; в виде рисунков в учебниках. Картины могут быть специально созданы к отдельным темам учебной программы, репродукции художественных полотен известных мастеров также могут служить полезным учебным пособием.

       Картины обладают одной особенностью, которая объясняет их систематическое применение в школе: художник изображает основные признаки предметов и явлений в более концентрированном виде, чем это встречается в жизни. Вынесение основного на передний план обеспечивает возможность четкого отделения главного от второстепенного. Изобразительные средства способствуют яркому, образному, полному восприятию картины, стимулируют речь ученика.

       На уроках картины используются для решения различных учебных задач: они могут быть источником новых знаний, материалом для обобщения, иллюстрацией рассказа учителя или ученика, средством мотивации.

      Достоинства учебных картин - их большая информационная емкость, достигаемая художественностью изображения изучаемого объекта, отсутствие несущественных деталей, могущих отвлечь внимание детей, статичность. Крупное изображение позволяет длительно фиксировать внимание учащихся на изучаемом явлении, направлять его на существенное, главное. Используя учебные картины, учитель знакомит школьников также и с приемами работы, которые потом найдут место при самостоятельной деятельности учеников с раздаточным материалом не только печатного, но и предметного характера, то есть с помощью картин формирует общеучебные умения. В педагогическом плане существенно и то, что картины как своеобразные художественные произведения оказывают на учащихся сильное эмоциональное воздействие, тем самым, усиливая восприятие учебного материала. В то же время работа с картинами является своеобразной базой для понимания живописи, что важно в воспитательном и развивающем планах.

       Таблицы различаются по назначению и оформлению. Основу одних из них составляют художественно выполненные изображения изучаемых объектов или соответствующие фотоснимки, объединенные общей темой (таблицы с изображениями животных, растений: "Грибы", "Береза и ель", "Птицы" и т. п.).

      Другие таблицы представляют собой сочетание цифрового, текстового или графического материала с одним либо несколькими рисунками или без них. К ним относятся, например, таблицы по обучению грамоте, по русскому языку, для составления и решения задач, к урокам внеклассного чтения. Одни таблицы используются в качестве иллюстраций при объяснении нового материала, другие - как источник дополнительной информации для уточнения, расширения знаний учащихся, как материал для организации тренировочных упражнений.

      Особое место занимают справочные и инструктивные таблицы: "Правильно черти и измеряй", "Правильно сиди при письме", "Правила дорожного движения" и т. д. Они предназначены для длительного пользования.

       К статичной иллюстративной наглядности относятся иллюстрации учебника. Сейчас при цветном исполнении учебников, при наличии в них фотографий многие иллюстрации могут выполнять не менее важные обучающие функции, чем наглядные демонстрационные пособия. Так, например, в учебниках русского языка много рисунков. Они позволяют организовать разнообразную работу. В одних случаях рисунки являются простой иллюстрацией к тексту: например, рисунки к урокам по теме "Обозначение мягкости согласных гласными буквами" (телята, ягнята, котята, щенята), рисунок к упражнению "Зима" и т. п. В других случаях рисунки подсказывают детям, какие слова нужно написать. К примеру, задание "Допишите предложение (Девочки рвут... На озере шумят...)" ученики могут выполнить по-разному, то есть дописать любое из слов (в данном случае - цветы, ветки, траву и ребята, тростники, утки). Рисунки же (здесь - ландыши, камыши) направят мысль ребенка в нужное русло - предложение будет дополнено словами с определенной орфограммой (ши).

       Наконец, по рисункам в учебнике учащиеся составляют ответы на вопросы, предложения и небольшие рассказы.

       Кроме иллюстраций, в учебниках русского языка помещены схемы-таблицы окончаний имен существительных и прилагательных, изменений глагола и т. д. По ним организуется наблюдение за тем или иным языковым явлением, они могут служить и для обобщения, и для сравнения, и для справок при выполнении самостоятельной работы и при самопроверке.

       Аналогичны функции рисунков в учебниках математики и природоведения. В значительной мере они являются иллюстрациями к тексту (задачи, статьи), но определенная их часть, особенно в природоведении, представляет собой учебный материал, сопровождаемый практическими заданиями (составить по рисунку задачу, выполнить работу по определению сторон горизонта и т. д.). Рисунки в учебниках по чтению чаще играют иллюстративную роль.

      Натуральные объекты. К ним относятся живые растения, объекты неживой природы (образцы полезных ископаемых). Натуральные объекты дают возможность обеспечить точное представление о величине, форме, объеме рассматриваемого предмета. Природные объекты доступны восприятию не только зрением, но и при помощи других органов чувств: осязания, обоняния. Наблюдение за живыми объектами в их среде обитания помогает установить особенности их жизни. Использование натуральных наглядных пособий обеспечивает получение верных и полных представлений и понятий об изучаемых растениях и животных. Натуральные объекты применяются в качестве демонстрационного и раздаточного материала.

       Однако следует сказать, что не всегда школа по тем или иным причинам может располагать живыми растениями и животными. Поэтому для учебных целей создаются специальные натуральные наглядные пособия в виде гербариев, коллекций, раздаточного природного материала, муляжей, макетов, препаратов и др.

        Препараты. Препаратами принято считать все природные объекты, подвергавшиеся консервированию и препарированию для учебных целей (сухие и влажные зоологические препараты, гербарии и т. д.). Препараты используются на уроках природоведения и чтения как в качестве демонстрационного при фронтальной работе, так и раздаточного материала для организации самостоятельной деятельности учащихся.

         Коллекции. Это собрания однородных предметов, объединенных родовым признаком. В начальных классах используются коллекции полезных ископаемых, тканей, семян, почв и т. д. Коллекции используются, как правило, на уроках природоведения, труда при изучении соответствующих тем как источник знаний и при организации самостоятельной работы исследовательского характера.

         Модели, макеты, муляжи - это трехмерные изображения предмета (его части или группы предметов) в уменьшенном или увеличенном виде. В начальной школе используются глобус, компас и некоторые технические модели - часовой циферблат, термометр и т. д. Модели используются как демонстрационные пособия при объяснении учебного материала и проверке знаний учащихся. На уроках труда, например,- как образцы при выполнении заданий, как основа для технических модификаций (модель машины с заменой кузова).

        В качестве демонстрационных пособий на уроках природоведения и изобразительного искусства применяются муляжи плодов овощей и фруктов, а также самостоятельно изготовленные на уроках труда макеты ландшафта [7, 11].

      Рассмотренные выше средства обучения принято было относить к демонстрационным, так как они выступали преимущественно в роли иллюстраций к объяснению (рассказу) учителя. Однако требование жизни - готовить школьников к самостоятельному труду - привело к существенному увеличению доли самостоятельной деятельности учащихся и соответственно изменило, расширило функции всех средств обучения, включая демонстрационные. В современной школе и картины, и таблицы, и коллекции нередко выступают как материал для самостоятельного индивидуального наблюдения, как средство организации самостоятельной познавательной учебной деятельности ученика [6].

        Раздаточные материалы, предназначенные для индивидуального пользования, широко применяются в учебном процессе. К ним относятся счетные палочки, модели натуральных объектов (монеты, геометрические фигуры), применяемые на уроках математики, разрезная азбука и слоги к урокам обучения грамоте, гербарные листы дикорастущих и культурных растений, образцы полезных ископаемых (для природоведения), образцы готовых изделий и инструкционные карточки для уроков труда, индивидуальные модели из природного материала (листья, ветки, цветы, грибы и пр.) к урокам изобразительного искусства [5].

      К пособиям индивидуального пользования относятся и дифференцированные задания по русскому языку и математике, условно названные дидактическими материалами (наборы карточек, содержащих задания разной трудности, сброшюрованные или в разрезанном виде). Дидактические материалы по русскому языку и математике применяются на всех этапах обучения: при подготовке к объяснению нового, при усвоении нового, при закреплении и углублении знаний и навыков, при проверке усвоения учебного материала. Достаточно свободная структура дидактических материалов позволяет создавать из них варианты, соответствующие учебным целям конкретного урока. С помощью дидактических материалов учителю легче организовать дифференцированные занятия, занятия со слабоуспевающими учениками [20].

      Значительное место среди учебно-наглядных пособий занимают экранные, звуковые, экранно-звуковые (аудиовизуальные) средства. Используя экранные и звуковые пособия, следует помнить, что они не являются какими-то универсальными средствами, а обладают лишь определенными специфическими возможностями. При этом следует подчеркнуть, что каждый из видов технических средств имеет свою специфику.

     Учебные фильмы для начальных классов рассчитаны на время демонстрации от 10 мин (одна часть) до 20 мин (две части). В связи с широким внедрением в учебный процесс кинофрагментов существенно изменились функции учебных фильмов. Они служат в первую очередь для систематизации и обобщения знаний. Могут применяться фильмы и непосредственно при изучении новых тем программ. В этом случае целесообразно использование фильмов, которые освещают отдельные вопросы темы и содержат фактический материал, полезный для формирования представлений. Такой фильм будет давать необходимый учебный материал для построения беседы и рассказа учителя [21].

       Учебный фильм может демонстрироваться в начале, середине и в конце урока в зависимости от цели включения его в урок, дидактического назначения. Готовясь к уроку с использованием учебного кинофильма, учитель обязательно просматривает его и знакомится с монтажным листом, что позволяет продумать цель и место данного средства обучения в уроке, вопросы и задания по фильму к учащимся. Перед любым просмотром необходимо сформулировать учащимся цели демонстрации, дать вопросы, задания, что делает восприятие фильма целенаправленным. Их количество в начальных классах должно быть невелико, чтобы учащиеся смогли удержать их в памяти. Демонстрация фильма является органической частью урока и сочетается с другими методами обучения, самостоятельной работой учащихся [21].

      Диафильм - статичное изображение на пленке, объединенное единой сюжетной линией и в связи с этим имеющее определенную последовательность подачи материала темы. Для начальных классов особенно большое значение имеет изобразительный ряд диафильмов. Он может состоять из, документального материала (фотографии, документы) и быть рисованным.

      На документальном материале строятся главным образом диафильмы очеркового характера, а на рисованном - сюжетного. По построению диафильмы могут быть целостными и фрагментарными. Как правило, зрительный ряд диафильмов сопровождается подписями - субтитрами, но многие учителя с полным основанием не читают подкадровые надписи в классе, заменяя их беседой с учащимися. Часть диафильмов к урокам русского языка отличается тем, что в кадры включены титры-задания, ориентирующие учащихся на выполнение конкретных действий (допиши, ответь на вопрос, составь предложение), и кадры для самопроверки, где даны образцы правильных результатов [21].

       Диапозитивы - фотографическое позитивное изображение на пленке, помещающееся в специальную картонную или пластмассовую рамку. Они выпускаются сериями до 30 штук в каждой. Диапозитивы отличаются от диафильмов организацией материала. Если в диафильме кадры связаны сюжетной линией или по иному признаку, то в серии диапозитивов система расположения материала, предложенная автором, может и не использоваться. Учитель демонстрирует кадры в той последовательности, которая наиболее целесообразна при выбранной им методике изложения материала.

       Серии диапозитивов созданы ко всем учебным предметам начальной школы, и значительная часть их предназначена для внеклассной работы. Традиционно учителя начальных классов использовали в качестве иллюстраций к своему рассказу (вводному слову или к литературным текстам) серии диапозитивов на уроках чтения, реже - русского языка. В настоящее время созданы и широко используются серии диапозитивов к урокам математики, в частности по геометрическому материалу; к урокам трудового обучения; природоведения, например серии диапозитивов "Времена года", "Животные в разные времена года", "Растения в разные времена года", "Вода в природе", "Лес". Диапозитивы, как и диафильмы, при объяснении учителя выполняют главным образом иллюстративную функцию, помогая учащимся воспринимать учебный материал, так как создают более полное представление о событии или явлении. Но обучающие функции этих статичных пособий не ограничиваются, конечно, только иллюстрацией рассказа учителя. Они могут служить материалом и для проверки знаний учащихся, и для проведения устных и письменных сочинений [20].

     На уроках часто используется графопроектор (кодоскоп) - прибор, предназначенный для демонстрации крупноформатных транспарантов, выполненных на прозрачной пленке. Транспаранты можно показывать как по одному, так и серией. За счет последовательного накладывания одного транспаранта на другой создается иллюзия движения и развития. Статичные изображения приобретают определенную динамику. Графопроектор помогает учителю преподнести учебный материал поэтапно, логическими частями. Это способствует лучшему пониманию, усвоению материала, внимание школьников концентрируется на самом главном. Использование транспарантов к графопроектору в учебно-воспитательном процессе способствует формированию у учащихся умения анализировать, сравнивать, сопоставлять и синтезировать [21].

           Есть несколько общих методических условий, выполнение которых обеспечивает успешное использование наглядных средств:

1.Хорошее обозрение, которое достигается путем применения соответствующих красок при изготовлении подъемных столиков, экранов подсвечивания, указателей и тому подобное.

2.Четкое выделение главного, основного при показе иллюстраций, так как они могут содержать и отвлекающие моменты.

3.Детальное продумывание пояснений, необходимых для выяснения сущности демонстрируемых явлений, а так же для обобщения усвоенной учебной информации.

4.Привлечение самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве, постановка перед ними проблемных заданий наглядного характера [6]. 
 
 
 
 

ВЫВОДЫ  ПО ГЛАВЕ I

Изучив  вышеизложенные материалы, делаем выводы, что вопрос формирования познавательного интереса младших школьников через наглядность - достаточно сложный социально-психологический, непрерывный  процесс методологического воздействия на ребенка, предусматривающий начало этого процесса еще задолго до школы и может иметь положительные педагогические результаты только в совокупности и непрерывности воспитания и образования. Фундамент этого процесса закладывается в семье при рождении ребенка, интенсивно развивается в дошкольных воспитательно-образовательных учреждения и продолжается, уже в новом качестве, в начальных классах общеобразовательной школы.

      Из  изученных материалов достаточно убедительно  прорисовывается сложность и важность воспитательного и образовательного моментов начального образования как фундамента дальнейшего обучения ребенка.

А значит, на преподавателях начальной школы лежит большая ответственность за подготовленность ученика к продолжению образования, формированию активной жизненной позиции, формированию потребности, а не необходимости дальнейшего образования.

 

Глава II. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ НАГЛЯДНОСТЬ

§1 Изучение и анализ педагогического опыта использования наглядных средств на уроках в начальной школе

           В процессе обучения наглядные пособия используются с различными целями: для ознакомления с новым материалом, для закрепления знаний, умений, навыков, для проверки их усвоения. Успех учебно-воспитательного процесса зависит и от того, в какой степени учащиеся будут обеспечены необходимыми наглядными пособиями и индивидуальными средствами обучения, активизирующими познавательную деятельность. 

     Последовательное осуществление понятийной основы обучения математике в начальной школе, ни в какой мере неумоляет роли представлений, основанных на образном восприятии действительности. Система представлений о природных явлениях, исторических событиях и событиях современной общественной жизни, о современной технике, о произведениях искусства составляет существенную часть программного материала в начальных классах.

      Ничем неоправданно и принижение роли предметно-образной наглядности в обучении, которая имела место в некоторых методических источниках и практике ряда школ. Уровень усвоения программного материала, а, следовательно, и эффективность обучения существенно зависят от использования на уроках различных средств наглядности. При определенных условиях использование наглядных пособий не только не мешает развитию абстрактного мышления учащихся, но и способствует развитию у учащихся важнейших мыслительных операций. Как показывает практика, эффективность использования средств наглядности в учебном процессе достигается при определенных условиях и зависит от характера самих наглядных пособий, от правильного сочетания в учебном процессе различных источников информации.

     Анализ педагогической и методической литературы позволяет утверждать, что успех обучения во многом зависит от методов обучения с использованием наглядных пособий, что характер наглядных пособий существенно влияет на понимание учебного материала, определяет содержание и структуру урока.

     Наглядные методы не могут быть изолированы от словесных методов обучения, ибо всякое наглядное пособие поясняется, анализируется, является источником дополнительной или основной информации по изучаемому вопросу. Наглядные методы - это и беседы, и описания, и рассказ, и объяснение, и самостоятельное изучение, но с помощью наглядных средств.

     Опора на чувственные образы, ощущения и восприятие ребенка при использовании наглядных пособий создает своеобразную структуру познавательной деятельности ученика. Ребенок мыслит образно, конкретно, и это создает хорошую основу для формирования абстракции и понимания изучаемых теоретических положений при помощи наглядных пособий.

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы:

· Метод  иллюстраций

· Метод  демонстраций

Метод иллюстраций предполагает показ  ученикам иллюстративных пособий: плакатов, картин, зарисовок на доске, карт, портретов  и тому подобное. Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок и  так далее. К демонстрационным методам  также относятся показ диафильмов, кинофильмов, компьютерных презентаций.

Из различных  видов наглядности - натуральной, изобразительной, символической - широкое применение в обучении математике находит символическая  наглядность (чертежи, графики, схемы, таблицы). [28, с. 70] Роль символической  наглядности возрастает с накоплением  у детей математических знаний и  развитием мышления учащихся, символическая  наглядность становится основным средством  наглядного обучения математике [3].

Использование наглядности в процессе формирования понятий будет эффективным, если оно ориентирует учащихся на обобщение  и абстрагирование существенных признаков формируемого понятия. Для  формирования понятия куба надо показать учащимся множество предметов, отличающихся друг от друга формой, размерами, окраской ,.. Ученики уже в первом классе, после того как им показывают на одно из этих тел и говорят, что  это куб, безошибочно отбирают из множества тел все те, которые  имеют такую же форму, пренебрегая  различиями, касающимися размера, окраски, материала [28].

В любом  виде наглядности должны сочетаться изоморфизм и простота. Говоря об изоморфизме  средств наглядности, следует иметь  в виду тождественность отображения  ими структур и отношений изучаемых  объектов, в какой бы форме это  отображение не было отображено. Простота восприятия достигается тем, что  в создаваемых средствах наглядности  исключаются все несущественные детали и стороны изучаемого объекта, а сохраняются только самые существенные, которые и представляют собой  основные признаки понятий или главные компоненты представления.

Школьная  практика подтверждает эффективность  применения таких наглядных пособий, которые четко выражали бы наиболее существенные стороны изучаемого на данном уроке явления, были свободны от излишних деталей, мешающих ученикам сначала вычленить, а затем сгруппировать  те же существенные признаки, обобщение которых лежит в основе данного представления или понятия [3].

Каждое  средство наглядности отличается и  той специфической функцией, которую  оно может выполнять в учебном  процессе, обеспечивающем его высокую  эффективность. Важным элементом учебного оборудования должны стать комплекты  средств вариативной наглядности. Они позволяют во время урока  быстро создавать, изменять, разные ситуации с использованием наглядных пособий. Для этого используются наборы иллюстративных материалов или меловых рисунков, чертежей и записей. К числу таких  средств относятся магнитная  доска и фланелеграф, дидактические  возможности которых во многом одинаковы.

В связи  с различными дидактическими функциями  и возможностями средств наглядности  требуется их комплексное применение на уроке. Только в этом случае будет  достигнута максимальная эффективность  в решении каждой познавательной задачи урока. Комплексное применение различных средств наглядности  объясняется тем, что оно обеспечивает совместную работу на уроках различных анализаторов.

Вместе  с тем многообразие средств наглядности  оправдано лишь в тех случаях, когда требуется раскрыть различные  стороны изучаемого явления или  предмета, а каждое из этих сторон более  убедительно и полно может  быть отражена лишь с помощью определенного  вида наглядности. Нельзя не согласиться  с Ю.К. Бабанским в том, что “чрезмерное  увлечение наглядностью ведет к  затормаживанию развития абстрактного мышления, без которого невозможно эффективное познание окружающей действительности. Обильное применение наглядности часто  рассеивает внимание учащихся, отвлекает  от познания главных идей темы, особенно когда речь идет об учащихся не с  наглядно-образной, а со словесно-логической памятью”.

Эффективность применения средств наглядности  в учебном процессе зависит не только от педагогически оправданного сочетания на уроке разных его  видов, но и от правильного соотношения  наглядности и других источников знания, в частности слова учителя. Таким образом, наименее эффективным  оказывается такое применение средств  наглядности, когда оно не используется в качестве одного из источников новых  знаний, а служит лишь иллюстрацией к слову учителя. Одна из задач  совершенствования учебного процесса состоит в широком использовании  на уроках наглядных пособий как  самостоятельных источников информации. Это предполагает самостоятельную  работу учащихся с различными видами индивидуальных пособий, дидактического материала, проведение предметных уроков, выполнение заданий, основанных на изучении демонстрационных наглядных пособий.

Познавательная  эффективность средств наглядности, по мнению Л.В. Занкова, определяется степенью самостоятельности учащихся, в переработке  содержащейся в ней информации.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.