Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Понятие, значение и виды подсудности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.05.13. Год: 2012. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?

2

 

План

Введение                                                                                                                                                                         3

1 Подсудность уголовных дел                                                                                                                 5

1.1 Понятие подсудности, ее значение                                                                                                  5

1.2 Подсудность различным составам суда                                                                                     6

1.3 Передача уголовного дела из суда, которому оно подсудно, в другой суд 8

2 Виды подсудности                                                                                                                                            10

2.1 Предметная (родовая) подсудность                                                                                                   10

2.2 Территориальная подсудность                                                                                                                 11

2.3 Подсудность военных судов                                                                                                                 16

2.4 Варианты состава суда первой инстанции                                                                                     19

2.5 Проблемы применения альтернативной подсудности в уголовном

процессе                                                                                                                                                                         20

Заключение                                                                                                                                                           29

Список литературы                                                                                                                                             31

                                                                                                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Согласно Конституции РФ суд является единственным государственным органом, уполномоченным осуществлять правосудие как особую функцию государственной власти. Правосудие - ведущая форма реализации судебной власти. Оно представляет собой деятельность суда, осуществляемую в пределах его компетенции по рассмотрению и разрешению уголовных дел в точном соответствии с регламентированным уголовно-процессуальным законом порядком, призванным обеспечить законность, обоснованность и справедливость судебных решений.

Правосудие по уголовным делам вправе осуществлять только указанные в Конституции РФ и в федеральных конституционных законах суды общей юрисдикции. Отправлять правосудие вправе только судьи, наделенные в конституционном порядке полномочиями и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе, а также в предусмотренных УПК РФ случаях присяжные заседатели.

Рассмотрение дела «в том суде и тем судьей» (ч. 1 ст. 47 Конституции РФ) означает, что правосудие по уголовным делам в Российской Федерации осуществляется только судами общей юрисдикции, входящими в учрежденную Конституцией РФ и федеральными конституционными законами судебную систему, в соответствии с установленными процессуальным законом правилами о подсудности дел.

Установление Конституцией РФ и УПК РФ права подсудимого на рассмотрение его дела законным судьей означает наделение гражданина субъективным правом, опирающимся на принцип равенства перед законом и судом, сформированным в установленном законом порядке и состоящим из судей, отвечающих надлежащим требованиям и компетентных для рассмотрения именно данного уголовного дела. Уголовные дела рассматриваются в судах первой инстанции судьей единолично; коллегией из трех профессиональных судей; коллегией из судьи и 12 присяжных заседателей. Самостоятельность судов и независимость судей как носителей судебной власти обеспечивается их подчинением только закону, а также процедурой осуществления правосудия, предусматривающей особые гарантии вынесения по делу законного, обоснованного и справедливого решения.

Определить подсудность — значит определить тот суд, в котором должно разбираться дело, и его состав. Вопрос о составе суда, разбирающего конкретное дело, — явление новое для современного уголовного судопроизводства. После судебной реформы 1922—1924 гг. в течение 70 лет в российских судах всех уровней для всех уголовных дел, рассматривавшихся по первой инстанции, существовал стандартный «набор» судей — один судья-профессионал и два народных заседателя. Поэтому вопрос о составе суда не возникал. Он приобрел практическое звучание после принятия в мае 1992 года закона, допустившего единоличное рассмотрение уголовных дел, а в июле 1993 года — закона, предусмотревшего возможность образования суда первой инстанции в составе трех профессиональных судей или в составе одного профессионального судьи и двенадцати присяжных заседателей. С учетом этого обстоятельства в наши дни при определении понятия «подсудность» всегда необходимо помнить о том, что данное понятие неразрывно связано не только с конкретным судом, куда дело должно попасть на разбирательство, но и с его составом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Подсудность уголовных дел

1.1 Понятие подсудности, ее значение

Теории уголовного процесса известно два подхода к понятию подсудности, понимаемой как: 1) комплекс полномочий суда (судьи) на рассмотрение определенного круга дел; 2) совокупность уголовно-правовых и процессуальных признаков дел, определяющих их относимость к рассмотрению судами первой инстанции[1].

При определении суда, который должен рассматривать дело, учитывается компетенция суда, т.е. объем полномочий того или иного суда в судебной системе по рассмотрению уголовных дел. Для того чтобы установить, какому суду подсудно конкретное уголовное дело, сопоставляются свойства этого дела и компетенция судов. При определенной подсудности дела обвиняемый в соответствии с законом вправе выбрать состав суда, который будет рассматривать его дело.

Правила о подсудности, закрепленные в ст. 34-45 УПК, направлены на обеспечение быстрого, полного и объективного рассмотрения дела. Соблюдение этих правил позволяет суду рассматривать дело там, где проживает большинство свидетелей и заинтересованных в его исходе лиц, учесть специфику отдельных категорий преступлений (например, воинских преступлений). Правила о подсудности уголовных дел основаны на принципе равенства перед законом и судом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ). Поэтому важно, чтобы каждое дело рассматривалось именно тем судом, которому это дело подсудно. Необходимо исключить возможность произвольного изменения подсудности, более четко определив компетенцию различных звеньев судебной системы.

Одним из неотъемлемых прав человека является право на рассмотрение его дела компетентным судом, что выражено в правиле: "Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом" (ч. 1 ст. 47 Конституции РФ). Обвиняемый имеет право знать, какой именно суд в соответствии с законом правомочен рассматривать его дело. Это должно исключать субъективизм при решении вопроса о том, в какой суд направлять дело для рассмотрения. Подсудность дел должна быть  точно установлена в  законе, а не определяться применительно к конкретному делу, например,  по признаку его "особой сложности" или "особого общественного значения". В настоящее время именно так определена подсудность Верховного Суда РФ (ст. 38 УПК).

Важной гарантией права человека на объективный и беспристрастный суд является  возможность выбора состава суда, который, по мнению обвиняемого, способен именно его дело разрешить справедливо. В зависимости от характера дела, от имеющихся у обвиняемого интересов он может отдать предпочтение единоличной или  коллегиальной форме рассмотрения его дела, профессиональным судьям либо суду с участием народных или присяжных заседателей. Право выбора состава суда - одна из гарантий осуществления права на судебную защиту.

1.2 Подсудность различным составам суда

Уголовное дело может рассматриваться судьей единолично, судьей и двумя народными заседателями, судьей и двенадцатью присяжными заседателями (при наличии ходатайства обвиняемого), а также (при согласии обвиняемого) тремя профессиональными судьями (ст. 15, 421 УПК).

Единолично судья рассматривает, как правило, дела, не представляющие большой общественной опасности и сложности в их разрешении. К ним относятся, например, дела о мелком хищении, клевете, оскорблении, уклонении от уплаты алиментов, о хулиганстве без квалифицирующих признаков и др. Исчерпывающий перечень этих деяний дан в ч. 2 ст. 35 УПК.

"С согласия обвиняемого судья единолично рассматривает также дела о преступлениях, за которые может быть назначено более строгое наказание, чем лишение свободы сроком на пять лет" (ст. 35 УПК). Данные преступления более опасны, но они достаточно часто совершаются в условиях очевидности, их раскрытие  и расследование осуществляется без особого труда, доказывание виновности облегчается обычно в связи с признанием обвиняемым своей вины и его содействием следствию и суду. При совершении подобных преступлений в первый раз подсудимому назначается  часто наказание, не влекущее лишения свободы.

Дела об остальных преступлениях, а также все дела о преступлениях несовершеннолетних рассматриваются коллегиально (ч. 4 ст. 35 УПК), как правило, судом в составе судьи и двух народных заседателей.

Дела о преступлениях, предусмотренных в ст. 36 УПК, могут рассматриваться судом присяжных в составе судьи и двенадцати присяжных заседателей. Суд присяжных может рассматривать дела только в краевом (областном, городском) суде, которому эти дела подсудны (ст. 421 УПК). Дело должно рассматриваться судом присяжных только по ходатайству обвиняемого.

Обвиняемый вправе заявить такое ходатайство при объявлении ему об окончании предварительного следствия и предъявлении для ознакомления всех материалов.

В дальнейшем ходатайство уже не принимается. Не влечет последствий и отказ обвиняемого от заявленного ходатайства, если ходатайство было подтверждено в ходе предварительного слушания (ст. 423 УПК).

Право обвиняемого ходатайствовать о рассмотрении его дела судом присяжных и право возражать против заявленного ходатайства других обвиняемых должны быть разъяснены ему следователем. Следователь обязан также разъяснить обвиняемому последствия удовлетворения данного ходатайства и составить отдельный протокол, в котором фиксируется позиция обвиняемого по данному вопросу (ст. 424 УПК).

Для рассмотрения дела по обвинению нескольких лиц судом присяжных достаточно, чтобы такое ходатайство заявил один из обвиняемых. В случае если кто-либо из обвиняемых возражает против рассмотрения его дела судом присяжных, производство в отношении такого обвиняемого должно быть выделено, если это не отразится на полноте, всесторонности и объективности исследования и разрешения данного дела (ст. 425 УПК).

С согласия обвиняемого суд в составе трех профессиональных судей (один из которых является председательствующим) может рассматривать дела во всех судах, кроме районного (городского) народного суда (ч. 1 ст. 15 УПК). При ознакомлении обвиняемого с материалами дела следователь обязан выяснить, согласен ли обвиняемый на рассмотрение его дела коллегией судей (ч. 8 ст. 201 УПК) и зафиксировать это в протоколе (ст. 203 УПК). При наличии такого ходатайства суд может начать рассмотрение дела либо в составе судьи и двух народных заседателей, либо в составе трех профессиональных судей. Если слушание дела началось в составе судьи и двух народных заседателей, то с согласия всех подсудимых в дальнейшем состав суда может измениться и председательствующий либо единолично (без народных заседателей) продолжает рассматривать дело, либо откладывает дело для замены народных заседателей профессиональными судьями (ст. 267 УПК).

1.3 Передача уголовного дела из суда, которому оно подсудно, в другой суд

Недопустимость споров о подсудности. Решение вопроса о подсудности дела входит в перечень вопросов, которые должны быть решены следователем и прокурором при направлении дела в суд (ст. 217 УПК). Судья, получивший дело от прокурора, должен решить, подсудно ли дело данному суду (п. 1 ст. 222 УПК). В случае неподсудности дела данному суду, оно должно быть направлено по подсудности без производства каких-либо процессуальных действий. Решение о направлении дела по подсудности должно быть выражено в постановлении судьи[2].

Суд вправе оставить дело, подсудное другому такому же суду, в своем производстве, если он уже приступил к его судебному разбирательству. Однако, если дело подсудно вышестоящему суду или военному суду, оно во всех случаях подлежит направлению по подсудности (ч. 2 ст. 43 УПК). Не допускается передача в нижестоящий суд дела, начатого рассмотрением в судебном заседании вышестоящего суда. Такая передача не допускается даже в случае переквалификации в вышестоящем суде, в стадии принятия дела к производству, действий обвиняемого на закон о менее тяжком преступлении, т. к. здесь вышестоящий суд уже принял одно решение по делу и он должен решить его по существу.

Передача дела в другой одноименный суд или принятие дела к производству вышестоящим судом может, как исключение, иметь место при отмене приговора и направлении дела для нового рассмотрения, при проживании обвиняемых, потерпевших, свидетелей в месте расположения другого суда, при наличии обстоятельств, устраняющих судей того суда, которому оно подсудно, от участия в рассмотрении дела.

Вопрос о передаче дела из суда, которому оно подсудно, в другой суд разрешается председателем вышестоящего суда, а также заместителем председателя Верховного суда республики в пределах предоставленных им полномочий (ст. 44 УПК, ст. 19 Положения о военных трибуналах).

Постановления о принятии дела к своему производству, о направлении дела по подсудности или о передаче дела в другой такой же суд не подлежат кассационному обжалованию и вступают в силу с момента вынесения.

Всякое дело, направленное из одного суда в другой в предусмотренном ст. 43 и 44 УПК порядке, подлежит безусловному принятию к производству тем судом, в который оно направлено (ст. 45 УПК).

2 Виды подсудности

2.1 Предметная (родовая) подсудность

Одной из трех разновидностей подсудности принято считать предметную (родовую). Такая подсудность прямо зависит от содержания (предмета) конкретного дела. Содержание же определяется прежде всего квалификацией содеянного лицом, привлекаемым к уголовной ответственности. Общий принцип определения предметной подсудности вкратце можно сформулировать так: районные суды должны рассматривать все уголовные дела, кроме тех, что по закону подсудны вышестоящим общим судам или военным судам.

УПК определяет такую подсудность.

Статья 35. Уголовные дела, подсудные районному (городскому) народному суду Районному (городскому) народному суду подсудны все дела, кроме дел, подсудных вышестоящим судам или военным судам.

Судья единолично рассматривает дела о преступлениях, за которые максимальное наказание, предусмотренное уголовным законом, не превышает пяти лет лишения свободы.

Коллегия в составе судьи и двух народных заседателей рассматривает дела о преступлениях, за которые максимальное наказание, предусмотренное уголовным законом, является более строгим, чем пять лет лишения свободы, но не превышает пятнадцати лет лишения свободы, а также все дела о преступлениях несовершеннолетних.

Статья 36. Уголовные дела, подсудные краевому, областному, городскому суду, суду автономной области и суду автономного округа Краевому, областному, городскому суду, суду автономной области и суду автономного округа подсудны дела о преступлениях, предусмотренных статьями 105 частью второй, 126 частью третьей, 131 частью третьей, 152 частью третьей, 205, 206 частями второй и третьей, 208 частью первой, 209-212 частью первой, 227, 263 частью третьей, 267 частью третьей, 269 частью третьей, 275-279, 281, 290 частями третьей и четвертой, 294-302, 303 частями второй и третьей, 304, 305, 316 (в части, касающейся укрывательства преступлений, перечисленных в настоящей статье), 317, 318 частью второй, 321 частью третьей, 322 частью второй, 353-358, 359 частями первой и второй и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Судам, перечисленным в части первой настоящей статьи, подсудны также все дела, содержащие сведения, составляющие государственную тайну.

Статья 37. Уголовные дела, подсудные Верховному суду республики Верховному суду республики подсудны дела, указанные в статье 36 настоящего Кодекса.

Статья 38. Уголовные дела, подсудные Верховному Суду Российской Федерации Верховному Суду Российской Федерации подсудны дела, отнесенные к его подсудности в соответствии с федеральным законом, а также дела особой сложности или особого общественного значения, которые он вправе принять к своему производству по собственной инициативе либо по инициативе Генерального прокурора Российской Федерации при наличии ходатайства обвиняемого.

2.2 Территориальная подсудность

Территориальная подсудность уголовного дела — это такие его свойства (признаки, особенности), в силу которых оно должно рассматриваться в суде, расположенном в определенной местности (республике, крае, области, городе, районе, округе). По закону она определяется, как правило, местом совершения преступления. Но если место совершения преступления установить невозможно (к примеру, кража совершена в движущемся поезде или летящем самолете; взятка вручалась одному и тому же лицу в разных концах страны), то территориальная подсудность определяется в зависимости от места завершения расследования.

Данное правило имеет отношение к определению подсудности уголовных дел по первой инстанции, когда речь идет о решении основных вопросов — о виновности или невиновности, назначении наказания или освобождении от него.

Однако проблемы территориальной подсудности могут возникать и в других случаях:

- при решении вопросов, связанных с исполнением приговоров.

В зависимости от содержания возникающих вопросов их решение возможно в суде по месту отбывания наказания, по месту вынесения приговора или по месту проживания осужденного. Четкое указание о месте рассмотрения конкретных вопросов дано в ст. 368 УПК. Скажем, вопрос об условно-досрочном освобождении из исправительной колонии и замене не отбытой части более мягким наказанием должен решаться судьей по месту отбывания наказания. Это обусловлено тем, что в данном случае необходимо учитывать сведения, характеризующие поведение осужденного. А ими располагает прежде всего администрация колонии. Вопросы устранения неясностей в приговоре легче решаются там, где находятся подлинник приговора и все материалы уголовного дела, — в суде, постановившем приговор. Поэтому вопросы такого рода и рассматриваются по месту его нахождения.

- при судебной проверке законности и обоснованности ареста или продления его срока.

В соответствии со ст. 2202 УПК проверку должен осуществлять судья по месту содержания под стражей лица, к которому применяется эта мера пресечения. Такое место не всегда совпадает с местом производства расследования или тем местом, где будет разбираться данное дело по существу.

Однако реализация этого правила должна происходить с максимальным учетом предписаний, содержащихся в неоднократно упоминавшемся выше постановлении Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности статей 220" и 2202 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В.А. Аветяна» от 3 мая 1995 года. Согласно данному постановлению являются неконституционными положения названных статей УПК о том, что жалоба на незаконное и необоснованное применение ареста или продление его срока может быть подана только находящимся под стражей лицом, его защитником или законным представителем в суд, действующий там, где находится место содержания под стражей. Подать такую жалобу, как отмечено в указанном постановлении, вправе также лицо, в отношении которого в качестве меры пресечения избран арест, но он реально не исполнен, и не обязательно в суд, о котором сказано в ст. 2202 УПК («по месту содержания лица под стражей»).

В связи с принятием данного постановления возникли определенные трудности с решением вопроса о том, в каком суде должна рассматриваться жалоба лица, в отношении которого арест еще реально не исполнен. Вариантов ответа на него может быть несколько: в суде по месту производства следствия, в суде по месту нахождения должностного лица, вынесшего постановление об избрании меры пресечения, в суде по месту нахождения прокурора, давшего санкцию, в суде по месту жительства (или фактического пребывания) подающего жалобу и т.д. В постановлении Конституционного Суда РФ ответа не дано. Его там и не должно быть, поскольку данный суд этого делать не должен.

Если руководствоваться логикой статей 220 и 2202 УПК, то такого рода жалобы следовало бы рассматривать в судах, расположенных там, где выносилось постановление об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу (ареста). Это будет способствовать весьма необходимой для таких случаев оперативности принятия решения по жалобе. Суд, расположенный там, где принималось постановление об избрании меры пресечения, имеет больше шансов быстро получить требуемые в таких случаях материалы, подтверждающие законность и обоснованность ареста, объяснения должностных лиц, принимавших решения. Ему также проще обеспечить явку прокурора в судебное заседание, на котором будет рассматриваться жалоба. Если место, где принималось постановление об избрании меры пресечения, не совпадает с местом, где находится прокурор, давший санкцию на арест, то будет логично, чтобы жалобу рассматривал судья по месту нахождения прокурора;

- при судебной проверке законности и обоснованности задержания по подозрению в преступлении.

Как отмечалось выше, Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении от 29 сентября 1994 года № 6 «О выполнении судами постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 апреля 1993 года № 3 «О практике судебной проверки законности и обоснованности ареста или продления срока содержания под стражей» разъяснил судам, что в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и ч. 4 ст. 9 Международного пакта о гражданских и политических правах они вправе принимать к рассмотрению жалобы лиц, подвергнутых задержанию по подозрению в совершении преступления. Рассматриваться такие жалобы должны с учетом правил, предусмотренных в статьях 220 и 2202 УПК. А это значит, что местом их рассмотрения должны быть суды по месту содержания задержанных. При оценке практического значения данного постановления Пленума Верховного Суда РФ следует иметь в виду, что оно принималось, когда действовал Указ Президента РФ от 14 июня 1994 года, допускавший задержание лиц, подозреваемых в бандитизме или иных организованных преступлениях, на срок до 30 суток. Ровно три года спустя (14 июня 1997 года) этот Указ был отменен. Предельным сроком задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, вновь стал срок, предусмотренный ст. 122 УПК, — до трех суток. В такой срок невозможно добиться проверки судом законности и обоснованности задержания;

- при получении судебного разрешения на ограничение конституционного права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а равно на проникновение в жилище помимо воли проживающих в нем лиц

В соответствии с упомянутым постановлением Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, связанных с применением статей 23 и 25 Конституции Российской Федерации» от 24 декабря 1993 года № 13 органы, намеревающиеся осуществить такого рода действия, направляют необходимые материалы в суды (общие и военные) среднего звена. Возможно их направление и в суды (общие и военные) основного звена, которые не вправе отказать в приеме материалов и рассмотрении поставленного в них вопроса. Однако в УПК и данном постановлении Пленума нет прямого указания относительно того, где территориально должны приниматься подобные судебные решения. Ответ на это следовало бы искать в ч. 2 ст. 9 Закона об оперативно- розыскной деятельности, где сказано, что «рассмотрение материалов об ограничении конституционных прав граждан... осуществляется судом, как правило, по месту проведения таких мероприятий или по месту нахождения органа, ходатайствующего об их проведении»;

- при судебном рассмотрении вопросов, возникающих в связи с реабилитацией жертв политических репрессий.

В соответствии со ст. 9 Закона о реабилитации жертв политических репрессий вопросы признания конкретных лиц жертвами политических репрессий (когда органы прокуратуры дают отрицательное заключение) должны рассматриваться:

- в отношении тех, к кому репрессии применены судами, — как правило, судами, вынесшими последнее решение по делу, связанному с лишением или ограничением прав или свобод конкретного лица, либо (при упразднении суда, вынесшего решение по делу) судами среднего звена соответствующих субъектов Федерации, где находились упраздненные суды;

- в отношении тех, к кому репрессивные меры применялись внесудебными органами («особые совещания», «тройки» и т.п.), — общими или военными судами среднего звена, действующими на территории того субъекта Федерации, где в свое время функционировали такого рода внесудебные органы.

Что касается случаев, когда политические репрессии применялись в административном порядке (административная ссылка и высылка, направление в так называемые трудовые отряды и т.д.), то при отказе органа внутренних дел в признании конкретного гражданина жертвой политических репрессий этот гражданин вправе обжаловать такой отказ в судебном порядке, установленном Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 года (ВВС, 1993, № 19, ст. 685). Как предусмотрено ч. 4 ст. 4 этого Закона, жалоба подается по усмотрению гражданина либо в суд по месту его жительства, либо в суд по месту нахождения органа либо должностного лица.

2.3 Персональная подсудность

Персональная подсудность определяется свойствами (признаками, особенностями) личности обвиняемого (подсудимого)[3].

Чаще всего во внимание принимаются такие персональные свойства (признаки, особенности) лица, привлекаемого к уголовной ответственности, как его принадлежность к числу военнослужащих, а также воинское звание или должностное положение (необязательно, как будет показано ниже, связанное с воинской службой). По первому из названных свойств определяют, относится ли данное дело к ведению военных судов (другими словами: устанавливают подведомственность дела). Что касается второго свойства (воинское звание или должностное положение), то оно приобретает значение, когда нужно избрать тот конкретный суд в системе судов, где должно рассматриваться данное дело (т.е. определить подсудность). Особым случаем влияния персонального фактора (должностного положения) на подсудность уголовного дела является правило об определении подсудности дел о преступлениях, совершенных судьями. Подведомственность и подсудность военных судов устанавливается в статьях 11—20 Положения о военных трибуналах, которое, хотя и продолжает действовать, должно применяться с учетом радикальных перемен, произошедших после событий конца 1991 — начала 1992 годов.

Как и прежде, этим судам подведомственны уголовные дела о преступлениях, совершенных, как правило, военнослужащими, понятие которых Положение о военных трибуналах не дает. Не дается оно исчерпывающе и в других законодательных актах, в том числе ст. 331 УК. О его содержании можно получить более или менее полное представление лишь после анализа нескольких нормативных актов: Закона РФ «О статусе военнослужащих» от 22 января 1993 года (ст. 1), Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» от 11 февраля 1993 года (ст. 35), Федерального закона «Об обороне» от 31 мая 1996 года (ст.ст. 1, 16 и 25), ст. 331 УК и Указа Президента РФ «Об утверждении общевойсковых уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» от 14 декабря 1993 года № 2140 (п. 3).

В соответствии со всеми этими предписаниями военнослужащими признаются лица, проходящие особый вид государственной службы в Вооруженных Силах РФ, пограничных войсках, внутренних войсках, войсках Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ, обеспечивающих связь с органами военного управления, железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны, а также в Главном управлении охраны РФ, Службе безопасности Президента РФ, Службе внешней разведки РФ, органах Федеральной службы безопасности. Федеральном агентстве правительственной связи и информации при Президенте РФ, Федеральном дорожно-строительном управлении при Министерстве обороны РФ, Федеральном управлении специального строительства при Правительстве РФ, Государственной противопожарной службе МВД РФ, некоторых других учреждениях, органах и т.п. Но одного только состояния на службе в названых структурах недостаточно для того, чтобы считаться военнослужащим. Нужно еще быть офицером, прапорщиком, мичманом, курсантом военного образовательного учреждения, профессионального образовательного учреждения, старшиной, сержантом, солдатом или матросом, поступившим на военную службу по контракту или призыву. К военнослужащим приравниваются лица, проходящие военные сборы.

В военных судах в качестве подсудимых могут оказаться и не военнослужащие. Поэтому к их ведению отнесены также дела:


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.