Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Лекции по "Стилистике русского языка"

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 18.05.13. Год: 2012. Страниц: 34. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СТИЛИСТИКА  РУССКОГО ЯЗЫКА И  КУЛЬТУРА РЕЧИ

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Т.1. Стилистика русского языка и культура речи как учебные дисциплины

    Стилистика – лингвистическая научная дисциплина, изучающая выразительные возможности языковых знаков (буква, звук, слог, слово, словосочетание, предложение, текст – сверхфразовое единство), а также особенности их функционирования в текстах, обслуживающих определенную сферу жизнедеятельности человека.

    Стилистика:

    • стилистика ресурсов (выразительность)
    • функциональная стилистика (изучает 5 стилей)

    Культура  речи – прикладная филологическая дисциплина, изучающая речевую жизнь общества в определенную эпоху и устанавливающая на научной основе правила пользования языком как средством общения между людьми, орудием формирования и выражения мысли.

    Культура  речи как наука возникла во второй половине 20 века. Эта наука черпает свои основы из следующих дисциплин:

    1. современный русский язык;
    2. история русского литературного языка;
    3. риторика (ораторское мастерство);

    Риторика – наука об эффективной речевой коммуникации.

    1. стилистика русского языка;
    2. психология и психолингвистика;
    3. социология и социолингвистика.

    Язык – набор языковых знаков, которые подчиняются определенным нормам, – знаковый механизм общения.

    Речь – последовательная совокупность знаков языка, направленная на передачу информации.

    Речевая деятельность – психофизиологическая работа человеческого организма, направленная на создание/восприятие высказывания.

    Речевая деятельность:

    1. говорение – продуктивный вид – устная речь
    2. слушание – репродуктивный устный вид
    3. письмо – продуктивный письменный вид
    4. чтение – репродуктивный письменный вид

    Речь:

    1. устная:
      • непосредственна – говорящий и слушающий совпадают в пространстве и времени/только во времени;
      • позволяет непосредственно воспринимать чувства, эмоции и состояние человека (говорящего) и передать свои;
      • говорится на чистовую (исправить ничего нельзя).
    2. письменная:
      • опосредована – говорящий и слушающий не совпадают во времени;
      • эмоции/чувства/состояние пишущего можно передать только посредством знаков препинания;
      • может быть оформлена на черновике сколько угодно раз.

    Предметом культуры речи является набор коммуникативных  качеств эффективной речи. Эффективной  речь считается, если в ней реализованы 3 функции:

    1. предметная – однозначно и точно определяется предмет речи;
    2. коммуникативная – предполагает соблюдение статусного равновесия (речевой этикет);
    3. результативная – предполагает достижение цели общения.
 

Коммуникативные качества речи

    1. правильность – соблюдение в высказывании норм современного литературного русского языка;
    2. точность речи – соответствие высказывания с мыслями говорящего;
    3. логичность – соответствие высказывания законам логики. Логика проявляется на уровне целого текста через композицию;
    4. уместность – соответствие высказывания ситуации общения;
    5. чистота – отсутствие в высказываниях нелитературных элементов.
    6. богатство – использование в высказывании активного словарного запаса;
    7. выразительность.
 

Русский национальный язык

    1. Литературный – нормированный (обладает набором правил), обработанный мастерами слова, кодифицированный (имеющий зафиксированную терминологию в словарях).
    2. Нелитературные элементы:
      • просторечие – язык мало грамотных людей;
      • жаргоны – язык определенных социальных групп;
      • диалектизмы – языковые особенности определенных территорий;
      • нецензурная брань;
      • слова-паразиты.
    3. Богатство речи – использование в высказывании разнообразного активного словарного запаса.
 

Правильность  речи

    Языковая  норма – предпочтительный, общеупотребительный, общеобязательный вариант языкового знака.

    Вариант, противоположный норме, как правило, является речевой ошибкой.

Характеристики  норм

    1. общеобязательность;
    2. общеупотребительность;
    3. относительная устойчивость;
    4. изменяемость на протяжении времени.

Виды  норм

    1. императивные – строго обязательные, не допускающие вариантов;
    2. диспозитивные – допускающие равноправные (твОрог – творОг), семантические (Ирис (цветок) – ирИс (конфета)), стилистические (кОмпас – компАс) и хронологические (рАкурс (совр.) – ракУрс (устар.)) варианты.

Структурные типы норм

    1. орфографические – правописание;
    2. пунктуационные – постановка знаков препинания (1-2 проявляются только в письменной речи);
    3. орфоэпические – постановка ударения и произношение слов (только в устной речи);
    4. лексические – словоупотребление и сочетаемость слов;
    5. морфологические – формообразование слова;
    6. синтаксические – построение словосочетаний и предложений;
    7. стилистические – соответствие выбора языкового знака в ситуации общения (4-7: письменная и устная речь).
 
 

Т.2. Морфологические нормы

Нормы употребления имен существительных

I. Род имен существительных

    Существительные по принадлежности к роду:

    • мужской род (день, мужчина, муж);
    • женский род (дочь, стена);
    • средний род -о, -е (окно, животное);
    • общий род – относительные склоняемые существительные на -а, -я, которые могут обозначать лиц мужского или женского пола (сирота, неряха)
 

Род несклоняемых заимствованных существительных

    1 группа: существительные, обозначающие неодушевленные предметы, относятся к среднему роду вне зависимости от последней гласной корня: кино, пальто, кашне, кафе, пари, жюри, кепи, бра, боа.

    Выделяется группа слов, в которых род определяется по видовому понятию, например: цунами (волна) – ж.р., салями (колбаса) – ж.р., авеню (улица) – ж.р., кольраби (капуста) – ж.р., сиртаки (танец) – м.р., бикини (купальник) – м.р., виски, мартини, бренди (напиток) – м.р.

    Искл.: кофе – м.р.; ср.р. (с 1997 г.)

          галифе – мн.ч., ср. р. – допустимый вариант.

    2 группа: существительные, называющие людей; род определяют по полу обозначаемого лица, например: шевалье (французский дворянин) – м.р., гидальго (испанский рыцарь) – м.р., месье (мужчина) – м.р., фрау, мадам, мисс (женщина) – ж.р.

    Выделяется  группа двуродовых существительных, которые  могут обозначать как мужчин, так  и женщин, например: крупье, протеже, визави, инкогнито. Род определяется по ситуации.

    3 группа: существительные, называющие животных, птиц, насекомых, рыб, употребляются в мужском роде, например: забавный пони, яркий какаду, подвижный гуппи, смышленый шимпанзе. Женский род возможен, если в контексте есть ссылка на самку: «Шимпанзе кормила детеныша».

    Искл.: колибри (птица), цеце (муха) – ж.р.

    4 группа: существительные, называющие географические объекты, род определяют по видовому понятию, например: Тбилиси, Сочи (город) – м.р., Ориноко, Миссисипи (река) – ж.р., Капри, Бали (остров) – м.р., Онтарио (озеро) – ср.р., Гоби (пустыня) – ж.р.

    5 группа: субстантивированные слова – разные части речи, употребленные в роли существительного, например: последнее прощай, далекое ура. Такие слова относятся к среднему роду.

    6 группа: существительные, являющиеся аббревиатурами (сложносокращенными словами), род определяется по роду главного слова в сокращенном словосочетании, например: МаГУ (университет) – м.р., ГАИ (инспекция) – ж.р., ОТК (отдел) – м.р., ОАО (общество) – ср.р.

    Узаконенные ошибки, если аббревиатура склоняется: вуз (м.р.), МИД (м.р.), ЗАГС (м.р.), БАМ (м.р.), ТАСС (м.р.), СОЭ, РОЭ (ср.р.).

    Непереведенные  аббревиатуры относятся к среднему роду: НАТО, ЮНЕСКО.

Род имен существительных, обозначающих людей  по профессиям, званию, принадлежности к роду войск

    1 группа: равноправное употребление однокоренных форм мужского и женского рода, например: ученик – ученица, студент – студентка, спортсмен – спортсменка.

    2 группа: предпочтительный вариант мужского рода, допустимый в разговорной речи вариант женского рода (всегда имеет сниженный оттенок значения), например: повар – повариха, врач – врачиха, директор – директриса.

    3 группа: существительные только мужского рода, не имеющие однокоренного соответствия в женском роде, например: посол, делегат, психолог, мастер спорта, кандидат наук, кандидат в мастера спорта, доцент.

    4 группа: слова только женского рода, для обозначения мужского рожа нужно употреблять описательные обороты либо синонимы, например: няня – гувернер, воспитатель, бэбиситтер; сиделка – санитар, медбрат; балерина – танцОвщик, артист балета; маникюрша – мастер по маникюру; свинарка – зоотехник; машинистка – наборщик теста.  

II. Число имен существительных

    В современном русском языке существуют 2 категории числа: единственное и  множественное. Однако свободно по числам изменяется только одна лексико-грамматическая группа существительных – это конкретные существительные, называющие предметы и явления, поддающиеся счету, например: стол – столы, день – дни.

    Абстрактные существительные, называющие чувства, явления, процессы и подобное (любовь, опыт), собирательные существительные, группа предметов (детвора, листва) и вещественные существительные, называющие вещества (молоко, воздух), употребляются только в единственном числе.

    Иногда  собирательные, отвлеченные и вещественные существительные могут употребляться во множественном числе. Это возможно в случаях, если:

    1. они называют разнотипные вещества, группы, явления, например: разные народы, машинные масла, минеральные воды;
    2. для усиления значения в художественном тексте, например: вешние воды, вокруг снега, три моих любови;
    3. когда отвлеченное, вещественное или собирательное существительное переходит в разряд конкретного, например: бумага (вещество) – бумаги (документы), опыт (знания) – опыты (действия для получения знаний).

    Только во множественном числе: шахматы, качели, брюки, подмостки.

    Только  в единственном числе: температура, литература, мировоззрение.  

III. Падеж имен существительных

    1. Родительный падеж существительных единственного числа мужского рода может иметь окончания -а (-я) – общеупотребительное, и -у (-ю), которое может употребляться при следующих условиях:

    • при количественно-выделительном значении, например: чашка чаю, килограмм сахару, пачка творогу;
    • если в слове есть суффикс К, например: попить чайку, добавить сахарку;
    • во фразеологизмах, например: ни слуху ни духу, без году неделя.

    Примечание: если при слове с количественно-выделительным  значением есть определение, то слово употребляется с окончанием -а (-я), например: банка липового мёдаю 

    2. Предложный падеж существительных единственного числа мужского рода может иметь окончания -у (-ю) или -е; -у (-ю) употребляется, если слово отвечает на вопросы где? когда? и является в предложении обстоятельством, например: хорошо гулять в лесу.

    Окончание -е используется, если слово отвечает на вопросы падежа (в ком? в чем? о ком? о чем?) и является в предложении дополнением, например: грибники разбираются в лесе; встретились в аэропорту – говорили об аэропорте.

    Искл.: в цехе (где?) 

    3. Именительный падеж существительных множественного числа мужского рода может иметь окончания -а (-я) и -ы (-и), а также оба варианта окончаний.

    • Только -а (-я) употребляется: паспорта, купола, катера, повара, доктора, директора, профессора, сторожа, веера, клевера, короба, кузова, невода, отпуска, стога, хлева, шомпола, штабеля, штемпеля, края, адреса, мастера;
    • только -ы (-и) употребляется: шоферы, лекторы, месяцы, торты, фронты, слоги, офицеры, выборы, кремы, инженеры, лекари, клапаны, договоры, приговоры, порты, почерки, прииски, промыслы, слоги, тосты;
    • окончание -ы (-и) в книжных стилях, -а (-я) в разговорном стиле употребляется: годы – года, бухгалтеры – бухгалтера, инспекторы – инспектора, прожекторы – прожектора, тополи – тополя, токари – токаря, слесари – слесаря, якори – якоря, корректоры – корректора, фельдшеры – фельдшера, томы – тома, пекари – пекаря, флигели – флигеля, ястребы – ястреба, цехи – цеха, инструкторы – инструктора, редакторы – редактора, секторы – сектора.

    Иногда  в зависимости от окончания меняется значение слова, например: хлебы (буханки) – хлеба (посевы); соболя (меха) – соболи (животные). 

    4. Родительный падеж существительных множественного числа:

    1. Существительные среднего рода имеют нулевое окончание, например: яблок, мест, веществ, !плеч!, дел.

    Искл.: дно – донья => доньев, полено – поленья => поленьев, колено – коленья, колена => коленьев, колен.

    Слова среднего рода употребляются с выраженным окончанием, если есть суффикс К: облаков, очков, плечиков, древков.

    1. Существительные, называющие людей по месту жительства и национальности, имеют нулевое, если основа слова заканчивается на сонорный согласный (Н, Л, Р, М), например: южан, киевлян, северян, татар, башкир, цыган, гуцул.

    Если  основа оканчивается на другой согласный, окончание выраженное.

    Искл.: венгров, турок, бурят.

    1. Существительные, называющие парные предметы, как правило, надеваемые на ноги, например: погон, перчаток, глаз, сапог, валенок, чулок, ботинок.

    Искл.: носков.

    1. Существительные, называющие овощи, фрукты, имеют выраженное окончание, например: помидоров, баклажанов, апельсинов, мандаринов, лимонов.
    2. Существительные, называющие единицы измерения, могут употребляться с выраженным окончанием (например: килограммов, граммов, гектаров, акров) или с нулевым окончанием, если единица измерения образована от имени собственного (например: ватт, моль, кулон, гран).

    Искл.: джоулей.

    !Следует  запомнить! 

    1. Комментариев, коррективов, рожков (макароны), будней, граблей, яслей,  рельсов, джинсов;

    2. каникул, именин, букет георгин, вафель, туфель, брызг, дрязг. 
 

Т.3. Морфологические нормы употребления имен прилагательных

    1. Полные прилагательные обозначают полный признак, существующий безусловно, например: глубокая река.

    Краткие прилагательные обозначают признак, существующий при определенных условиях, например: река глубока для купания, человек глух к моим просьбам.

    В научной речи краткая форма прилагательных может обозначать постоянный признак.

    Краткая форма может использоваться для критики, полная форма – для комплимента.

    2. Качественные прилагательные могут употребляться в простой/составной степени сравнения.

ВЫСОКИЙ простая составная
сравнительная выше более/менее  высокий
превосходная высочайший, наивысший самый/наиболее высокий

    Недопустимо соединять простую и составную  формы степеней сравнения. Неверно: более/менее выше, более высочайший, самый/наиболее высочайший.  
 
 

Т.4. Морфологические формы употребления имен числительных

  1. Порядковые числительные образуют порядковую форму только последним словом в составной форме, например: две тысячи первый, и склоняется тоже только последняя часть, например: две тысячи первому.
  2. Составные и сложные количественные числительные при изменении требуют склонения каждой части. Числительные СТО, СОРОК, ДЕВЯНОСТО имеют только 2 формы: сто, сорок, девяносто в именительном падеже и ста, сорока, девяноста в косвенных падежах.

    Числительные  с элементами -сот, -ста имеют формы, соответствующие склонению слова  ОКНА, например: три окна – триста, нет трех окон – нет трехсот, трем окнам – тремстам, тремя окнами – тремястами.

  1. Собирательные числительные. Оба, обе соотносятся с существительными разных родовых категорий. ОБА употребляется с существительными мужского и среднего рода, например: оба окна, оба стола. ОБЕ – только с существительными женского рода, например: обе стены.

    Для обозначения пары предметов мужского и женского родов употребляется форма ОБА.

  1. Собирательные числительные – ПОЛТОРА употребляется с существительными мужского и среднего родов, ПОЛТОРЫ – с существительными женского рода.

    Во  всех косвенных падежах используется форма – ПОЛУТОРА – как для  соотношения мужского, среднего рода, так и для соотношения с женским родом, например: полтора окна/стола, полторы ложки, нет полутора окон/столов/ложек, мы пробыли в Москве полтора суток.

  1. С собирательными числительными могут употребляться не все существительные. Возможно употребление:
      • существительных мужского рода (двое);
      • существительных, называющих детенышей животных;
      • существительных только множественного числа.
 
 
 

Т.5. Употребление форм местоимений

      1. Местоимение СКОЛЬКО склоняется в русском языке:

       Р.п. скОльких?

       Д.п. скОльким?

       В.п. сколько (одуш.), скОльких?

       Т.п. скОлькими?

       П.п. о скОльких?

    Форма сколькИ не входит в литературный язык, являясь просторечием.

    При вопросе о времени предпочтительно  использовать фразу: с которого часу? до которого часа?

      1. Притяжательные местоимения ЕГО, ЕЁ, ИХ не изменяются. Формы евонный, ихний, ихий, ейный – не нормативны!
      2. При личных местоимениях, начинающихся с гласного звука в случае употребления с предлогом добавляется первая Н, например: ему холодно – у него озноб; его нет дома – у него дома – у его дома (притяжат.).
 
 
 

Т.6. Использование форм глаголов

  1. При употреблении глаголов в речи следует соблюдать соответствие видовременных характеристик.
  2. Некоторые глаголы считаются недостаточными, т.е. обладают не всеми формами – победить, пылесосить, скользить, чудить, гудеть и пр. не имеют формы первого лица настоящего и будущего времени. Для обозначения действия в таких формах следует использовать синонимичные или описательные обороты, например: победить – я одержу победу.
  3. Некоторые формы глаголов имеют нормативный и ошибочный варианты употребления. Следует запомнить, что корень ЛОЖ может использоваться только с приставкой (положить, выложить и др.)

    Искл.: ложиться.

    Корень  КЛАД может употребляться как  с приставкой, так и без (накладывать, кладу).

  1. Постфикс СЯ используется после согласной буквы, например: умывается. Постфикс СЬ употребляется после гласной: постараюсь.
  2. Постфикс указывает на возвратность действия, поэтому будет неправильным употребление: извиняюсь, играются.
 
 
 

Т.7. Синтаксические нормы

    Синтаксические  нормы – нормы построения словосочетаний и предложений.

I. Уровень словосочетания

    В современном русском языке есть три типа подчинительной связи в  словосочетании.

    1. Согласование – вид подчинительной связи, при которой главное и зависимое слова совпадают в роде, числе и падеже. При изменении главного слова меняется форма зависимого. Например: красивая (прилаг.) девушка, моя (мест.) сумка, первый (числ.) ряд.
    2. Управление – вид подчинительной связи, когда главное слово требует от зависимого определенного падежа. Например: мастер спорта (сущ.), идти по дороге (сущ.), встретил тебя (мест.).
    3. Примыкание – вид подчинительной связи, при которой главное и зависимое слова грамматически свободны, примыкать могут только неизменяемые части речи: притяжательные местоимения – его, её, их; деепричастия, глаголы в инфинитиве, наречия.
 

Нормы согласования

    1. Согласование подлежащего  и сказуемого:

    • Сказуемое должно стоять в той же форме, что и подлежащее. Например: детвора играла во дворе; те, кто читал эту книгу, знают.
    • При подлежащем, в состав которого входят слова БОЛЬШИНСТВО, МЕНЬШИНСТВО, ЧАСТЬ, РЯД и управляемое существительное в Р.п., сказуемое ставится в ед. числе, если существительное обозначает неодушевленный предмет. Например: множество книг поступило; либо указывается на пассивность действующего лица: большинство студентов отсутствовало.

         Форма множественного числа сказуемого употребляется, если существительное обозначает активное одушевленное лицо, например: часть студентов сдали экзамены на «отлично».

    • При подлежащем, выраженным количественно-именным сочетанием (семь часов, несколько человек), сказуемое употребляется в форме единственного числа, если существительное в составе подлежащего обозначает неодушевленный предмет или животное, а также при пассивности названного существительным действующего лица. Например: сто столов стояло, пять кошек бегало, пять солдат спАло.

         Множественное число употребляется, если существительное  обозначает активное действующее лицо. Например: тридцать три богатыря выходят.

         Искл.: если существительное является составным  и оканчивается на ОДИН, то сказуемое  при нем может употребляться  только в единственном числе. Например: тридцать один богатырь выходит.

    • При подлежащем, в состав которого входят слова МНОГО, МАЛО, ТОЛЬКО, ЛИШЬ, ВСЕГО, НЕМНОГО, сказуемое употребляется только в единственном числе: много гостей посетило выставку.
    • При подлежащем, выраженном сочетанием типа БРАТ С СЕСТРОЙ, сказуемое во множественном числе обозначает активность, самостоятельность обоих действующих лиц; сказуемое в единственном числе – только на активность ведущего лица.
    • При подлежащем может использоваться приложение, не совпадающее по родовой характеристике. В этом случае согласование сказуемого идет только с подлежащим. Например: автомобиль «Тойота» пришел к финишу первым.

    НО! «Тойота» пришла первой.

    • Если при сказуемом используются два подлежащих, разных по форме, то в случае, когда сказуемое стоит перед подлежащим, оно употребляется в единственном числе и согласуется по форме с первым подлежащим. Например: погиб и кормчий, и пловец.

         Если  сказуемое стоит после однородных членов подлежащих, то оно употребляется во множественном числе. Например: кормчий и пловец погибли.

    • Если в качестве приложение используется имя собственное, называющее человека, то сказуемое согласуется именно с ним, а определяется с подлежащим. Например: молодой механик Гаврилова повышала квалификацию.
 
 

    2. Согласование определения и определяемого слова:

    1. Определение, относящееся к существительному, при котором есть приложение, согласуется с родовым наименованием. Например: телепрограмма «Человек и закон» интересна.
    2. При сложных словах ведущей считается часть, которая выражает более широкое понятие, и с ним идет согласование. Например: новая каша-концентрат.
    3. Согласуются склоняемые названия городов и рек. Например: в городе Магнитогорске, за Москвой-рекой.

    Все остальные географические объекты  при определяемом слове сохраняют  форму именительного падежа. Например: в штате Колумбия, на улице Земляной вал, в бухте Золотой рог.

    1. Определение при существительном общего рода согласуется по контексту, ситуации общения. Например: девочка – круглая сирота, мальчишка – ужасный забияка.

    ! ПЕДАГОГ, АГРОНОМ – относятся  к мужскому роду, определения  при них также употребляются  в мужском роде.

    1. Согласование определения с существительными, однородными членами определяется смыслом сочетания:
      • Если определение относится ко всем существительным, то оно употребляется в единственном числе. Например: я помню этот удивительный год, день, вечер.
      • Если признак относится к предметам, объединенным значением, то употребляется множественное число. Например: молодые папа и мама.
      • Если однородные члены разделяются союзом ИЛИ, то определение употребляется в единственном числе. Например: пресловутая тюрьма или сума.
    2. Если определение стоит после существительного, то сказуемое должно быть во множественном числе. Например: между пятым и шестым уроком; НО: между уроками пятым и шестым.
    3. Если при существительном употребляется числительные ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, то выбор падежа прилагательного зависит от рода существительного.
  • При словах мужского и женского рода определение ставят в родительном падеже. Например: два больших дома.
  • При слове женского рода в именительном падеже. Например: две большие комнаты.
  • Притяжательное прилагательное, оканчивающееся на –ИН и –ОВ, в этом случае употребляется только в родительном падеже. Например: три маминых книги, две отцовых куртки.
  • Если определение оказывается перед числительным, то оно употребляется и в именительном, и в родительном падеже. Например: крайние два дома, крайних два дома. ЦЕЛЫХ, ПОЛНЫХ – только в родительном падеже.
 

Нормы управления

    1. Чтобы правильно определить падеж управляемого слова, а также наличие или отсутствие предлога в словосочетании, необходимо верно задать вопрос к управляемому слову. Например: заведующий (кем? чем?) магазином, библиотекой; платить (за кого? что?) за проезд; оплачивать (кого? что?) проезд.
    2. При выборе предлога также нужно ориентироваться на вопрос, а также на смысл управляемого слова. Например: превосходство над кем-то, преимущество перед кем-то, земля для благоустройства.
    3. Предлоги СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, БЛАГОДАРЯ требуют при себе управляемого слова в дательном падеже. Например: согласно (кому? чему?) приказу, благодаря усилиям, вопреки распоряжению.
    4. Предлог ПО со значением времени, когда он равен ПОСЛЕ, требует при себе предложного падежа. Например: по окончании, по прибытии, по приезде.
    5. Предлог ПО с местоимением требует предложного падежа. Например: огонь по нём, стреляем по вас, скучали по нас.
    6. Предлоги ИЗ и С являются антонимами предлогам В и НА. ИЗ – конкретные понятия, С – общие понятия.
    7. Предлоги В и НА являются синонимичными, но могут употребляться в разными группами слов и не заменяют друг друга:

    а) с названиями городов, стран, республик  употребляется предлог В. Например: в Магнитогорск, в Болгарию.

    б) со сторонами света, морями, островами, океанами и горными массивами  употребляется предлог НА. Например: на север, на море, на Урал, на Мальту.

    НО: в Крым, на Украину.

    в) с названиями производств предлог  В употребляется при более конкретных существительных, предлог НА – при более общих. Например: на комбинате, на почте, в отделе, в цехе, в подсобном помещении.

    г) с названиями учебных заведений  употребляется предлог В при  более общем значении: в школе, университете; предлог НА – при указании на часть учебного заведения: на факультете, на пятом курсе, на уроке и т.д.

    д) по отношению к зрелищным мероприятиям предлоги В и НА употребляются с разными словами. Например: в театре, цирке, кино; на концерте, сеансе, представлении.

    Предлог В указывает на нахождение в здании, а предлог НА – собственно на просмотр зрелищного мероприятия.

    е) при существительных, обозначающих средства передвижения, предлог В  указывает на происходящее внутри, а НА – на способ передвижения. Например: добрались на такси – в такси оставили зонт, прилетели на самолете – в самолете подавали чай.

    1. Сложность вызывают словосочетания глагола с отрицанием и дополнения в родительном или винительном падеже. Основным вариантом является родительный падеж. Например: не забуду (чего?) красоты.

    Винительный падеж в этом случае используется при следующих условиях:

    а) при конструкциях с двойным отрицанием. Например: не могу не упомянуть (кого? что?) этот случай;

    б) если дополнение является именем собственным  или одушевленным существительным. Например: учитель не хвалил (кого?) Марину;

    в) при инверсии (дополнение перед сказуемым). Например: осень и зиму он не любил;

    г) при повелительном наклонении глагола  с отрицанием. Например: не трогай собаку;

    д) для различения омонимов. Например: не читал книгу;

    е) во фразеологических оборотах. Например: не скалить зубы.

    1. При употреблении форм некоторых падежей возможна двусмысленность. В этом случае необходимо изменять конструкцию, используя однозначные формы. Например: памятник Пушкина – неверный вариант, памятник (кому?) Пушкину, памятник, созданный Пушкиным; портрет кисти Васнецова, портрет, изображающий Васнецова.
    2. Если при глаголах, требующих от управляемого слова разных падежных форм, используется только одно дополнение (например: запомнить и научиться владеть правилами), то подобную конструкцию необходимо изменить, используя с первым глаголом дополнение, а со вторым – местоимение в нужной форме. Например: запомнить правило и научиться владеть им.
 
 
 
 

II. Нормы построения простого и сложного предложения

  1. Сочетая однородные члены, следует избегать:
    • несопоставимости понятий;
    • несочетаемости родовых и видовых понятий. Например: в вазе лежат яблоки, фрукты, груши, апельсины;
    • неправильного попарного соединения однородных членов;
    • нагромождения однородных членов;
    • постановки в качестве однородных синтаксически различных конструкций. Например: он занимался историей Византийского искусства и как оно влияло на…
  2. В строе сложного предложения следует избегать:
  • постановки рядом двух однозначных союзов;
  • загромождения сложного предложения придаточными;
  • избыточного повторения частицы БЫ;
  • смешения конструкций.

    3. Нормы употребления причастных  и деепричастных оборотов запрещают:

  • употребление подобных конструкций в предложении с двумя различными субъектами действия;
  • употребление причастных и деепричастных оборотов в безличных предложениях, не называющих субъекта действия;
  • расщепление причастного оборота определяемым словом.
 
 
 

Т.8. Стилистика как наука

    Слово стилистика, как и стиль, используется в филологической науке давно. Уже в России XIX и даже XVIII века существовали довольно многочисленные исследования по различным аспектам стилистики, посвященным преимущественно стилю различных художественных произведений или писателей.

    Как научная дисциплина стилистика начала формироваться с 20-30х годов XX века. Особенно активно разработка одного их ее направлений – функциональной стилистики – происходит лишь с середины 50-х годов.

    Основными предпосылками формирования стилистики как особенной научной дисциплины явились три фактора:

    1. выдвижение в начале XX века идеи о различении языка и речи;
    2. разработка проблематичности литературного языка и нормы;
    3. идея системности языка.

    Формирование  стилистики обусловлено самой логикой  развития языкознания: от мелких единиц (звуков) к более крупным (текстовым), являющимся предметом стилистики. Стилистика, по своему жанру, наука теоретическая. Однако ее практическое применение значимо.

    Объектом  стилистики является язык, зафиксированный в тексте.

    Предмет стилистики – выразительные возможности и средства различных уровней языковой системы, их стилистические значения и окраски, а также закономерности употребления языка в различных сферах и ситуация общения и, как результат этого, – своеобразная организация речи, специфичная для каждой сферы.

    Предмет исследования стилистики как бы раздваивается, однако, если учесть задачи стилистики в наиболее эффективном удовлетворении в целях общения, то видится обоснование такого разделения.

    Стилистические  свойства – это свойства организации текста, которые преследуют и достигают цели выразительности, эффективности, целесообразности высказывания в совокупности с комплексом его экстралингвистических основ, включая содержание.

    Предметом стилистики является не конкретное содержание, выраженное в речи, а анализ содержания, т.к. без него невозможно определить степень эффективности реализации коммуникативных задач средствами языка. 

Специфические понятия стилистики

    Функциональные  стили речи – исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения; разновидность литературного языка, выполняющая определенную функцию в общении.

    Стилистическая  окраска – содержащееся в слове дополнительное значение (коннотация), которое к названию явления, процесса добавляет оттенок значения, указывающего на сферу употребления данного слова либо на передаваемую им оценку, эмоцию, экспрессию.

    Стилистические  средства – определенные языковые единицы, обладающие стилистической окраской.

    Стилевая  черта – признак определенного стиля, связанный с употреблением тех или иных языковых единиц.

    Стилистическая  норма – норма соответствия высказывания сфере и ситуации общения. 

Проблематика  в стилистике

  1. Определение понятия СТИЛЬ и ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ СТИЛЬ. Соотношение стиля языка и стиля речи. Выделение специфических характеристик того и другого.
  2. Определение закономерностей функционирования языка в различных сферах общения.
  3. Классификация функциональных стилей.
  4. Соотношение лингвистического (языка) и экстралингвистического (ситуации) в стилистике.
  5. Проблема объективного и субъективного.
  6. Соотношение функциональных стилей и устной и письменной форм речи.
  7. Соотношение литературоведческой и лингвистической стилистики.
  8. Взаимодействие стилей и их целостность.
  9. Проблема стилистической нормы и анализ ее развития в хронологии.
 

Методы анализа языкового материала
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.