Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Учет и контроль расчетов по оплате труда на примере ГУ Агентство по государственным закупкам

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 18.05.13. Год: 2012. Страниц: 54. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?

82

                                                                                                                                                            

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Восточно-Сибирский государственный технологический университет»

 

Институт   __Экономики и Права ______________

 

Кафедра ___Бухгалтерский учет и аудит_________

 

 

 

 

 

Допущен к защите:

Заведующий кафедрой

_________________/Т.С. Перепанова /

                  (подпись, дата)                                       (уч. звание, степень)

 

 

 

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

(ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)

(З.510.00.0.10.422.ХХХХ.ПЗ.)

                                                                         

                                                                                       

на тему:  Учет и контроль расчетов по оплате труда на примере ГУ Агентство по государственным закупкам

 

 

Исполнитель: студент _____заочной____ формы обучения группы_________________

___________________ Будаева Ирина Владимировна___________

 

 

 

Руководитель работы __________________________________/М.В. Бадураева, асс.каф./

 

Нормоконтролер  ____________________________________/Т.С. Перепанова, к.э.н., доц. /                                 

 

Рецензент __________________________________________ /О.Р. Балтахинова, к.э.н., доц./

 

 

 

 

 

 

 

 

Улан-Удэ 2009

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение                                                                                                                       4

Глава 1. Теоретические аспекты организации оплаты труда в

современных условиях                                                                                               7

1.1. Сущность и основные понятия организации расчетов по оплате труда         7

1.2. Правовое регулирование организации и оплаты труда                                  13

1.3. Формы и системы оплаты труда                                                                       18

Глава 2. Учет заработной платы на примере Республиканского агентства

по размещению заказов для государственных заказчиков республики

Бурятия                                                                                                                      23

2.1.Организационно-экономическая характеристика

деятельности Республиканского агентства по размещению заказов

для государственных заказчиков республики Бурятия                                         23

2.2. Учет и документальное оформление начислений заработной платы          28

2.3. Учет удержаний из заработной платы                                                            36

2.4.Свод заработной платы и порядок  ее выдачи                                                 58

Глава 3. Контроль расчетов по оплате труда на примере

Республиканского агентства по размещению заказов для

государственных заказчиков республики Бурятия                                               69

3.1. Роль и значение контроля расчетов оплаты труда                                      69

3.2. Порядок проведения контроля расчетов по оплате труда                            71

Заключение                                                                                                               83

Список использованных источников                                                                       86

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Бюджетные организации - это организации, созданные государственными органами, а также органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и иныx функций некоммерческого характера.

Основная деятельность данных учреждений полностью или частично финансируется за счет средств бюджета на основе смет доходов и расходов. Обязательным условием является открытие финансирование по смете и ведение бухгалтерского учета и отчетности в порядке, предусмотренном для бюджетных организаций.

К особенностям бухгалтерского учета в бюджетных организациях относят:

?                  организацию учета в разрезе статей бюджетной классификации; контроль исполнения сметы расходов;

?                  выделение в учете кассовых и фактических расходов;

?                  отраслевые особенности учета в учреждениях бюджетной сферы (культура, образование, здравоохранение).

Хорошо поставленный бухгалтерский учет позволяет не только выявить скрытые резервы, обнаруживать нарушение режима экономии плановой и финансово-бюджетной дисциплины, но и предупреждать и вовремя устранять возможные потери и необоснованные затраты.

Совершенствование бухгалтерского учета, усиление его контрольных функций за финансовой и хозяйственной деятельностью организации – основа укрепления финансово-бюджетной дисциплины.

В соответствии с изменениями в экономическом и социальном развитии страны существенно меняется и политика в области оплаты труда, социальной поддержке и защиты работников. Многие функции государства по реализации этой политики возложены непосредственно на предприятия, которые самостоятельно устанавливают формы, системы и размеры оплаты труда, материального стимулирования его результатов. Понятие «заработная плата» наполнилось новым содержанием и охватывает все виды заработков (а также различных видов премий, доплат, надбавок и социальных льгот), начисленных в денежных и натуральных формах (независимо от источников финансирования), включая денежные суммы, начисленные работникам в соответствии с законодательством за не проработанное время (ежегодный отпуск, праздничные дни и тому подобное).

Учет труда и заработной платы по праву занимает одно из центральных мест во всей системе учета на предприятии.

Рыночные отношения вызвали к жизни новые источники получения денежных доходов в виде сумм, начисленных к выплате по акциям и вкладов членов трудового коллектива в имущество предприятия (дивиденды, проценты).

Таким образом, трудовые доходы каждого работника определяются его личным вкладом, с учётом конечных результатов работы предприятия, регулируется налогами и максимальными размерами не ограничиваются.

Актуальность темы выпускной квалификационной работы определяется тем, что учёт и контроль расчетов по оплате труда по праву занимает одно из центральных мест во всей системе учёта в учреждении.

Целью данной дипломной работы является проведение исследования организации системы бухгалтерского учета расчетов по оплате труда в бюджетном учреждении, на примере конкретного объекта.

Для осуществления этой цели необходимо выполнить следующие задачи:

?                  исследовать теоретические аспекты по учету операций по расчетам с работниками по оплате труда;

?                                                                                                                                                  рассмотреть организацию системы учета личного состава работников, отработанного ими времени и объема выполненных работ;

?                  дать характеристику рабочих счетов по учету расчетов с персоналом по оплате труда и прочим операциям;

?                  рассмотреть учет начислений по оплате труда, а также порядок удержаний и отчислений во внебюджетные фонды;

?      исследовать особенности бухгалтерского учёта и организации оплаты труда в бюджетном учреждении на примере Республиканского агентства по размещению заказов для государственных заказчиков республики Бурятия;

?                  раскрыть методику организации системы контроля оплаты труда.

На основании полученных данных составить выводы, и дать рекомендации по улучшению системы бухгалтерского учета.

Методы исследования: статистико-экономический, табличный, сравнения и группировки.

Объектом исследования является бухгалтерский учет оплаты труда в Республиканском агентстве по размещению заказов для государственных заказчиков Республики Бурятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Теоретические аспекты организации оплаты труда в современных условиях.

1.1. Сущность и основные понятия организации расчетов по оплате труда

 

В общем виде заработная плата в рыночной экономике представляет собой выплачиваемую за использование труда сумму средств, в основе определения которой лежит цена труда.

На наш взгляд, труд является важнейшей частью народного хозяйства. Он одновременно товар (работник продает свой труд, создавая новые материальные ценности), и причина появления добавленной стоимости.

Заработная плата является основным источником дохода рабочих и служащих, с ее помощью осуществляется контроль за дисциплиной труда и его организации, она используется как важнейший экономический рычаг управления экономикой.

В экономической теории существует две основных  концепции определения природы заработной платы:

1)                 заработная плата есть цена труда; ее величина и  динамика формируются под воздействием рыночных факторов и в первую очередь спроса и предложения;

2)                 заработная плата – это денежное выражение стоимости товара «рабочая сила» или «превращенная форма стоимости товара рабочая сила»; ее величина определяется условиями производства и рыночными факторами – спросом и предложением, под влиянием которых происходит отклонение заработной платы от стоимости рабочей силы.

Теоретические основы  концепции заработная плата как цена труда были разработаны А. Смитом и Д. Рикардо. А. Смит считал, что труд вступает в качество товара и имеет естественную цену, то есть «естественную заработную плату». Она определяется издержками производства, в состав которых он включал стоимость необходимых средств существования рабочего и его семьи. А. Смит не проводил различия между трудом и «рабочей силой» и поэтому под «естественной заработной платой» понимал стоимость рабочей силы. Величину заработной платы он опреде­лял физическим минимумом средств существования рабочего. Кроме этого, заработная плата включает в себя исторические и культурные элементы.[23, c.24-26]

Концепция заработной платы как денежное выражение стоимости товара «рабочая сила» разработана К. Марксом. В основу он заложил положение о разгра­ничении понятий «труд» и «рабочая сила» и обосновал, что труд не может быть то­варом и не имеет стоимости. Товаром является рабочая сила, обладающая способно­стью к труду, а заработная плата выступает в качестве цены этого товара в виде де­нежного выражения стоимости. Рабочий получает оплату не за весь труд, а только за необходимый труд. Экономическая природа заработной платы состоит в том, что за счет этого дохода удовлетворяются материальные и духовные потребности, обеспе­чивающие процесс воспроизводства рабочей силы. К. Маркс установил, что вели­чина заработной платы не сводится к физиологическому минимуму средств сущест­вования, она зависит от экономического, социального, культурного уровня развития общества, а также от уровня производительности и интенсивности труда, его слож­ности и от рыночной конъюнктуры.[20, c. 12-15]

Определение заработной платы, данное Международной организацией труда в Конвенции № 95 от 01.07.49 г. «Относительно защиты заработной платы», звучит следующим образом: «Заработная плата – это всякое вознаграждение или всякий заработок, исчисляемый в деньгах и устанавливаемый соглашением или национальным законодательством, которое в силу письменного или устного договора о найме предприниматель уплачивает трудящемуся за труд, который либо выполнен, либо должен быть выполнен, или за услуги, которые либо оказаны, либо должны быть оказаны».

Необходимо отметить, что в данной Конвенции существуют статьи только о заработной плате. Но хотелось бы сравнить ее с главным нормативно-правовым актом нашей страны – Конституцией Российской Федерации. В Конституции Российской Федерации говорится не только о вознаграждении за труд, но и в целом о труде; она имеет в своем составе статьи, полностью посвященные труду в стране.

Заработную плату можно рассматривать в экономическом и в правовом смысле. Экономический аспект оплаты труда представляет собой превращенную форму стоимости рабочей силы, иначе говоря, цену. В условиях рыночной экономики формирование содержания категории «заработная плата» происходит непосредственно на рынке труда при встрече двух собственников – собственника рабочей силы (способности к труду) и собственника средств производства, необходимых для реализации способности к труду. Возникающие между данными субъектами отношения – это отношения трудового найма, представляющие собой предоставление гражданином своей рабочей силы в обмен на определенную денежную сумму и другие социальные и материальные блага. Величину этой денежной суммы определяет стоимость рабочей силы, существующая до начала определенного производственного процесса, а стоимость рабочей силы определяет объем обеспечивающих ее полноценное воспроизводство жизненных благ. Таким образом, заработная плата – это денежная форма стоимости рабочей силы, т.е. цена рабочей силы.[24, c.16-19]

Как правовая категория заработная плата раскрывает определенные права и обязанности субъектов трудового правоотношения по поводу оплаты труда – с этой стороны она является, в первую очередь, одним из условий найма, которые определяются соглашением между участниками трудового правоотношения и в силу этого обязательны для применения. Субъектами данных правоотношений являются: наниматель с одной стороны и наемный работник с другой стороны. Заработная плата, которая является оплатой за наемный труд, выступает условием непосредственно трудового договора. Труд подлежит оплате именно как функция рабочей силы, следовательно, результат труда имеет значение для определения размера оплаты, но не права на оплату как такового. Поэтому право на оплату имеется и тогда, когда работник не выполнил необходимую меру труда по причинам, не зависящим от него.

Можно провести различие между номинальной и реальной заработной платой. Номинальная заработная плата – это сумма денег, полученная за час, день, неделю и т.д. Реальная заработная плата – это количество товаров и услуг, которые можно приобрести за номинальную заработную плату; т.е. реальная заработная плата – это покупательная способность номинальной заработной платы.[25,c.23]

Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации оплата труда представляет собой систему правовых отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами, иными нормативными правовыми актами. В свою очередь заработная плата  – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а так же выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

Таким образом, понятие «оплата труда» значительно шире, чем  понятие «заработная плата», и отличается от последнего тем, что предусматривает не только систему расчета заработной платы, но и используемые режимы рабочего времени, правила использования и документального оформления рабочего времени, используемые нормы труда, сроки выплаты заработной платы и т.п.

Организация оплаты труда в организациях должна включать меры по определению критериев справедливой оценки профессиональных качеств персонала для установления достойной оплаты труда в соответствии с отдачей каждого конкретного работника.

К основным положениям, на которых базируется организация оплаты труда в организации, относятся следующие:

?      государственная регламентация минимального размера оплаты труда;

?      предоставление предприятиям и организациям, функционирующим на основе различных форм собственности, максимальной самостоятельности в вопросах оплаты труда;

вознаграждение работников в размерах, объективно отражающих количество и качество затраченного труда и результаты работы коллектива.

?      обеспечивает возможность воспроизводства рабочей силы (воспроизводственная функция);

?      повышает заинтересованность в развитии производства (стимулирующая функция);

?      реализует принцип социальной справедливости (социальная функция).[19, c.24-27]

В процессе хозяйственной деятельности организация производит различные виды расчетов со своими работниками помимо расчетов, связанных с начислением заработной платы:

1)     оплачивает работникам расходы по служебным командировкам;

2)     выдает работникам денежные средства по подотчетным суммам;

3)     взыскивает денежные или иные средства за причиненный работниками материальный ущерб;

4)     осуществляет расчеты за предоставляемые работникам и членам их семей путевки в санатории, дома отдыха, в том числе за счет средств Фонда социального страхования РФ;

5)     осуществляет расчеты за предоставляемое работникам жилье, находящееся на балансе организации и т.д.

Правильность организации подобных расчетов имеет немаловажное значение для мотивации персонала и для точного формирования финансовых результатов деятельности организации. Правильное осуществление расчетов с работниками позволяет правильно сформировать себестоимость продукции и избежать конфликтов с персоналом, налоговыми органами, органами социального страхования и иными участниками хозяйственных отношений.

В применяемой в настоящее время в системе организации и оплаты труда определена двойственная задача: с одной стороны, предоставление хозяйствующим субъектам значительных прав в выборе форм и размеров оплаты труда, установлении режима работы и т.п., а с другой – обеспечение механизма защиты работников во взаимоотношениях с работодателями, прежде всего посредством установления нижнего уровня оплаты труда, льгот для отдельных категорий персонала, максимальной продолжительности рабочего дня и др. [26, c. 34-36]

Таким образом, оплата труда – это доля труда работников в общественном продукте, выраженная в денежной форме, она представляет собой совокупность средств, выплаченных работникам, как состоящим, так и не состоящим в списочном составе предприятия, в денежной форме за отработанное время (выполненную работу), за неотработанное время, единовременные поощрительные выплаты на жилье, питание, топливо, оплачиваемые в порядке, установленном действующим законодательством.

Роль и значение заработной платы как социально-экономической категории различны для работников и работодателя. Для работника заработная плата является основной статьей его дохода, средством повышения благосостояния как его самого, так и членов его семьи. Из этого становится очевидным, что заработная плата выполняет стимулирующую роль в деле повышения результатов труда и обеспечения на этой основе роста получаемого вознаграждения. Для работодателя заработная плата работника представляет собой издержки производства и, естественно, что эти расходы работодатель стремится минимизировать, особенно в расчете на единицу изделия. Поэтому работник, с одной стороны, и работодатель, с другой стороны, весьма заинтересованы в нахождении компромиссного решения установления размера оплаты труда, предоставления (получения) гарантий и компенсаций, определения форм оплаты труда, сроков выплаты заработной платы и т.д. Но и как для работника, так и для работодателя главным в соблюдении интересов каждой стороны является обеспечение правильного учета оплаты труда и его расчетов с работниками. [22,c.26-34]

Трудовые доходы каждого работника определяются по личным вкладам, с учетом конечных результатов работы предприятия, регулируются налогами и максимальными налогами не ограничиваются. Ми­нимальный размер оплаты труда работников предприятий всех организаци­онно-правовых форм собственности устанавливается законодательством.

Для справедливой оплаты труда работника этот труд, прежде всего, нужно правильно измерить и учесть. В основном это обязанность администрации, но и бухгалтер должен знать состав документации по учету и ее содержание.

Учет труда и заработной платы – центральный вопрос во всей системе учета предприятия. Любой процесс хозяйственной деятельности связан с затратами не только средств (предметов) труда, но и с затратами живого труда. Повышение производительности труда обусловлено ростом эффективности производства. Затраты живого труда – важнейший элемент общих затрат, затраты измеряются в отработанном времени. Именно этим, на наш взгляд, обусловлена необходимость проведения расчетов по оплате труда, исчисления зарплаты каждому работнику и отнесения ее в состав издержек производства. [24, c. 31]

 

1.2. Правовое регулирование организации и оплаты труда

 

По определению экономистов и правоведов труд является категорией не только экономической, но и социально-правовой, так как занятость населения, уровень его профессиональной подготовки и эффективность труда в жизни государства в целом и регионов в частности играют важную роль в развитии общества. В связи с этим особое внимание государство уделяет правовым основам организации и оплаты труда. На практике это выражается большим количеством нормативно-правовых актов и иных документов государственного и регионального уровня по вопросам труда и заработной платы.

Государственное регулирование в РФ оплаты труда включает в себя:

1)     законодательное установление и изменение минимального размера оплаты труда;

2)     налоговое регулирование средств, направляемых на оплату труда предприятиями, а также доходов физических лиц;

3)     установление районных коэффициентов и процентных надбавок;

4)     установление государственных гарантий по оплате труда.

Основополагающий нормативно-правовой акт Российской Федерации – Конституция Российской Федерации – как мы отметили ранее, имеет в своем составе статьи, полностью посвященные труду в стране. Статья 34 Конституции Российской Федерации определяет, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. При этом не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Это есть констатация права на труд в любой разрешенной законом форме.

Статья 37 утверждает, что труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими трудовыми навыками и умениями, выбирать род деятельности или профессию. Принудительный труд запрещен. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности  и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации  и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Также признается и право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. Статья 39 определяет виды социальной защиты граждан Российской Федерации: каждому гарантируется социальное обеспечение по возврату, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.[21, c. 42-46]               Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Все виды возникающих отношений между гражданами, гражданами и обществом и предприятиями и гражданами характеризует Гражданский кодекс Российской Федерации. Вообще Гражданский кодекс трудовые отношения, как таковые, он не затрагивает. Но некоторые его статьи напрямую касаются отношений по договорам гражданско-правового характера как в юридической, так и в экономической части. Существуют такие статьи Кодекса как «Цена и оплата работы» (ст. 735), «Оплата работ» (ст. 746), «Оплата услуг» (ст. 781).

Основным нормативным документом касательно организации и оплаты труда является Трудовой кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой 21.12.01 г.

Роль Трудового кодекса как основного нормативно-правового акта трудового законодательства очень велика, так как он призван устанавливать уровень условий труда и всемерную охрану трудовых прав работников. Трудовое право России формируется при широком участии трудовых коллективов. Именно в трудовом праве, единственном в общей системе права страны, большое значение имеет локальное нормотворчество. Локальные нормы права призваны обеспечить наибольшую эффективность трудового законодательства в конкретных условиях производства.

Статья 1 Трудового кодекса Российской Федерации формулирует цели и задачи трудового законодательства: «Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:

1)     организации труда и управлению трудом;

2)     трудоустройству у данного работодателя;

3)     профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя;

4)     социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;

5)     участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;

6)     материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;

7)     надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

8)     разрешению трудовых споров».[25, c. 34-38]

Трудовой кодекс, как было сказано, призван устанавливать уровень условий труда и всемерную охрану трудовых прав работников. Сразу отметим, что нарушение любой статьи Трудового кодекса является серьезным противозаконным действием и карается в административном и уголовном порядке, поэтому выполнение установленных в его статьях правил является обязательным для всех руководителей и работников в Российской Федерации независимо от форм собственности и вида деятельности. Трудовой кодекс построен по принципу последовательности глав, где каждая статья содержит определенный набор статей, соответствующих тому вопросу, который указан в названии данной главы. Это очень полезно, так как помогает руководителям предприятий и бухгалтерам находить законодательные объяснения своих установок при работе с коллективом.

Налоговый кодекс, в свою очередь, касается оплаты труда в части налогообложения. Здесь рассматривается налог на доходы физических лиц (глава 23), единый социальный налог (глава 24). Статья 255 главы 25 «Налог на прибыль» Налогового кодекса  устанавливает состав расходов на оплату труда.

При организации учета труда и его оплаты используются  также следующие законодательные и нормативные документы:

?      Федеральный закон Российской Федерации от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» (ред. от 25.12.2008 г.);

?      Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию»;

?      Постановление Госкомстата Российской Федерации от 05.01.04 г.  № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты»;

?      Письмо Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 03.03.2006 г. № 04-1-03/117 «Об уплате НДФЛ и ЕСН»;

?      Приказ Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 18.02.2005 г. № САЭ-3-15/50@ «О порядке исчисления стажа, дающего право на получение ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет» (ред. от 15.06.2006 г.);

?      Постановление Министерства труда Российской Федерации от 16.05.1994 г. № 37 «Об утверждении разъяснения «О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в Южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Хакасия» (ред. от 17.06.2003 и другие.

К нормативно-правовым документам, регулирующим организацию и оплату труда в Республике Бурятия, относятся Конституция Республики Бурятия, принятая Верховным Советом 22.02.1994 г., Закон от 06.07.2005 г. № 1225-III «О государственной гражданской службе Республики Бурятия».

В организациях в целях регулирования взаимоотношений между работодателем и работниками трудовой деятельности коллектива, оплаты труда и материального поощрения, работающих на основе законодательных актов разрабатывают и принимают внутренние нормативные документы. Локальный нормативный акт – это нормативный акт, содержащий нормы трудового права, направленный на урегулирование трудовых отношений и принятый в пределах своей компетенции и распространения властных полномочий работодателем в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашением.

Локальные нормативные акты принимаются по вопросам, касающимся рабочего времени; отдыха; оплаты труда; гарантий и компенсаций; трудового распорядка и дисциплины; профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников; охраны труда.

К важнейшим из них относятся: штатное расписание, должностные инструкции, коллективный договор, трудовой договор, положение о системе оплаты труда, положение о премировании, положение о вознаграждении по итогам работы за год, положение о вознаграждении за выслугу лет, приказы и распоряжения. [25, c.29-35]

 

1.3. Формы и системы оплаты труда

 

Взаимосвязь между материальной заинтересованностью и повышением эффективности производства, повышением производительности труда осуществляется через оплату труда, его количества и качества. На практике это достигается с использованием различных форм и систем заработной платы.

Под системой оплаты труда понимают способ исчисления размеров вознаграждения, подлежащего выплате работникам в соответствии с произведенными ими затратами или по результатам труда.

Для оплаты труда работников на предприятии могут использоваться следующие системы оплаты:

-         тарифная система;

-         бестарифная система;

-         система плавающих окладов;

-         система оплаты труда на комиссионной основе и др.;

Тарифная система оплаты труда представляет собой совокупность норм, с помощью которых регулируется уровень зарплаты различных групп и категорий работников в зависимости от их квалификации; сложности выполняемой работы, условий, характера и интенсивности труда.[23, c. 16-22]

Зависимость размера заработной платы от условий выполнения работы выражается  в том, что он изменяется с учетом условий труда. Условия труда делят на нормальные, тяжелые и вредные, соответственно устанавливают и доплаты к окладу.

К числу основных нормативов, включаемых в тарифную систему и являющихся, таким образом, ее основными элементами, относятся тарифные сетки и ставки,  тарифно-квалификационные справочники.

Тарифные ставки определяют размер оплаты труда за единицу времени (час, день), месячные ставки устанавливают в зависимости от тяжести и вредности труда, его интенсивности. За «базу» для определения тарифных ставок принимается минимальный уровень оплаты труда, устанавливаемый государством на тот или иной период времени.

Тарифные сетки определяют соотношение в оплате труда в зависимости от его квалификации. На многих промышленных предприятиях в зависимости от квалификации все рабочие и работы делятся на шесть тарифных разрядов.

Тарифная сетка характеризуется числом тарифных разрядов и диапазоном тарифных коэффициентов.

Тарифный коэффициент – отношение тарифной ставки данного разряда к тарифной ставке первого разряда.

Тарифно-квалификационные справочники  предназначены для  тарификации работ и присвоения тарифно-квалификационных разрядов, в них включены тарифно-квалификационные характеристики, содержащие требования, предъявляемые к тому или иному разряду работника соответствующей профессии, к его практическим и теоретическим знаниям, к образовательному уровню, описанию наиболее часто встречающихся работ. [27, c. 46-49]

Каждая организация определяет свою систему оплаты труда, исходя из особенностей бизнеса, финансовых возможностей, характера труда. Разработка системы оплаты труда требует серьезного и углубленного подхода, а также учета следующих требований: простота и ясность в определении величины заработной платы; гибкость при изменении условий труда из-за действия факторов внутренней и  внешней среды; заинтересованность работника в результатах своего труда; уровень заработной платы, соответствующий вложенному труду.

Что касается форм оплаты труда, наибольшее распространение получили две формы оплаты труда: сдельная с оплатой каждой единицы продукции или объема выполненных работ и повременная с оплатой за отработанное время.

При сдельной оплате труда заработок начисляется работнику по конечным результатам его труда, что стимулирует работников к повышению производительности труда. Сдельная – форма заработной платы, при которой заработок зависит от количества произведенных единиц продукции с учетом их качества, сложности и условий труда.[28, c. 47-50]

При прямой сдельной оплате труда оплата производится по расценкам за единицу произведенной продукции или работы.

При сдельно-премиальной системе рабочий получает оплату по прямым сдельным расценкам и дополнительно получает премию за показатели, за которые осуществляется премирование. Повышение качества, сортности, экономия материалов, отсутствие брака – все эти и многие другие показатели могут служить базой премирования. Количество и значимость показателя определяются конкретно на каждом предприятии.

При сдельно-прогрессивной системе труд оплачивается по прямым сдельным расценкам в пределах выполнения норм, а при выработке сверх нормативной величины – по повышенным расценкам.

Косвенно-сдельная система  применяется для повышения производительности труда рабочих, обслуживающих оборудование и рабочие места (наладчиков, ремонтников). Труд их оплачивается по косвенным сдельным расценкам из расчета количества продукции, произведенной основными рабочими, которых они обслуживают.

Аккордная система оплаты труда предполагает, что для работника размер вознаграждения устанавливается за комплекс работ, а не за конкретную произведенную продукцию, на основе действующих норм времени и норм выработки и расценок. В этом рабочие заинтересованы в ускорении работы и сокращении периода выполнения коммерческого заказа.

Бригадная система оплаты труда характеризуется тесным взаимодействием между рабочими, созданием комплексных бригад из рабочих разных профессий, обслуживающих конвейер, технологическую линию или участок. Оплата производится по конечным результатам, т.е. по числу готовых изделий. Заработок всей бригады определяется с учетом фактически выполненной работы и ее расценки, а оплата труда каждого работника бригады зависит от объема произведенной всей бригадой продукции и от количества и качества его труда в общем объеме работ.[26, c. 37-41]

При повременной (тарифной) оплате труда работник получает денежное вознаграждение в зависимости от количества отработанного времени, однако в силу того, что труд может быть простым и сложным, низко- и высококвалифицированным, необходимо нормирование труда, которое осуществляется с помощью тарифных систем. Составными элементами тарифной системы являются тарифная ставка – абсолютный размер оплаты труда различных групп и категорий рабочих за единицу времени – и тарифные сетки – совокупность тарифных разрядов (профессий, должностей) и соответствующих им тарифных коэффициентов.[24, c. 56-57]

При простой повременной системе оплаты труда  оплата производится за определенное количество отработанного времени независимо от количества выполненных работ. Заработок рабочих определяют умножением часовой или дневной тарифной ставки его разряда на количество отработанных им часов или дней.

Заработок других категорий работников определяют следующим образом:

если работник отработал все рабочие дни месяца, то в оплату ему ставят установленные оклады.

если же работник отработал неполное число рабочих дней, то заработок определяют делением установленной ставки на календарное количество дней и умножением полученного числа на количество фактически отработанных дней.

При повременно-премиальной системе оплаты труда предусматривается начисление и выплата премии, устанавливаемой в процентах от должностного оклада (тарифной ставки) на основании разработанного в организации положения о премировании работников, коллективного договора или приказа (распоряжения) руководителя организации.

Таким образом, при сдельной оплате труда необходим точный учет выполненных работ и имеется возможность нормирования труда. На наш взгляд, этот вид оплаты не следует применять, если ее внедрение ухудшит качество продукции, нарушает технологию и технику безопасности, приводит к перерасходу материальных ресурсов.

Условиями применения повременной оплаты труда является стабильность производственного процесса; функции рабочего сводятся к наблюдению и контролю за ходом производства. [24, c. 65]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Учет заработной платы на примере Республиканского агентства по размещению заказов для государственных заказчиков республики Бурятия.

 

2.1. Организационно-экономическая характеристика деятельности Республиканского агентства по размещению заказов для государственных заказчиков республики Бурятия

 

Республиканское агентство по размещению заказов для государственных заказчиков Республики Бурятия осуществляет свою деятельность в целях проведения единой государственной политики, направленной на повышение эффективности расходования бюджетных средств и средств внебюджетных источников финансирования, достижение открытости и гласности процесса закупок, совершенствование организационных структур управления закупками для государственных нужд Республики Бурятия.

Агентство является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере размещения государственного заказа для государственных заказчиков.

Агентство находится в ведении Правительства Республики Бурятия, функции по координации деятельности Агентства в части нормативно-правового регулирования и выработке государственной политики в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд осуществляет Министерство экономического развития и внешних связей Республики Бурятия.

Агентство осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами государственной власти и органами государственной власти Республики Бурятия, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, коммерческими и некоммерческими организациями всех форм собственности, деятельность которых связана с реализацией функций органа исполнительной власти, физическими лицами.

Российской Федерации, Конституцией Республики Бурятия, федеральными законами, законами Республики Бурятия, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, Президента Республики Бурятия, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Правительства Республики Бурятия, другими нормативными актами.

Агентство обладает правами юридического лица, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет и иные счета в банковских учреждениях, печать со своим наименованием и изображением Государственного герба Республики Бурятия.

Основными задачами Агентства являются:

- формирование и обеспечение единого подхода в области эффективного функционирования и развития системы государственного заказа Республики Бурятия;

- формирование базы данных рынка государственных закупок;

- подготовка кадров для системы государственных и муниципальных закупок.

В процессе осуществления своей деятельности Агентство имеет следующие полномочия:

- формирует план закупок товаров, работ и услуг и составляет план-график размещения государственного заказа. Определяет способ размещения государственного заказа по согласованию с государственным заказчиком;

- организовывает и проводит конкурсы и аукционы за счет средств федерального, республиканского бюджетов и Бурятского территориального фонда обязательного медицинского страхования;

- привлекает экспертов и специалистов, обеспечивает деятельность рабочих групп, образованных для проверки конкурсных заявок участников размещения государственного заказа, определяет регламент их работы;

- представляет органам, осуществляющим контроль, требуемые сведения и выполняет их предписания;

- формирует комиссии по размещению государственного заказа, в том числе при проведении совместных торгов по согласованию с государственным заказчиком;

- осуществляет мониторинг участников размещения государственного заказа, в том числе участников размещения заказа, прошедших предварительный отбор, в целях размещения у них заказа на оказание гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера;

- осуществляет ведение Реестра государственных контрактов Республики Бурятия, заключенных по итогам размещения государственного заказа, с размещением на официальном сайте в сети Интернет;

- публикует в официальном печатном издании и размещает на официальном сайте Республики Бурятия по государственным закупкам извещения, протоколы, итоги о конкурсах, аукционах и иных способах размещения заказа;

- осуществляет организационно-методическое обеспечение размещения государственного заказа;

- осуществляет функции получателя средств республиканского бюджета, в соответствии с утвержденной бюджетной росписью, в пределах установленных лимитов бюджетных обязательств;

- осуществляет иные полномочия в области размещения государственного заказа в соответствии с действующим законодательством.

Агентство возглавляет руководитель, назначаемый и освобождаемый от должности Президентом Республики Бурятия.

Заместители руководителя назначаются и освобождаются от должности решением Правительства Республики Бурятия по представлению руководителя.

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1 Структура Республиканского агентства по размещению заказа для государственных заказчиков Республики Бурятия

 

В результате деятельности Республиканского агентства по государственным закупкам за 2008 год количество закупочных процедур выросло в 1,3 раза, чем за соответствующий период прошлого года.

В отчетном периоде было  проведено 625 процедур на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Республики Бурятия, на сумму 6 814,7 млн. рублей. Количество лотов по всем процедурам размещения заказа составило 1918. Число завершенных закупок по способам размещения заказа составило: 103 открытых конкурса (в том числе 5 совместных) на сумму 3 181,5 млн. рублей (206 лотов), 301 открытый аукцион (в том числе 11 совместных) – 3 342,8 млн. рублей (849 лотов), 221 электронный аукцион (в том числе 14 совместных) – 290,4 млн. рублей (863 лотов).

Количество размещений заказа в разрезе предметов закупок:

– поставка товаров – 314 закупок (продукты питания, компьютерная и оргтехника, мебель, горюче-смазочные материалы, уголь, автомобили, лекарственные средства, медицинское оборудование и прочее) на сумму 1414,7  млн. рублей;

– выполнение работ – 141 (строительство, реконструкция, капитальный и текущий ремонт, монтажные и другие работы) – 3 901,1 млн. рублей;

– оказание услуг – 170 (страхование, охрана, образование, проектные, типографские и прочие работы) – 1498,9 млн. рублей.

  Бюджетный учет ведется в соответствии с Федеральным законом от 21ноября 1996 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете», бюджетным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также Приказ Минфина РФ от 30 декабря 2008 г. №148н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету»

Структура бухгалтерского аппарата в Агентстве отсутствует, это связано с тем, что Агентство выступает посредником при оказании услуг  государственным учреждениям. А так же на основании Распоряжения Президента Республики Бурятия утверждена штатная численность, структуры исполнительной власти, поэтому учет осуществляется, одним работником обязанности которого входит, организация ведения бухгалтерского учета, хотя по должности данный сотрудник не числиться как главный бухгалтер.

Бухгалтерский учет ведется в электронном виде с использованием программы автоматизации бухгалтерского учета «1C - Бухгалтерия для бюджетных учреждений», учет расчетов по оплате труда ведется в программе «1C - Камин: Учет зарплаты и кадров».

Бухгалтерский учет осуществляется консультантом отдела формирования государственного заказа. Ст. 6 Закон Республики Бурятия от 6 июля 2005 г. № 1225-III «О государственной гражданской службе Республики Бурятия» Принят Народным Хуралом Республики Бурятия 28 июня 2005 года (с изменениями от 4 мая 2006 г., 14 мая 2007 г.)

     Для ведения бухгалтерского учета применяются первичные документы класса 03 и 05 Общероссийского классификатора управленческой документации .(ОКУД), предусмотренные Приказом Минфина РФ от 30 декабря 2008 г. №148н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету» и регистры бухгалтерского учета, утвержденные Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23 сентября 2005 г. №123н «Об утверждении форм регистров бюджетного учета».

Учет исполнения росписи  расходов  по  бюджету осуществляется с
применением Бюджетной классификации Российской Федерации (Приказ
Министерства финансов РФ от 08.12.2006 г. №168н).

       Учет исполнения сметы доходов и расходов целевых поступлений осуществляется по видам целевых поступлений согласно утвержденной смете.

 

2.2. Учет и документальное оформление начислений заработной платы

 

В бюджетных учреждениях правила начисления оплаты труда и дополнительных выплат регулируются трудовым законодательством и отраслевыми и ведомственными инструкциями, разработанными на основе трудового законодательства.

Трудовое законодательство включает в понятие заработной платы также выплаты компенсационного и стимулирующего характера. К выплатам стимулирующего характера относятся премии, различного рода надбавки. Компенсационные выплаты признаны возместить работнику расходы, произведенные в связи с выполнением своих трудовых обязанностей.

Заработную плату работников определяют следующим образом: если работник отработал все рабочие дни месяца, то его оплату составит установленный для него базовый оклад; если же он отработал неполное число рабочих дней, то его заработок определяют делением установленного базового оклада на календарное количество рабочих дней и умножением полученного результата на количество фактически отработанных дней.

Учет начисление и выплата сумм заработной платы ведется на субсчете 302 01 “Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате”.

Аналитический учет расчетов по оплате труда ведется в Журнале операций расчетов по оплате труда.

Операции по счету оформляются следующими бухгалтерскими записями:

- суммы начисленной заработной платы отражаются по кредиту счета 302 01 «Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате» и дебету счетов 401 01 «Расходы по заработной плате»;

- суммы начисленных дополнительных выплат и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации отражаются по дебету счетов 401 01 «Расходы по прочим выплатам» и кредиту счета 302 02 «Увеличение кредиторской задолженности по прочим выплатам»;

- суммы начисленной оплаты труда лицам, не состоящим в штате учреждения по договорам гражданско-правового характера, отражаются по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 302 00 «Расчеты по принятым обязательствам» и дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 401 01 «Расходы учреждения»;

- суммы начисленных пособий работникам по временной нетрудоспособности, пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, санаторно-курортного обслуживания работников и членов их семей и других выплат за счет средств государственного социального страхования отражаются по дебету счета 303 02 «Уменьшение кредиторской задолженности по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации» и кредиту счета 302 03 «Увеличение кредиторской задолженности по начислениям на выплаты по оплате труда»;

- удержания из оплаты труда в установленном порядке отражаются по дебету счетов 302 01 «Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате», 302 02 «Уменьшение кредиторской задолженности по прочим выплатам», 302 03 «Уменьшение кредиторской задолженности по начислениям на выплаты по оплате труда» и кредиту счетов 304 03 «Увеличение кредиторской задолженности по удержаниям из выплат по оплате труда», 303 01 «Увеличение кредиторской задолженности по налогу на доходы физических лиц»;

- выдача заработной платы, в том числе лицам, не состоящим в штате учреждения по договорам гражданско-правового характера, прочих выплат, пособий и иных социальных выплат отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 302 00 «Расчеты по принятым обязательствам» и кредиту счета 201 04 «Выбытия из кассы» [26, c. 125-127]

Для учета личного состава, начисления и выплаты заработной платы используются унифицированные формы первичных учетных документов.

При приеме  на работу по трудовому договору оформляется приказ (распоряжение) о приеме работника на работу. Приказ составляется лицом ответственным за прием всех лиц принимаемых на работу в организацию.

В приказах указываются наименование структурного подразделения, профессия (должность), испытательный срок, а также  условия приема на работу и характер предстоящей работы (по совместительству, в порядке перевода из другой организации, для замещения временно отсутствующего работника, для выполнения определенной работы и др.)

Подписанный руководителем организации или уполномоченным на это лицом приказ объявляют работнику под расписку. На основании приказа в трудовую книжку вносится запись о приеме на работу, заполняется личная карточка, а в бухгалтерии открывается лицевой счет работника.

Личная карточка работника заполняется на лиц, принятых на работу на основании приказа о приеме на работу, трудовой книжки, паспорта, военного билета, документа об окончании учебного заведения, страхового свидетельства государственного пенсионного страхования, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и других документов, предусмотренных законодательством, а также сведений, сообщенных о себе работником.

Штатное расписание применяется для оформления структуры, штатного состава и штатной численности организации. Штатное расписание содержит перечень структурных подразделений, должностей, сведения о количестве штатных единиц, базовых окладах надбавках и месячном фонде заработной платы. Утверждается приказом (распоряжением) руководителя организации или уполномоченного им лица. Согласовывается с вышестоящей организацией.

Изменения в штатное расписание вносятся в соответствии с приказом (распоряжением) руководителя организации или уполномоченного им лица.

Приказ (распоряжение) о переводе работника на другую работу используют для оформления и учета перевода работника на другую работу в организации. Заполняются работником кадровой службы с учетом письменного согласия работника, подписываются руководителем организации или уполномоченным им лицом, объявляются работнику под расписку. На основании данного приказа делаются отметки в личной карточке, лицевом счете, вносится запись в трудовую книжку.

Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска применяют для оформления и учета отпусков в соответствии с законодательством, коллективным договором, нормативными актами организации, трудовым договором. Составляются работником кадровой службы, подписываются руководителем организации или уполномоченным им лицом, объявляются работнику под расписку. На основании приказа делаются отметки в личной карточке, лицевом счете и производится расчет заработной платы, причитающейся за отпуск (Записка-расчет о предоставлении отпуска работнику). [27, c.35-39]

График отпусков предназначен для отражения сведений о времени распределения ежегодных оплачиваемых отпусков работникам организации на календарный год по месяцам. При его составлении учитывается действующее законодательство, специфика деятельности организации и пожелания работника.

График отпусков подписывается работником кадровой службы, утверждается руководителем организации или уполномоченным им лицом.

При переносе срока отпуска на другое время с согласия работника и руководителя структурного подразделения в график отпусков вносятся соответствующие изменения.

Приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнение) применяют для оформления и учета увольнения работника. Заполняются работником кадровой службы, подписываются руководителем организации или уполномоченным им лицом, объявляются работнику под расписку.

На основании приказа делается запись в личной карточке, лицевом счете, трудовой книжке, производится расчет заработной платы с работником (Записка-расчет при прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнение)). [26, c. 119-124]

Приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку применяют для оформления и учета направлений работника в командировки. Заполняются работником кадровой службы, подписываются руководителем организации или уполномоченным им лицом. В приказе о направлении в командировку указываются фамилии и инициалы, структурное подразделение, профессия (должность) командируемого, а также цель, время и место командировки.

При необходимости указываются источники оплаты сумм командировочных расходов, другие условия направления в командировку.

Табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы применяется для учета использования рабочего времени и начисления заработной платы.

Табель ведется ежемесячно по установленной форме лицами, назначенными приказом по учреждению в целом или в разрезе структурных подразделений (отделов, отделений, факультетов, лабораторий и др.).

Табель открывается ежемесячно за 2 - 3 дня до начала расчетного периода на основании табеля за прошлый месяц.

Записи в табель и исключение из табеля работников должны производиться только на основании документов по учету личного состава: приказов о приеме на работу, переводе, увольнении.

В табеле регистрируются только случаи отклонений. В верхней половине строчки на каждого работника, у которого имелись отклонения от нормального использования рабочего времени, записываются часы отклонений, а в нижней - условные обозначения отклонений.

В нижней части строчки записываются также часы работы в ночное время.

Если у одного и того же работника в один и тот же период в использовании рабочего времени имелось два вида отклонений, одно из которых - работа в ночное время, то нижняя часть строки заполняется дробью, числитель которой - условное обозначение отклонений, а знаменатель - ночные часы. При наличии более двух отклонений в один день фамилия работника в табеле повторяется 2 раза.

В конце месяца работником, ответственным за ведение табеля, определяется общее количество дней (часов) явок, дней (часов) неявок, а также количество часов по видам переработок (замещение, работа в праздничные дни, ночные часы и другие виды оплаты) с записью их в соответствующие графы. Заполненный табель подписывается лицом, ведущим табельный учет. [28, c. 112-114]

Заполненный табель и другие документы, оформленные соответствующими подписями, в установленные сроки сдаются в бухгалтерию для проведения расчетов, после утверждения табеля руководителем учреждения он используется для составления Расчетно-платежной ведомости.

Расчетно-платежная ведомость, применяется для отражения начисления заработной платы и выплат, произведенных работникам в течение месяца и причитающихся в окончательный расчет; удержанных из заработной платы налогов и других сумм.

Основанием для начисления заработной платы служат: приказ руководителя учреждения о зачислении, увольнении и перемещении сотрудников в соответствии с утвержденными штатами и ставками заработной платы, табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы, записка-расчет об исчислении среднего заработка при предоставлении отпуска, увольнении и других случаях, другие документы.

Документами для начисления заработной платы лицам, не состоящим в штате учреждения, работающим по договорам и разовым заказам, являются договоры, акты выполненных работ.

Расчетно-платежная ведомость составляется по учреждению, подписывается исполнителем и лицом, проверившим документ. Разрешение на выплату заработной платы подписывается руководителем учреждения и главным бухгалтером.

В тех случаях, когда разовые расчеты по заработной плате при уходе в отпуск или увольнении не совпадают с составлением общего расчета, выплаты в межрасчетный период производятся по платежной ведомости или расходным кассовым ордером. Начисленные и выплаченные суммы по этим расчетам включаются в расчетно-платежную ведомость текущего месяца. При этом по графе «Сумма к выдаче» против данной фамилии делается прочерк, а выплаченная сумма записывается в графе «Выплаты в межрасчетный период».

В конце ведомости кассир должен сделать надпись о фактически выплаченной сумме и о неполученной сумме заработной платы, сверить эти суммы с общим итогом по платежной или расчетно-платежной ведомости и скрепить надпись своей подписью. Если деньги выдавались не кассиром, а другим лицом, то на ведомости дополнительно делается надпись «Деньги по ведомости выдал - должность, подпись, расшифровка подписи». После тщательной проверки отметок, сделанных кассиром в расчетно-платежной ведомости, и подсчета выданных и депонированных сумм на расчетно-платежной ведомости заполняются реквизиты расходного кассового ордера на выданную сумму заработной платы из кассы. Указанный расходный ордер на сумму выданной заработной платы по расчетно-платежной ведомости подлежит регистрации в журнале регистрации приходных и расходных ордеров. [28, c. 112-114]

В централизованных бухгалтериях расчетно-платежная ведомость составляется раздельно на каждое обслуживаемое учреждение, подписываются руководителем соответствующего обслуживаемого учреждения, руководителем группы учета и исполнителем. Разрешение на выплату заработной платы подписывается руководителем учреждения, при котором создана централизованная бухгалтерия, и главным бухгалтером.

Платежная ведомость, применяется в тех случаях, когда разовые расчеты по заработной плате, при уходе в отпуск или увольнении не совпадают с составлением общего расчета, т.е. в межрасчетный период. Начисленные и выплаченные суммы по этим расчетам включаются в расчетно-платежную ведомость текущего месяца.

Порядок оформления платежной ведомости аналогичен порядку, предусмотренному для расчетно-платежной ведомости.

Карточка-справка, применяется для регистрации справочных сведений о заработной плате работника, в которой, помимо общих сведений о нем, ежемесячно отражаются по всем источникам суммы начисленной заработной платы по видам, удержанных суммах по видам, сумма к выдаче. Карточка-справка заполняется на основании расчетно-платежной ведомости.

В необходимых случаях Карточка-справка может использоваться для получения сведений о суммах выплаченного гонорара по каждому получателю.

Записка-расчет об исчислении среднего заработка при предоставлении отпуска, увольнении и других случаях, применяется для расчета среднего заработка для определения сумм оплаты за отпуск, компенсации при увольнении и других случаях в соответствии с действующим законодательством.

Сведения о виде отпуска, дате начала и конца отпуска, его продолжительности, периоде, за который предоставляется отпуск, заполняется на основании приказа. Номер записки-расчета соответствует номеру приказа, являющемуся основанием для предоставления отпуска.

В заголовочной части записки-расчета заполняются все необходимые реквизиты. Далее указывается, за какой период предоставляется отпуск, и в каком периоде времени он будет предоставлен.

В таблице следует указать количество дней основного, дополнительного или (в свободной графе) иного вида отпуска.

Табличная часть заполняется на основании Карточки-справки.

Количество отработанных дней и сумма начисленной заработной платы в данном расчетном периоде заполняется на основании Карточки-справки с учетом положений установленных законодательством о труде.

Средний заработок месячный определяется путем деления суммы Итого за расчетные месяцы на 12 месяцев.

Сумма к выплате оформляется бухгалтерской записью по дебету и по кредиту соответствующих счетов. [29, c. 134-137]

 

2.3. Учет удержаний из заработной платы

 

Сумма начисленной заработной платы не выдается на руки работнику целиком. Предварительно из нее производятся различные вычеты и удержания. В соответствии с действующим законодательством посредником в расчетах между государственными органами, юридическими и физическими лицами с одной стороны и своими работниками - с другой стороны обязано выступать предприятие. В связи с этим бухгалтерия предприятия производит расчет и перечисление по назначению всех удержаний и вычетов. Действующие удержания и вычеты можно подразделить на две группы: обязательные, действующие для всех или для подавляющего большинства работников, и индивидуальные, то есть применяемые для отдельных работников и в отдельные периоды.

К обязательным удержаниям относится подоходный налог.

К индивидуальным - погашение задолженности по ранее выданным авансам, возврат сумм, излишне выплаченных в результате неверно произведенных расчетов, возмещение материального ущерба, причиненного предприятию работником, суммы по исполнительным листам, удержания за брак, взыскание штрафов, суммы, излишне выплаченные за отпуск при увольнении работника и т.п.

Подоходный налог взимается в соответствии с Законом РФ «О подоходном налоге с физических лиц» от 07.12.1991 г. № 1999-1 в редакции Закона РФ от 10.01.1997 г. № 10-ФЗ. Порядок исчисления и уплаты налога установлен Инструкцией № 35 Государственной налоговой службы РФ "Инструкция по применению Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц" от 29.06.1995 г., с последующими изменениями и дополнениями.

Этой инструкцией установлено, что объектом налогообложения является совокупный доход, полученный за календарный год. Датой получения дохода при этом считается дата его начисления.[27, c.98-101]

В состав совокупного дохода включаются доходы, полученные наличным или безналичным путем (то есть в порядке перевода на счет гражданина), а также доходы, полученные в натуральной форме и в иностранной валюте.

При исчислении совокупного дохода суммы, полученные в иностранной валюте для целей налогообложения, пересчитываются в рубли по курсу ЦБ РФ, действовавшему на дату получения дохода. Доходы, подученные в натуральной форме, учитываются по государственным регулируемым ценам, а при их отсутствии - по свободным (рыночным) ценам на дату получения дохода. При реализации или бесплатной выдаче работникам продукции собственного производства или товаров для целей налогообложения они оцениваются по свободным (рыночным) ценам, сложившимся на товарном рынке в данной местности на день реализации.

В состав совокупного дохода включаются:

- наличные деньги, выдаваемые из кассы предприятия на личные нужды;

- стоимость документов, на которых обозначен денежный номинал, дающих право проезда, посещения, пользования услугами (мероприятиями), которые в обычных условиях являются платными;

- сумма оплаты коммунально-бытовых услуг, абонементов, подписки на периодические издания и книги, питания, проезда к месту работы и обратно, кроме случаев, когда их оплата предусмотрена законодательством;

- суммы единовременных пособий при уходе на пенсию;

- внесение (возмещение) платы за родителей на содержание детей в детских и школьных учреждениях и обучение детей в учебных заведениях;

- разница в цене товаров или продукции собственного производства, реализованным работникам по ценам ниже рыночных,

- суммы пенсий, назначаемых и выплачиваемых за счет средств предприятия сверх размеров, установленных пенсионным законодательством РФ;

- суммы отчислений, производимых в негосударственные пенсионные фонды;

- часть страхового взноса (в размере нагрузки, предусмотренной в структуре тарифной ставки), направляемая работодателями на покрытие расходов по страховым операциям по договорам добровольного страхования физических лиц;

- стоимость имущества, распределяемого в пользу физических лиц при ликвидации предприятия (за исключением средств, внесенных в виде пая в уставный капитал и доходы, полученные физическими лицами от продажи активов предприятия, ликвидированного в соответствии с программами приватизации).

В совокупный доход не включаются:

- государственные   пособия,  выплачиваемые   в   соответствии   с законодательством   РФ,   за   исключением   пособий   по   временной нетрудоспособности. Так, к пособиям, не подлежащим налогообложению, относятся пособия по безработице, пособия по беременности и родам;

- все виды пенсий, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством РФ, а также дополнительные пенсии, выплачиваемые на условиях добровольного страхования;

- суммы, полученные работниками в возмещение ущерба, причиненного им увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, а также суммы, выплачиваемые работодателем физическим лицам в связи с потерей кормильца вследствие трудового увечья;

- выходные пособия, выплачиваемые при увольнении, а также все виды денежных компенсаций, выплачиваемые в соответствии с законодательством о труде;

- компенсационные выплаты, выплачиваемые работникам в пределах норм, установленных   законодательством,   за   исключением   компенсации   за неиспользованный отпуск при увольнении. К таким выплатам относятся, например, суточные и квартирные дотации по командировкам, единовременные пособия, оплата проезда и провоза имущества при переводе работника на работу в другую местность, полевое довольствие, компенсации - за использование инструмента, принадлежащего работнику, за использование его личного автотранспорта в служебных целях и т.п. Следует учитывать, что суммы этих компенсаций сверх установленных норм включаются в совокупный доход;

- компенсации родителям, женам погибших военнослужащих;


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.