Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


реферат Стабилизационная политика: цели, задачи и виды

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 18.05.13. Год: 2012. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Тема. Стабилизационная политика: цели, задачи и виды.

     Современный период развития хозяйственной системы  России можно определить как завершающую  фазу окончательного перехода к рыночной организации ее функционирования. На данный период на множество других слагаемых накладывается усиливающаяся тенденция роста внешнеэкономического воздействия на национальную экономику, в основе своей характеризующая уровень ее открытости.

     В самом общем виде основной целью стабилизационной политики принято считать достижение экономического равновесия — соответствия между ресурсами и потребностями. Как известно, рост потребностей всегда опережает темпы роста их ресурсного обеспечения. В связи с этим равновесие национальной хозяйственной системы может быть достигнуто либо посредством ограничения потребностей (платежеспособного спроса), либо посредством увеличения и оптимизации использования ресурсов.

     Следует заметить то, что стабилизационная политика является частью экономической  политики государства, в целом представляющей совокупность мер, направленных на упорядочение экономических процессов путем влияния и/или непосредственного определения их протекания.

     В настоящее время проведением  стабилизационной политики занято значительное число государственных институтов. Наиболее активно действующими из них являются Минэкономразвития, Минфин и Банк России. Следовательно, всю полноту ответственности за проводимую стабилизационную политику должна разделить исполнительная власть — Правительство Российской Федерации. Необходимо отметить как фактор, влияющий на ход стабилизации экономического развития, роль политических партий (или их объединений). Важной особенностью в отношениях партий по вопросам стабилизационной политики в России является не их взаимодействие в поиске компромисса, а наоборот — бескомпромиссное противостояние.

     В ходе развития любого общества приходится одновременно решать множество целей  и задач. В процессе необходимой  стабилизации экономического развития России на нынешнем этапе в совокупности широкого ряда целей (по сути, речь идет о системе целей) наиболее важным представляется достижение качественно нового уровня жизни населения. А задачи в реализации данной цели определяются в максимальном исключении негативного воздействия в экономической ее составляющей таких явлений, как рост цен и безработица.

     Современная экономическая теория выделяет следующие  виды стабилизационной политики:

     ¦ фискальную (бюджетно-налоговую);

     ¦ кредитно-денежную;

     ¦ комбинированную.

     Кратко  остановимся на особенностях каждой из них.

     Под фискальной политикой подразумевается  воздействие государства на экономическую  конъюнктуру посредством изменения  государственных расходов и налогообложения. Поскольку осуществление государственных  расходов означает использование средств государственного бюджета, а налоги являются основным источником его пополнения, фискальная политика сводится к манипулированию государственным бюджетом.

     Хотя  государственные расходы финансируются  из государственного бюджета, это не означает, что они могут превысить величину поступающих в бюджет средств. В ходе осуществления фискальной политики может возникнуть дефицит или избыток государственного бюджета. Для ее определения имеет значение, как финансируется бюджетный дефицит и как используется бюджетный избыток.

     Финансировать бюджетный дефицит можно двумя  путями:

     1) заимствовать у населения, продавая  ему облигации;

     2) заимствовать у Центрального  банка.

     При образовании бюджетного избытка  государство может направить его на погашение своего долга населению, досрочно выкупая облигации, или на уменьшение задолженности Центральному банку. В первом случае количество денег в стране не изменится: просто со счетов государства они перейдут на счета граждан, а во втором случае объем денежной массы сократится вследствие уменьшения активов Банка России.

     К фискальной политике относятся только такие манипуляции с государственным  бюджетом, которые не сопровождаются изменением количества находящихся  в обращении денег.

     Как правило, фискальная политика сопровождается «эффектом вытеснения», ведущим к перераспределению прав использования факторов производства от частного сектора к государству. Государство, имея право повышать налоги, легче переносит высокую ставку, чем предприниматели. Эффект вытеснения зависит также от реакции занятости на повышение уровня цен. Если вслед за повышением цен растет и денежная ставка зарплаты, то эффект вытеснения проявляется в большей мере.

     Разновидностью  фискальной политики является секвестр — урезание статей бюджета в двух целях:

     1) общего сокращения бюджетного  дефицита (когда велик разрыв  между доходной и расходной  частями);

     2) передачи средств из одной  сферы в другую.

     Если  мероприятия фискальной политики непосредственно направлены на рынок благ, то при проведении кредитно-денежной политики объектом регулирования является денежный рынок.

     Суть  кредитно-денежной политики состоит  в воздействии на экономическую  конъюнктуру посредством изменения  количества денег, находящихся в обращении.

     Главная роль в проведении кредитно-денежной политики принадлежит Центральному банку. Для изменения количества денег у него есть три возможности:

     1) проводить операции на открытом  рынке ценных бумаг; покупая  последнее, банк увеличивает денежную базу, продавая — сокращает ее;

     2) изменять норму минимального  резервного покрытия: чем норма  выше, тем меньше кредитов могут  предоставлять коммерческие банки,  и это ограничивает количество  находящихся в обращении денег;

     3) изменять учетную ставку процента (дисконт): при ее снижении объем кредитов, а следовательно, и количество денег возрастает, и наоборот.

     Кредитно-денежная политика оказывается наиболее действенной при использовании ее в качестве контрактивной экономической политики для предотвращения «перегрева» экономики во время бума. Это объясняется тремя обстоятельствами.

     1) Центральному банку легче сократить  количество находящихся в обращении  денег, чем увеличить их, так  как в последнем случае потребуется  поддержка со стороны коммерческих банков и населения.

     2) В периоды кризиса и депрессии  экономика может оказаться в  инвестиционной или ликвидной  ловушке, а в таких случаях  изменение количества денег не  влияет на экономическую конъюнктуру. 

     3) Как правило, в периоды подъема ставка процента высока, а при высокой ставке процента предельная склонность к предпочтению денег в качестве имущества мала.

     Монетарный  импульс и сектор имущества. Поскольку  кредитно-денежная политика осуществляется через рынок денег, а деньги являются составной частью имущества, то мероприятия кредитно-денежной политики могут воздействовать на экономическую конъюнктуру только через сектор имущества. В кейнсианской модели имущество состоит лишь из денег и облигаций, и поэтому в качестве единственного проводника монетарного импульса с денежного рынка на другие макроэкономические рынки выступает ставка процента.

     Эффективность как фискальной, так и кредитно-денежной политики снижается в результате противодействия ценового механизма. В этих целях используют комбинированную политику, основанную на совместном применении фискальных и денежных инструментов регулирования национального хозяйства.

     Изменение уровня цен играет активную роль в процессе проведения мероприятий как фискальной, так и кредитно-денежной политики. При этом эффект изменения уровня цен действует в противоположном целям экономической политики направлении. При увеличении государственных закупок повышение уровня цен, снижая покупательную способность денег и повышая ставку процента, уменьшает спрос на инвестиционные блага со стороны бизнеса. Когда Центральный банк проводит мероприятия по сокращению номинального количества денег, снижение цен увеличивает реальные кассовые остатки. Поэтому для повышения конечной результативности регулирования рыночной экономики целесообразно сочетать мероприятия фискальной и кредитно-денежной политики: расширение государственных закупок на рынке благ согласовать с мерами Центрального банка по увеличению ликвидности, а сокращение номинального количества денег — с ростом налогообложения или сокращения государственных расходов.

     Мероприятия экономической политики государства  влияют как на совокупный спрос, так  и на совокупное предложение. Так, снижение налогов может повысить стимулы  к интенсификации производства и росту частных инвестиций.

     Государство способствует росту совокупного  предложения, участвуя в переподготовке рабочей силы и трудоустройстве  безработных. В целях повышения  эффективности национального хозяйства  государство участвует в финансировании научных исследований и разработок. Повышению эффективности наличных производственных ресурсов служит государственная политика конкуренции. Все это приводит к сдвигу кривой совокупного предложения вправо. Соответственно ограничения, налагаемые правительством на условия производства в целях охраны труда, защиты окружающей среды и обеспечения безопасности продукции, сдвигают кривую совокупного предложения влево, так как они ведут к повышению затрат производства.

     Особенности проведения стабилизационной политики в условиях закрытой экономики

     В основе сложившихся взглядов о закрытости (открытости) национальных экономик лежит представление о различной полноте их вовлеченности в мирохозяйственные связи по таким традиционным позициям, как объемы экспорта, импорта, иностранных инвестиций, вывоза капитала и т. д. Несмотря на сложность количественного выражения явления, в современной мировой практике национальным экономикам закрытого типа относят те из них, в которых доля ВВП, обмениваемого на мировом рынке, не превышает 15–18%, т. е. явно не соответствуют их экономическому потенциалу. В числе стран, экономики которых имеют закрытый характер, числятся Северная Корея, Республика Куба, Республика Албания и т. д.

     Допуская  достаточную условность вышеприведенного критерия открытости (закрытости) национальной экономики, попытаемся разобраться  в основных подходах (принципах) проведения стабилизационной политики. Отметим, что большинство государств, формально подпадающие под закрытые экономики, в современных условиях, как правило, представляют порой весьма своеобразные модели смешанной экономической системы с ярко выраженными элементами традиционной экономики или же реализуют переходную к рыночной экономике модели развития.

     В связи с этим очевидна целесообразность сопряжения в рассмотрении проблем  стабилизации национальной экономики  в условиях ее закрытости со степенью развитости рыночных отношений. Как  правило, любая закрытость экономики (в смысле стремления к автаркии, изоляционизму) представляется по определению заслугой излишнего государственного присутствия (как института) в национальной экономике, нежели рыночных отношений, природа которых подпитывается либерализацией внешнеэкономических отношений. Следовательно, в стабилизации национальных экономик закрытого типа большее предпочтение отдается административным методам, тогда как открытые экономики целей стабилизации добиваются преимущественно экономическими методами.

     Крайние проявления администрирования экономической  стабилизации наблюдаются в странах  с административно-командной системой, где государственная собственность  распространена практически на все  экономические ресурсы, а монополизация  и бюрократизация реализуются в специфических формах, и централизованное экономическое планирование является основой хозяйственного механизма. При этом стабилизация экономического развития основывается на затратном ценообразовании, которое при плановой экономике просчитывается и организовывается достаточно просто. Классическое проявление такого рода стабилизационной политики наблюдалось в период существования советской плановой хозяйственной системы. Конечно, подобная система была далека от целей макроэкономической стабилизации в традиционном нынешнем ее понимании, например от макроэкономического равновесия, так как существовала дефицитная экономика.

     Современные модели закрытых экономик, в зависимости от степени вовлеченности в мирохозяйственные связи, вынуждены в той или иной мере в организации стабилизации национальных экономик прибегнуть к наработанному мировым сообществом опыту, который основывается на преимущественно экономических методах государственного регулирования экономики. 

     Стабилизационная политика в национальной экономике открытого типа

     В современных моделях развития национальных экономик (шведской, японской, американской и др.) государство берет на себя изрядную долю ответственности за процессы, происходящие в экономике. Оно участвует  в регулировании рыночного хозяйства посредством защиты конкуренции, организации производства общественных благ, включая мероприятия по охране природы и перераспределение национального дохода в целях предотвращения чрезмерной дифференциации доходов и имущества граждан.

     Макроэкономический  анализ функционирования рыночной экономики  служит основанием для включения  в число экономических функций  государства проведение стабилизационной экономической политики, целью которой  является поддержание общего экономического равновесия при устойчивом росте экономики, стабильном уровне роста цен, полной занятости и сбалансированном платежном балансе.

     По  отношению друг к другу цели стабилизационной политики могут быть взаимозаменяемы, взаимодополняемы и нейтральны.

     Характер  взаимозаменяемости между отдельными целями стабилизационной политики изменчив и определяется конкретной хозяйственной ситуацией. Так, если в фазе подъема вместе с ростом уровня цен растет и национальный доход, то в периоды стагфляции (инфляции, сопровождаемой стагнацией производства и высоким уровнем безработицы в стране с одновременным повышением цен и безработицы) рост уровня цен сопровождается снижением производства. Это наряду с ограниченными возможностями правительства затрудняет построение «золотого четырехугольника», превращая его в «магический».

     В современном мире экономика любой страны в той или иной мере подвергается воздействию мирового хозяйства. Степень влияния других стран на национальную экономику зависит от удельного веса последней в мировом хозяйстве. В макроэкономических моделях открытой экономики в качестве дополнительных факторов, определяющих конъюнктуру национального хозяйства, выступают состояние (сальдо) платежного баланса, уровень цен в других странах, заграничная ставка процента и валютный курс национальной денежной единицы.

     Стратегической  целью стабилизационной политики в  открытой экономике является достижение «двойного равновесия» — общего экономического равновесия на уровне полной занятости при нулевом сальдо платежного баланса.

     Итак, в открытой экономике при стабильном уровне цен и фиксированном валютном курсе для достижения двойного равновесия целесообразно посредством фискальной политики добиваться полной занятости, а за счет кредитно-денежной политики выравнивать платежный баланс страны. В условиях плавающего валютного курса фискальная политика в той или иной мере нейтрализуется международным переливом капиталов, и правительство может воздействовать на внутреннюю конъюнктуру в основном инструментами кредитно-денежной политики (табл.).

     Таблица - Эффективность мероприятий стабилизационной политики 
в открытой экономике

Валютный  курс      Политика
фискальная кредитно-денежная
Фиксированный Очень эффективна Не действенна
Плавающий Эффективность зависит от наклона линии 
платежного баланса
Очень эффективна

 

     Особенно  сложно достичь целей стабилизационной политики при изменяющемся уровне цен. В этих условиях двойное равновесие может быть достигнуто в результате комплексного использования однонаправленных и разнонаправленных мероприятий фискальной и кредитно-денежной политики. 

     Стабилизационная  политика в Российской Федерации. Стабилизационный фонд как инструмент стабилизационной политики

     За  последние годы российская экономика, функционирующая в рыночной системе  отношений, широко использует наработанный мировой практикой опыт в области стабилизационной политики.

     Сегодня Стабилизационный фонд представляется не стабилизационным по сути, а стерилизационным, откачивающим лишние деньги из обращения, уводящим страну от реальных возможностей экономического подъема. Утверждается, что средства фонда понадобятся в том случае, если ухудшится ситуация с ценами на нефть и сократятся доходы бюджета. Но если даже в условиях роста экономики есть опасность инфляционного эффекта, то в условиях замедления темпов роста или спада экономики этого эффекта следует опасаться гораздо больше.

     Анализ  мнений о возможных направлениях использования Стабилизационного  фонда показывает, что большинство специалистов в целях модернизации национальной экономики рекомендуют широкомасштабную закупку высоких технологий и оборудования, причем централизованную организацию проекта. В долгосрочных целях определяются области науки, здравоохранения и образования. Есть идеи создания государственного банка развития, капитал которого формировался бы за счет валюты, приобретаемой правительством из средств Стабилизационного фонда у Банка России. Далее, на рыночной основе банк мог бы финансировать модернизационные проекты. 

     ТЕМА. ИНДИКАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

     Директивное планирование эффективно для решения задач, носящих общенациональный характер, в тех областях, где не работают механизмы рыночной самонастройки (так называемые провалы рынка) или где рыночная самонастройка неэффективна. Директивные методы управления называют также административными, распорядительными, командными. Планирование в директивной форме присуще централизованно управляемой экономике, в которой ведущую роль играют государственные планы. В планировании используются как экономико-математические и балансовые методы, так и экспертные оценки. Планирование включает принятие плановых решений уполномоченными на то органами и лицами.

     В экономике рыночного типа гораздо более распространено планирование на уровне компаний, фирм, которое зачастую носит индикативный, ориентирующий характер.

     Индикативное планирование осуществляется путем разработки и научного обоснования задач, принципов, приоритетов и пропорций социально-экономического развития на перспективу с указанием способов реализации поставленных целей.

     Оно рассматривается как процесс  формирования и последующего достижения системы параметров (индикаторов), характеризующих  состояние и развитие экономики страны, в соответствии с государственной социально-экономической политикой и установления мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью достижения указанными индикаторами значений, определенных в целях планирования. Кроме этого устанавливаются некие рамки, «коридоры», в которых должны находиться выбранные индикаторы. Если индикатор выходит за рамки установленного коридора, это служит сигналом для принятия корректирующих управленческих мер к экономике в целом и к той ее подсистеме, к которой относится данный индикатор.

     Центральным понятием системы индикативного  планирования является индикатор — интегральный показатель, количественно определяющий качественные характеристики социально-экономических процессов.

     Индикатор — доступная наблюдению и измерению характеристика изучаемого объекта, позволяющая судить о других его характеристиках, недоступных непосредственному исследованию. Индикаторы определяются также как параметры границ, в пределах которых система, включающая организационные механизмы, технологические связи, материальные и финансовые потоки, может устойчиво функционировать и развиваться. В отличие от показателя, дающего лишь количественную констатацию, индикатор носит векторный, направленный характер. Индикаторы имеют предельные — минимальные и максимальные — пороговые уровни прибыльности, налоговых ставок, режимов развития многоресурсных систем.

     Особое  место занимает определение и  использование пороговых значений индикаторов, призванных сигнализировать о приближении критического состояния объекта управления и необходимости изменения стратегий развития объекта, т. е. включение регуляторов:

     ¦ индикаторы тревоги;

     ¦ индикатор экстремального положения;

     ¦ индикатор банкротства и т. д.

     Принципиальная  несовместимость директивно-централизованного управления и рыночной экономики привела к полному отказу России от использования институтов регулирования экономики, включая индикативное планирование, что послужило одной из причин затяжного и глубокого кризиса экономики страны. Его преодоление предполагает создание действенной системы усиления роли государства в экономике, в том числе и применение индикативного планирования. Однако при этом необходимо избежать сверхцентрализации и бюрократизации хозяйственного механизма. Планирование должно осуществляться на основе рыночных сигналов и стимулов. Добиться такого сочетания плановых и рыночных механизмов весьма непросто. Необходимо учесть зарубежный и отечественный опыт и адаптировать его к современным российским реалиям.

     Господство  либеральной идеологии, основанной на постулате достаточности рыночных институтов для достижения и поддержания  долгосрочного равновесия в экономике, породило стихийность рынка, в котором  нет места макропланированию. Сторонники этой идеологии распространяют принципы неоклассической модели экономических систем на реальную экономику. Однако в настоящее время формируется противоположная точка зрения, базирующаяся на усилении государственного регулирования российской экономики и индикативном планировании.

     Индикативные  планы — это не законы, а государственные программы, ориентирующие и мотивирующие отдельные звенья экономической структуры на их выполнение в общенациональных интересах.

     Общая цель индикативного планирования вытекает из причин, породивших его необходимость. В обобщенном виде ее можно сформулировать так: разработка стратегий развития экономики страны и методов ее реализации для повышения жизненного уровня населения за счет высоких темпов экономического роста, сбалансированного развития экономики, рационального использования ресурсов. При этом каждый индикативный план обычно имеет свою специальную цель, каждая из которых тесно связана с избранной моделью развития страны, но в первую очередь — с особыми задачами национальной экономики в планируемый период, обусловленными внутренними и внешними факторами. Как правило, индикативный план преследует только одну или две цели, что позволяет сконцентрировать на них имеющиеся ресурсы. Так, осуществлявшийся в Японии в 1956–1960 годах пятилетий план был направлен на достижение экономической независимости и полной занятости; в 1961–1970 годах — на удвоение национального дохода; в 1964–1968 годах — на укрепление внешнеэкономического баланса; в 1970–1975 годах — на повышение сбалансированности экономики и темпов экономического роста; в 1973–1977 годах — на решение социальных проблем; в 1979–1985 годах — на улучшение качества жизни.

     При определении специальных целей  очень важно оценить предплановый уровень экономического развития страны, выявить основные внутренние проблемы, угрожающие социально-экономической стабильности экономики и ее конкурентоспособности на внешнем рынке и определить национальные приоритеты (не более одного-двух) на предстоящий планируемый период. Анализ индикативных планов и методов их разработки во Франции, Японии, Малайзии, Индии, Индонезии, России позволил выделить главные принципы такого планирования:

     ¦ отказ от попыток установления директивных  заданий хозяйствующим субъектам  в рамках индикативных планов;

     ¦ научную обоснованность принятия решений  по состоянию планов, привлечение  к их разработке исследовательских  организаций;

     ¦ непрерывность и преемственность  планирования, выражающаяся в сочетании  долгосрочных, среднесрочных и текущих планов, периодического уточнения и корректировки среднесрочных и долгосрочных планов исходя из степени фактической их реализации;

     ¦ комплексный подход к разработке планов, обеспечение тесной увязки интересов различных социальных групп и секторов экономики;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.