Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Факторы повышения конкурентноспособности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.05.13. Год: 2012. Страниц: 42. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?

57

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Глава 1. Анализ понятия и системы факторов конкурентоспособности

1.1. Конкурентоспособность как экономическая категория…………...5

1.1.1. Сущность конкурентоспособности, её показатели………..……..5

1.1.2. Особенности моделей конкурентоспособности на уровнях: фирмы, отрасли, региона………………………………..……………….8

1.2. Внешние и внутренние факторы повышения конкурентоспособности предприятия …………………………………25

Выводы по главе 1. ……………………………………………………...28

 

Глава 2. Анализ системы (внешних и внутренних) факторов конкурентоспособности на предприятии ОАО «Гормолокозавод Находкинский»

2.1. Технико-экономические характеристика предприятия ОАО «Гормолокозавод Находкинский»……………………………………..31

2.2. Анализ состояния внутренней и внешней среды для выбора стратегии…………………………………………………………………43

2.3. Оценка состояния конкурентоспособности объекта исследования и выявленных конкурентных преимуществ…………….…..…………47

Выводы по главе 2……………………………………………………….48

 

Глава 3. Выбор конкурентной стратегии из системы (внешних и внутренних) факторов повышения конкурентоспособности предприятия ОАО «Гормолокозавод Находкинский»………………50

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………….……………56

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………….…………59

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ………………………………………….……………62

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Рынок товаров и услуг оказывает мощное влияние на экономику как отдельно взятой страны, так и на мировую экономику в целом, и фигурирующие на нем фирмы-производители - как составляющая рынка, неизменно будут оставаться в центре внимания экономистов. Производимые ими товары (услуги) также имеют немаловажное значение для формирования явных и скрытых течений и тенденций рынка, а предоставление конечному пользователю достоверной информации о них - залог честной конкурентной борьбы фирм, и, как следствие, выживание сильнейших из них, обладающих лучшей стратегией и тактикой, поставляющих лучшие товары но параметрам: качество, цена, сервис. Любое, успешно функционирующее на рынке предприятие, является конкурентоспособным, что еще раз доказано в данной работе.

Актуальность данной работы несомненна, так как исследование теоретических и практических аспектов повышения конкурентоспособности позволит в будущем успешно применять полученные знания на практике в профессиональной деятельности.

Цель данной работы – изучение внешних и внутренних факторов повышения конкурентоспособности (предприятия).

Объектом данного исследования является книги, монографии и статьи по  проблемам повышения конкурентоспособности.

Предметом данного исследования является особенности внешних и внутренних факторов повышения конкурентоспособности.

Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) рассмотреть конкурентоспособность как экономическую категорию;

2) изучить  внешние и внутренние факторы повышения конкурентоспособности предприятия;

3) провести анализ системы (внешних и внутренних) факторов конкурентоспособности на предприятии ОАО «Гормолокозавод Находкинский»;

4) осуществить выбор конкурентной стратегии из системы (внешних и внутренних) факторов повышения конкурентоспособности предприятия ОАО «Гормолокозавод Находкинский»

Для достижения поставленной цели и решения намеченных задач необходимо структурировать работу, разделив ее на 3 главы, каждая из которых содержит соответствующие параграфы, рассматривающие содержание той или иной проблемы, выясненной в процессе усвоения темы работы.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Анализ понятия и системы факторов конкурентоспособности

1.1. Конкурентоспособность как экономическая категория

1.1.1 Сущность конкурентоспособности, её показатели

 

Для понимания природы конкурентоспособности удобнее всего рынок понимать как единую экономическую систему, включающую в себя ряд функционально однородных объектов и окружающую эти объекты среду, роль которой сводится к формированию требований указанных объектов. Как требования среды, так и результаты функционирования объектов могут быть представлены в виде некоторых показателей, имеющих различный экономический смысл. Целью каждого объекта, является достижение максимально возможного результата функционирования, предъявляемым потребителем.

Конкурентоспособность, как экономическая категория, характеризует ситуацию, включающую проектные, производственные, распределительные и потребительские аспекты результатов экономической деятельности. Конкурентоспособность присуща всем элементам экономической системы, проявляющейся в борьбе, результатом которой должно стать перераспределение рынка, в свою пользу.

Анализ многих известных определений конкурентоспособности, позволяет выделить ряд моментов, безусловно, важных для вывода комплексного понятия и определения его места среди других экономических категорий:[1]

- конкурентоспособность какой-либо единицы системы – это мера ее привлекательности для потребителя;

- привлекательность определяется степенью удовлетворения требований потребителя;

- состав предъявляемых требований и их преимущество зависит как от вида производимой единицы, так и типа ее потребителя;

- конкурентоспособность, как экономическая категория рассматривается относительно конкретного рынка и конкретного аналога;

- конкурентоспособности присущ динамический характер – ее имеет смысл рассматривать лишь применительно к конкретному моменту времени, с учетом изменений в рыночной конъюнктуре;

- проблема конкурентоспособности относится лишь к недефицитному рынку, который находится в неравновесном состоянии;

- конкурентоспособность зависит от стадии жизненного цикла, на которой находится рассматриваемый товар;

- имеет смысл говорить о конкурентоспособности лишь того товара, который уже обладает какой-то долей рынка, причем показатель конкурентоспособности существенно зависит от той доли, которую он занимает в настоящее время.

Подводя итоги из выше указанного, М. Портер предложил следующее определение[2]: "Конкурентоспособность - это свойство объекта, имеющего определенную долю рынка, которое характеризует степень соответствия технико-функциональных, экономических, организационных и других характеристик. Уровень требования потребителей, определяет долю рынка, принадлежащую данному объекту, и препятствует перераспределению этого рынка в пользу других объектов".

Следствиями приведенного определения являются следующие утверждения:

- полностью конкурентоспособной может быть признана только та продукция, которая обладает различными, не уступающими своим конкурентам, показателями в условиях конкретного рынка;

- основой для оценки конкурентоспособности любого вида продукции должно являться комплексное исследование рынка, что позволит правильно оценить место исследуемого объекта на данном рынке в соответствии с аналогичными оценками субъектов рынка;

- при приобретении товара, потребитель останавливает свой выбор на том образце, который в наибольшей степени удовлетворяет его потребность;

- для покупателя товара, исключительно важное значение имеет величина затрат, необходимых для удовлетворения соответствующих потребностей;

- доля объекта, на рынке зависит от ее доли в предыдущий период и потенциала конкурентоспособности товара в данный момент: высокий потенциал способен нарушить существующее на рынке равновесие или изменить характер протекания переходных процессов перераспределения в свою пользу, низкий потенциал не способен оказать влияние на рыночные процессы;

- конкурентоспособность продукции может быть установлена лишь в результате ее продажи, т.е. в сфере обращения.

Следовательно, конкурентоспособность – это важная рыночная категория, отражающая одно из важнейших свойств рынка – его конкурентность. При неизменных качественных характеристиках рыночной единицы, конкурентоспособность может изменяться в достаточно широких пределах, реагируя на различные факторы, определяемые конкурентной средой.

Таким образом, проблема конкурентоспособности является комплексной. Универсального определения конкурентоспособности нет и быть не может, а все зависит от того, применительно к какому объекту (предмету) или субъекту оно относится. Для того чтобы правильно понять, в чем заключается сущность конкурентоспособности, когда возможно и оправданно свойство конкурентоспособности подменять свойством качества или эффективности, а когда оно представляет самостоятельную категорию, следует сделать подход к оценке и анализу конкурентоспособности на разных ее уровнях: уровне предприятия, отрасли, отдельного региона – субъекта федерации и на уровне национальной экономики в целом. Что я и сделаю в следующем пункте своей работы.

 

1.1.2. Особенности моделей конкурентоспособности на уровнях: фирмы, отрасли, региона

 

Понятие «конкурентоспособность» применительно к конкретным хозяйствующим субъектам непостоянно и меняется в зависимости от её уровня: фирмы, отрасли, региона. Для этого исследуем каждый субъект отдельно.

Изучая факторы конкурентоспособности фирмы, необходимо отметить, что категории «конкурентоспособность товара» и «конкурентоспособность предприятия (производителя)» тесно взаимосвязаны, и раскрыть одно понятие, не упомянув о другом просто не возможно. Конкурентоспособность продукции оказывает существенное влияние на величину спроса, объем продаж и уровень доходов предприятия. Ведь естественно, что фирма не может быть конкурентоспособной, если ее товар не имеет сбыта. Поэтому целесообразно, прежде чем раскрыть понятие «конкурентоспособность предприятия», необходимо выяснить, в чем заключается сущность его и каким свойством он обладает. Для этого следует дать как можно полное представление о продукции (товаре), выпускаемой конкурирующим предприятием.[3]

Как известно, товар – главный объект на рынке. Он имеет стоимость, потребительскую стоимость (или ценность), обладает определенным качеством, техническим уровнем и надежностью, задаваемой потребителями, показателями эффективности в производстве и потреблении, и другими весьма важными характеристиками. Именно в товаре отражаются, все особенности и противоречия рыночных отношений в экономике. Товар, является точным индикатором активности и экономической силы предприятия на рынке, в чем и заключается их взаимосвязанность. Действенность факторов, определяющих позиции производителя, проверяются в процессе конкурентного соперничества товаров в условиях развитого рыночного механизма, позволяющего выявить отличия данного товара, от товара – конкурента, как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Для этого товар должен обладать определенной конкурентоспособностью.

Конкурентоспособность товара - это такой уровень его экономическо-технических, эксплуатационных параметров, который позволяет выдержать соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными товарами на рынке. Товар может стать конкурентоспособным, т.е. занять достойное место в ряду аналогов и субститутов только в том случае, если он будет отвечать такому трудноуловимому и многозначительному понятию, как качество. Следовательно, можно утверждать, что применительно к товару конкурентоспособность является развитием категории качества. При оценке качества товара, прежде всего, определяется его соответствие стандартам. Соответствие стандартам это регламентируемый потребительский параметр, нарушение которого сводит конкурентоспособность товара к нулю.

Учитывая приведенные выше доводы, мы понимаем, что конкурентоспособность товара не является решающим фактором конкурентоспособности предприятия (фирмы), так как конкурентоспособность предприятия – характеристика многофакторная, а конкурентоспособность продукции – это лишь один из факторов.

Теперь рассмотрим конкурентоспособность на уровне фирмы (предприятия) более подробно.

Для исследования сущности конкурентоспособности предприятия или фирмы необходимо начать с изучения конкурентной стратегии этого предприятия. Одновременно мы будем рассматривать и конкурентоспособность отрасли, так как она является основной единицей конкуренции, а это значит что конкурентоспособность на уровне фирмы и на уровне отрасли тоже взаимосвязаны.

Ещё в начале своей деятельности, фирма должна выбрать свою стратегию, в основе которой будет лежать идея, основанная на конкурентном преимуществе и его достижении. Разрабатывая её, фирмы стремятся найти и воплотить способ, выгодно и долговременно конкурировать в своей отрасли. Для успешных действий в длительной перспективе фирма должна не только реагировать на изменение структуры отрасли, но и выбрать позицию в отрасли. Именно такое понятие, как позиция в отрасли, включает в себя подход фирмы в целом к конкуренции. Каждый из этих моментов сам по себе недостаточен для выбора стратегии. Например, фирма в очень прибыльной отрасли может не получить большой прибыли, если неправильно выберет позицию в отрасли или же фирмы, у которых дела идут успешно, реагируют не только на изменения «окружающей среды», но и стараются сами изменить её к своей выгоде. Поэтому следует не оставлять без внимания те силы, которые влекут за собой изменение положения в конкурентной гонке или появление новых основ конкурентного преимущества.

В любой отрасли экономики – не важно, действует она только на внутреннем или внешнем рынке, суть конкуренции выражается пятью силами, наиболее верно предложенные, по моему мнению, американским ученым-исследователем Майклом Портером, это: [4]

1)                 угрозой появления новых конкурентов;

2)                 угрозой появления товаров или услуг – заменителей;

3)                 способностью поставщиков комплектующих изделий торговаться;

4)                 способностью покупателей торговаться;

5)                 соперничеством уже имеющихся конкурентов между собой.

Значение каждой из пяти сил меняется от отрасли к отрасли и предопределяет, в конечном счете, их прибыльность, потому что они влияют на цены, которые могут диктовать фирмы, на расходы, которые им приходится нести, и на размеры капиталовложений, необходимых для того, чтобы конкурировать. Через свою стратегию, фирмы могут также изменять все пять сил в ту или иную сторону (например, введение новых технологий).

Так же значение каждой из пяти сил конкуренции определяется структурой отрасли, то есть её основными экономическими и техническими характеристиками.

Подводя итоги, проделанного нами исследования конкурентоспособности на уровне фирмы и отрасли можно сделать следующие выводы:

- в случае активных экономических объектов – предприятий и организаций, представленных на рынке – конкурентоспособность представляет собой категорию эффективности, но на более высоком уровне;

- рейтинг предприятий определяется на основе расчета модели, основанной по двум аспектам: эффективности хозяйственной деятельности и финансовой стабильности;

- при выборе стратегии фирма должна решить, какой тип конкурентного преимущества она хочет получить и в какой сфере это возможно, учитывая не только удовлетворение потребностей покупателей, но и конкурирующие силы рынка (монополия, олигополия или монополистическая конкуренция);

- существенное влияние на выбор стратегии оказывает возможность адаптации стратегии к меняющимся условиям.

Таким образом, конкурентоспособность предприятия – это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности. Оговоримся, что под эффективностью в данной работе не обязательно понимается получение высокой прибыли. Эффективность в данном случае всего лишь соответствие результатов функционирования и поставленной конечной цели или системы целей. Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции. Будучи тесно взаимосвязанными, категории конкурентоспособности товара и фирмы имеют существенные различия. Во-первых, по своей структуре конкурентоспособность фирмы значительно сложнее конкурентоспособности продукции, так как объектом ее приложения является вся производственно-экономическая деятельность предприятия. Во-вторых, конкурентоспособность продукции оценивается и исследуется во временном интервале, соответствующем жизненному циклу товара, а исследованиям конкурентоспособности предприятия соответствует период времени, равный периоду функционирования фирмы. В-третьих, конкурентоспособность продукции рассматривается применительно к каждому ее виду, в то время как конкурентоспособность фирмы охватывает всю номенклатуру выпускаемой продукции. В-четвертых, анализ уровня конкурентоспособности фирмы осуществляется им самим, а оценка конкурентоспособности товара – потребителем.

Из рассмотренного нами выше материала, мы выяснили, что универсальным требованием, предъявляемым открытым хозяйством к любому экономическому субъекту, выступает конкурентоспособность. Быть конкурентным – значит обеспечивать сравнимые с мировым уровнем потребительские, качественные и ценовые характеристики товара или услуги независимо от того, для какого рынка они предназначены: внутреннего или внешнего.

Принципиально важным представляется положение о том, что конкурентные преимущества могут иметь и регионы. Каждый регион выступает как форма определенной пространственной организации производства, основанной на отраслевом и территориальном разделении труда в рамках всего народного хозяйства страны. В то же время он представляет собой относительно самостоятельное экономическое целое. Целостность оказывается тем более высокой, чем разнообразнее структура хозяйственного комплекса региона и чем более слабыми и менее развитыми являются его коммуникационные связи с внешней средой.

Практика мировой экономики свидетельствует о том, что субъекты предпринимательства функционируют в условиях ограниченных ресурсов. Регион не является и не может являться исключением. Каждый элемент хозяйственной системы обладает определёнными видами преимуществ, для региона следует выделить следующие пять типов конкурентных преимуществ:[5]

1.                  благоприятного налогового и бюрократического режимов, создаваемых правительством страны, размещения капитала и позволяющих фирмам получать экономию на налоговых платежах, а также трансакционных издержках;

2.                  выгодного местоположения (близости к транспортным и информационным коммуникациям, торговым узлам и другим элементам инфраструктуры);

3.                  благоприятного условия доступа к природным ресурсам и недвижимости;

4.                  низких процентных ставок (дешевизны заемного капитала);

5.                  дешевизны, а значит доступности природных ресурсов, а также ресурсов литосферы и гидросферы, рабочей силы.

Совокупность этих преимуществ называют «региональной средой». Региональная среда выступает как совокупность конкурентных преимуществ, влияющих на эффективность деятельности предприятий региона. При этом предполагается, что регион специализируется на тех видах деятельности и производства, по которым в каждый момент времени имеются абсолютные или относительные преимущества. Уточним, что абсолютные преимущества складываются из географических, природно-климатических, демографических условий. Относительные преимущества обусловлены производственным потенциалом, позволяющим реализовывать стратегии снижения издержки или дифференцировать выпуск.

Например, экспортный потенциал региона зависит не от относительных преимуществ, как это имеет место в международной торговле, а от абсолютных (уровень затрат труда на единицу произведенной продукции).

В рамках единой экономической системы регионам приходится конкурировать и за факторы производства, которые в долгосрочном плане являются высокомобильными. Естественно, что мобильные факторы производства устремляются на ту территорию, где выше их возможность воспроизводства.

Глобализация мировой экономики видоизменяет течение процессов конкуренции, делая все более доступными факторы производства, информационные и финансовые связи. Поэтому эпицентром зарождения конкурентоспособности предприятия, которое представляет страну на мировых рынках, становится местоположение и образуемая им региональная среда, которую невозможно переместить в другое место. Она сама постоянно меняется в зависимости от состояния и исчерпаемости ресурсов (факторов производства), а также от количества участников, ведущих производство, структуры населения, действующего законодательства.

Однако даже в этой, равно как и многих других концепциях, представления о конкурентоспособности регионов в условиях трансформирующейся экономики развиты явно недостаточно. Мы можем, впрочем, руководствоваться базовым положением, сформулированным М. Портером. Он отмечал, что «…в отличие от межгосударственной торговли (страна практически всегда имеет относительное преимущество в производстве, хотя бы какого-то одного товара), в межрегиональной торговле может возникнуть ситуация, при которой определенный регион вовсе не имеет абсолютных преимуществ».

Важнейшая возможность эффективного развития связана с усилением региональных конкурентных позиций за счет налаживания межрегиональных экономических связей. В чем заключаются эти возможности развития и размещения предприятий народного потребления, для которых территория может стать емким рынком, чего невозможно добиться в рамках отдельного региона:

- в маневрировании ресурсами, запасами, тарифами;

- в развитии транспорта межрегионального значения;

- в формировании и использовании научно-образовательного потенциала для эффективных инвестиций в инновационные процессы технического перевооружения регионов;

- в повышении образовательного уровня населения с использованием созданной сети учреждений образования всех уровней;

- в сохранении и эффективной эксплуатации экологических систем;

- в формировании межрегиональных систем современной связи и телекоммуникации для поддержания современного состояния информационной среды;

- в налаживании рациональных межрегиональных поставок природных ресурсов, сырья, материалов для конечного производства товаров за счет снижения издержки их производства и повышения конкурентоспособности на региональном и мировом рынках;

- в развитии межрегиональных маркетинговых центров как основного звена оптовой торговли для крупных экономических регионов.

Производственные (транспорт, связь, геологоразведка) и непроизводственные услуги жестко привязаны к местоположению и могут конкурентно развиваться при наличии платежеспособного спроса со стороны предприятий и населения, поэтому достижение высокого уровня доходов населения и мобилизация его финансовых ресурсов – одно из условий поддержания конкурентоспособности региона.

Накопление факторов производства приводит к росту конкурентоспособности выпускаемой продукции и снижению относительных цен. При этом регион стремится экспортировать продукцию, в производстве которой интенсивно используются избыточные мобильные факторы производства. Динамика экспорта увеличивает инвестиционную привлекательность территории. Рост мобильных факторов производства приводит к сдвигу границ производственных возможностей в сторону экспортных отраслей, что создаёт кумулятивный эффект в накоплении капитала и снижении удельных издержек.

Например, рассмотрим конкуренцию между российскими регионами. С началом процесса присоединения России к ВТО, конкуренция между регионами за факторы производства и за место на национальном рынке, скорее всего, еще более обострится. Так, предприятия региона конкурируют:

- внутри региона;

- на российском рынке;

- на мировом рынке,

т.е. поэтапно проходят все возможные уровни конкуренции, что приводит как бы к положительному эффекту. Но существует и оборотная сторона. Оборотной стороной стремления к экономической эффективности становится углубление разрыва в экономическом развитии регионов. Более того, этот негативный эффект в результате «открытия» российской экономики даже усилится за счет инерционности в межрегиональной торговле. При разных количественных объемах ресурсов, обусловленных географическим разделением труда, регионы ведут соревнование между собой за привлечение мобильных факторов производства, которые в долгосрочном периоде задают параметры и масштабы производственного потенциала территории. На уровне региона объём привлекаемых факторов в значительной мере зависит не от относительных, а от абсолютных преимуществ. Речь идет об особенностях размещения мировых транспортных путях, количестве и качестве трудовых ресурсов. Мы видим, что у конкурентной борьбы между регионами есть как положительные, так и отрицательные стороны.

Особый вопрос связан с ролью структур управления.[6] Региональная власть, хотя и не может формировать или оказывать влияние на институциональные структуры, в окружении которых работают фирмы, все же должна создать условия, позволяющие предприятиям достигать конкурентного преимущества. Регионы достигают преимуществ благодаря различиям, а не сходству. В каждом регионе есть свой набор конкурентных отраслей. В результате, можно предположить, что в тех регионах, где отраслевая структура экономики быстрее адаптировалась к рыночным методам ведения хозяйства, где региональная власть поддерживает структурообразующие предприятия и проводит разумную экономическую политику, факторы ценообразования обеспечивают сбалансированность регионального спроса и регионального предложения, тем самым, способствуя росту показателей конкурентоспособности региона.

Достаточно интересен вопрос об измерении конкурентоспособности региона. Из вышеизложенного очевидно то, что на региональном уровне конкурентоспособность товара будет определяться комплексом факторов, обусловливающих как абсолютные, так и относительные преимущества регионов. Все эти факторы можно разделить на общие, имеющиеся во всех отраслях и регионах, и специфические, действующие в ряде отдельных отраслей и регионов. Каждая группа факторов подразделяется на экономические, природно-географические, социально-культурные. Успехи отраслей и фирм в соперничестве с конкурентами, если следовать фундаментальному исследованию М. Портера, во многом связаны с состоянием экономической среды в стране их базирования, характеризуемой четырьмя основными параметрами («детерминантами») конкурентных преимуществ:

- факторными условиями (природными, трудовыми, технологическими и инвестиционными ресурсами, инфраструктурой и т.д.);

- условиями спроса в стране на продукцию и услуги отрасли,

- наличием родственных и поддерживающих отраслей, конкурентоспособных на международном рынке;

· стратегией фирмы, ее структурой и характером конкуренции на внутреннем рынке.

Если буквально следовать данному подходу, то мы увидим, что измерение конкуренции означает измерение всех факторов (территориальных, экономических, социальных), характеризующих регион и отрасль. Ясно, что привлечение всех параметров чрезвычайно усложнит ситуацию и сделает реальное измерение конкурентоспособности региона невозможным. В качестве важного индикатора, вероятно, следует использовать показатель сравнительной производительности труда, взятый как в отраслевом, так и в региональном разрезе.

Существует еще один косвенный показатель, характеризующий отрасль, - конкурентоспособность, которой мы пытаемся просчитать коэффициент специализации, понимаемый как соотношение удельного веса отрасли в общем объеме производства данного региона, разделенное на удельный вес данной отрасли в производстве всей страны. Однако подобное измерение специализации характерно и для внутреннего рынка. Таким образом, только опираясь на коэффициент специализации, мы не увидим участие региона в международном разделении труда. Именно поэтому в дополнение к упомянутым показателям целесообразно проанализировать:

- объем, динамику, отраслевую структуру экспортно-импортных связей района с соответствующей страной и место этих связей в районном экспорте и импорте, и в общегосударственном экспорте (импорте). Большое значение имеют показатели прямого и косвенного экспорта и импорта региона;

- место экспортно-импортных производств в региональном народно-хозяйственном комплексе. Степень соответствия отраслевой структуры экспортного производства (поставок) общей отраслевой структуре производства (межрайонного вывоза) района, анализ показателей удельного веса экспорта (импорта) в соответствующую страну в районном производстве (потреблении);

- для отдельных экспортирующих отраслей района коэффициенты экспортной специализации, исчисляемые с учетом места отрасли в районном производстве и межрайонном вывозе;

- уровень развития предметной и технологической специализации района в международном и межрайонном (внутригосударственном) разделении труда, понимаемый как доля региона в мировом производстве однотипной продукции;

- вспомогательные технико-экономические показатели: экономическую эффективность производства и внешних отраслевых связей (фондо-, капитало-, трудоемкость и рентабельность производства, региональные коэффициенты и индексы народно-хозяйственной эффективности экспортно-импортных поставок и т. д.), соответствие национальным и международным стандартам.

Подводя итоги, дадим полное определение конкурентоспособности на уровне региона и определим, по каким стадиям следует пройти региону, чтобы стать конкурентным.

Конкурентоспособность региона — это обусловленное экономическими, социальными, политическими и другими факторами положение региона и его отдельных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, отражаемое через показатели (индикаторы), адекватно характеризующие такое состояние и его динамику.

Развитие конкурентоспособности региона, осуществляется по следующим четырем стадиям (уровням): конкуренция на основе факторов производства — конкуренция на основе инвестиций — конкуренция на основе нововведений — конкуренция на основе богатства. Первые три стадии обеспечивают экономический рост, последняя стадия обусловливает застой и спад.

Прежде чем приступить к рассмотрению конкурентоспособности на примере России, мы попробуем ответить на вопрос, что же такое конкурентоспособная страна?

До настоящего времени нет внятной теории, объясняющей суть национальной конкурентоспособности. Более того, не существует даже общепринятого определения термина конкурентоспособности применительно к стране. Если понятие конкурентоспособной компании достаточно ясное, этого не скажешь о понятии конкурентоспособной страны, так как ни одна страна в мире не в состоянии быть конкурентоспособной во всех или хотя бы в большинстве отраслей. Рассмотрев множество концепций международной конкуренции, следует выделить одну единственную и разумную концепцию на национальном уровне – это производительность. Основная цель любого государства состоит в достижении высокого и постоянно растущего уровня жизни своих граждан. Способность реализовать эту цель зависит от производительности, которую, в свою очередь, обеспечивают задействованные трудовые ресурсы и капитал страны. Производительность – это объем продукции, производимый единицей затраченного труда или капитала. Она зависит от качества и свойств продукции (определяющих цену, которую можно на нее установить), а также от эффективности производства. Производительность является главным показателем, определяющим долгосрочный уровень жизни в стране, от которого зависит доход на душу населения. Уровень жизни в конкретной стране зависит от способности национальных компаний достичь высокого уровня производительности и продолжать это повышение. Неуклонный рост производительности требует постоянного развития экономики.

В международной конкуренции по ряду причин важна структура отрасли.

Во-первых, учитывая разную структуру в различных отраслях, для успешной конкуренции надо выполнить разные требования. Условия в стране для конкуренции более благоприятны в одних отраслях, чем в других.

Во-вторых, зачастую отрасли, важные для высокого уровня жизни, - это как раз те, которые имеют привлекательную структуру. Отрасли с привлекательной структурой и с посильными условиями для новых конкурентов (в отношении технологии, специализированных навыков, доступа к каналам сбыта, репутации торговой марки и т.п.) часто связаны с высокой производительностью труда и дают большую прибыль от вложенного капитала.

И, в-третьих, наиболее важная причина, когда изменение структуры создает реальные возможности для страны внедриться в новые отрасли.

То, как условия в стране указывают фирмам путь или вынуждают их распознавать изменения структуры и реагировать на них, крайне важно для понимания «моделей успеха» в международной конкуренции. Наличие в стране базы для компании мирового уровня оказывает сильное положительное воздействие на смежные отрасли, тем самым, давая дополнительные преимущества национальной экономике. Для приобретения и поддержания конкурентоспособности на мировом уровне национальные компании должны постоянно совершенствовать производство в уже существующих отраслях посредством повышения качества продукции, придания ей желательных потребительских свойств, совершенствования технологии изготовления продукции и повышения эффективности производства. Они должны развивать необходимые качества для конкуренции во все более усложняющихся промышленных сегментов, производительность в которых, бывает обычно высокой. И, наконец, они должны развить способность к конкуренции в принципиально новых сложных отраслях.

 

1.2. Внешние и внутренние факторы повышения конкурентоспособности предприятия

 

Факторы конкурентоспособности организации. Повышение конкурентоспособности предприятия предполагает разработку ряда экономических, коммуникационных и социальных целей. В качестве экономических можно выделить следующие цели: достижение лидерства на рынке, овладение определенной долей рынка, освоение новых сегментов рынка, повышение эффективности сбыта, увеличение объема продаж, получение прибыли прежде всего не в краткосрочном, а в долгосрочном периоде. Коммуникационные цели предполагают повышение имиджа, престижа предприятия и его товаров. Социальные цели включают содействие занятости населения, охрану труда и окружающей среды, производство товаров, рассчитанных на слои населения с низким уровнем дохода.

С учетом этих целей можно сформировать основополагающую систему факторов конкурентоспособности предприятия, которая включает внешние и внутренние факторы[7].

Внешними факторами являются:

- уровень открытости экономики страны;

- уровень интеграции страны в рамках мировой экономики;

- уровни конкурентоспособности страны, региона, отрасли;

- уровень конкуренции во всех областях деятельности в стране;

- государственная поддержка малого и среднего бизнеса в стране;

- правовое регулирование функционирования экономики страны и регионов;

- налоговые ставки;

- процентные ставки;

- научный уровень управления экономикой страны, региона и отрасли;

- национальная система стандартизации и сертификации;

- качество информационного обеспечения управления на всех уровнях иерархии;

- наличие доступных и дешевых природных ресурсов;

- государственная поддержка науки, образования и инновационной деятельности;

- прогрессивность системы подготовки и переподготовки кадров в стране;

- климатические условия и географическое положение страны или региона.

К числу главных внутренних факторов конкурентоспособности предприятия относятся конкурентная стратегия предприятия, параметры эффективности использования трудовых, материальных, нематериальных и финансовых ресурсов предприятия, которые формируют его конкурентные преимущества на рынке.

Внутренние факторы конкурентоспособности предприятия можно подразделить на следующие группы.

1) Структурные:

- прогрессивность производственной структуры предприятия (гибкие производственные системы, автоматизированные модули и системы);

- миссия предприятия в части содержания и реализации оригинальной идеи повышения конкурентоспособности товаров;

- совершенство организационной структуры предприятия, позволяющее осуществлять вертикальную и горизонтальную интеграцию по производству конкурентного товара;

- уровень организации, специализации и концентрации производства с точки зрения обеспечения на их основе конкурентоспособности товара;

- уровень унификации и стандартизации выпускаемой продукции;

- уровень регулирования производственных процессов в целях достижения конкурентных преимуществ предприятия;

- совершенство информационной и нормативно-методической базы управления конкурентоспособным производством;

- сила конкуренции на входе и выходе производственной системы.

2) Ресурсные:

- уровень эффективности использования трудовых, материальных, нематериальных и финансовых ресурсов;

- сила конкуренции среди поставщиков и их конкурентоспособность;

- доступ к качественному дешевому сырью, топливу и другим материальным ресурсам.

3) Технические:

- удельный вес патентованных товаров, технологий, оборудования;

- уровень качества изготовления товаров.

4) Управленческие:

- уровень конкурентной стратегии предприятия;

- уровень конкурентоспособности менеджмента;

- уровень конкурентоспособности менеджеров и маркетологов;

- уровень организации поставок сырья, материалов и комплектующих изделий;

- уровень функционирующей системы управления качеством продукции на предприятии;

- уровень сертификации продукции и систем, их соответствие международным стандартам ИСО-9001-2001.

5) Экономические:

- показатели рентабельности продукции, производства, капитала и продаж;

- скорость оборачиваемости всех видов материальных ресурсов;

- финансовая устойчивость функционирования предприятия;

- доля экспорта наукоемких товаров.

Таким образом, формами проявления конкурентоспособности предприятия являются преимущества в использовании трудовых и производственных ресурсов технического, технологического, структурного и маркетингового характера; в стимулировании спроса на продукцию данного предприятия; сравнительно низкая себестоимость и высокое качество продукции; адаптивность и гибкость предприятия в условиях рыночной неопределенности и предпринимательского риска; соответствующая государственная политика в области защиты и регулирования конкуренции или поддержки товаропроизводителей.

 

Выводы по главе 1.

 

Проделанная работа позволяет сделать следующие выводы:

Сущность конкурентоспособности заключается в том, что объект, имеет определенную долю рынка, которая характеризует степень соответствия его технико-функциональных, экономических, организационных и других характеристик. Уровень требования потребителей и определяет долю рынка, принадлежащую данному объекту, и препятствует перераспределению этого рынка в пользу других объектов. Важно отметить, что иногда свойство конкурентоспособности, следует подменять свойством качества, а иногда эффективностью.

Важной особенностью конкурентоспособности на уровне фирмы, отрасли и региона является то, что каждый уровень обладает своим определенным свойством:

- применительно к товару конкурентоспособность является развитием категории качества;

- на уровне фирмы конкурентоспособность проявляется через степень удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности;

- в отрасли конкурентоспособность выражается через значения пяти сил конкуренции, предложенных М. Портером, меняющиеся в ту или иную сторону в зависимости от стратегии фирм;

- конкурентоспособность региона, проявляется через «региональную среду», в роли которой выступает совокупность конкурентных преимуществ, влияющих на эффективность деятельности предприятий региона, но на более высоком уровне.

Исследование показывает, Россия обладает всеми условиями, чтобы занимать достойное место в группе лидеров по рейтингу конкурентоспособности, чтобы все российские субъекты (предприятия, отрасли, регионы) могли конкурировать и быть конкурентоспособными как на национальном, так и на мировом рынке.

Наиболее разумный путь к процветанию и повышению конкурентоспособности на внешнем рынке – это включение принципов устойчивого развития во все сферы предпринимательской деятельности.

Исследование показывает, внешние и внутренние факторы повышения конкурентоспособности предприятия образуют основополагающую систему факторов конкурентоспособности предприятия.

В обобщенном виде внешними факторами конкурентоспособности предприятия являются:

- конкурентная среда и уровень конкуренции в отрасли, степень приватизации предприятий в стране;

- характеристики спроса на товары предприятия (величина и динамика спроса, требования рынка к цене и качеству товаров, эластичность спроса по цене и уровню доходов);

- развитость и конкурентные преимущества отраслей, которые обеспечивают предприятие необходимыми материалами и информационными средствами;

- случайные события (технологические прорывы, колебания цен на ресурсы, значительные изменения на мировых финансовых рынках, политические решения своего и зарубежных правительств);

- экономические и организационно-административные формы и методы государственного регулирования поведения производителей и покупателей.

К числу главных внутренних факторов конкурентоспособности предприятия относятся конкурентная стратегия предприятия, параметры эффективности использования трудовых, материальных, нематериальных и финансовых ресурсов предприятия, которые формируют его конкурентные преимущества на рынке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ системы (внешних и внутренних) факторов конкурентоспособности на предприятии ОАО «Гормолокозавод Находкинский»

2.1. Технико-экономические характеристика предприятия ОАО «Гормолокозавод Находкинский»

 

История развития, время образования предприятия

 

ОАО «Гормолокозавод Находкинский» был принят решением Находкинского исполнительного комитета Совета депутатов трудящихся № 106 от 29.03.1957 г. актом госкомиссии о приеме в эксплуатацию, который разместился в здании бывшей столовой Находторга по ул. Шоссейной. Основная площадь 346 м.

Молокозавод был небольшой мощности. Ассортимент вырабатываемой продукции невелик – молоко, сметана, творог. В связи с увеличением численности населения, встает вопрос об увеличении выпуска кисло - молочной продукции. Исполком Находкинского городского совета депутатов трудящихся принимает решение за №260 от 27 мая 1966 года «О ходе ремонтно– строительных работ по реконструкции гормолокозавода». Согласно утвержденного графика работ, с 27 по 11 июня, эта работа была завершена ко дню выборов в Верховный совет СССР, к 12.06.1966 г.

Для оказания технической помощи молокозаводу Исполком своим решением № 110 от 16.02.67 г. закрепляет завод Железобетонных конструкций шефом молокозавода.

В целях улучшения торговли мясомолочными продуктами в юбилейном году предприятиями г. Находки, Исполком решил: (Решение №392 от 03.08.67 г.).

1.                   Обязать руководство Находкинского молокозавода тов. Щербатая Л.В. обеспечить ежемесячный выпуск: сливок не менее 2 тонн, сметаны – 12 тонн, творога – 4, сырков – 1,1 тонны, сырковой массы – 2,5 тонн, кефира, ряженки и ацидофильной продукции – 58,0 тонны. Несмотря на то, что производственный план по основным показателям выполняется, однако оборудование находится в неудовлетворительном состоянии, что ставит под угрозу работу цехов завода и прекращения выпуска продукции. Поэтому, в связи с создавшимся тяжелым положением на молокозаводе, Исполком принимает решение №399 от 8 августа 1968 года «Об оказании помощи молокозаводу по ремонту холодильного и производственного оборудования», обязывая руководителей Приморского, Находкинского судоремонтных заводов и завода Железобетонных конструкций направить специалистов по ремонту электродвигателей, компрессоров и др., оборудование на молокозавод для оказания помощи.

Назрело время строительства в городе нового молокозавода.

 

Организационно–правовая форма предприятия и основные этапы его развития

 

В соответствии с Законом о приватизации, Указом президента РФ « Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, объединений в акционерные  общества» № 721 от 01.07.1992 года. Гормолокозавод преобразовывается в акционерное общество открытого типа «АООТ» Гормолокозавод Находкинский. Свидетельство о государственной регистрации №1649 от 18.12.1992 г.,  выданное администрацией г. Находки.

В 1994 году произошла смена Совета директоров, изменилась политика в отношении производства молочных продуктов. Был приобретен автомат немецкого производства для фасовки продукции в мелкую тару в герметичной упаковкой.

В связи с выходом федерального закона «Об акционерных обществах» от 26.11.1995 года и выдачей свидетельства о государственной регистрации от 17.07.1996 года. АООТ становится открытым акционерным обществом ОАО Гормолокозавод «Находкинский с внесением изменений и дополнении в Устав акционерного общества.

К 1997 году на 30% обновилось оборудование, ассортимент выпускаемой продукции увеличился до 20 наименований. Кроме молочной продукции стали выпускать хлебобулочные изделия. Численность работающих на 01.01.1999 года составила 980 человек, из них 28- аппарат управления.

Опись на документы по личному составу составлена впервые, переработке и усовершенствованию не подвергалась. В опись внесено 90 дел за 1970-1997 годы.

Сегодня действующее предприятие построено, согласно типового проекта для предприятий молочной промышленности, вступило в силу в апреле 1978 года.

В 2006 году произошла смена собственника, предприятие становится Обществом с ограниченной ответственностью «Находкинский гормолкомбинат», которое является одним из предприятий объединений «Столица молока». Предприятие имеет учредительный договор, устав.

В конце 2007 г. в г. Находка после долгого перерыва вновь заработал «Находкинский гормолкомбинат».

Адрес ОАО «Находкинский гормолкомбинат»: Приморский край, г. Находка, ул.2-я Промышленная, 8/1. (тел./факс: 69-69-05, тел. 69-69-00, 69-69-09.

Директором ОАО «Находкинский гормолкомбинат» является В.В. Лембет.

Характеристика деятельности предприятия

 

ОАО «Находкинский гормолкомбинат» является промышленным предприятием по выпуску молочной продукции.

В настоящее время в ОАО «Находкинский гормолкомбинат» ассортимент выпускаемой продукции составляет 34 наименования и продолжает расширяться.

Товарный ассортимент выпускаемой продукции ОАО «Находкинский гормолкомбинат» содержит следующие основные товарные группы: молоко, кисломолочные продукты (биойогурт, кефир, варенец, напиток кефирный), творог, сметана, сливочное масло и  др.

 

Объемы производства продукции

 

Итак, молоко и кисломолочные про­дукты являются социально значимыми продо­вольственными товарами первой необходимости.

ОАО «Находкинский гормолкомбинат» - предприятие, предназначенное для производства питьевого пастеризованного молока и молочных продуктов. Основной задачей предприятия является оптово–розничная реализация молочных и кисломолочных продуктов питания во все регионы Приморского края.

Сырьем производства всего ассортимента выпускаемой продукции ОАО «Находкинский гормолкомбинат» является цельное молоко (производимое сельхозпредприятиями Приморского края) и сухое молоко.

Ассортиментный пищевой перечень ОАО «Находкинский гормолкомбинат» представлен в нижеследующей табл. 2.1.

 

Таблица 2.1.

Ассортиментный пищевой перечень ОАО «Находкинский гормолкомбинат»

№ п/п

Наименование товара

Упаковка

1

Биойогурт «Бифидок»

Пюр-Пак 0.5 кг

2

Варенец 2,5%

Пюр-Пак 0.5 кг

3

Кефир 1%

пл/п 0.5 кг

4

Кефир 1%

пл/п 1 кг

5

Кефир 1%

Пюр-Пак 0.5 кг

6

Кефир 1%

Пюр-Пак 1 кг

7

Кефир 3,2%

пл/п 0.5 кг

8

Кефир 3,2%

пл/п 1 кг

9

Кефир 3,2%

Пюр-Пак 0.5 кг

10

Кефир 3,2%

Пюр-Пак 1 кг

11

Кефир Бифидок  3,2%

Пюр-Пак 0.5 кг

12

Кефир Бифидок 3,2%

Пюр-Пак 1 кг

13

Молоко питьевое пастер. 2,5%

пл/п 0.5 л

14

Молоко питьевое пастер. 2,5%

пл/п 1.0 л

15

Молоко питьевое пастер. 3,2%

пл/п 0.5 л

16

Молоко питьевое пастер. 3,2%

пл/п 1.0 л

17

Молоко питьевое пастер. 3,2%

Пюр-Пак 0,5 л

18

Молоко питьевое пастер. 3,2%

Пюр-Пак 1,0 л

19

Молоко питьевое пастер. 6%

пл/п 0.5 л

20

Молоко питьевое пастер. 6%

пл/п 1.0 л

21

Напиток кеф. «Малина»

Пюр-Пак 0.5 кг

22

Напиток кеф. «Персик»

Пюр-Пак 0.5 кг

23

Простокваша «Бифидок» 1,5%

Пюр-Пак 0.5 кг

24

Ряженка «Бифидок» 2,5%

Пюр-Пак 0.5 кг

25

Сметана «Бифидок» 15%

Пюр-Пак 0.5 кг

26

Сметана 15%

пл.стак. 0.18 кг

27

Сметана 15%

кг

28

Снежок сладкий 2,5%

Пюр-Пак 0.5 кг

29

Творог 9%

уп. п/эт. 0.5 кг

30

Творог 9%

уп. фольга 0.2 кг

31

Творог 9% (весовой)

кг

32

Масло сливочное крест.

Поспелиха

кг

33

Масло сливочное

фольга 0.18 кг

34

Сыворотка

л

 

Как видно из табл.2.1. в настоящее время в ОАО «Находкинский гормолкомбинат» ассортимент выпускаемой продукции составляет 34 наименования.

Объемы производства продукции ОАО «Находкинский гормолкомбинат» в данный момент довольно значительные.

Ниже приведем месячную выработку (за июнь 2010 г.) ОАО «Находкинский гормолкомбинат» и представлем в нижеследующей табл. 2.2.

Таблица 2.2.

Объем производства (за июнь 2010 г.) продукции ОАО «Находкинский гормолкомбинат»

№ п/п

Наименование товара

Упаковка

кг

штук

1

Биойогурт «Бифидок»

Пюр-Пак 0.5 кг

2044.50

4089

2

Варенец 2,5%

Пюр-Пак 0.5 кг

2685.00

5370

3

Кефир 1%

пл/п 0.5 кг

 

 

4

Кефир 1%

пл/п 1 кг

993.00

933

5

Кефир 1%

Пюр-Пак 0.5 кг

2140.00

4280

6

Кефир 1%

Пюр-Пак 1 кг

4379.00

4379

7

Кефир 3,2%

пл/п 0.5 кг

0.0

0

8

Кефир 3,2%

пл/п 1 кг

689.00

689

9

Кефир 3,2%

Пюр-Пак 0.5 кг

 

 

10

Кефир 3,2%

Пюр-Пак 1 кг

3139.00

3139

11

Кефир Бифидок  3,2%

Пюр-Пак 0.5 кг

1197.00

2394

12

Кефир Бифидок 3,2%

Пюр-Пак 1 кг

1047.00

1047

13

Молоко питьевое пастер. 2,5%

пл/п 0.5 л

 

 

14

Молоко питьевое пастер. 2,5%

пл/п 1.0 л

2314,86

2254

15

Молоко питьевое пастер. 3,2%

пл/п 0.5 л

 

 

16

Молоко питьевое пастер. 3,2%

пл/п 1.0 л

2517.18

2451

17

Молоко питьевое пастер. 3,2%

Пюр-Пак 0,5 л

2071.97

4035

18

Молоко питьевое пастер. 3,2%

Пюр-Пак 1,0 л

2248.10

2189

19

Молоко питьевое пастер. 6%

пл/п 0.5 л

368,33

718

20

Молоко питьевое пастер. 6%

пл/п 1.0 л

566.35

552

21

Напиток кеф. «Малина»

Пюр-Пак 0.5 кг

1346.00

2692

22

Напиток кеф. «Персик»

Пюр-Пак 0.5 кг

1627.50

3255

23

Простокваша «Бифидок» 1,5%

Пюр-Пак 0.5 кг

2327.00

4654

24

Ряженка «Бифидок» 2,5%

Пюр-Пак 0.5 кг

2725.00

5450

25

Сметана «Бифидок» 15%

Пюр-Пак 0.5 кг

-----

201

26

Сметана 15%

пл.стак. 0.18 кг

1517.76

8432

27

Сметана 15%

кг

 

435

28

Снежок сладкий 2,5%

Пюр-Пак 0.5 кг

-------

6409

29

Творог 9%

уп. п/эт. 0.5 кг

5830.00

11660

30

Творог 9%

уп. фольга 0.2 кг

633.40

3167

31

Творог 9% (весовой)

кг

 

0.0

32

Масло сливочное крест.

Поспелиха

кг

 

700.00

33

Масло сливочное

фольга 0.18 кг

971.28

5396

34

Сыворотка

л

 

1500

 

Объем выпускаемой продукции  за месяц увеличился приблизительно в 17-20%.

 

Описание производственной структуры предприятия

 

Производственные организации создают структуры, чтобы обеспечить координацию и контроль деятельности своих подразделений и работников. Организация работы и людей во многом влияет на поведение работников. Анализ структурных и поведенческих взаимосвязей помогает установить цели организации и определить возможность достижения этих целей.

Производственная структура предприятия - состав входящих в него производственных единиц (цеха, участки), вспомогательных и обслуживающих производств (хозяйства, службы), а также формы их взаимосвязей в процессе производства продукции. Она оказывает существенное влияние на технико-экономические показатели производства (производительность труда, величину издержек производства, эффективность эксплуатации производственных ресурсов и оборудования), на структуру управления предприятием и цехом, организацию оперативного и бухгалтерского учета.

 

Структура подразделений ОАО «Находкинский гормолкомбинат» является стандартной:

- основное производство;

- вспомогательное производство;

- прочее.

Основное производство состоит из:

- приемного цеха;

- аппаратного цеха;

- творожного цеха;

-  цеха розлива;

- лаборатории.

Вспомогательное производство состоит из следующих служб:

- служба главного инженера;

- служба главного механика;

- служба главного энергетика;

- служба инженера вспомогательного производства;

- служба сбыта продукции;

- служба снабжения;

- гараж.

Служба главного механика состоит из следующих подразделений:

- отдел по ремонту и обслуживанию ТО;

- токарного цеха.

Служба инженера вспомогательного производства состоит из следующих подразделений:

- компрессорного цеха;

- котельной;

- плотницкой.

Служба сбыта продукции состоит из следующих подразделений:

- отдела маркетинга;

- склада готовой продукции.

Служба снабжения продукции состоит из следующих подразделений:

- центрального склада;

- товарного склада.

Прочее состоит из:

- дирекции;


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.