Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Сущность и основные показатели измерения уровня жизни населения

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 18.05.13. Год: 2012. Страниц: 41. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Глава 1. Сущность и основные показатели измерения уровня жизни населения 

     1.1 История термина «качество жизни» 

     Социальная  политика - важнейшая область деятельности государства на современном этапе. От решения социальных проблем зависит  стабильность общества, а это является необходимой базой для эффективного развития экономики. Результативность социальной политики проверяется, прежде всего уровнем и качеством жизни как всего населения, так и различных социальных групп.

     В условиях перехода Республики Беларусь к социально ориентированной рыночной экономике нет задачи важнее, чем сделать эту политику как можно более эффективной. При этом следует учесть, что сильная социальная политика государства определяется не только наличием средств, но и открытостью, справедливостью ее осуществления. Она должна проводиться в интересах всего общества, поддерживаться большинством населения, носить активный характер.

     Основной  целью социальной политики является повышение уровня и качества жизни  населения, предоставление каждому трудоспособному человеку условий, позволяющих ему собственным трудом и предприимчивостью обеспечивать свое благосостояние и благосостояние своей семьи. При этом государство должно полностью выполнять свои социальные обязательства перед пенсионерами, инвалидами, многодетными семьями, нетрудоспособными и малообеспеченными слоями населения [3, c.3].

     Вопрос  о социальных последствиях проводимых экономических реформ в стране - один из самых непростых с точки  зрения как оценки этих последствий, так и поиска эффективных рычагов воздействия на них. Своеобразным индикатором, позволяющим судить в настоящее время о социальной эффективности реформ, является уровень жизни населения.

     Термин  «качество жизни» в мировом обиходе  появился в середине 50-х годов, когда  стало очевидным, что категория «уровень жизни» не отражает в достаточной мере степень благосостояния людей в условиях прогрессирующего загрязнения окружающей среды, кризисов и других негативных явлений. По поводу категории «качество жизни» многие десятилетия ведутся дискуссии, она является предметом исследования для зарубежных и отечественных специалистов, по проблемам качества жизни публикуются статьи, проводятся международные конференции. Однако четкого и общепринятого представления о сущности данной категории и ее составляющих пока еще нет.

     Одними  из первых к ее изучению приступили американские специалисты.  По мнению разработчиков доклада Президентской  комиссии США по качеству жизни, это  способность различать индивидов  посредством отображения динамических

     факторов  восприятия ими благополучия и удовлетворенности жизнью. Качество жизни связано с интерпретацией высших потребностей личности таких, как достоинство, свобода, наслаждение человеческим общением.

     Своеобразно подходит к определению указанной  категории Международный банк реконструкции и развития. Согласно его концепции, качество жизни в каждой стране можно характеризовать такими показателями, как плотность населении, валовой внутренний продукт, бедность, коэффициент смертности младенцев на 1000 рождений; общий уровень детности, уровень грамотности взрослых, доступность к санитарии. В таблице 1.1 указаны способы расчетов данных показателе и их единицы измерения: 

     Таблица 1.1 – Показатели, характеризующие  факторы определения качества жизни  страны, согласно концепции Международного банка реконструкции и развития.

 
     Показатель      
 
     Высчитывается
     Единицы измерения
      - плотность населения      человек на м2      чел/м2
     - валовой внутренний  продукт      доллар  по покупательной способности на душу      Доллар
     -  бедность      процент населения, живущего на доход менее одного доллара на душу в сутки      %
     - общий уровень  детности      число рожденных детей на одну женщину      Коэффициент
     - уровень грамотности  взрослых      процент населения 15 лет и старше      %
     - доступность к  санитарии      процент населения      %

 

     Однако  такая трактовка качества жизни имеет ряд недостатков. Во-первых, приведенные показатели характеризуют не качество жизни, а ряд факторов, определяющих его. Во-вторых, все показатели, кроме первого, входят в систему показателей уровня жизни, дублируют их. Наконец, ряд показателей причислен к характеризующим качество жизни необоснованно. Так, плотность населения в одних случаях влияет на качество жизни положительно, в других - отрицательно. Спорным является и определение показателя бедности по произвольному порогу - 1 доллар в сутки на душу.

     В бывшем СССР был накоплен определенный опыт исследования качества жизни отдельного индивида. Так, например, в 1991 г. Всероссийский Центр Исследования Общественного мнения (ВЦИОМ) провел первое комплексное социологическое исследование по данной проблеме на основе изучения оценок отношения личности к разнообразным сторонам своей деятельности.  Выяснилось, что само понятие «качество жизни» в сознании людей не получил адекватного отражения, так как на первый план выдвигались материальные потребности, а потребности более высокого порядка должным образом не оценивались, что характерно для общества, где бедность - состояние основной массы людей.

       На протяжении нескольких последних  лет Международный Институт Развития Менеджмента в рамках «Проекта мировой сравнительности»(World Competitiveness Project) осуществляет ежегодный мониторинг  основных макропоказателей социально-экономического развития почти пятидесяти стран мира. По его результатам определяются рейтинги, выявляются, уточняются тенденции. Данные этого анализа ежегодно публикуются и обслуживаются специалистами в Давосе на «Всемирном экономическом форуме». Среди экспертно оцениваемых показателей в десятибалльной шкале используется категория «качество жизни» («Quality of Life»).

     Имеется опыт анализа и измерения этого  показателя внутри стран. Так он использовался  в США в 1960-1980 гг. в специальных  сборниках «Social Indicators». В бывшем СССР в 80-е годы Всероссийский Центр Исследования Общественного Мнения (ВЦИОМ) проводил по специально разработанной методике широкие социологические исследования качества жизни населения.

     Понятие «качество жизни населения» исторично, оно может меняться во времени  и пространстве в зависимости  от конкретных глобально-исторических условий жизни общества. Вследствие этого могут меняться базовые компоненты, образующие систему обеспечения жизнедеятельности населения. Данное заключение основывается на том, что характеристики качества жизни населения формируются и проявляются в его способности адаптироваться к окружающему миру, в его взаимодействии с «внешними объектами» (производством, общественными институтами, природной средой) и друг с другом. В свою очередь, объекты, с которыми взаимодействует население, не остаются неизменными; меняются производительные силы, а с ними и потребности людей, иным становится место человека в природе, а это меняет облики самого общества. Усложнение взаимодействия человека с окружающей средой привело к необходимости включения в состав категории «качество жизни» блока «качество окружающей среды» и ряда характеристик состояния природно-биологической среды с точки зрения обеспечения условий жизнедеятельности населения [4, c.11].

     Существенно, что исследования качества жизни  индивида (либо однородного социально-экономического слоя) и общества в целом проводятся одновременно. В мировой практике накоплен значительный опыт исследования качества жизни индивида. Непосредственным объектом анализа при этом является система функциональных потребностей и степень их удовлетворения. Вначале измеряется в различных шкалах

         - степень удовлетворенности индивида  своей дееспособностью;

          - состоянием здоровья, психологическим  состоянием;

         -  качеством «встроенности» в социальную  инфраструктуру;

         - соответствием принятой в обществе морали и системе ценностей.

     Затем, интегрируя с определенными весами, все эти оценки выходят на некий интегральный индикатор качества жизни индивида. Практическая реализация такого подхода требует больших затрат времени и средств, связанных с формулировкой, распространением, заполнением и обработкой достаточного числа специальных анкет по каждому из пяти упомянутых выше функциональных свойств [2, c.36].

     Качество  жизни общества в целом определяется путем анализа и изменения  качества жизни конгломерата индивидов, т.е. населения страны.

     Изучение  мирового опыта в области исследования категорий «качество жизни» показывает, что данную категорию следует  рассматривать с объективной  и субъективной сторон. Соответственно оценка качества жизни будет выражаться двояко: как степень удовлетворения научно обоснованных потребностей и интересов и как степень удовлетворения самих людей качеством их жизни.

     Критерием объективной оценки качества жизни  служат научные нормативы потребностей и интересов людей. Отклонения в полученных объективных оценках по каким-либо качественным характеристикам от научно обоснованных норм потребностей (интересов) свидетельствую о неблагополучной ситуации либо о возникшей проблеме, решение которой требует адекватного государственного воздействия. Развитие потребностей, в конечном итоге, формирует определенный образ жизни, который определяется положением человека в обществе, комфортным бытом, определенной степенью свободы в выборе и количеством собственности.

       Закручивается своеобразная спираль: потребление населением материальных и духовных благ порождает новые потребности, развитие потребностей порождает новое производство благ, блага удовлетворяют возрастающие потребности и так далее. Главная цель этого процесса - улучшить уровень жизни населения на основе создания сбалансированного рынка товаров, обеспечения условий свободной реализации возможностей человека в производственном и потребительском выборе для удовлетворения своих потребностей. Уровень жизни - это, прежде всего, постоянное развитие потребностей, а затем рост потребления, которое способствует удовлетворению текущих потребностей и появлению потребностей высшего порядка.

     Вместе  с тем потребности и интересы людей индивидуальны и степень  их удовлетворения могут оценить  только сами субъекты. Они не фиксируются какими-либо статистическими величинами и практически существуют лишь в сознании людей, их личных мнениях и оценках.

     Субъективный  характер оценок числа и свойств  основных категорий «качества жизни» усложняет построение интегральной характеристики данной категории. В результате субъективных оценок набор составляющих категории «качество жизни» может быть бесконечно разнообразным. Поэтому при построении интегрального индикатора качества жизни следует исходить из того, что набор его базовых компонентов должен быть достаточно устойчив во времени и пространстве. Могут меняться лишь удельный вес влияния каждого фактора на данный интегральный индикатор.

     Оценка  качества жизни населения осуществляется на базе существующих источников статистической информации, а также результатов специальных обследований населения и опросов экспериментов. Прежде всего, это показатели:

     -  исчисляемые в рамках систем  национальных счетов;

     - данные статистики труда и  социального обеспечения,

     - статистики населения,

     - образования, 

     - здравоохранения, 

     - культуры,

     - жилищно-коммунальной отрасли, 

     - физической культуры, туризма,

     - данные, характеризующие качество  окружающей и социальной среды,

     - результаты всевозможных выборочных  обследований населения массовых опросов,

     -  интервьюирования.

     Особую  актуальность приобретают международные  источники информации: ежегодные  доклады о развитии человека, издаваемые ООН, ежегодные доклады Международного Института Развития Менеджмента  по сравнительному анализу пятидесяти стран мира.

     Интегральный  индикатор качества жизни в итоге - это определенного вида верстка  оценок более частных свойств  и критериев данного понятия, которые  в свою очередь, могут  быть представлены либо в виде различных  комбинаций отчетных статистических показателей, либо в виде соответствующих  экспертных оценок. На основе интегрального индикатора качества жизни населения можно проводить сравнительный анализ во времени и пространстве основных компонентов этой категории, а также выявлять «другие места» в социально-экономическом развитии страны или региона с точки зрения обеспечения условий, необходимых для гармоничного развития общества и отдельного индивида [5, c.12]. 

     1.2   Базовые компоненты качества  жизни 

     Рассматривая  человека одновременно и как существо биологическое, и как существо социальное, можно выделить следующие базовые компоненты, образующие систему обеспечения жизнедеятельности населения:

     - качество населения; 

     - уровень жизни; 

     - социальная безопасность;

     - качество окружающей среды.

     Схематически  некоторые из вышеуказанных факторов изображены на рисунках ( см. рисунки 1.1-1.3). Причем каждый из этих компонентов имеет свои характеристики второго и третьего уровня, которые требуют пояснения. 

     Рисунок 1.1 - Основные факторы, определяющие уровень жизни (благосостояние населения)  [6, c.9] .

     
     Качество и благосостояние населения      
       Уровень образования и степень  культуры
     Условия труда      Уровень культуры      Информированность и коммуникационность
       Доходы
     Качественный досуг      Жилищные  условия      Расходы
       Расходы

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Качество  населения представляет собой неотделимую от жизнедеятельности населения и вытекающую из самого факта его существования определенность, интегральную совокупность более частных свойств, которыми обладает население, и которые проявляются во взаимодействии с различными явлениями окружающего мира.

     Качество  населения характеризуется, прежде всего:

  • свойствами воспроизводства: способностью изменять свою

     численность и поддерживать равновесие биологических функций образующих его поколений (рождаемость, смертность, ожидаемая продолжительность жизни);

  • способностью образовывать семью (брачность, разводимость);
  • уровнем образованности (доля населения со средним и высшим образованием, средняя продолжительность срока обучения).

     Уровень жизни населения (благосостояние населения) как интегральное свойство аккумулирует в себе целый комплекс более частных свойств, характеризующих степень удовлетворения материальных и духовных потребностей населения. К ним относятся:

  • реальные доходы населения, их структура, покупательная способность доходов, дифференциация доходов населения; реальная заработная плата; реальные расходы населения, их структура; уровень потребления продуктов питания; показатели минимальных социальных гарантий;
  • показатели экономической активности (уровень экономической активности населения, соотношение занятых в экономике и общей численности населения, уровень безработицы);
  • обеспеченность населения мощностями здравоохранения, образование культуры и искусства, отдыха, инфраструктуры (система показателей, характеризующих деятельность учреждений образования, культуры и искусства; выпуск книжной, журнальной и печатной продукции; статистика здравоохранения, заболеваемости населения, инвалидности и др.);
  • обеспеченность населения жильем и другой собственностью;
  • показатели социальной защищенности населения (комплекс показателей, характеризующих социальное обеспечение, систему предоставления пенсий, пособий, материальной помощи больным, престарелым, детям).

     Систему показателей уровня жизни, отраженную в количественном измерении, следует дополнить такими качественными характеристиками, как:

  • состояние здоровья - физические и умственные возможности людей, их самочувствие, длительность и тяжесть болезней;
  • качество питания - его состав, ценность, а также вкусовые качества, свежесть и экологическая чистота продуктов, регулярность питания;
  • состояние образования и культуры - уровень обучения, степень овладения научными знаниями, нравственное содержание и художественный уровень литературы, доступность библиотек, телевидения, музеев и т.п.;
  • качество жилья - удобство планировки и благоустройство населенных пунктов, обустройство и обстановка жилища;
  • условия и характер труда - напряженность и эффективность, уровень производственного травматизма, соответствие личным склонностям и индивидуальным способностям людей, свобода в выборе профессии и специальности и др.;
  • качество свободного времени и условия отдыха - разнообразие занятий в свободное время, характер просмотра телепередач, наличие и характер хобби, время на самообразование, смысл свободного времени, удовлетворенность свободным временем, различия в качестве свободного времени у людей с высокими и низкими доходами, достаточная продолжительность отдыха, доступность домов отдыха, санаториев;
  • благополучие семейной жизни - ощущение личного счастья и удовлетворенности.

     Социальная  безопасность (качество социальной сферы) характеризуется свойствами, обеспечивающими социальные условия существования и поведения человека:

  • уровнем физической и имущественной безопасности члена общества (характеристики социальной патологии, криминогенности, преступности и т.п.)
  • качеством социально-политического здоровья общественных и государственных структур (уровень коррумпированности властных структур, уровень институционального развития общества, степень политической ангажированности СМИ и т.п.).
 

     Рисунок 1.2 - Основные факторы, влияющие на качество окружающей среды [6, c.9].

     Состояние окружающей среды
       Уровень загрязнения местности радионуклидами
                        Степень загрязнения воды
                        Степень загрязнения атмосферы

 

     Качество  окружающей среды характеризуется степенью пригодности окружающей среды для жизни, труда и отдыха населения. Поскольку в настоящее время недостаточно развиты средства сбора фактической информации о состоянии природной среды, а также методы комплексной оценки этого состояния, оценку качества окружающей среды предполагается производить на основе таких частных свойств, как:

  • антропогенное воздействие на воздушный бассейн, определяемое массой вредных веществ, выброшенных в атмосферу и приходящихся на 1 км2 площади территории, на душу населения или на 1000 долл. ВВП;
  • антропогенное воздействие на водный бассейн, определяемое, в частности, объемом сброшенных в поверхностные водоемы загрязненных вод на 1 км2 площади территории; отношением объема сточных вод, сброшенных в поверхностные водоемы, к объему свежей воды, забранной из водных объектов;
  • состояние почв [2, c.41].

     Таким образом, можно дать общее определение, интересующему нас понятию. Итак,  качество жизни населения - это социально-экономическая категория, характеризующая степень развитости и полноты удовлетворения всего комплекса потребностей и интересов людей, проявляющихся как в различных формах деятельности, так и в самом жизнеощущении. 

Рисунок 1.3 - Основные факторы, определяющие качество жизни

 
 
 
 

     1.3   Подходы к пониманию качества  жизни 

     В развитых странах в последнее  время преобладающим становится подход, согласно которому под качеством жизни понимается комплексное благосостояние, учитывающее различные (не только материальные) аспекты жизнедеятельности человека. Данный подход подразумевает как минимум три основные составляющие ( см. таблица 1.2): 

     Таблица 1.2 – Составляющие понятия «качество жизни».

 
     ПОНЯТИЕ «КАЧЕСТВО  ЖИЗНИ»      
     1) относится к  индивидам      2) многостороннее      3)имеет  субъективное и объективное измерение
     условия жизни индивида и восприятие им различных ее сторон играют ключевую роль      состояние индивида оценивается с учетом не только его дохода или материального благосостояния, но и других (разнообразных) сторон его жизни, также взаимопроникновения этих сторон, если необходимо      субъективные - необходимы для оценки целей и  восприятия индивидов, однако наиболее полезны они в сочетании с  объективными показателями жизненной ситуации

 

     1) Характеристики социально-экономической ситуации на макроуровне важны для лучшего понимания ситуации на микроуровне, но главная роль все же отведена жизни индивида;

     2) качество жизни - многостороннее понятие;

     3) качество жизни измеряется как объективными, так и субъективными показателями. [7, c.5].

     Понятия «качество жизни» и «уровень жизни» нередко переплетаются и подменяют друг друга, что не вполне корректно. При этом уровень жизни определяется как показатель, характеризующий количество и качество товаров и услуг, потребляемых в стране.

     Качество  жизни нередко характеризуют  посредством использования зауженной количественной характеристики уровня жизни, в частности, показателем стоимости потребительской корзины. Последнее понятие означает определенный минимально необходимый набор товаров-представителей в заданных количествах с фиксируемыми ценами. Некоторые исследователи, определяя уровень жизни, к стоимости потребительской корзины добавляют, например, показатели смертности населения, усредненные данные о состоянии образования населения и т.д., решая при этом лишь частные проблемы качества жизни и не давая системного определения самому этому понятию [5, c.17]. 

     1.4 Индекс развития человеческого  потенциала 

     Считаю нужным в своей работе отвести определенную роль индексу человеческого потенциала.

     
     ИРЧП
     1. долгая и здоровая жизнь      2. знания      3. достойный уровень жизни
     измеряется  показателем средней ее продолжительности      измеряется  долей грамотного взрослого населения (вес в две трети) и совокупной общественной долей учащихся начальных, средних и высших учебных заведений (вес в одну треть);      измеряется  показателем ВВП на душу населения (в долларах США на основе паритета покупательной способности).

     Любая экономическая стратегия должна быть направлена на расширение возможностей человека в его стремлении реализовать свой профессиональный, интеллектуальный, творческий и духовный потенциал. Показателем оценки реализации таких возможностей служит индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП).

     ИРЧП - это сводный показатель развития человеческого потенциала. Он измеряет средний показатель достижений данной страны в трех важнейших элементах  развития человеческого потенциала: долгой и здоровой жизни, знаниях, достойном уровне жизни. Далее в таблице 1.3 указано, в чем измеряются эти элементы: 

     Таблица 1.3. – Важнейшие элементы развития человеческого потенциала. 

     ИРЧП  предложен группой специалистов-разработчиков  программы развития ООН и представляет собой интегрированный показатель за определенный год, в котором концентрируется теоретическая схема общественного прогресса: жить долго и достойно. По своей методологической сущности ИРЧП не является индексом в традиционном понимании. Это показатель рейтинга страны в мировом сообществе.

     По  технике расчета ИРЧП - это средняя  арифметическая величина из трех индексов-компонентов:

     Y1 - индекс ожидаемой продолжительности жизни при рождении,

     Y2 - индекс достигнутого уровня образования,

     Y3 - индекс реального объема ВВП в расчете на душу населения (в долларах США на основе паритета покупательной способности).

       При расчете для каждого из используемых показателей устанавливается минимальное и максимальное (предельное) значения. Но в своей работе я не хочу заострять внимание на расчете ИРЧП, ограничусь лишь его определением.

     Согласно  ежегодно публикуемому докладу ООН  о развитии человеческого потенциала, все страны мирового сообщества подразделяются на страны с высоким, средним и низким уровнем развития человеческого потенциала. В таблице 1.4 указано, как идет это подразделение: 

     Таблица 1.4 – Распределение стран по уровню ИРЧП.

     Уровень человеческого  потенциала в стране
     высокий      Средний      низкий
     Показатель ИРЧП
     0,8 - 1      0,5 - 0,8      ниже 0,5
      
страны  Восточной 

Европы,Беларусь,

Российская Федерация

     страны  СНГ      страны  Африки

 

     К странам с высоким уровнем  человеческого потенциала относятся  те, у которых показатель ИРЧП колеблется в пределах от 0,8 до 1. У стран со средним уровнем развития – 0,5 - 0,8. У стран с низким уровнем развития – ниже 0,5.

     Результаты  доклада о развитии человеческого  потенциала показывают, что в первую десятку стран с высоким уровнем  человеческого развития вошли экономически развитые страны, экономики которых  можно отнести к классу «динамичных». В рыночные системы управления данных экономических систем всё более интенсивно внедряются элементы социального управления. К странам с высоким уровнем человеческого развития постепенно подтянулись и бывшие социалистические страны Восточной Европы, за счёт ускоренного применения опыта рыночного управления у высокоразвитых государств.

     Из  доклада ПРООН о развитии человека 2007 года “Борьба с изменением климата: солидарность людей в разобщенном  мире”  известно, что показатель Индекса развития человеческого  потенциала для Беларуси по сравнению с данными предыдущего доклада вырос с 0,794 до 0,804, опередив Российскую Федерацию (67-е место в новом докладе с показателем ИРЧП 0,802) [9]. По этому показателю наша страна переместилась с 67-го на 64-е место в мире. Преодолев пороговый показатель 0,800, Республика Беларусь перешла из категории стран со средним уровнем развития человеческого потенциала в категорию стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала. Увеличение показателя Индекса развития человеческого потенциала Беларуси произошло по двум основным причинам. Во-первых, учтен значительный рост Валового внутреннего продукта на душу населения по паритету покупательной способности в 2005 году. В Докладе 2007 года ВВП на душу населения по паритету покупательной способности определен в размере 7918 долларов США (в Докладе 2006 года, где использовались данные за 2004 год, этот показатель составлял 6970 долларов США). Во-вторых, положительно повлияло некоторое увеличение средней ожидаемой продолжительности жизни при рождении с 68,2 лет до 68,7 лет. [1, с.2].

     По  данным доклада ООН о развитии человека 2009 года «Преодоление барьеров: человеческая мобильность и развитие» Беларусь переместилась на 68 место категории стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала. Россия, по данным за 2009 год, заняла 71 место категории стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала.[8]

     Страны  СНГ относятся к странам со средним уровнем человеческого развития. Основной причиной, не позволяющей данным странам достигнуть высокого уровня развития, является недостаточная продолжительность жизни и относительно низкая степень экономического развития. Последнее обусловлено тем, что практически во всех странах СНГ на данный момент не сформировалась единая система управления. В странах СНГ преобладает смешанный тип управления с элементами традиционного, командно-административного и рыночного управления. Для вхождения стран СНГ в сообщество с высоким уровнем человеческого развития необходимо в первую очередь осуществить переход к социально-рыночному типу управления.

     К странам с низким уровнем человеческого  развития традиционно относятся государства, расположенные на африканском континенте. Основной причиной такого отставания в развитии является плохое состояние развития системы управления, в котором нередко просматривается многовековая традиционность, приводящая к частым гражданским войнам, эпидемиям, безграмотности и нищете.

     Показатель  ИРЧП уже стал общепризнанным в мире ориентиром в оценке социального и экономического благополучия государства. Этот индекс определяет также человеческий и экономический потенциал страны.

     Однако  при всех достоинствах и преимуществах  в измерении качества жизни населения, ИРЧП имеет ряд существенных недостатков:

     - длительный период и сложность  сбора данных;

     - недифференцированный расчет индекса уровня образования;

     -для  расчета используются только  две компоненты: качество и благосостояние населения [10, c.14]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.   Оценка качества  жизни населения  Республики Беларусь и программы по ее улучшению 

     2.1. Потенциалы развития 

     Предварительно  следует отметить три существующих  потенциала развития:

     - образовательный, 

     - производственный,

     - демографический.

       Каждый из названных потенциалов  в свою очередь расчленяется  на определенные составляющие, которые можно было бы назвать гранями социальных возможностей. Так, в образовательном потенциале можно различить грань, раскрывающую связь образования с производительностью труда и со здоровьем человека; грань, характеризующую эффективность образования как функцию общества теоретических знаний и практических навыков. В потенциале производственном можно увидеть грани, которыми выражен его научно-технологический уровень, экспортные, инновационные, инвестиционные возможности. В демографическом - это возможности, заложенные в определенной численности и, главное, в качестве населения.

     Обращу  свое внимание именно на демографический потенциал, который, как и все другие, складывается из ряда взаимосвязанных элементов, среди которых, в зависимости от конкретных исторических условий, какой-то один выделяется как главный, наиболее важный для обеспечения стабильности в стране. В отдаленные исторические времена роль главного стабилизирующего фактора в демографическом потенциале играла общая численность населения. Чем больше было в стране жителей, тем глубже становилось разделение общественного труда,  и в результате упрочнялось ее экономическое положение. А более широкая налоговая база умножала возможности для совершенствования рычагов управления жизнью общества. Многочисленное население служило также залогом военной мощи государства [4, c.72].

     В новое время значимость фактора  численности населения стала  относительно меньшей. На первый план вышла способность данной страны, пусть даже самой малой, использовать достижения научно-технического прогресса для организации эффективного производства, экспорта и импорта продукции и, в конечном счете, для обеспечения населению соответствующих условий жизни. Стабильностью развития ныне отличаются многие страны с населением менее десятка или немногим более десятка миллионов жителей.

     Из  сказанного не следует, что численность  населения как фактор стабильности  можно уже вообще не принимать во внимание. Остается в силе тезис о значимости численности населения и для разделения труда в обществе, и для госбюджета (налоговая база), и для обороны страны. Кроме того, нелишне напомнить, что численность жителей не может быть ниже определенной величины, обеспечивающей жизнеспособность общности людей, населяющих данную страну.

     Все вышесказанное требует от государства такого управления жизнедеятельностью общества, которое обеспечило бы реализацию имеющихся предпосылок устойчивого его развития, подъема благосостояния народа.

     Управление  качеством жизни включает в себя управление развитием личности на основе процессов социализации, в первую очередь, в рамках семьи и образования, управления качеством среды обитания, образования, развития населения и его здоровья [6, c.64]. Здесь имеют место так называемые государственные факторы (см. рис 3.1).  

     Рисунок 2.1 - Факторы государственного управления, влияющие на качество жизни [6, c.9].

     Государственные факторы      
       Экономика
     Экономический рост      Госрегулирование  финансовых и материальных процессов      Внешнеэкономическая политика
                    Социальная сфера
     Образование      Трансферты      Здравоохранение      Культура  и спорт
       Политика
     Права и свободы      Защита  прав человека      Свобода СМИ
     Обеспечение безопасности личности      Обеспечение конституционных свобод

 

     Социальная  политика государства в период переходной экономики выступает важнейшим фактором влияния на уровень и качества населения. Ее воздействие определяется достижением определенных показателей в ключевых сферах жизнедеятельности граждан, поэтому  остановлюсь на этих вопросах подробнее. Следует отметить необходимость развития в Республике Беларусь сферы услуг, предлагаю рассмотреть основные направления развития организаций в этой сфере. 

       2.2. Здравоохранение и физическая культура 

     Состояние охраны здоровья населения в Беларуси в целом следует рассматривать  в совокупности с такими параметрами, от которых во многом зависит его оценка: во-первых, это удовлетворенность состоянием здравоохранительных мероприятий непосредственно касающихся повседневной практики медицинской помощи, организуемой по месту жительства; во-вторых, отношение к развитию системы платных медицинских услуг, которые по сути дела уже относятся к организации и обеспечению охраны здоровья самостоятельно каждым из граждан индивидуально [10, c.67].

     В последнем случае это уже скорее самопомощь, ибо государство за собой оставляет лишь функцию законодательного регулирования взаимоотношений субъектов этой сферы предоставления услуг, равно как и в отношении развития других «сфер обслуживания». В таком случае на первый план выступают не моменты обеспечения социумом права на здоровье, как то имеет место в государственной системе здравоохранения, когда конституционно обеспечивается равенство всех граждан в этой сфере, но индивидуально определяемые реальные особенности социального статуса каждого из граждан. Здесь уже на оценку состояния здравоохранения начинают влиять именно эти аспекты социального положения, а потому уже нельзя вести речь о защите конституционных прав граждан на обеспечение социальной защиты его жизнедеятельности и здоровья. А именно социальная защита и составляет, на мой взгляд, одну из основных функций государства.

     Подход  к системе здравоохранения как  сфере услуг реально отражается на самооценках качества жизни населения  и на оценках благополучия оказания медицинской помощи по месту жительства государственной системой здравоохранения. Эти показатели во многом в таких случаях начинают зависеть от наличия льгот в этой сфере для не вполне дееспособных граждан и демографической ситуации «на семейном уровне» [11, c.78].

     При решении проблемы охраны здоровья населения  важны не только усилия организаторов  здравоохранения и практических медицинских работников, но их комплексирование с усилиями представителей исполнительной и законодательной ветвями власти. Только усилиями системы здравоохранения их не решить.

     Проблема  правового обеспечения системы  здравоохранных и здравостроительных мероприятий в последнее время обостряется, поскольку среди законодателей усиливается стремление к снижению уровня заботы о проживающих в регионах с неблагоприятной экологией. В частности, это выражается в полном или частичном отказе от предоставления указанному контингенту личных льгот в сфере обеспечения здравостроительных и здравоохранных мер индивидуального плана. В том числе и в плане материальной поддержке таковых. Тем самым этот контингент, тратящий до четверти семейных доходов на медицинские аспекты обеспечения своего здоровья, ставится практически в неравноправное положение по сравнению с жителями «чистых» регионов.

     Анализ  ситуации в здравоохранении Республики Беларусь свидетельствует о необходимости совершенствования государственной политики в отношении частной медицины и ее взаимодействия с системой государственного здравоохранения. На настоящем этапе развития социума рационально подходить к сфере здравоохранения как к  системе включающей как государственную, так и частную формы оказания медицинской помощи при ведущей и решающей роли государства. При этом в государственном секторе специальное внимание следует уделить проблеме не только коррекции собственно системы организации государственных медицинских услуг как таковых, но и усилению управленческих воздействий в законодательном и организационном плане.

     В отношении регионов с благоприятной  экологической обстановкой специальное  внимание необходимо организации работы по санитарно-гигиеническому просвещению  и выработке мотиваций в отношении  более полного использования потенциала государственного здравоохранения в целях самообеспечения индивидуального здоровья. Для регионов с неблагоприятной экологией наряду с указанными и даже в первую очередь требуются законодательные и организационные меры социально-экономического плана поддержки конкретных категорий граждан.

     Для оптимизации общей ситуации необходимо изменение кадровой политики, прежде всего в системе подготовки врачей общего профиля и управленческих кадров в сфере здравоохранения.

     Подводя итоги, в целом можно утверждать, что многие проблемы современной системы государственного здравоохранения связаны с недостаточным вниманием к разработке системы эффективных управленческих воздействий [6, c.11].

     Для устойчивого функционирования малых  и средних городских поселений важнейшее значение имеет развитие организаций системы здравоохранения. В связи с тем существует ряд программ, направленный на решение взаимосвязанных задач, которые были объединены в единую Программу развития здравоохранения Республики Беларусь на 2006–2010 гг., утвержденная постановлением Совета Министров  Республики Беларусь от 31 августа 2006 г. № 1116. Данная программа в настоящее время реализуется. В 2008 году завершилось выполнение Государственной программы реализации в 2006–2007 гг. основных направлений совершенствования деятельности организаций здравоохранения, определенных Концепцией развития здравоохранения Республики Беларусь на 2003–2007 гг. Ее главный результат – переход на новую модель финансирования – от планирования финансовых средств на содержание развернутой сети учреждений здравоохранения к финансированию в расчете на одного жителя. Это позволило переориентировать финансовые потоки, распределяя деньги по количеству обслуживаемых людей, а не по числу коек в медицинских учреждениях.

     В целях сохранения и улучшения  здоровья населения в этих населенных пунктах необходимо принятие мер по активизации деятельности организаций здравоохранения в обеспечении доступности качественной медицинской помощи, включающих:

     - обеспечение доступности медицинской помощи на всех региональных уровнях (центральная, районная, межрайонная, областная, республиканская больницы);

     - дальнейшее техническое переоснащение  больниц в районных центрах;

     - проведение реорганизации коечного  фонда путем сокращения неэффективно используемых круглосуточных коек, расширение стационарозамещающих технологий;

     - обеспечение населения безопасными  эффективными качественными лекарственными  средствами в необходимом объеме  и по доступным ценам.

     Среди мер, направленных на повышение доступности и качества медицинской помощи, выделяются:

  • внедрение стационарозамещающих технологий;
  • организация больниц сестринского ухода;
  • организация паллиативной помощи (хосписы);
  • создание республиканских научно-практических центров;
  • разработка новых высокоэффективных препаратов, медицинского оборудования, современных технологий диагностики, лечения и профилактики различных заболеваний.

     Ежегодно  на эту сферу выделяется около 4,5–4,7% от ВВП. На финансирование программ в сфере здравоохранения в 2008 предусматривалось выделение средств Министерства здравоохранения в размере около 6,1 млрд. руб., а уже в 2010 – больше 7 млрд. руб. (расходы на финансирование программ здравоохранительных органов в 2007-2010 приведены в приложении А).

     Финансирование мероприятий программы по здравоохранению предусматривается осуществлять за счет средств республиканского (в части закупок дорогостоящего медицинского оборудования с оплатой в централизованном порядке) и местных бюджетов, ежегодно выделяемых на эти цели исходя из норматива бюджетной обеспеченности на одного жителя.

     Одна  из главных проблем – нехватка медицинских кадров. По данным Министерства здравоохранения Беларуси, на начало 2008 года в республике работали около 47 тыс. врачей, а к концу 2009 началу 2010 число специалистов возросло почти в полтора раза – больше 60 тыс.

     Для достижения нового качества медицинской  помощи для жителей малых и  средних городских поселений  предусматривается укрепление и  развитие материально-технической базы организаций здравоохранения. Например, за последние годы в Брестской области проведено переоснащение и реконструкцию операционных залов и реанимационных мест в девяти центральных районных больницах. В Витебской области практически во всех малых городах и городских поселках предусмотрены средства на техническое переоснащение или новое строительство объектов здравоохранения.

     Реализация  системы мер по развитию здравоохранения  в малых и средних городских  поселениях республики будет осуществляться с учетом их индивидуальных особенностей (численность населения, нахождение в зонах влияния промышленных организаций, развитие системы здравоохранения и другие. 

     2.2. Физическая культура 

     Основными проблемами развития физической культуры в регионах, малых и средних городских поселениях в настоящее время являются несовершенство материально-технической базы; нехватка кадров, имеющих профессиональное физкультурное образование, и отсутствие системной работы по их подготовке и распределению, низкая доля населения, занимающегося физической культурой [6, c.11].

     Целью развития физической культуры в регионах, малых и средних городских  поселениях является удовлетворение потребное  населения в систематических  занятиях физической культурой, обеспечивающих физическое здоровье и гармоничное  развитие

     В связи с этим предусматриваются создание необходимых условий для занятий физической культурой; активизация физкультурно-оздоровительного движения в регионах, городских поселениях, пропаганда полезности занятий физической культурой и здорового образа жизни; обеспечение выполнения государственных минимальных социальных стандартов; развитие платных физкультурно-оздоровительных услуг. В регионах, малых и средних городских поселениях, предусматривается строительство и реконструкция объектов физкультурно-спортивного назначения, в первую очередь, открытых спортивных площадок, не требующих больших материальных затрат; выполнение государственных социальных стандартов в области физической культуры; создание спортивных секций, групп, кружков по спортивным интересам в учреждениях образования, по месту работы и жительства; совершенствование системы подготовки и переподготовки высококвалифицированных кадров; увеличение объема платных физкультурно-оздоровительных услуг за счет расширения сети многофункциональных физкультурно-спортивных комплексов, центров и другие мероприятия [10, c. 32].

     В городе Каменец построен спортивный зал с бассейном, что позволяет  обеспечить здоровый образ жизни и полноценный отдых населения. В городе Лунинец построен районный физкультурно-спортивный клуб, завершена реконструкцию стадиона. Крупнейшая в Беларуси ледовая арена была открыта в 2008 году в Бобруйске. Ледовый дворец предназначен как для проведения соревнований республиканского и международного уровня более чем по 15 видам спорта, массовой физкультурно-оздоровительной работы, так и для культурно-развлекательных мероприятий.

       В 2009 году в стране введено в эксплуатацию более  50  объектов. Среди них наиболее значительные: Ледовый дворец в г. Барановичи, Ледовая арена и аквапарк в г. Кобрине, спорткомплекс СДЮШОР в г. Полоцке; крытый учебно-тренировочный каток в Раубичах, многопрофильный культурно-спортивный комплекс ”Минск-арена“ и т.д. [12].

     Витебским облисполкомом принял решение о строительстве  ледового дворца в Новополоцке к  2012 году. На строительство спортивного объекта предполагается затратить 90 млрд. руб.

     Выполнение  государственных социальных стандартов в регионах, городских поселениях предполагается осуществлять за счёт государственных ассигнований. Источниками денежных средств, необходимых для развития физической культуры на данных территориях в прогнозный период, будут также средства самих физкультурных организаций, кредитные ресурсы, инвестиции и другие источники.

     Также хочу дополнить, что обеспечение  прав граждан на сохранение и поддержание собственного здоровья – это система, охватывающая в целом государственную экономическую и социальную политику, которая лишь во взаимодействии всех её направлений способна создать общенациональную систему охраны здоровья [6, c.15].  

     2.3. Образование 

     Основной  целью развития учреждений образования  является создание комплекса мер  по расширению возможностей удовлетворять  образовательные потребности, приобретать глубокие и всесторонние знания для детей дошкольного возраста, учащихся общеобразовательных учреждении, профессионально-технических и средних специальных учебных заведений.

     Предусматривается целенаправленная работа по совершенствованию научно-методического и технического обеспечения образовательного процесса во всех звеньях системы образования, в том числе компьютеризация школ и учреждений профессионально-технического образования, внедрение информационных образовательных технологий [6, c.48].

     Приоритетным  направлением в развитии сети дошкольных учреждений в малых и средних городских поселениях является создание учреждений типа "детский сад - школа", позволяющих комплексно решать вопросы социализации личности. Предусматривается реконструкция зданий, не обеспечивающих соответствующие условия для воспитания и обучения детей младшего школьного возраста, не учитывающих современные нормы наполняемости групп. Намечается расширение оказания дошкольными учреждениями платных образовательных услуг, в том числе и на дому. С этой целью в детских дошкольных учреждениях планируется открытие групп для детей с ослабленным зрением, нарушением осанки [13, c.10].

     В малых и средних городских поселениях Беларуси целесообразно провести реструктуризацию сети общеобразовательных учреждений с учетом складывающейся демографической ситуации. В этих населенных пунктах требуется увеличить численность учебных заведений нового типа (гимназии, колледжи, лицеи, профессиональные лицеи) для удовлетворения потребностей местной молодежи в более качественных образовательных услугах. Будут созданы условия  для привлечения высококвалифицированных педагогических кадров в целях обеспечения преподавания профильных учебных дисциплин на повышенном и углубленном уровне.

     В Могилевской области предполагается открытие пяти гимназий, расширение сети лицейских, гимназических и профильных классов, создание на базе учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, центров по работе с талантливыми учащимися (в приложениях Б, В, Г указаны учреждения, обеспечивающие получение общего среднего, среднего специального, высшего образования, по областям за 2006-2008 г.).

     В системе профессионального-технического и среднего специального образования будет создан эффективный механизм взаимодействия учреждений образования с организациями – заказчиками кадров. Целесообразно также при градообразующих предприятиях в малых и средних городских поселениях создавать профессионально-технические учреждения соответствующего профиля, имея в виду, что своевременная укомплектованность таких предприятий необходимыми специалистами является основой для успешного развития и процветания малых городов и поселков городского типа.

     Перспективным направлением развития отдельных малых городов может быть функциональная переориентация некоторых из них и создание на базе этих поселений образовательных центров (по типу университетских городков, академгородков), особенно в приграничных зонах высокой урбанизации, вблизи больших и крупных городов  [6, c.49].

      В Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 годы заявлено: образование должно стать основой всех преобразований, проводимых в нашей стране, поскольку образование, в конечном счете, – фундамент, который позволит построить сильную и процветающую Беларусь.

     Эти же принципы заложены в Стратегии и Программе устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2020 года.

     В соответствии со ст. 14 Закона ”Об образовании в Республике Беларусь“ все государственные и негосударственные образовательные учреждения на территории республики относятся к национальной системе образования Республики Беларусь, которая включает:

     1. Дошкольное образование
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.