Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Ценностные ориентации подростков с суицидальными тенденциями

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.05.13. Год: 2012. Страниц: 39. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

     по  дисциплине: Психология развития и возрастная психология.

     на  тему: «ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ С СУИЦИДАЛЬНЫМИ ТЕНДЕНЦИЯМИ» 
 
 
 
 
 
 

                                                                             Студент 1 курса

                                                                                        Группа_____________

                                                                               
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Москва

     2012 

     Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3

1.Особенности  влияния ценностно-смысловой  сферы личности на суицидальное поведение………………………………………………………………………………………...5

     1.1Понятие  суицида…………………………………………………………………….5

     1.2Причины  суицидального поведения……………………………………………...7

     1.3Влияние  ценностно-смысловой сферы личности подростков на суицидальное поведение……………………………………………………………………...12

2.Экспериментальное  исследование связи  ценностей и смысловых  ориентаций с суицидальным  риском………………………………………………………………………..20

     2.1. Выбор и обоснование  методик исследования…………………………………20

     2.2Анализ  статистической обработки  методик……………………………………25

     2.3Содержательный  анализ корреляционных  связей……………………………34

Заключение…………………………………………………………………………………….37

Список  литературы…………………………………………………………………………..39 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение.

     Актуальность  темы. Суицид – это не только индивидуально-поведенческая реакция, но и психосоциальное явление, оно представляет собой результирующую различных социальных, культурологических, психологических и патопсихических воздействий на индивида.

     Отличительная особенность таких явлений, как  завершенный суицид, суицидальные попытки, демонстрации и имитации (подделки) суицида, а также суицидальных замыслов, высказываний, угроз — идея смерти, которая в одних случаях только декларируется, а в других является подлинным регулятором поведения  субъекта. Общим для реальных и  потенциальных суицидентов является наличие у них социально-психологической  дезадаптации личности, которая в  одних случаях приводит к формированию суицидальных тенденций и реализации суицида, а в других является потенциально суицидоопасной.

     Высокий уровень самоубийств в большинстве  экономически развитых стран мира заставляет ставить вопрос о причинах этого  явления и поиске оптимальных  средств для его предупреждения. Рассмотрение суицидального поведения  лишь в рамках клинико-психологических  исследований неизбежно сужает угол зрения и оказывается явно недостаточным  для понимания всего многообразия негативных факторов, лежащих в основе его формирования.

     Отметим, что причины суицидального поведения  должны анализироваться в связи  с общим состоянием культуры и в контексте господствующих в нашем обществе этических норм, мировоззренческих представлений о сущности жизни и смерти, с учетом особенностей массовой психологии.

     В работах Амбрумовой А.Г. описано  понятие суицид, а также причины  суицидального поведения. Амбрумова  А.Г., Вроно Е.М. выделяют особенности  суицидального поведения подростков. Вагин И. описывает способы консультирования клиентов с суицидальными намерениями. Однако изучению ценностных и смысложизненных  ориентаций личности подростков, с  различным уровнем суицидального  риска в психологических трудах не уделено достаточно внимания.

     Проблема: Данные статистики свидетельствуют о повышенном риске суицидального поведения среди подростков. Следовательно, возникает необходимость рассмотрения ценностной структуры, с целью снижения количества суицидов у подростков.

     Объект  исследования: связь смыслового, ценностного уровня с поведенческим. Подростки с различным уровнем суицидального риска

     Предмет исследования: ценностные и смысложизненные ориентации у подростков, с различным уровнем суицидального риска.

     Цель: изучение ценностных и смысложизненных ориентаций у подростков, с различным уровнем суицидального риска.

     Задачи:

     1.   На основе анализа зарубежной и отечественной литературы рассмотреть понятие суицида и причины суицидального поведения.

     2.   Описать влияние ценностно-смысловой сферы личности на суицидальное поведение.

     3.   Определить степень суицидального риска у обследуемых подростков и разделить их на две группы: с высоким и низким уровнем суицидального риска.

     4.   Выявить зависимость суицидогенного фактора с ценностными и смысложизненными ориентациями личности подростков.

     Гипотеза: существует зависимость суицидального  риска с ценностными и смысложизненными ориентациями у детей подросткового  возраста. (Гипотеза должна быть в конечном варианте более конкретной: что т  чего зависит)

     Методы  исследования: теоретический анализ психологической литературы по исследуемой проблеме; психологическое тестирование (ОСР, тест «Ценностные ориентации», тест «СЖО»), математические методы обработки данных (статистическое сравнение, корреляционный анализ).

     Научная новизна: Многие суицидологи в последнее время обращают особое внимание на категорию «ценности», которую начали рассматривать как основу личностной структуры, поскольку с этой категорией связаны у всякой личности ее потребности, мотивы деятельности, цели и средства, с помощью которых достигаются цели. В данном исследовании нами рассматривается категория ценностей у подростков с различным уровнем суицидального риска. Это, безусловно, внесет вклад в суицидологию.

     Теоретическая и практическая значимость: результаты данного исследования могут использоваться школьными психологами, учителями; а также в работе клинического психолога с подростками, при оказании экстренной психологической помощи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      

     1. Особенности влияния  ценностно-смысловой  сферы личности  на суицидальное  поведение. 

     1.1Понятие  суицида.

     Самоубийство (суицид) — психосоциальное явление, оно представляет собой результирующую различных социальных, культурологических, психологических и патопсихических  воздействий на индивида.

     Отличительная особенность таких явлений, как  завершенный суицид, суицидальные попытки, демонстрации и имитации (подделки) суицида, а также суицидальных замыслов, высказываний, угроз — идея смерти, которая в одних случаях только декларируется, а в других является подлинным регулятором поведения  субъекта. Общим для реальных и  потенциальных суицидентов является наличие у них социально-психологической  дезадаптации личности, которая в  одних случаях приводит к формированию суицидальных тенденций и реализации суицида, а в других является потенциально суицидоопасной.

     Высокий уровень самоубийств в большинстве  экономически развитых стран мира заставляет ставить вопрос о причинах этого  явления и поиске оптимальных  средств для его предупреждения. Рассмотрение суицидального поведения  лишь в рамках клинико-психологических  исследований неизбежно сужает угол зрения и оказывается явно недостаточным  для понимания всего многообразия негативных факторов, лежащих в основе его формирования. Суицид — это  не только индивидуальная поведенческая  реакция, она обусловлена психологическими и патопсихическими особенностями  личности в экстремальных жизненных  обстоятельствах.

     Суицид  рассматривается как феномен  социально-психологической дезадаптации личности в условиях микросоциальных  конфликтов. Под суицидальным поведением людей понимаются различные формы  их активности, обусловленные стремлением  лишить себя жизни и служащие средством  разрешения личностного кризиса, содержанием  которого выступает острое эмоциональное  состояние при столкновении личности с препятствием на пути удовлетворения её важнейших потребностей. Кризис достигает такой интенсивности, что человек не может найти  другого выхода из сложившейся ситуации.

     Суицидальное  поведение имеет внутренние и  внешние формы своего проявления.

     Внутренние  формы:

     -антивитальные  представления (т.е. размышления  об отсутствии ценности жизни);

     -пассивные  суицидальные мысли (представления  на тему своей смерти при  отсутствии четкого замысла на  самовольное лишение себя жизни:  «хорошо бы умереть» и т.д.);

     -суицидальные  замыслы (разработка плана самоубийства, продумывание его деталей);

     -суицидальные  намерения (принятие решения о  самоубийстве).

     К внешним формам суицидального поведения  относятся:

     -суицидальные  высказывания;

     -суицидальные  попытки (целенаправленное оперирование  средствами лишения себя жизни,  не закончившееся смертью);

     -завершенный  суицид.

     Анализ  форм суицидального поведения способствует более глубокому пониманию его  динамики.

     Существует  три основных условия (элемента) при  совпадении которых во времени появляется возможность реализации намерения  к самоубийству (или готовность к  нему) — это:

     1. Наличие искажений или хотя  бы выраженных особенностей в  переживания человеком бурных, душевных  кратковременных волнений, эмоций (например, гнев, ужас и т. П.).

     2. Низкий или хотя бы неполноценный  уровень социализации — усвоения  человеком определенной системы  знании, норм и ценностей, позволяющих  ему быть полноправным членом  общества (например, воспитание).

     3. Наличие конфликта, вызывающего  у человека мысли о самоубийстве (например, семейный конфликт).

     Наиболее  предрасположенными к самоубийству считаются тревожные и чрезмерно  чувствительные люди. В процессе созревания мыслей о суициде у них часто  развивается, так называемая триада заторможенности:

     1. МЫСЛИТЕЛЬНАЯ — тугоподвижность мыслей, снижение сообразительности, неспособность принимать решения;

     2. ДЕЯТЕЛЬНАЯ — малоподвижность,  вялость, усталость;

     3. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ — подавленное  настроение, пессимизм, мрачность,  не способность к восприятию  юмора.

     Суицидальные  тенденции очень часто проявляются  в форме предупреждений или угроз. Согласно статистических данных около 70% лиц совершивших самоубийство или покушение на него, накануне сообщали ближайшему окружению о  своих намерениях.

     В психиатрии выделяются две основных категории самоубийц:

     1) Лица с низким уровнем социализации  — для них характерна хроническая  социально-психологическая дезадаптация, т.е. неспособность устанавливать оптимальные взаимоотношения с окружающими, неспособность приспособиться к требованиям общества, неумение или нежелание строить свое поведение в соответствии с социальными нормами, низкое социальное положение. Для них самоубийство — последний шанс демонстрации (или проявления) своего девиантного (отклоняющегося от нормального) поведения. Ему (суициду) предшествует психологический кризис, характеризующийся противопоставлением себя обществу (коллективу). Эти люди не редко кончают с собой на пике своей агрессивно-злобной реакции.

     2) Лица с достаточно высоким  уровнем социализации. Многие из  них достигают высокого социального  положения. В основе их суицида  лежит, прежде всего, социально-психологическая  дезадаптация. Они не способны  объективно компенсировать свои  психологические переживания, что  связано с переживанием ими  сложных конфликтов, для решения которых оказалось недостаточно их жизненного опыта. Для них самоубийство — это пассивное социальное отклонение.  

     1.2Причины  суицидального поведения

     Согласно  статистике, самоубийство почти во всех странах занимает почетное третье место, сразу за смертью в результате болезни и за смертью от несчастного  случая (обычно в ДТП — дорожно-транспортных происшествиях) Ежегодно убивают себя 30000 американцев, 25000 японцев 20000 французов, 60000 россиян… Число же тех, кто пытался  себя убить, но у них не получилось, в 7-8 раз больше. Нужно учесть, что  статистика самоубийств всегда занижена, так как в нее попадают лишь явные случаи. На самом деле, самоубийство чуть ли не вдвое больше. Почти полмиллиона  землян каждый год сами ставят точку  в своей жизни.

     Причин  тому несколько.

     Во-первых, социальные. В результате технической революции, индустриализации и урбанизации патриархальный мир прошлого столетия был разрушен. Человек практически утратил контроль над окружающим его жизненным пространством, нарушился масштаб взаимоотношений между личностью и обществом. Мир стал для человека слишком большим и, как следствие этого, чужим. Любое социальное потрясение, любое массовое изменение общественного статуса влечет за собой всплеск самоубийств.

     Во-вторых, нравственные. В XX веке у большинства землян изменилась этическая мотивация поведения. Прежде в ее основе лежали не подлежащие обсуждению и сомнению установления религии (если вера запрещает самоубийство — это не предмет обсуждения: нельзя — значит нельзя). В уходящем веке очевиден кризис веры, подготовленный событиями двух прошлых веков. В принципе, это не духовная катастрофа, как кажется некоторым, а определенная стадия развития общества. Человечество переживает переходный возраст со всеми признаками подросткового бунта — атеизмом, революциями, многочисленными социальными фантазиями. В почете не послушание и доброе сердце, а ум и дерзновение. А это и создает почву для протестного подхода к установленным ранее канонам, в том числе и в подходе к самоубийству.

     В-третьих, мировоззренческие. По сравнению с прошлыми веками, самоощущение современного человека сильно изменилось. При иллюзии большей свободы выбора и поступков в действительности он стал гораздо более зависим от окружающего его мира. Просто диктат окружения из прямою стал косвенным, но не менее эффективным. Через средства массовой информации и аппарат массовой культуры современнику навязывается некий стандарт жизненного успеха, и несоответствие этому стандарту воспринимается им как трагедия. Естественно, что и прежде стрессов было не меньше, чем сейчас, но раньше люди были психологически устойчивее, менее изнеженными, так как тогда выживание требовало куда больших усилий, что делало жизнь более ценной, ибо человеку свойственно дорожить только тем, что достается ему с большим трудом.

     Жизненный инстинкт обостряется только тогда, когда жизни угрожает опасность (и наоборот). В Освенциме уровень  самоубийств среди охранников был  в несколько раз выше, чем среди  заключенных. Современному человеку, которому повезло родиться в благополучной, сытой стране, жизненный инстинкт не очень-то нужен.

     Чтобы адекватно понять суицидальное поведение  необходимо в каждом конкретном случае ответить на два вопроса: почему человек  совершает или намеревается совершить  суицидальное действие и зачем он хочет это сделать? Ответ на первый вопрос требует анализа объективных условий существования человека, покушающегося на самоубийство, ответ на второй вопрос должен объяснить, как он сам оценивает сложившуюся ситуацию, как, по его мнению эта ситуация выглядит в глазах окружающих и чего он хочет добиться в результате суицидальных угроз или реализации суицидального действия. Другими словами, отвечая на первый вопрос, мы должны определить жизненную и непосредственную ситуацию суицидента, его положение в микросоциальном окружении, в частности в семье, состояние его здоровья, психический статус; а отвечая на второй вопрос — определить цели суицидента, его внутренние побуждения, достаточно или недостаточно хорошо осмысленные намерения, т. Е. психологические основания для принятия суицидального решения.

     Получив ответ на оба вопроса, мы выясним, таким образом, объективные и субъективные факторы социально-психологической дезадаптации личности к социальной среде. Суицидальное поведение, как и любое другое, социально детерминировано, следовательно имеет под собой определенную социальную почву психологические и культурологические факторы являются условиями, в которых проявляются те или иные формы или модели суицидального поведения Адаптированность личности к социальной среде характеризуется успешностью ее социализации, формированием в соответствии с требованиями среди установок, системы мотивации, ценностных ориентаций, включенностью в социальные и профессиональные группы и т.д. Дезадаптация свидетельствует о нарушении механизмов взаимодействия между личностью и ее социальным окружением, которое может возникать за счет как изменений или трансформаций в социальном окружении, так и изменения самой личности, ее потребностей, ценностных ориентаций и проявиться в несовпадении экспектаций индивида, его притязаний и реальных условий существования и отношения к нему окружающих.

     При оценке тяжести или глубины социально  психологической дезадаптации личности к среде необходимо принимать  во внимание 3 равноправных компонента: 1) серьезность нарушений привычных  условий жизни индивида, будь то чисто внешние обстоятельства жизни  или состояние здоровья индивида; 2) интерпретацию индивидом изменившихся условий жизни (жизненный крах, безвыходная  ситуация, личностная катастрофа или  эпизод в перипетиях межличностных  конфликтов); 3) желание или готовность индивида приложить усилия, чтобы  приспособиться к новым условиям жизни, его согласие продолжать жизнь  или наличие воли к жизни (иногда возникает усталость от жизни, нежелание  прилагать усилия, чтобы начинать жизнь сначала). Два последних  компонента наиболее существенно в  процессе принятия суицидального решения. Cpeди суицидальных мотивов различают  две центральные группы: мотивы неблагополучия (одиночество, тяжесть жизни как  таковой, потери близких любимых  людей) и мотивы конфликта, в который, помимо суицидента, вовлечены и другие лица. Мотивам неблагополучия чаще всего соответствуют суициды  монологические по своему характеру, т.е. суицидальные поступки, явившиеся результатом внутреннего монолога или размышления о смысле жизни, в основе которых нет обращения к кому-либо и нет расчета на то, чтобы таким образом изменить что-то или добиться чего-либо от окружающих. В этих случаях нередких завершенных суицидов преобладает смысл самонаказания или отказ от жизни как полная капитуляция .

     Устойчивость  и постоянство – основные признаки, отличающие психические свойства личности от остальных психически свойств. Поэтому, чем более выражены обобщенные и  сознательные мотивы, чем большую  роль они играют во всей системе  мотивов, тем ярче выражена личность человека.

     Отношения личности представляют собой обобщенное отношение к какой-либо стороне  действительности или области объективных  явлений и характеризуются системой мотивов, определяющей общее направление  деятельности в типичной ситуации .

     Способы действия, зависят также от приобретенных  навыков, от индивидуальных особенностей психических процессов, благодаря  чему они относительно самостоятельны и независимы от тех отношений  личности, которые осуществляются при  помощи этих способов. Индивидуальное своеобразие способов и приемов  реализации отношений личности не менее  существенная характеристика человека как субъекта, чем сами отношения  личности.

     Как говорит наука, в происхождении  суицидного поведения важную роль играют факторы трех типов: индивидуальные, клинические и социальные (или  средовые). При этом следует иметь  в виду, что суицидное поведение  включает в себя как намерение, так  и попытку совершить самоубийство (парасуицид), причем попытки могут  быть истинными и демонстрационно-шантажными. Немалую роль здесь играет и различие между полами: отмечается, что женщины  в четыре раза чаще, чем мужчины  пытаются покончить жизнь самоубийством, а мужчины в четыре раза чаще реализуют  это намерение.

     На  первом месте среди факторов суицидного поведения стоят личностные свойства индивидуума: то, как он ценит жизнь, его прошлое и акцентуация его личности. Трудно ожидать самоубийства от человека сильного, стеничного, уверенного в себе, умеющего преодолевать препятствия (не только личные, но и социальные). Хотя и здесь могут быть варианты.

     Гораздо больше рискуют в этом отношении  люди эмоционально неустойчивые, легко  ранимые, очень обидчивые, легко  впадающие в депрессию из-за слабости защитных механизмов имитации. Людей  с такой психикой легче вывести  из себя, спровоцировать. Они более  чувствительны и к жизненным  невзгодам.

     Чем более зрелой является личность, тем  более успешно она способна противостоять  жизненным кризисам и тем меньше вероятность личностного слома, приводящего к суицидной попытке. Особенно это касается cостояния депрессии  — вне этого состояния самоубийство совершается сравнительно редко.

     Депрессия, пониженное настроение — одно их самых  неприятных эмоциональных состояний  личности, часто возникающем в  различных жизненных ситуациях, а также один из важнейших симптомов  большинства нарушений психики. Наиболее часты случаи так называемой «реактивной депрессии», возникающей  как реакция на события, травмирующие жизнь данного индивидуума. Это  могут быть: соматическое заболевания, интимные проблемы, различные утраты, в том числе и близкого человека, и т.п.

     Депрессия проявляется, прежде всего, в изменении  настроения. Человек становится грустным, угрюмым, его одолевают мысли  о своей неудавшейся жизни, жжет острое чувство вины. Он теряет вкус к жизни и способность сопротивляться трудностям, утрачивает интерес к  тем явлениям, которые раньше увлекали. Отмечено, что в состоянии депрессии  у человека замедляются как двигательная активность, так и процессы мышления. Наиболее яркая черта депрессивной личности — самоуничижение: человек  чувствует себя ничего не стоящим  неудачником. К этому добавляется  повышенная чувствительность ко всему, что дополнительно понижает самооценку. Например, ссора со значимым человеком, которая является не более как  преходящим жизненным эпизодом, расценивается  чуть ли не как конец света; неудача  на экзамене воспринимается как доказательство абсолютной бездарности и никчемности. При этом необходимо подчеркнуть, что  в состоянии депрессии индивидуум считает свое восприятие единственно правильным, а периоды своей жизни в другом состоянии, вне депрессии, представляются ему иллюзией (искажается понимание прошлого).

     В состоянии депрессии человек  занят исключительно собой, все  его мысли о себе, о своем  здоровье, своих проблемах. Часто  встречается вариант «маскированной депрессии», когда жалуются на физическое состояние, бессонницу, раннее пробуждение, потерю аппетита, общую усталость  и т. д. При этом на первом этапе индивидуум обычно ищет контакты с другими людьми, желает их помощи. Но его подавленное настроение обусловливает неудачи в межличностных отношениях, и как результат происходит усиление депрессии — ему начинает казаться, что окружающие или избегают его, или стараются оттолкнуть от себя. Поэтому он прекращает поиск связей с другими людьми, отстраняется от них и смиряется с таким положением, испытывая при этом бессилие и безнадежность, молчаливо страдая и злясь и на других людей, и на себя. Но если человек не осмеливается открыто выразить свою озлобленность, она возрастает и может принять форму самообвинения. Недаром депрессию иногда называют «перевернутой злобой».

     Существуют  специальные прогностические таблицы  риска совершения суицида, насчитывающие  до двадцати критериев риска. Если составить  портрет возможного суицидента, то факторами, сильно повышающими риск при предрасположенности к самоубийству, являются следующие:

     • межличностные кризисы (в том  числе реакция короткого замыкания);

     • тяжелая утрата (состояние психалгии);

     • падение уровня самооценки;

     • утрата смысла жизни и перспективы;

     • стремление вернуть себе контроль за окружением;

     • зависимость от других и неудовлетворенность  таким положением;

     • примитивность мышления (человек  не знает, как отреагировать на сложную  ситуацию);

     • употребление алкоголя и наркотиков, которые снимают барьеры здравого смысла;

     • акцентуированность личности (несбалансированная психика);

     • нарушенная самокритичность;

     • тяжелая наследственность;

     • социальные условия;

     • наличие прежних попыток суицида;

     • тяжелые соматические заболевания.

     Особо опасным для индивидуума является случай, когда для него совпадают  сразу несколько из перечисленных  факторов. Чем больше соответствий, тем выше вероятность совершения суицида.

     Так как основным фактором при намерении  совершить суцидальный акт является состояние депрессии, то после осторожного  выяснения (только при помощи косвенных  вопросов полностью избегая прямых) сведений, необходимых для составления  прогностической таблицы и получения данных о том, как далеко человек зашел в своих мыслях о смерти, следует определиться со степенью депрессии. Следует помнить, что у потенциальных самоубийц есть одна важная черта — амбивалентность, затрудняющая распознавание действительных намерений.

     У некоторых людей есть биологическая  и психологическая предрасположенность  к депрессивным реакциям в трудных  жизненных ситуациях. Однако депрессия, возникшая у них в силу тех  или иных внешних причин, исчезает при изменении жизненных условий. Поэтому необходимо в дальнейшем придерживаться тактики, которая ориентирует  потенциальных самоубийцу на поиски разумного выхода из таких ситуаций или (что более реально) на изменение  его отношения к ним.

     Обычно  решение о самоубийстве не возникает  совершенно внезапно, ему предшествует серия попыток поделиться своими намерениями с другими людьми. Поэтому при работе с потенциальным  суицидентом желательно собрать  необходимую информацию у всех его  близких и знакомых (в первую очередь  значимых для него), с которыми удастся  встретиться и переговорить. Необходимо привлечь к работе и их, но по заранее  составленному и четко продуманному плану (возможна коррекция плана  в процессе работы).

     При работе с лицами, намеревающимися  совершить самоубийство, следует  обращать внимание на позитивные аспекты  в их жизни. Например: «Вы упоминали, что прежде многим интересовались. Не расскажете ли мне о своих особых пристрастиях?» Или: «Всегда есть ради чего жить. Что вы думаете об этом?» Такие вопросы могут  помочь в изыскании ресурсов для  преодоления трудного периода жизни. Можно использовать подходящие ассоциации, например рассказать, что китайский  иероглиф, означающий «кризис», составляют два символа «опасность» и  «возможность». Не умаляя значения первого  символа, можно основное внимание уделить  второму в самых разнообразных  аспектах, благотворных для соответствующего восприятия пациентом.

     Консультируя  пациента, высказывающего суицидные  намерения, очень важно оценить  риск их реализации. От правильного  прогноза может зависеть его жизнь. Специалисты считают, что замысел  самоубийства имеет три составляющих: выбор средства, убийственная мощь средства и его доступность. Если человек уже выбрал способ самоубийства, наверняка обеспечивающий смерть, и  средство легкодоступно, риск осуществления  самоубийства становится очень большим. При высокой вероятности самоубийства следует принять меры предосторожности проинформировать близких пациента и обсудить с ним вопрос о госпитализации, хотя заранее можно сказать, что  в подавляющем большинстве случаев  реакция будет остро негативной. Пациент будет отрицать свои намерения  и утверждать, что нет причин для  помещения его в кризисный  стационар. Такие заявления могут  носить отвлекающий характер, поэтому  необходимо ориентироваться на комплекс признаков, указывающих на постоянную опасность суицида.

     Особую  трудность представляет консультирование лиц, уже попытавшихся совершить  самоубийство. Здесь основное направление  — преодоление побуждений к самоубийству, которые еще сильны после неудавшейся  попытки .

     Как и в любом деле, все начинается с получения информации — это  делается осторожно, деликатно, с помощью  косвенных вопросов (отношение к  жизни, к смерти, возможные выходы из создавшейся ситуации…). Здесь  важно определить, далеко человек  зашел в своих мыслях о смерти. «Созрел» он для суицида или еще  нет? Если на вопрос, как он представляет свое ближайшее будущее, начинается перечисление того, что нужно сделать (отдать долги, купить что-то, разобраться с чем-то и т.п.) — до самоубийства еще далеко. Если же следует ответ, что он не видит завтрашнего дня, все в тумане или во мраке – дело плохо. Непременно следует помнить, что у потенциальных самоубийц есть одна важная черта — амбивалентность, затрудняющая распознавание действительных намерений, тем не менее полученная информация поможет определить степень риска: это или острая драматическая ситуация, когда нужно во бы то ни стало покончить счеты с жизнью; или же мысли о самоубийстве, есть, но они неопределенные, расплывчатые (смысл: дверь туда всегда открыта — еще успею).

      

     1.3Влияние  ценностей на формирование  жизненной позиции 

     Вопрос  смысла жизни и ценностных ориентаций не исчерпаем. Каждая наука трактует его по-своему, но неоспоримо влияние  на формирование этих понятий исторических, социальных, экономических и политических процессов. Каждый человек должен определить цель своей жизни и определить свои, и только свои ценностные ориентации. В современном мире трудно выжить, а ещё труднее жить достойно. И  чтобы не стать расходном материалом в «машине» социальных преобразований, нужно найти своё место в жизни  и обществе, определив смысл своей  жизни. Ибо отсутствие этого смысла или его потеря равносильно гибели.

     Ценности - социально одобряемые и разделяемые  большинством людей представления  о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.п. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом  для всех людей.

     Без ценностей не может обходиться ни одно общество. Они могут выбирать — разделять эти или другие ценности. Одни привержены ценностям  коллективизма, а другие ценностям  индивидуализма. Для одних высшей ценностью могут быть деньги, для  других — моральная безупречность, для третьих — политическая карьера.

     Кравченко А.И. считает, что ценности принадлежат  группе или обществу, а ценностные ориентации — индивиду .

     В психологическом исследовании ценность, с одной стороны выступает  как положительная (или отрицательная) значимость для исторически определенной общности или отдельной личности любых природных и социальных явлений и процессов и иных реальных или идеальных объектов. С другой — внутренне субъективной стороны, ценности являются взгляды, убеждения, идеи и идеалы, нормативы и образцы, интересы и жизненные планы, в  соответствии с которыми и на основе которых эти объекты признаются ценными или вредными, или безразлично-нейтральными.

     Роль  ценностей определяется тем, что  они служат мотивообразующими факторами, участвуют в определении целей  и средств, отвечающих тем или  иным ценностям; являются основой принятия решений и критерием, того, к чему следует стремиться и чего следует  избегать; служат арбитром в решении  внутренних конфликтов, указывая на предпочтительный выход; вносят устойчивость в поведение  личности и общественную жизнь, обеспечивая  возможность их предвидения .

     Познавая  действительность, люди не остаются равнодушными к полученным знаниям. Они соотносят  их с прошлым опытом, потребностями, интересами, целями деятельности. Познанные  свойства объектов определенным образом  переживаются. Возникает новое, на этот раз уже интеллектуально-эмоциональное  образование — психическое отношение к объектам познания и практической деятельности (определение субъективной значимости объекта как хорошего или плохого, полезного или вредного, приемлемого или неприемлемого и т.п).

     Ценностные  ориентации формируются при усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах  и других проявлениях личности. В  структуре человеческой деятельности ценностные ориентации тесно связаны  с познавательными и волевыми ее сторонами. Система ценностных ориентаций образует содержательную сторону направленности личности и выражает внутреннюю основу ее отношений к действительности. В процессе совместной деятельности, определяющей отношения людей в  группах, складываются групповые ценностные ориентации.

     По  мнению Десфонтейнес Л.Г., ценностные ориентации определяют направленность личности и  формируют цели поведения человека. В структуре ценностных ориентаций выделяются сензитивные периоды, когда  непосредственное влияние ценностей  на поведение человека ослаблено  и изменено, что связано с глубокими  изменениями в структуре личности и ценностных ориентаций, динамика ценностей подвержена половым различиям .

     Ценностные  ориентации это устойчивая система  установок, определенным образом ориентированная  на социальные ценности и направляющая поведение людей по отношению  к этим ценностям в условиях их сложного взаимодействия. Доминирующие установки образуют направленность личности, определяют ее жизненную  позицию и характеризуют содержательную сторону ценностных ориентации.

     К.Г. Юнг видит истинную сущность личности в ее стремлении к обретению своей  самости. Родовая сущность» самости  в том, что Юнг считает ее важнейшим  архетипом, т.е. тем, что исторически  характеризует Человека.

     Братусь предлагает трехуровневую, «трехэтажную»  структуру личности.

     Первый  уровень называется собственно личностным или личностно-смысловым. Он «ответственен» за производство смысловых ориентации, определение общего смысла и назначения своей жизни, отношений к другим людям и к себе. Имеется в  виду не абстрактная философская  рефлексия, а вполне насущная и решаемая каждым задача осмысления, смыслового оправдания своего бытия. Однако смысловые  ориентации не могут сами по себе обеспечить присвоение человеческой сущности, они  лишь определяют те или иные устойчивые отношения к ней.

     Следующий уровень необходим для реализации, овеществления, опредмечивания этих отношений. Человек осуществляет соответственно организованную активность, деятельность, неизбежно несущую на себе печать всех его индивидуальных особенностей. Этот уровень назван уровнем реализации, индивидуально-исполнительским или  индивидуально-психологическим уровнем.

     Последний уровень психофизиологический. Этот уровень охватывает ту биологическую, нейрофизиологическую базу, которая  обуславливает как саму возможность  функционирования процессов психического отражения, так и существенные особенности  строения и динамики, режимов этого  функционирования.

     В соответствии с этой структурой Братусь  выстраивает представление о  психическом здоровье. Высший уровень  психического здоровья - личностно-смысловой, или уровень личностного здоровья, который определяется качеством  смысловых отношений человека. Следующий  уровень - уровень индивидуально-психологического здоровья, оценка которого зависит от способностей человека построить адекватные способы реализации смысловых устремлений. Наконец, уровень психофизиологического здоровья, который определяется особенностями внутренней, мозговой, нейрофизиологической организации актов психической деятельности.

     По  мнению, А.Н. Леонтьева смысл выступает  в сознание человека как то, что  непосредственно отражает и несет  в себе его собственные жизненные отношения . Смысл - это отношение человека к объекту действительности. Его не следует путать с мотивом. Для мотива объект выступает как цель деятельности, для смыслового уровня - как символ, объективный знак происходящего, соотнесенный со значимыми вопросами бытия - о смысле жизни, любви, добра, зла. Каждая значимая для человека ситуация - это «задача на смысл», «задача» на соотнесение конкретного события с узловыми моментами жизненного плана.

     Когда же «задача на смысл» все же решена, и речь идет о той или иной форме  осознанности, отрефлексированности наиболее общих смысловых образований, то уместно, по мнению автора, говорить о  ценностях личности, или, о личностных ценностях, отличая их от личностных смыслов, которые далеко не всегда носят  осознанный характер. Таким образом, личностные ценности - это осознанные и принятые человеком общие смыслы его жизни. Их следует отмечать и  от чисто декларируемых ценностей, не обеспеченных «золотым запасом» соответствующего смыслового, эмоционально-переживаемого, задевающего личность отношения  к жизни.

     Р.В. Биренбаума и Б.В. Зейгарник говорят  о смысловом поле и о действенном  поле. Именно диалектика взаимоотношений  этих двух уровней обуславливает  развитие личности. В случае аномального  развития качества сохранного уровня становится резервными компенсаторными  возможностями личности.

     Смысл жизни отражает жизненную концепцию  человека, осознанный и обобщенный принцип его жизни, его жизненную  цель. В психологии смыслом (не только жизни, но и любого действия, поступка, события и т. д.) принято называть внутренне мотивированное, индивидуальное значение для субъекта того или иного  действия, поступка, события. Когда  человек совершает то или иное действие, он понимает, осознает, зачем  он это делает, и в этом для  него заключается смысл. В более  широком аспекте смысл — это  ценность и одновременно переживание  этой ценности человеком в процессе ее выработки, присвоения или осуществления.

     Можно определить смысл жизни и по отношению  к жизненным потребностям, которые  многочисленны и разнообразны, но среди которых можно выделить потребность в самореализации (более  или менее индивидуальной, более  или менее активной). Такая потребность  называется потребностью в самовыражении, в самореализации, в проявлении своего «я», о чем мы еще будем говорить. Естественно, что условия жизни  — это прежде всего другие люди, поэтому потребность в понимании, в признании непосредственно  связана с первой, составляет ее (более или менее) самостоятельную  сторону. Содержанием жизни являются деятельность, труд, потребность в  которых также становится одной  из ведущих. Человек в своей жизни  определенным образом соподчиняет  эти (и другие) потребности, выявляет свои способы и меру их удовлетворения. Так создается смысл его жизни.

     В отличие от мотивов, которые в  психологии рассматриваются как  выражение потребностей, смысл —  это не только стремление к чему-то, не только будущая цель, определяемая мотивом, но и то переживание, которое  имеет место в процессе реализации данного мотива (или их совокупности). Так, мотив поступить определенным образом может реализоваться  в действии, но, уже совершая его, мы вдруг начинаем понимать и чувствовать его бессмысленность, обнаруживающуюся именно в момент действия. Смысл жизни — это психологический способ переживания жизни в процессе ее осуществления.

     Смысл жизни — это не только будущее, не только жизненная цель, но и психологическая  «кривая» постоянного ее осуществления. Поэтому, достигая конкретных целей  в жизни, мы не утрачиваем её смысла, а, напротив, усиливаем его, убеждаемся в нем, переживаем его. Способность  субъекта переживать ценность жизни, удовлетворяться  ею и составляет ее смысл.

     С одной стороны, смысл жизни выражает притязания личности, ее стремления, потребности, с другой (и это очень важно) — является подтверждением ее реальных достижений, реальной способности выражать себя в формах жизни. Поэтому смысл  жизни - это не только будущее, не только перспектива, но и мера достигнутого человеком, оценка достигнутого своими силами по существенным для личности критериям.

     Смыслу  жизни противостоит отчуждение жизни  от человека — лишение его реальных действий, поступков, их ценности, значимости, превращение их в функциональные. Поэтому утрата смысла жизни происходит и в силу недостаточно развитых притязаний личности, недостаточно развитой потребности  в самовыражении (неразвитая индивидуальность) и в силу неспособности их реализовать, Он утрачивается и в силу непропорциональности тех психических или личностных затрат, той «цены», которую личность платит за свои реальные достижения. Это  можно выразить как своего рода психологический  закон: слишком высокая психологическая  цена, затраченная на жизненные достижения, понижает мотивацию, притязания и подрывает  смысл жизни. Возможностям данной личности должна быть пропорциональна мера усилий, действий, затрат, при которой личность испытывала бы подлинную удовлетворенность, и ею питался бы дальнейший смысл  ее жизни. Когда цена является слишком  малой, когда успех приходит без  всяких усилий со стороны личности, то личность также перестает испытывать удовлетворение, а это в свою очередь  разрушает смысл ее жизни.

     Смысл жизни определяет притязания личности и выбор тех жизненных задач, которые она берется решать. Поэтому  уже на основе жизненных притязаний на определенное место в жизни, в  обществе возникает мотивация достижения. Личность начинает решать задачи, направленные на достижение этих жизненных целей. На протяжении жизни смысл жизни  меняется. У молодых смысл жизни  ориентирован на будущее, у стариков — на прошлое или настоящее. У  некоторых в течение жизни  наблюдается значительное снижение жизненных ценностей и смысла жизни.

     Смысл жизни, более возвышенный или  более заземленный, определяет ее семантику: стремится ли человек в жизни  преимущественно получать или отдавать (свои силы, способности, труд). Он влияет на уровень активности человека —  более возвышенный смысл расширяет  число задач, которые человек  ставит перед собой независимо от того, чего от него требуют жизненные  обстоятельства. Заниженные притязания ведут к снижению активности человека, его инициативы. Потребность побольше получить от жизни, конечно, тоже иногда рождает активность и настойчивость, но делает человека зависимым от внешних  обстоятельств, с которыми связаны  по преимуществу такие «достижения».

     Важнейшим «подкреплением» смысла жизни являются либо полученные «блага», либо общее  чувство удовлетворенности человека тем, как он строит свою жизнь. Это  не чувство удовольствия, но именно удовлетворение, связанное с ответственностью за свою жизнь, с долгом перед самим  собой. Смысл жизни как ответственность  за ее осуществление, за ее способ связан с потребностью и способностью самостоятельно, на свой страх и риск, строить  и осуществлять ее. Ответственность  возникает при осознании, что ход твоей жизни зависит от тебя, что ты один на один со своей жизнью, чем задается и ее психологический смысл .

     Категория жизненного смысла — одна из наиболее общих интегральных характеристик  жизнепонимания и жизнеощущения  личности на индивидуально психологическом  уровне. В обыденных нормальных условиях проблема жизненного смысла не встает, перекрываясь обычно интересами бытия  и его запросами. При этом, как  правило, имеется негативное отношение  к смерти, неприятие ее, отнесение  ее в разряд трагических свершений. Смысл жизни представляет большое  содержательное разнообразие, индивидуализированное в сознании конкретных лиц с широким диапазоном оценок жизненного смысла; соответственно личностной оптимистической или пессимистической установки. Наиболее уязвимыми в этом плане жизненными периодами, когда личность обращается к смыслу жизни и пересматривает ее ценность, являются подростковый, юношеский и пожилой возрасты. Обычно события и ситуации, заставляющие человека пересматривать свое отношение к прошлому и настоящему, совпадают с понятием психологического кризиса, характеризующегося блокадой жизненных целей. Небезынтересно, что для истинного суицида характерно не только выраженное негативное отношение к жизни, но, как ни парадоксально и своеобразное позитивное ценностное отношение к смерти.

     По  данным В.Франкла, все больше пациентов  жалуется на то, что они называют «внутренней пустотой», вот почему Франкл назвал это состояние «экзистенциальным  вакуумом». В противоположность  предельным переживаниям, так хорошо описанным Маслоу, экзистенциальный вакуум можно считать «переживанием  бездны».

     Этиология экзистенциального вакуума представляется вытекающей из следующих фактов. Во-первых, человеку в отличие от животного  никакие побуждения и инстинкты  не говорят, что ему нужно делать. Во-вторых, в противоположность прошлым  временам никакие условности, традиции и ценности не говорят, что ему  должно делать. И часто он не знает даже, что он, по существу, хочет делать. Вместо этого он хочет делать то, что делают другие, или делает то, чего хотят от него другие. Он, так сказать, вносит свою лепту в конформизм и тоталитаризм; первый более характерен для Запада, второй - для Востока.

     Экзистенциальный  вакуум - это феномен, который одновременно усиливается и распространяется. Даже фрейдистские психоаналитики признают, что все больше нацистов страдает от отсутствия содержания и цели в  жизни. Более того, они признают, что такое положение дел объясняет  случаи «бесконечного психоанализа», поскольку психоаналитическая кушетка  становится для пациента единственным содержанием жизни.

     Основные  проявления экзистенциальной фрустрации - скука и апатия —стали вызовом  образованию, так же как и психиатрии. Как было сказано, в эпоху экзистенциального  вакуума образование не должно ограничиваться и удовлетворяться передачей  традиций и знаний, оно должно совершенствовать способность человека находить те уникальные смыслы, которые не задеты распадом универсальных ценностей. Эта способность  человека находить смысл, содержащийся в уникальных ситуациях, - совесть.

     Каждый  человек может задать себе извечный вопрос «ради чего я живу?» и  попытаться прорваться через завесу мотивировок к истинным мотивам  своего поведения. Отвечая на подобные вопросы, человек каждый раз решает особую задачу, «задачу на смысл», результатом  которой является осознание личностного  смысла, подлинного «значения для  меня», тех или иных целей и  обстоятельств жизненного пути. В  ходе решения «задачи на смысл» происходит внутренняя работа личности по соотнесению  проявлений мотива в нескольких пересекающихся друг с другом плоскостях: в отношении мотива к преодолеваемым личностью ради его достижения внешним н внутренним преградам (побудительная сила мотива); по сопоставлению мотива с другими выступающими в сознании субъекта возможными мотивами той же деятельности; по оцениванию мотива в его отношении к принятым личностью нормам и идеалам; по соотнесению мотива с реальными с точки зрения личности ее возможностями, т. е. с воспринимаемым образом Я (реалистичность мотива); по сравнению собственного мотива с предполагаемыми мотивами других субъектов (социальная идентичность мотива) (В. В. Столин). Все эти проявления различных аспектов мотивации как в едином фокусе концентрируются в личностном смысле, отражающем отношение мотива к конкретным обстоятельствам и целям действий личности. Однако выявлением всех этих граней представленности мотива в деятельности и сознании «внутренняя работа» по осознанию смысла не заканчивается. Еще одним препятствием на пути осознания смысла является невозможность непосредственного воплощения личностного смысла в системе значении, в которых этот смысл в конечном итоге должен быть сбалансирован, а тем самым и коммуницирован для других.

     Муки  творчества отражают всю трудоемкость движения от смысла к значению в  индивидуальном сознании личности; «Когда же «задача на смысл» все же решена и речь идет об осознании наиболее общих смысловых образований, то уместно говорить о ценностях  личности. Ценность, таким образом, это осознанный и принятый человеком  общий смысл его жизни». Осознанные личностные смыслы, даже если они оказываются  неприглядными и противоречащими  разделяемым личностью нормам и  идеалам общества, не изменяются от самого факта их осознания, что составляет важную характеристику природы этих мотивационно - смысловых отношений  индивидуальности.

     При раскрытии содержания понятия «мотивационно-смысловые  отношения» следует учитывать движение как от деятельности к индивидуальному  сознанию личности, так и от индивидуального  сознания личности к деятельности. Оба этих движения отображают два  взаимодополняющих плана проявления единиц анализа личности: план содержания и план выражения. Если рассмотреть  исключительно функциональное развитие динамических смысловых систем, отвлекаясь от такого важного момента их становления, как выбор личностью тех или  иных мотивов, обусловленных прежде всего ее социальной позицией в обществе, то основные моменты этого развития могут быть переданы следующим образом. Исходный пункт движения - это порождение «динамической смысловой системы» в процессе побуждаемой и направляемой тем или иным смыслообразующим мотивом  деятельности. Осуществляемые посредством  этой деятельности объективные отношения  человека к миру воплощаются в  индивидуальном сознании в виде личностного  смысла. Личностный смысл какого-либо действия или события и есть то, что мы находим в единицах структуры  личности, рассматривая их в плане  содержания. Иными словами, личностный смысл - это составляющая динамической смысловой системы, отражающая в  индивидуальном сознании личности содержание ее отношения к действительности. На возникновении личностного смысла как бы заканчивается движение .

     Смысловые образования существуют не только в  осознаваемой, но часто и в неосознаваемой форме, образуя, по выражению Л. С. Выготского, «утаенный» план сознания. Во-вторых, они  не поддаются прямому произвольному  контролю и чисто словесным, вербальным воздействиям («личность не учат, личность воспитывают»,— подчеркивал А. Н. Леонтьев). В-третьих, смыслы не имеют  своего «индивидуального», «непсихологического» существования; они не бытуют сами по себе, как мир значений, культуры, который может быть отторгнут  от нас и представляет собой нечто  объективное, заданное. Наконец, в-четвертых, смысловые образования не могут  быть поняты и исследованы вне их деятельного, жизненного контекста; заостряя это положение, можно сказать, что психологию личности должны интересовать не отдельные факты, а акты поведения, т. е. целостные ситуации и их взаимосвязи, в которых возникают и находят свое проявление те или иные смысловые отношения к действительности.

     Перейдем  к специфическим функциям смысловых  образований как основных конституирующих  единиц сознания личности. Обозначим  здесь лишь две функции, являющиеся наиболее значимыми в контексте  нашего изложения.

     Во-первых, это создание образа, эскиза будущего, той перспективы развития личности, которая не вытекает прямо из наличной, сегодняшней ситуации. Если в анализе реальной человеческой деятельности ограничиться единицами мотивов как предметов потребностей, единицами целей как заранее предвидимых результатов, то будет непонятно, за счет чего человек способен преодолевать сложившиеся ситуации, сложившуюся логику бытия, что ведет его к выходу за грань устоявшейся сообразности, к тому будущему, которому он сам сегодня не может дать точных описаний и отчета. Между тем это будущее есть главное опосредующее звено движения личности, без предположения которого нельзя объяснить ни реального хода развития человека, ни его бесконечных потенциальных возможностей.

     Во-вторых, важнейшая функция смысловых  образований заключена в следующем: любая деятельность человека может  оцениваться и регулироваться со стороны ее успешности в достижении тех или иных целей и со стороны  ее нравственной оценки. Последняя  не может быть произведена «изнутри»  самой текущей деятельности, исходя из наличных актуальных мотивов и  потребностей. Нравственные оценки и  регуляция необходимо подразумевают  иную, внеситуативную опору, особый, относительно самостоятельный психологический  план, прямо не захваченный непосредственным ходом событий. Этой опорой и становятся для человека смысловые образования, в особенности в форме их осознания  — личностных ценностей, поскольку  они задают не сами по себе конкретные мотивы и цели, а плоскость отношений  между ними, самые общие принципы их соотнесения. Так, например, честность  как смысловое образование - это  не правило или свод правил, не конкретный мотив или совокупность мотивов, а определенный общий принцип  соотнесения мотивов, целей и  средств жизни, в том или ином виде реализуемый в каждой новой  конкретной ситуации. В одном случае это будет оценка и отсеивание, селекция некоторых способов достижения целей, в другом - изменение, смещение целей, в третьем - прекращение самой  деятельности, несмотря на ее успешный ход, и т. п. Смысловой уровень  регуляции не предписывает, таким  образом, готовых рецептов поступкам, но дает общие принципы, которые в разных ситуациях могут быть реализованы разными внешними (но едиными по внутренней сути) действиями. Лишь на основе этих принципов впервые появляется возможность оценки и регуляции деятельности не с ее целесообразной, прагматической стороны — успешности или неуспешности течения, полноты достигнутых результатов и т. п., а со стороны нравственной, смысловой, т. е. со стороны того, насколько правомерны с точки зрения этих принципов реально сложившиеся в данной деятельности отношения между мотивами и целями, целями и средствами их достижения .

     Человек, стремящийся лишь к одному какому-то мотиву, не более чем абстракция. Реально человек в любой период своей жизни реализует некоторую  совокупность жизненных отношений. С взрослением человека число  его связей с миром расширяется.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.