Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


реферат Русский свадебный обряд

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 18.05.13. Год: 2012. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Областное государственное образовательное  автономное учреждение среднего профессионального  образования "Губернаторский колледж  социально-культурных технологий и  инноваций" 
 
 
 
 
 

РУССКИЙ СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД

Реферат 
 
 
 

                                        Студентка: Бочтарёва Анастасия Санеровна

                                          Специальность: Педагогика дополнительного  образования

      Курс II , группа 03.1141

   ОЗО форма обучения 
 
 
 

Томск 2012 
 
 

     Временем формирования свадебного обряда принято считать XIII — XIV век. При этом в некоторых региональных традициях в структуре и некоторых деталях обряда ощущаются дохристианские истоки, присутствуют элементы магии. 

      Свадебный обряд состоит из множества элементов, среди них: обрядовые песни, причеты, обязательные обрядовые действия невесты, дружки и других участников. 

      Русский свадебный обряд очень разнится в разных регионах. Так, на севере России «музыкальная» часть состоит почти полностью из причетов, а на юге — почти полностью из весёлых песен, роль причета там более формальна. При этом всегда обряд представляет собой не произвольный набор песен и обрядовых действий, а систему, очень стройно организованную. В зависимости от преобладания в свадебном обряде той или иной сюжетной линии различают два типа восточнославянской свадьбы (по типологии Б. Ефименковой):

- «свадьба-похороны»: доминирует сюжет инициации, перехода невесты в новый статус;

- «свадьба-веселье» (от белор. вяселле): преобладают коммуникативно-обменные отношения двух родов, связанные с переездом невесты в дом жениха. 

     При всей вариативности обряда его общая структура остаётся неизменной, включающей следующие основные составляющие: 

* Сватовство

* Смотрины

* Рукобитие

* Вытие

* Девичник / Мальчишник

* Выкуп

* После этого следует таинство венчания

* Гуляние

* Свадебный  пир 

      Обряды изначально символизировали переход девушки из рода отца в род мужа. Это влечёт за собой и переход под покровительство духов мужнего рода. Такой переход был сродни смерти в своём и рождению в другом роду. Например, вытие — это то же, что и причитание по покойнику. На девичнике поход в баню — омытие мёртвого. В церковь невесту часто ведут под руки, символизируя тем самым отсутствие сил, безжизненность. Из церкви молодая выходит уже сама. Жених вносит невесту в дом на руках с целью обмануть домового, заставить его принять девушку как новорождённого члена семьи, который в дом не входил, а в доме оказался. 
 

СВАТОВСТВО 

     В старину на Руси самым распространенным способом заключения договоренности между семьями о браке было сватовство. В толковом словаре Даля сказано: «Сватовство, сватанье, предложенье девице, а более родителям её, отдать её замуж за такого-то». Чаще всего в роли сватов выступали специально нанятые свахи, иногда родственники жениха, это мог быть отец, крёстный, крёстная, дядя. Но в любом случае необходимо было благословение отца жениха. Сватовству предшествовала определённая договорённость родителей жениха и невесты. 

     Сват, зайдя в дом невесты, совершал некоторые обрядовые действия, определяющие его роль. Например, в Симбирской губернии сват садится под матицу, в Вологодской должен был погреметь печной заслонкой и т. д. 

    Часто сват не прямо говорил о цели своего прихода, а произносил некоторый обрядовый текст. В такой же манере отвечали ему родители невесты. Это делалось для того, чтобы уберечь обряд от действий нечистой силы. Текст мог быть таким: «У вас есть цветочек, а у нас есть садочек. Вот нельзя ли нам этот цветочек пересадить в наш садочек?»

 — «Молодой гусачок ищет себе гусочку. Не затаилась ли в вашем доме гусочка?»

 — «Есть у нас гусочка, но она ещё молоденька». 

     Родители невесты должны были в первый раз обязательно отказаться, даже если рады свадьбе. Сват же должен был их уговаривать. 

    После сватовства родители давали свату ответ. Согласие девушки не требовалось (если его и спрашивали, оно было формальностью), иногда даже сватовство могло проходить в отсутствии девушки.

Свахам в предсвадебных  обрядах отводилась особая роль. Подруги  косу плетут на часок, а свахи на век. Обычно они выполняли роль посредников за определенное вознаграждение.

     В их обязанности входило не только само сватовство, но и нередко выбор самой невесты из подходящих кандидатур. Она должна была разузнавать о том, какое приданое дается за невестой и в чём оно состоит. Кроме того, через сваху жених узнавал подробности об облике и характере невесты, которую в некоторых случаях мог видеть открыто только в день свадьбы. 

    Со сватовством был связан целый ряд примет и предварительных обрядовых действий.

     Неблагоприятными днями для сватовства считались постные дни: среда и пятница. Исключалась из свадебных и масленичная неделя.

     Существовала даже поговорка: «На маслену жениться — с бедой породниться».

    Сватать старались приходить после захода солнца, чтобы не было сглаза.    Сваты старались по дороге ни с кем не встречаться и не разговаривать. После их ухода кто-либо из домашних (обычно женщины) связывал все кочерги и ухваты вместе — для удачи в деле. 
 

СМОТРИНЫ 

     Через несколько дней после сватовства родители невесты (либо родные, если невеста — сирота) приходили в дом жениха смотреть его хозяйство.  

     Смотрины — свадебный обряд, при котором сваха/(сват), жених, родители жениха могли увидеть будущую невесту и оценить её достоинства и недостатки. Смотрины устраивались после сватовства, перед рукобитьем. 

     Также под смотринами можно понимать — смотрины хозяйства жениха. Это было важно особенно в том случае, если сваты приезжали из чужой деревни. Эта часть свадьбы была более «утилитарной», чем все другие, и не предполагала специальных обрядов. От жениха требовали гарантий достатка будущей жены. Поэтому её родители осматривали хозяйство очень внимательно. Основными требованиями к хозяйству было обилие скотины и хлеба, одежды, посуды. Нередко после осмотра хозяйства родители невесты отказывали жениху. 

     Удовлетворившись результатами «домоглядства», как ещё назывались смотрины, родители невесты назначали день гласного сватовства — рукобитья. 

РУКОБИТИЕ 

      Если после осмотра хозяйства жениха родители невесты не отказывали ему, назначался день публичного оглашения решения о свадьбе. В разных традициях этот обряд назывался по-разному («своды», «сговор», «запой», «пропой» — от слова «петь», «заручины», «запоруки» — от слов «ударить по рукам», «просватанье», «своды» и многие другие названия), но в любой традиции именно с этого дня начиналась собственно свадьба. При этом договаривались о сроке свадьбы, о предстоящих расходах, количестве подарков, о кладке (форма материального обеспечения невесты со стороны родственников жениха), приданом и т. д. Также при рукобитье распределяли свадебные чины. 

     В заключении, отцы жениха и невесты били друг друга по рукам, нередко для этого надевая холщовые рукавицы. Все это должно было означать крепость и обязательность выполнения договора. После «рукобития» невеста считалась просватанной. После публичного оглашения только исключительные обстоятельства могли расстроить свадьбу (такие, как побег невесты). Обычно «сговор» проводится примерно через две недели после сватовства. 
 

ИСТОРИЯ РУКОБИТИЯ 

     Перед сговором отступало даже само торжество венчания. Только при Екатерине II, в 1755 г., Святейший Синод сумел соединить обряд обмена колец (обручение) с венчанием, но помолвка (по определению древнеримского юриста, это предварительный договор о заключении брака — футурарум) продолжала жить в народной традиции как оповещение о намерении двух любящих сердец вступить в брак. Незаключение брака после помолвки считалось немыслимым. Происходило это следующим образом: 

      Жених, родители, близкие родственники приезжали в дом невесты. Писалась рядная запись, в которой говорилось о том, к чему пришли обе стороны, оговаривались обязанности, имена, приданое, неустойки, попятное. Иногда оговаривалось, что муж не должен бить жену; в случае нарушения с обидчика взыскивался штраф. Помолвка сопровождалась празднеством, в богатых семьях иногда снимали целые особняки, специально для этого предназначенные. У всех сословий жених дарил невесте кольцо с камнем. Он же заказывал обручальные кольца, в которых была гравировка: в кольце невесты — инициалы жениха и дата обручения, в кольце жениха — инициалы невесты и тоже дата обручения. 

     На второй день после помолвки совершался обряд вручения невесте икон, которые вместе с приданым ввозили в дом жениха. Жених привозил гостинцы и подарки для невесты, ее подруг и домочадцев. Приданое перевозили в дом жениха до венчания. В купеческой среде приданое везли на пяти подводах: первая — иконы и самовар, вторая — посуда, третья — постель с принадлежностями, четвертая — мебель, пятая — мать или тетка невесты с переписью приданого, а также сваха, держащая в руках индюшку в чепчике. Встречала приданое мать жениха или старшая замужняя сестра. У дворян перевоз приданого не сопровождался обрядовыми действиями. 

    Существовал единственный сугубо православный обряд — совместные моления невесты и ее матери. Выполнялся он сразу после отъезда поезда с приданым от дома невесты. Брачный контракт не представлял собой такого официального документа, как в Европе. После этого устраивались девичник и мальчишник. Девичник имел место в среде населения, более близкой к крестьянским традициям, мальчишник — во всех сословиях. Затем происходило церковное оглашение. 

     Письменно или устно уведомлялся священник прихода о намерении молодых людей вступить в брак, происходило оглашение «имени, чина или состояния» жениха и невесты. Три ближайших воскресенья после литургии батюшка объявлял имена желающих вступить в брак. 

    Обычай позволял установить, имеются ли препятствия к браку. После трех оглашений выдавался билет, на основании которого на жениха и невесту в день венчания составлялся «обыск», заносившийся в специальную «обыскную» книгу. С 1802 по 1917 гг. она была в каждой церкви. «Обыск» подписывали жених, невеста, 2 — 3 поручителя и причет церкви. 
 

ОСОБЕННОСТИ В СЕВЕРНЫХ ТРАДИЦИЯХ 

     На севере этот обряд называется обычно «запоруки», «заручины». При этом обряде присутствуют жених и сват. 

     На севере обряд запоручивания невесты был одним из самых драматичных из всех обрядов свадебного цикла. Даже если невеста была рада замужеству, ей полагалось причитать. Кроме того, невеста совершала ряд обрядовых действий. Так, она должна была затушить свечу перед иконами. Иногда невеста пряталась, убегала из дома. Когда её пытались вести к отцу, она вырывалась. Подруги невесты должны были ловить её и вести к отцу. 

     После этого совершалось ключевое действие всего дня — «завешивание» невесты. Отец закрывал лицо невесте платком. После этого невеста переставала вырываться. Место «завешивания» разнится (в разных местах избы или вне избы). 

     После «завешивания» невеста начинала причитать. Жених и сват, не дожидаясь конца причетов, уезжали.

 Смотрины  проходили в доме невесты, но, случалось, и на гуляньях, в театре. Когда происходили они в доме невесты, жених с родителями и свахой ехали не прямым путем, а заезжали дальше и делали круг — по обычаю, «запутывали дело». Позже обряд смотрин вобрал в себя Сватовство и Рукобитие и мог, поэтому тянуться не одну неделю, причиной чему были споры о размере приданого и т. д. 

    Свадьба, древнее название сватьба, еще более древнее свиятьба, означает связывание, свиятие. Сваты, свияты, совершали обряд полового сожительства мужчины и женщины из разных родов, связывание, свиятьбу, когда женщину из одного рода отпускали жить к мужчине из другого рода. Позднее обряд связывания оброс многочисленными свадебными обрядами. 

Ты  рябина – ли рябинушка,

Ой  да ты рябинушка кудрявая,

Ты  рябинушка кудрявая,

Ой  да ты когда взошла, когда выросла?

Ой  да я весной взошла, летомъ выросла,

Ой  да за осенним солнцемъ вызрела.

Ой  да ты зачем рано пошатилася,

Ой  да ко сырой земле  приклонилася?

Ой  да не сама собой  пошатилася,

Ой  да пошатили меня ветры  буйные,

Ой  да приклонили меня снеги белые,

Ой  да не белы снеги, часты  дожи.

Ой  да ты, Еленушка Гурьяновна,

Ой  да ты зачемъ рано замужъ пошла,

Ой  да ты зачемъ рано поизволила?

Ой  да вы подруженьки, голубушки,

Ой  да не сама собой  во замужъ пошла,

Ой  да не сама собой  поизволила,

Ой  да спотакнули да люди добрые,

Ой  да пропивалъ кормилецъ  батюшко,

Ой  да со родимою со матушкой,

Ой  да на чужу дальну сторонушку,

Ой  да за одно вино за зеленое,

Ой  да за удалу за головушку.

(село  Черное. Костромская губерния) 
 
 

ВЫТИЕ 

     Следующий период в некоторых традициях назывался «неделей» (хотя не обязательно он длился именно неделю, иногда — до двух недель). В это время готовилось приданое. В северных традициях невеста постоянно причитала. В южных — каждый вечер в дом невесты приходил жених с друзьями (это называлось «посиделки», «вечорки» и т. д.), пели и плясали. 

     На «неделе» жених должен был приехать с подарками. В северной традиции все действия на «неделе» сопровождаются причетами невесты, в том числе и приезд жениха. 

    Вытие — свадебный обряд, ритуальный плач. Происходит на половине невесты. Цель его — показать, что в доме у родителей девушке жилось хорошо, но теперь приходится уходить. Невеста прощалась с родителями, подругами, волей. На невесту надевали что-то вроде фаты, из-за которой она не могла ничего видеть, поэтому невеста нуждалась в сопровождении. Как только ее отпускали - невеста падала. 
 

ПРИДАНОЕ

     Невеста с помощью подруг должна была приготовить к свадьбе большое количество приданого. В основном в приданое шли вещи, сделанные невестой собственными руками ранее. 

    В приданое обычно входила постель (перина, подушка, одеяло) и дары жениху и родне: рубахи, платки, пояса, узорные полотенца. 
 

ОБРЯДЫ  НАКАНУНЕ СВАДЕБНОГО ДНЯ 

     Накануне и утром свадебного дня невеста должна была совершить ряд обрядовых действий. Их набор не фиксирован (например, в некоторых регионах невеста должна была посетить кладбище), но есть обязательные обряды, присущие большинству региональных традиций. 

     Хождение невесты в баню — непременный атрибут большинства региональных традиций. Этот обряд мог происходить как накануне свадебного дня, так в сам свадебный день утром. 

    Обычно невеста ходила в баню не одна, с подругами или с родителями. 

     Хождение в баню сопровождалось как специальными причетами и песнями, так и рядом обрядовых действий, некоторым из которых придавалось магическое значение. Так, в Вологодской области с невестой в баню ходила знахарка, которая собирала её пот в специальный пузырёк, а на свадебном пиру его подливали в пиво жениху. 
 

ДЕВИЧНИК 

     Девичником называется встреча невесты и подруг перед свадьбой. Это была последняя их встреча перед свадьбой, поэтому происходило ритуальное прощание невесты с подругами. 

Уж  вы, девушки-подруженьки,

Вы  придите посидеть ко мне

Вы  в остаточки останные.

Уж  я буду вам наказывать:

Уж  придет к вам лето красное,

Расцветут цветочки алые,

Пойдете вы во лужки гулять,

Во  лужки гулять, цветочки рвать,

А мой-то цветочек останется,

Он  останется, состарится,

Ко  сырой земле приклонится.

Уж  вы, девушки-подруженьки,

Вы  сорвите-ка и мой  цветок,

Вы  сплетите-ка и мне  венок,

Отнесите  родной матушке,

Положите  на окошечко,

Под середнее-то окошечко,

Чтобы матушка увидела,

Увидавши  бы поплакала,

А поплакавши ко мне  пришла:

«Ты, родимо мое дитятко,

Что скоро больно соскучилось?»

«Ты, родима моя матушка,

Мне чужой отец – не батюшка,

Мне чужая мать – не матушка,

Без желаньица они  уродилися». 

      На девичнике происходил второй ключевой момент всего свадебного обряда (после «завешивания») — расплетание девичьей косы. Косу расплетали подруги невесты. Расплетание косы символизирует окончание прежней жизни девушки. Во многих традициях расплетание косы сопровождается «прощаньем с красной красотой». «Красная красота» — лента или ленты, вплетённые в косу девушки. 

     Девичник сопровождается причетами и специальными песнями. Часто причет невесты звучит одновременно с песней, которую поют подружки. При этом имеет место противопоставление причета песне — причет звучит очень драматично, в то время как сопровождает его весёлая песня подруг. 

     Девичник — свадебный обряд, день перед свадьбой, либо дни от рукобитья до свадьбы. 

Уж  ты, Марья Ивановна,

Ты  клялась и божилася,

Не  хотела замуж идти.

Не  хотела – надумала.

И кого ты послушалась?

- Я послушалась  батюшки,

Приказала мне матушка,

Выводил меня старший брат

С середы в подокошечко,

На  продольную лавочку.

Он  сдавал гостям на руки,

Одному  гостю навеки.

Он  сдавал да наказывал:

- ты люби ее пуще  всех,

Почитай ее лучше всех. 

     К невесте приходили её подруги, которые помогали ей шить подарки жениху и его родным и пели свадебные песни. В это время сюда могли приходить и жених с парнями. Вместе они устраивали «вечерки» за чаем и молодежными играми. Невеста же всё время перед свадьбой проводила «в слезах и вытье», «в голошении», что связывалось с ожидающими молодую женщину тяжелым трудом, прощанием с молодой девичьей жизнью. Важным элементом являлось также ритуальное омовение невесты в бане накануне свадьбы. 

     В наши дни также принято отмечать девичник. Только теперь его обычно проводят в кругу подруг дома в спокойной обстановке или в уютных кафе. Но возможны и другие варианты проведения девичника. 
 

ПЕРВЫЙ  ДЕНЬ СВАДЬБЫ 

     В первый день свадьбы обычно происходит следующее: приезд жениха, отъезд к венцу, перевоз приданого, приезд молодых в дом жениха, благословение, свадебный пир. 

     Однако в некоторых северных традициях сильно влияние более архаичной, очевидно, дохристианской схемы обряда. Так, в Вологодской области схема обряда такова: утром первого дня баня и встреча подруг, потом — приезд жениха, «вывод перед столы» (вывод невесты к гостям и жениху), угощение гостей. При этом основным является «вывод перед столы», так как здесь совершается ряд магических действий, невеста наряднее всего одета. На ночь все остаются в доме невесты, а жениху и невесте полагается ночевать в одной комнате. Это значит, что собственно свадьба уже совершилась. На следующий день происходит венчание и пир у жениха. 
 

ДРУЖКА 

      Дружка (или дружко) — один из главнейших участников обряда. Хотя все участники обряда замечательно знают его (так как это не спектакль, а именно обряд), дружка в определённой мере руководит обрядовыми действиями. 

     Дружка должен отлично знать обряд, например, в какой момент нужно произносить свадебные приговоры и т. п. Часто дружку ритуально хулят и ругают, и он должен уметь достойно ответить на подобные шутки в свой адрес. Жених же — почти пассивная фигура, он в свадебный день не говорит обрядовых слов. 

     Обычно дружка — родственник жениха (брат) или близкий друг. Его атрибут — вышитое полотенце (или два полотенца), повязанное через плечо. 

    В некоторых традициях может быть не один дружка, а два или даже три. Но всё равно один из них главенствует над другими. 
 

СВАДЕБНЫЙ ВЫКУП 

     В некоторых традициях утром свадебного дня дружка должен посетить дом невесты и проверить, готова ли она к приезду жениха. Невеста к приезду дружки должна быть уже в свадебной одежде и сидеть в красном углу. 

     Жених с дружкой, друзьями и родственниками составляет свадебный поезд. Во время того, как поезд движется к дому невесты, его участники (поезжане) пели специальные «поезжанские» песни. 

     Приезд жениха сопровождался одним или несколькими выкупами. В большинстве региональных традиций это выкуп входа в дом. Выкупаться могут ворота, дверь и т. п. Выкупать может как сам жених, так и дружка. 

     Элементы магических действий в этой части обряда особенно важны. Распространено подметание дороги. Это делается для того, чтобы под ноги молодым не бросили предмет, на который могла быть наведена порча (волосы, камень и др.). Конкретная дорога, которая должна быть подметена, разнится в разных традициях. Это может быть и дорога перед домом невесты, по которой поедет поезд жениха, может быть пол комнаты, по которому молодые пойдут перед отъездом к венцу, дорога к дому жениха после венца и т. д. 

    Существенная деталь обряда, сохранившаяся и в городских условиях — непосредственный выкуп невесты. Выкупать невесту могут или у подружек, или у родителей. 

     Иногда имел место ритуальный обман жениха. Невесту выводили к нему, закрытую платком. В первый раз могли вывести не настоящую невесту, а другую женщину или даже старуху. В таком случае жених либо должен был идти искать невесту, или выкупать её ещё раз. 
 

ВЕНЧАНИЕ 

     Перед отправкой в церковь родители невесты благословляли молодых иконой и хлебом. Перед венчанием невесте расплетали девичью косу, а после того, как молодые были повенчаны, ей заплетали две «бабьих» косы и тщательно закрывали волосы женским головным убором (повойником). Иногда это происходило уже на свадебном пиру, но у старообрядцев две косы заплетали и повойник надевали либо между обручением и венчанием, либо даже перед обручением. 
 

ПРИЕЗД  В ДОМ ЖЕНИХА 

     После венца жених везёт невесту в свой дом. Здесь их должны благословить родители. Здесь также имеет место сочетание христианских элементов с языческими. Во многих традициях жениха и невесту сажали на шубу. Шкура животного выполняет функцию оберега. Обязателен в обряде благословения в том или ином виде хлеб. Обычно он во время благословения находится рядом с иконой. В некоторых традициях хлеб положено откусить и жениху, и невесте. Этому хлебу также приписывалось магическое действие. В некоторых регионах его потом скармливали корове, чтобы она давала больше приплода. 
 

СВАДЕБНЫЙ ПИР 

     После венчания невеста никогда не причитает. С этого момента начинается радостная и весёлая часть обряда. Далее молодые отправляются за подарками в дом невесты. 

      Затем жених привозит невесту к себе в дом. Там уже должно быть готово обильное угощение для гостей. Начинается свадебный пир. 

     Во время пира поют величальные песни. Кроме жениха и невесты, величали родителей и дружку.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.